Опасный эксперимент.

Пишет Leb, 29.03.2013 08:39

Опасный эксперимент. (Альпинизм, акклиматизация, пик революции, памирский марафон, высотная адаптация, орви, орз)

Тут недавно обсуждался отек легких на трекинге в районе Кхумбу. И был вопрос о связи высотной адаптации с подверженностью, например, к вирусным заболеваниям. И я сразу вспомнил, как болел перед траверсом пика Революции в Памирском марафоне 2009 года. Тогда я провел над собой опасный эксперимент. Сейчас расскажу, но сразу оговорюсь, не делайте так. Уж больно страшно.

Теоретический посыл был таким: при хорошей высотной адаптации заболевания протекают примерно так, как если бы высоты не было. Я очень сильно рискнул и понадеялся на справедливость этого утверждения. И у меня получилось.

Ну а теперь по порядку.

На 9-й день экспедиции мы, наконец то, преодолели наш первый перевал высотой 4665 м и спустились к озеру Хавраз (4032).

К этому моменту мы уже разнесли все заброски, а самую высокую из них спрятали в камнях в верховьях долины Танымас на высоте 4333 м недалеко от ледника Федченко. Акклиматизация наша проходила неторопливо, поскольку мы её вовсе и не форсировали.

Иван заметно кашлял. Впереди нас ожидал высокий перевал Снежный (5650, 3А) и восхождение с этого перевала на пик Хавраз (6124), поэтому на следующий день мы решили подлечить Ивана и расположились на дневку. Однако дневки не получилось. После обеда Иван сказал, что "он бы прошелся", поэтому мы сняли лагерь и за два перехода спустились на 3800 до поворота к перевалу Майи Гантман. По пути любовались россыпью нижних озер.

Я не врач, но подозреваю, что вирусы, которые вызывают у нас ОРЗ, могут преспокойно жить в человеке неделями. Человек чувствует себя нормально, быть может, изредка чихает. Исхода из такой ситуации, как я понимаю, два. Или эти гадёныши со временем просто исчезают, или активизируются после какого-нибудь переутомления, переохлаждения и т.п. Вот тогда то и начинается тот, столь знакомый до слез, до прожилок, до детских припухлых желез...

Это не Петербург, это я про ОРЗ.
Короче, команда привезла из Москвы в горы вирусы. И первая очередь была за Иваном.

Путь к перевалу Снежному шел через перевал Майи Гантман.

На 12-й день похода мы залезли на этот перевал и оказались на снежном плато, на высоте 5400 м. Впереди, между пиками Хавраз (6124) и Шверника (6134) виднелась седловина перевала Снежного (5650).

Ваня уже настолько "акклимался" от своего кашля, что бегал вокруг лагеря и снимал вот такие снимки.

Восхождение на пик Хавраз было остановлено на высоте 6053 м из-за ураганного ветра.

Утром мы любовались с перевала Снежного рассветом на пике Революции (6940).

На спуске с перевала мы преодолели нехилый ледопад,

и уже внизу, на пологом леднике, Алексей, не побоявшись наших командных вирусов, сиганул с ледорубом в ледниковое озеро.

Он уже давно с Андрюхой это репетировал.

Однако я сильно увлёкся веселыми картинками.
Перехожу к делу.
Иван к тому времени уже совсем выздоровел.
А вот я, наоборот, заболел. :(
Случилось это вечером на 15-й день похода на высоте 3500 м чуть ниже языка ледника Башурв. Вот в этом месте между кустиками гребенщика мы остановились на обед.

И тут обнаружилось, что Леша забыл примус на месте ночной стоянки. Время было не позднее, в экспедицию за примусом отправился виновник ЧП в сопровождении Богдана. Ну, а все остальные, устроились на отдых.

Вот тут то я и почувствовал, как сначала в глотке "зачесалось", потом начало "першить", а к вечеру заболел "маленький язычок", там, где начинается тоннель к носу.

Настроение было ужасным. Впереди нас ожидал непрерывный подъём с 3300 до 6940 - траверс пика Революции.
На следующее я утро вскочил первым и проверил, насколько слаб - сходил вперед, посмотрел дорогу к естественному мосту через реку Хабарвивхац - есть там такая затычка в каньоне, по ней аж танк проедет!

