Через горы к горю: о трагедии на «тридцатом» маршруте в 1975 году

Пишет Brodilka, 13.10.2016 15:28

Через горы к горю: о трагедии на «тридцатом» маршруте в 1975 году (Горный туризм, блогерподрюкзаком, тридцатка, адыгея, трагедия 1975, горный туризм)
Туризм в советские годы – пожалуй, лучшая идея оздоровления нации и расширения кругозора. Недешевые путевки в горы разбирались почти мгновенно: мальчишки и девчонки всех возрастов с гитарами и палатками отправлялись в разные уголки страны, но никто и подумать не мог, что на любимом многими маршруте «Через горы к морю» в одночасье могут погибнуть десятки людей...


Трагедия, произошедшая в 1975 году на всесоюзном туристском маршруте №30, была как гром среди ясного неба – с несложным маршрутом «тридцатки» по хоженым с середины 30-х годов тропам справлялись даже дети. Однако в сентябре злополучного года из пятидесяти туристов выжила только половина. Не столько поразила общественность гибель совсем еще молодых ребят, сколько нелицеприятные обстоятельства случившегося.
Наиболее полная картина стала известна благодаря рассказам Ивана Васильевича Бормотова – человека, который как начальник спасательного отряда лично принимал участие в спасработах на маршруте. Глава «Ошибка инструктора» из его книги «В горах Адыгеи» стала своего рода летописью тех трагических событий, а полученные в рамках проекта «Блогер под рюкзаком» у Ивана Васильевича новые подробности позволили посмотреть на ситуацию более широко.
Через горы к горю: о трагедии на «тридцатом» маршруте в 1975 году (Горный туризм, блогерподрюкзаком, тридцатка, адыгея, трагедия 1975, горный туризм)
Фото с сайта СВ-Астур

Так что же случилось?
9 сентября вышедшая на ключевую часть маршрута плановая группа туристов из пятидесяти человек как будто сразу попала под влияние злого рока. Неприятности начались с отъезда основного инструктора трех групп Алексея Агеева – будучи учителем, он возвращался в школу к новому учебному году, оставив своих подопечных двум помощникам, студентам Алексею Сафонову и Ольге Ковалёвой.
«Это проблема, с которой мы постоянно сталкивались, – поясняет Иван Васильевич, – Инструкторов всегда не хватало. Бывали случаи, когда в тренировочный поход один инструктор вел сразу четыре группы. Особенно остро проблема стояла в конце сезона, т.е. в сентябре. Студенты все увольнялись, а местных инструкторов просто не было. Некоторые инструктора приходили работать только на один круг. Круг – это проводка одной группы на море и возвращение на головную базу. Иногда круговорот инструкторов на турбазе достигал до 300 человек за сезон. И все равно их не хватало. Это, в основном, профессия молодых и профессия сезонная».
Разделив почти пятьдесят человек между собой на две подгруппы, Ольга и Алексей вышли по новому варианту маршрута, предложенного в том же году: Гузерипль – долина реки Белой – приют Тепляк – восточный альпийский склон горы Гузерипль.
На месте первой ночевки по привычке, подхваченной во время пребывания на турбазах, участники похода сразу нарушили режим, решив устроить театрализованный вечер с представлениями и песнями до полуночи. Поздний отбой не способствовал раннему подъему, а небо с утра уже заволокло тяжелыми тучами, начал моросить мелкий дождь. Потеряв несколько драгоценных часов на сборы, группа все же продолжила маршрут, растянувшись длинной цепочкой вдоль восточных склонов горы Гузерипль.
Через горы к горю: о трагедии на «тридцатом» маршруте в 1975 году (Горный туризм, блогерподрюкзаком, тридцатка, адыгея, трагедия 1975, горный туризм)
Фото с сайта СВ-Астур

