Полезные сублиматы или зимняя альпинистская раскладка.

Пишет Ева Королева1, 16.01.2020 18:04

В 2019 я впервые столкнулась с формированием зимней раскладки. Поводом стали восхождения на Тютю-Баши пяти больших мужчин и одной маленькой женщины.

Полезные сублиматы или зимняя альпинистская раскладка. (Альпинизм)
Сборы не предполагали возможности заброситься в базовый лагерь на машине с ящиком консервов, мешком картошки, батонами мяса и прочими излишками. Всю еду нужно было тащить на себе 12 км с набором в 1,5 км.

Потому мне казалось, что задача сделать вкусно, оптимально по весу, грамотно по калориям и БЖУ— какая-то невыполнимая, учитывая то, что аппетит у моей команды нешуточный.. Говорят, у меня получилось.

Вкратце о планах, чтобы были понятны расходы энергии. Сразу обозначу: дубарёк доходил до -30; стена северная— солнца нет; снежок иногда был по пояс, а мне и того больше :)
Полезные сублиматы или зимняя альпинистская раскладка. (Альпинизм)
Наша тройка: Шурыгин С; Рындык А; Королева Е.

1.Тютю Восточная по СВ стене (Я. Парамуд) 5А кт. 4400 м.

2.Тютю 2ая Западная по ледопадам С стены (Н. Петриченко) 5Б кт. 4420 м.

Это было основным направлением. На маршрут закладывали 3-4 дня.

Помню, что еще задумывались о 5Б Гарфа, и даже еду рассчитала, но когда приехали в ущелье, то многие расчеты сразу пошли под откос. То ли мало тренировались, то ли информацией не владели, то ли снега намело..

Вторая тройка: Никонов А; Марусов П; Богданов А.

Тютю 2ая Западная по С стене (М. Хергиани) 6А кт. 4420 м.

Теперь возвращаюсь к заголовку.
Не будет таблицы иксель, мне кажется это неудобным—ограничивает фантазию. Я выложу тот формат, который считаю удачным.

Готовьтесь к объему информации. Эта статья сильно выручит тех, у кого стоит задача подготовить еду и нет желания во всем разобраться.

Итак, еда делилась на два вида: быстрая (которую залил кипятком и готово), её мы заваривали на стене или на ранний выход и обычная, её готовили в день отдыха, сброски-заброски.

Расчет везде идет на одного человека, кроме обеда.

Завтраки.

Здесь два примера быстрых завтраков. Пюре не слабо отстает по калориям. Однако именно оно всегда съедалось с удовольствием. Каша в нашей тройке по утрам лезет только в Сашу. Но опять же, многое зависело от нагрузок прошлого дня.
Ознакомились, теперь объясняю и расширяю. Для тех, у кого возник вопрос: «Ты чё, курицу в кашу суешь?», рассказываю рецепт. В кашу идут сами хлопья, сух. молоко, сухофрукты и джем.

Хлопья были нескольких видов. Какие нашла в магазинах. Старалась брать NORDIC и Агро-Альянс. Они дороже всего остального на рынке, зато там не пыль. Прикрепляю сравнительную таблицу каш. Отмечу, что наша компашка овсянку не переваривает (в переносном смысле), её добавила для информации.
Полезные сублиматы или зимняя альпинистская раскладка. (Альпинизм)
Если вы хотите есть вкусную еду, то рисовые хлопья лучше оставить в магазине. Есть еще ячменные, но тоже какие-то мутные. Если возник вопрос: «Апачимунемюсли?! тожазаворил и фсё!» Отвечаю: в мюсли УЖЕ есть то, что я добавляю в кашу сверх самой крупы, т.е. у меня получается более калорийно. Кроме того, там полно овкусняющих левых компонентов: рапсовое масло, патока, крахмал и тд.

Сухофрукты.

Джем. Я покупала в Ленте или Ашане в упаковках по 20 г. Там довольно разнообразный выбор вкусов, все приемлемые. Это удобно, потому что не нужно контролировать, чтобы всем всего хватило и раньше времени не кончилось + не несешь на стену лишний вес, если это большая упаковка. Из минусов— много мусора: по 2 коробочки с человека.

Курица. В таблице указано 75 г. Это СЫРОГО мяса, т.к. на сайте нет в списке сушеного. Как мне уже известно, оно усыхает в 3 раза. На выходе— 20-25 г. Именно это число идет в завтрак, с чаем или оставленное на потом. Кто как.

У меня это сыр. Так же— 20-25 г. Мясо я не ем.

Что касается сахара.. Получается настолько сладкий завтрак, что дополнительно класть его куда-то никому не хочется. 1.2 кг сахара мы принесли зря. Использовали около 300 г за 2 недели.

Я не кладу в кашу даже джем, и кашу не съедаю примерно на 2/5. На следующие сборы я рассчитала для себя на 10-15 г меньше любой крупы, кроме пюре, и то иногда не доедала. Слава богу, есть те, кто меня не бросит в беде!

