Переход в 173 км через пески Сарыесик-Атырау менее чем за двое суток. (Казахстан)

Пишет semen3d, 07.06.2018 09:58

Переход в 173 км через пески Сарыесик-Атырау менее чем за двое суток. (Казахстан, Путешествия, пустыня, поход, Сарыески-Атырау, ультратрейл, ультрамарафон)

Сделать этот переход меня сподвигли две вещи. Первая – мне попалась книга Дина Карназеса «Бегущий без сна». Меня поразило на что способен человек. Сколько людей бегает по 100, 200 по 300 км и более! Очень воодушевили меня откровения ультрамарафонца, и мне захотелось сделать что-нибудь подобное или, по крайней мере, начать делать что-то в этом направлении. Второе - я вспомнил про наш переход с командой через пустыню. Тогда у нас не получилось, мы развернулись. Причина, как мне думается, во множестве ошибок, сделанных по неопытности. И так у меня появилась цель, которой я убивал сразу двух зайцев: попробовать преодолеть большое расстояние и закрыть гештальт по пустыне.

Местность выбрал ту же, что и в прошлый раз: в песках Сарыесик-Атырау, только немного южнее. Сразу оговорюсь, что местность не совсем пустыня в классическом представлении большинства людей. Да, это песок, барханы, но очень густо заросшее растениями. Там много артезианов и пробитых дорог сохранившиеся еще с давних времен. Многие дороги уже занесло и они даже не угадываются. В артезианах вода есть, но застойная, пить ее можно только в случае крайней нужды и прокипятив. В моих планах было не довести себя до этой нужды.

Выбрал точки старта и финиша, от них уже забил промежуточные точки. Две трети (начало и конец) проложил по дорогам, а среднюю часть напрямик по пескам, где дорог не было никогда в принципе. В итоге забил 11 точек, и по карте это составило 134 км. Добавил мысленно еще чуть-чуть и получил маршрут длиною в 150 км.

Учитывая прошлый поход, серьезно заморочился обувью. Думал уже даже треки покупать. Но мысль идти в ботинках меня корежила. В конце концов выбрал вариант кроссовок, но из гортекса, плюс фонарики. Саламончики и фонарики сработали на все 100%, я ниразу не останавливался, чтобы вытряхнуть песок, хотя и проваливался в черепашьи норы частенько почти по колено. Так же не поскупился и купил антинатерательные носки. В итоге всего одна мозоль, что с непривычки я считаю хорошим раскладом.

По еде. По опыту знаю, что если тренишь более 2 часов, надо обязательно питаться, иначе встанешь. С собой взял 19 шоколадных батончиков и 10 энергетиков, 5 из которых были с кофеином. Дорого, но они себя оправдали. Первый раз пользовался и скажу, что они действительно работают. Представляю, что допинг животворящий делает))). Еще немного рыбы и колбасы.

Особое внимание уделил навигатору. Потеряться очень не хотелось. Пользовался своим телефоном Самсунг, к нему взял пауэр банку на 20000мА и еще две солнечные батареи. Поэтому с энергией проблем не было. Трек писался у меня нон-стопом программой Endomondo, чтобы потом была возможность сделать для себя детальный анализ. Поэтому всю дорогу аудиотренер весело приятным женским голосом сообщал об очередном пройденном километре. Пользовался старыми советскими картами, они самые полные по информативности, что я нашел на сегодняшний день. Давно ими пользуюсь. По техническим причинам и для остроты ощущений не взял с собой ни спутник ни спот. Только оставил координаты точек, по которым собирался двигаться и контрольный срок.
Воды после долгих раздумий и подсчетов взял 12,5 литров, хотел взять больше, но рюкзак вообще становился неподъемным. Перед походом я рюкзак не взвешивал, но взвесил его после похода, т.к. очень стало интересно, сколько же он весил на первоначальном этапе. В итоге рюкзак получился 10 кг + вода + еда = 23кг!

В итоге получаю не ультратрейл, а переход на выживание. На ультрамарафонах есть точки питания, люди бегут практически налегке, в моем случае, не то что питания нет, но и воды тоже. Почти автономное движение, только что кислород еще тащить с собой не надо. Бег на первой половине дистанции просто исключался даже теоритически из-за веса рюкзака.