Никто не обратил внимания на побелевшие склоны хребта Каменное Море, горы Оштен и верхушки Гузерипль, не прислушался к запаху снега в воздухе – верному признаку надвигающегося урагана. А тем временем порывы ветра усиливались, дождь сменила снежная крупа, видимость резко ухудшилась.
Ольга и Алексей пытались собрать растянувшихся туристов, и чем дольше они ждали, тем хуже стало видно отстающих. Начали нервничать, советоваться с группой, что делать дальше: вернуться на приют «Тепляк» или пробиваться по тропе вперед на приют «Фищт». Неуверенность молодых инструкторов сразу же передалась остальным участникам.
Долгие обсуждения привели к неизбежному – мнения разделились. Разыгравшаяся пурга провоцировала туристов спорить на повышенных тонах, в группе появились альтернативные лидеры, решительность которых перетягивала на свою сторону поддавшихся панике товарищей. Пока одни уговаривали остальных повернуть назад, другие уже молча направлялись в только им ведомом направлении – свежую тропу, которой не было и года, быстро заносило снегом…
«В советский период те люди, которые планировали и разрабатывали туристские маршруты в горах, не были дураками или идиотами, они были очень грамотными и подготовленными специалистами и просчитывали все варианты. Однако участок маршрута, на котором погибла группа, был введен в эксплуатацию только в 1975 году директором турбазы «Кавказ», поэтому этот участок не был подготовлен для прохождения плановых туристских групп. Там не было установлено соответствующей высотной маркировки и не были продуманы аварийные варианты схода с маршрута на случай непогоды», – объясняет спасатель фатальность ошибки туристов, сошедших с тропы.
Через горы к горю: о трагедии на «тридцатом» маршруте в 1975 году (Горный туризм, блогерподрюкзаком, тридцатка, адыгея, трагедия 1975, горный туризм)
Напрасно призывали вернуться обратно Ольга и Алексей упрямых «лидеров» – те уже скрылись за завесой пурги и увлекли за собой больше половины группы. Поддавшись банальным инстинктам, беспризорные туристы верили, что лес впереди защитит их от ветра, из веток всегда можно разжечь костер, а в компании сильных и решительных парней, наверняка отслуживших и имеющих необходимые навыки, их шансы выжить значительно возрастут. Однако они не учли того факта, что новоявленные «лидеры» защищали лишь собственные интересы, и никому помогать не собирались.
В слепой неразберихе люди теряли друг друга из виду, замерзая, они начинали отчаянно звать на помощь, метаться и вязнуть в снегу, теряя рассудок от ужаса и отчаяния. Потеряв тропу, многие скатывались со склона, срывались вниз с уступов, проваливались в балки…
Алексей бросился вперед собирать обезумевшую группу, в то время как Ольга повела остальных обратно, в сторону пастушьего балагана. Едва различая тропу, несмотря не секущий лицо и глаза снег, практически ослепшая она все же довела своих людей до балагана. Алексей же с горсткой группы добрался до края леса, развел костер и велел оставшимся следить за огнём, пока сам ищет уцелевших…
«Если бы я выделил основные причины, приведшие к непоправимым последствиям, то первая – то, что группа шла с неопытными и непрофессиональными проводниками-инструкторами турбазы. Вторая причина – пусть даже эти неопытные инструктора не обладали авторитетом у группы, однако они приняли верное решение при ухудшении погоды: вернуться назад по уже пройденному пути. Главный неверный шаг той группы туристов – это неподчинение приказу инструктора и самостоятельный сход с маршрута в сторону леса. Те, кто не нарушил приказ инструктора и не сошел с тропы, а следовал за инструктором, остались живы. Главная причина всех бед – это разрыв группы. Если в горах группа распадается, то это практически закономерность всех несчастных случаев в горах, произошедших с туристами», – заключает Иван Васильевич.
Через горы к горю: о трагедии на «тридцатом» маршруте в 1975 году (Горный туризм, блогерподрюкзаком, тридцатка, адыгея, трагедия 1975, горный туризм)
А что же «лидеры»? Те добрались до спасительной границы леса, тоже развели костер и молча достали банки с тушенкой – спасать отставших приятелей и замерзающих девчонок они не спешили. Вскоре крики вдали сменились жалобными стонами, а после смолкли вовсе…
Пример трагедии 1975 года во многом стал показательным, обнажив болевые точки безопасности в горах. Допустив ряд серьёзных ошибок, участники маршрута снова и снова подвергали свою жизнь и жизнь своих товарищей опасности. Халатность в начале маршрута, незнание местности и погодных условий, разобщенность группы, неуверенность руководителя, несоответствующая сезону экипировка – всё это слагаемые трагедии. Как, впрочем, и отсутствие квалифицированных инструкторов на постоянной основе, бесперебойной связи и взаимодействия лиц, обеспечивающих функционирование маршрута, а также регулярного контроля туристических троп на предмет наличия маркировки, стоянок, источников воды и т.д.
«Однако, подобная массовая трагедия на этом маршруте не первая, – с грустью отмечает И.В. Бормотов, – мне рассказывал самый старый работник турбазы Иван Федорович Мируца, что такая трагедия массовой гибели уже была где-то в начале 1960-х годов. На моей памяти на этом маршруте в 80-х годах погибла группа московских спелеологов и группа из города Туапсе в 1986».
И все-таки хочется добавить, что трагично известная группа 1975 года была не единственной на маршруте, оказавшейся в цепких лапах непогоды – во многом благодаря профессиональному опыту, личному мужеству и авторитету инструкторов другие группы сплотились и благополучно добрались до безопасного приюта. Это еще раз подтверждает тот факт, что даже в самых жестких условиях очень многое решает человеческий фактор.
Через горы к горю: о трагедии на «тридцатом» маршруте в 1975 году (Горный туризм, блогерподрюкзаком, тридцатка, адыгея, трагедия 1975, горный туризм)
С чего начинается безопасность в горах? С картинки в методичке или с личной ответственности туриста за себя и свою команду? Со здравого смысла, с доверия собственному ощущению или со следования распоряжениям руководителя? Со знания, как действовать в случае беды, или с умения её предотвратить? Спорить можно до хрипоты, но одно остается непреклонным – горы, которые не прощают ошибок.

