В июле 2010 года, на северном склоне восточной вершины г. Эльбрус, на высоте 4 820 метров, совершил вынужденную посадку вертолет Ми-8 МО РФ.
Экипаж не пострадал. Пилоты благополучно были спущены возвращавшейся с восхождения группой альпинистов и поднявшихся на помощь спасателями.

Сванетия-2013. Фотоальбом (Горный туризм, кавказ, горы, туризм, фотография, грузия, поход, ушба)
В июле 2013 года мы сходили в горный поход 4 к.с. по горам Сванетии (Грузия, Центральный Кавказ).
В прошлом году я уже был там в "тройке", и куда пойти в этому году - было для меня очевидно.
Сванетия - это сказка, и я приглашаю читателей окунуться в нее...

Александр Карлович фон Мекк и деятельность Русского горного общества

Деятельность Русского горного общества (1900 - 1914, Альпинизм, мекк, ельков, 90-летие отечественного альпинизма, русское горное общество, фар)

«Декабря 24, 1901 г. былъ утвержден уставъ Русскаго Горнаго Общества г. министромъ земледелiя и государственных имуществъ и съ этого дня надо считать возникновенiе Общества;...»
так, с досадной опечатки, начинается первый годовой отчет о деятельности РГО....

Располагаясь за ущельем Шхельды, Ушба является одним из самых престижных и широко известных во всем мире массивов, расположенных в самом сердце Центрального Кавказа, до сих пор овеянных ореолом величия и таинственности. Ее особая тревожащая воображение форма, грандиозные масштабы стен и история ее покорения создали не одну Легенду об этой загадочной Вершине...

Ночное Небо над Ушбой.

Несколько красивых фото района Ушбы... (Альпинизм, кавказ, ушба)

Светлой памяти тех, кто остался на этой Горе...

Наш первый фильм "Заалайский марафон" (2001 г.) переехал на Vimeo. (Альпинизм, маи, пик ленина, турклуб маи, маршрут хойера, пик белеули)

Неторопливо, с дозволенной скоростью 500 МБ в неделю, мой канал на Vimeo заполняется фильмами, которые исчезли из Интернета вместе с сайтом Alpvideo.ru. Теперь очередь дошла до трехчастного "Заалайского марафона". Это первый фильм и для меня и для Петра Рыкалова. Теперь Петр - профессиональный оператор, вот ведь как бывает. :)

Мероприятие было очень жестким. В нем было первое восхождение на пик Белеули (6065), траверс пика Ленина с подъёмом по сложному ребру юго-восточной стены (представьте ИТО на Ленина :)). На вершине пика Ленина мы попали в буран и схватили три ночевки в непогоду на высотах 7134 (в 10 метрах от тура), 7050 и 6500 м. Пожалуй, самый сильный момент - это когда,

Лекции по медицине - дело привычное. Я периодически хожу на лекции дипломированных специалистов, которых ежегодно приглашают в Турклуб и Альпклуб МАИ просветить молодежь. Но вот до списка аптечки дело никогда не доходило. Про реанимацию - пожалуйста. Как шины накладывать - пожалуйста. Но чтоб до конкретного списка дошли - такого пока не было.

Я не врач, и курсов не кончал, но неоднократно успешно лечил в горах. Просто так, по жизненному опыту, применяя интуицию и эрудицию. Сейчас на 20 дней в поход по Алаю собираюсь. Потом будет большая экспедиция в большие горы. Вот такую аптечку я сегодня собрал.

Исправить в ней что-либо будет уже трудно, но если коллективный интернетный разум даст интересные рекомендации, то в будущем я смогу эту аптечку улучшить. :)

Сборы в горы по Интернету. Типовые таблички. (Альпинизм, снаряжение, планирование, питание)

На прошлой неделе я за пару дней обсчитал две экспедиции - двухнедельный поход 2 к.с. в горах Алая и 40-дневную экспедицию в высокие горы. Получилось быстро и непринужденно, благодаря старым наработкам - типовым табличкам продуктов питания и снаряжения.

Вот этими табличками, а также последовательностью своего расчета я и хочу поделиться с читателями. Итогом такого расчета являются три документа, которые я вывешиваю в Интернет и по которым собирается выезжающая в горы группа:

1. Сводная таблица закупок продуктов питания.
2. Таблица поручений по закупке продуктов питания.
3. Таблица распределения общественного снаряжения по рюкзакам.

А теперь опишу всю последовательность расчета.

Памяти другу Михаилу Тумаеву   посвящается! (Путешествия, памяти другу михаилу тумаеву посвящается!)
25 апреля 2013 года ушел из жизни Михаил Иванович Тумаев.
Очень грустно, что уже 40 дней, как его нет с нами.

