Почему и как я стал "Снежным Барсом" (Горный туризм)

Снятые из рандклюфта верёвки при спуске с перевала Айлама. Центр. Тянь-Шань 1975 г. Терскей-Алатау.

Лето. Я снова на поляне Москвина, работаю горным гидом в компании Толи Мошникова. Помимо двух французских групп, к нам приехали турки. Турецкая коммунистическая партия праздновала в том году какой то юбилей и делегировала своих представителей-альпинистов для водружения красного знамени на вершину пика Коммунизма в честь столь знакового события.

У французов была весёлая компания. С ними работали братья Шустровы, прекрасно говорящие на языке Вольтера…..а вот кто пойдёт с турками решалось в напряжённой дискуссии.

Народ приветствую!

26 августа я (Григорьев Дмитрий) с Головченко Митяем и Ниловым Сергеем (обладателями почти половины всех «Золотых ледорубов» России и дважды обладатели Piolets d’Or ) «взошёл» на вершину Военных топографов на северном Тян-Шане. Как это было посмотрите в статье Митяя Пик Военных Топографов, по Ю стене "Экспромт", предл. 5Б к. тр., длина м-та ~3000 м, перепад 2023 метров / Горы Мира. Тянь-Шань / Mountain.RU, а почему в кавычках «взошёл» смотрите в моей статье Пик Военных Топографов. Проблемы со страховкой / Люди и Горы. Полемика / Mountain.RU ….

Чешский альпинист Марек Холечек уже отошел от больничного режима и представил несколько любопытных материалов о новом маршруте по западной стене непальского семитысячника Барунце (7129 м). Название линии – “Небесный капкан” (Heavenly Trap) – отнюдь не метафорично: Мареку и его напарнику Радославу Гроху, запертым непогодой на большой высоте, действительно пришлось туго...

"Питерский каскад" (Альпинизм)

1992 год – первый год «свободного» альпинизма. Мы больше не участвуем в чемпионатах. В прошлом году мы с Лёхой напоследок выиграли очередную «союзную» медаль, подали документы на присвоение МС МК СССР и подвели черту под спортивной карьерой. Звание нам, правда, так и не присвоили, по причине развала Советского Союза.

Хан, Северная стена, 1987 г. (Альпинизм)

Известно: история повторяется, но каждый раз на новом уровне – развитие идет по спирали. Так случилось, что в 1937 году Виталий Михайлович Абалаков со своею командой осваивал в Туркестанском хребте новый район: Каравшин. Отвесные километровые стены тогда считались неприступными, и команда поднималась на вершины по гребневым маршрутам. Затем они переехали на Тянь-Шань для восхождения на Хан- Тенгри.

Конец августа, начало сентября 2020 года.

Совсем коротенький, несложный маршрут: из долины Джело, через вершину Купол Трёх Озёр, в долину Актру. Если задаться целью пробежать на время, то за пару дней проходится, но мы ещё те "кайфожоры" и любим в горы ходить с полными рюкзаками вкусняшек, и бивак разбивать не по графику, а по настроению. И конечно же одна из целей - фотография. Нитка: Кош-Агач - долина Джело - левый приток Тураоюк - вершина Купол Трёх Озёр - долина Актру - "перевалка" - Курай.

Тот страшный 81-ый (Горный туризм)

Долго рука не поднималась написать о том трагичном для московских горных туристов 81-ом, но когда-то нужно это сделать. В тот год разыгрывался первый чемпионат СССР по туризму. Очень хотелось завоевать первое место, и поскольку это была уже вторая шестёрка руководства, я заявил рекордный по тем временам маршрут.

Памяти погибших товарищей,
великих альпинистов
и хороших людей посвящается.

