Закат Снежной Эпохи.

Пишет shuvalov, 02.12.2014 03:09

Не можешь предотвратить – возглавь!
Старый масонский лозунг
Закат Снежной Эпохи. (Спелеология, абхазия, Раздельный, фантазия, МГУ2013-1, спелеология, пещера, кс мгу, снежная, нижний вход)
Снежно-ледовый конус п. Снежная (-140 м). Раздельный хр., Абхазия.
Декабрь 2010 г.

Когда в начале 80-х продолжение пещерной страны Снежная потерялось в недрах завала Метростроя, советские спелеологи стали искать нижний вход в эту огромную систему.

Короткая дорога помогла бы сберечь силы и время для первопрохождений на дне. Потому что четыре дня пути туда с неизбежной кучей груза и три дня на возвращение к Солнцу, у кого угодно отобьют любопытство.

С тех пор прошло много лет.
В результате полуторамесячных подземных экспедиций мы прошли за завал Метростроя, но упёрлись в следующий завал. Рядом с Метростроем мы открыли другую - Новую - реку. Но чтобы идти по гигантским галереям над ней, жить под землёй пришлось бы ещё дольше. Наконец, мы взошли больше трёхсот метров в вертикальных колодцах только затем, чтобы когда-нибудь выйти на поверхность ближе к дому.

Французские спелеологи, в середине 50-х оказавшись в похожей ситуации в другой легендарной пещере - Пьер-Сен-Мартен, решили вопрос просто: пробили в горе километровый тоннель. Русские спелеологи, по-прежнему, ищут нижний вход в Снежную. И, судя по всему, скоро, всё-таки, найдут: ведь нам нужно пройти всего шестьсот метров!

...

Эта история началась в июне 2010 года. Тогда я, по приглашению Лёши Шелепина, впервые оказался в экспедиции в лесу на Раздельном хребте. Мы работали в новой пещере на склоне чуть выше Банки (1470 м н.у.м.). Сейчас она 360 м глубиной и следующим летом, скорее всего, вывалится в известную часть Снежной – возможно, самую сложную пещеру мира. Тогда же это была всего третья экспедиция по счёту. Лёша открыл пещеру летом 2009 г. и сразу провёл две экспедиции подряд.

Алексей Шелепин.
Июнь 2011 г.

Не знаю, что мне понравилось больше: быт в лесу или отличное руководство Шелепина. Но в пещере мне, совершенно определённо, не понравилось. Подземный ход шёл в завале, где мокрые глыбы держались на глине и честном слове. Чтобы двигаться вперёд навстречу ветру, приходилось буквально раздвигать камни. Гораздо с большим энтузиазмом я обустраивал лагерь на Банке.

Между делом, я впервые задумался о том, что никогда не слышал, чтобы кто-нибудь искал пещеры в левой (если смотреть наверх) части склона. Почему − понятно. Основная часть Снежной, согласно имевшимся, пусть и не точным, данным, развивалась правее тропы. Зато обнаруженная на дне в 2008-м году Новая река уходила далеко на Запад. А на генштабовской карте в западной части склона среди горизонталей явно читались большие воронки.

Поехав с Лёшей в июне 2011-го снова, я довольно быстро перестал работать в пещере на Банке. Раскопав в очередной выход с Ромой Семёновым какой-то завал, мы вышли к началу колодца. Дело запахло жареным, и со словами:
− Дальше сами! – я отправился на охоту с Гурамом.
Мы прошли с ним выше границы зоны леса до удивительно красивых обрывов над Хипстой. Там, рядом с останцом, похожим на беременную женщину, находится тропа, по которой косули поднимаются наверх.
Гурам на охоте возле Тяжёлой женщины.
Июнь 2011 г.

