Полный отчет об экспедиции МАИ в Заалайский хребет в августе 2012 г.

Пишет Leb, 21.10.2012 22:14

Полный отчет об экспедиции МАИ в Заалайский хребет в августе 2012 г. (Альпинизм, ледяной мыс, пик обручева, сауксай, пик ленина, малая саукдара, пик спартак, экспедиция маи на заалайский хребет)

Работу над отчетом я начал с "Овражинга на Сауксае", потом поделился большим куском, в котором описал вершины и перевалы хребта Ледяной Мыс. И вот теперь готов полный отчет, включая 4-ю главу, посвященную прохождению нового маршрута на пик Ленина по юго-западному ребру западного гребня. Теперь можно отдохнуть от этой работы и потихонечку начинать обдумывать новую экспедицию...

1. ВВЕДЕНИЕ.

В 2012 г. в качестве района для проведения похода 6 к.с. был выбран Заалайский хребет. Внешние обстоятельства требовали организационно простого и дешевого варианта, и Заалайский хребет подходил для этого, как нельзя лучше.

Акклиматизацию было решено провести в районе редко посещаемого туристами хребта Ледяной Мыс. Здесь можно было пройти несколько новых перевалов, заложить на пике Спартак (6194) заброску для финального в походе траверса пик Ленина - пик Кызылагын и завершить акклиматизационную часть похода спуском в а.л. Ачикташ через восточное плечо (6504) пика Ленина.

Затем планировался уход по предгорьям Заалая на запад до перевала Цурупы, спуск по долине Кузгуна до Сауксая и возврат по долине Сауксая к пику Ленина. После прохождения нового маршрута на пик Ленина по юго-западному ребру западного гребня планировался траверс Заалайского хребта до пика Кызыл-Агын или пика ВМФ с последующим финишем в Бардобе.

Идея красивая, но реализовать её до конца не удалось, от траверса пришлось отказаться. Это не помешало всем участникам мероприятия получить от похода огромное удовольствие и удовлетворение от полноты реализации всех предоставленных Господом возможностей.

1.1. Зарождение идеи восхождения на пик Ленина по новому маршруту.

Впервые юго-западное ребро западного гребня пика Ленина было осмотрено мной в Памирском марафоне 2009 [1], когда мы поднимались по леднику Малая Саукдара на перевал Ленина. Это ребро начинается на высоте 5900 на леднике Малая Саукдара и поднимается к плато Парашютистов (6900), почти к самой вершине пика Ленина. Оно прямое, логичное, безопасное и выражено настолько отчетливо, что легко читается на топографических картах масштаба 1:50000 или 1:100000.

В марте 2010 г. я опубликовал на сайте Риск статью «Маршруты южных склонов пика Ленина» [2], в которой рассказал об идее нового маршрута на пик Ленина. Однако за 2 года с момента публикации, этой идеей никто не воспользовался.

Рассвет на перевале Корженевского.

Надо сказать, что летом 2011 г. на новый маршрут собрались было рижские альпинисты. Однако в горы их выехало мало, всего 3 человека, и они не решились в таком малом составе на автономные действия.

Поэтому включение в план похода по Заалаю никем не реализованной и собственной идеи восхождения на пик Ленина по юго-западному ребру западного гребня было абсолютно естественным.

1.2. Изменения в первоначальных планах, произошедшие на маршруте.

1). В первой части похода (от долины Туюксу до а.л. Ачикташ) допущено единственное незначительное изменение. Вместо траверса пика Обручева (5459) мы прошли перевал в его южном плече, а на вершину сходили с этого перевала в радиальном выходе. Это изменение обосновано тем, что с западного гребня пика Обручева свисали «действующие» ледосбросы, поэтому безопаснее было спускаться не с западного гребня (после траверса), а с южного (до траверса).

2). Следует отметить, что в заявочных материалах перевал Туюксу именуется перевалом Мира Восточный. Подчеркнем, что при подготовке похода в планах значился именно перевал Туюксу. Его фото с севера демонстрировалось в МКК, через него проходит линия нашего маршрута на карте, которая вклеенна в заявочную книжку. Другое дело, что этот перевал ошибочно отождествлялся с перевалом Мира Восточный. Поэтому никакого изменения в первоначальных планах по этому перевалу не было.