Жива ли «тридцатка» сегодня? Что изменилось с тех пор? Ждите в следующей серии. А за проектом можно следить во всех социальных сетях по хэштегу #блогерподрюкзаком

74


Комментарии:
1
Эта тема "тридцатка-75г." уже несколько раз всплывала на РИСКе и была обсосана со всех сторон...зачем её опять вытаскивать? На мой взгляд, там всё ясно.Виноваты были квази-инструктора, несущие уголовную ответственность за участников и администрация турбазы, взявшая их на работу. При той текучести инструкторских кадров на турбазах, там работали кто угодно.Даже тех, кто учился в школах инструкторов, не готовили к экстремальным горным условиям (я это помню),как не готовили на шофёрских курсах вождению в экстр. условиях. В то время эта трагедия, описанная в Литературной газете, наделала много шума.Я в 76г. работал инструктором на Камчатке и помню, как участники, чуть что, напоминали нам об этой истории...

15
Что за самодовольная чушь... в чем были виноваты "квазинструктора"?

В том что 50 полузнакомых случайных людей в условиях внезапного шторма перестали их слушаться?

1
Да, вы совершенно правы! Именно в этом и виноваты. А для чего тогда нужны инструктора? У них не было не опыта, ни воли...растянули группу, устроили совещание...когда каждая минута была дорога. И да, на плановых маршрутах всегда группы из случайных и незнакомых людей, всегда...


0
Даже тех, кто учился в школах инструкторов, не готовили к экстремальным горным условиям (я это помню),как не готовили на шофёрских курсах вождению в экстр. условиях.

Так вот откуда столько истерик по части самодельного экипа, соло и, прочего в этом духе ))))

Оздоровление НАЦИИ в СССР - нелепая фраза, приписано задним числом.

0
Похоже, что вы правы и официальным туризмом и тогда и до сих пор командуют все те же инструктора-недоучки. Которые так ничему и не научились, кроме как запрещать и не пущать.

1
Вокруг меня сейчас очень много большого горного туризма и групп численностью более 30-ти человек... а я не пользуюсь спусковыми устройствами, что бы просто дюльфернуть, обхожусь карабином. Отличие состоит в том, что они со своим опытом живут в своем секторе, а я в своем, и никто не лезет со своими устоями в соседские монастыри. Но я их уважаю, потому, что они в своем секторе профессионалы и с их группами не случается ничего.

1
"Виноваты инструктора-недоучки" - это вы о студентах, руководителях той огромной группы?
А система, которая всё это допускала (в том числе и отсутствие нормальной подготовки инструкторов) - ни в чём не виновата, выходит?

