Ски-тур через всю Сванетию / февраль-март 2017

Пишет Shmigelskii, 17.03.2017 16:35

В феврале-марте 2017 года получилось наконец сходить маршрут, который сразу приходит тебе в голову если ты занимаешься ски-туром и оказался зимой в горах Сванетии.

Ски-тур через всю Сванетию / февраль-март 2017 (скитур в сванетии, горные лыжи, сванетия)

Идея была - во первых пройти рядом со всеми самым красивыми вершинами Центрального Кавказа, - во вторых через все районы Сванетии и - в третьих пройти так, что бы дневные переходы делать между селами, не таскать с собой лагерь и ходить налегке - в общем идея обычного европейского ски-тура. Да - в Сванских горах на высотах 2 км живут люди, и это не просто горные хижины построенные как в Альпах для туристов - это настоящие села с тысячелетней историей и культурой, и с народом , уклад жизни которого за тысячелетия не сильно изменился. При взгляде на карту - линия нарисовалась сразу - еще три года назад, оставалось проверить ее на практике.
Проверили. Годится )

Здесь я хочу выложить небольшое описание маршрута - надеюсь эта информация будет полезна тем кто захочет так же походить скитур в Сванетии. Линию мы старались проложить так чтобы подьем проходил по южным склонам - более жестким и безопасным в первой половине дня, а спуск по северным - царству паудера. Этот маршрут не проходит по ледникам и не требует специального альпинистского снаряжения, но физическая подготовка, владение ски-туром и знания в области лавинной безопасности должны быть на высоком уровне. Точно не стоит планировать пройти такой маршрут лежа на диване или выезжая в горы зимой на две недели, независимо от того как здорово вы ходите летом. Мы лишний раз убедились что физическая форма - это залог безопасности и если надо набрать 2 км вертикали и уйти с южных склонов до полудня - значит надо и это правило которое нельзя нарушать.
Но тем не менее - тот факт что маршрут был пройден нами вдвоем, а на участке Местия-Чубери вовсе в одиночку - говорит о хорошем запасе по возможностям - и если пойдет сильная команда 3-4 и более участников - можно будет сократить и время прохождения и нагрузки.
В настоящее время в Сванетии очень хорошо развит летний трекинговый туризм и можно сказать что наш маршрут почти повторяет летние линии трекинга, с той только разницей что при выходе из зоны леса мы старались уходить на гребни и зачастую вовсе не спускались на перевалы. Ну и конечно зимой есть лыжи - этот великий "телепортатор" на спусках - ради которого мы собственно зимой и ходим в горы)
С кажу еще что на прохождение маршрута мы потратили не 8 дней а три недели, 4 дня пережидали только на старте - ждали пока уляжется снег и появится видимость, но есть участки которые проходятся в любую погоду - поэтому думаю что две недели - вполне реальный срок.
Для навигации использовали обычную бесплатную офлайн программу в телефоне maps.me - в ней есть все необходимые тропы - и ее достаточно. Рюкзаки были кг по 12 - лавинное, спальник, пуховка, гортекс, питание и газ-горелка у каждого - в случае необходимости вполне были готовы заночевать в пещере.
В описании я указал наше видение необходимого минимума по погоде - но думаю, что те кто решат выйти на этот маршрут - сами способны принимать такие решения.
все фотографии в отчете - с маршрута - февраль-март 2017.
Итак - скитур через всю Сванетию:
день1 Чвелпи - Ушгули
общий набор 2100м
видимость - высокая

