
Это описание было создано в рамках проекта «Трамонтана на Эльбрусе».
Что это за проект?
Все просто: каждому сотруднику OutDoor-центра «Трамонтана» – по Эльбрусу.
Мы уверены: если сотрудник экипирует тебя на эту гору, он должен сказать: «Я там был». Ну, или хотя бы собирался там быть ;)
Нам не хотелось идти на вершину традиционным путем, с Юга. Мы решили сходить на Эльбрус с Востока и с Севера. Почему не с Запада? Маршрут на Эльбрус с Запада – вполне себе такой профессиональный альпинистский маршрут, не все в Трамонтане смогли бы его преодолеть. Поэтому, три раза, в мае и сентябре 2016-го – с Востока, и в мае 2017-го года – с Севера, мы ходили эту большую гору, разбив коллег на три группы.

Книга Сергея Науменко "Горная болезнь" представляет интерес не только для профессионалов в области горной медицины, но и для всех любителей горного отдыха. Читать книгу можно под катом.
Не понимаю. Я этого действительно не понимаю. Как можно выйти на лыжную прогулку, и при ухудшении погоды не вернуться назад, а лечь на снег и умереть? Как?!? ... Эти эмоции накрыли меня ещё в ноябре, когда в СМИ прошла информация о гибели от переохлаждения двух человек, вышедших погулять на скитуровских лыжах в одном из курортных мест Низких Татр. Тогда и возник импульс написать о своём опыте выживания. Но искренняя нелюбовь к публичному эпистолярию этот импульс похоронила.
Наверно, я должен начать с предупреждений об опасности. Много написано о том, что зимой ходить опаснее, чем летом, а в одиночку – принципиально опаснее, чем группой – и это воистину так. Экспедиция, которая здесь описана, явно не достойна буквального повторения – так много было в ней напряжения и дискомфорта и так мало радости и красоты. И всё же рассказать о ней имеет смысл... Изначальная задумка, состоящая в полном траверсе массива Эльбруса со спуском в Ирикчат, к сожалению, не реализована. Стартовый вес был 39 кг, считая сам рюкзак, всю одежду и ботинки. Слишком много. Перегруз прошёл красной нитью через все тактические решения и в конечном счёте заставил свернуть с маршрута... На картах красным обозначен пройденный трек, пурпурным – разнообразные домашние заготовки. Интервал чёрной сетки 4 км, синей – 1 км. Треки и точки, а также карты и спутниковые снимки района в форматах OziExplorer, состряпанные при подготовке к экспедиции, можно скачать здесь.
« и Боже Вас батенька упаси, читать рассказы старых альпинистов на ночь! Так ведь других-то и нет,- так вот никаких и не надо читать»
Холод
Когда последний раз я так мерз, сложно уже вспомнить…..

Фото Е. Егоров
Известный лавинщик из Приэльбрусья Игорь Комаров разбирает статью в СМИ, посвящённую трагедии на базе МГУ в 1993 году. Игорь Николаевич попросил меня опубликовать этот текст. Что я и делаю.
Раз у людей возникает запрос, то и пишу свои писюльки - ну, там веселые (когда особенно без трупоф), ну, и грустные, вот ещё одну подброшу. Наша жисть, как и жисть зебры - полосами наполнена: черная полоса, за ней светлая, бегут они бегут меняясь - а там и жопа. Но тут жопы нет. Все обошлось, но мыслей нанесло не передумать.
(Мое виденье ситуации, без претензий на абсолютную правду).
Раз тема спасов и безопасного горовосхождения на высокие горки оказалась важной, то продолжу.

Туризм в советские годы – пожалуй, лучшая идея оздоровления нации и расширения кругозора. Недешевые путевки в горы разбирались почти мгновенно: мальчишки и девчонки всех возрастов с гитарами и палатками отправлялись в разные уголки страны, но никто и подумать не мог, что на любимом многими маршруте «Через горы к морю» в одночасье могут погибнуть десятки людей...
Памяти Александра Шейнова ("Киргиза")
Семнадцатый день от начала*
Последнего месяца лета...
Обычный и очень нелепый,
Такой, как и все. Только где-то...
За гранью моего восприятья...
За морем, которого нет,
За жизнью уже без названья,
Уходит, уходит, уходит...
И нам не успеть за ним вслед...
.......................................Игорь Череску ("Командор")
*Саня умер в больнице 17 августа 1992 года...
24 года спустя... практически день в день...
Я всегда верил, что Он где-то Здесь, рядом… Что Он не исчез, а остался в своих любимых Горах… На Донгузе… на Ушбе… на Шхаре… на Уллутау…
И когда мне случается пролетать над Кавказом… наяву или даже во сне… я всегда всматриваюсь… Ищу Его Там… мысленно повторяя вопрос: “Где же ты, Саня?”
И, вслушиваясь в Тишину, жду – не ответит ли кто…

(На фото) Купол вершины массива Донгуз-Орун, стоящий человек (в правой его части) и "парящий" Эльбрус на заднем плане...
Как утомляет симулировать нормальность…
(об альпинизме в целом)
Так случилось, что еще зимой на собрании а/к Политехник, собравшиеся, видимо, с устатку и не емши, приняли решение, что летнему сбору клуба быть. Куда быть и зачем быть додумать не успели, но быстро определились где быть — в УллуТау. А что? Место хорошее, с историей, люди замечательные, горы красивые. Мы там давно не были, так, что бы все и кучей. Погода не очень — ну, а где она очень, по нынешним временам? На том и остановились.


Бориса Абрамова на Риске знают, скорее, не по имени, а по нику Aibolit.
Врач сборной команды Узбекской ССР с 1972 по 1987 год, врач Узбекского Республиканского клуба Альпинистов с 1988 по1990 годы, которому приходилось не единожды спускаться с больными участниками со склонов пиков Ленина, Корженевской и Коммунизма (теперь Исмоила Сомони).
Некоторые страницы своей жизни он изложил в серии публикаций на Риске.
Мы не могли пройти мимо и попросили Бориса рассказать кое-что ещё.
Мне кажется, это невероятно круто, удивительно что нигде в русскоязычной сети, я не встречал ссылки на этот проект.

![Одиночный 30-дневный пеше-водный поход по плато Путорана 2016 [краткий анонс] (Туризм, подкорытов, пакрафт)](/u/img/232/231770-670.jpeg)

