Кавказ 2012-2013. Фототуризм.

Пишет SRomanenkov, 16.01.2013 23:41

Кавказ 2012-2013. Фототуризм. (Альпинизм, турклуб маи, приэльбрусье, безенги, катын, безенгийская стена, эльбрус, гестола, ляльвер)

На новогодние праздники команда Турклуба МАИ посетила красивейшие уголки Кавказа - Приэльбрусье и Безенги.

22 декабря мы группой из 5 человек приехали в Терскол с целью акклиматизироваться на Эльбрусе перед Безенгами.

В день приезда покатались на лыжах и, переночевав внизу, поднялись на Бочки.

Дорога Мир-Бочки

Погода поначалу не радовала. Сильно мело. От Бочек до Приюта 11 тропежка по колено, видимости нет, ориентироваться можно только по GPS. Но нас это не сильно волновало. Программой минимум на акклиматизацию были две ночевки на высоте Приюта и радиальный выход в сторону вершины.

В зимние мероприятия тяжело уезжать в начале сезона, когда, толком не столкнувшись с холодами в городе, попадаешь в суровые условия зимних гор. Эльбрус, сразу после выхода из вагончика канатки, встретивший нас метелью, отрезвил и помог войти в походный ритм.

25 числа, после второй ночевки на Бочках спускаем вниз приболевшего Диму и в этот же день переселяемся в район Приюта 11, решив на утро выходить наверх.

Погода не подвела. На небе звезды, дует освежающий встречный ветер. На верх идем втроем: я, Илья и Миша. А другой Дима, Чижик, остался возиться с кайтом в районе Приюта, сказав, что на Эльбрусе был уже достаточное количество раз и больше не пойдет.
Поднялись на восточную вершину, пройдя участок льда по островкам снега. Для скоростных забегов акклиматизации, конечно, не хватало, состояние отличное, но кислорода маловато, пришлось немного потерпеть.

Участок льда над скалами Пастухова

Безенги с Эльбруса

Западная вершина с восточной

Подписал вершины, которые узнал

На спуске заскочили посмотреть хижину на седловине. С ней все нормально, не знаю как было изначально, но поддерживающие металлические троса ослабли. И дверь, которая открывается наружу, замело снегом. Главное чтоб в период длительной отсидки хижина не превратилась в ловушку. Пока ждали Илью, Миша успел достать из хижины и немного просушить смороженные спальники.

На горизонте видно море

Создалось впечатление, что проблема зимнего льда на Эльбрусе – это проблема тех, кто ходит по вешкам или по треку. Восточнее скал Пастухова, никакого льда нет, правда есть небольшие трещинки, так что лучше связаться.

Спуск на скитурах с 30 кг рюкзаками то еще развлечение. Главное было не сломать гитару.
27 декабря переехали из Терскола в Безенги.

В Безенгах нас осталось трое. Илья присоединился к так и не выздоровевшему Диме, а мы 29 декабря вышли наверх.

Рюкзаки тяжелые, приходиться тащить снарягу рассчитанную на пятерых человек и продукты на 16 дней.

В нижней части Безенгийского ледника снега не много, за 3 км не доходя поворота ледника, одели снегоступы. Безенгийскую стену пока не показывают, погоды нет.

Остановились на повороте к Цанеру. Первая ночевка в палатке. Как же здорово в нашем просторном шатре после различных домиков. Залез в спальник, пьешь спирт.

Утром совсем ничего не видно, идет снег. Ориентируемся по GPS, в таких условиях страшно попасть в лавину. Ставим палатку и ждем улучшения видимости. После обеда немного развиднелось, но прилично задуло.

К вечеру ветер еще усилился. В палатке ночь была бы беспокойной, решили рыть пещеру.
Все занимались этим в первый раз, поэтому пещера получилась уютная, но горелки утром работать не хотели, не хватало кислорода. Ночь замело вход. Горячий завтрак перенесли на обед.