-1
Шоферские курсы и школа инструкторов разные вещи. Тут учат тех кто впервые сел за руль, а там - тех кто уже опытный горняк и врятли попал в горы впервые!правильно?правильно!)

0
Неправильно. Так называемыми инструкторами иногда ставили людей которые буквально подвернулись под руку, с опытом немного больше чем у "клиентов". Конечно это было только на простых маршрутах, но и не простых маршрутах случаются трагедии

2
полное отсутствие схоженности. Это не группа. Это толпа народу. Плюс полная зависимость от приютов. Неудивительно, что многие начинают шипеть и плеваться от слов плановый туризм.

4
Ну, вот опять... "у нас есть такие приборы..., но мы вам о них не расскажем!" Прямо троллинг уже какой-то. А где же обещанные откровения о безопасности в горах? Теперь еще выяснилось, что Бормотов раскрыл блогерам некую секретную информацию о той аварии, которую, видимо, все эти годы он был вынужден скрывать. Так где же она? Пока все, что я прочел здесь об этой истории, не выходит за рамки статьи в "Литературке" плюс рассказов того же Бормотова на Всесоюзном пешем СИПе 1987 года в Хаджохе.
Так когда же мы, наконец, увидим уже дважды анонсированное изложение нового блогерского подхода к безопасности в горах? Не основанного на устаревших и всем на Риске надоевших совковых вещах типа техники безопасности, а радикально нового, эффективного, современного и т.д.

2
Вы тоже умеете интриговать, господин entv! "Чего-то радикально нового, эффективного", бодрого, молодежного и т.д.... Поймите меня правильно, я тоже отправлялась на проект с щемящим чувством разобраться - возмущенная историей, описанной в той же "Литературке" и разобранной по косточкам в "Аварии в горах" и "Опасности в туризме", я, как и блогеры, недоумевала по поводу безопасности в горах для простых смертных. Да-да, именно для них, потому что горники-спортсмены видят этот вопрос совсем иначе.
"Ничто не истинно и все дозволено" - не такой я вижу современную концепцию безопасности. А что касается опыта советской школы - не вижу в ней врага, т.к. помимо идеи, впитанной мной от наставников "старой гвардии", готовиться-готовиться-готовиться, не устаю всем рассказывать о так называемой культуре поведения человека в горах, о которой напрасно забывают современные туристы.
Что касается беседы с Иваном Васильевичем, он, конечно, ничего не скрывал, однако в неоднократно копируемых из сайта в сайт материалах о трагедии основной упор обвинения приходился на студентов-инструкторов (за которых мне искренне обидно). А вот тот факт, что тропа была необкатанная и непродуманная, толпа народу не понимала, где находится и какой ответственности это требует, наплевательское отношение к прогнозу погоду (все эти "внезапно" и "непредсказуемо" - чушь собачья, даже в этом году на маршруте блогеры-новички с серьезным видом отмечали, что после обеда погода неминуемо портится) - реально заставляет задуматься о прорехах массового туризма.

1
А вот тот факт, что тропа была необкатанная и непродуманная,

Не снимает ответственности с инструкторов. Они шли этой тропой отнюдь не в первый раз.

толпа народу не понимала, где находится и какой ответственности это требует

И тем не менее ответственность за новичковую группу всецело на руководителе(лях)

И так далее, список можно продолжать.

5
Ну, начнем с того, что говорить о разных концепциях безопасности для "простых смертных" и "спортсменах" - это, извините, бред. Концепция всегда одна, разными могут быть только конкретные приемы и методы и их исполнители. И конечный уровень безопасности.
Второе. Понимаете, начинать какое-нибудь дело с уверенностью, что до тебя все всё делали неправильно, конечно, полезно для мотивации. И для привлечения неопытной публики. Но вредно для самого дела. Особенно, если сначала громко объявлять публике, что все было неправильно и только ты сейчас все исправишь, а потом тихо повторять то, как раньше это и делали. Потому что публика запомнит, что "как раньше" - неправильно. А "как надо" - не разберется. Результат будет в худшую сторону. Вот как здесь наивные люди считают, что Вы опровергли ТБ.
А по делу - ну, очевидно же. Если большой опытный начальник посылает на важное новое дело практиканта и практикант дело заваливает - начальник виноват как минимум не меньше него. А если у начальника другого выхода не было - виновата система.
А уж рассматривать "Литературку" как серьезный источник информации... Даже без учета того, что обвинять в чем-то систему планового туризма в целом они не могли, они еще и часто по собственной инициативе сосредотачивались на морали и психологии обычных людей. И в данном случае, кстати - было о чем поговорить. Налицо наглядный образец поведения "простых смертных" в экстремальной ситуации.
Прорехи, только НЕ МАССОВОГО, А ныне покойного ПЛАНОВОГО (это разные вещи) туризма были очевидны и тогда. Только те, кто их видел, заткнуть их не могли. Сейчас аналогичная ситуация, правда, по другим причинам, потихоньку вылезает в отчасти заменившем его коммерческом туризме-альпинизме.Только из-за намного меньших масштабов так явно она не проявится.