Причиной ошибки было неправильное положение перевала Мира Восточный на орографической схеме В. Ляпина. Подробнее об этом см. в конце раздела 3.1.

3). Перевал Цурупы (5242, 3А) был заменен более простым, быстрым и адекватным (для группы с тяжелыми рюкзаками в начале 2-й части похода) перевалом Минджар (5026,2Б). Это решение было согласовано с представителем ЦМКК Алексеем Ярошевским по спутниковому телефону.

4). Перевал Разведывательный (4559, 2А) мы объехали на КАМАЗе, который перевез нас из долины р. Ачикташ в предгорья Заалая в район перевала Минджар.

Замок на левом борту ледника Ленина.

Это решение было принято под давлением следующих обстоятельств. 18.08.12 на дневке в долине р. Ачикташ Олег Силин позвонил по спутниковому телефону на работу. Его начальник в ультимативной форме потребовал от него выхода на службу 03.09.12. Чтобы обеспечить это требование мы были вынуждены арендовать КАМАЗ, заменить перевал Цурупы более простым и быстрым перевалом Минджар, переехать в район перевала Минджар и запланировать сход Олега Силина с маршрута на перевале Раздельном. Всё это было исполнено. В качестве сопровождающего вместе с Олегом Силиным утром 30.08.12 с маршрута ушел Валдис Пуриньш. В этот день, уже автономно от группы, связка Пуриньш-Силин взошла на вершину пика Ленина по классическому маршруту с перевала Раздельный, после чего спустилась в Ачикташ.

5). Замена перевала Малая Саукдара, который мы планировали пройти в новом варианте (по гребню вершины 6310), связкой перевалов Раздельный и Ленина. Эта замена также диктовалась условием безопасного схода с маршрута Олега Силина и была согласована с представителем ЦМКК Алексеем Ярошевским по спутниковому телефону.

6). Отказ от траверса пик Ленина - пик Кызылагын и спуск с пика Ленина через вершину Раздельная.

Решение об отказе от траверса было принято на плато 6900. Перед выходом на плато группа уже имела ночевки на перевале Раздельном (6052), на Малой Саукдаре (5908), на юго-западном ребре (6500), а теперь на 6909. Группа была ослаблена уходом участников Силина и Пуриньша и утомлена. К тому же началась непогода.

Утром 02.09.12 команда вышла из лагеря 6909 на штурм вершины, но из-за полного отсутствия видимости и сильного ветра быстро вернулась в палатку. Через пару часов видимость на некоторое время появилась, и группа, не смотря на сильнейший ветер, успела-таки «сбегать» на вершину.

Для продолжения траверса требовалась вторая ночевка на 6909 с неопределенной перспективой относительно погоды. Это показалось слишком опасным, и было решено спускаться с вершины «по классике».

Надо сказать, что погода так и не установилась, и мы всё равно бы не прошли запланированный траверс. Ночью с 02.09 по 03.09 мы практически не спали из-за ураганного ветра на высоте 6584 м. 03.09 и 04.09 погода была приличной. Однако группа восходителей под началом Павла Воробьева, вышедшая 04.09 из лагеря 4300 в сторону пика Ленина так и не достигла вершины из-за плохой погоды и очень сильного ветра.

1.3. Коротко об аспектах безопасности.

Все участники группы были застрахованы в страховой компании РОСНО. Страховой договор каждого участника включал медико-транспортные расходы на сумму в 30 000 долларов.

В группе имелся спутниковый телефон системы Иридиум. Не менее раза в два дня, а чаще всего, каждый вечер группа выходила на связь с московским диспетчером. Диспетчер имел карту с маршрутом и с пронумерованными точками на маршруте в местах планируемых биваков. При выходе на связь ему сообщалось, к примеру, что группа встала на бивак, не доходя до точки N31 два километра.

Кроме того, раз в неделю группа выходила на связь с представителем ЦМКК Алексеем Ярошевским.

Рассвет на восточном плече пика Ленина. Вид из лагеря 6482.

