Хрустальный пик-2014: траверс Безенгийской стены зимой!
Питерская команда в этом году преподнесла альпинистской общественности чудесный рождественский подарок - траверс Безенгийской стены. До сих пор никому зимой пройти ее не удавалось.
И теперь четверка - среди номинантов "Хрустального пика"!
Команда:
Виктор Коваль
Сергей Кондрашкин
Петр Кузенков
Николай Тотмянин
О зимнем траверсе Безенгийской стены на Риске:
Оконченный траверс
И немного в интервью Виктора Коваля о Безенги
На хижине Джанги-Кош
Информация о маршруте:
Район восхождения: Центральный Кавказ, Безенги, ГКХ между вершинами Ляльвер и Шхара (Безенгийская стена)
Маршрут: траверс: Ляльвер ( 4350) с пер. Цаннер, Гестола (4860), Катын-Тау (4974), Джанги-Тау Западная(5058), Джанги-Тау Главная (5085), Джанги-Тау Восточная (5038), Шота Руставели (4960), Шхара Западная (5057), Шхара Главная (5200), Шхара Восточная (4866)
Категория сложности маршрута: 6А
Характер маршрута: комбинированный
Протяженность маршрута: 13 км, больше половины на высоте выше 5000 м
Ходовых часов команды: 107 часов, 12 дней
Выход из альпбазы «Безенги»: 09:00 27.12.2013
Спуск в Джанги-Кош: 20:30 07.01.2014
Ночевки:
1. Перевал Кель.
2. Мульда между 4310 и Гестолой.
3. Катынское плато.
4. Перемычка за Катынской пилой.
5. Мульда за Джанги Зап.
6. Плато Шота Руставели.
7. Сидячая на пиле Шхары.
8. Под ледовым разломом ниже гребня.
9. Яма на гребне перед Шхарой Гл.
10. На гребне между Шхарой Гл. и Шхарой В.
11. На Сев.-Вост. (спусковом) гребне Шхары В.
На гребне Шхары
Гребень, соединяющий вершины, обрывается 2-х километровыми скально-ледовыми стенами на север и на юг. Он состоит из чередующихся снежно-ледовых и скальных участков 2-4 кат.сл. с многочисленными жандармами и снежными карнизами, страховка на которых крайне затруднительна и требует психологической уверенности при прохождении.
Особенностью Безенгийской стены являются большая по кавказским меркам высота над уровнем моря и отсутствие простых маршрутов на любую из ее вершин. Спуск возможен только в конечных точках маршрута или в середине. Перед восхождением необходимо иметь полную акклиматизацию на высотах до 4500 м.
Николай Тотмянин
На вопросы Риск.ру отвечает Николай Тотмянин
- Наверное, зимний траверс и должен был "улыбнуться" людям, преданным Безенги. Что связывает вас с этим районом?
У каждого из нас своя безенгийская летопись. Кто-то в этом районе, можно сказать, вырос, кто-то появился уже в мастерском возрасте. Сюда хочется вернуться вновь и вновь. Безенги обладает определенной притягательной силой не только для горовосходителей. Кавказские Гималаи – это про Безенги, и это правда.
- История попыток зимнего траверса. Изложите вкратце?
В разные годы предпринималось несколько попыток прохождения зимнего траверса, но практически все они завершались, едва начавшись, на подходах к траверсу или при попытках восхождения на первую из вершин траверса. Зимой 2007 году тройка альпинистов из Москвы, используя летнюю заброску еды и топлива, за месяц сумела преодолеть участок от Шхары до Джанги-Тау Восточной. Однако попытка окончилась трагически: погиб руководитель группы, а двое других участников траверса получили травмы и обморожения и были спасены на 34 день восхождения в ходе грандиозной спасательной операции при помощи вертолета.

На вершине Шхары Главной
- Когда впервые вас посетила мысль пройти этот маршрут зимой? Ходили ли вы его летом?
Летом мы не ходили. У каждого была мечта сходить этот маршрут, но летом все были заняты другими проектами. Мысль пойти зимой посетила давно, но три наших зимних подхода к этой стене закончились безрезультатно из-за непогоды.
- В чем заключаются принципиальные отличия этого маршрута в зимних и летних условиях?
Сложность прохождения траверса зимой связана с экстремальными условиями на высотах около 5000 метров, когда даже у подножия стены температура нередко опускается до –25...–30°С, ураганными ветрами, коротким световым днем, «бутылочным» льдом и высокой лавиноопасностью отдельных участков даже в малоснежную зиму. Ветер оголяет склоны и гребни до льда, и даже фирн по своей твердости скорее напоминает летний лед, чем снег. При срыве шансов на самозадержание нет.