По дороге к «Тяжёлой женщине» (это − местное название останца), мы пересекли верх древнего ледникового цирка, на дне которого лежало много снега. В цирке когда-то стояло несколько кошей, в которых летом жили пастухи, смотревшие за скотом. Теперь это место облюбовали медведи, спасаясь на снегу от гнуса. Отсюда и название – Медвежья поляна. Гурам рассказал, что и сюда была тропа, по которой раньше поднимался скот. Спустя два года эта информация очень пригодилась: после очередных первопрохождений вверх по Новой реке Снежной, мы предположили, что, как минимум, левый из двух образующих её притоков, может начинаться под Медвежьей поляной. А ходить к ней удобней по той самой тропе!

В следующее своё путешествие по склону я отправился один. Из лагеря на Банке я пошёл в сторону воронок, нарисованных на карте. Впервые с собой у меня был GPS. Шёл я по лесу практически напрямик, пересекая по дороге многочисленные балки. Гурама, вернее, его автомата рядом, очень не хватало: довольно часто попадались свежие следы медвежьих лап. Медведи, очевидно, поднимались на свою поляну.

Найденные, наконец, воронки поражали своими размерами! На дно некоторых из них спокойно мог сесть вертолёт или несколько вертолётов. Тогда-то я и загорелся идеей отдельной экспедиции в эту часть склона.

Типичная воронка в западной части склона. В кружке - человек на дальнем борту.
Май 2013 г.

Только весной 2013-го мы нашли время поехать в поисковую экспедицию (поисковку) на Раздельный хребет. Майские праздники в тот год совпали с Пасхой, которую нам повезло встречать в Абхазии. Кроме того, мы застали на Дурипшском ипподроме скачки в честь 9-го мая.

Скачки на Дурипшском ипподроме в честь 9-го мая. На заднем плане - Раздельный хребет.
Май 2013 г.

Всё происходящее вокруг оказалось очень интересным, но здорово отвлекло нас от, собственно, поисковой части экспедиции. В конце концов, мы вырвались в горы, но по дороге случилось несчастье. Пока друзья носили груз «по классике» и искали место под лагерь в западной части склона, я и Макс решили подняться туда же по глубокой балке. Наверху балку замыкала Медвежья Поляна, а на высоте около 1500 м она проходила над Новой рекой. Мы надеялись, что балка вскрывает какие-то притоки. Примерно в середине пути Макс, сорвался со скального выхода. Со стороны это напоминало кадр из «Вертикального Беспредела». Только чудом он не убился, зато сломал себе руку. Тем не менее он решил продолжить экспедицию: благо, она заканчивалась.

О серьёзной поисковке речи уже не шло. Всё же, поставив лагерь, я решил показать друзьям те самые воронки, которые видел двумя годами раньше. Тем временем на нас село облако, и гуляли мы в полном тумане. Я не нашёл ни одну из тех воронок. В конце концов, мы заблудились. Весьма остро встал вопрос о возвращении в лагерь: облако-то никуда не делось! Слава Богу, на дворе был 21-й век, и у нас с собой были джипиэсы.

Поднимаясь обратно, я остановился, чтобы дождаться остальных. Оглянувшись, я обнаружил, что стою возле дыры в склоне, из которой дует сильный ветер. Дыра представляла собой удачно расположенный вход в пещеру. Короткий горизонтальный лаз отсекал всю грязь с поверхности. За ним начинался небольшой меандр и глубокий колодец с белоснежными стенами.

Единственный, кто огорчился находке – ревнивый Хренов. Хренов – это фамилия! Он тоже хотел найти пещеру. Бурча себе под нос:
− Повезло же Шувалову! – он стал подниматься выше и через несколько десятков метров наткнулся на колодец − широкую пропасть с бревном поперёк.

Хренова яма. В центре - Макс со сломанной рукой.
Май 2013 г.

Пещеры мы назвали в хронологическом порядке: «МГУ 2013-1» и «МГУ 2013-2». Дальнейшее исследование отложили. Макса надо было провожать вниз. То, что мы совершенно случайно нашли две дыры за полчаса, говорило о том, что мы, либо, очень фартовые – почему бы и нет? − либо, что их вокруг – вагон!

