Все началось в конце 1983г. В те годы НИИЖТ (СГУПС) сотрудничал с Сибгипротрансом (СГТ) в изысканиях и проектировании БАМа, на участке 299-1000км. Одним из ГИПов БАМа был Б. Н. Ильин, с которым мы длительный период времени плодотворно работали на объектах БАМа, а в свободное время занимались спортивным туризмом. Однажды при встрече Ильин раскрыл карту Южно-Муйского хребта и, указывая на высшую отметку хребта (2731м) сказал, что проезжая и пролетая на вертолете вдоль трассы, неоднократно обращал внимание на Северо-Восточную часть хребта, выделяющуюся пикообразными вершинами и скальными стенами. Расстояние от трассы составляло 40-50 км, и в хорошую погоду горный массив хорошо просматривался. Это были годы завершения строительства БАМа, и мы, по мере возможности посещали замечательные уголки природы, связанные с выходом термальных источников, оригинальных горных ландшафтов и водных объектов. Было решено, что при первой возможности, мы посетим этот район и попытаемся подняться на высшую точку хребта
МУЙСКИЙ ГИГАНТ. Часть 1 (Горный туризм, Южно-Муйский, бам, НИИЖТ)

Иногда на англоязычных сайтах встречаются интересные памятки которыми хочется поделиться. Одну из таких мы перевели и сегодня публикуем.

Алгоритм принятия решения об эвакуации пострадавшего (Туризм, эвакуация, первая помощь, ProПомощь)

Верблюды и “космические тарелки”: премьера фильма об иранских кочевниках (Путешествия, документальный фильм, шахсевены, Александр Фёдоров, badplanet)
Александр Фёдоров и Егор Староверов отправились в неизвестность, чтобы разгадать загадку в переполненном информацией мире, и сняли об этом целый документальный фильм “Шахсевены”, который уже можно посмотреть целиком!

Панорамы вершин Центрального Тянь-Шаня и Памира (тянь-шань, вершины, коммунизма, победы, ленина, хан-тенгри, корженевской)
Подписал названия вершин на нескольких своих панорамах гор Центрального Тянь-Шаня и Памира.
На фотографиях всем известные семитысячники с разных сторон и другие, гораздо реже посещаемые, но не менее красивые вершины.
Если забраться повыше, далеко видать. Иногда на много десятков километров. И горные гиганты уже как на ладони :)

Короткий отчет о спуске в одну из самых больших пещер Ближнего Востока - Seventh Hole. Глубина 300 метров, состоящая из 3 пролетов в 80% отвесных.

Экспедиция в в одну из самых больших пещер Ближнего Востока - Seventh Hole (Спелеология, оман, пещера)

Четвёрка по Западному Кавказу (Дневник 1984, Горный туризм)
Эра ледорубов с деревянными древками и брезентовых штормовок...

Трудности выбора. (Альпинизм, Радиосвязь в полевых условиях, радиостанции)

После того, как на РИСКе была опубликован и бурно обсужден пост https://www.risk.ru/blog/214153 , мне поступил в личку вопрос по выбору станций для походов в горах . Вопрос сложный, хотя вроде как в вышеприведенном посте обсудили все что смогли.

Зимняя Арча.Все на лёд! (Альпинизм, ала-арча, обзор района, настоящий лёд)

В преддверии зимы позволю себе обозреть лучший ледовый район на просторах СНГ, чтобы желающим, попробовать настоящего льда, было проще заниматься планостроительством.
В Арче ледовые маршруты на любой вкус и физуху. При грамотной тактике можно наколбасить больше интересных Гор, чем летом!

Даешь Тянь-Шань! 1963 год (Горный туризм)
Уникальный ретро-фильм Стаса Петрина по Тянь-Шаню

Меня тут недавно спрашивали, есть ли по Центральному Алтаю более свежий перечень перевалов, чем выпущенный в 2001 году общий "Перечень...". Я пообещал найти перечень, сделанный Олегом Львовичем Жигаревым из Новосибирска в 2006-2009 годах.

Одиночный лыжный поход по плато Путорана 2017 (Туризм)

Лыжная прогулка среди ледопадов и каньонов западной части плато Путорана.

Ниже длинный материал с кучей картинок

Всегда смотрю на разных спортивных альпинистских мероприятиях, как развешивают снаряжение ребята. Чему-то учусь сам, а периодически не выдерживаю и лезу с советами. Иногда они приходятся в тему.
На этом фоне уже не первый год хочу записать видео. Вот наконец-то что-то получилось.
Сразу скажу, что это не единственно верный алгоритм. Мы постоянно чему-то учимся у друзей и привносим в свою копилку. Под "катом" еще небольшой комментарий.

Прочтение недавней заметки Уилла Гадда о ледолазании вдохновило меня перевести её на русский. Результат перед вами. Я признателен Уиллу за любезное разрешение перевести его текст для читателей "Риска", а также за пояснения, способствовавшие улучшению перевода. Разумеется, все огрехи остаются целиком и полностью на моей совести. Замечания (по возможности, конструктивные и доброжелательные) принимаются с благодарностью. Итак...

Карты openstreetmap.org значительно подробнее в часто посещаемых местах. И их можно изменять, дорисовывать самим пользователям, что делает их универсальными. В навигаторе с ними работать удобнее и быстрее, чем с растровыми картами генштаба. Для путешествий по пресеченной местности надо только добавить рельеф (горизонтали) на эти карты.

В феврале-марте 2017 года получилось наконец сходить маршрут, который сразу приходит тебе в голову если ты занимаешься ски-туром и оказался зимой в горах Сванетии.

Ски-тур через всю Сванетию / февраль-март 2017 (скитур в сванетии, горные лыжи, сванетия)

Идея была - во первых пройти рядом со всеми самым красивыми вершинами Центрального Кавказа, - во вторых через все районы Сванетии и - в третьих пройти так, что бы дневные переходы делать между селами, не таскать с собой лагерь и ходить налегке - в общем идея обычного европейского ски-тура. Да - в Сванских горах на высотах 2 км живут люди, и это не просто горные хижины построенные как в Альпах для туристов - это настоящие села с тысячелетней историей и культурой, и с народом , уклад жизни которого за тысячелетия не сильно изменился. При взгляде на карту - линия нарисовалась сразу - еще три года назад, оставалось проверить ее на практике.
Проверили. Годится )

немного фотографий с осеннего Казбека 2016 (Альпинизм)
Всем добра). Маршрут обычный коммерческий, особо не буду вдаваться в словоизливания. А вот фотографиями - хочу поделиться. Из них несколько получились хорошо, мне кажется. И еще. После прошлых публикаций часть заслуженных рисковчан посоветовали не стесняться, и все же делиться отзывами, несмотря на начальный уровень.

Большая Гималайская тропа (Great Himalaya Trail - GHT) - трекинговый маршрут, пересекающий весь Непал с востока на запад. Полностью этот маршрут ходят достаточно редко. Весной 2016 года этим маршрутом прошли латвийские путешественники, за что по праву получили Хрустальный пик.
В этой статье я хочу представить альтернативный вариант восточной части GHT (от БЛ Канченджанга до поселка Thudam), который был пройден так же весной 2016 года. Он расположен севернее основной нитки маршрута и проходит через три безымянных перевала, названных мною Alpha pass, Betta pass и Gamma pass.
Альтернативный вариант восточной части Большой Гималайской тропы (Горный туризм, GHT, трекинг, гималаи)