Путеводитель по Лаго-Наки, Фишт. Часть 1. Маршруты

Пишет Алексей Евдокимов, 23.11.2019 22:02

Это первая часть путеводителя по плато Лаго-Наки, а если точнее, то руководство для самостоятельного посещения заповедника и прохождения «классического» советского маршрута №30 (через горы к морю).

Я не зря выделил в скобки слово «классический», так как исторически этот маршрут начинался в Гузерипле и заканчивался в Дагомысе. Это более 100 км пути без учета крюков и восхождений на вершины (Фишт и Оштен).

Путеводитель по Лаго-Наки, Фишт. Часть 1. Маршруты (Горный туризм, плато, горный поход)
Рассвет на смотровой площадке КПП Лаго-Наки просто потрясающий

Но в наше время, эпоху впечатлений и коротких отпусков, как-то странно тратить свое драгоценное время на лишние дни пути (так как примерно 50 км ничем примечательным не выделяются – км ради км).

Поэтому мы будем рассматривать подробно только маршруты, проходящие по заповеднику. И начинается наш маршрут от КПП Лаго-Наки (одно из немногих КПП, где можно купить билет на входе).

Способы добора:
До КПП Лаго-Наки удобно можно добраться из Краснодара или из Туапсе. Из Туапсе можно только с пересадкой в Майкопе, из Краснодара можно сразу на такси, но это дороже.

С пересадками. Из Краснодара до Майкопа можно сесть на автобус, который идет не менее 2,5 часов, а можно сесть в такси (500 рублей с человека, при загрузке 4 человека в машине). Время в пути – 1-1,5 часа. Из Майкопа до КПП такси стоит 2000 р. Особых альтернатив нет.

Из Туапсе идет электричка до Майкопа. В день их 3 штуки. Дешевая стоит 370 рублей, идет 3,5 часа. На среднюю и дорогую билеты покупаются по паспорту, то есть по факту наличия мест, и стоят 450 и 730 руб, соответственно. Идут 3 часа. Из Майкопа до КПП такси стоит 2000 р. Особых альтернатив нет.

Мы ехали из Краснодара и от вокзала до кпп весь путь занял 2,5 часа (с учетом пересадок).
Напоминаю, что после КПП вы оказываетесь на территории Кавказского Биосферного Заповедника. Нахождение в нем платное (300 руб с человека в сутки), поэтому вам нужно сразу оплатить нужное количество дней (иначе штраф от 3 до 5 т.р.).

Поэтому я сделал несколько готовых маршрутов по заповеднику, расписав все по дням и километрам. Ниже список, который потом разобран детально дальше. Километры указаны от КПП до КПП, без учета восхождений (от КПП Белая речка до общественного транспорта еще 12 км).

Варианты маршрутов:
1. Блицкриг (4 дня, 50-55 км).
- 1 день. КПП Лаго-Наки – Инструкторская щель – приют Фишт
- 2 день. Восхождение на Оштен (или прогулка к озеру Псенодах)
- 3 день. Восхождение на Фишт
- 4 день. Приют Фишт – Бабук-аул – КПП Белая речка
2. Классика (5 дней, 50-55 км)
3. Увидеть все (7 дней, 80-85 км)

Маршруты можно комбинировать, что-то добавив или исключив. При учете своего графика движения, помните, что в заповеднике встречаются дикие и опасные животные (например, медведи), и нахождение ночью вне специализированных стоянок просто небезопасно. В августе световой день начинается в 5 утра (восход) и заканчивается в 19.30 (закат). После заката полная темнота наступает быстро.

Свежий след мишки, размером с ногу 42 размера

И еще один момент, время в часах указывается усредненное. За основу взят наш график, с учетом, что опыт горных походов имел только один человек, а для одного участника это был не только первый горный, но и первый пеший поход. В целом я оцениваю скорость передвижения как среднюю «по больнице».

Переходы:

КПП Лаго-Наки – Стоянка Инструкторская Щель (10 км, 3 часа)
Входит во все маршруты. Самая неинтересная часть маршрута. В 1 км от КПП есть смотровая площадка, где есть на что посмотреть, но после нее у вас 9 км передвижения по условной равнине (без особого набора или потери высоты). По пути встречаются родники, но воду в них употреблять не рекомендуется (как минимум без кипячения).