Антон (Чич) маркирует пещеру.
Май 2013 г.

Весной следующего, 2013-го года, я собрался в поисковку экспедицию более основательно. Заодно пригласил своих друзей и коллег по работе из АК МЭИ. Они, в свою очередь, своих − из АК МАИ. Спелеологов тоже хватало. Романтика жизни в лесу, как в детстве, притягивала многих. В итоге получилась отличная компания, ярких представителей которой тепло вспоминают в Дурипше до сих пор! Например, альпиниста Сашу Макарова.

Интересно, что в наших рядах оказался МС по альпинизму Володя Горбачёв, который в молодости активно занимался горным туризмом с самим Николаем Бондаревым. Они много ходили по горам над Дурипшем. Возможно, именно в отчётах группы Бондарева Муся Григорян в своё время и вычитала о новом карстовом районе:
− На Дурипшском перевале маршрут затрудняли многочисленные воронки.
Как известно, это привело к тому, что летом 1971 г. клуб Спелеологов МГУ провёл экспедицию под руководством М. Зверева, в ходе которой была открыта пещера Снежная.

Лагерь на Луже с головастиками (1270 м н.у.м.).
Май 2014 г.

Жизнь внесла в наши планы свои коррективы. Из-за сильных дождей, заставших нас на заброске, мы поставили лагерь в середине пути – на Луже с головастиками (1300 м н.у.м.). Обосновавшись в нём, мы решили не переезжать дальше. Тем более, что пещеры над Новой рекой стали попадаться словно грибы после дождя!

Пещеры над Новой рекой стали попадаться словно грибы после дождя!
Май 2014 г.

С самого начала поиска договорились: не обращать внимания на воронки с сильной тягой и завалами на дне. Таких тут много! Вместо этого − искать колодцы! Буквально за несколько дней мы нашли их в зоне леса штук шестнадцать! Только два-три из них были известны до нас. Например, пещера Лесная – колодец глубиной 60 м. Буквы «МГУ» и название отчётливо читались на коре дерева рядом с входом, сильно заросшим лавровишней. Но кто конкретно её открыл и когда – загадка! Ещё в одной пещере остался древний скальный крюк. Другая – в цирке Медвежьей поляны, − была отмаркирована, вероятно, ещё Морозовым: «М1». Остальные колодцы были открыты нами впервые.

Под буком - колодец пещеры Лесная.
Май 2014 г.

Колодцы − колодцами, а времени работать в МГУ2013-1 тогда практически не осталось. Новые пещеры даже не думали переставать находиться! И всё же, мы урвали один день. На первопрохождение со мной пошёл Мишка Торочков. Повалило сразу! Двадцатиметровые колодцы соединялись короткими меандрами. Пещера активно вбирала в себя восходящие притоки. Тут и там проносились летучие мыши! До сих пор для меня загадка, как я и Мишка пролезли узкий десятиметровый меандр! Мишка – мастер спорта по академической гребле и косая сажень в плечах! Плюс к тому, для него это была первая спелеоэкспедиция в жизни! За меандром мы обнаружили новый колодец, а за ним – ещё один, правда, сильно обводнённый. Перед ним в тот раз и остановились.

Мишка Торочков у входа в МГУ2013-1.
Май 2014 г.

Несмотря на очевидный успех и отличные перспективы, я не собирался возвращаться в пещеру ближайшей осенью: нас ждала Воронья летом и заброска снаряжения в Снежную осенью. Но всё решил звонок Чича:
− Шувалов, нельзя бросать этот район! Я запланировал отпуск. Поеду с сыном!
− Чич, − пытался соскочить я, − давай ты сам всё организуешь, а я помогу вам собраться?
− Нет! − давил Чич. − Меня в любой момент могут отправить в командировку! Руководить нужно тебе!

Пришлось согласиться. Чич, и вправду, еле вырвался с нами осенью.

Сын Антона (Чича) - Денис.
Фото: Чичеров А.

