Пишет Михаил Ситник, 21.01.2020 16:27

Отдаю долг: обещанная три года назад завершающая статья по безопасности в трэде.
ТРЭД. Основные причины срывов на скалах и пути их недопущения. Возникновение неконтролируемого (панического) страха. (Альпинизм, традиционное лазание, trad, горная школа Категория трудности, Алексей Ставницер, михаил ситник)
Началось все со статьи Традиционное лазание. Основные причины срывов на скалах и пути их недопущения. Анонс.

Затем мы рассмотрели несколько основных групп причин срывов лидера на скалах:

1. Лезущий оказался на участке, по сложности превышающем его возможности.
2. Клаймер «забил» руки, а иногда – ноги (голени), и не может продолжить движение или удержаться на скале вообще.
3. Потеря равновесия во время лазания.
4. Потеря опоры рукою или ногою: от проскальзываний до отрыва «живых» зацепок или уступов.
5. Воздействие на клаймера внешних сил, сорвавших его со скалы: камнепадов, ветра, страховочной веревки…

Не раскрытой осталась последняя причина срывов: возникновение неконтролируемого (панического) страха.

Чувство страха - естественная защитная реакция живого существа на опасность, предупреждающая об этой опасности и помогающая на первом этапе преодолеть эту опасность. Известный психолог и врач А. И. Захаров определил страх как «аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека». Он отмечал, что страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается физиологическими изменениями высшей нервной деятельности...

В принципе, если знать основные причины срывов, способы избежать срыв, лазать маршруты трэд на категорию ниже ваших максимальных возможностей на маршрутах спорт ("иметь запас прочности"), иметь необходимую физподготовку, то причин для возникновения страха быть не должно. Но никто не застрахован от ошибок, мы можем случайно или преднамеренно нарушить один из перечисленных принципов безопасности, переоценить свои возможности, неправильно оценить сложность участка, уйти с нитки маршрута и пр. и получить сигнал об опасности: зарождающийся в подсознании страх!

Сигнал. На уровне подсознания. И первую ответную реакцию организма: надпочечники вырабатывают адреналин, который быстро мобилизует организм на борьбу с возникшей опасностью. Как - смотри специальную литературу, или хотя бы - Википедию. Так, под воздействием адреналина, маленькая собачка кидается на напавшую на нее первой огромную псину (и иногда побеждает) или с огромной скоростью убегает от нее. Животные редко допускают переход возникшего страха на новый уровень: паники, ужаса (паническая атака).

Кот может внешне спокойно на высоте шестнадцатого этажа ходить по перилам балкона: адреналин мобилизует его и заставляет быть более точным и осторожным в движениях. То же с горными козлами.

У человека, в отличии от животного, есть разум. Может это и хорошо по жизни: подумать, просчитать варианты, пофилософствовать. Но на скале, когда ты вдруг ощутил, что вот-вот загремишь, а страховочная точка метрах в пяти ниже, и та сомнительная, лучше бы не иметь разума. Мысли твои потекут в одном направлении и заканчиваются обычно одинаково: "Это конец! Бедный я несчастный я: говорила мне мама - не лезь на скалу! Долазался!". И фантазия в башке уже рисует похороны, осиротевшую семью, печальные лица друзей у могильного холмика. "Неееет", истерика зарождается где-то в животе, и вы начинаете лихорадочно что-то предпринимать. И что бы вы в этой ситуации не предприняли - попытаетесь спуститься или полезете вверх, попытаетесь точку поставить или окаменеете и тупо будете ждать чего-то, - скорее всего все закончится срывом! Почему? Потому что вторая порция адреналина, выделяемая при возникновении паники, приведет кроме прочего к скованности движений, потере координации, головокружению, слабости, потливости...

Вывод: нельзя допустить мысли о срыве в голове после получения сигнала опасности: возникновения первой волны страха! Но как это: не думать, когда ОНО думается?

На войне в атаке кричат: кто "Урааааа", кто "Банзай". Кричат, чтобы не думать о пулях и снарядах. Можно и на скале кричать, если не стесняетесь.

Если Вы хоть чуть набожны - молитесь, думайте только о молитве и о Боге. Вспоминайте "Отче наш" или "Богородицу".

Но лучше песни петь. Прочитайте внимательно отрывок из книги А.Кузнецова "Внизу Сванетия" о выдающемся клаймере Михаиле Хергиани при первопроходе на С.Ушбу "по Зеркалам":

- ... Пошел лазанием в скальных туфлях, а тут град. Туфли не держат на скалах. Ушел вверх на сорок метров, шел без страховки, негде было крюка забить. И застрял. Не могу найти зацепки, и все! Чувствую, слабею, долго не продержусь. А веревка к ребятам идет: полечу - и их сорву. Тогда я крикнул вниз: "Отвяжите веревку!" - и запел. Знаешь, эту: "Я старый человек, не убивай меня, я дам тебе отцовский совет!" Они поняли, в чем дело, и не отвязывают. Сам не помню, как вылез. Вылез, закрепился, и в пот меня бросило.