Стоянка Инструкторская Щель (2000 н.у.м.)
Входит во все маршруты. Первая официальная стоянка. Есть родник, мусорка, туалеты и ровная поляна под палатки. Вокруг поляны несколько интересных хребтов, а также самый пологий (простой и короткий) маршрут на вершину горы Оштен.

Подъем на вершину Оштена со стороны Инструкторской (7 км, набор 700 метров, время подъема 3-3,5 часа, спуска 2,5 часа)
Для того чтобы полюбоваться видами надо выходить не позже 5 утра. Самый простой алгоритм такой, встаете в 4 утра, если видите чистое звездное небо, значит до обеда облаков быть не должно, и вы увидите все максимально далеко и четко. Вхождение в маршруты опционально, но это хорошая тренировка перед восхождением на Фишт (если ваше цель взойти). Плюс эта вершина всего на 60 метров ниже, но раза в 3 легче по подъему и не требует никакого специального снаряжения.

Стоянка Инструкторская Щель – приют Фишт через Армянский перевал (9 км, 4 часа)
Это переход по краю плато, с соответствующим рельефом: вверх-вниз. С одной стороны - вы обходите Оштен, нарезая полукруг у его подножья, с другой стороны - идете немного выше зоны леса. Маршрут очень живописный, но красота вокруг компенсируется большой амплитудой на маршруте (порядка 700 метров набора). Самый короткий (по всем параметрам) путь до приюта. Так же на этот маршрут перед первым перевалом выводит тропинка со стоянки Партизанская поляна.

Стоянка Инструкторская Щель – приют Фишт через Фишт-Оштенский перевал (15 км, 6 часов)
Увеличенный километраж здесь с лихвой компенсируется минимальной амплитудой на маршруте, так как по сути вы идете все время по плато и только в конце ныряете вниз, на приют. Виды на этом маршруте не в пример грустнее, но если сделать небольшой крюк, то можно зайти посмотреть на озеро Псенодах (но это добавит еще км и несколько часов в пути).

Приют Фишт (1600 н.у.м)
Входит во все маршруты. Есть душ, магазин (можно докупить еду, если просчитались), туалеты, мангалы (одно из единственных мест, где можно разводить открытый огонь), волейбольная площадка, много места под стоянку (незадолго до нашего посещения там одновременно находилось 700 человек). Сейчас, после закрытия маршрута через урочище Водопадное, приют Фишт является узловой точкой и все маршруты проходят через него.

Приют Фишт – озеро Псенодах (8 км, 3 часа – в одну сторону)
Опционально. Собственно, озеро находится у подножья горы Пшехо-Су (третьей вершины Фишт-Оштенского массива) и уникально тем, что не имеет поверхностных стоков. Вся приходящая с ледников вода уходит сквозь карстовые воронки на дне внутрь плато (в ту мифическую пещеру, которую спелеологи не могут найти уже десятки лет). Озеро кристально прозрачное и под определенным углом в нем офигенно красиво отражаются горы.

Приют Фишт – Малый ледник (3 км, 1 час – в одну сторону)
Один из трех ледников, которые лежат в этом районе постоянно (большой ледник лежит в цирке Фишта (о нем будет подробно дальше), а еще один в цирке Оштена, но этот ледник все время в стороне и ходить по нему не интересно и не безопасно – цирк сыпется, один из обвалов был прямо на наших глазах). Малый ледник - это скорее хорошая тренировка перед большим ледником, а также хорошая площадка для того, чтобы потренироваться хождению в кошках и зарубанию ледорубом.

Приют Фишт – Гора Фишт (10 км, набор 1000 метров, подъем порядка 5 часов, спуск 4,5 часа)
Для того чтобы полюбоваться видами надо выходить не позже 5 утра. Самый простой алгоритм такой, встаете в 4 утра, если видите чистое звездное небо, значит до обеда облаков быть не должно, и вы увидите все максимально далеко и четко. Вообще, на вершину горы ведут несколько маршрутов, но здесь я расскажу только о самом простом – через большой ледник, так как остальные маршруты требуют не только специального снаряжения, но и специальных навыков.

