Высотный ликбез

Пишет Pablo, 20.06.2012 10:30

Высотный ликбез (Альпинизм, восхождения, высотные, договор, kmga, гиды, пик, ленина, киргизия)

Памятка-минимум для тех, кто хочет с гидом и не только.

Июль-август - высокий сезон в высоких горах бывшего Союза. Самый популярный семитысячник - пик Ленина ..народу много (далее – всё про Киргизию и Ленина, хотя легко может быть адаптировано к любой Горе/стране). Памятуя дискуссии прошлой осени, попытаюсь обратить внимание на некоторые формальные моменты, которые возможно помогут избежать ошибок хотя бы на этапе подготовки. Итак , вам надо выбрать гида (неважно напрямую или через турфирму), и желательно прописать в контракте всё, о чем вы договорились «на берегу». Поверьте, так будет проще и для вас и для гида.

1. Никакого «рейтинга» гидов в мире , в Киргизии в том числе, не существует. Дипломы IFMGA ещё в проекте, закончивших школу KMGA всего-то семь человек и все уже давно на лето заняты. Работа по созданию административного барьера ,отсекающего персоналий , не имеющих должной квалификации, ведется, но это дело 2-3 лет минимум.
Поэтому при выборе гида читайте внимательно резюме и слушайте-читайте «сарафанное радио». Других способов пока не придумали. В общем случае лучше, если гид уже был на вершине (и не только на той, на которую вы собираетесь :) ).
Обращайте внимание на стиль и характер переписки ,если таковую ведете. Квалифицированный гид обязательно поинтересуется вашим горным опытом, состоянием здоровья, переносимостью медпрепаратов, регулярным приемом каких-либо лекарств, особенностями питания (вегетарианство и пр), при необходимости даст рекомендации по снаряжению, обувке-одежке, витаминкам-адаптогенам, предсезонной подготовке.

Если вы идете в группе и на 1го гида приходится больше 3х участников, повод задуматься. Как показывает опыт, такой вариант очень часто «не комильфо».

2. Договор с гидом (с турфирмой)
Хороший договор - залог отсутствия взаимных претензий, основанных на простом непонимании «кто кому чего должен»,четкое описание обязательств, возможность предъявить претензии и не только на форумах.
Не очень хороший договор в общем случае лучше, чем ничего.

Что там должно быть помимо денег, подписей и реквизитов сторон?
Максимально полная информация о туре: встречи/проводы в аэропорту, условия проживания, питания, трансферы, услуги включенные/не включенные в пакет , стоимость доп.услуг, контактный телефон ответственного лица, если вас вдруг не встретили и на экстренный случай, требования к страховке.

Помимо этого.
Расписанная по дням программа акклиматизации и непосредственно восхождения, с обязательным примечанием: "В зависимости от погоды, состояния маршрута и самочувствия участника в Программу могут вноситься изменения. " . Не в шахматы играем…

3. В качестве примера приведу выдержки из типового договора между гидом и клиентом ,касающиеся горно-гидской специфики. Надеюсь, будет полезно.

"*.* Специальные требования к Участнику.
К началу проведения программы Участник должен уверенно выполнять следующие технические действия (существенные условия Договора):
• Подъем по вертикальным перилам с использованием 1ого жумара
• Перестежка на перилах без потери страховки
• Передвижение по косым и горизонтальным перилам
• Спуск по перилам с использованием тормозного устройства
• Движение по крутым фирновым (до 50 град) и ледовым склонам в кошках с ледорубом
• Передвижение по открытому леднику, передвижение по закрытому леднику в связке
• Самозадержание на фирновом и ледовом склонах

Если к началу программы Участник не будет обладать указанными навыками, Гид проведет необходимые занятия в рамках Программы.

*.* Взаимная ответственность
В ходе восхождения гид:
• Определяет тактические действия и план восхождения ,стараясь максимально придерживаться сроков ,указанных в Программе тура.
• Выбирает маршрут движения
• Дает указания и/или рекомендации Участнику по применению специального снаряжения
• Выбирает и готовит места для бивуака

• Осуществляет радиосвязь с базовым лагерем
• В случае необходимости определяет порядок взаимодействия с другими восходителями
• Контролирует физическое состояние Участника
• При необходимости оказывает Участнику первую помощь и организует спасательные работы

Участник:
• Неукоснительно выполняет указания гида на восхождении.
• Несет личное снаряжение и пропорциональную часть группового снаряжения (еда, газ, бивуак, альпснаряжение) необходимого на восхождении. По желанию Участника может быть нанят высотный носильщик.

