В Безенги с детьми!

Пишет bezengi-info, 16.06.2019 13:00

В Безенги с детьми! (Туризм, альплагерь, дети в безенги, горы, путешествия с детьми)

Наталья Бессонова в нашем блоге рассказывает о путешествиях с детьми в Безенги. Если вы хотите приехать в лагерь с лучшей частью вашей семьи, но почему-то ещё не решились на это, прочитайте этот рассказ. И приезжайте!

Вместо вступления

Во все времена Безенги – это центр притяжения экстремалов со всей России. Туристы тоже любят это место, как район для горных походов высших категорий.
А еще Безенги – отличное место и для первого знакомства с горами. Удивительная природа никого не оставят равнодушным. Все бытовые вопросы и питание здесь решаются с легкостью. В альплагере заботой его работников созданы все условия для проживания гостей любого возраста. При этом, в Безенги можно построить интересные и насыщенные треккинговые маршруты.

В качестве примера хочется рассказать о «детском» выезде в Безенги, который состоялся в уже в далеком 2008 году. Младшему участнику тогда было всего без малого 5 лет.
Прошло уже десять лет с этого времени. Наши дети повзрослели, многие продолжают и любят ходить в походы, занимаются спортом и имеют спортивные разряды. Несколько раз приезжали сюда снова, проходили более серьезные маршруты. Но с теплом вспоминают наше маленькое-большое путешествие в самую середину Безенгийского ледника.

Мероприятие

Летом 2008 года захотелось детям показать Безенги. Некоторые из детей (даже в 5 лет) уже были не простые новички, а в меру опытные путешественники. У них за плечами, на тот момент, опыт двух походов по Крыму и Краснодарскому краю (не считая любимого Подмосковья и автопоходов по многим областям России). Средний возраст детей – 9 лет. Самому старшему только исполнилось 10, ну а самый младший боец скоро должен был отпраздновать свое пятилетие.

Идея провести детей по одному из самых протяженных и красивейших ледников Кавказа - по леднику Безенги - пришла к папе Илье не случайно. Илья очень любит этот район Кавказа, много раз здесь бывал, совершал восхождения и привозил домой огромное количество впечатлений и фотографий. Детям очень нравятся «фронтовые рассказы» отца. И когда от самого маленького члена семьи прозвучало: «Пап, возьми меня с собой» - планы на лето установились окончательно.
Тут же былo организовано родительское собрание с представителями других путешествующих с нами семей, и решено было ехать.

Конечно, это мероприятие выглядело несколько экстремальным. Во-первых, были переживания о том, как будут чувствовать и как поведут себя дети на высоте 2000-3000 метров. Во-вторых, у детей и у некоторых родителей не было опыта хождения по моренам и ледникам. В-третьих, по экипировке маленьких участников тоже возникало множество вопросов. Так или иначе, мы собрались и прибыли в альплагерь «Безенги», прошли почти весь запланированный маршрут и ни разу не пожалели о своем решении приехать именно сюда.

Альплагерь Безенги – удивительное место Центрального Кавказа, расположен на высоте 2200 метров над уровнем моря, в окружении красивейших вершин, многие из которых выше 5000 метров. Стоит отметить, что все российские пятитысячники, за исключением Казбека и Эльбруса, расположены именно здесь. Цветущие альпийские луга, высокие водопады, бурные горные реки, громады морен, голубые ледники, белоснежные вершины – мы попали... Попали в сказку!

Но наша Сказка не состоялась бы, без удивительно гостеприимного и внимательного директора альплагеря Али Хусеевича Анаева и всех приветливых и дружелюбных его работников. Нас вкусно кормили в столовой лагеря и поили свеженадоенным молоком. Наши дети очень быстро освоились на территории альплагеря и чувствовали себя как дома.
Два дня мы провели в альплагере, готовясь к предстоящей пятидневной прогулке по леднику Безенги.

Общая характеристика маршрута

Альплагерь «Безенги» – ледник Безенги (под Миссескош) – «расколотый камень» – Баранкош – ледопад у подъема на морену к Джангикошу – ледник Безенги (под Миссескош) – альплагерь «Безенги».

16.07.08. Бодро встав утром и сытно позавтракав в столовой в 8 утра, вышли из альплагеря, когда солнышко начинало уже припекать – в 11 часов. Что делали после завтрака и до выхода, никто сказать не может – как обычно нашлось много мелких неотложных дел. Рюкзаки были уложены с вечера, детки проинструктированы, но наше стандартное время сборов – 3 часа. Такова специфика семейных походов. Кроме того, к особенностям таких путешествий, надо отнести и весовые характеристики рюкзаков. Рюкзаки у детей весили на выходе по 6 кг, а у взрослых – около 25 кг. Этот вес складывается из восьми кг продуктов, двух - четырех кг общественного веса. Всё остальное – личные, детские вещи, спальники и палатки.

Итак, выйдя из лагеря в 11 часов в сторону Безенгийской стены, приблизительно через 35 минут нашего неспешного хода по нижней тропе, мы подошли к краю морены ледника. Надо сказать, что первоначально мы планировали пройти на Миссескош, там заночевать и на следующий день спуститься на ледник. Это, в прошлом, очень красивый и логичный вариант маршрута. Но спасатели альплагеря, рассказали, что, к сожалению, весенний сель размыл тропу спуска на ледник от Миссескоша. Единственным вариантом выхода на ледник Безенги остался подъём по правому (орографически) карману морены. При этом, проливные дожди, шедшие несколько дней и закончившиеся за два дня до нашего выхода, местами размыли и нижнюю тропу. Спустившиеся сверху люди нам поведали, что они шли по колено в грязно-каменистой жиже, пройти можно, но очень осторожно – взрослые дядьки падают, а мы тут с детьми!.. Но все-таки мы вышли.

От края морены по камням наверх шла тропа, которая местами терялась. Потом, в камнях, мы все-таки ее потеряли основательно, убедившись на деле, что самые протоптанные пути ведут в никуда. После получасового карабканья по камням, мы снова обнаружили тропу (ура!) и двух спускающихся вниз питерцев, которые подтвердили нашу находку, т.е. тропу. По их следам мы стали подниматься наверх и сразу же вышли к селям, о которых нас предупреждали в альплагере.

Идти оказалось не так уж и сложно – грязь за два дня подсохла, а места, где было мокро и противно, мы обошли её аккуратненько по камням. Единственный опасный участок на нашем пути был там, где с ледника Миссескош стекал бурный водный поток с водопадами. Место очень красивое, но становилось не по себе, когда вода с камнями сливалась (или ссыпалась?) в боковые трещины ледника Безенги. Еле заметная тропа в этом месте проходила по узкому гребню моренного вала. Примерно часов через пять, после выхода из альплагеря, мы вышли на ледник, где-то около Миссескоша, перед перегибом, после которого начиналась ровная часть ледника.

Вечерело, поэтому мы решили поставить лагерь, хотя мест для ночевки здесь нет. Дети устроили хоровой вой по поводу того, что им надоели «эти противные камни», что коленки болят, и что, в конце концов, они очень устали и хотят кушать. Выслушав любимых чад, выбрали наиболее безопасное и сухое место на леднике. Площадки под палатками выкладывали из плоских камней, по всем правилам, что заняло примерно час времени.

Впечатлений от первого ходового дня осталось много. Во-первых, дети увидели настоящие свежие сели, вот радости было строить песочные замки на привалах! Во-вторых – многие участники похода впервые в жизни попали на морену и учились ходить по камням, что требовало много физических и моральных усилий, поэтому скорость передвижения была не так велика, как нам бы хотелось.

В-третьих, перспектива ночевки на леднике детей очень радовала в отличии от родителей. Дети радовались большому количеству ручейков и красивых камушков вокруг, родители с беспокойством ждали холодную и сырую ночь на льду. До утра дожили благополучно.
За этот день мы прошли около четырех километров. Чистое ходовое время составило три с небольшим часа. От альплагеря до места ночевки дошли за пять 30-40 минутных переходов. Отдыхали на привалах по 20-30 минут.

17.07.08. На нас очень часто в походах обращают внимание, особенно взрослые дядьки – «старые волки». Наша пестрая детская команда вызывает умиление у опытных бойцов. Поэтому проблем с «куда идти» нет – нам все расскажут, даже иногда проводят и все покажут.
В этот день мы высунулись из палаток в восемь часов утра. Небо было ясное, начинало пригревать солнышко, хотя было еще немного зябко, настроение было светлое. С большим удовольствием съели утреннюю овсяную кашу. Надо сказать, что у детей каши, которые вызывают большие проблемы с потреблением дома, в походных условиях кушаются «на ура». Это одна из приятных для родителей сторон детских семейных походов. Итак, когда мы вышли из палаток, оказалось, что мы стоим практически на тропе, ведущей дальше наверх, через изгиб ледника (ну или вниз к альплагерю). Тем, кто поднимался наверх, и тем, кто спускался вниз, мы служили четким ориентиром для их передвижения по леднику.

Итак, в 11 часов, после полученных от нашего командира ЦУ, под его же чутким руководством мы стартовали. От места ночевки наш путь шел вправо по ходу движения, через открытый ледник. И, через 200 метров, мы вышли к ближайшему гребню срединной морены. Поднимались по камням около 15 минут. Здесь идти достаточно легко, так как камни лежат плоско, путь похож на широкую дорогу. За это время мы обошли неприятные поперечные трещины-разломы, которые сопровождали нас по левую руку нашего пути. Когда вышли к небольшому ручейку, на берегу которого растет большой каменный гриб, сделали привал. Очень уютное место.

Дальше, еще минут через 20, пройдя все поперечные трещины, мы вышли на ледник. Здесь ледник ровный, трещин нет, идти по нему одно удовольствие. Внимание Родители! Нельзя забывать про очки и мазь от загара! Получая удовольствие от хождения по таким ледникам после «противных камней», забываешь о технике безопасности.

Отсюда открывается грандиозный вид на Безенгийскую стену. Все вершины Стены – в мельчайших подробностях. От счастья такого захватывает дух, если, конечно, погода солнечная и видимость – «мильон на мильон». Папа Илюша час рассказывал почти про каждую вершину Великой Безенгийской стены: названия вершин, кто и когда на них поднялся первым, какие существуют пути подъемов и про несчастные случаи тоже. Наши детки, а так же их мамы слушали этот урок географии с удивительным вниманием и большим интересом. И тут к сказанному, раздалось БА-БАХ и из-под Катынтау сошла огромная лавина, сверкая на солнышке снежной пылью. Восторгов было еще минут на двадцать.

После выхода на ледник, через два перехода, мы дошли до нашего главного и, вообще, главного для всех на леднике Безенги ориентира – до громадного расколотого пополам камня. Эта громадина лежит практически в самом центре ледника как продольно, так и поперек. Здесь расходятся пути в разные направления, и здесь же - место встречи многих групп. Можно тут назначать свидания – не заблудитесь, главное сориентироваться по времени. А так же, это отличное место для обеда и послеобеденного сна.

Пройдя через разлом в камнях, мы свернули направо (относительно направления нашего движения). Практически сразу после камня нам открылось целое поле больших и маленьких каменных грибов. Это очень красиво. Около 20 минут мы шли, аккуратно обходя боковые трещины по моренным гребням. Эти трещины не глубокие, но очень неприятные – мокрые, грязные и скользкие. По словам знатоков этого района, которых мы встретили сегодня, на Баранкош по леднику надо идти именно так – дойти до камня и сразу после него – направо. Многие сворачивают раньше и попадают в лабиринт боковых трещин, находя для себя лишние спортивные приключения. Есть еще верхняя тропа, минуя ледник, но мы про нее ничего не знаем, хотя встретили человека по ней шедшего. Он сказал, что по этой тропе достаточно приятно идти, и спуск-подъем вполне удобен и относительно безопасен.

От камня до правого бокового старого моренного вала мы прошли переход (около 40 минут). Ориентиром служила четко видимая тропа в понижении моренной гряды. По тропе мы поднялись на гребень. С гребня, через 200 метров, мы спустились через маленький снежник к небольшому озеру, на берегу которого находятся отличные места для стоянок, где мы и поставили палатки к большой радости детей. Еще через двести метров выше на берегу большого озера расположена и сама стоянка Баранкош.

Дети наши очень устали. Но в общем день удался. Впечатлений было много. Ледник с его трещинами, ручейками, линзами, грибами и другими «интересностями» понравился всем. Лавина впечатлила даже бывалого папу Илюшу, не говоря уже о младших членах команды. Место для ночлега – теплое, уютное, много цветов на берегу прозрачного тихого озерка, с видом на белоснежные вершины . ЭВВА! О чем еще мечтать?

За день прошли примерно 4 км. Чистое ходовое время – 3 часа 20 минут. От места ночевки на леднике до Баранкоша нам потребовалось пять переходов, продолжительностью от 20 до 40 минут. Отдыхали между переходами по 20-30 минут.

18.07.08. Еще вечером вчерашнего дня горы вокруг прикрыла пелена легких облаков. Никто не обратил на это особого внимания. Ну а ночью начался дождь. Да еще какой! С грозой, ветром и градом. Утром ветер утих, но дождик потихоньку капал. И поэтому, после недолгих раздумий, решено было, на радость детям, сделать дневку. Единственное, что огорчало родителей – это отсутствие у детей резиновых сапог, которые дали бы им возможность свободно перемещаться по мокрой траве Баранкоша. Понимаешь, какая это необходимая вещь в таких походах, когда уже вторая пара кроссовок насквозь мокрая, а удержать ребенка в тесной палатке, нет никаких родительских сил.
Счастье наступило днем, когда закончился дождь. Выглянуло солнце, стало ясно и тепло. И мы увидели всю красоту Баранкоша. Прекрасное место для отдыха. Трава, цветы, три прозрачных озера с ручьями, камни, снежники и все это в окружении белоснежных вершин.

Очень скоро дети захотели купаться. Около дальнего маленького озерка мы обнаружили груду темных камней. Камни нагрелись на солнце так, что стоять на них голыми ножками было все равно, что ходить по горячим углям. Поэтому наши детки прыгали с визгами в холодную воду озера, а потом грелись на горячих камнях. Родители купаться почему-то не захотели.
А вот на соседний с озером снежник, лепить снежную бабу и кататься по снегу на попе побежали все – и дети, и родители.

Вечером к нашему лагерю пришли хозяева Баранкоша – горные козлы. Они очень миролюбиво себя ведут, только постоянно просят кушать. Продукты мы на ночь, конечно, спрятали, но долго было слышно топание и меекание около наших палаток. Почему место называется Баранкош, если здесь козлы (вопрос задал младший участник похода)? Кто знает.

19.07.08. Встали в 8 утра, позавтракали, собрались и вышли, как обычно, в 11 часов. Погода отличная, небо синее, видимость хорошая. На сегодня планируем дойти до ночевок у поворота ледника.

Вначале от Баранкоша двинулись обратно к знаменитому расколотому камню – перекрестью всех дорог. Отсюда, держа ориентир на поворот ледника (его очень хорошо видно), мы протопали минут сорок по льду, между двумя небольшими моренными гребнями. У последних камней сделали привал. Здесь, глядя на все величие Безенгийской стены, захватывает дух. Становится понятным, почему многие люди приезжают сюда из года в год и, несмотря на неудачи или удачи, совершают новые красивые и трудные восхождения.

Наши детки, конечно, подустали. От такой красоты и высоты голова идет кругом. После камней начинается зона больших трещин. А сверху – справа над нами висит очень красивый, но вызывающий страх, ледопад. Наше путешествие становится немного экстремальным. Очень аккуратно, обойдя десяток трещин, мы вышли к подъему на верхние ночевки на повороте ледника. Здесь идет хорошо видимая тропа. Но все-таки мы решили наверх не идти. Снега в этом году много, и дальше начиналась территория закрытых трещин. С нашим составом и уровнем подготовки команды штурмовать такие трещины нам показалось опасным. Погода портилась, облака закрыли почти всю долину – светло было только здесь, у основания Безенгийской стены.

Мы почти час фотографировались на фоне стены, ледопада и трещин. Немного ниже, где основание ледника, мы обнаружили ледниковое озеро, из которого вытекает настоящая ледниковая река. Теперь наш спуск вниз по леднику идет вдоль этой реки. Детям очень интересно (а как интересно взрослым!): куда «девается река», если мы прошли вдоль и поперек весь ледник, а реки нигде не видели.

Примерно 30 минут мы шли вдоль реки, которая, как настоящая горная река, текла с перекатами, порогами и озерами. И вдруг закончилась с ужасным ревом в глубокой круглой воронке.

Дальнейшим нашим ориентиром служил наш старый знакомый – расколотый камень, который мы чуть было не потеряли в тумане. До него шли переход (35 минут). Дальше наш спуск шел по пути подъема, только немного быстрее. Через полтора перехода мы вышли на моренный вал с плоскими камнями. И уже через 15 минут наша измученная долгим днем группа, стояла на месте первой ночевки на леднике под Миссескошем. Вот тут и случились разногласия в команде. Родителям хотелось идти дальше, ну а дети решили всем своим составом, что дальше они никуда не пойдут, и не надо их уговаривать! Спорили долго, каждая сторона приводила свои аргументы. Споры закончились, когда самый маленький член команды – Андрюша сел на папин рюкзак и сказал: «Пап, знаешь что? Мои ножки мне сказали, что они замерзли и хотят спать. Я, наверное, дальше не пойду». Что папе оставалось делать? Трубить отбой, в ожидании еще одной холодной ночевки на леднике.

Сегодня у нас был ударный день. Прошли – 8 км, из них: 1 км - от Баранкош до расколотого камня; 3 км – от камня до поворота ледника; 4 км – от поворота до ночевки на нижней ступени ледника Безенги под Миссескошем.

Наверх, от Баранкош до поворота ледника, мы сделали пять переходов по 30-40 минут. Вниз, от поворота, до места ночевки - также пять переходов, но уже по 50 минут.

20.07.08. Утром стали выходить из палаток, когда появились первые лучи солнца. Было еще прохладно, но небо чистое и видимость хорошая. Сильно не торопились, рассчитывая прийти в альплагерь к ужину (к 8 часам вечера). Вышли, как привыкли в 11 часов утра. Сразу встали на тропу, которая идёт по правому краю ледника Безенги, по боковым моренным валам (там, где мы и поднимались). Там, где тропа пропадала, ориентировались по турикам. Там, где туриков не было, строили с энтузиазмом свои турики, заботясь о тех, кто пойдёт после нас. Строительство туриков стало главным развлечением сегодняшнего дня. На верхнем участке тропы рельеф несколько изменился, по сравнению с тем, что было пять дней назад. Дорога вниз никаких трудностей не вызвала. Единственное, что нас подгоняло – серая грозовая туча, идущая по нашим следам. Через четыре часа (время с привалами) мы благополучно добрались до своих комнат в альплагере Безенги.
Чистое ходовое время – 3 часа (три перехода по часу). Расстояние от места ночевки до альплагеря – 4 км.

В альплагере наших деток встретили, как маленьких победителей. Те, кто встречал нас на леднике, здоровались с детьми, как со старыми знакомыми. Самый приятный момент наступил, когда начальник альплагеря Алий Хусеевич вызвал наших маленьких к себе в кабинет и вручил им, как взрослым, первые их боевые награды – фирменные эмблемы АУСБ «Безенги». Дети были счастливы.

Кроме этого небольшого похода по леднику Безенги, нам предстояло сделать еще три интересных однодневных выхода:
- по верхней тропе до Миссескоша;
- к леднику Мижирги (в карман правобережной морены), посмотреть на водопады и панораму ледовой стены Северного массива;
- к гроту ледника Безенги по левому берегу реки Черек-Безенгийский.

К гроту ледника Безенги

К гроту ледника Безенги нас привело любопытство. Похоже, что, кроме горных козлов и редких метеорологов, там были только мы. От лагеря по дороге мы дошли до моста. По мосту перешли на левый берег Черека Безенгийского и отправились дальше по дороге налево. Через 20 метров вправо уходит тропа на водопад реки Джигинджи. Очень советуем туда сходить. Подъем займет 20-25 минут, а удовольствие от посещения и, при желании, купания останется надолго.

Итак, мы перешли мост и повернули налево. Идем по левому берегу реки. Через минут пять дорога нас привела к какому-то полуразрушенному дому. Здесь пришлось задержаться на несколько минут в поисках «хоть какой-нибудь» тропы. Еле-еле заметная тропа нашлась слева от дома. Вот и пошли по этой тропе, иногда ее теряя. Главное не терять направление, держаться ближе к реке и тогда можно без тропы дойти до места назначения. Через 1,5 часа мы вышли к гроту красоты необыкновенной.

Теплые камни, мягкий песок, бурлящая вода, голубой лед - такого счастья мы никак не ожидали. Дети сразу же принялись строить песочные замки и кидать куски льда в реку. Надо сказать, что дорога от моста может быть заняла бы и меньше времени, но на протяжении почти всего нашего пути, нам попадались густые заросли земляники. От этих волшебных мест оторваться можно только после съедания последней красной ягоды.

Мы вышли из лагеря около 10 часов утра. Вернулись обратно ровно к обеду – в втором часа дня, довольные, счастливые, измазанные земляникой.

Выводы и рекомендации

1. Одежда. Обязательно – теплая куртка на вечер. Обязательна запасная обувь. Шапочка и рукавички желательны. Нужно быть готовым к ежедневным дождям после обеда.
2. Куда ещё сходить, что посмотреть. Долина реки Думала. К озеру у Курсантских ночевок. Джангикош. Перевал Кёль (можно «насквозь» от западной ветви ледника Безенги до Баранкоша). Вершина Дыхни-ауш по северному снежному склону. Голубые озера, Башня в Верхней Балкарии. Термальные источники Аушигер.
3. На водопад и грот ледника Безенги по левому берегу реки Черек-Безенгийский сейчас проложена удобная экологическая тропа. У грота ледника надо быть внимательными, близко не подходить, иногда там случаются обвалы ледяных глыб и ссыпаются камни.
4. В альплагере будет интересно и большим, и маленьким детям.

Текст: Наталья Бессонова, рекомендации: Илья Пименов, фото: архив участников путешествия