В Чвелпи со сванского хребта стекают два ручья, на правом много мельниц и есть нарзан в 3х км от села, от левого начало маршрута. Ориентир недостроенный железный мост. От него сначала вдоль ручья а затем налево вверх идет дорога, проложенная при постройке ЛЭП, собственно эта ЛЭП тоже служит ориентиром. В зоне леса дорога удобная и хорошо видна - это чуть более 1км набора, выше можно ориентироваться на опоры и придерживаться правого гребня.
Когда ЛЭП начинает траверсировать склон в сторону перевала на Каал, продолжаем подьем вверх по гребню ( карнизы) пока не достигаем его вершины. высота около 3000м Отсюда прямо на север небольшой спуск и подьем 100м на взлет гребня (тур) далее по гребню сначала на лыжах потом в три такта выходим на перемычку. От нее прямо на север небольшой взлет на вершину - она уже в сванском хребте - но нам туда не надо (сходили и вернулись - сложный спуск). С перемычки направо небольшой двухступенчатый цирк - спускаемся в него придерживаясь левой стороны, затем надев камусы вверх по левому склону (карниз), пересекаем некрутые поля и идем до перегиба откуда будет виден дальнейший путь на восток по сванскому хребту. Спускаемся в сторону гребня (в нашем случае были доски), одеваем камусы и идем 4 км по несложному гребню. Впереди Айлама, слева весь ГКХ от Ушбы до Шхары. В точке начала спуска в Ушгули стоит столб-указатель, его видно но мы до него не дошли метров 200. Это нам внизу стоило лишнего километра вверх вдоль Ингури. Надо сказать что важно придти к началу спуска засветло при хорошей видимости, тем более при непростой лавинной обстановке (карнизы). В нашем случае уже темнело и мы спешили спуститься в зону леса до темноты. Далее вдоль Ингури мимо останков башни летней резиденции царицы Тамары поднимаемся в с Ушгули. Ходовое время 12 часов.
При хорошем состоянии снега думаю возможно перевалить сванский хребет через перевал Латпари - как идет ЛЭП и спуститься по дороге в Каал-Лахори. Этот путь короче но в нашем случае мы сочли его лавиноопасным, да и хотели спуститься прямо в Ушгули.

освещенный гребень слева - это путь подъема

сванский хребет - в Ушгули направо

Ушгули

Шхара на закате

день 2 Ушгули-Адиши
общий набор 1700м
видимость желательна

Из с Ушгули выходим вдоль Ингури в сторону Шхары. Через 500 м после моста налево плавно вверх по дороге проложенной к водозабору, поднимаемся к слиянию ручьев текущих с перевалов Лагем и Карета. Летняя тропа идет по левому склону, но в нашем случае мы сочли его лавиноопасным (северо-восточная экспозиция при снегопаде с юго-западным ветром). Пересекаем левый ручей и поднимаемся по выдутому гребню на водораздел, далее по гребню налево на вершину 3100м. Далее спуск к домикам на р Халде ок 2200м. Одеваем камусы и поднимаемся на перевал Chkhutnieer 2722м, спускаемся в долину р Адишура и по правой стороне долины мимо церкви с шестами (их назначение отдельная история) через 5 км приходим в с Адиши. Ходовое время 12 ч. В случае необходимости или ухудшения погоды можно устроить ночевку в хижинах в долине Халде ( наверно это нужно согласовывать с хозяевами) или спуститься в сторону Лахори. Дорога идет по правому склону через с Халде (нежилое) и Ипрари. Ущелье узкое и дорога лавиноопасна.

слева пер Карета, по центру пер Лагем - линия спуска между ними

Тетнульд и Безенгийская стена с юга

долина реки Адишура

день 3. Адиши -Жабеши
общий набор 1100м
видимость желательна

Из с Адиши сначала налево вверх по летней тропе, а затем вверх под слоны г Тетнульд примерно до высоты 3000м. Затем траверсом налево по полкам выходим на верхнюю станцию горнолыжного комплекса Тетнульди. Отсюда поднимаемся наверх ок 100м к кресту. Это начало спускового кулуара. В случае лавиноопасности или ухудшения видимости можно так же спуститься по горнолыжной трассе и в районе второй станции уйти вправо. Сначала по кулуару а за тем по лесу вдоль ручья спускаемся к реке, текущей с нагебского ледника. здесь важно не пропустить дорогу, она метров за 100 до реки (мы пропустили и потеряли на поисках прохода часа полтора, после чего все равно пришлось вернуться). По дороге налево через пару километров - с Жабеши. Ходовое время 10 ч.

Тетнульд

спусковой кулуар

день 4 Жабеши -Местия
общий набор 1300м
лавиноопасность низкая
видимость любая

Из Жабеши, обходя сверху села Тсалдаши и Чвибиани выходим на летнюю тропу в сторону Адиши (указатели). По тропе поднимаемся на нижнюю станцию канатной дороги Тетнульди это около 700м (кафе)). Далее по дороге 4 км скатываемся вниз на перевал через который проходит дорога Местия-Ушгули. Пересекаем ее, примерно 1 км идем по дороге в сторону с Цвирми, а затем уходим направо на гребень. Далее по полям и лесистому гребню, через вершину Зурулди ок 2450м и домик телевизионного ретранслятора выходим на верхнюю станцию горнолыжного комплекса Хатсвали (ресторан)). Отсюда можно спуститься просто по горнолыжной трассе и затем по дороге ( в нашем случае они не отличались друг от друга) в Местию. Можно спуститься лесом и полями в Ленджери и оттуда кстати более простой (как говорят) дальнейший путь через пер Гуль в Мазери. Можно не доходя до Хатсвали уйти вправо и так же спуститься в Местию лесом. Это место популярно среди местных гидов в плохую погоду и наверно самое доступное и безопасное. Ходовое время 10 ч.