Перевалив отрог между средним и нижним Цанерами, вышли на очень неприятный и лавиноопасный склон, летом здесь тропа по осыпи в обход ледопада. Зимой на Цанер безопаснее подниматься прямо по леднику через простой ледопад (ориентировочно 2Б).
К лавинной опасности на подходах в зимнее время следует относиться со всей серьезностью. К новогодним праздникам снега выпадает не очень много, но для формирования снежной доски хватит не продолжительного снегопада с ветром. Включив биперы на повороте ледника, сняли их только в альплагере.

Новый год отпраздновали под Цанером.

Праздничные гуляния

Лагерь на фоне вершины 4310

Дыхтау и Шхара

Когда готовил маршрут, думал что путь подъема на Ляльвер – вещь очевидная. Но когда рассеялись облака, и открылась вершина, с определением маршрута возникли трудности.
Смущало, что в изученных мной описаниях восходители сначала поднимались на Цанер, а затем уже лезли на Ляльвер. А для подъема по северному гребню, который в итоге оказался классическим маршрутом, заход на перевал был не обязателен. Мы перевалили через Цанер и начали подъем по С-З гребню и ледовому кулуару. Видимо, 1 ого января в себя еще не пришли и решили встретить новый год ударным трудом. Позже Адельби (спасатель из а/л Безенги) нам сказал, что в этом кулуаре уже несколько раз проводились спасработы. Это летом, зимой не сыпет, но 9 веревок по жесткому льду с тяжелыми рюкзаками нас немного измотали. Потренировали командную работу на перилах, первый лезет, второй страхует, третий челночит с грузом.

Маршрут на Ляльвер проходит по гребню, смотрящему на фотографа. Мы же поднимались по кулуару справа

Лезем на Ляльвер. На заднем плане Тихтенген

Перевал Дыхниауш

На перевал Чюрлениса Восточный, где планировали остановиться, мы в этот день не успевали. Ночевать приспустились на юг, на большое снежное плато, утром, удачно обойдя, жандармы Ляльвера.

Спустились переночевать

Сванетия. Слева Тетнульд

Приятно, что прогноз погоды, регулярно получаемый нами из Москвы по телефону, ошибался в нашу пользу.

Наверху шлось тяжеловато. Понятно, что все мы стремимся к фаст энд лайт, но зимой на Безенгийскую стену можно идти в таком стиле только заранее оплатив вертолет. Попал в непогоду без снаряжения и запаса продуктов – эвакуируешься. Мы за основу взяли неспешный график группы К.Кузьмина, прошедшей траверс в 1953 году, полагая что 18 человек быстро идти не могли по определению. К их 9 дням добавили еще 4 на непогоду.

Гестола

На спуске с Гестолы на Катынское плато лед, пришлось вешать перила. При сдергивании использовали бур-барабан, пришедший на смену традиционным проушинам. Зимой лед колкий и проушина не всегда надежна.

Катын

Тетнульд

Во время пересечения Катынского плато Дима Чижик пожаловался на ногу, ушибленную на спуске с Гестолы. Решили подождать до вечера, и в палатке посмотреть.

Тетнульд и Гестола из под Катына

Сходили на Катын. Скорее всего, это первое зимнее восхождение.

Катын

Дыхтау

Пила Катына

Вечером с больной ногой ясности нет. На улице температура -30-40 градусов, при такой заморозке голень даже не опухла. Дима говорит, что ходить может нормально, но на жестком льду голеностоп выворачивается даже в пластиковом ботинке и он не может гарантировать безопасность нашей связки.

Получив прогноз о начале затяжных снегопадов с 6 января, решили отложить траверс на будущее и начинать спуск. Перед пилой Катына оставили увесистую заброску продуктов и бензина.

Лагерь на фоне Главной и Западной Джангитау

Долина Безенги и тень от Дыхтау

Интересно, что пока шли вперед неблагоприятный прогноз ни сколько не смущал, думал, отсидимся и пойдем потихоньку дальше. Но как только повернули назад, перспектива зависнуть на стене в непогоду начала напрягать, нужно было спешить.