Пока гулял, подумал над своим положением и сделал вывод: грузиться надо, иначе как в Москве, неделю выздоравливать буду. Но грузиться надо после кульминации, когда болезнь на спад пойдет. А вот сегодня, похоже, и есть кульминация. Поэтому после двух с половиной переходов я попросился на отдых. Увидел ручей во мху - райское место!

Поставили для меня палатку, я лег в неё болеть, а ребята до вечера тусили у костерка. Высота здесь 3330 м.

На следующий, 17-й день похода мы поднялись на ледник Хабарвивхац до высоты 4100 м. Встали прямо перед ледопадом, который нам предстоит идти.

Утром пошли ледопад. Чувствовал я себя неважно, еще "першило", и вообще: излишняя потливость, слабость. Ох, думаю, поберечься надо. И попросил ребят меня разгрузить, дескать, болею, и чтобы выздороветь побыстрее, лучше не надрываться. Взяли у меня, каждый по кило - полтора. Сразу легче пошло.

Заночевали на высоте 4760.

Я тогда думал так: акклиматизация у меня хорошая, на перевале Снежный (5650) ночевал, на пик Хавраз до 6053 поднимался. Значит надо успеть окончательно выздороветь до того, как мы поднимемся выше 6000 м. Время у меня еще есть.

На следующий день опять ледопад идем.

Заночевали за ледопадом на 5500.
На 20-й день похода (5-й день моей болезни) мы поднялись на 6300 к подножию ледового взлета на гребень пика Революции.

Встали под ледовой стенкой в уютном месте.

По-моему, в этот день я уже не болел, но еще берегся.
Утром любовались рассветом на пике Ляп-Назар.

Потом весь день провисели на веревках.

И к вечеру вылезли на гребень, на высоту 6646.

Здесь я объявил, что полностью выздоровел. Реакция была незамедлительной, мне тут же принесли обратно мои разобранные килограммы.

На следующий день мы поднялись на южную вершину (6910) пика Революции,

потом перешли с неё на главную вершину (6940) и спустились на другую сторону горы до высоты 6300 м.
И всё это за один день.

Да и вообще, всё получилось! :)

В заключение, хочу поделиться с комментаторами отека легких на трекинге в районе Кхумбу таким своим наблюдением. Сколько не приходилось мне ходить с ОРЗ по Москве и Подмосковью, к быстрому развитию отека легких ни у меня, ни у моих знакомых это не приводило.

А если меня с таким вот ОРЗ прямо из Москвы забросить на вертолете на седловину Эльбруса, то....

Нет, нет!
Так не надо.
Жить хочется.

Даже в Приют 11 не надо, если прямо из Москвы и вместе с ОРЗ.

Акклиматизация - великая штука!

Всё это происходило вот на этом фрагменте нашей планеты:

Фотографии Ивана Жданова и Андрея Жарова
из коллекции Памирского марафона.

мне кажется что все это строго индивидуально, плюс предрасположенность к высоте, плюс общая тренеровка организма за годы до этого,
но в итоге все ляжет нагрузкой на сердце
мой друг с соплями поехал на Аканкогуа, спустили на вертушке, хотя и сопративлялся
в том же треке в Непале под Эверест получил отек мозга (потеря координации)
сделал вывод, высота не его конек
(хотя это мой вывод, он иногда думает по другому)

ну если чел с соплями смог высоко забраться, то вывод, что высота не для него, преждевременен.
Просто нужно приезжать в горы абсолютно здоровым и тщательно относиться к акклиматизации.
Потеря координации на треке говорит о форсировании высоты.