И не смотря на описанное выше, я все же рекомендую не относится к своей безопасности пофигистически и озаботится минимальным списком снаряжения для восхождения (кошки для безрантовой обуви (можно заменить на ледоходы), каска и трекинговые палки). Весь подъем можно разделить на 3 части: скальник (3 часа подъема), ледник (30 минут подъема), скальник до вершины (1 час подъема). Каски можно надеть перед ледником, а вот с конца ледника до начала гребня снимать их не рекомендуется, так как тропинка вверх идет по полке над вами, а на ней – сыпуха.

С вершины открывается потрясающая круговая панорама, которой можно любоваться бесконечно (ну или пока ее не затянут облака). Все, можно ставить галочку – вы побывали на самой высокой вершине западного Кавказа. Крайне желательно иметь с собой навигатор, который пишет трек от приюта, так как облака наползают за каких-то 10 минут, и без навигатора есть риск промахнуться мимо тропы и погибнуть.

Теперь о леднике. В зависимости от года (а точнее от толщины снега, выпавшего за зиму), ледник может быть снежным или нет. Снежный ледник – закрытый - подразумевает, что под снегом могут скрываться трещины, провалившись в которую можно покалечиться или погибнуть. Плюс отсутствие воды в такие годы, и вам надо не менее 1,5 литров на человека. Преимущество такого ледника, по натоптанной тропе можно подняться без снаряжения и без риска провалится (но отходить без снаряги от маршрута небезопасно).

Открытый ледник обнажает трещины, которые видно и можно обойти, но открытость – это лед, а значит без кошек есть риск поскользнуться, да так, что к подножью доедут только ваши уши. Зато в этом случае у подножья ледника течет нехилый ручей и проблем с питьевой водой не возникнет.

Приют Фишт – Приют Бабук-аул (21 км, 8 часов, набор 500 метров, сброс более 1000 метров)
Самый длительный отрезок на пути. Официальных стоянок на пути нет, зато есть отрезок, который называется «веселый спуск», который проходит в зоне леса между камней и заключается в резком сбросе высоты. Если у вас нет запасных дней, то этот отрезок можно объединить со следующим (мы так и сделали) и заночевать за КПП (но это будет бонусные 28 км в день большая часть из которых проходит по горам).

Приют Бабук-аул – КПП Белая река (7 км, 2 часа)
Если у вас нет запасных дней, то этот отрезок можно объединить с предыдущим (мы так и сделали) и заночевать за КПП (но это будет бонусные 28 км в день большая часть из которых проходит по горам). Самый неинтересный отрезок пути, который проходит по горной дороге, рядом с крутым обрывом, с которого постоянно что-то сыпется. Весело, но местами дрожь берет, когда видишь разрушения, причиненные упавшими до тебя камнями. Этот отрезок хочется пройти побыстрее. Все, вы вышли за границу заповедника, хотя находитесь на территории Сочинского национального парка, в котором тоже (по идее) нельзя стоять (а по факту без пропуска нельзя даже находится). Но у КПП встать на ночевку егеря разрешают.

От КПП Белая река до Солох-Аула еще 12 км, на прохождение которых потратится не менее 3 часов и маршрутка, ходящая примерно раз в час (последняя уходит в 22 часа) до Дагомыса (25 км до моря). Ну а от Дагомыса уже можно либо на автобусе, либо на электричке (поезда с некоторых пор тут больше не останавливаются) добраться до Сочи и сесть на поезд или до Адлера и в аэропорт. Или проехать пару остановок на электричке в сторону Туапсе и зависнуть на диком пляже в пригороде, чтобы отдохнуть от маршрута.

Старая табличка маркировки маршрута, медленно поглощаемая деревом

Вот вам первая часть статьи, где я подробно разобрал варианты маршрута, километраж, время в пути и основные нюансы. В следующей статье мы подробно рассмотрим необходимое снаряжение.