1
Недавно похожий случай в Карелии. И он очень даже ярко проявился.

0
Увы, по нынешним временам Сямозеро было совсем не масштабным ЧП. Поэтому про него уже почти забыли. Чтобы проявилось (для ЛПР, а не для туристов) - должно быть не меньше сотни погибших (тьфу-тьфу-тьфу!). А мероприятий, на которых такое возможно, к счастью, практически нет. И то реакция будет совсем не такой, которая принесла бы реальную пользу.

0
Это Вы почти забыли.


Помню разговоры о статье в Литературке. Повторю что ответил тогда на вопросы коллег по работе, далёких от гор:
-- Прежде всего виновны те, кто доверил двум соплякам группу из 50 человек.
-- Те же виновные виновны и в том, что не озаботились об оповещении групп прогнозами погоды.
-- "Инструктора"-сопляки, имей они хоть каплю опыта, могли бы заметить признаки непогоды и не вывести группу из приюта "Тепляк" на следующий участок маршрута.
-- "Инструктора"-сопляки совершили профессиональный грех, допустив разрыв группы. Есть стандартные способы удержания толпы в рамках дисциплинированной-плотной группы.
-- А неформальных лидеров приструнить было легко. Достаточно было их предупредить об уголовной ответственности за последствия их вмешательства в управление группой.

1
Достаточно было их предупредить об уголовной ответственности за последствия их вмешательства в управление группой.
***
В СССР? Не уверен, не уверен. Публика была еще более дикая, чем сейчас. В плане эмоций простые, как индейцы, и в плане знаний не лучше. Сейчас люди уже многие знают, почем фунт лиха. Это вам не эпоха застоя, где самой страшной бедой была синяя птица счастья в магазине, не содержащая гормонов, только тетрациклинчик и все.

0
Всегда заумность кандита каких- то наук. Противно.


1
Есть стандартные способы удержания толпы в рамках дисциплинированной-плотной группы.
Поделитесь этими способами, пожалуйста, пригодятся.

4
Да не обращайте внимания. Нет таких способов. Если группа уже запаниковала, перестала соображать, превратившись в безумную толпу - все. Обратно в рамки дисциплины ее можно вернуть разве что стрельбой над головами. Даже мордобой уже вряд ли поможет.
Действовать можно и нужно до начала паники - заставить держать дистанцию, скомандовать, кто кому помогает, кто кого контролирует и т.д. И непрерывно контролировать самому весь процесс движения, подбадривать и т.д. Но для этого надо быть инструктором, а не "инструктором" типа этих пацанов (см. например, рассказ Бормотова). К тому же нормальному инструктору в такой ситуации проще просто оставить группу в приюте или вовремя развернуть ее туда.

0
"Есть стандартные способы удержания толпы в рамках дисциплинированной-плотной группы" - а как вы думаете, хоть КТО-НИБУДЬ действительно учил этим способам студентиков-инструкторов?

4
2Brodilka написали бы просто "бла-бла-бла, продолжение следует". А лучше согласитесь, что нет никакого блогерского взгляда на безопасность и закройте тему. Отрицательный результат, тоже результат.

3
Хм.
Постоянно сталкиваюсь.
Был в 6 горных походов, из них 2 зимних и 2 восхождения (но там за горный поход можно счесть подход к базовому лагерю).
А я в детстве же наслушался от мамы (она категорийные ходила) историй, у них 3 человека умерло (замерзли, внезапная смена погоды) из-за того что группа растянулась.
Пытаюсь говорить инструкторам "давайте самого медленного поставим в голову, будем идти слаженно группой".
Нет, не хотят.
Всем же интересно первым добежать, а потом покурить лишние 20 минут пока хвост подтягивается...