хорошая подготовка и акклимуха могут сыграть злую шутку иногда, не позволив заметить на фоне ОРЗ более опасного заболевания. на Лхоцзе я с начинающейся пневмонией нормально запёр на 7350 нехилый чувал, хотя ножки дрожжали. думал- разойдусь :) и даже после ночёвки, с трудом удалось убедить себя повернуть и уверенность в собственной правоте пришла только верёвке на третьей спуска когда одного лёгкого стало категорически не хватать :) выжил не без труда, а потом дома месяц лечил пневмонию и сразу после этого нормально отработал с двумя группами на Победе, та же подготовка помогла, которая чуть не угробила :) так что все эти эксперименты- русская рулетка, где в барабане не один, а минимум три патрона :)

Андрей у нас вообще-то профессор и любит по вероятностям цифирьками баловаться, поэтому его поведение было логически обосновано:
1. Иван в лёгкую переболел ОРЗ на его глазах.
2. Сам Андрей заболел в аккурат за Иваном, как оно и бывает в эпидемиях с инкубационным периодом.
3. Места безлюдные, другой какой-нить инфекции там быть не должно бы.

Поэтому он прикинул, что с большой вероятностью имеет ту же пакость, что была у Ивана, а значит всё обойдётся.
С его стороны риск был минимальным, а действия обоснованными, а для большинства из нас - это рулетка.

Не считаю гипотезу о том, что раз Иван переболел ОРЗ бесследно, то и я переболею так же - достаточным и обоснованным "вероятностно" аргументом и предпосылкой к тому, что риск будет минимальным.

Честно скажу, что тогда я даже и не думал об этом.
Я был сконцентрирован на своей проблеме и не связывал её с заболеванием Ивана.

Привозные (или даже местные) вирусы, гуляющие по группе в горах - обычное дело. Обычно клиническая картина одинакова у всех и на это можно отчасти рассчитывать.
Что касается перехаживания заразы на ногах на высоте - мне приходилось это делать несколько раз. Оччень стремно!
25 лет назад я привез на Памир бронхит. Вылечил только после возвращения домой, через месяц. Даже на 6000 зашел с ним. Но плющило временами совершенно нипадеццки.
Один раз в Гималаи поехал с остатками бронхита. Неправильно поступил, конечно, но так не хотелось отказываться от поездки! Приходилось непрерывно мониторить ситуацию. И все-таки с 5500 пришлось сойти, поскольку все обострялось. Правда, хоть по низам все-таки погулял потом.
При подготовке к Аконкагуа получил какую-то мерзкую инфекцию в трахею. Месяц лечил - никак! Поехал с ней. Как сходили на вершину и спустились - прошла.
Мое мнение - это очень серьезный риск! И идти на него можно только в крайних ситуациях. И если уж идете - нужны предварительные консультации правильного врача и группа должна четко знать о проблеме!

++Я не врач, но подозреваю, что вирусы, которые вызывают у нас ОРЗ, могут преспокойно жить в человеке неделями. Человек чувствует себя нормально, быть может, изредка чихает.++
- Ну вирусы вообще победить нельзя. Их размножение можно подавить. И делает это не лекарства, а сам организм (которому некоторые лекарства поднимают специфический иммунитет). Лечить вирусы антибактериальными препаратами - бесполезно. Недавно дома переболел странным гриппом. Жена в этот период иначе как "кашлюком" не называла :)). Чтобы исключить переход вирусной инфекции в бактериальную, с воспалением легких, начал принимать два антибактериальных препарата, перекрывающие весь спектр бактерий и палочек: аугментин и суммамед.
Результат - нулевой. Т.е. это была чисто вирусная инфекция пошедшая в бронхи и легкие, новый тип гриппа.Лечится только максимальной помощью организму:
сном по 10-12 ч, утеплением(при заболевании терморегуляция никакая), частым питьем, уменьшением объемов пищи и естественно - временем. Температуру если можно терпеть, лучше не сбивать. Но это дома, на маршруте так нельзя. Так вот, когда грип прошел , температура стабилизировалась и от кашля остались редкие откашливания , 2-3 недели после я чувствовал себя зомби, из которого забрали энергию. Легкие восстановились в первом приближении через месяц после болезни. Но подозреваю, что при резком увеличении нагрузки рецидив заболевания оставался.
Мне кажется, Leb заболел внизу по прозаической причине - то ли купания, то ли неосторожного питья холодной воды из ручья. Вообще-то заниматься моржеванием на столь ответственном маршруте , как это делал Малыш, не стоило. Хорошо, что обошлось. Мне б такое здоровье.