• Принимает участие в приготовлении пищи, топке снега, организации бивуака
• Незамедлительно сообщает гиду о любом ухудшении самочувствия
Участник понимает, что:
• высотные восхождения являются потенциально опасными для здоровья и даже жизни.
• Совокупность факторов риска: вертолетные перевозки в условиях высокогорья, длительное нахождение в условиях гипоксии, низкие температуры, повышенная солнечная радиация, сложность и разнообразие рельефа, ледники, лавины, ледо- и камнепады, быстрое и резкое изменение погодных условий и т.п.) требует от восходителей повышенного внимания, осторожности и взаимоуважения.
Участник, осознавая вышеперечисленные факторы риска, реально оценивая свой уровень физической, технической и психологической подготовки, самостоятельно принимает решение об участии в данной программе и несет ответственность за свои действия (или бездействие).
Гид прилагает все усилия и принимает все меры предосторожности с целью уменьшения вышеуказанных рисков, однако не несет ответственность за ущерб, который может быть причинен участнику в случае реализации какого-либо из рисков.
Решение о продолжении или прекращении восхождения в некомфортных погодных условиях принимается Участником.
Решение о прекращении восхождения в условиях, грозящих безопасности ,здоровью и/или жизни восходителей находится в исключительной компетенции гида и не подлежит обсуждению.
Гид вправе исключить Участника из Программы в случае злостного нарушения Участником условий настоящего Договора, касающихся безопасности.

*.* Группа
Акклиматизационные выходы, восхождение будут совершаться в группе: 1 гид ,3 участника. Все участники, согласно присланным анкетам, имеют опыт восхождений до 5600 метров, соответствующее снаряжение.
К исключительной компетенции гида относится: порядок движение группы на маршруте (одновременно, в связках, в своем темпе и т.п.), взаимодействие внутри группы, возможность разделения группе на маршруте .
Участник понимает, что восхождение в группе может обладать как преимуществами: командная работа, оперативная помощь в экстренных ситуациях, так и недостатками: различный уровень физической/технической подготовки, личные конфликты между участниками, необходимость отказа от восхождения в случае плохого самочувствия/травмы одного из участников во время штурмового выхода и т.п. .
"

Достаточно полное описание ответственности, компетенций, информирование об условиях восхождения способствуют пониманию и позволяют избегать ненужных споров и претензий.
Конечно, хороший гид (хороший сервис, фирма) лучше хороших бумажек . Но одно другого не исключает, а должно дополнять. И подписание договоров – одна из ступенек повышения уровня взаимоотношений.

Всем успешного сезона и безаварийных восхождений !

Вопрос не по теме, но про высоту. На Ленина, на обувь La sportiva spantic нужны бахилы или можно без них. И на руки обязательно пуховые варежки или нет, у меня флисовые перчатки и руковицы-верхонки с какимто наполнителем на Т.

Спантиков для Ленина обычно хватает вполне. имеете в виду бахилы полностью закрывающие ботинок вместе с подошвой ? такие не нужны, если у вас не мороженные или сильно мерзлявые ноги. Если вопрос про фонарики ,закрывающие голень и верхнюю часть ботинка - их нужность зависит от ваших штанов :). если конструкция нижней части "панталонов" позволяет плотно и надежно закрыть верх ботинка - фонарики можно не таскать. Но ! порвать кошками фонарик не так обидно, как штаны..
Верхонками обычно называют непропокаемо-непродуваемые рукавицы без всяких утеплителей. я лично использую тонкие перчи из windblock внизу, перчатки на Thinsulate повыше, и варежки на Thinsulate (верхняя модель Мармот) на утро штурма или когда сильно дует. руки у меня достаточно мерзлявые по причине мороженности, мне хватает.

Верхонок в принципе должно быть 2 пары. И да они должны быть теплыми, не обязательно пуховыми, можно на Primaloft.
Бахилы лучше взять в любом случае, лишними не буду.

Можно взойти и без них, а можно и подарить свои кончики горе. Ни колоссального веса, ни огромной стоимости эти вещи не имеют, есть ли смысл на этом экономить? Три года назад, вроде, в конце лета в начале сентября, три человека поморозились на п. Ленина, как раз были без бахил и варежек в отличии от остальных участников (Ермачек потом писал в выводах, что нельзя ходить на 7000 без бахил и кряг). Плюс на п. Ленина есть вероятность попасть в буран, все помнят, знают какой случай подразумевается.

про это можно писать бесконечно. если человек задает вопрос про обувь на Ленина = высотного опыта у него нет.Значит будет важен каждый грамм на подходах и штурме. вес очень хорошо коррелирует со скоростью передвижения. чем быстрее вы передвигаетесь,тем безопасней вы сможете сходить и вернуться. Да и кошки на бахилах держатся так себе.
В чем там были обуты-одеты помороженные у Ермачека, в каком режиме они двигались. и какие рекомендации дает Юра своим участникам, я не знаю ,тут спорить бесполезно. Попасть в буран/поймать холодную - вообще отдельная тема. Лучше напишите отдельный пост с рекомендациями

Насколько я знаю, тот человек, который поморозил ноги в группе Ермачека, шел в кожаных ботинках? Я даже читал его отчет, насколько я помню, он из Питера. Ну а про теплые варежки я молчу - это святое. Правда, думаю, не обязательно покупать именно пуховые рукавицы, можно обойтись и с синтетическим утеплителем.