с Жабеши

тропа к нижней станции канатки

гребень в районе г Зурулди

спуск в Местию

день 5 Местия-Мазери
общий набор 2100м
видимость желательна

Из центра Местии по летней тропе в сторону озера Курулди (налево по тропе быстрее но круче, направо по санной дороге более полого и дольше) выходим на площадку с крестом. Далее мимо летних хижин по гребню наверх в сторону Ушбы. Налево через цирк будет уходить летняя тропа в сторону перевала Гуль - по ней конечно вдвое короче - но за те наверно раз пять что я там ходил - ни разу желание срезать у меня не возникло ) Вверх на лыжах, а затем по простым скалам и гребню выходим на вершину с крестом 3400м над ледником Чалаат. Это самое красивое место маршрута - поэтому рекомендую подгадать под хорошую погоду. Налево по скалистому гребню в сторону Гульбы спускаемся на перевал. Далее на лыжах траверсом выходим на гребень ведущий к перевалу Гуль. В этом месте очень хочется сразу свалить вниз в сторону ледника Гуль, но я не рискнул - там после спуска предстоял длинный траверс под непонятно какими склонами. Далее идет скальный участок гребня - проходится с лыжами за спиной - часа полтора. Далее на лыжах по широкому гребню, придерживаясь левой стороны, в сторону перевала Гуль. Варианты спуска зависят от состояния склона - в случае стабильного снега - по большому желобу, в случае непонятном - с перевала Гуль, придерживаясь левого выдутого гребня, спускаемся вниз и налево к соснам, затем к церкви и по дороге в Мазери. Ходовое время 10 ч.

слева пер Гуль, справа в облаках вершина с крестом 3400

путь подъема и хорошо видна вся линия предыдущего дня по гребню на среднем плане

Ушба, Чатын лед. Чалаат

ледник Гуль

день 6 Мазери-Барши
общий набор 1000м
видимость желательна

Из Мазери, проходя через с Чохулди и оставляя справа с Твебиши переходим р Долра. От моста сначала налево а затем серпантином по лесовозной дороге вверх, далее просто по лесу выходим на гору Мезир (церковь). Затем направо вверх - на г Дециль 2500м. Прямо за горой на запад - село Барши. В случае стабильного снега спуститься можно напрямик (кулуары - криволесье) или уйдя на север через перевал сторону г Бак - там широкие поля, но раскисают после обеда.
Пересекая несколько небольших ручьев спускаемся в с Барши.
Ходовое время 5 ч.

Мезир

Шхельда, Мазери, Ушба

Штавлер и слева в понижении гребня пер Утвири - до него еще 2 дня

г Дециль и спуск в с Барши с пер Бак

башня князей Додешкелиани в Барши

день 7 Барши-Накра
общий набор 1000м
лавиноопасность низкая
видимость любая

Этот день практически полностью проходит по старым дорогам и тропам южных склонов р Ингури ( в нашем случае - все были под снегом)
Из села Барши по дороге выходим на небольшой водораздел. Далее лесом спускаемся к ручью, переходим его и по тропе выходим к с Кацхи. Далее по дороге ( зимой по ним все равно никто не ездит) или по тропам траверсируем склоны на запад. По дороге встречаются маленькие села - буквально два-три жилых дома, есть указатели и маркировка летнего маршрута на Накру. Есть полностью оставленное село Паледи - оно есть на картах и видно издалека по величественным развалинам. От него надо идти на запад по верхней дороге ( дороги - понятие условное - зимой следов нет и их почти не видно). До Накры одним днем - переход длинный, но в случае хорошего состояния снега вполне реальный. Я не успел - недооценил, решил что это будет легкий день - и ошибся. Просто на одном участке очень долго ходил кругами и искал тропу, а под вечер закопался в раскисшем снегу ). Итак - примерно посредине пути есть село Кицхулдаши - в нем всего один жилой дом - он же гостиница. Если до обеда вы сюда не дошли - останавливайтесь на ночевку - это последнее обитаемое село перед Накрой.Отсюда до Накры еще примерно 15 км. Далее обходя большую осыпь сверху спускаемся в ручей. Здесь я долго и безуспешно искал нормальный проход - его нет. Пересекаем ручей и по руслу вниз а затем по осыпи выходим на небольшой водораздел - по нему круто вниз к следующему ручью. Тут уже просматривается тропа и выводит на мост через следующий ручей. Отсюда по тропе круто наверх а затем траверсом выходим к селу Тсалери. Зимой людей в нем нет - только развалины. Далее по лесной дороге в сторону села Лашкраши, но не доходя его уходим направо наверх на перевал (есть указатели). С перевала вниз в Накру можно спуститься по дороге или по лесу . Ходовых часов 11.