Петр Кузенков
Зимой практически весь маршрут, за исключением Катынского плато, может быть крайне опасен для одновременного движения. Проходить острые гребни траверсом по отвесным ледовым или скальным стенкам нереально, ползти «верхом» очень медленно, балансировать на ноже в зимней экипировке страшно. Идешь 20 метров, балансируешь и садишься на гребень «охлаждать» вспотевшие я… ягодицы.
Участок пути от базового лагеря на Гестолу технически не сложен, но здесь восходитель в короткое время должен набрать около 2500 м высоты. Из 13-ти километров траверса где-то 9 км с попеременной страховкой.

Перед пилой Шхары
Стена удалена от альплагеря «Безенги» на 12 км, а вдоль стены до хижины «Джанги-кош» на Австрийских ночевках еще 4 км.
В зимнее время в лагере находятся всего два человека – дежурная смена спасателей.
Участники восхождения должны рассчитывать только на себя.
Летом большую опасность для восходителей представляют нередкие в этих местах грозы. Зимой этот фактор менее актуален.

Вечер
- Что нужно для успешного прохождения траверса Безенгийской стены зимой?
Предварительная акклиматизация, правильно подобранная экипировка, высокая работоспособность и мотивация, терпение, желание идти до конца, удача.
- Команда. Тяжело ли найти напарников для такого небезопасного мероприятия? Или команда собирается сама, когда такой план только озвучивается?
Искать напарников не надо, мы ходим в горы, как правило, не в одиночку. Все мы - питерцы. Мы или ходим вместе, или знакомы заочно, следим и наблюдаем за успехами и ошибками друг друга.
Кристаллизация вещества из раствора начинается при появлении в растворе центра кристаллизации. Если идея созрела во многих головах, то достаточно кому-то ее озвучить для запуска процесса.

Виктор Коваль
- Траверс - мероприятие, которое может затянуться по объективным причинам. Расскажите, что было у вас в рюкзаках? Как организовывали биваки? Чем питались? Тяжелые были рюкзаки на выходе? В чем пришлось себе отказать при сборах? Прошу прощения за столько мелких вопросов, но интересно же:))
Ничего лишнего: палатка-полубочка Red Fox Cave 4 весом 4.230 кг, четыре каримата, два состегивающихся двухместных спальника Big Wall Team Thinsulate от компании Red Fox весом по 1.6 кг, джетбойл, газовая горелка MSR со шлангом, 2 кастрюли по 2 л, 8 баллонов газа, продукты на 12 дней из расчета 600гр. на человека в день, аптечка, радиостанция, запасные носки, рукавицы.

Новогодняя ночь
Железо: 10 стопперов, 8 якорей, 8 ледобуров, 3 снежных крюка, пара ледовых инструментов и 4 ледоруба, лавинная лопата, запасные кошки. Вес рюкзака на выходе около 20 кг.
Биваки старались организовывать на ровных местах, чтобы тратить минимум светлого времени на подготовку площадки. Ночевки были комфортны, кроме одной сидячей, когда не успели за день дойти до пологого места.
Пища обычная – каши, макароны, картофельное пюре, супчики, сухари, сыр, колбаса, сало, чай, сахар, печенье, конфеты, орехи, сухофрукты, консервы мясные и рыбные в полиэтиленовой упаковке, сникерсы на перекусы.
Традиционную для Нового года елку не взяли, довольствовались можжевеловой веточкой. Салата оливье не было, но красная икра была.

Сидячая ночевка
- Ну и традиционный вопрос о физической форме - как готовились к восхождению. Как вообще тренируетесь?
Специально не готовились. Тренируемся традиционно, как альпинисты, живущие на уровне моря: общефизическая тренировка – бег, лыжи, велосипед, плавание и т.п., специальная тренировка – скалолазание или отработка техники альпинизма на скалодромах и на скалах. В горы ездим несколько раз в год.

Сергей Кондрашкин
- Современный альпинизм - это, как с первого взгляда кажется, не альпинизм траверсов. Вы не думаете, что их время уходит? Или ренессанс (вспомним гребень Мазено) еще возможен?
Современный альпинизм очень многогранен. Траверсы ходятся регулярно и у нас, и на Западе. В некоторых странах траверс – мероприятие более затратное, чем просто восхождение, пермиты нужны на все вершины. Моды на траверсы сейчас нет, это так, но мода, как показала практика, повторяется.

Гребень между Шхарой Главной и Восточной
У траверсов своя красота, поклонники не переведутся. Если говорить о больших достижениях, то траверс Хан-Победа, траверс массива Лхоцзе, траверс массива Канченджанги без предварительной обработки, без кислорода, за 8 дней из базы в базу я бы отнес к высшему классу в стиле фаст-энд-лайт.

Плато перед Шота Руставели
- Есть ли другие траверсы, которые вас привлекают? Хочется еще что-нибудь сходить в подобном стиле? Может, на высоте?
С траверсами пока подождем.

Спуск со Шхары

Массив Шхары

Ледяные цветы для тех, кто дочитал до конца:))
Фотографии из архива команды
Оставайтесь с нами! Следите за презентациями номинантов!
Информация о премии
