Чудо рис
ИсторияЧудо Рис
1991 год, первая Казахстанская гималайская экспедиция в Гималаи на пик Дхаулагири (8167 м), маршрут по центру Западной стены (первопроход).
Мы уже начали выпадать из графика восхождения из-за среднего скального пояса стены, который был сложным для прохождения и заканчивался нависанием стены.
Эти последние 70 метров сложного скального пояса, наша группа (Анатолий Букреев, Андрей Целищев, Ринат Хайбуллин) обрабатывала уже третий день.
Так вот история последних 30 метров.
Заветный конец стены был уже близок, но передо мной был скальный карниз, который и надо было пролезть. Монолитная стена с нависанием имела мало трещин и возможности организовать страховку были крайне ограничены, что также не способствовало спокойной работе на маршруте.
Карниз логически было удобно проходить по диагонали. Под карнизом я сумел найти трещину, в которую и забил крюк, крюк вошел без звона и большой надежды на свою прочность мне не внушал. Начал лезть и через 5 метров завис на мелких зацепах, с которых и полетел вниз. Удар об скалу и вешу, Андрюха «поймал» меня.
Ноги в пластиковых ботинках и в железных кошках от таких полетов удовольствия не получают, есть реальная опасность порвать связки голеностопов, так уже у меня было.
У меня на душе грустно, у Андрюхи в глазах тоска, мы смотрим друг на друга, затем в два голоса орем на Буку (Букреева), который стоял на полочке ниже, «Что стоишь? Ищи ночевку».
Бука покачался маятником на веревке, вернулся на полочку, размером в две ступни и спокойно озвучил нам, что эта полочка и будет местом для ночевки.
Я начал настраиваться на вторую попытку, сделал разминку, агрессивно подышал, типа я на соревнованиях по скалолазанию, пульс участился, на лице и в душе уверенность на прохождение. Начал лезть и опять полетел вниз, снова удар, крюк выдержал, веревка натянута, Андрюха с тревогой смотрит на меня, у меня все цело, пронесло.
«Андрей, может ты попробуешь?» он отрицательно качает головой, «не смогу».
Моя уверенность, что я пролезу этот участок уже улетучилась, и тут Андрей восклицает, «Я знаю, что делать!»
В начале экспедиции наш сирдар он же лама по совместительству, провел ритуал и помолился за нас и наш успех, затем каждому выдал по горсточке риса, который он привез из Лхасы, со словами, что в трудную минуту надо будет его побросать в сторону проблемы и помолиться, на мои слова, что мы не знаем молитвы, он ответил, достаточно будет просто покричать. Рис надо было хранить в нагрудном кармане, а так как у меня такого кармана не было. Я свою порцию доверил Андрюхе, где он и хранился 30 дней пока мы работали на стене.
Так вот, Андрюха полез в карман, достает рис и начинает кидать в сторону карниза, мы вполне здоровые и взрослые мужики начинаем орать и издавать непонятные звуки.
Уже без разминки я полез, и полез по более отрицательной части карниза, нежели первые попытки и пролез его! Забил последний скальный крюк, пролез еще около 10 метров и вылез на лед, закрутил последний ледобур, все «железо» кончилось, но дальше уже была дорога по льду к вершине.
Ночевали сидя на полочке, вырубленной во льду.
Ринат Хайбуллин
Место: Гималаи, Непал
199
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Слов нет...
Сильно, коротко и ясно.
Сразу видно - по-мАстерски.
Предполагаю, что рис реально был намоленным, поэтому обычный из пакетика поможет вряд ли.
Это я по себе сужу - на ОПТЭ (Матча) сам два раза со снежного карниза линял. И сильно лениво было ночевать там...
В известном видеоролике, медвежонку хватило одной попытки (без срыва) для определения правильного пути. А здесь понадобились две попытки со срывами и перспектива резко дискомфортной ночевки.
Вот такая она, "звериная интуиция". :)
В отличии от советских аспирантов в известном анекдоте: "Что тут думать, трясти надо"
Преклоняюсь перед мужеством парней.