В конце октября весь экспедиционный груз оказался собран у меня дома. Назавтра его должна была забрать машина из транспортной компании. Однако вечером того же дня выяснилось, что встречать груз через десять дней в Адлере будут только я и Катюха. Корыч приезжал в субботу через сутки. Ещё четверо участников должны были присоединиться к нам на горе во вторник. А в пятницу – сброска! Часть участников отвалилась в последний момент. Кто-то купил гараж, а кто-то запускал спутник на Байконуре.

Всю ночь я не спал, прикидывая, что к чему, а утром предложил Катюхе отменить экспедицию. Катя настояла на том, что мы едем. Так же настойчив был и приехавший грузить машину Корыч. Закончилось это тем, что 31-го октября я и Катюха оказались в аэропорту Адлера, а Эдик из Абхазии, который должен был встречать нас на грузовой машине, не брал трубку.

Эдик был вторым водителем, с которым мы договаривались о доставке груза. Первый передумал накануне. Через час выяснилось, что и Эдик не приедет. С ним, правда, мы так и не поговорили: дозвонились до общих знакомых.Пришлось мне с Катюхой ехать на Псоу – границу с Абхазией, − и искать там машину. Перейти границу пешком мы не могли. В транспортной компании нас ждали два куба вещей весом под четыреста килограмм. Часть из них, правда, нужна была для зимы, но это ничего не меняло!

В Абхазии начался мандариновый сезон, и гружёные машины шли оттуда в Россию достаточно часто. Обратно они отправлялись пустыми или брали другой полезный груз. Первые согласившиеся везти нас ребята из Гудауты попросили шесть тысяч рублей. Только сначала они должны были загрузить стройматериалы. Терпеливо дождавшись окончания погрузки, мы убедились, что в грузовике для нас места не найдётся. Абхазцы лишь развели руками, и мы отправились на новые поиски.

Водитель другой машины возвращался в Сухум. Это не помешало ему попросить за доставку девять тысяч. Мы согласились, подозревая, что лучше не будет.

Вечером мы были у друзей в Дурипше. Я думал дождаться приезда Юры через сутки, разобрав тем временем груз и отложив лишнее. Но в семь утра следующего дня нас разбудил Гурам, сообщив, что мы, во-первых, очень долго спим, а во-вторых, он нашёл нам «шишигу» наверх. Ехать надо прямо сейчас.

ГАЗ-66 Лизбера.
Ноябрь 2014 г.

Пока я шёл в соседний дом здороваться с водителем «шишиги» −Лизбером, − Катюха быстро сортировала вещи на нужные и лишние. В десять утра мы были уже под Крутым подъёмом (700 м н.у.м.). Это – сильно дальше того места, куда нас обычно завозит машина, если её вообще повезёт найти. Лизбер пожалел нас, сравнив количество мешков в кузове с количеством участников в нём же. Чуть позже подъехали на лошадях Гурам с племянником Дауром. За две ходки они подняли груз на лошадях к Луже с головастиками (1270 м н.у.м.), где нас с мая ждал уютный лагерь. В три часа дня на Лужу подтянулись и я с Катюхой. Дольше завтракали – наконец-то, − в коше под Крутым подъёмом.

Чуть позже подъехали на лошадях Гурам с племянником Дауром.
Ноябрь 2014 г.

Увы, с этого момента скорость заброски резко упала. По плану, на следующий день Гурам должен был подняться с лошадьми, чтобы пробросить груз в базовый лагерь, захватив, заодно, Корыча. Но утром Гураму сообщили, что умер его родственник в Пицунде. Он поехал туда, доведя Юру только до конца Белой дороги. Оттуда Корыч пошёл по азимуту, а я спустился к нему навстречу. Встретились мы в коше, куда Юра вылез из чащи колючек над оврагом с тремя рюкзаками и станком, привязанными друг на друга. Обычно в том овраге налаживают самострелы на медведей. Медведь, задрав на дороге очередного телёнка, тащит тушу в те самые кусты, через которые ломился Корыч. Повезло: самострелов в этот раз не стояло.