Особое внимание уделялось опасности заблудиться в непогоду на большой высоте. Чтобы уверенно спускаться в любую погоду, а это может потребоваться по состоянию группы, мы разработали точную векторную карту района проведения похода и загрузили её в датчик GPS. На карте были обозначены ледопады, разломы и ледосбросы, а также оптимальные пути спуска с определяющих локальных препятствий. Точность карты достигала 20-30 метров. Для надёжности в группе имелось два датчика GPS с такой картой.

Чтобы избежать попадания в непогоду на сложных участках, большое внимание уделялось её прогнозированию. Раз в два дня, а чаще, ежедневно, во время связи с московским диспетчером мы узнавали прогноз погоды на ближайшие дни.

1.4. Экология, бережное отношение к природе.

Группа не имела с собой продуктов питания в железной или стеклянной упаковке, поэтому весь мусор сжигался на биваках. Бензин хранился в пластиковой таре, которая тоже сжигалась. Не догоревшие остатки пластика забирались с собой и дожигались на следующем биваке. Мусор после перекусов также забирался дежурным и сжигался на обеденном привале.

1.5. Материальное обеспечение похода и организация забросок.

В походе использовалось обычное для нашей группы снаряжение, см., например, [1]. Отметим наличие у каждого участника легких самодельных снегоступов. После каракорумского похода 2010 г. [3] мы отказались от применения мультитопливных горелок и вернулись к проверенной схеме из трёх примусов «Шмель» (точнее, «Дастан») - два с собой плюс один в заброску. В группе имелись как коллективные, так и индивидуальные спальники. Палаток было две и обе производства Red Fox - «шестиместная» Fox Cave 6, в которой комфортно размещались впятером, и трехместная Fox Explorer.

Продуктовая раскладка была обычной для наших походов последних лет, см., например, [4]. Три заброски делили нитку маршрута на четыре автономных участка.

Первая заброска была завезена перед походом в долину р. Ачикташ в базовый лагерь принимающей фирмы «Горы Азии». Эта заброска с ресурсом на 18 дней обеспечивала продуктами питания и топлива вторую часть похода (Кузгун, Сауксай, восхождение на пик пик Ленина).

Вторая заброска была перенесена по долине Туюксу «челноком» и в радиальном выходе доставлена на седловину перевала Туюксу. Одна часть этой заброски была востребована в финале первой части похода для выхода с ледника Корженевского через пик Спартак и восточное плечо пика Ленина в долину р. Ачикташ. Другая часть заброски была поднята на пик Спартак и оставлена на его вершине в качестве третей заброски для финального в походе траверса от пика Спартак до пика Кызылагын.

1.6. Организаторы экспедиции, спонсоры.

Поход организован Спортивным клубом МАИ при поддержке компаний Marmot, Outdoor Research, Black Diamond и сети магазинов «День Сурка». Принимающей в Киргизстане была компания «Горы Азии» (Asia Mountains). Благодарим администрацию СК МАИ и менеджеров этих компаний за доброе отношение и огромную помощь.

Ледник Ленина.

1.7. Выводы.

1). Перевал Туюксу, в соответствии с ледовой обстановкой на его северном склоне, имеет полноценную 2Б к.т. Ведущая к перевалу долина Туюксу необычайно живописна и незаслуженно игнорируется туристами.

2). Первопрохождения простых и безопасных перевалов Панорамный (5027, 2А) и Приозерный (4510, 1Б) дает возможность соединить северные долины хребта Ледяной Мыс в единой нитке маршрута. Сам по себе район Ледяного Мыса очень красивый и перспективный для проведения горных походов 3-4 к.с.

3). Высшая точка хребта Ледяной Мыс пик Обручева (5459) является выдающейся обзорной точкой, с которой открываются восхитительные панорамы Заалайского хребта. Первопрохождение перевала Плечо Обручева (5320, 3А) открывает возможности для перехода из долины левого притока реки Джанайдартака на ледник Корженевского и для восхождения на пик Обручева с минимальным отклонением от линии движения через перевалы.

4). Перевал Минджар (5026, 2Б) по критериям «простота» и «безопасность» по-прежнему остается самым привлекательным для перехода через Заалайский хребет на участке от перевала Терсагар до пика Дзержинского.

