Видеоучебник по альпинизму. Новые серии! (спорт-марафон)
Представляем вашему вниманию третий сезон видеоучебника по альпинизму! В новых эпизодах Владимир Молодожён показывает приёмы страховки и спасения напарника на фоне живописных скал Арко.

Как воплотить свою мечту о коньковом походе по озеру Байкал (Туризм)
Уже более 20 лет существует мой проект – коньковые походы по льду Байкала. Часто приходится слышать фразу: «Я мечтаю побывать на Байкале зимой». Итак, несколько советов о том, как осуществить свои планы:

Отдаю долг: обещанная три года назад завершающая статья по безопасности в трэде.
ТРЭД. Основные причины срывов на скалах и пути их недопущения. Возникновение неконтролируемого (панического) страха. (Альпинизм, традиционное лазание, trad, горная школа Категория трудности, Алексей Ставницер, михаил ситник)
Началось все со статьи Традиционное лазание. Основные причины срывов на скалах и пути их недопущения. Анонс.

Затем мы рассмотрели несколько основных групп причин срывов лидера на скалах:

1. Лезущий оказался на участке, по сложности превышающем его возможности.
2. Клаймер «забил» руки, а иногда – ноги (голени), и не может продолжить движение или удержаться на скале вообще.
3. Потеря равновесия во время лазания.
4. Потеря опоры рукою или ногою: от проскальзываний до отрыва «живых» зацепок или уступов.
5. Воздействие на клаймера внешних сил, сорвавших его со скалы: камнепадов, ветра, страховочной веревки…

Не раскрытой осталась последняя причина срывов: возникновение неконтролируемого (панического) страха.

Стив Хаус (Steve House) – американский альпинист, совершивший немало ярких восхождений. Лауреат приза зрительских симпатий Piolet d'Or (2004) за соло-восхождение на К7, лауреат Piolet d'Or (2005) за восхождение в альпийском стиле на Нанга Парбат по Рупальской стене в связке с Винсом Андерсоном. В 2012-ом году Стив с группой единомышленников создали программу Alpine Mentors, в рамках которой опытные восходители передают свой опыт молодым альпинистам "из рук в руки".

В 2019 я впервые столкнулась с формированием зимней раскладки. Поводом стали восхождения на Тютю-Баши пяти больших мужчин и одной маленькой женщины.

Передвижение на искусственных точках опоры (ИТО): аспекты использования. (Альпинизм, альпинизм, школа ито, горная школа Категория трудности, Алексей Ставницер, михаил ситник)
Эта статья - заключительная из серии "УЧИМСЯ ЛАЗАТЬ НА ИТО". Предыдущие статьи:
1. Передвижение на искусственных точках опоры (ИТО)
2. Передвижение на искусственных точках опоры (ИТО). Средства создания ИТО: крючья.
3. Передвижение на искусственных точках опоры (ИТО). Средства создания ИТО: закладные элементы, регулируемые кулачковые устройства (френды-камалоты).
4. Передвижение на искусственных точках опоры (ИТО). Средства создания ИТО: скайхуки, камхуки, копперхеды.
5. Передвижение на искусственных точках опоры (ИТО). Скальные фифы. Способы и средства передвижения на ИТО:
6. Передвижение на искусственных точках опоры (ИТО). Способы и средства передвижения на ИТО: клифы- педали, крюконоги.
7. Передвижение на искусственных точках опоры (ИТО): развеска, последовательность, безопасность.

Горы и озёра Чегема. Лучшие фото из соло-похода в августе 2019 (Горный туризм, кавказ)
В начале августа 2019 г. погулял по верховьям долины Чегем (Кавказ, Кабардино-Балкария). Посетил 12 озёр, у большинства из которых ранее не бывал, и некоторые мало известны, во всяком случае, мне. 12 - не очень много по меркам Западного Кавказа, где столько можно встретить в одной долине. Однако, на Центральном Кавказе озёра не так часты. Для себя назвал путешествие "К потаённым озёрам Чегема".

Нитка маршрута:

Восточное Приэльбрусье - одно из удивительных и диких, но при этом относительно доступных уголков сурового вулкана. А ущелье Кыртык — его историческая часть, старинное место поселения балкарцев, которое до сих пор используется как пастбище для коров и баранов. Ущелье Кыртык не так популярно у альпинистов, как расположенное напротив него Адыр-су. Но само место по своей живописности заслуживает внимания. в 2017 году через это ущелье проходила часть маршрута соревнований Adidas Elbrus World Race.

Эльбрус. Тайны первого восхождения (Альпинизм, восхождение)
Документальный фильм о первом в истории восхождении на гору Эльбрус, состоявшемся на фоне Кавказской войны, когда отношения между Российской империей и народами Северного Кавказа были как никогда сложны, но это не помешало объединенной команде, состоявшей из местных горцев, российских военных и ученых-академиков, добиться своей цели. Авторы фильма самостоятельно прошли весь маршрут до самой вершины Эльбруса и таким образом смогли проверить и прояснить многие спорные факты, дошедшие до наших дней из дневников первопроходцев. Помимо исторического анализа, фильм также раскрывает много интересных деталей об особенностях современных восхождений на самую высокую вершину Европы.