Вечер и весь следующий день мы носили груз ходками из лагеря в лагерь, отчаянно пытаясь найти хорошую тропу. Гурам, который поджидал Чича с сыном и Рашида с Асей, резонно рассудил, что ходить два дня подряд в горы ему ни к чему. Тем более, что и дел по хозяйству у него, действительно, много. Поэтому ближайшая лошадь ждала нас только через день вместе с заброской друзей.

Мы ходили по-всякому, но каждый раз – по буеракам и пересечённой местности. Лошади там не прошли бы! От Лужи до лагеря у пещеры нужно было идти траверсом с небольшим набором высоты. Склон здесь прорезан балками: одной крупной и несколькими помельче. Между ними он, как луна – кратерами, испещрён глубокими воронками. Выше находится огромная котловина. Однажды в темноте мы долго гуляли по её склону в зарослях лавровишни. А при свете следующего дня увидели, что все кусты замечательно обходились вокруг.

В очередной раз сбившись с дороги, я предложил Кате и Юре попытать счастья в той самой мегаворонке. Мне казалось, что внизу есть вход в пологий распадок, ведущий в нужную нам сторону. Спустившись туда, я увидел, что ошибся, и пришлось выбираться обратно.
− Ничего! – оправдывался я перед друзьями. − Вдруг пещеру найдём!
Хотите верьте, но не прошло и трёх минут, как мы наткнулись на неглубокий, но вполне себе колодец. Из него неплохо дуло. Правда, пещера уже оказалась отмечена питерцами: «ЛСС. Х1». Судя по высоте, на которой были вырезаны буквы, нашли колодец ребята из Ленинградской спелеосекции зимой. В каком-то дремучем году. Скорее всего, они и сами забыли об этом.

Под ногами у Юры (Корыча) - колодец ЛСС-Х1.
Ноябрь 2014 г.

Наконец, ближе к вечеру, тропу мы нашли. Замечательными ориентирами стали буквы, вырезанные абхазскими охотниками и пастухами на гладкой коре буков.

Друзья уже приехали в Дурипш.
Гурам, кажется, не очень горел желанием подниматься к нам. Но он не мог не сдержать обещания:
− Ора, для тебя – всё сделаю!

Гурам и конь Мальчик.
Ноябрь 2014 г.

На следующий день, встретив ребят, мы закончили заброску. Гураму тропа понравилась. Хотя ему никогда не приходилось бывать в этой части склона, о метках на коре он рассказал нам кучу всего интересного. Авторов большинства автографов он либо знал лично, либо много слышал о них. Например, фамилия «Ковья» принадлежала пастуху из другого посёлка. А вот некто «Котик» был в Дурипше легендарным охотником! Гурам рассказывал, что тот просыпался утром, разводил костёр, ставил на него большой котёл с водой и уходил на охоту в горы. А через три часа возвращался с убитой косулей на плечах! Охотился он только в одиночку. Где – никто в селе не знал!

Фамилия Ковья встречалась на тропе чаще всего.
Ноябрь 2014 г.

Честно говоря, в этой экспедиции получилось мало спелеологии. Впрочем, это её нисколько не портило! Нам пришлось осваивать новый спелеорайон, в котором никто никогда не работал, искать новую тропу, обустаривать лагерь, решать проблему добычи воды. Сначала мы брали её из родника рядом с Лужей. Место показал нам ещё весной один из старших братьев Гурама − Зусим. Потом воду носили из пещеры. Там она начиналась на глубине всего двадцать метров.

Юра каждое утро кормил нас блинчиками. Под это дело пришлось построить стол из бука. Теперь на Раздельном хребте у нас их два: один на Банке, другой – здесь!

Юра (Корыч) и Катя за буковым столом.
Ноябрь 2014 г.

В конце концов, нашлось время и для пещер.