тут много ответов - но я добавлю свои 5 копеек) на ленина частенько и сильно дует. поэтому верхонки там очень и очень нужны. при чем такие которые закрывают руку чуть не по локоть и могут привязываться к одежде. материал может быть простым авизентом. главное в них - ветрозащита. а под них уже можно хорошие перчатки-рукавицы.
да и пуховые варежки лишними не будут) но тут индивидуально.. но ведь погоду не угадаешь- так что, имхо, лучше перестраховаться.

Все верно. Верхонки должны привязываться, иначе ветром унесет, когда вы их снимете и будете что-то делать другое (скажем, пить чай).
Вообще потеря рукавиц в условиях холода - это серьезнейшая проблема!
Нужны они не только для защиты от ветра, но и для защиты от снега. Например, когда будете рыть пещеру, да и просто идти по снежному маршруту.

На мой взгляд толково прописанно. Удачи Паша.

Thinsulate?
Там еще указываеться объем утеплителя на бирке.

Точно, у меня норд фейс, а внутри как перчатка сделана.

Есть у меня вопрос.
А если я, к примеру, "шибко умный" и мне не хватает для того, чтобы пойти на гору только напарника, чтобы без веревки в трещине не сгинуть. Соответственно, меня не устраивает расписанное в этом договоре распределение обязанностей и ответственностей. Будет ли какая-нибудь из фирм заключать другой договор, или им это не интересно? Ну, так, честно, без экивоков?

у меня такого в практике не было ,но думаю, что все реально.
вам нужен по сути напарник по связке до 2 лагеря и обратно. за определенное вознаграждение желающие найдутся, если хотите идти с гидом. На практике "шибко умные" кооперируются на месте друг с другом и ходят за бесплатно..получается по разному.
Фирме нет проблем снять часть ответственности с гида и переложить на вас,фирме так даже проще. Но ! в команде должен быть руководитель по любому . Это будете вы ? прописать такое не сложно. А вот понравятся ли гиду принимаемые вами решения и будет ли он их выполнять,если почует неладное - большой вопрос....

Понятно. По сути, если я руководитель то (в отличие от кооперации с "шибко умными") за деньги приобрету гарантию физической и технической готовности напарника, ни больше ни меньше.
Более-менее ясно.

2. Договор с гидом (с турфирмой)
возможность предъявить претензии и не только на форумах.

В данном случае договор для иностранца (не гражданина Киргизии) - во многом - это просто бумажка. Как вы себе представляете, что он должен делать, если он считает, что положения этого договора нарушены, а фирма не хочет это признавать? Ну не хочет и все тут. Иными словами, стороны расходятся в трактовке каких-то пунктов договора.
Оставаться в Киргизии, нанимать адвокатов и готовиться к судебному заседанию?
Созывать свидетелей на судебное заседание, которые, м.б., тоже иностранцы?
А в России ждут дела и семья. Таким образом, турфирма/гид находится в более выигрышном положении с этой точки зрения, и единственное, на что может давить клиент в данном случае - на ее хорошую репутацию. И на ПУБЛИЧНОЕ обсуждение с участием альпинистской общественности, в том числе и на форумах. Это в том случае, если никак не удается найти взаимопонимания.

Поясните, может я чего не понимаю? Поясните механизм, который позволяет предъявить претензии не через форум?

P.S. Кстати, заключение договора, где прописаны конкретные реальные суммы может в некоторой степени вполне опасно для турфирмы и для гида (который не сдает налоговые декларации) в том отношении, что недовольный клиент может послать эту информацию в налоговые органы.

всё верно пишите, но таки в высотном альпинизме работают в основном нормальные люди, а не гадкие гоблины. И без договоров стараются угодить клиенту, и претензии, бывает необоснованные ,удовлетворить... репутацию берегут. Я исхожу из добросовестности обеих сторон. Откровенных мошенников в "нашем" бизнесе не встречал.
"Хороший" договор двойных толкований не допускает. Для прояснения трактовок есть законы, обычаи делового оборота, толковый словарь наконец. Если чего не ясно - задавайте вопросы,ведите переписку. Кстати, под договором понимается не только бумажка с двумя печатями. Обмен мэйлами, с согласованных сторонами адресов, факсами тоже может подойти - нюансы юр.техники расписывать не буду.
Даже если расходитесь в трактовке существенных условий - имея на руках договор гораздо проще предъявить претензии как самой фирме (и кстати достигнуть консенсуса), так и на форум вынести. И ссылаться будете на то,что вам "какой-то менеджер три месяца назад по тлф наговорила", а на конкретные пункты.
Как то так. Насчет судов ничего сказать не могу. Практики по обсуждаемой тематике нет. Но смысл договора в данном случае в том,чтобы: 1. споров было как можно меньше 2. эти споры могли быть разрешены добросовестными сторонами без суда
З.Ы. А с чего решили ,что не сдает ?

Извините, о вас плохо не думаю, т.к. нет таких сведений :) Да и вообще такие сведения я не собираю.