На подъеме от альплагеря стены толком не видели. Состояние снега и перевалов оставалось загадкой. Поэтому спускаться прямо вниз с Катынского плато не решились.

Утренние сборы

Лакуца и горы Сванетии

Спускаясь с Гестолы на плато повесили 4 веревки, а, по хорошему, нужно было вешать все 8. На обратном пути при сильном ветре мерзнуть на перилах не хотелось и мы поднялись пешком по длинному южному гребню почти от перемычки с Тетнульдом.

Облака над Катыном

Южный гребень Гестолы

Весь день дул серьезный ветер, от которого спрятались, только приспустившись с Чюрлениса Восточного на север, где заночевали.

Лагерь на фоне Дыхтау

Решили спускаться прямо с перевала на ледник, подниматься на Ляльвер желания не было.

Снизу, из-за непогоды, Чюрлениса мы увидеть не успели, описания с собой не было, я только знал, что через перевал, в более снежную зиму, на Гестолу уже ходили. Нам предстоял спуск по ледопадному перевалу сверху вниз в режиме первопрохождения, это немного нервировало. Но поиск пути на утро доставил удовольствие.

Склоны перевала перегружены снегом. При перепаде взлета в 1000 м, любая лавина для группы катастрофична. Просто в связке здесь гулять страшно. Придумали следующую тактику прохождения: связали 3 веревки, 1й уходит вниз со страховкой на буре в сторону ледосбросов или ледового края трещины, делает станцию и принимает остальных.

Перевал прошли нестандартным путем. После спуска с верхних сбросов ушли в кулуар с интересными ледовыми ступеньками. Летом там ходить не стоит, может сыпануть со скал.

Слева перевал Чюрлениса Вост. Обычно ходят через ледопад. Мы спустились правее скальной гряды. Справа ледопад на пути к Цанеру.

Несмотря на поломку снегоступов, к вечеру добрались до альплагеря. На следующий день начались снегопады. Мы успели.

На заднем плане Катын

Команда благодарит Адельби Ахкубекова и Алия Хусеевича Анаева за теплое отношение и гостеприимство.

Классные снимки!

Отличный поход и отличные фото, как всегда!

Более того, многие снимки просто шикарные!

Отличный поход, отличные фотки! МОЛОДЦЫ!!!

Класс. Молодцы. Чем снимали?

фотик Canon 450D. Объектив Тамрон 28-75. Зимой на новый год солнышко низкое, не всегда хватало освещение, а фотоаппарат не позволяет снимать в нормальном качестве при большом ИСО. Штатив с собой не брали, поэтому много нечетких фоток в брак попало.

Замечательные снимки!

Спасибо за отличные снимки! Хоть какая-то отдушина на фоне всех последних событий там...

Фотки шыкарные. Но я в тех мистах небыл и от названий аж голова кругом идет))) на досуге надо будет с картой сесть и разобраться что там где)

Рериховские краски.....Фотки просто бомба!!! Огромное удовольствие от просмотра....Да и поход неслабый...Молодцы, мужики!

Классные фотки! И с погодой повезло, и от непогоды удрать успели!
А вот что это за скала? Что-то привязаться не могу...

Это, ведь, не сам Катын..
Я бы и сам привязался, если GPS-координаты финальной точки пути подскажешь.

Привязался. Это Катын. В Гугле эта скальная башня напрочь "срезана".

Да, это Катын и гребень в сторону пилы. Вершина находится не в самой стене, а чуть южнее. Если бы шли траверс дальше, наверное, подниматься не стали бы, экономя время и силы. А так как к тому моменту уже существовала не ясность с дальнейшими планами, появилось возможность на вершину сходить.

И еще вопрос, а вы с питерцами в лагере пересеклись?
Интересно, они о прогнозе знали? Чего они вверх поперлись?