Наилучший подъезд к нему осуществляется по дороге западнее р. Минджар. Мы видели, как местный УАЗик достиг точки с координатами 39° 27.350'С 72° 37.430'В всего в 8 км от подножия перевала, после чего из машины вышли пастухи, пересекли по тропе р. Минджар и ушли в кош на правом (восточном) берегу реки. Жаль, что мы не воспользовались этим подъездом.

5). В период с 2003 по 2007 гг. русло Сауксая на участке от устья реки Кузгун до ручья с перевала Горлова кардинально изменилось. В двух километрах выше устья Кузгуна река образует серию непреодолимых прижимов к конгломератному обрыву террасы правого (северного берега). Длина этого участка с прижимами около одного километра. Обход прижимов по террасе очень сложен и весьма опасен из-за необходимости преодоления глубоких и крутых оврагов. Группа потратила на этот обход два дня и была вынуждена ночевать между оврагами без воды.

Выше этого участка имеется еще несколько прижимов, но уже к обрыву очень низкой террасы. Эти прижимы обходятся по террасе без труда.

Изменение русла произошло, скорее всего, в результате катастрофической лавины, которая сошла с южного борта долины с вершины 5068 и перебила долину до скал её северного борта. Эта лавина подвинула русло Сауксая, и он образовал ниже этого места новые меандры с прижимами к конгломератным обрывам правобережной террасы.

Период, в который произошла катастрофа, установлен следующем образом. В 2003 г. группа челябинских туристов [5] прошла долину Сауксая от устья р. Кузгун до ледника Большая Саукдара, и никаких прижимов на описанном участке не было. А уже на космическом снимке в Google Earth от 12.03.2007 г. они есть!

6). В виду опасности крутых и глубоких оврагов на обходе новых прижимов Сауксая, мы не рекомендуем повторять наш путь в будущих походах, какой бы категории сложности они не были. И это не смотря на отсутствие травм в нашей группе.

Возможно, следует поискать перевал в районе точки с координатами 39° 17.63'С 72° 40.37'В, чтобы связать язык ледника Кузгун с верхней частью долины Сауксая и обеспечить обход как новых прижимов Сауксая, так и брода через реку Кузгун. Однако спуск с такого перевала в долину Сауксая может оказаться также камнеопасным.

Утро на восточном плече пика Ленина. Вид из лагеря 6482 на восток.

7). Выше ручья с перевала Горлова русло Сауксая, если и изменилось, то незначительно и, в целом, соответствует наблюдениям А. Лебедева в 1997 и 2001 гг. [6 и 7]. В частности, прижим Крыленко сохранился, поэтому перевал Прижимный (4515, 1Б), по-прежнему, актуален.

8). Ледник Дзержинского после последней подвижки, которая произошла в период с 2002 по 2003 гг., сильно деградировал. Его язык сильно растаял, а описанные в [8] серая и мраморная морены (в средней части ледника) стали очень ровными. Поэтому мы не воспользовались рекомендацией из отчета [8] и не стали проходить среднюю часть ледника по орографически правому карману. Выше лагеря 4412 мы вышли на серую морену ледника, а затем по мраморной полосе достигли подножия основного ледопада. В годы активности ледника здесь, как правило, имеется глубокий котлован. Этот котлован наблюдался и в 1997 и в 1999 годах [6 и 8]. В 2012 г. его не было, благодаря чему высота ледопада заметно уменьшилась. Сейчас ледопад ограничен высотами 4778 и 4843, и проходится относительно легко. Это состояние сохранится до начала подготовки ледника к своей очередной подвижке.

Именно благодаря относительной легкости ледопада, пройденную нами связку перевалов Раздельный и Ленина (до верхнего цирка ледника Малая Саукдара) я предлагаю зачесть группе, как 3А, несмотря на то, что оба перевала в классификаторе значатся, как 3Б с высотами 6140 и 6400, соответственно.