Но я специально так и написал, что это может быть потенциально опасно для тех, кто не платит налоги со всех доходов. Потенциально, так как проверить это, думаю, не очень просто. Надо будет смотреть первичную документацию, отражение поступления денег в кассу и т.п.
Кто-то ведь не платит в полном объеме (т.е. занижает доходы)? И я думаю, это не единичные случаи.
А тем, кто платит - волноваться вообще не нужно.

"Хороший" договор двойных толкований не допускает.
Не согласен с вами. Практически любой договор допускает двойные толкования.

И вот еще что...

Во-первых, любой выход из базового лагеря грозит безопасности, здоровью и жизни любого человека, будь он хоть Р. Месснер. Если человек идет на 7-тысячник, угроза безопасности априори есть. В принципе, гид, основываясь на этом пункте договора прекратить восхождение на любом этапе, скажем, отойдя на 5 метров от БЛ.

Во-вторых, у разных гидов может быть разное мнение о безопасности. Скажем, гид, который сильно перестраховывается, может не выйти на вершину тогда, когда ему показалось, что погода ухудшается. А все другие группы вышли и нормально спустились.
Может разниться у разных людей оценка лавинной опасности и т.п. Вернее, даже не сама оценка опасности, а то, принимают ли они эту опасность или нет.

Этот пункт допускает достаточно широкие возможности для толкования такого понятия, как "безопасность" у разных людей.
Фактически этим пунктом, простите за прямоту, гид может прикрыться в любом случае, не только, когда он не уверен в участниках, но и, скажем, когда он сильно устал, плохо себя чувствует, но не хочет об этом говорить клиентам. Я знаю, что многие гиды работают, не жалея сил и здоровья, и конечно, это относится далеко не ко всем людям, но все же.

Соглашусь с вами в этом.

Толково Паша,доходчиво,как раз к сезону.До встречи на горе.

ага, давно не виделись :))....

В альплагерях постоянно требуют справку о состоянии здоровья, у нас в городе в структурах здравоохранения мне постоянно отвечают, что у них даже, подобных бланков и форм нет. У вас тоже подобные справки требуют. Еще интересует вопрос страховки, я так понял, надо самим страховаться перед отъездом.

Скиньте в личку свой эмэйл. Я вышлю вам бланки медсправки. Распечатаете, заполните и вперед, в поликлинику)))))

страховку можно оформить через принимающую фирму. я лично справок с клиентов не требую, прошу только честно ответить на вопросы анкеты в том числе и касаемо здоровья. исхожу опять же из честности, разумности и добросовестности участника. Если человек захочет меня обмануть - обманет, если наплевать ему на свое здоровье - это в большей степени его проблемы. Не детский сад опять же ...

Еще одну проблему я вижу в том, что некоторые клиенты приезжают не подготовлены.
Фактически, уважающей себя турфирме или гиду было бы легче отцепить одного такого человека в самом начале, не беря от него деньги (или взяв только часть) чтобы не тормозить группу, не разрывать ее и не создавать опасные условия для остальных участников.
Но вот он приехал (потратив значительную сумму на авиабилет и на вертолет), подписал договор. Вроде бы бросать его нельзя. Получается замкнутый круг.

Замкнутый круг:разный уровень участников в группе (в основном критична физуха),решается очень просто - берите индивидуального гида.
Никаких опасных разрывов группы - просто все будут ждать .
По анкетам и т.п. пытаются формировать примерно одного уровня подготовки,но это так...
Как раз специальные пункты договора информируют участников о преимуществах и недостатках хождения в группе, об уровне подготовки хотя бы техническом. думайте,решайте.
А при отсутствии договора клиента можно кинуть что ли ? Т.е. по тлф наобещать восхождения с гидом, а потом сказать извини,брат, иди сам ?? чего-то не пойму , в чем недостатки наличия договора

если это совсем "коммерческие" туристы - анкета для определения физухи не поможет. я водила туристов гораздо ниже, на белуху. они писали в анкете что они легкоатлеты, биатлонисты, танкисты и просто мужики-кремень) на деле, конечно все выходило по-разному. нагрузки на восхождении и на полумарафоне все же разные. плюс высота. я думаю, что до приезда клиента и первого с ним перехода - выяснить реальную подготовку невозможно.

Паша то правильно написал, так должно быть в идеале.
Клиент должен уметь это это и вот это. Все это можно прописать в договоре, или обговорить на стадии общения.
Но навыки не гарантируют что клиент будет идти с "нормальной" скоростью, а не тормозить через каждый метр. Согласитесь?!
На деле бывает что гид видя что участник явно не готов может снять его с маршрута, это просто может быть не безопасно для клиентов. Но все это в переписке не выяснить, каждый наверняка считает себя великим и могучим и не все готовы признать что они не готовы.
В идеале должно быть многое, в реале и в наших странах очень многое решается на месте :)

Паша, спасибо огромное за пост. К месту и ко времени. Есть над чем подумать. Ты бы еще написал примеры из личного опыта работы с клиентами. Думаю, многим, кто только хочет освоить высоту, интересно было бы.
И что, говоришь, при мерзлявых руках можно обойтись без пуховых рукавиц? А штаны пуховые? Нужны?