село Паледи

с Тсалери

Валерий Виблиани с женой - хозяева единственного жилого дома и гест-хауса в с Тихулдаши

пер Утвири и Штавлер

день 8 Накра - Чубери (Квемо-Марги)
общий набор 2000м
видимость желательна

Из Накры по лесной дороге наверх мимо ретранслятора идем в сторону перевала Утвири (есть указатели на Чубери). Дорога идет по южным склонам и пересекает 3-4раза ручьи с лавинами. До нижних хижин дорога идет в лесу и я рекомендую выходить сюда с рассветом, дальше ориентироваться в темноте будет тяжело но отсюда уже можно успеть безопасно дойти до перевала пока солнце не нагреет склон. От нижних хижин наверх и налево, здесь дороги и указателей уже не видно. Траверсируя южный склон (кулуары) с плавным набором выходим сначала к верхним хижинам а затем по правой полке на перевал. Слева перед перевалом видно замерзшее озеро. С перевала придерживаясь левой стороны спускаемся вниз в долину р Тита, до того места, где по левому склону появятся деревья. Отсюда надев камусы идем влево круто вверх примерно 300м и переваливаем в долину р Марги. ( думаю что летняя тропа траверсирует левые склоны и можно обойтись без подъема - но зимой я не рискнул так делать ). Далее мимо летних хижин, сначала по полям а затем по дороге, мимо села Земо-Марги через 10 км приезжаем в село Чубери. Все - Финиш.
Но надо иметь ввиду, что ни маршруток после обеда ни такси в этом селе нет, и если вы не закажете себе машину заранее - придется как мне топать еще 8 км по бетонке до трассы - после такого дня это так себе удовольствие ).
Ходовое время 10 ч. Очень рекомендую ранний выход. Я вышел в 4.00, в 10.00 был на перевале и в 11.00 уже проехал лавиноопасные места на спуске - позже не советую - это чистые южные склоны.

Штавлер из Накры

верхние Накринскии хижины

отсюда до перевала еще 5 км

пер Утвири

спуск в долину рТита

спуск по р Марги

И в завершении хочу сказать спасибо всем, кто встретился нам на пути и отдельно поблагодарить гостеприимных хозяев гест-хаусов, в которых мы останавливались. Накормить двух голодных скитуристов после такой работы - это не просто ) Почти все из них были с нами знакомы по прошлым поездкам и уже успели стать настоящими друзьями. И кстати во всех гест-хаусах, в которых мы останавливались - мы были первыми постояльцами в году - а c начала года прошло уже два месяца - это просто ненормально что в регионе с таким потенциалом зимой так мало туристов )

Есть такая хорошая книжка, которую издает местийский муниципалитет и Заур Чартолани. В ней собраны телефоны всех гостиниц, водителей такси и проводников, она есть в каждом доме Сванетии и незаменима для туристов - в ней прямые контакты. Дополнительно я оставлю телефоны гест-хаусов в которых останавливались мы, и половина из них кстати не входит в эту книгу, так как они расположены за пределами верхней Сванетии - и информации по ним нет нигде.

Чвелпи +995 595 513 713 Нерон Квастиани
Барши +995 595 418 750 Бадри Гурчиани
Тихулдаши +995 598 517 388 Валера Виблиани
Накра +995 591 053 990 Спартак Гвармиани

Надеюсь информация окажется полезной и в следующих сезонах в горах Сванетии будет больше людей на лыжах. Увидимся )