Пробит спуск с Вершины Западный Домбай Ульген

12 сентября 2017 года
я – Семенов Михаил – КМС и
Дудкин Александр – 2 разряд
доехали на Санькиной машине до второй очереди канатной однокресельной дороги (до места где стоит шлагбаум лесников) оставили машину, вышли на подход.
До птышских ночевок хорошая тропа, дальше если идти на перевал Домбайский тропы уже нет, пройдя через скальные ворота по ручью, по простым скалам выход на правую сторону, на травянистые склоны и далее в направлении перевала Домбайского, немного левее в направлении северно-западного гребня вершины Западного Домбая.
Пробит спуск с Вершины Западный Домбай Ульген (Альпинизм)
Приблизительно метров 100-150 левее нижней части отмеченного на фото снежника в седловине северо-западного гребня ведущего к вершине Треугольника неплохая оборудованная площадка под большую палатку, при желании можно соорудить место еще минимум под 2 палатки, есть вода как раз из отмеченного на фото выше снежника. Подниматься выше на ночевки на зеленой полке смысла не увидели, т.к. на утро пришлось бы много спускаться и еще плюс в это время на ночевках на зеленой полке отсутствует вода и снег.
На ночевках остановились около двух дня, покушав и немного передохнув, выдвинулись по 4Б (Сосорова) для пробивки спуска.
Пересекли зеленую полку (место рекомендуемых стартовых ночевок на маршруте 4Б Сосорова) (не меньше 5 площадок, в это время нет воды и снега)
Пробит спуск с Вершины Западный Домбай Ульген (Альпинизм)
Практически сразу от ночевок на зеленой полке, при движении вверх по гребню ведущему к вершине Треугольника начинаются 4 ключевых веревки на маршруте 4Б Сосорова, по моей оценке трудность лазания на них не больше чем 3Б.
Пройдя эти четыре веревки поднялись на начало гребня ведущего к вершине треугольника.
По описанию как раз в этом месте должны были быть сложены два больших тура – возле которых нужно дюльферять с гребня при спуске.
Последний раз когда я ходил эту 4Б соло в 2011 году туры на гребне были сложены в двух местах и оба этих места слишком рано для дюльферов.
Народ постоянно начинал дюльферять раньше времени и за место 4 дюльферов (которые без особых проблем идуться лазаньем вниз) у них выходило по 15 и больше) (вопрос опыта и умения правильно ориентироваться по рельефу)
Здесь мы и засверлили перфоратором первую надежную станцию (2 двенадцатых нержавеющих шлямбура)

Пробит спуск с Вершины Западный Домбай Ульген (Альпинизм)Пробит спуск с Вершины Западный Домбай Ульген (Альпинизм)
Возле первой дюльферной станции с гребня Треугольника сложили вот такой турик (это уж совсем для рассеянных)
Пробит спуск с Вершины Западный Домбай Ульген (Альпинизм)
Всего мы сделали 4 дюльферных станции.
Все станции на удобных площадках (ну может быть кто-нибудь кинет в меня камень за четвертую, там самая маленькая площадка точно на 3 человек), расстояние между станциями не больше 50 метров.
Сбухтовали веревку мы уже в полной темноте, пришли в палатку.
Утром мы поднялись на перевал Домбайский, точнее вышли немного выше перевала на гребень 5А
Пробит спуск с Вершины Западный Домбай Ульген (Альпинизм)
Гребень достаточно простой, развалюшный, но простой и так продолжалось до характерного места ночевки, ели я правильно понял оно отмечено в описании.
Вот здесь есть один ньюанс)))Надо учитывать что маршрут схожен в 50-х годах, тогда люди придерживались рельефа. То что в описании по левой части стены прямо вверх, вовсе не вкладывается в современное понимание, т.е. в моем понимании прямо вверх это и значит прямо вверх, и это вовсе не означает 30 – 40 метров влево и вверх, да и стена в моем и современном представлении это стена 90 градусов или больше, а вовсе не 60-70.
Вот именно в этом месте Кульпин Антон и блуканул с маршрута я его чень понимаю почему, и преклоняю перед ним колено, что он в одиночку в непогоду смог взять такую стенку, причем осмелюсь сделать предположение что вторые 30 метров он был первый кто здесь пролез.
Т.к. первые 30 метров еще лезлись лазанием и там попадались старые крючья, через эти 30 метров была маленькая полочка и место под станцию, причем было видно что народ сюда уже неоднократно блукал. Осмелюсь сделать предположение, что с этого места люди дьльферяли и искали более простой правильный путь, т.к. выше станции стали попадаться якоря Кульпина Антона и далее стена была достаточно гладкой и нависала, причем линия заворачивала на сторону Абхазии. По крючья встретившимся на первых 30 метрох могу заключить, что они были забиты точно до двухтысячных годов (в начале духтысячных Губанов Роман ходил этот маршрут с клиентом), следовательно с того момента эта часть маршрута точно не обваливалась, да и когда пролезаешь эту стенку там небольшая пложадка под ночевку по безнодеге и сверху достаточно хорошо просматривается линия что от ночевки под Желтым жандармом нужно было всетаки не лезть прямо в лоб, а сильно уходить влево на более простой рельеф.
Но у меня с собой были крюконоги, всего 10 оттяжек и было очень интересно пройти вариантом Кльпина. Три раза Сане пришлось меня приспускать для того чтобы я собрал оттяжки.

Пробит спуск с Вершины Западный Домбай Ульген (Альпинизм)
Как я и написал ниже после этой сложной стенки рельеф упростился и вывел на небольшую площадку пригодную для лежачей ночевки по безнадеге, сделал станцию за выступ и стал ждать пока прожумарит Саня.