пожалуйста !
говорю только ,что сам обхожусь без пуховых. почувствуйте разницу :)
очень это все субъективно. что значит пуховые ? сколько там пуха? какого качества? внешняя ткань не продувается , не промокает ? шерстяные могут быть теплее пуховых. надо уж тогда конкретные модели обсуждать - хоть какой-то ориентир.
А вот по штанам я вообще не показатель - часто и без термухи хожу , в одной мембране с подкладкой. Стандарт - теплая толстая термуха, сверху хорошая непродувайка. Либо теплая горнолыжка (говорим про штурм)

думаю перед сезоном ещё полезно будет почитать вот здесь : http://wiki.risk.ru/index/Высотные_спасы.Антология - написано 4 года назад,но актуальность не теряет

Поддержу идею, действительно интересно было бы узнать, как разные люди ходят на высоту. Как готовятся, что вообще актуально на высоте. Да и вообще пожелания новичкам (на высоте), естественно разрядникам. Да и написать отдельно новую тему с соответствующим названием, действительно интересно. А то отчеты читаешь - то забежали легко, то жесть не сусветная.

на риске было довольно много постов на эту тему.
Вот например несколько от Глеба Соколова -

Лучше 10 раз вернуться...
Размышления о снаряжении, питании, etc. для восхождений в высоких горах.

А то отчеты читаешь - то забежали легко, то жесть не сусветная.

так и есть. люди,погода,состояние маршрута ...

Спасибо Паша, тема класс. И вовремя. Как ты думаешь может стоит гидам с собой дневники носить , и если участник, отказываеться выполнять указания гида, делать в дневнике запись и просить участника её подписать? (извини коряво пишу, но я не писатель, думаю меня поняли)

дневник гида - обязательный атрибут работы. Туда много чего каждый день записывается. Если клиент согласится расписаться под таким - идеальный вариант. если нет , записи в дневнике + сообщение по связи в базу, возможно наличие свидетелей - достаточно.

Про одёжку всё понятно Буду зимой по всякому пробовать. С термухой, и без термухи. Хорошо, что есть где проверить)))))
Паша, а часто бывали случаи, когда клиенты отказывались выполнять указания гида? Во что это потом выливалось?

у меня такого не было. было пара случаев,когда путем уговоров,объяснений, ссылками на соответствующий договор удавалось настоять на своем.
Один раз жесткими матами и угрозой физического насилия удалось поднять и отправить на спуск с гребня Важи восходительницу. Там никаких формальных отношений не было,просто человек из параллельной группы. В базе "спасибо" сказала, а я так чуток извинился :) ..

Сила убеждения имеет место быть)))))) Спасибо еще раз за инфу

Ну не знаю коллеги.. читаю вас и каждый прав по своему.. и договоры вроде нужны, и на берегу все не проговорить.. и гидам своя репутация дорога.. Коротенько расскажу как ходил я (один) в прошлом сезоне на Ленина: Ехал через фирму Аксай, встретили, разместили, накормили и т.д. Поднялся в 1 лагерь, на вопрос начальника лагеря Рустама Раджапова как я пойду до 2-го лагеря один? внятно ничего ответить не смог.. Но! у меня была веревка.. а у поляков не было.. так я попал в связку к полякам (при поддержке Рустама.. чтоб он был здоров!!) А далее все нормуль идется.. Ну не заработал я пока на гида...! а в горы хотелось.. Да и всегда в поле зрения недалеко от группы какой-нить идти можно если стремно станет.. Не хочу сказать, что гид не нужен, есть возможность-берите. Но! не надо думать что он сделает все за вас.. Тренируйтесь! Хорошая физуха избавит вашего гида от спас-работ и ваше начальство от скандалов из-за ваших долгих больничных (в лучшем случае). Ходил в Ля-Спортиве Олимпус (которые высокие) но у меня ноги мороженные. при своем 45-ом размере ботинки 47-го размера, чувствовал себя прекрасно. Наверху конечности опухают.. (для тех кто собирается впервые) А вот перчи вроде Тинсулейт.., из 3-го лагеря выходил-пальцы мерзли.. так что можно наверное потеплей чего-нить приобрести. А в целом, на Ленина в сезон народу много.. умереть вам не дадут. (если сами не хотите).
Желаю всем удачи в этом сезоне! Берегите себя и гидов:)

Абсолютно такая же история.
Модель для высотных восхождений, не такая универсальная, как Spantik. Стоит дорого. Подошва слишком мягкая и поэтому быстро истирается. Но, думаю, именно именно Олимпус спас мне пальцы на ногах. Так получилось, что ночевали в непогоду на большой высоте в разорванной палатке, ноги были фактически снаружи палатки 2 ночи. До этого два раза отмораживал ноги в предыдущие восхождения (один раз на Ленина и один раз во время зимнего восхождения), когда ходил в Scarpa Vega (модель впритык). А тут - почти без последствий для ног.