11 декабря на 14-й сессии комитета ЮНЕСКО альпинизм был включен в Репрезентативный список нематериального наследия человечества.
Альпинизм включен в Список нематериального культурного наследия человечества (uiaa, UNESCO)
рисунок Vectors by Vecteezy

40 отличных фильмов о горах, риске и тяге к жизни
Поздравляю с Международным днём гор всех тех, кто оставил сердце в любимых горах, исхоженных вдоль и поперёк или ещё неизведанных, но уже родных духу! По такому случаю приглашаю прогуляться по "киношным" горам, вспоминая классику или присматриваясь к новым направлениям в кино о горах и людях.

Небольшое предисловие. В будущей книге, которая, надеюсь, состоится, будет большой раздел о боевых действиях в Приэльбрусье, а в ней глава о "пропавшей роте" Григорьянца. Там, как оказалось, есть что дополнить к уже написанному и сказанному. Одну из частей этой главы предлагаю для обсуждения. Для меня важно, чтобы это прочитали люди из горного сообщества, которые собрались на "Риске". Для многих здесь Эльбрус гора не чужая - кто-то ходил, кто-то работает гидом и водит группы. Фильм, о котором пойдет речь, все же лучше посмотреть, чтобы составить СВОЕ мнение. Получилось длинно, но тема серьезная и аргументы должны быть соответствующими. Мастеров флуда, как обычно, попрошу воздержаться.

Каждый, кто начинает заниматься спелеологией обязательно задается вопросом: а что мне нужно для того, чтобы пойти в пещеру?

И вот я решил написать максимально развернутый ответ. Для простоты разделю статью на несколько частей (иначе получится слишком уж длинный пост).

Это первая часть огромного списка, который желателен, нужен, а иногда просто необходим, чтобы не только зайти в пещеру, но и вернутся оттуда. Помните, что настоящий спелеолог не тот, кто ушел в пещеру, а тот, кто вернулся оттуда живым.

Спелеология новичку. Часть 1. Одежда для пещеры (спелеошкола, пещера, cave)

Это первая часть путеводителя по плато Лаго-Наки, а если точнее, то руководство для самостоятельного посещения заповедника и прохождения «классического» советского маршрута №30 (через горы к морю).

Я не зря выделил в скобки слово «классический», так как исторически этот маршрут начинался в Гузерипле и заканчивался в Дагомысе. Это более 100 км пути без учета крюков и восхождений на вершины (Фишт и Оштен).

Путеводитель по Лаго-Наки, Фишт. Часть 1. Маршруты (Горный туризм, плато, горный поход)
Рассвет на смотровой площадке КПП Лаго-Наки просто потрясающий

Безенги '2019. Лучшие фото (Горный туризм, горы, кавказ)

В конце июля этого года удалось погулять в Безенги по несложным маршрутам. Технический отчет тут: https://mg5642.livejournal.com/103032.html.
Здесь же хочу поделиться 74 лучшими фотографиями из этого путешествия.

План основных альпинистских мероприятий Горной Школы в 2020 году
Горная школа "Категория трудности" в 2020 году (альпинизм, скалолазание, ледолазание, горная школа Категория трудности, ставницер, ситник)

Далеко, там где неба кончается край... (Непал - 2019, Горный туризм)
Первоначально для похода по Непалу рассматривалось два района: Лантанг и Нижний Мустанг. Долго выбирал, поскольку в каждом районе была относительно простая вершина порядка 6700…6800 метров, которая намечалась как главная цель похода. И у каждого района были свои преимущества и недостатки. Лантанг – там более низко, но там погода более нестабильная, Нижний Мустанг – это высоко, но лучше погода, так как от всяких циклонов – муссонов защищает стена массива Аннапурны. Поэтому были нарисованы и проработаны два варианта похода, и в результате раздумий чаша весов склонилась к Нижнему Мустангу…

Что значит «вовремя повернуть назад» для альпиниста, находящегося на маршруте? Мы задали этот вопрос мастеру спорта по альпинизму Виктору Ковалю, который делится собственным опытом.

Виктор Коваль. Когда горы велят повернуть назад (Альпинизм)
Фото: Константин Маркевич

В Безенги с детьми! (Туризм, альплагерь, дети в безенги, горы, путешествия с детьми)

Наталья Бессонова в нашем блоге рассказывает о путешествиях с детьми в Безенги. Если вы хотите приехать в лагерь с лучшей частью вашей семьи, но почему-то ещё не решились на это, прочитайте этот рассказ. И приезжайте!