Далее гребень снова идет простой через метров 50 нужно немного приспуститься (ктото здесь длюльферяет, понятно было по старой петле) мы слезли лазанием и подошли к месту обхода Жандарма Палец, тут нужно тоже правильно читать описание, полка перед стеной для ухода в право достаточна большая и выводит к площадке пригодной для ночевки, где мы и нашли консервную банку с запиской Кульпина, прямо от площадки вправо вверх уходит камин указанный в описании.
Обход Жандарма Палец как и в описании очень комнеопасный и развалюшный, сразу за жандармом большая площадка под несколько палаток, контрольного тура №2, собственно как и №1 мы не нашли.
Пробит спуск с Вершины Западный Домбай Ульген (Альпинизм)
Далее путь до вершины Треугольника достаточно простой, на вершине Треугольника много мест под палатку, есть снег. У нас оставался час светлого времени и мы остановились на ночевку, возле поворота на Сосоровскую полку и начала технической части гребня 5А. Расстелили один каремат, разбросали веревку и укрылись одним спальником. Ночь была очень теплой, а закат и рассвет безумно красивы.
Гребень от Треугольника до ЦДСА достаточно простой.
На его прохождение ушло чуть больше 2 часов, на Вершине ЦДСА были в 8:20, записки Антона Кульпина здесь уже не было.
Пробит спуск с Вершины Западный Домбай Ульген (Альпинизм)
Далее весь путь по гребню до вершины не сложнее чем 3А, чуть больше чем через 1,5 часа были на вершине
Тур на вершине был аккуратно сложен, но записки в нем не оказалось.
Спускались мы с маршрута по пути Сасорова 4Б по нашим свежее пробитым шлямбурным станциям.

На спуске было всего 4 дюльфера как раз с подготовленных нами станций, в 17:20 были возле палатки. Быстро собрались и двинулись вниз, возле машины были в 21:26.
Резюмирую)
Пробит спуск с вершины Западный Домбай Ульген.
Маршрут 5А не обваливался (по крайней мере глобально) и на данный момент является легкой, длинной 5А.
Внимательно читайте описание!! И не надо искать шестерочных стен на тройке А))))))))))

Большое Спасибо)Кульпину Антону, что не побоялся описать свою Соло попытку восхождения.

Семенов М. А. и Дудкин А. М.

Спасибо, Михаил!

Ссылка откуда все началось

Миша, спасибо за пробитый спуск. Мы то уже делали по 15 дюльферов)

вот эту часть маршрута вы проходили?

Привет:))она после этой стенки? по фото очень напоминает рельеф при обходе жандарма Палец:)))

оно? Это место? узнаешь?:))

Узнаю, одно и тоже место. И якорь мой спасительный! Сил уже не было спускаться за железом)

Вот это самое место мне показалось очень разрушенным, особенно после спуска с откола на песок)

Да:)))я тебя понимаю:)))современное понимание ну ни как не совпадает со старыми описаниями:))
раньше люди так не лазили и придерживались рельефа:))
и если в современном понимании вверх прямо по стене это и означает вверх прямо по стене (я сам так мыслю) то раньше вверх прямо по стене могло означать 50 метров влево, а уж потом вверх:)))))
И на массиве Домбаев просто огромные расстояния:)))и не привычно что обход может быть длиной несколько сот метров:)))
Как раз после твоей записки оставленной в начале обхода стены (как ее назвали первопрожодцы) на палец рельеф очень очень развалюшный и обходить этити огородами достаточно много и после такой нависающей стены идти по такой развальне совершенно неприятно:)))Но такая кака как я понимаю была всегда, даже в старом описании пишут что обход очень камнеопасный и так оно и есть.
Но в любом случае ты заслуживаешь уважения что проложил новый такой сложный вариант стены на желтый жандарм:)))))))))))Причет в одиночку!!:)))))
моему напарнику вообще пришлось не сладко психологически, ведь на том восхождении я его еще не успел научить правильно жумарить:)))))один мой якорь Санька вытащить с той сложной стены не смог:))))видно я его особенно яростно заколачивал:))))))))))))

Ну ясно! молодцы, что сходили эту пятерку.
Хочу сходить по м-ту Космачева с Юга. По описанию - монолитный маршрут с полочками под ночевки)

За спуск, конечно, огромное спасибо! Может загоню своих этим летом на 4Б)))

Шипилов рассказывал, что ходил этот маршрут за 9 часов:))))))))))))))
Если доживу, думаю тоже схожу:))))))
Удачи в горох:))))))))))))

Пробитый спуск - это отлично!
Вопрос в плане обмена опытом: перевал Домбай да и весь массив Домбай (гл, ЦДСА, треугольник) он ведь находится в ГКХ. А как с погранцами в плане выхода на перевалы и вершины ГКХ? Как по факту дела обстоят?

Ну официально нельзя:))) это верно:)))
Можно ну вроде бы как нужно недосолить толи сто толи 200 метров до вершины/перевала:))))
Поэтому мы конечно не выходим прям на вершины:)))
И не дай Бог сходить Восточный Домбай по южной стене:)))))
Ну Вы меня поняли:))))))))))))
С этого года пограничник пропуск можно сделать только в ячеркесске в Теберде как раньше уже нельзя:)))
И сейчас лесник в каждом ущелье имеет права взять деньги за проход в ущелье и выписать разовый временный пропуск в пограничник зону чтобы пройти погранвойск:))
Тоесть миновал погранвойск и хоть в Грузию шуруй:)))))