По перчаткам лучше два слоя - нижний из полартека для тонкой работы и верхние теплые рукавицы . Так и теплее и удобнее будет.

А далее всё нормуль идется...
======================
вот так, как всегда: начали - за здравие (брать гида или идти в команде), заканчиваем - за упокой (можно ходить одному или если стрёмно станет - рядом с командой, которая в случаеж чего в ущерб своим планам будет делать спасработы оттого, что такой горесолист поморозился, побился или загорняшился). Или идти с поляками, которые приехали на Ленина без веревки.
И его ничему не научили 2 критические ситуации с его нагами на Эльбрусе и Хане. И самое интересное - его мнение поддерживают по кр. мере 6 человек.
Ну что тут скажешь? !
Это как раз тот самый "клинический" случай, когда "дурная голова ногам покоя не даёт".
ИМХО

Не переживайте Вы так. Они быстро вымирают.

Простите, oldchainik2 может мне до Вас как до луны пехом (в плане опыта), но всегда и везде я опирался только на свои силы. Если чувствовал, что не "вывозил" - поворачивал и шел обратно. И никакая группа у ущерб своим планам меня - горесолиста (как вы выразились) не спасала ИМХО! На Хана не дошел потому как время кончалось и засветло не успел бы до лагеря.. А теперь Вы мне скажите, (Вы ведь опытный чел и на все ответы есть..) в 2011 году во 2-м лагере на Ленина ко мне подошел мой друг (гид из другой компании) и попросил приютить человечка (до утра в палатке переночевать) со словами "у него группа с гидом ушла до 3-го лагеря, а его оставила... нездоровится ему.." ОСТАВИЛА!!!!! ОДНОГО!!! ну я был не против (я вообще гостеприимный) предложил ему ужин, чай, он от всего отказался.. и лег спать.. А утром я его не РАЗБУДИЛ... потому, что он уже в коме был.. Спустили его конечно вниз и вертушку вызвали.. только в больнице умер парнишка... И после этого Вы мне говорите про клинический случай??!! Ну хорошо, взял я гида, стало плохо мне, гид сказал мне ПОКА! и увел остальных выше (им ведь хочется драйва..) И остался я как отец Федор.. на горе... без всего.. без палатки, без еды.. Для чего мне нужен гид!? Я лучше тогда сам как нибуть.. со своей палаткой.. со своей горелкой.. со своими дошираками.. тихонько.. пойду и поднимусь на гору..

Правильно, вроде бы сам , а если что братья- альпинисты не бросят. Конечно не бросят, но когда у тебя пара таких же клиентов, которых надо постоянно контролировать. Радости очень мало. Не раз были случаи.

Хорошая статья. Главное вовремя.

Да меня Дима дустом не заморишь:)

Классная статья и правда Дима, что вовремя. Особенное спасибо Паша за фоты !!!
Вспомнил как мы с тобой ходили ))) А саблю я зря не купил...

Вы бы эту саблю потом таможенникам оставили бы в кач-ве подарка :)

да Серега есть , что вспомнить ! а саблю точно зря не купил. говорят нет там больше кузен.... :((

http://www.bestard.com/ficha_bota.php?id_bota=329 а про эти ботинки,что народ скажет?

Красные.

а у меня ссылка не открылась(((

Здравствуйте.
Тоже собираюсь в этом году на Ленина.
Была ранее на Корженевской и Коммунизма, еще в Гималаях до 6 тыс.

Вопрос по обуви: на Памире я была в Скарпах вега, с обычным, не высотным, внутренником, и с бахилами с подошвой. Ботинки эти мне удобны (тем более, мы лезли не по классике), но выше 7000 подмерзала, отмахивала ноги, несмотря на бахилы.
В Непал я поехала в Boreal G2, размером побольше. В них было тепло, но идти неудобно: они тяжеленные и мне великоваты. А еще они КОЖАНЫЕ и фиг их высушишь на горе! Обувалась я с помощью двух здоровых мужиков, сама бы не согнула промороженную кожу, чтоб зашнуровать.
Поэтому склоняюсь опять к скарпам. Как на Ленина в этом отношении (по сравнению с Сомони)?
А еще, если шить бахилы: что используется в них в качестве утеплителя? Тонкая пенка или что-то вроде тинсулэйта?