Траверс «Победа- Хан-Тенгри». (Воспоминания спустя 30 лет, Альпинизм)

Горный поход с залезанием на Мраморную стену, Хан и Победу в 1989 году. (Горный туризм)Попытка Валентина Божукова стартовать с пика Победы на параплане. 27.08.1989 18-30

Предчувствуя скорый развал Союза Нерушимых, мы решили выжать из маршрута по максимуму, чтобы не было потом до соплей обидно, что не сможем туда уже попасть. Части рассказа об этом походе я уже публиковал почти шесть лет назад, но с тех пор все фотографии поросли эдельвейсами. Кроме того были ещё оцифрованы слайды, а в закромах я обнаружил свой дневник, считавшийся утерянным. Под несколькими слоями расписанных пуль, был обнаружен текст, который удалось перевести на русский язык, тем самым уточнив даты и события.

Теперь эту сентенцию о пройденном маршруте хочу предложить вашему вниманию. События описываются без купюр и приглаживания. Постараюсь быть лаконичным и не растекаться фразами в описаниях малозначимых событий, но об интересных моментах расскажу подробнее. Сразу упомяну, что, как и в 88-ом, мы опять шли на «дровах» с печками, полностью отказавшись от примусов и используя на высотной части сухой спирт, полиэтиленовые пакеты и рваные носки.

Меня тут недавно спрашивали, есть ли по Центральному Алтаю более свежий перечень перевалов, чем выпущенный в 2001 году общий "Перечень...". Я пообещал найти перечень, сделанный Олегом Львовичем Жигаревым из Новосибирска в 2006-2009 годах.

Вертолёт закадычный мой враг или первая примерка гроба на себя. (Горный туризм)Поляна Москвина.

В 86-ом опять потянуло в горы. Замучили приступы обонятельной ностальгии. Двумя годами раньше мы так смачно покурили на пике Коммунизма, что аромат «Дымка» в смеси с чистейшим горным воздухом при минимальном содержании кислорода, произвёл на меня неизгладимое впечатление и врезался в память. Как любитель вредных привычек, я не мог уже дольше мучиться, да и любопытство разбирало – а как оно будет на этот раз? Обзвонил друзей, собрал команду курильщиков. Решили, что идём на Корженеву и Коммунизма, а для акклимухи на пик Четырёх.

Тут несколько дней назад обсуждалось его применение в горах. Я по личному опыту рассказал о нескольких известных мне случаях серьезных проблем с сердцем после его приема. По моим представлениям, ситуации были близки к остановке сердца, хотя во всех случаях пострадавший выжил. 2 случая произошли на моих глазах. Еще один - в группе, которой руководил мой товарищ. Еще об одном написал здесь же один весьма известный альпинист.

Наверняка, знакомая ситуация..
Лёжа в палатке, рассматриваешь хребтовку и планируешь куда бы податься на следующий год.
Так было и в этот раз.
– Андрюха, сынок, смотри..., нам в следующий раз надо воОот сюда сходить.., как тебе?
- Идем!!!
Голубое озеро_ Алтай_2016_сентябрь_фотоотчёт (много фото, Горный туризм)

Позже, уже дома, пытались нарыть хоть что-то, о Голубом озере..,
По топографической карте, озеро довольно большое, зажатое в скалах, рядом ледник.., да и маленькое на подходе тоже должно быть красивым (в зоне леса),
Но увы, ничего не нашли. Ни фотографий озера, ни отчётов, ни описаний прохождения перевалов.., ничего нет..

В августе 2016 года, с сыном в очередной раз, собрав свои нехитрые пожитки, вышли на маршрут.
Перезимовать лето... Фотоотчёт (много картинок, мало текста, Горный туризм)

Чудо рис (Альпинизм, гималаи)ИсторияЧудо Рис

1991 год, первая Казахстанская гималайская экспедиция в Гималаи на пик Дхаулагири (8167 м), маршрут по центру Западной стены (первопроход).
Мы уже начали выпадать из графика восхождения из-за среднего скального пояса стены, который был сложным для прохождения и заканчивался нависанием стены.
Эти последние 70 метров сложного скального пояса, наша группа (Анатолий Букреев, Андрей Целищев, Ринат Хайбуллин) обрабатывала уже третий день.
Так вот история последних 30 метров.