9). Последняя подвижка ледника Малая Саукдара произошла в 2009 г., о чем свидетельствуют фотографии 2008 г. туристов НГУ [9] и фотографии из Памирского марафона 2009 [1], см., также, комментарии к статье [10]. Осмотр ледника издали, с южного склона пер. Ленина, не позволяет уверенно утверждать, что за последние 3 года ледопад заметно упростился.

10). Озеро с айсбергами, которое образует р. Северный Зулумарт, подпруженная ледником Большая Саукдара, летом 2012 г. уже не существовало. Оно было описано в отчете И. Бритарова [11] о походе 1970 г. В 1999 г. и в 2001 г. озеро отсутствовало [8 и 7]. В 2009 г. оно снова появилось [1]. В период с 2009 по 2012 гг. озеро исчезло.

11). Пройденный нами новый маршрут на пик Ленина по юго-западному ребру западного гребня логичен, красив, безопасен, не требует сложного лазания, но трудоёмок. Ребро проходится за два дня с промежуточной ночевкой на 6500. Далее почти неизбежна ночевка на 6900 либо перед восхождением на вершину (как было у нас), либо после.

От вершины Раздельной до начала маршрута пол дня пути. Маршрут может оказаться востребованным теми группами, которые предпочитают автономные действия на пути к пику Ленина.

Яки около перевала Путешественников.

2. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ.

2.1. Паспорт маршрута.

1. Район путешествия - Северный Памир.
2. Вид туризма -Горный.
3. Спортивная организация - Спортивный клуб МАИ.
4. Категория сложности - Заявленная шестая.
5. Количество участников - Восемь.
6. Руководитель - Лебедев Андрей Александрович.
7. Выпускающая МКК - МКК ФТ г. Москвы.
8. Маршрутная книжка - 1/3 - 602.
9. Сроки активной части похода - 31.07 - 04.09.
10. Продолжительность активной части похода - 36 дней.
11. Количество «рабочих» дней - 35.
12. Количество дневок - 1.
14. Длина маршрута без учета повторно пройденного пути - 201 км.
15. Фактически пройденный путь - 244 км.
16. Суммарный набор высоты - 16026 м.
17. Максимальная высота - 7134 м.
18. Средняя высота ночевок - 4683 м.
19. Ночевки выше 5900 - 6194, 6482, 6052, 5908, 6500, 6909, 6584.

2.2. Нитка маршрута.

р. Туюксу - рад. пер. Туюксу (4765, 2Б, п.в.) - траверс п. 5027 (Панорамный, 2А, п.п.) - лед. Карасу Вост. - ледник лев. притока Булаксу - пер. Приозерный (4510, 1Б, п.п.) - лев. приток р.Джанайдартака - пер. Плечо Обручева (5320, 3А, п.п.) + рад. пик Обручева (5459) - лед. Корженевского - рад. пер. Туюксу - пер. Спартак + Крыленко через вост. плечо п. Ленина (6504, 3Б) - лед. Ленина - а.л. Ачикташ - р. Катта-Бешик - лед. Минджар - пер. Минджар (5026, 2Б) - лед. Кузгун - р. Сауксай - пер. Прижимный (4515, 1Б) - р. Сауксай - лед. Дзержинского - пер. Раздельный + пер. Ленина (6433, в связке 3А) - лед. Малая Саукдара - плато Парашютистов по юго-зап. ребру зап. гребня п. Ленина (6909, 3Б, п.п.) - рад. п. Ленина (7134) - в. Раздельная - лед. Ленина - а.л. Ачикташ.

2.3. Список пройденных перевалов.

1. Туюксу (4765, 2Б), первовосхождение, рад. выходы на перевал с обеих сторон.
2. Панорамный (5027, 2А), первопрохождение.
3. Приозерный (4510, 1Б), первопрохождение.
4. Плечо Обручева (5320, 3А), первопрохождение.
5. Спартак + Крыленко через вост. плечо п. Ленина (6504, 3Б)
6. Путешественников (4128, 1А)
7. Минджар (5026, 2Б)
8. Прижимный (4515, 1Б)
9. Раздельный + Ленина (6433, 3А), 3А в связке и без ледопадов Малой Саукдары.
10. Плато Парашютистов по юго-зап. ребру зап. гребня пика Ленина (6909, 3Б), первопрохождение юго-зап. ребра зап. гребня п. Ленина.