Это очень важно "Сам не помню как вылез!": ментальное сознание было отключено! Он не думал о возможном срыве, о том, как лезть: он пел песню, а тело его лезло. Раз нельзя не думать, значит надо думать о другом! Способ замещения мыслей. Этот прием я использовал неоднократно: пел песни в голос и "про себя", читал стихи. А тело в это время боролось за жизнь: сантиметр за сантиметром лезло!

Потом я придумал способ лучше: я начинаю в такие моменты глубоко дышать, сосредотачивая все свое внимание на дыхании (Приказ себе: Нет ничего важнее дыхания- глубокого и ритмичного), а мысли уходили с каждым выдохом.

Но как лезть, не думая: не выбирая путь, зацепки, способы их использования?

Отвлечемся. Многие умеют водить машину, и большинство помнит свои первые самостоятельные поездки за рулем: кошмар и ужас! На какую педаль нажать, за какой рычаг дернуть и в какую сторону, в какой последовательности. Какую полосу выбрать, как перестроиться? А слева машины, а впереди дорожная разметка, знаки, светофоры и опять же - машины и пешеходы! А еще надо путь-дорогу выбрать к месту назначения. Камеры, полиция... Не удивительно, что пытаясь столько удержать в сознании, начинающие водители так часто попадают в аварии.

Опытный водитель не думает: он едет. Слушает музыку, пассажира, если и думает- то о чем угодно: о девушках, проблемах на работе или в семье и пр. А руки и ноги сами нажимают и дергают то, что надо нажать или дернуть. Опа! Засек камеру (или полицейского), и тут же в сознании всплыло: был знак "Ограничение 40 км", а меня 65 км, надо притормозить! А нет камеры (полицейского) - может и не вспомнить!

Что бы так ездить необходим наезд многих км разных дорог. Что бы так лазать (без участия головы) необходим налаз многих км разнообразных скал. И тогда тело само вылезет, на автомате. Иногда в таких ситуациях, как бы наблюдая за движением своего тела со стороны, вдруг восхищаешься: "Во дает! Перетанцевал, сделал скрутку - и вылез!" Но иногда и как Хергиани: сам не помню, как вылез!

Ну а если нет налаза? И поэтому нет гарантии, что тело вылезет? Тогда то же сорвешься, но без паники, и с песнями))) Но лучше налаз иметь! Тренируйтесь, не верьте тем, кто говорит: "на восхождении лазать научитесь."

И так, выводы:
1. Изучайте технику лазания, причины срывов, способы их недопущения.
2. Лазьте по скалам: чем больше-тем лучше. Разнообразным. Разной сложности. С верхней страховкой, по спортдорожкам, трэдом, боулдеринг. Лазьте!
3. Ну а если "влипли"- не допускайте паники, пойте, молитесь, глубоко дышите, кричите "Ура!" Доверьтесь телу, ему больше чем вам не хочется падать)))
4. Перед восхождением (пролазом) слушайте музыку: она застрянет в голове и будет прокручиваться весь маршрут, проверено! Лучше было бы лезть с наушниками и слушать музыку, но тогда команд не слышно.

не удержусь
Несколько раз был на грани...
Чатын Мышляева, где то 3я-4я веревка. Покольку описания не читал, лез как считал интереснее. Выбрал камин который в конце стал сужаться и сзился до 20-30 см, то есть начал оттуда вывваливаться, или вернее пытался не вывалится. Здоровья стало катасрафичесмки не хватать, зацепок в камине не было.Точка страховки была достаточно низко, метров 10-15, силы уходили и уже собирался линять. Но в голове переключается тумблер (на затылке), 5-6 глубоких вдохов на гипервентиляции до начала темноты в глазах и вываливаюсь из камина на стенку и по мизерам долажу до верху, где хватаюст за край полки. Подтянывшись заглядываю за край. С другой стороны этого можно сказать отщепа, эти 15-20 метров шла шлямбурая дорожка. До сих внутри есть чувство удовольтворения за этот кусок лазания.
Было несолько раз когда применял это прием гипервентиляции и расслабления организма.
Начинаешь работать как с верхней страховкой и сложнгость уходит

Марат, и я о том же! Лучше глубокого дыхания способа нет: переход в аэробные или смешанные режимы энергообеспечения, отвлекаешься от дурных мыслей на правильное дыхание! Но способ надо тренировать: некоторым не удается отвлечься(((

А место помню: я как все- по дорожке прошел.

