Летом 2013 года группа Турклуба МАИ совершила первовосхождение на пик 6185 м в Западном Тибете в районе озера Цо-Морири. В этой статье обзор этого удивительного горного района и небольшой видеофильм.

С 1994 года обширная область, именуемая Рупшу (Rupshu) на юго-востоке штата Джамму и Кашмир была открыта для посещения иностранными туристами . Рупшу имеет площадь около 15000 кв км и ограничивается с севера перевалом Tunglung La, с востока поселком Hanle, с юга массивом пика Gya 6795 и с запада деревушкой Manecham Sumpa.

Цо-Морири, Западный Тибет и пик 6185. (Альпинизм, турклуб маи, джамму и кашмир)

Озеро Цо-Морири и массив пика Gya 6795.

Это очень сухой район, даже по тибетским стандартам и представляет

Исследуя ситуацию с прохождением плато Путорана мне удалось связаться с братом Игоря Новоселова, участником той пешей шестерки, на которую ссылался Андрей Добрынин.

(по мотивам книги «Лавины. Практический учебник» Руди Майр и Патрик Найрц)

Эта статья – основные тезисы книги, в которой проведен анализ основных причин возникновения лавиноопасных ситуаций, на примере конкретных несчастных случаев произошедших в горах Тироля (Альпы) за последние 20 лет. Для более детального понимания процессов я добавил свои комментарии и разъяснения из дополнительной литературы и личного опыта. Думаю, будет интересно многим кто не знаком с этой книгой или еще не успел её прочитать!

10 характерных лавиноопасных ситуаций. Часть 1. (Альпинизм, лавиноопасные ситуации, патрик найрц, www.snowavalanche.ru, лавинная безопасность, руди майр)

27 вариантов применения корделета* в горах, и не только… (Альпинизм, технические приемы, учимся, риск 60, периодика, горы, риск онсайт, альпинизм)
Организация переноски корделетов

К сезону :) Материал из журнала "РИСК онсайт" № 60 подготовил Сергей Веденин. Фото Елены Дмитренко

От редакции:

Аутдор на острие технического прогресса. Производители «железа» придумали девайсы практически под каждую конкретную потребность: подъем, спуск, страховку, полиспаст. Одна беда – унести с собой все это многообразие невозможно, да часто и незачем.
Курсантов российской Школы гидов учат обходиться во время работы с клиентами минимумом технических средств. Мы уверены, что многим этот опыт окажется полезен.

Для тех, кто вяжет: Узлы Франца Бахмана. (Альпинизм, снаряжение, схваты, прусик.)

Человечеству известно несколько тысяч различных узлов, десятки из них применяются в альпинизме, но история их появления, как правило, остается в тени. Одним из изобретателей «альпинистских» узлов, причем, наверное, самым плодовитым в этой области является Франц Бахман (Franz Bachmann) инженер-машиностроитель, альпинист и горный спасатель. Об истории изобретения карабинного схватывающего узла, получившего его имя, и о других изобретенных Бахманом схватывающих узлах, практически неизвестных у нас в России, рассказывается в этой статье.

Саморазбор ЧП. Рефлексивная лингводиарея после аварии 2004 года. (Альпинизм, безопасность, лавины, лавины на льду)

Вот тут люди хотят рубрику о НС, разборы НС, говорят, что многие живут в глубинке, дескать, сильных клубов рядом нет. Поэтому хотят, чтобы сайт Риск заменил им отсутствующий клуб. Раз пошла такая движуха, то вот мой опус 9-летней давности, написанный сразу по приезду в Москву после неудачного похода 2004 года с запланированным восхождением на Конгур (7719) в финале мероприятия.

Это пример саморазбора. Когда эту статью прочитал зам (по горам) председателя ЦМКК Алексей Ярошевский, то он меня даже пожалел: "Ну зачем же такое самобичевание?"
Итак,

Моя авария четвертого года.

27.07.2004 в день моего рождения и на 13-й день похода Всевышний в мягкой и очень убедительной форме выразил недовольство моему разгильдяйству и тому разгильдяйству, которое я развёл в своей группе. Примерно в 13 часов по бадахшанскому времени (на 3 часа опережает московское) в 50-ти метрах от седловины перевала на высоте 5350 передовая связка из Юрия Максимовича и супругов - Татьяны Беляевой и Михаила Бабича была снесена мокрой лавиной и пролетела более 700 метров, остановившись на высоте 4850.