Стартовал в воскресенье (03.06.2018) в 15.55. Первые 30 км шел по дороге, темп был довольно высоким около 10 мин/км. Ноги заболели уже после первых 20 км. В 9 стемнело и дорога кончилась, я включил фонарик и началось ночное ориентирование. Оказалось, что ночью держать одно направление намного легче, чем днем. Пользовался звездами. Днем звезд не видно, и прямая видимость на барханах заканчивается ближайшим барханом, что заставляло частенько корректировать направление по GPS. Усталость началась еще на 20м километре, но я к этому был готов. Заставлял себя кушать. Перестать питаться означает остановку, а это тоже не входило в мои планы. Ночью было реально холодно, изо рта валил пар. Потом мне сказали, что ночью в Талдык-Кургане было +7. Но при интенсивной работе мне было комфортно. Начались барханы, каждые 100 м новый бархан. Под конец маршрута они меня достали на столько, что в конце пути, я предпочитал сделать крюк по дороге, чем напрямик идти через барханы. Это просто какая-то бесконечная полоса препятствий, уходящая за горизонт. К утру сон стал одолевать меня, когда совсем рассвело, я лег поспать. Проснулся через полчаса совсем окоченевший, но взбодрившийся. В 8 утра уже стало совсем жарко, и темп резко упал. Прошел я к тому времени 74 км. В 10.30 пройденное расстояние увеличилось до 83 км. Т.е. за 2.30 я прошел только 9 км. Расход воды увеличился в разы. Принял героическое решение завалиться спать.

Поспав и отдохнув, стартовал в 15.20. Считаю это второй частью пути. Было все еще жарко, но на небе появились облачка, которые иногда прикрывали солнце. Но все равно пить все время хотелось страшно, приходилось ограничивать себя, терпеть. В первой части пути я спокойно держал норму по воде, и даже остаток оставался. А тут, на жаре прям почувствовалось, что я не на прогулке. К девяти вечера дистанция была уже более 100 км. Нашел дорогу, и уже далее шел по дороге. К тому времени я уже беседовал с девушкой, которая сообщала мне о километраже. Все мысли человеческие ушли на второй план, на первый вылезли звериные. Выжить, надо как-то выжить. Нельзя пить сколько хочешь, нельзя тупить и потерять направление, нельзя останавливаться, надо двигаться. Тяжело пахать столько времени, и сохранять ясность ума. Нельзя идти на автомате, приходится все время ориентироваться, думать, решать. Это довольно трудно, напрягать столько времени и разум и тело. Вечером температура упала. Расход воды сразу уменьшился, стало не так тяжело контролировать себя.

Столкнулся с проблемой почти интимного характера, я забыл вазелин. Любой ультрамарафонец подтвердит, что стираются не только ноги, но и другие части тела, порой самые неожиданные. У многих от трения о футболку натираются соски. У меня пару раз натиралась паховая область. Но в этот раз у меня натерлись ягодичные мышцы друг о друга. Проще говоря, я натер жопу. Иду, больно до жути. Картина маслом: Идет человек по пустыне, руками раздвигает ягодицы и думает, ну как же я забыл вазелин.

Когда совсем стемнело темп не упал, а оставался около 12 мин/км. По барханам идти больше не было сил, ни физических ни моральных. Темп на них падал до 18 мин/км. Поэтому скорректировал путь, чтобы больше не сходить с дорог, хотя это и добавило километраж. В полпервого ночи понял, что ноги разболелись так, что я просто уже не могу идти. Какое может быть решение, если ты не можешь больше идти, а надо? Правильно – я побежал. Как ни странно, бег по песку оказался не такой и страшной штукой, боль волшебным образом пропала, и я до самого утра держал темп 8 мин/км. Да не быстро, но это был бег, и пешком идти с такой скоростью даже налегке проблематично. Один раз повернул не туда, пришлось возвращаться, накрутив 2,5 км. Как ни странно, это происшествие я принял со спокойствием самурая. В три ночи я увидел первые огни. Прослезился даже. Думал, что это трасса (наивный). Дошел до первых домов. Собаки лают. Я сел, достал навигатор, чтобы сверится с очередным перекрестком, музыка в ушах. Тут слышу - стрелять начали. Ну капец. Хорошо, что в воздух скорее всего. Кричу, что я мол, мирный житель, не убивайте меня. А чего я прячусь? Так если бы я прятался, разве фонарик не выключил бы? В общем, подошел, поздоровался, поболтали. И я побежал дальше. Воды не попросил. Неспортивно. Да и ночью расход упал до 1,5 литров на 30 км. Поэтому своей вполне хватало дойти до финиша.