2.4. Восхождения на вершины.

1). 5027 (п. Панорамный), по зап. гребню, ориентировочно 2А к.с., первовосхождение. На вершину 04.08.12 взошли: Андрей Лебедев (рук.), Михаил Бабич, Семен Губергриц, Иван Жданов, Владимир Лавриненко, Юрий Максимович, Валдис Пуриньш, Олег Силин. Спуск по северо-восточному склону на ледник Восточный Карасу.

2). 4510 (в. Приозерная) по северо-западному гребню, ориентировочно 1Б к.с., первовосхождение. На вершину 06.08.12 взошли: Андрей Лебедев (рук.), Михаил Бабич, Семен Губергриц, Иван Жданов, Владимир Лавриненко, Юрий Максимович, Валдис Пуриньш, Олег Силин. Спуск по южному склону к озеру в долине левого притока реки Джанайдартака.

3). п. Обручева (5459) по южному гребню. Маршрут, скорее всего, с точностью до варианта, совпадает с классифицированным маршрутом В. Ноздрюхина по юго-восточному гребню (2Б, 1956 г.). На вершину 09.08.12 взошли Андрей Лебедев (рук.), Михаил Бабич, Семен Губергриц, Иван Жданов, Владимир Лавриненко, Юрий Максимович, Валдис Пуриньш, Олег Силин. Спуск с южного плеча вершины на запад на отступивший приток ледника Корженевского.

4). п. Спартак (6194) по северному гребню с ледника Корженевского. Маршрут не классифицирован. Ориентировочно 4А к.с. На вершину 14.08.12 взошли Андрей Лебедев (рук.), Михаил Бабич, Семен Губергриц, Иван Жданов, Владимир Лавриненко, Юрий Максимович, Валдис Пуриньш, Олег Силин. Спуск по западному гребню на пер. Крыленко.

5). п. Ленина (7134) по юго-зап. ребру западного гребня (с ледника Малая Саукдара), ориентировочно 5А к.с., первопрохождение. На вершину 02.09.12 взошли Андрей Лебедев (рук.), Михаил Бабич, Иван Жданов, Владимир Лавриненко, Юрий Максимович. Спуск по западному гребню через в. Раздельная на ледник Ленина.

2.5. Состав спортивной группы.

1. Лебедев Андрей Александрович, 27.07.56, Москва.
2. Бабич Михаил Васильевич, 29.04.60, Санкт-Петербург.
3. Губергриц Семен Самуилович, 21.07.64, Берлин.
4. Жданов Иван Николаевич, 01.08.73, Москва
5. Лавриненко Владимир Вячеславович, 24.05.64, Москва
6. Максимович Юрий Александрович, 01.03.61, Москва
7. Пуриньш Валдис, 13.03.69, Рига
8. Силин Олег, 01.04.64, Рига

Примечание. Губергриц С.С., как и было запланировано, сошел с маршрута 18.08.12 после первой части похода. Силин Олег был вынужден сойти с маршрута утром 30.08.12 под давлением начальника по работе, который в ультимативной форме потребовал его присутствия на работе 03.09.12. Сопровождать Силина Олега вызвался Валдис Пуриньш, который, по этой причине, тоже сошел с маршрута утром 30.08.12. В этот день, уже автономно от группы, связка Пуриньш-Силин взошла на вершину пика Ленина по классическому маршруту с перевала Раздельный, после чего спустилась в Ачикташ.

2.6. Маршрут в Kmz-файле для просмотра программой Google Earth выложен в Интернете по адресу:

2.7. Схема В. Ляпина с нанесенным на неё маршрутом.

На орографической схеме Заалайского хребта, составленной Вадимом Ляпиным, красной линией изображен пешеходный путь группы, а лиловой линией — переезд из а.л. Ачикташ в район перевала Минджар. Зелеными кружками на черном фоне обозначены места ночевок, красные номера ночевок соответствуют номерам дней из календарного плана похода, см. раздел 2.8. При этом, ночевка с номером K следует после K-того дня. Пройденные перевалы и вершины обозначены синими кружками, если на них не было ночевки. В противном случае значок перевала или вершины замещается значком ночевки.