Вот тут люди хотят рубрику о НС, разборы НС, говорят, что многие живут в глубинке, дескать, сильных клубов рядом нет. Поэтому хотят, чтобы сайт Риск заменил им отсутствующий клуб. Раз пошла такая движуха, то вот мой опус 15-летней давности, написанный для молодых руководителей команд горников Турклуба МАИ перед их отъёздом в походы на майские праздники 1998 г. Копирую без правки, один в один. Итак,

Напутствие начинающим руководителям.

Спортивная цель похода - преодоление пространства в горах. Грандиозность похода, глубина, сила и незабываемость впечатлений прежде всего зависят от протяженности преодоленного пространства и в меньшей степени от сложности отдельных препятствий. Поэтому, планируя поход, стремитесь к линейному маршруту или маршруту в форме ключа (кольцо с линейным участком во второй половине похода), а на маршруте делайте все возможное, чтобы группа прошла его до конца.

Постоянно помните, что вашей реализацией в походе как руководителя и предметом гордости должно стать ваше искусство, благодаря которому группа в полном составе и в нормальном состоянии доходит в срок до конечной точки маршрута. Этим вы отличаетесь от участников, каждый из которых решает индивидуальные задачи.

Продолжая разбирать книги после встречи с букинистом, в книге Виктора Корзуна "Эльбрус" высмотрел советы восходителям на Эльбрус.

Практические советы восходящему на Эльбрус. Глас из 1938 г (Альпинизм)

Было интересно прочитать рекомендации, писаные в 1938 г.

НА ПИК ЛЕНИНА БЕЗ АККЛИМАТИЗАЦИИ (Альпинизм, турклуб маи, в.м.божуков)
В прошедшую пятницу на Риске был пост "Физподготовка без ограничений: советы и рекомендации для новичков". Там я обмолвился, что у Валентина Божукова была программа предварительной подготовки к восхождению, которая, по его словам позволяет взойти на пик Ленина без акклиматизации в альпийском стиле. Меня попросили запостить эту методику и сейчас я выполняю обещанное.

Размышления о снаряжении, питании, etc. для восхождений в высоких горах. (Альпинизм, высотный альпинизм, снаряжение, продукты)
С наступающим вас, читатели Риска – альпинисты, туристы, путешественники…
Зима – такое время, когда в призрачных идеях, мечтах и проектах начинают проявляться черты будущих экспедиций, восхождений, походов. Имею достаточный стаж в таких мероприятиях и хочу поделиться мыслями, опытом и конкретными рекомендациями в подготовке к новому сезону. Все мои умозаключения – результат долгих, сорокалетних проб и ошибок – не претендуют на абсолютность, законченную истину, но что-то, наверное, вы сможете использовать для себя и своих друзей.

В 1906 – 1908 гг по «Высочайшему» повелению полковник К. Г. Э. Маннергейм командировался в Китай с военно-научной целью. Маршрут экспедиции пролегал через Туркестанский край в Восточной Туркестан (Синьцзян) и далее через провинции Ганьсу, Шэньси и Шаньси в Пекин.

У подножия Хан-Тенгри: путешествие полковника Маннергейма в Синьцзяне (Путешествия, барон к. г. э. маннергейм, экспедиция в китай в 1906 - 1908 гг., музартский проход)

Полковник Маннергейм среди чиновников китайской администрации Аксу

Целью поездки был сбор военно-статистических сведений по пройденным территориям, особенно в пределах Западного Китая, ознакомление с реформами в китайской армии. По поручению Фино-Угорского научного общества Маннергейму предлагалось собрать этнографические и антропологические коллекции. Перед поездкой в Китай Маннергейм прошел в Петербурге ускоренные курсы фотографии и топографии. Во время путешествия ему удалось встретиться с Далай-ламой и узнать много интересного о политическом положении Тибета, который по англо-русскому соглашению 1907 г. был признан китайской территорией и объявлен вне сферы интересов двух великих держав. В пути Маннергейм вел подробный дневник, в котором записывал впечатления от поездки, вносил сведения о китайских войсках, их организации, вооружении, боевой подготовке и пр. Военные сведения, собранные в ходе поездки, представил в «Предварительном отчете о поездке» (1909).

Организация эффективной и безопасной акклиматизации. (Альпинизм, высотная адаптация, горная болезнь, горная школа, акклиматизация)

Вчера я прочитал лекцию в Горной школе МАИ. Надеюсь, она будет полезна альпинистам и горным туристам, да и вообще всем любителям гор.

Групповая аптечка в горах и не только! (Альпинизм, пмп, медикаменты, медицина в горах, первая помощь)

Сегодня один человек попросил дать рекомендацию по аптечке для путешествия в горы, чтобы информация не пропадала, решил выложить её сюда. Пусть вопрос достаточно изученный, но все же!