Михаил Александрович, не посоветуете ли хорошие одно-веревочные трад маршруты 5c...6b в Крыму? С возможностью организации хорошей натуральной страховки френдами и закладками (без забивания железа). Буду там с семьей, на мультипитчи соваться не получится, а чуток полазить и навыки освежить хочется. В приложениях типа AllClimb есть информация только про чисто спортивные маршруты, а во всех остальных местах - про полноценные альпинистские. Сам я знаю только несколько подобных маршрутов со щелями на Куш-Кае, тк. как раз на вашей школе там был. Но подозреваю, что на майские там будет всё занято...

Очень многие пробитые щели можно лазить тредом мисо болтов. Из того, что приходит на ум сразу: Никиты, Крыло Лебедя, Батильман. Возможно на Кошке можно пролезть низ мультика слева. Идея проста: берете фото из гайда или AllClimb и смотрите фото маршрута. Если это система щелей, то можно лезть трэдом. Опять же станция на верху скалолазной дорожки будет кстати, чтоб свое железо не бросать. Альтернативный вариант - первые веревки некоторых длинных маршрутов. Тот же Орел на Морчеке 6b. Кант по канту и Рыжий угол на Форканте - тоже вполне подходят для лазанья. Еще лазили трэдом на Зуб Морчеки маршрут с названием типа "Старый добрый шлямбур" Но это вроде 6с.

Павел, к сказанному Chuh хотел бы добавить скалу Хергиани с множеством трэдовых маршрутов.

Глубокое дыхание активизирует парасимпатические нервные центры, т.е. снижает уровень активации, уравновешивает симпатические влияния.
Это распространенный метод справиться с излишним волнением

оо, напомнило )
точно не скажу, возможно это на инстинктах происходит, но в спорте любой стресс пытаешься "передышать". не важно - мандраж на старте, резкий чужой подрыв или острый приступ асфальтовой болезни. наверное это и в привычку вошло. - не скалолаз ни разу, но в сербском велопоходе оставили велики внизу и полезли на Боботов Кук. далее по тексту (а чего повторятся? ))
"... В самом начале невнимательно глядя на маркировку лезем вверх через расщелину, хотя нужно было обойти кругом. Когда сбились с тропы и полезли по крутой трещине, Юля ползла выше метра на три. Сначала мне по кумполу вскользь пришел первый камушек. Второй пришел по правой руке. Ноготь среднего пальца от удивления сразу посинел. Поглядел вверх, там камни и облака, поглядел вниз, там пропасть. Вобщем, словил момент настоящей паники. Мутило толи от высоты (всегда боялся), толи от синеющего ногтя..."
тогда по спортивной привычке передышал ситуёвину. ну типа - стоп, тебе ни вверх ни вниз не ннадо, тебе и тут хорошо, постой, подыши, глубже, ещё глубже )
но да, там на фиксацию силы не уходили. стоять то - не висеть

"Возникновение неконтролируемого (панического) страха", не дай Бог это испытать.
1985 год, маршрут Глуховцева на 6-ю Корону, последняя сложная веревка. Там по описанию надо "пузо" на ИТО пройти. Слева вроде неявный внутренний угол обходит это пузо. Спросил руководителя Сашу Горюна, в ответ -"Лезь скалолаз!" Метров 15 все хорошо шлось, потом всё сложнее и начало отбрасывать. И бить и закладывать негде. Тут изнутри в голову пополз страх. Причем знаю, что скалолаз со страхом уже не скалолаз. Чувствую, что левая калоша плывёт, посмотрел - от напряжения тесемки ослабли и пятка вылезает. Кажется всё, но тут у меня в голове что-то щёлкнуло без моего участия, и полез как автомат, без всяких эмоций. Два крюка забил на 40 м.
Больше в такие ловушки старался не попадать. Чувствую тяжело - либо вниз приспускался либо на ИТО переходил.

mifist:"тут у меня в голове что-то щёлкнуло без моего участия, и полез как автомат, без всяких эмоций."

Марат: "в голове переключается тумблер (на затылке), 5-6 глубоких вдохов на гипервентиляции до начала темноты в глазах и вываливаюсь из камина на стенку и по мизерам долажу до верху, где хватаюсь за край полки."

Ангел-хранитель перешел в режим ручного управления)))

вообщето я это состояние тренеровал, переход в состояние робота
дальше срабатывает идеомоторная тренировка
эмоции страх волнение уходит, помогает не только в горах

Об этом я и пишу в статье: отключи мозги- тело (если есть налаз достаточный) само вылезет!