Зимняя вело экспедиция по местам ссылок политзаключённых с иконой Новомученников Российских - это способ привлечения внимания молодёжи к трагическим страницам истории народа. Экстремальные условия экспедиции позволят исполнителям проекта на себе почувствовать всю сложность выживания людей, оказавшихся по произволу тоталитарной власти в северном плену ГУЛАГа. По опыту водной экспедиции первой части проекта «ГУЛАГ Обдории», можно смело говорить об искреннем соучастии людей в содержании темы проекта, несмотря на давность исторических событий. Рассказанные страницы истории о ГУЛАГе, судьбах людей в обстановке неформальных встреч позволяют получить искренний отклик в сердцах людей. Вся история русского народа - это история «экстрима», «выживания», «сопротивления» обстоятельствам, поэтому участники проекта сознательно идут на трудности. В таких условиях встречи с молодёжью, общественностью позволяют снять « историческую пыль» с событий, максимально погружают слушателей в реалии прошлого.

Проект "Дорогами памяти". Экспедиция Томск-САХА(Якутия) в поисках социальных партнеров и спонсоров! (Вело, велосипед, зима)

К 60-летию первовосхождения на Эверест. 1. Рассказ Джона Ханта. (Альпинизм, альпинизм)
Одна из первых публикаций самих участников британской экспедиции 1953 г. на Эверест появилась в июльском номере журнала “The National Geographic Magazine” за 1954 г. (ныне – всемирно известный “National Geographic”). Являясь счастливым обладателем этой раритетной книжки журнала, я перевел статью Дж. Ханта и Э. Хиллари в надежде, что этот материал будет интересен читателям «Риска».

Центральный Кавказ в фотографиях Вилема Хекеля (Альпинизм, шхельда, эльбрус, сванети)

Не могу не поделиться этими чудесными фотографиями. Эту книгу можно смотреть бесконечно и она НИКОГДА не надоедает.
Фотографии Западного Кавказа здесь: http://www.risk.ru/users/misha73/198572/

Натан Тейтельбойм. Заслуженный "значкист" СССР. Непревзойденный поставщик букинистических книг.

Натан Тейтельбойм. Заслуженный "значкист" СССР. (книги)

В достославные времена советского альпинизма я руководил студенческим движением в означенном виде спорта в Одессе.
В ДСО "Буревестник". В Одессе было штук 14 ВУЗов. Точно не припомню, не все ВУЗы входили в систему ДСО "Буревестник".

Для тех, кто вяжет: Узлы Франца Бахмана. (Альпинизм, снаряжение, схваты, прусик.)

Человечеству известно несколько тысяч различных узлов, десятки из них применяются в альпинизме, но история их появления, как правило, остается в тени. Одним из изобретателей «альпинистских» узлов, причем, наверное, самым плодовитым в этой области является Франц Бахман (Franz Bachmann) инженер-машиностроитель, альпинист и горный спасатель. Об истории изобретения карабинного схватывающего узла, получившего его имя, и о других изобретенных Бахманом схватывающих узлах, практически неизвестных у нас в России, рассказывается в этой статье.

Вот тут люди хотят рубрику о НС, разборы НС, говорят, что многие живут в глубинке, дескать, сильных клубов рядом нет. Поэтому хотят, чтобы сайт Риск заменил им отсутствующий клуб. Раз пошла такая движуха, то вот мой опус 15-летней давности, написанный для молодых руководителей команд горников Турклуба МАИ перед их отъёздом в походы на майские праздники 1998 г. Копирую без правки, один в один. Итак,

Напутствие начинающим руководителям.

Спортивная цель похода - преодоление пространства в горах. Грандиозность похода, глубина, сила и незабываемость впечатлений прежде всего зависят от протяженности преодоленного пространства и в меньшей степени от сложности отдельных препятствий. Поэтому, планируя поход, стремитесь к линейному маршруту или маршруту в форме ключа (кольцо с линейным участком во второй половине похода), а на маршруте делайте все возможное, чтобы группа прошла его до конца.

Постоянно помните, что вашей реализацией в походе как руководителя и предметом гордости должно стать ваше искусство, благодаря которому группа в полном составе и в нормальном состоянии доходит в срок до конечной точки маршрута. Этим вы отличаетесь от участников, каждый из которых решает индивидуальные задачи.

На Саган-Хушун (популярное место силы Байкала) лучше всего отправляться с Хужира. Путь относительно простой.

Притяжение... (Горный туризм, живопись, виктор воропаев, эльбрус)

холст на картоне 300х400, акрил, масло

В.И.

Кавказ 2012-2013. Фототуризм. (Альпинизм, турклуб маи, приэльбрусье, безенги, катын, безенгийская стена, эльбрус, гестола, ляльвер)

На новогодние праздники команда Турклуба МАИ посетила красивейшие уголки Кавказа - Приэльбрусье и Безенги.

В этом сезоне (2012г.) нам удалось реализовать свою давнюю идею выхода на пик Е.Корженевской по западному гребню массива.
Лучше всего маршрут виден с западной стороны:

От Калуги до пика Евгении Корженевской (вариант Угарова'53, Альпинизм, пик е.корженевской)
(Использовано фото Г.Сальникова. Вид с плато пер.Бырс Вост. 2008г.)

Вашему вниманию предлагается подборка фотографий водопадов Кабардино-Балкарии.