Хренова яма выпала в МГУ2013-1. Из достопримечательностей в ней валялись черепа двух коз. По крайней мере, козьими их признал Гурам с наших слов:
− Гурам, а почему ты уверен, что это были козы?
− Косули не падают вдвоём: только по одиночке. Два – значит козы!

В МГУ 2013-1 много времени пришлось потратить на расширение узостей. Пролезть за них, кроме меня и Катюхи, вряд ли кто смог бы, а пещера явно продолжалась. Подозреваю, что здешние летучие мыши укладывались в спячку, но сон мы им испортили.

Андрей и Катя перед входом в МГУ2013-1.
Фото: Чичеров А.

Тяга в пещере часто менялась. Сначала сквозняк шёл в пещеру. Мы удивились, так как оба предыдущих раза (весной) ветер дул наружу. Я даже боялся, что пещера работает как обыкновенная труба, засасывая воздух из входа где-нибудь на обрывах внизу. Перемена тяги говорила о том, что это не так. Когда наверху установилась ясная тёплая погода, из пещеры снова задуло.

Работа в пещере была в самом разгаре, а часть участников уже начали сбрасываться.

Ася и Рашид.
Ноябрь 2014 г.

В сухом остатке, на первопрохождение у меня и Кати осталось только четыре часа. Думал, что будет больше, но часть времени вне плана ушло на узкий меандр Аритмия. Я не смог пролезть его насквозь, хотя пролезал весной. Со второй попытки я прошёл по самому дну. Катя, тем временем, ушибла себе руку, пытаясь вылезти из узости, в которую только что просочился я. Пока она боролась за сантиметры пространства, я уронил себе на голову камень, из щели надо мной. Каска спасла висок, но голова болела ещё долго. Я выполз из меандра на другой стороне прямо в следующий колодец. Оглянувшись, понял, что ход шёл совсем в другом месте. На первопрохождении я и Мишка попали в нужное расширение случайно, но очень удачно.

Оставив Чича и Корыча разносить узость, мы пошли дальше. К нашему возвращению Аритмия не представляла собой серьёзной проблемы.

Щелевидный пятнадцатиметровый колодец, остановивший меня и Мишку весной, привёл нас к входу в галерею с ручьём, перегороженную завалом. Перейдя через завал на другую сторону, мы навесили следующий двадцатиметровый колодец. За ним – большой обвальный зал и новый меандр. Дальше я шёл уже один. Катюха и в колодец-то не хотела спускаться: рука болела. Меандр, промытый в монолите, был пару метров шириной. Вниз он шёл небольшими уступами. Из глубины навстречу по-прежнему дул ветер. Я остановился тогда, когда трещина сузилась настолько, что в ней пришлось бы идти боком. Пещера уверенно продолжалась на Восток, к Снежной, но нас уже давно ждали на поверхности!

Вид на Гудауту с высоты 1000 м н.у.м
Ноябрь 2014 г.

На следующее утро я встретил на Луже и проводил к лагерю Гурама с его очередным племянником Динариком и двумя лошадьми. Когда лошадей навьючили, стало ясно, что люди не смогут уйти с оставшимся грузом в одну ходку. Гурам здорово помог, раскидав лишние трансы на лошадей. Лошади присели, но сдюжили. Один мешок Гурам даже взял за спину, что совсем непросто, когда ведёшь по горам гружёную лошадь!

Досадно только, что мы не смогли найти машину по Белой дороге и в лучших традициях прошли по гравию три километра пешком. Правда, не все. Отставших товарищей, как водится, подобрал попутный лесовоз.

Обратная логистика была привычной: машина, тачки, гараж дяди Васи, транспортная. И пол свободных дня до самолёта в Адлере: самое время отдохнуть!

Огромное спасибо нашим друзьям:
Василию Машкову - за тёплый приём в Адлере,
Михаилу Рафикову - за помощь в отправке груза.

Спонсор экспедиции - компания "Лесорубы" (Бережная вырубка деревьев).

Ноябрь 2014 г.

Автор текста и фотографий: Шувалов А. (КС МГУ).