Полина, привет! Дима Зенькович из Нижнего :)

По моим ощущениям, на Ленина наверху при раннем выходе порядочный холод и ветер - в целом холоднее, чем на Корженевской. Наверное, как в ваших верхних лагерях на Коммунизме.
У меня в Asolo 8000 с фонариками ноги не мерзли. А тебе для Скарпы Веги действительно лучше бы выходить в утепленных бахилах с подошвой - тогда уж точно не будешь подмерзать. Утеплитель из нетканого полотна вполне годится, у меня он вообще в виде отдельного вкладыша-сапожка поверх ботинка - такая конструкция нашего умельца Димы Гаврилова. Иногда еще прорези делают в подошве под пяточную лягушку кошек. У нас продавались Басковские бахилы хорошей конструкции, но по 2200 :)))
А в идеале, конечно, лучше бы высотные боты с интегрированной бахилиной под твой размер :)))

День добрый !
по моим температурным ощущениям (участок штурмовой лагерь-вершина) : Корженева теплее Ленина, я бы сказал сильно теплее. Сомони очень близко к Ленина,но утром на Ленина (пока на солнце не вылез) похолодней за счет стабильно сильного ветра.
Бахилы у меня вот такие,использовал как раз на Сомони в 2006 в плохую погоду. по описанию там thinsulate, на ощупь - толстая непродуваемая ткань.

я вообще в аптечке всегда таскаю термохимические грелки для рук и ног на всякий случай. положите утром перед штурмом в боты - до обеда будет вам счастье. продаются в рыболовно-охотничьих магазинах. есть ещё стельки с подогревом на батарейках,но стоят они прилично.

З.Ы. на Москвина пересекались в 2010.

Греют не ботинки, греет кровь. Ботинки только сохраняют тепло. Раньше и в валенках ходили. Купите хорошие бахилы и все будет нормально. Если на Коммунизма залезла, думаю не замерзнешь.

А сейчас в валенках нельзя? Муж ходил на зимние восхождения в валенках. Правда, сам их модифицировал, сделал шнуровку, подошву от вибрама как то пристроил к этой конструкции. Когда мы отмахивали ноги, то он спокойно стоял и говорил, что не мерзнет. Мы приходили с горы и оттирали ноги, а от его носков шёл пар. Чем плохи валенки то? Или просто не модно?)))))

я подозреваю что сделать из валенок действительно удобные ботинки - это не из простых задача) нужно терпение, умение и время) не каждый это сможет. ну и я думаю что на подходах в них жарковато, наверное... хотя, конечно, не пробовала)

Вероятно, тяжелы, и при намокании валенки тоже не высушить на горе - это недостаток всех натуральных материалов. Да и зачем игнорировать прогресс? Стоило ли рождаться на свет почти через век после Абалакова, чтобы ходить на горы в том же?

Спрашиваю без иронии. Вы слышали хотя бы об одном случае, когда в валенках отмерзали так, чтобы оставаться без пальцев? А в современных "фирменных" ботинках - в каждой теме риска всплывает. Вот я и думаю, стоило ли человечеству "развиваться" 50 лет, чтобы таких выдающихся результатов достичь?
По своему опыту.
На Ленина в прошлый год гонял в чужих Трезетах (оранжевые которые). Пока чёпал из Л1 в Л2 отмокли внутрянки. Т.к. гоняли "русским" способом (возрастающая пила), отмокали все сильнее и не просыхали. Как-то утром в Л2 на легком морозце уже почувствовал, что холодно, а всего 5400. Ладно времени и акклимухи не хватило выше 6100 пробовать :) А то не в чем было. Нет запасной обуви и/или внутрянок - беда в этом пластике.
Валенки же однажды спасли ноги (пальцы как минимум) в лыжном походе. Переодел вечером - сразу ноги заломило. Думал, валенки такие не удобные. На самом деле в валенках ноги сразу оттаяли, а были подмерзшие и я это не замечал. Дома ноготь на большом пальце почернел и сошел. Обделался легким испугом.
Так что как минимум для запасной обуви валенки - самое то. Только сделать их удобными для хождения сложно и долго, может, не одну пару запорешь :)

Во-во, уже не от первого слышу, что валенки - рулят. А сделать их не так и сложно. Муж за вечер всё сделал

лично двоих знаю. не в горах, в тайге поморозились.

А в современных "фирменных" ботинках - в каждой теме риска всплывает.
расскажите пожалуйста хотя бы об одном случае когда без пальцев остались именно в высотных ботинках.

Слышали и не об одном. Абалаковы и Ко на Хане в валенках так поморозились, что Саладин помер от гангрены, а остальных порезали по полной. Виталий инвалидность получил. А нонче морозятся по бестолковости и неподготовленности. САВОшники всю жисть то в кожанах, в лучшем случае в пластах ходили и не морозились. Тренироваться надо. Греет кровь(писал уже).

Так разговор шёл про зимние восхождения. А зимой валенки обмерзают, И всё, внутри тепло и сухо. Знаю вопрос не понаслышке. Всё детство прожила за Полярным кругом .Теплее валенок ничего не было. Почему задаю такие глупые вопросы? Да потому что поначиталась отчётов, понасушивалась рассказов кто и что и в чём поморозил. Как то хочется учится на чужих ошибках. Хотя, свои уже были. Поэтому ищу варианты обуви для высоты

Поэтому ищу варианты обуви для высоты
их немного - высотные модели миллет, замберлан, ласпортива, кайланд, лова, бореаль.

