Проект "Наставничество в альпинизме": Стив Хаус о безупречной подготовке.

Пишет Реваз, 19.01.2020 02:03

Стив Хаус (Steve House) – американский альпинист, совершивший немало ярких восхождений. Лауреат приза зрительских симпатий Piolet d'Or (2004) за соло-восхождение на К7, лауреат Piolet d'Or (2005) за восхождение в альпийском стиле на Нанга Парбат по Рупальской стене в связке с Винсом Андерсоном. В 2012-ом году Стив с группой единомышленников создали программу Alpine Mentors, в рамках которой опытные восходители передают свой опыт молодым альпинистам "из рук в руки".

Ниже следует перевод одного из материалов, созданных Стивом для программы Alpine Mentors. Я признателен Стиву за любезное разрешение перевести текст для читателей "Риска" – и за пояснения, способствовавшие улучшению перевода. Естественно, все возможные огрехи остаются на совести переводчика. Замечания (по возможности, конструктивные и доброжелательные) приветствуются. Итак ...

Видео-цикл Стива Хауса для проекта "Наставничество в альпинизме". Выпуск 1: Безупречная подготовка.

Первое видео цикла "Принципы альпинизма" называется "Безупречная подготовка". То, что это заглавие в первую очередь относится к вынесению суждений и принятию решений в лазании, альпинизме, ски-альпинизме и горном беге – не является ни случайностью, ни совпадением. В этом эпизоде мы поговорим о мотивации, о напарниках, о терпении, о предусмотрительности – и об осознании неизвестного.

Осознайте ваши побуждения

Поймите, что привело вас в горы – и что вы в них ищете. Это первый шаг, он же один из наиболее туманных и потому наиболее трудных: достичь в нём ясности трудно всегда. И сложный – потому, что всё меняется день ото дня. Упоминаю это, чтобы подготовить почву для обсуждения сложности и важности этого шага.

Побуждения важны потому, что ваше эмоциональное состояние влияет на вашу способность осознать и оценить риск. Когда я зол или обескуражен, я буду рисковать с большей вероятностью – в первую очередь потому, что затрачу меньше времени на оценку опасности. Будучи рассержен, я тупо пру вперёд. Находясь в состоянии душевного равновесия, я более расположен размышлять и рационально обсуждать вслух связанные с текущей ситуацией опасности. Вслух означает, что я в состоянии сообщить моему напарнику (и, действительно, часто сообщаю), что именно думаю о соотношении между риском и вознаграждением – и почему считаю, что нам следует продолжать подъём (или, напротив, валить вниз). Обратите внимание, такое решение кажется чёрно-белым: "вверх или вниз". Но так бывает редко, ведь в действительности это – детские качели:

Проект "Наставничество в альпинизме": Стив Хаус о безупречной подготовке. ()

В большинстве случаев причины продолжать подъём перевешивают причины уходить вниз. Но в определённый момент что-то может нарушить этот баланс: ветер может перемениться и посыпать свежим снегом предполагаемый путь нашего спуска – при том, что мы и так уже беспокоились о его лавиноопасности. Или температура может подняться и вызвать камнепады ... Как бы то ни было, факт состоит в том, что чаще всего причины идти вверх перевешивают причины спускаться.

Второй по распространённости сценарий – тот, когда спуск явно перевешивает подъём. Тому может быть миллион причин, от нехорошего предчувствия до шторма, который не должен был начаться до самого вечера. Но этот сценарий прост – именно потому, что он действительно чёрно-белый.

Выбор оказывается трудным (а дни – напряжёнными) тогда, когда две стороны почти уравновешивают друг друга: можно оправдать подъём – и можно оправдать спуск. В такой ситуации аналогия с качелями больше не работает: это уже не просто "вверх или вниз". Ведь у качелей с самого начала было три планки: "вверх", "вниз" и "желание":

Проект "Наставничество в альпинизме": Стив Хаус о безупречной подготовке. ()

Способность нейтрализовать желание зависит от вашей способности последовать заповеди Сократа:"Познай самого себя." Разумеется, желание связано с эмоциями. Осознание того, что вы рассержены (и поэтому расположены рисковать) или, напротив, умиротворены (а потому более открыты, созерцательны – и, следовательно, менее предрасположены к риску) поможет вам устранить предвзятость, привнесённую этой третьей планкой качелей: желанием.

Знай своего напарника

Но погодите ... ведь в этой аналогии между вопросом “вверх или вниз?” и детскими качелями есть и ещё одна составляющая, о которой нельзя забывать: ваш напарник. В его сознании протекают какие-то свои процессы, и ему приходится иметь дело с собственными эмоциями. Если вы хорошо знаете своего напарника, то это поможет вам быть более восприимчивым к его доводам за то, чтобы продолжать подъём, когда вам самому хочется валить вниз. Или наоборот.

Проект "Наставничество в альпинизме": Стив Хаус о безупречной подготовке. ()

У ваших напарников есть свои сильные и слабые стороны, отличные от ваших собственных. В идеале вы должны взаимно дополнять друг друга. Если связка-двойка кажется вам недостаточно сильной, особенно психологически – подумайте о том, чтобы взять третьего и идти втроём. Организационно это может быть сложнее – но частенько это именно то, что вам нужно для коллективной уверенности в собственных силах – и для того, чтобы командный набор ваших альпинистских (и прочих) навыков обрёл полноту и дал вам реальные шансы на успех.

На построение отношений уходит время. Годы. Жизнь. Отношения с моими напарниками в связках были и остаются одними из самых главных в моей жизни. Скотт Джонстон, вместе с которым мы основали Uphill Athlete, был моим напарником на лыжах и в альпинизме ещё до того, как начал тренировать меня в 2000/2001 годы. Винс Андерсон, с которым мы много ходили в Канаде и в Гималаях, остаётся моим близким другом. Мы до сих пор вместе лазаем и ходим на лыжах (в Колорадо) – и делимся радостями и трудностями отцовства. Кроме того, мы совместно владеем и руководим компанией горных гидов. Поддерживайте диалог – и не думайте, что по-настоящему узнаете напарника за одно восхождение, за одну неделю ... или даже за год. Что подводит нас к следующей теме:

Не спешите.

Горные виды спорта вообще (а альпинизм особенно) представляют собой процесс, а не спорт. Чрезвычайно сложная и опасная, горная среда требует, чтобы мы отделили желание от процесса принятия решений. А также чтобы планки Вверх, Вниз, Желание и Напарник сохраняли равновесие – и чтобы мерилом долгосрочного успеха в горах для вас было выживание.

Слово "процесс" означает нечто большее: оно означает ежедневные занятия. Каждое утро мы встаём и стараемся чуть лучше огранить и отполировать драгоценный камень нашего лазания, наших беговых навыков ... нашей жизни. Дни, годы, жизнь такой полировки – и вам предстаёт нечто прекрасное и уникальное ... нечто истинно ваше. Разумеется, оно было заложено в вас изначально, но без полировки оно не появилось бы на свет.

Не торопитесь – будь то в спортивном совершенствовании, в познании себя или ваших напарников. Не спешите: поспешив, вы не преуспеете, даже если очень постараетесь. Поэтому пусть всё прийдёт в свой час. Этот совет воспринимается легко или с трудом в зависимости от возраста. Молодёжи и пожилым людям он не очень нравится. Но, как правило, людям среднего возраста он понятен.

Будьте готовы ко всему.

В альпинизме существует длинный перечень того, что входит в понятие безупречной подготовки.
Мы могли бы составить подобные списки и для ски-альпинизма или горного бега.

– Подойдите под маршрут и хорошенько рассмотрите стену. Прихватите с собой бинокль. Сделайте фотографии, чтобы затем изучить их. Ключевое слово здесь – "изучить". Мы с моим другом Марко Презелем называем это "поговорить с горой".

– Альпинисты, запомните одно простое правило: лёд серый, снег – белый. Слишком многие успешно убеждали себя в том, что "белые прожилки" на склоне проходимы. Это не так. Серый лед может быть трудноразличим, если скала тоже серая. А она обычно серая.

– Подойдите поближе. Потрогайте стену, потрогайте скалу, потрогайте лёд. Найдите, где полезете первую верёвку, чтобы узнать это место в темноте. Засеките, сколько времени займёт у вас спуск в базовый лагерь.

– Прежде чем замахнуться на большой проект, пройдите более простые и менее ангажированные маршруты близкой ориентации и высоты – и поэтому предполагающие схожие условия. Если для большого маршрута вам нужно продолжительное окно хорошей погоды, то тренировочные маршруты можно сходить и в посредственную погоду, пока будете дожидаться хорошей.

– Разведайте путь спуска. Выявите присутствующие на нём опасности. Можно ли избежать камнепада, наметив спуск на ночь – или на раннее утро, после запланированного бивака? Играйте вдолгую: думайте о выживании. Разумеется, бивачное снаряжение тяжёлое. Но потеря жизни тяжелее.

– Продумайте, как будете ориентироваться. Я всегда несу с собой больше средств ориентирования, чем кто-либо способен предположить. И это не раз спасло мне жизнь. У меня всегда с собой бумажная карта, компас, барометрический альтиметр, GPS, запасные батарейки – и ещё смартфон с GPS. Когда дело доходит до ориентирования, вам нужны запасные варианты для запасных вариантов. Порой дела идут не так, и ориентироваться ночью и в плохую погоду очень, очень трудно. A последствия падения с карниза или спуска дюльфером не в тот кулуар могут быть очень, очень тяжёлыми.

– Погода последних трёх недель (или около) определяет текущие условия восхождения и лыжного подхода/спуска. Известна ли вам эта погода? Старайтесь проследить за погодой в течение трёх недель перед путешествием в новый район, где собираетесь лазать или ходить на лыжах. Прежде чем изучать прогноз погоды на ближайшие 3-5 дней, я всегда трачу время на то, чтобы навести справки о погоде последних недель. Для этого бывает полезно поговорить с активными местными жителями.

Поймите, что именно вам неизвестно.

То, чего вы не знаете, способно вас убить.

Горная среда слишком сложна, чтобы знать о ней всё. Она слишком динамична. Но то, чего вы не знаете о ней, имеет наибольшие шансы вас убить. Поэтому назовите всё это, произнесите вслух. Карнизы: вы не знаете, сколь они велики – но знаете, что они есть. Снежное поле в средней части маршрута: вы не знаете, сколь устойчив этот снежный склон, нужно выделить время на оценку его устойчивости. Вы не знаете, где будете делать станцию: поэтому вам понадобится время, чтобы найти наилучшее место. И, может быть, вес двух лишних якорных крючьев всё же будет оправдан – особенно с учётом всего того, что нам неизвестно. И так далее …

Чтобы утверждать, что вы что-то знаете, вы должны уметь объяснить, почему. Почему вы считаете, что этот склон безопасен? Объясните это вашему напарнику. Почему вы считаете, что лёд прочно прилегает к скале в ключевой части маршрута? Объясните это вашему напарнику. Неспособность сделать это – сигнал подойти к делу осторожнее, прощупать почву. Окуните в воду палец, не бросайтесь головой вперёд. Установите дополнительные точки страховки и осторожно постучите по льду боковой частью инструмента. Прислушайтесь ко льду, ощутите его. Не неситесь, сломя голову, не вылезайте далеко над точками страховки, не ломитесь бездумно. Отдавайте себе отчёт в потенциальной опасности каждого вашего действия.

Постоянно ведите диалог с напарником – и произносите всё вслух: это
не займёт много времени и будет способствовать вашей безопасности.

Спасработы и связь

Всегда сообщайте кому-то, куда идёте – и когда планируете вернуться. Более того, я считаю что в наши дни мы обязаны иметь средства экстренной связи на случай спасработ. Сегодня, как бы далеко вы ни пошли, если с вами что-то случится, то кто-то обязательно придёт вас искать. Не будьте “невидимками”, не рискуйте напрасно жизнью спасателей: постарайтесь максимально облегчить их работу. Да, это стоит денег и добавляет вам вес. Garmin InReach mini весит 100 грамм и стоит около 300$ (плюс стоимость подписки). Но вам будет очень горько думать, что кто-то из спасателей получил травму или погиб только потому, что не мог легко вас найти.

Безупречно подготовиться трудно. Как правило, на это уходит больше времени,
чем на само восхождение. Но овчинка стоит выделки – особенно если осознать,
что это – краеугольный камень вашей безопасности и успеха в горах.

Если вы пропустили выпуск "Введение", выполненный
в рамках проекта "Наставничество в Альпинизме", то вот он.

А здесь размещена видео-библиотека Принципов Альпинизма.

Если вы нашли этот материал полезным, можете поделиться им, используя хэштэг #alpineprinciples.