Могу ответить от лица "питерцев, которые наверх поперлись":
В лагере с вашими ребятами мы не пересекались. Наверх вышли 2-го января, по прогнозу - неделя хорошей стабильной погоды. На большее надеяться трудно. 6-ки зимой за день не ходятся, и и в том, что погода портится, когда ты работаешь на стене - нет ничего удивительного. Об ухудшении погоды нам передали по связи, когда наша группа находилась в верхней трети стены. Собственно непогода на стене особой опасности не представляла: снег сходил пылевыми лавинами, которые были безопасны, но существенно замедляли скорость движения. Я предполагал, что могут возникнуть трудности на спуске, не на стене, а там, где уже "ходят пешком". Ниже Крумкольского провала на пологих склонах глубина снежного покрова была по-пояс - по-грудь. Очевидно лавиноопасно. Поэтому мы приняли решение дождаться группу Шамало, в которой был участник с сильными обморожениями для совместного спуска. Варианты были: уходить на юг единой группой, отсиживаться и ждать схода снега. Пока ждали вторую группу руководитель сборов Т.И. Тимошенко приняла решение о возможности эвакуации вертолетом - абсолютно правильное решение (все участники имели страховки с покрытием вертолетной эвакуации, а перед выездом Тимошенко проводила переговоры с Вертолетным Продвижением).
Имея некий опыт зимних восхождений, в том числе в районе Безенги, и в том числе опыт откапывания участников из лавин, могу сказать что не вижу ошибок в действиях нашей группы. Бывают такие вершины, с которых даже после нескольких часов снегопада страшно спускаться... Примеров масса, вы сами знаете. Просто надо думать об этом и быть готовыми к разрешению подобных ситуаций, имея некий алгоритм действий. И этот алгоритм у нас был. А "поперлись" - как-то не правильно...

P.S. С удовольствием посмотрел фотографии этого поста, и рад за ребят. Они тоже все сделали правильно
С уважением, Коваль Виктор

Позвольте узнать, где страховались?

Не возникло проблем с возмещением, не смотря на оговоренный пункт?

Очень животрепещущая тема - выбор страховой компании.

Не обижайтесь на мой грубоватый слэнг :)
Спасибо за ответ.

А скажите, пожалуйста, слабовыраженное "спусковое" ребро чуть восточнее Крумкольского Провала, из-под башни пика Тихонова в этот момент тоже было лавиноопасно?

Мы ни с кем пересечься просто не успели. Заехали 27 числа, когда лагерь был еще пустой. Когда выходили с маршрута пришили уже в темноте 5ого января, а на следующее утро была заказана машина в Нальчик.

Прогноз нам сообщали по данным сайта windguru. Глобальные периоды хорошей/плохой погоды он предсказывает четко. В мелочах ошибается, но и сейчас и летом на Памире больше в нашу сторону.

У нас участок со снегом по пояс был на обходе гребня Ляльвер-4310. Потому и вниз ушли с Чюрлениса, что по скалам перила вешать вверх не хотелось, а обходить по таким склонам страшно.

Хорошо погуляли, Сергей! :)

30-е сверху фото - мой фаворит!
Напечатала бы, и воткнула в рамку на стену:)))

Ага, хороша картинка :)

Да, напряженно, не расслабишься...Даже страшновато, если на свою шкуру примерить)) Фото - класс.

Спасибо, за рассказ и снимки просто супер, забрал большую часть в коллекцию :)

Здорово! Классные фотки!

Некоторые снимки просто бесподобные. И маршрут сильный. А описание такое лёгкое и непринуждённое, что складывается впечатление, что на прогулочку сходили :) Хотя я, когда летом на Безенгийскую стену смотрел, то желания залезть на неё никогда не возникало, а это зимой, в непогоду! МЕГА-ТУРИСТЫ, восхищаюсь.

Так у них и был заявлен поход выходного дня с элементами 6-ки.

в н/к с элем. 5 к.с. ходил, а вот в ПВД с элем. 6 пока не приходилось.... Ну, есть к чему стремиться! ;)) В т/к МАИ записаться что ли, а Никита? Может как-нить и меня в такой ПВД возьмут? :)))

Молодцы! Хорошо сходили!

Спасибо, классные фото! На панорамном снимке (9-й сверху) Донгуз-Орун подписан неправильно, посмотрите. А вообще, как снова побывал, спасибо!

Спасибо. Фото поправил. На автомате написал другое название.
Может кто подскажет название вершины на панораме правее Накры? Эта же вершина на фото с приютом (№13 сверху) чуть правее центра кадра.

Там и Лайла, и Цалгмыл, и Штавлер. Про какую вопрос - не понял.

Вы поставьте значки № ... ? над такими непонятными вершинами, Вам помогут.

Как красиво и холодно! Отличное приключение, спасибо!

Великолепное путешествие, отменные снимки! На фото, где вершины подписаны, Донгузорун назван Джаном.

undefined

И правда ФОТО-ТУРИЗМ-АЛЬПИНИЗМ, даже как дисциплина воспринимается, очень на высоком уровне! Спасибо, все в избранное!

Спасибо за пост, фотки бесподобные!

фигасе фототуризм :)
well done

Присоединяюсь к восхищенным откликам о фото и главное о самом походе. Такие нагрузки не всем под силу. И главное - всё придумать, просчитать, организовать и затем воплотить в жизнь без ЧП и НС. Молодцы.

Снимки не просто отличные,а эстетически-отличные!
Большое спасибо!

Небеса просто волшебные, как и горы!
Спасибо!

*Попал в непогоду без снаряжения и запаса продуктов – эвакуируешься.
В смысле - дожидаешься лётной погоды, и эвакуируешься.

Ну да :) Без запаса прочности сильно зависишь от погоды, а зимой с ней стабильности нет.

могете!

Команда - Молодцы!
Фотки - чудо!
Сереж, а палатку новую Вам Лёшка сшил? Из чего "центральную" опору делали?

Палатку сшили перед летним Памирским походом. Как сказал Миша Войтюк, палатку мы бережем, в плохую погоду не ставим :)) Поэтому и выглядит как новая.
ЦК сделали сборный из дюралевых труб. Получилось дополнительных 1.5 кг веса, зато надежно. Летом мы обычно из лыжных палок вяжем, но сейчас и стольких палок не было и перестраховаться решили, вспоминая как зимой на Памире ветром сломало ЦК и острием порвало купол.

Отличный поход, отличные фотки!
Поздравляю с маршрутом! Только это ни разу не "фототуризм"
МОЛОДЦЫ!!!

Класс :)

Бесподобные снимки!!!

Спасибо за отчёт и прекрасные фотографии. Особенно впечатлили "Облака над Катыном"!

Просто лучший отчет из тех, что я видел! Как показывает практика, не столько важна техника (все можно вытянуть в PS), как чувство композиции, умение выбрать ракурс - и это при том, что 30 кг рюкзак за спиной, на лыжах и приходится соблюдать график!

Спасибо!

"Замерзал" и получал удовольствие...

В избранное!

p.s. После Эльбруса гитару оставили или таки наверх брали?

Гитару на Эльбрус и в альплагерь брали. На верх тяжеловато все-таки.

На горизонте видно море

А это точно море?

Если присмотреться то за морем еще и берег видно :)

Я это заметил, просто подумал - а может это иллюзия?
Получается, что и Эльбрус в хорошую погоду виден с Черного моря?
Это только зимой такая видимость хорошая бывает?

здорово...

очень достойно!!

Здорово!
Переживал за Вас, периодически читал скупые строчки на сайте ТурклуМАИ.

Красиво сходили,молодцы!

Хорошая Серёж у вас "пилообразная" акклиматизация получилась: ночь внизу - две ночи на бочках - ночь на Приюте 11 и Эльбрус сходу. Фотки супер! Особенно три: облака над Катыном. Великолепно сходили. Приятно удивило, что ты повернул вниз. Достойный мужской поступок! Вовремя слинять - это талант.

Никита, так изначально цели на Эльбрус подняться и не было. Главным было провести 2 ночи на высоте 4000, этого, с учетом спуска вниз и отдыха, для Гестолы должно было хватить, чему пример самочувствие Димы Чижика, выше приюта не поднимавшегося. На Эльбрус сходили поскольку погода и силы позволяли, я перед выходом всем сразу сказал что гуляем не напрягаемся, не хватит акклиматизации, поворачиваем вниз.
Безусловно, для тех, кто своей целью ставит восхождение на вершину, полезно перед штурмом спуститься в Терскол, отдохнуть.

Акклиматизации хватило. Чувствовали себя отлично. Видимо сказался предыдущий высотный опыт. Пока недолго ждали Илью успели даже чуть прибраться на седловине, Миша вырубил пенку изо льда, кусок веревки, попробовали посушить спальники из хижины.

Здорово, ребята, молодцы!
Спасибо за хорошие фото и отчет!
Есть небольшая просьба, если можно, нарисуйте на панораме Эля, приблизительно, как топали наверх и обратно (имеется ввиду, проход западнее скал Пастухова и вставьте чуть ниже)
заранее спасибо :) удачи в новом году и сезоне!

наверх - салатовая нитка, обратно-голубая. Льда было не очень много, но на обратном пути чуть подустали, плюс постоянная нагрузка на колени и икры от спуска по жесткому фирну, так что решили этот участок обойти по мягкому снегу.

большое спасибо!

А если наоборот, левее обходить - как там? Больше трещин?
Почему избрали именно обход справа?

А можно уточнить: бур-барабан это как?

бур-барабан-это хорошо !
Кажется , в "самодельном снаряжении" было

На бур одевается катушка-барабан со стропой или шнурком и жестко крепится. Тянешь за стропу, бур выкручивается. Кто-то, конечно, и на обычный бур веревочку мотает, но с катушкой-барабаном надежнее.
Нашел в интернете фото одного из вариантов такого бура.

Использовали - работает на ура!

Ага, я тоже хожу с аналогами много лет. Только закручивать его без ручки в зимний лед тяжко. А вариант с ручкой никто до сих пор не делает. Самодельные ручки пробовали приколхозить - не понравилось.

Железные люди!

потрясающая фотопохода!!!!! молодцы!

...вот у кого перенимать опыт по организации и проведению зимних, высокогорных походов....Молодцы!

Да, ребята молодцы, фотки шикарные, особенно Облака над Катыном очень впечатлила.

Шикарные фото! Огромное спасибо. Половину сохранил себе на "обои" для рабочего стола)

Замечательные снимки. Просмотрел с большим удовольствием! Горы как огонь - смотреть можно не отрываясь...

"Что скажете, PD?" - спрашивает меня окошко для ввода текста.
Ничего не скажу.
Просто сижу и тихо офигеваю...

Да, Молодцы, прекрасный поход!
А сколько новой полезной информации в этих фотках!

Ребята!.... Спасибо!.....

посмотрел панораму с подписанными вершинами и нахлынули ностальгические воспоминания.
Мой список покоренных вершин с этой панорамы: Донгуз, Сев.Ушба, Щцровского, Гермогенова, Джан-Туган, Катын, Гестола, Ляльвер

,а у меня Ушба Ю. Чатын Щуровского. Мечта на Шхару с юга

Отличные фотографии! Классный поход!

Снимка в Душу! Завораживают.
Молодцы ребята! Большое спасибо!

небо вне конкуренции

Да уж....!!! В избранное, однозначно!!!

Фото невероятные!

Поразительные фото! СУПЕР! Спасибо!