Я уже весь интернет до дыр залистала))))) Беда в том, что нет возможности примерить, пощупать, понюхать, лизнуть боты))))) А брать кота в мешке - стрёмно. Потом это может боком вылезти на Горе. Я достала уже всех продавцов, даже в других городах. Некоторые уже по голосу узнают по телефону))))) ДА еще и размер сложно подобрать. Нет моего размера в Украине. Вот и собираю информацию по крупицам. А высотные боты все такие тяжёлые?

А высотные боты все такие тяжёлые
не знаю. у меня миллет 13/5 US не тяжелые..))

Нет моего размера в Украине.
это какой же такой?))

НУ вообще ношу 39. Учитывая, что обувь высотная, думаю, что размер должен быть 40 и 2/3 или 41. Правильно мыслю? А нетяжелая обувь в килограммах - это сколько?

Замберланы легкие, но стоят как саломет. Сороковой тебе в самый раз будет. Мерять надо.

Дима, спасибо за подсказку. Как говорил герой одного известного фильма:"Будем искать!" А насчёт стОят, так пальцы то подороже будут)))) Я не покупаю, как все нормальные женщины, никаких цацок. Поэтому вместо колечка с брюликом, лучше куплю хорошие боты)))))

Мой размер в городе 38-38,5. Сейчас покупаю себе Спантик 40,5. Меряла 40-й - малы, сдавливают ногу. Для Вашего 39-го нужно брать не меньше 41-го размера, если Спантик. Они маломерят.

Хожу в обычных Трезетах,оранжевых.Никогда не было проблем.Недостаток пластиков-вентиляция.Если ноги не потеют то внутренний ботинок более-менее сухой.Утром надеваешь сухой носок и на день хватает.

Паша статья вовремя, как ложка к обеду.

Чтобы ноги в пластах не потели- использую детскую присыпку,помогает очень, даже мне.

Лучше "кефри" с крылышками на стельки, шоб не ездили;)

Кстати, от кого то на полном серьезе слышала, что так сушат боты. Прокладками. Только не помню какими и как именно процесс проходит. Обманули?

Дима хоть и зрение у тебя не очень но попадаешь ты в 10 ку. с первого раза.

Хотелось бы еще немного ликбеза, все вроде прояснилось, но опять стало непонятно после того, что в следующих темах понаписали.

Из темы "О коммерсах...":
Pablo:"мечты сбываются ! В всех ассоциациях гидов ,входящих в IFMGA, обязательно наличие протокола разбора НС и наличие технической комиссии ,разбирающей подробно каждый такой случай и делающей выводы о причинах ,ошибках и т.п.. предоставить отчет о НС в ассоциацию - обязанность гида"

Я тогда так понял, это и про ситуацию в Киргизии.Тем более, Греков писал, что ведутся дневники гидами и пр.

НО:

Из темы "Сусамыр":
Pablo:"наши альпинисты" на высоте лепят с клиентами кто,во что горазд. Кто - отлично, кто - терпимо, кто - ниже плинтуса.
на альпийских маршрутах такая же картина. Школы,системы обучения работы с клиентами у нас никогда не было. "

Из темы "Аконкагуа":
grekov:"Киргизская школа гидов будет проходить аккредитацию в 2015 году. Пока что выпускники школы лицензий не имеют."
Pablo:"Дима, в 2015 Школу ждет третья инспекция. про признание пока подержим кулаки и не будем загадывать"

То есть о мечтах говорилось в будущем времени? Они начнут сбываться после 2015 года, и то если с аккредитацией сложится?
А сейчас-то какая ситуация? Пока нет членства в IFMGA?

пожалуйста : Киргизия имеет статус страны-кандидата в IFMGA. Все наши внутренние документы,включая процедуру и протокол разбора НС,соответствуют требованиям IFMGA.

по мнению нынешнего технического президента IFMGA (он инспектировал курс по альпинизму этой осенью. предыдущая инспекция была в 2009), необходимо проверить лыжный курс в 2015, после этого можно принимать решение о полном статусе(естественно,при положительном результате)

Под "нашими альпинистами" я подразумевал всех,кого видел ,работающими гидами - по моему это ясно в контексте комментариев.

Над разрешительным порядком для работы горным гидом в Киргизии работа ведется. Пока работают все,кто хочет.

++Все наши внутренние документы,включая процедуру и протокол разбора НС,соответствуют требованиям IFMGA.++
Ага, с членами ассоциации понятно.
Греков писал:"На Южном все гиды ведут дневник". Это имелось в виду - все гиды из вашей ассоциации? Как можно заставить вести дневник работающего из числа "все, кто хочет"? И кто с него потом спрашивать будет, если что?

А зачем заставлять? Дневник, это документ для прикрытия собственной задницы. У кого железная, можно не вести...

Насколько я понял из текста Фарберова, если у гида IFMGA нет дневника, он уже виноват в любом спорном случае. Тогда те, кто хочет соответствовать, должны требовать от всех своих гидов, чтобы был.
Дело-то хорошее - так спокойнее и гиду, и клиенту, и фирме (добросовестным :) ).