Чтобы было понятно: всю еду я взвешиваю и сортирую по пакетикам для каждого человека, на каждый прием пищи.
К сожалению, качество не HD, зато правдоподобно.

Остались лимон и имбирь, об этом я расскажу более полно ниже.

Обычные завтраки.
Полезные сублиматы или зимняя альпинистская раскладка. (Альпинизм)
Это программа максимум. Она используется в день отдыха, потому что все это съесть за прием пищи сложно даже парням. Поэтому кашу с сухим молоком— отдельно; сгущенку— с кофе; ну, и через 15 минут, когда снова проголодаешься уже и ччаай с шоколадкой! В общем, хозяин— барин!
Сравнение крупы на завтрак «с молочком»

Перекусы на маршрут.

Зимой в перекусе лежало много всего разного, т.е. к примеру фундук + бананы, яблоки, изюм, несколько киви.. После поступило предложение сделать перекус аскетичнее. Сначала мне было это не понятно, но однажды я «обедала» позже парней и вместо киви мне остались яблоки.. и я сразу все поняла.
Полезные сублиматы или зимняя альпинистская раскладка. (Альпинизм)
Пример перекуса. Напоминаю, что мясо— сушеное, т.е. 25 гр. У меня это 25 гр сыра.

Сравнительные таблицы ингредиентов. Здесь так же весь список сладкого. Ну, без лишний дополнений, мол учитывайте, что шоколад может растаять на горе (нас это не касалось); халву неудобно есть, печенье раскрошится и ТД! Все это вы и сами знаете.

Обеды.

Итак, если вы отдыхаете или очень быстро ходите, то вот вам заслуженный обед. Этот скрин к пониманию будет самый сложный, но я вам всё объясню! Первое: суп уж на каждого отдельно мы не варим, поэтому ингредиенты посчитаны сразу на троих. Естественно, я нигде не указываю соль и специи.
Значит так. Б/П-шку обычно беру «Суперсуп», в ней 70 г, на тройку — 2 пачки. Вермишельку, пюрешку или что еще добавить в суп— это у каждого личное, также как и специи :)

Теперь самое сложное. Сушеные продукты в раскладке.
Использую электросушилку Волтера Элит— 1000, но раз на раз не приходится. Что дадут. Главное, чтобы поддоны были большие в диаметре.

Не буду указывать время сушки, это зависит от того, как нарезали; отжали/не отжали; перемешали или нет и ТД.

Лимон и имбирь к чаю. Первый— дольками, второй— мелко нарезать. Температура сушки 50 градусов, в целях сохранения полезных свойств.

Сыр. В сушилке есть поддон для пастилы, его же использую для сыра. Почти без разницы как резать, он все равно растечется и получится сырный круг, который ломаешь и делишь в дальнейшем. Температура максимальная. Усушивается меньше всех остальных продуктов: в 2 раза.

Мясо. Чем тоньше кусочки, тем быстрее сушится. Это действует для любого продукта. Еще можно переработать в фарш. Температура максимальная.

Овощи. Капуста, свекла, морковь, лук, чеснок. Вот стандартный набор суповых овощей. Обрабатываю и сушу.

Свеклу варю (можно и не варить, все равно проходит термическую обработку), далее на терку и на сушку. Оставшиеся продукты— мелко нарезаю. Температура 60 гр.

Овощи и фрукты усушиваются в 4-7 раз.

Описание уместилось в 2 строки, но поверьте, подготовка овощей— самое сложное. Может, дело в моем трепетном отношении к витаминам и их усвояемости, но я сушу самое вкусное очень щепетильно :)))

В дальнейшем, все смешиваю в один пакет и кладу, куда надо.
Полезные сублиматы или зимняя альпинистская раскладка. (Альпинизм)

То, что я НЕ СУШУ, а покупаю: сухари, яблоки, бананы, киви.

Ужин.

Методом проб и ошибок, выяснила, что для быстрых ужинов лучше всего использовать картофельные и гречневые хлопья. Остальные— на любителя.
Полезные сублиматы или зимняя альпинистская раскладка. (Альпинизм)
Гречневые хлопья с овощами. Домашняя проверка.
Картофельные хлопья с овощами. Домашняя проверка.

Ужин обычный.
Полезные сублиматы или зимняя альпинистская раскладка. (Альпинизм)
На заметку: чечевица сильно разваривается, 60г — это огромная порция.

Не забываем о чаях/кофе/какао. Думаю, перечислять в каждой таблице— это лишнее. Сахар, лимон, имбирь.

Кроме всего указанного, на каждый день полагался дополнительный козинак, в качестве заначки. Мысли на маршруте о вечном, были хорошим поводом его съесть, либо «догнаться» на ночь. И.. для кого-то основное и самое долгожданное.. это сало домашнего производства. И горячительное для крепкого сна.

ЕЩЕ! Список продуктов- ништяков для поднятия настроения. Пропорции при покупке определяются индивидуально. Зимой старалась брать те консервы, в которых меньше всего воды.
Кусочек имбиря..
Какао с салом и майонезом………
Кисель с халвой

Ну, в общем-то вот!

Большая зарплата не делает вас богатым. Как и размусоленная раскладка не делает из вас шеф-повара. Поэтому совершенствуйтесь и экспериментируйте, чтобы было по-настоящему вкусно, как у меня :)))

А что касается маршрутов.. К сожалению, пришлось их отложить до лучших времен. Нашей первой стеновой ночью выпали сильные осадки, сначала потерялись ориентиры, а потом— мы на маршруте. Дважды стряхивали с себя лавинный снег, но оба раза везло: стояли, ели на станции, и склон был достаточно крутой, мы сильно обтекались. Переспали еще раз непонятно где и дюльфернули на рассвете.

По приходе в б/л, за чашечкой кофе мы также наблюдали, как по ледовому кулуару, который и был нашим следующим запланированным маршрутом, сошла здоровенная лавина. Я таких даже не видела..) Поэтому мы тренировались на замерзшем водопаде, пока вторая тройка боролась на Хергиани 8 дней подряд. Судя по их отзывам, м-т капитально видоизменился, лед растаял. Участки, которые в года Хергиани шли «пешком», теперь надо ИТОшить. Тоже спустились.

Тем не менее, пока это были мои самые запоминающиеся сборы.
Полезные сублиматы или зимняя альпинистская раскладка. (Альпинизм)Полезные сублиматы или зимняя альпинистская раскладка. (Альпинизм)Полезные сублиматы или зимняя альпинистская раскладка. (Альпинизм)Полезные сублиматы или зимняя альпинистская раскладка. (Альпинизм)Полезные сублиматы или зимняя альпинистская раскладка. (Альпинизм)Полезные сублиматы или зимняя альпинистская раскладка. (Альпинизм)

Спасибо за интересную статью - как завхозу со стажем очень интересно посмотреть на чужой опыт! А что за ресурсом пользовались для сведения раскладки? У меня обычно был или Эксель, или OutDoorFoodCalculator

Благодарю!

у меня это "кусочки туалетной бумаги"))
привела в опрятный вид только к статье.
расчет бжу делала на сайте http://www.calorizator.ru/

Из обычных консервов - самые калорийные раньше были "скумбрия в масле".
Под 20 грамм каждого - белка и жира.
И полезные при этом.
Махеев - именно Оливковый - почему-то часто попадается подкисший. Обычный Махеев "с курицами который" - реже.
"Для поднятия настроения" - соус Тартар с огурчиками бывает неплохой, как заменитель майонеза.

Я бы рекомендовал не усердствовать так с курицей, говядина пополам со свининой даже в сушёном виде существенно вкусней. По крайней мере , в супах и вторых блюдах. Я исхожу из 100 грамм живого мяса на человека в день. Усушивается в 4 - 5 раз. В утренней каше явно не хватает масла. Хорошо вытопленное масло даже летом без проблем хранится более двух недель.
Очень славно часть курицы так же заменить колбасой твердого копчения. На перекусах с чаем идёт на ура. Кстати, о переслащении раскладки. Неплохо брать с собой не только бананы и ананасы, а, например, чеснок. Также из собственной практики могу сказать, что зачастую люди с огромным удовольствием пьют не сладкий чай, а горячий солёный бульон. Из вредных кубиков конечно. Особенно в мокрый холод. Очень хорошо иметь запас растворимых витаминных таблеток, правда это не на чудовищный холод, конечно. Орехи и шоколад быстро приедаются, поэтому мы их чередуем - день так, день так. 60 грамм геркулеса на человека много, достаточно 50, а вот пюре можно добавить, как и макарон. Макарон вообще можно довести до 80. Остальные каши тоже можно оптимизировать, они очень разные - непонятна привязка к 60 граммам. Калорийность консервов нужно смотреть на банке при покупке. Она зависит не от рыбы и ее приготовления, а от времени вылова и может у одного сорта отличаться чуть ли не в два раза.
И не пишите раскладку на туалетной бумаге. Всё должно быть четко развешено по дням и иметь сопроводительные записки на случай непогоды или выхода из строя завхоза.

60 гр круп - у меня тоже эта доза получилась из собственного опыта/"лосиного теста"/глубины ямы желудка
О топленом масле - крутил в руках пустой пакет из-под майонеза (с крышкой как на зубной пасте), думаю, под топленое масло должен подойти.
ВОПРОС: народ, ни у кого нет опыта по такой упаковке топленого масла? Течка через крышку есть?

Зимой однозначно нет, замерзнет же, а летом очень велик риск прорыва пакета из-за теплового расширения - и крышку вышибет и сам пакет прорвёт. Пока ничего не нашёл лучше, чем завинчивающийся пластиковый контейнер, коих щас пруд пруди.

Какао с салом и майонезом - предлагаю внести в Хрустальный Пик-2020 в качестве номинанта в новом разделе по кулинарии "Какава на лопате". НО: на сгущеном молоке!

Огонь! Не по-женски рассудительный подход. Парням повезло. На фото всё правильно, такого завхоза нужно на руках носить. Тем более, что симпатичная девушка :=)