Восточная часть.

Западная часть.

2.8. Календарный план похода.

3. ФОТОГРАФИИ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ.
(Все ниже перечисленные разделы опубликованы на сайте Риск).

Вершины и перевалы хребта Ледяной Мыс.
3.1. Перевал Туюксу.
3.2. Пик и перевал Панорамный.
3.3. Пик и перевал Приозерный.
3.4. Пик Обручева и перевал Плечо Обручева.

Пик Спартак и перевал через восточное плечо пика Ленина.
3.5. Пик и перевал Спартак.
3.6. Перевал Крыленко через восточное плечо пика Ленина.

3.7. Перевал Минджар.
3.8. Обход новых прижимов Сауксая.

От Сауксая до пика Ленина. Перевалы Прижимный, Раздельный и Ленина.
3.9. Перевал Прижимный.
3.10. Перевал Раздельный.
3.11. Перевал Ленина.

4. ПИК ЛЕНИНА ПО ЮГО-ЗАПАДНОМУ РЕБРУ ЗАПАДНОГО ГРЕБНЯ, первое прохождение.

5. ССЫЛКИ.

1. Лебедев А.А. Отчет о походе по Памиру (Памирский марафон-2009). Библ. МГКТ, отчет N 6553, 2009. Еще здесь.
2. Лебедев А.А. Маршруты южных склонов пика Ленина. Сайт Риск, март 2010.
3. Лебедев А.А. Экспедиция МАИ в Китайский Каракорум - Chinese Karakoram 2010. Сайт «Риск», 2010.
4. Лебедев А.А. Отчет о походе по Китайскому Памиру. Библиотека МГКТ, отчет N 6321, 2007.Еще здесь.
5. Северо-восточный Памир 2003. Сайт похода 4 к.с. группы из ТК "Рифей" ЮУрГУ (г. Челябинск).
6. Лебедев А.А. Отчет о походе по Северному Памиру. Библиотека МГКТ, отчет N 5509, 1997.
7. Лебедев А.А. Отчет о походе по Северному Памиру. Библиотека МГКТ, отчет N 5819, 2001.
8. Лебедев А.А. Отчет о походе по Памиру (Памирский марафон 1999). Библ. МГКТ, отчет N 5627, 1999.
9. Таракановская М.А. Отчет о походе по Северному Памиру, 2008.
10. Лебедев А.А. Новый маршрут на пик Ленина. Экспедиция МАИ завершилась! Сайт Риск, сентябрь 2012.
11. Бритаров И.А. Отчет о походе по Северному Памиру. Библиотека МГКТ, отчет N 2082, 1970.
12. Комаров М.Н. Отчет о походе по Северному Памиру. Библиотека МГКТ, отчет N4042, 1981.
13. Лебедев А.А. Вершины и перевалы хребта Ледяной Мыс. Сайт Риск, октябрь 2012.
14. Юцявичус А.И. Отчет о походе по Северному Памиру. Библиотека МГКТ, отчет N3787, 1980.
15. Ветлужских В.Д. Отчет о походе по Северному Памиру. Отчет о походе по Северному Памиру. 2003.
16. Степанов Н.Р. Отчет о походе по Северному Памиру. Библиотека МГКТ, отчет N3783, 1980.
17. Голубов Ю.А. Отчет о походе по Северному Памиру. Библиотека МГКТ, отчет N3885, 1980.
18. Полевскис Ю.В. Отчет о походе по Северному Памиру. Библиотека МГКТ, отчет N5065, 1988.
19. Кашафутдинов В.Р. Отчет о походе по Северному Памиру. Библиотека МГКТ, отчет N6820, 1991.
20. Ворожищев М.Г. Отчет о походе по Северному Памиру, 2007.
21. Рачкаускас Г.В. Отчет о походе по Северному Памиру. Библиотека МГКТ, отчет N3295, 1977.
22. Лебедев А.А. Овражинг на Сауксае или еще один вид экстремальной активности. Сайт Риск, 2012.
23. Крыленко Н.В. "В неизведанные выси". "Красная газета". Ленинград, 1930 г.