Впервые я осознал, что стал кем-то вроде эксперта по холодному альпинизму, когда Энди Кейв спросил меня об одежде для Чангабанг в 1997 году, чем немного меня удивил, как будто я магазин или легендарный Энди. Полагаю, хотя мой опыт был весьма ограничен (несколько зимних сезонов в Альпах), он мог заметить, что это по моей части, и, полагаю, так и было, поскольку я продолжил заниматься зимними восхождениями от Патагории до Аляски, от Норвегии до Нью-Гэмпшира.
В этом году мои восхождения в Антарктиде закончились получением мною репутации железного человека. Это было обусловлено тем, что я редко надевал пуховку, в то время как другие её вообще не снимали, и что я лазил в тонких перчатках, а не в толстых рукавицах, и действительно казалось, что я наслаждаюсь восхождением при минус 30.
Ну, подобно великому Боргу Осланду (который зимой на лыжах дошёл до Северного Полюса), я в действительности что-то вроде неженки – мне не нравится холод. Также во многих местах, где я совершал восхождения, холод не был желанным, так как короток путь от сильного замерзания к гипотермии и потом к смерти. Быть способным хорошо одеться для холода это одно, но быть способным двигаться, лезть, спать и повторять действия изо дня в день (в Антарктиде мы жили, совершали восхождения, скитурили в одном комплекте одежды) это другое.
На самом деле сохранять комфорт и работоспособность в таких условиях просто, и опыт может быть распространён для зимних восхождений на Бен Невис, Айгуиль Верт или Мак-Кинли.
И так, вот мои лучшие десять советов – от головы до пят – о том, как пережить мучения этой зимой.
10 советов как не замёрзнуть зимой от Энди Киркпатрика (Альпинизм)
Энди Киркпатрик демострирует свою антарктическую многослойную систему!
Фото из коллекции Энди Киркпатрика

Супертирольский скитуринг апрель-май 2014

С элементами историко-географического исследования и автомобилизма - Часть Первая.
Супертирольский скитуринг апрель-май 2014 (Ски-тур, горные лыжи, скиальпинизм, альпы)

Вид на первый маршрут и Weisskugel с Вильдер Фрайгер.

"На пути в базовый лагерь" - первая серия двухчасового фильма об экспедиции Уральского высокогорного клуба «Горец» под руководством Юрия Ермачека на пик Ленина в августе 2014 года.

А что будет если…

Уютные Альпы (Бэккантри/Фрирайд, петля абалакова, якорный крюк, снежный якорь, снаряжение для фрирайда, aiguille du midi западная стена, дюльфер, шамони, фрирайд)

Я долго думал, писать этот текст или нет. Дело в том, что история, которою я расскажу, произошла во многом благодаря глупости. У вас может возникнуть вопрос, а нужно ли тратить свое время на чтение материала автора, так безрассудно относящегося к делу, о котором он пишет, и совершающего такие ошибки? Т.е. история меня несколько компрометирует. И, безусловно, вы можете решить, что поскольку сами глупостей никогда не совершаете, то и читать про это не стоит. Ваше право. Однако я считаю, что в сложных ситуациях люди оказываются довольно часто, а люди, которые занимаются фрирайдом, альпинизмом и.т.д. особенно часто. И представьте, какими словами вы вспомните в тот момент умников, которые вам говорили, что в таких ситуациях оказываться просто не надо…
Порой можно услышать веселый рассказ, о том, как, дескать, круто мы выбрались из такой-то и такой-то «…опы». И такая бравада вызывает обоснованное раздражение у людей, которые пережили аналогичные истории с плохим концом. Здесь можно усмотреть и неуважение к потерявшим близких в похожих ситуациях и пропаганду безрассудства. И того и другого, конечно, хочется избежать. С другой стороны, отказаться от опыта преодоления нештатных ситуаций и не говорить конкретно, что будет, если поступить «не так, как положено» представляется мне ошибочным.

Элементы снаряжения - крюконоги и крюколесенки (Альпинизм, строп, sergey, как, крок, russian ladders, нефедов, nefedov, сергей, дмитриенко, krukonogi, rewiev, крюконоги.ком, опыт, обзор, russian aiders, варваркин, школа альпинизма, com, сравнение, сделать крюконоги самому, скупой платит дважды, мир вам братья)

Делимся опытом:

- Обзор актуальных предложений
- Разбор конструктивных особенностей с практической точки зрения
- Мир самоделок

Категории трудности в ски-альпинизме и фрирайде (Бэккантри/Фрирайд, ски-экстрим, бэккантри, риск)

Уже много лет на родине ски-экстрима в Альпах используется категорийная система toponeige rating, которая позволяет дать общую оценку сделанному спуску.

Параллельно с ней существуют Швейцарская и Американская системы с кучей ответвлений. У нас в СНГ бэккантри, ски-альпинизм, ски-экстрим только-только начинают набирать обороты и данный материал предназначен чтобы внести ясность и упорядочить кучу проделанных и будущих маршрутов.

Ведь в альпинизме, скалолазание существуют различные системы оценок. Так почему в ски-альпинизме есть такой громадный пробел?

Часть 1

Йосемиты (Yosemite). Особенности. Назойливые советы. (Альпинизм, el capitan, эль капитан, big wall)

Предыстория написания данной статьи. Спор во время летнего застолья, о том какие должны быть путеводители, закончился тем, что Игорь прислал мне путеводитель по Эль Капитану, со своими комментариями. Читая путеводитель и комментарии, я вдруг понял, что мне интереснее читать комментарии. Я предложил Игорю написать цикл небольших статей, для размещения на одном из украинских сайтов. Я составил список вопросов на которые хотел бы получить конкретный ответ. Список был большой, но ответов получилось ещё больше.

Ценность данной статьи в мелочах, обычно о них не говорят. А из мелочей создан мир.

Вся эта история началась еще в феврале 2013 года. Когда Володя Хитриков, пригласил меня на Эльбрус... где я и познакомился с Сергеем Бубликом. Чем для меня вылилось это знакомство - вы сможете узнать прочитав этот рассказ :)

Киргизия 2013: Наше лето... (Альпинизм, пик ленина, ала-арча, хан-тенгри, redpoint, бублик сергей, вергелес андрей)

Как читать американские описания. Нос Эль Капитана (3 части, Альпинизм, el capitan, the nose, yosemite, альпинизм, йосемиты, калифорния, маршрут нос, описание маршрута, особенности района, полезные советы, техника безопасности, тред скалолазание, эль-капитан)

Фото: http://en.wikipedia.org
Автор: Игорь Вакула (Москва - Нижний Новгород)

Как-то вместе с Сергеем Надточим обсуждали, как делать описания. Сергей считает, что хорошая фотография с линией – это ключ, всё, что надо. Для коротких маршрутов типа Сокола, которые можно легко просмотреть с дороги, ещё ничего, а для длинных? А если не просмотришь, как Морчеку, а если ты на 5-6 верёвке и не помнишь, влево надо или вправо, да и окружающий рельеф выглядит вблизи совсем не так, как издалека, с дороги? А если ещё и туман?
Самый глупый способ – это схема UIAA; непрерывные комбинации разных прямоугольников, стенок, полок, углов не говорит ни о чём, привязать к маршруту невозможно.

Пик Ленина (7134). Высотный график для Наташи. (Альпинизм, акклиматизация)

Одна из рисковчанок (имя её я изменил) обратилась ко мне за консультацией. Дескать, на высоте никогда не была, планирую летом подняться на пик Ленина, помогите, поделитесь опытом...
Я, конечно, помог. В переписке с нею родились тексты, которые могут оказаться полезными и другим.
Сначала я попросил Наташу 3 раза прочитать статью "Организация эффективной и безопасной акклиматизации", а потом попросил прислать мне свой календарный план восхождения. Вот, что я получил:

ЭЛЬБРУС … НЕ «ПО БЫСТРЕНЬКОМУ» ! (Альпинизм, хитриков, ред поинт, red point)

Изначально этот сбор задумывался для подготовки участия в забеге REDFOX, потом выпал основной участник, для которого это было задумано, и наступил определенный кризис. Но, присмотревшись к тому, что было задумано, я понял, что даже мне это все, просто интересно. Посудите сами. Всего 10 дней, два выхода по четыре дня, между ними два дня отдыха. Первый выход ночевки от 3500м до 4200м, второй выход ночевки: «Скалы Пастухова» 4700м, два раза «Перемычка» 5300м, Восточная вершина 5621м. И возможность успеть на забег REDFOX. Потом, правда, выяснилось, что «Вертикальный километр» является обязательным видом программы, и мы не успеваем, и нужно выбирать. В общем, выбрали мы Восточную вершину. Всего нас собралась группа девять человек.

27 вариантов применения корделета* в горах, и не только… (Альпинизм, технические приемы, учимся, риск 60, периодика, горы, риск онсайт, альпинизм)
Организация переноски корделетов

К сезону :) Материал из журнала "РИСК онсайт" № 60 подготовил Сергей Веденин. Фото Елены Дмитренко

От редакции:

Аутдор на острие технического прогресса. Производители «железа» придумали девайсы практически под каждую конкретную потребность: подъем, спуск, страховку, полиспаст. Одна беда – унести с собой все это многообразие невозможно, да часто и незачем.
Курсантов российской Школы гидов учат обходиться во время работы с клиентами минимумом технических средств. Мы уверены, что многим этот опыт окажется полезен.

Опасный эксперимент. (Альпинизм, акклиматизация, пик революции, памирский марафон, высотная адаптация, орви, орз)

Тут недавно обсуждался отек легких на трекинге в районе Кхумбу. И был вопрос о связи высотной адаптации с подверженностью, например, к вирусным заболеваниям. И я сразу вспомнил, как болел перед траверсом пика Революции в Памирском марафоне 2009 года. Тогда я провел над собой опасный эксперимент. Сейчас расскажу, но сразу оговорюсь, не делайте так. Уж больно страшно.

Теоретический посыл был таким: при хорошей высотной адаптации заболевания протекают примерно так, как если бы высоты не было. Я очень сильно рискнул и понадеялся на справедливость этого утверждения. И у меня получилось.

Ну а теперь по порядку.

Саморазбор ЧП. Рефлексивная лингводиарея после аварии 2004 года. (Альпинизм, безопасность, лавины, лавины на льду)

Вот тут люди хотят рубрику о НС, разборы НС, говорят, что многие живут в глубинке, дескать, сильных клубов рядом нет. Поэтому хотят, чтобы сайт Риск заменил им отсутствующий клуб. Раз пошла такая движуха, то вот мой опус 9-летней давности, написанный сразу по приезду в Москву после неудачного похода 2004 года с запланированным восхождением на Конгур (7719) в финале мероприятия.

Это пример саморазбора. Когда эту статью прочитал зам (по горам) председателя ЦМКК Алексей Ярошевский, то он меня даже пожалел: "Ну зачем же такое самобичевание?"
Итак,

Моя авария четвертого года.

27.07.2004 в день моего рождения и на 13-й день похода Всевышний в мягкой и очень убедительной форме выразил недовольство моему разгильдяйству и тому разгильдяйству, которое я развёл в своей группе. Примерно в 13 часов по бадахшанскому времени (на 3 часа опережает московское) в 50-ти метрах от седловины перевала на высоте 5350 передовая связка из Юрия Максимовича и супругов - Татьяны Беляевой и Михаила Бабича была снесена мокрой лавиной и пролетела более 700 метров, остановившись на высоте 4850.

Мы вернулись в Москву 22 декабря.
Прежде всего, о состоянии снега в Безенги. Снега мало, лавинной опасности почти нет, но когда мы уезжали (20 декабря), прогноз предвещал сильные снегопады, ураганный ветер и очень низкие температуры. Прогноз для района Безенги был получен от Алия Хусеевича, причём он любезно потратил время и просмотрел дополнительно несколько независимых метеорологических сайтов.

Баланс тепла получился, а вот улитка  заартачилась… Тестирование снаряжения для зимнего альпинизма. (безенги, зима, снаряжение, нпф баск, михаил лебедев)

Теперь об итогах наших испытаний.

Как то на Южном, мой друг, майор Мальцев спросил меня:
- Знаешь, чем отличаются экстремалы от экстримистов?

Еще раз о тактике высотного альпинизма.

Людмила Мечетина, Владимир Прокопенко, г. Новосибирск

Данная статья – результат многолетних наблюдений за собой, своими товарищами и своими клиентами во время восхождений на пик Ленина и другие высокие горы.