К утру пройденный путь составил 140 км. Дальше началась настоящая жесть. В 5.00 понял, что усну прям на ходу, прилег, проснулся в 5.45 опять же от холода. Взбодрился. Но бежать уже не смог, песка больше не было, была хорошо утрамбованная дорога, и бежать было очень больно. Шесть утра - до финиша по прикидкам еще более 30 км. Понимаю, что придется идти в жару. Но куда деваться? Не забываю кушать. Хорошо, что хоть силы на ориентирование трачу не так много. Сверялся только на развилках.

Встретил табун лошадей. Пугливые. Вожак красивый, благородный. Стал кивать мне головой, один раз, второй. Я не удержался, тоже стал кивать, и мне в ответ весь табун закивал. Позабавило даже в моем состоянии. Около 9 утра, когда уже стало очень жарко, судя по карте, я должен был достичь некоего канала. Что за канал? Карты-то доисторических времен, может он захерел уже и высох со времен великой перестройки? Никаких признаков близости воды не наблюдалось. Поэтому увидеть резко перед собой реку было для меня, не знаю даже как описать… В общем, я обрадовался.

Искупался, постирал одежду. Прямо мокрое надел на себя и пошагал далее. Настроение и темп хорошо поднялись. Через полчаса, когда одежда высохла, я стал снова унылым путником. Я дошел до рыбных хозяйств. Каналов куча. Уже не купался, просто время от времени мочил футболку. До финиша оставалось 10 км.

Идти было совсем неохота. Один раз даже машина проехала, но не остановилась. Двояко воспринял эту новость. На последних 10 км, я понял, что ноги начинают стираться. Поэтому можно и на попутке доехать, но с другой стороны, еще десяточка и я перевалю за 170 км. Больно было адски. Поссорился с аудиотренером. Вместо 169 км, она сказала 168, хотя я мог поклясться, что 168 км она уже говорила. И вот к 12 часам дня я увидел трассу, машины. В 12.10 я остановил запись трека. В итоге общее время дистанции 44 часа 15 минут. Дистанция 173 км.

И на последок видеоролик всей этой вакханалии:

Серьёзное мероприятие!!!

В чем 12 литров воды ухитрились разместить?

Я взял две бутылки по 5 литров, и две по литру. Просто переливал воду в кэмел бэк 1,5 литра

Да уж, удивил местное население. Что с клещами? Они ещё опасны. Жеребец, охраняющий своё стадо, может и напасть. Всё от его характера зависит.

Как ни странно, ни клещей, ни гнуса, ни комарья не было вообще. Помня прошлый опыт, закрыл все тело одеждой и взял репелент. Репелент не понадобился. Мошка стала донимать, только когда к водоемам подошел. Жеребец вел себя настороженно, но не агрессивно, это было хорошо видно. Они меня по дуге обошли, сойдя с дороги.

Снимаю шляпу. В моем понимании, этот поход - нечто за пределом человеческих возможностей. Уж моих, так наверняка. И еще вопрос: "антинатерательные носки" - что это? Фирма-производитель, ссылка в сети? Спасибо за интересный рассказ.

Запредельное делают профессиональные мультигонщики, вот они действительно нереальные вещи творят. Загуглите просто Tor des Geants (Тур Гигантов). Гонка на 320 км, с набором высоты в 24 км. Вот там точно что-то запредельное.
По носкам я не специалист если честно, первый раз пользовался. Просто в магазине, где покупал кроссовки попросил спец носки для ультрамарафонов. Просто попросил антинатерательные - меня поняли))).

Да... Согласен с вами, Карназис здорово мотивирует ))))
Браво! Отличная работа!

Силен, бродяга. Шутка. Поздравляю, с уважением.

Боец, одно слово.

Просто восхищаюсь!

Всем всё ясно.... 5+

А что за носки такие пиковые?

продают такие, типа не натирают.

Круто, спасибо за рассказ!

Молодец, мужчина!:)

Аж самому захотелось:)
Про жопу повеселил:)

Читая на одном дыхании про подобные «прогулки», приходит в голову только одно объяснение. Когда здоровый, тренированный и мотивированный человек преодолевает некий предел своего организма, происходит мощный выброс эндорфинов. Страх, усталость и боль уходят на второй план. Помня это состояние, человек снова и снова пытается найти такие условия, что бы испытать подобное состояние.
С трепетом следил о зимней экспедиции на пики Хан-Тенгри и Победы в 2017г, в команде которой Вы участвовали. Несмотря на высокую цену последствий этой победы для Вас, Вы продолжаете испытывать свой организм на пределе возможности. При всех опасностях и последствиях подобных маршрутов, искренне завидую Вам.
Спасибо Семен Вам за подробное повествование и видео. Желаю новых, интересных и по-возможности безопасных «прогулок»!

спасибо))

На Кавказе в 19м веке так полки ходили... А потом с Суворовым в Европе.

Вы еще Македонского вспомните... как он свою дружину на пути из Индии вздр.... л. Тут на Риске никому бы мало не показалось.))

Вы из древней Греции?

А я живу здесь.
Вот перевал Бурунташ-нк.
С поляны Эммануэля на Худес и дальше на Кубань.

Его прошел генерал Эммануэль с несколькими тысячами солдат, казаков,обозом, экспедицией Академии наук и двумя пушками.
На Эльбрус как раз тогда взошли- между делом.
Кто своей истории не знает- будет чужую учить.

а что, чтобы знать историю Македонии надо быть из древней Греции? Круто!))
Выучите хоть какую нибудь;)

Ему про Фому-а он- про Ерему:)

Да да. Македонсков-это самое круто:)

нет xron, самое круто это эммануэль с несколькими тысячами солдат, казаками, обозами, экспедицией Академии наук, двумя пушками, фомами и еремами. И учебником истории за 7 класс.

1) какая температура была днем?
2) в связи с чем получилось такое большое расхождение между планируемым и фактическим километражем?
3) 10 кг рюкзак без воды и еды - что там было?

1) не знаю. Но не запредельные.
2) по намеченному вторая половина была практически прямой, а по факту делал большие зигзаги при обходе барханов
3) сам рюкзак, пауэр банка, две солнечные батареи, аптечка, туалетная бумага, запасные носки и потом по мелочам, шнуры всякие электрические, чехол для очков, компас, личные вещи и т.п. в общем очень много набралось. Казалось бы по отдельности ничего не весит, а все вместе очень прилично получилось. В следующий раз уделю пристальное внимание именно мелочам. Можно было килограмма на 4 меньше тащить запросто.

Кстати, тема еды недостаточно раскрыта. Даже сутки очень тяжело протянуть преимущественно на шоколадках и гелях.

Семен, что за солнечные батареи? Насколько необходимы оказались? Какова их эффективность?

кстати да.
23кг-огромный вес на двое суток

Больше половины это вода, поэтому и вес такой

Семен, снимаю шляпу! И рассказ тоже увлекательный.
С уважением Рустам Р.

"Выжить, надо как-то выжить."
Пройти 173 км. за время менее суток - это вызывает уважение. Надо быть лосем, заниматься ультратрейлом.
Но это не Кара-Кумы и не Кызыл-Кумы. Это - Прибалхашье. Местность по казахским меркам достаточно населённая. Загнуться там сложно, да и с погодой повезло. Мой знакомый турист рассказывал, как в полупустыне всю ночь вместе с группой школьников шёл на огонёк. К утру пришли к двум чабанским домикам. Для нас такие странствия удивительны, для местных жителей - нет. Только передвигаются они на конях и верблюдах, а теперь и на джипах. Тем не менее поздравляю со своей победой, Семён! Не каждый это сможет, это действительно.

Уважаю!

Круто, чо!
Извините за такой вопрос, но хотелось бы узнать, а существуют ли антинатирательные трусы?
Ведь натираются не только ягодичные мышцы...

Вроде и о таких слышал. Но не пользовался.))

..Я не удержался, тоже стал кивать, и мне в ответ весь табун закивал... Молодец, даже если придумал )))

Уверен, что не придумал. У лошадей достаточно высокий интеллект. И пример берут со старшого. Значит со старшим Семён нашёл консенсус.

нет, не придумал, все так и было)))

Круто! А вода в трубке наверное днем горячая? Ее бы в теплоизоляцию с зеркальным слоем?

Теплую воду на жаре, как не парадоксально пить полезнее чем холодную. Плюс ночью вода прилично успевает охладиться. А в самой трубке воды не много на глоток-два максимум. Поэтому до обеда вода реально приятно прохладная. Но про изоляцию надо действительно подумать, т.к. в горах она частенько замерзает в лед.

Светлая память...
Наталья Чионова и Семён Дворниченко погибли на пике Ленина — Risk.ru

Не понял многое: поход не подготовлен как надо! Подвернул (сломал) ногу и что - "кнопку" взять с собой за 400 граммов - лом?! Зачем идти по гравийке, когда рядом такая же мучка как и везде до этого? Герои вообще-то готовят походы! Но пофигизм на вторые сутки - это нечто!

Ballonist, заткнулись бы Вы, а? Автор поста погиб несколько дней назад на Ленина. Люмпены мля...