0
Хм. Походы с инструктором? Значит, это школы. Сообщите, пожалуйста, в каком клубе инструктора так действуют, какой уровень школы, категории походов, фамилии инструкторов. Можно в личку. Доведу до сведения тех, кому положено разбираться с такими ситуациями. Попробуем уточнить, что, как и почему.

0
Нет, коммерческие.


3
Споры о том кто виноват, ни к чему не приведут(поумничали). В рассказе и так все стороны определены. Сколько молодых людей погибло...
В общем то ничего существенного, с тех пор не изменилось- это страшно. Каждый поход отговариваю группы от маршрутов- получается, но не всегда. Есть "отмарозки" которые чувствуют себя бессмертными(и это не только возрастное), наплевав на остальных членов группы тащут их в кроссовках на ледники и перевалы (есть дикие примеры хождения в сланцах- группа из Питера в 2015 году). История без конца... Но писать об этом надо, и даже по 10 раз. Каждая жизнь бесценна...
Тут надо думать - а что я могу сделать. Для себя выводы сделал, укрепился в уверенности- не быть безучастным, быть настойчивым... Всем успехов, берегите себя и тех кто рядом.

0
При мне 3 кадра в шлепках шли в непогоду в летней одежонке на Эльбрус, преодолев 5000 м. Я че-то подглючивал уже и подумал только "вот наглые понтующиеся московские альпинисты" (москвичи, в этот раз простите))). К шлепкам прилагались свежесрубленные сосновые палки, комлями в снег. Жаль не сфоткал. Итог: один сломанный нога.

1
Это был бонус к сломанным мозгам. То есть сугубое благо

0
Резкое ухудшение погоды всегда чревато для любых групп.Помнится на Виатау отряд новичков попал в непогоду.Структура отряда серьезная-один инструктор на десять участников плюс стажер,плюс командир отряда.Маршрут самый простой в округе-1б.И двое погибли.Вина одна-стихийное бедствие.

0
Замерзли или поулетали в суете?

0
Из за метели и плохой видимости немного сбились с тропы и связка улетела.


0
вроде по этим мотивам был снят худ.фильм?

2
На основе очерка Аркадия Ваксберга «Смерч» был снят фильм "Штормовое предупреждение" (1981) - история там сильно приукрашена. Мелькнула трагичная "тридцатка" в сериале "Маршрут" с Абдуловым.

0
Так и у "блоггеров" не менее приукрашено. В отличие от прошлых обсуждений тему, в этой много эффектных литературных приёмов, бьющих на жалость и мало фактов.
Обсуждать же эмоционально написанный худлит из газеты как достоверное описание событий, по меньшей мере бессмысленно.

Я думаю, что любая группа не должна быть более 10 человек.

0
Иногда может быть (и даже нужна) больше. Но это именно исключение.

0
Опять про "тридцатку", только сильно урезано. Встречал и более подробный разбор где не все так очевидно. Хорошо что анализируются случаи ЧП в горах. Но когда в десятый раз читаешь про "всесоюзную тридцатку", или в пятнадцатый про "Перевал Дятлова", задаешься вопросом - неужто нет других фатальных ЧП, достойных анализа? Пусть не настолько резонансных и детальных но, как мне кажется, пусть даже краткий анализ десяти разных ЧП, будет полезнее чем десять разных анализов одного и того же происшествия.

0
Согласна с вами, в дальнейшем собираюсь разузнать и об остальных происшествиях на маршруте. Было дико узнать, что случай там не первый по аналогичным причинам...

1
Больше всего возмутило что "неформальные лидеры", после того как увели группу с тропы, отобрали у людей теплые вещи и еду и не пускали к кострам греться, оставив умирать. И после этого их не судили, вроде как "аффект при спасении собственной жизни". Ну одно дело когда не оказал помощь в экстремальной ситуации из-за ступора, а другое дело спасать собственную жизнь, закапывая других.

-1
Если примерить ситуацию на себя (без ханжества), многое становится яснее. Что впрочем не отменяет трагичности ситуации.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru