Руководитель всегда прав? Проблемы руководителя и проблемы с руководителем. (Горный туризм, руководство, поход, конфликт)
Андрей Лебедев:"
1.Руководитель всегда прав!
2.Те, кто никогда не руководил, даже при наличии пятерочного опыта обладают недоразвитым и ущербным туристским сознанием. Только груз ответственности за жизнь людей вправляет мозги и делает туриста зрелым. Мне, как руководителю походов высших категорий сложности, приходится систематически страдать от неполноценности ни разу не руководивших зеленых суперменов. Поэтому руководите! От этого вы сами вырастите как участники..."

Организация переправы забросом веревки на целевой берег (Горный туризм, безопасность, переправа)

Иногда в походе возникает необходимость (или просто большое желание ) переправиться через неширокую реку, ни вброд, ни вплавь не преодолимую. Многие относятся к этому скептически . «Я столько раз ходил и ни разу не понадобилось» - часто такое слышал от людей действительно опытных.
Тем не менее опыт таких переправ существует и я считаю, что группе, идущей маршрут по мало освоенному району с проблемными переправами, полезно о нем знать.

Дальше простая статистика: Кто страхует и кто спасает.

Если Вы собрались в горы Киргизии,
то позаботьтесь о страховке с покрытием
страхового случая как минимум в 30000 Евро.

Порой на дюльфере мы сталкиваемся с очень неприятной проблемой: спустился последний, начинаем продергивать, и вдруг система, соединяющая 2 веревки, цепляется за выступ, и «Твою дивизию!.. Твою дивизию!..Твою дивизию…» вторит эхо.
Дамы и господа, хочу продемонстрировать и обсудить с вами один из способов продергивания. Этот способ нам показал опытный, авторитетный альпинист-инструктор. Суть в следующем. Две веревки, по которым дюльферяет последний, соединены обычным проводником (рис 1) без контролек. Преимущество этого узла состоит в том, что на перегибе он переворачивается в положение наименьшего сопротивления. Ради эксперимента попробуйте провести этот узел под нагрузкой через крутой перегиб, например через стол под углом 90 град (рис 2), и вы увидите, как узел сам собой повернется в сторону наименьшего сопротивления (рис 3).

Полный отчет об экспедиции МАИ в Заалайский хребет в августе 2012 г. (Альпинизм, ледяной мыс, пик обручева, сауксай, пик ленина, малая саукдара, пик спартак, экспедиция маи на заалайский хребет)

Работу над отчетом я начал с "Овражинга на Сауксае", потом поделился большим куском, в котором описал вершины и перевалы хребта Ледяной Мыс. И вот теперь готов полный отчет, включая 4-ю главу, посвященную прохождению нового маршрута на пик Ленина по юго-западному ребру западного гребня. Теперь можно отдохнуть от этой работы и потихонечку начинать обдумывать новую экспедицию...

В горах Ледяного Мыса. (Альпинизм, заалайский хребет., пик обручева, ледяной мыс, пик ленина, маи)

Кто знает о хребте Ледяной Мыс? Признаюсь, я совсем недавно обратил на него внимание. Разглядывал карту, разглядывал - и, вдруг, шарах в голову: "Вот здесь должно быть очень красиво!"

И действительно, спускающиеся с хребта на север долины на высоте 3400-3600 м вливаются в цветущую Алайскую долину, а, значит, в них будет много цветов. Закованные льдом вершины, высотою от 5000 до 5500 м, обращены на север полутора и даже двухкилометровыми стенами, с которых стекают совсем не маленькие ледники. Некоторые из них достигают в длину 4-5 км, а самый большой - 6,5 км. И тут же рядом гигантский ледник, ведь южные склоны хребта обращены к могучему 21-километровому леднику Корженевского.

А какие там должны быть панорамы! На юг, на грандиозный Заалайский хребет. Да и на север, на огромные пространства Алайской долины, которые, наверное, смотрятся с высочайших вершин Ледяного Мыса, как с крыла самолёта.

Так думал я, размышляя над картой.

Высотный ликбез (Альпинизм, восхождения, высотные, договор, kmga, гиды, пик, ленина, киргизия)

Памятка-минимум для тех, кто хочет с гидом и не только.

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ НА ПАМИРЕ. (Горный туризм, маи)
В этом году мне случайно попал в руки дневник нашего штурмана, и я сразу вспомнил события 35-ти летней давности, как будто они происходили только вчера. А чтобы воспоминания не выветрились из моей головы, от случайно подхваченного на улице старческого маразма, написал небольшой рассказ в четырех частях с прологом и эпилогом.

Предлагаю Вашему вниманию видео с лекции о всяких неприятных штуках в горах

Спелеология в этом смысле выигрышнее, т.к. пещера теоретически бесконечна, вопрос только в доступности этой бесконечности. Первые альпинисты заходили на вершины простыми и логичными путями. На одну гору, вторую, третью... Когда нехоженные горы кончились, на вершины стали подниматься другими маршрутами. Сначала - простыми, логичными и относительно безопасными, потом непростыми, но все-таки логичными, а когда кончились и эти, стали ходить непростыми, нелогичными и очень опасными.

Только что меня попросили консультацию по организации экспедиции в Мийяр (Индийские Гималаи).
Это не первый раз, и думаю, не последний ))) поэтому выкладываю свой ответ сюда:

Эти размышления навеяны опытом участия и руководства рядом преимущественно азиатских походов (Кичик-Алай и Заалай 2006, Ферганский 2008, Памирский марафон 2009, Музкол 2011) 4-6 к.с. Их отличительной чертой были довольно длинные пешеходные «прогоны» по долинам наряду со сравнительно протяженным пребыванием на больших высотах.

Размышления о снаряжении, питании, etc. для восхождений в высоких горах. (Альпинизм, высотный альпинизм, снаряжение, продукты)
С наступающим вас, читатели Риска – альпинисты, туристы, путешественники…
Зима – такое время, когда в призрачных идеях, мечтах и проектах начинают проявляться черты будущих экспедиций, восхождений, походов. Имею достаточный стаж в таких мероприятиях и хочу поделиться мыслями, опытом и конкретными рекомендациями в подготовке к новому сезону. Все мои умозаключения – результат долгих, сорокалетних проб и ошибок – не претендуют на абсолютность, законченную истину, но что-то, наверное, вы сможете использовать для себя и своих друзей.

Сейчас на отечественном рынке есть не одно предложение суперлегких походных горелок и кастрюлек на двух-трех человек. Выбор оптимальной по весу и экономичности походной кухни - дело важное, однако производители часто указывают лишь рекламные характеристики своей продукции. Мы решили провести собственное тестирование четырех, на наш взгляд, наиболее подходящих Light&Fast горелок, а также шести котелков. Никакая походная кухня, конечно, не может быть универсальной, это понятно. Кроме того, мы не тестировали специализированные интегрированные системы. Полученные результаты следует распространять на разные сезоны и высотные пояса с умом. Надеемся, результаты тестов кому-нибудь пригодятся.

На этом фото 1980 года с пика Ленина в живых сегодня осталось только двое крайних.

Сарым (Срым) Джумаханович Кудерин (1936-1963). Мастер спорта СССР по альпинизму.
Имя при рождении: Срым (по-казахски моя тайна). Русский вариант имени: Сарым (по-казахски мой рыжий)

ОН ПОГИБ В КОМАНДЕ ЛЬВА МЫШЛЯЕВА В 26 ЛЕТ. СЕГОДНЯ ЕМУ БЫ ИСПОЛНИЛОСЬ 75. САРЫМ КУДЕРИН. СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ. (Альпинизм)1962 г.

На западном плече пика Ленина. Высота 6450. Фото Андрея Жарова, 2009.

Преодолевая мучительную внутреннюю борьбу и предчувствуя вполне обоснованное возмущение, я все же осмелился опубликовать прилагаемый список. Да простят меня читатели, я вовсе не собираюсь вас дразнить. И чтобы не оскорблять (до глубины души) самых обидчивых, я попытаюсь найти мягкую формулировку, а именно, вот по такому списку общественного снаряжения я бы собрал (в Центральную Азию) группу из 8 человек, если бы все экспедиционные деньги ушли на билеты и другие важные расходы. Считайте это перечнем объектов на моей антресоли. :)

Но как же его оптимизировать? Надеюсь, что это удастся, как и прежде, в результате совместного обсуждения.

С 14 июля по 21 августа 2011 года команда Турклуба МАИ провела спортивную экспедицию в район Центрального Тянь-Шаня.

Полный фотоотчёт проекта Полёт над Тянь-Шанем. (Альпинизм, иныльчек, победа, турклуб маи, пик победы, центральный тянь-шань, озеро мерцбахера, сарыджас, пик пионер)

Цели и задачи путешествия.

Пройти горный поход 6 к.с. с восхождением на высшую точку района - пик Победы. Для этого на первой линейной части маршрута были запланированы: техническая разминка и первичная акклиматизация для последующих выходов и ночевок выше 6000 м перед восхождением на Победу. Маршрут был построен таким образом, что высота и сложность перевалов увеличивалась, а значительные перепады высоты между ними, достигавшие порой двух километров позволили получить качественную акклиматизацию и хорошую физическую форму перед приходом в МАЛ на Южном Иныльчеке.

Также мы запланировали посетить изюминку района - озеро Мерцбахера и пройти что-то новое здесь. В результате чего было совершено первовосхождение на пик Пионер 5348 м. (хр. Сарыджас). Кроме того напряженная снежная обстановка заставила нас пройти перевал Мерцбахера новым вариантом, т.е. совершить первопрохождение сходу, без подготовки. Технический опыт участников и руководителя делать это позволял.