Можно поподробнее: что лучше аугментином и что сумамедом, и что и тем и другим?

это весьма дискутабельный вопрос.
1.Существуют классические принципы рациональной антибиотикотерапии:
Возбудитель должен быть чувствителен к антибиотику.
Антибиотик должен создавать терапевтические концентрации в очаге инфекции.
Нельзя комбинировать бактерицидные (т.е. убивающие) и бактериостатически (блокирующие радальнейшее размножение) антибиотики.
Нельзя совместно использовать антибиотики со сходными побочными эффектами.

2. Полусинтетические пенициллины широкого спектра действия (амоксициллин, ко-амоксиклав (аугментин) эффективны против наиболее вероятных возбудителей внебольничных бронхитов и пневмоний (S. pneumoniae, H. influenzae, M. catarrhalis), относятся к наиболее без-опасным группам антибиотиков и все имеют пероральные формы. При типичной картине заболевания (высокая температура, интоксикация, кашель, выраженные физикальные изменения в легких) они рассматриваются в качестве препаратов выбора.
Вместе с тем, как и все β-лактамные антибиотики, пенициллины и цефалоспорины не оказывают воздействия на внутриклеточных возбудителей (хламидии, микоплазмы) и чаще, чем антибиотики других групп, вызывают аллергические реакции [5], поэтому со-временные макролиды при лечении внебольничных инфекций дыхательных путей составляют им серьезную конкуренцию.
При атипичных проявлениях болезни (нормальная или субфебрильная (около 37 С) температура, отсутствие отчетливой интоксикации и одышки, невыразительность физикальных данных при наличии упорного, сухого или непродуктивного коклюшеподобного навязчивого кашля) препаратами выбора являются макролиды

3. Одним из лучших представителей группы макролидов, с точки зрения выбора антибиотика для лечения респираторных инфекций является азитромицин (Сумамед).
Азитромицин имеет широкий спектр антимикробного действия, который включает грамположительные и грамотрицательные (Haemophilus influenzae, Moraxella catarrhalis, Bordetella pertussis, Bordetella parapertussis, Campylobacter jejuni, Legionella pneumophila, Neisseria gonorrhoeae, Gardnerella vaginalis) микроорганизмы, анаэробы (Bacteroides bivius, Peptostreptococcus spp., Peptococcus, Clostridium perfringens), хламидии (Chlamydia trachomatis, Chlamydia pneumoniae), микобактерии (Mycobacteria avium complex), микоплазмы (Mycoplasma pneumoniae), уреаплазмы (Ureaplasma urealyticum), спирохеты (Treponema pallidum, Borrelia burgdorferi).
Азитромицин стоит на первом месте среди макролидов по активности в отношении H. influenzae, M. catarrhalis, N. gonorrhoeae, B. melitensis, R. rickettsii, включая их β-лактомазопродуцирующие штаммы. По дейст-вию на H. influenzae он уступает аминопенициллинам и цефалоспоринам, но превосходит эритромицин в 2-8 раз. Для азитромицина, как и для других макролидов, характерен постантибиотический эффект, то есть сохранение антимикробного действия препарата после его удаления из среды [5, 7, 8]. под действием азитромицина в концентрации даже ниже МПК, микроорганизмы, в том числе обычно резистентные к антибиотику (например, синегнойная палочка), становятся более чувствительными к факторам иммунной защиты. Азитромицин проявляет постантибиотический и суб-МПК-постантибиотический эффект в отношении S. pyogenes, S. pneumoniae, H. influenzae, L. pneumophila., обладает противовоспалительным и иммуномодулирующим действием , усиливают фагоцитарную активность и миграцию макрофагов в очаг воспаления.

Ты же знаешь, я не купался :)
А от питья не заболеваю. Я ведь руководителем хожу, болеть нельзя.
Научился не болеть от всяких пустяков.

если организм здоров, от холодной воды не заболеешь, только инфекция.

Охренеть... Не... кошмар...
Коллеги, читайте это: forums.rusmedserv.com/showthread.php?p=236710. Тема о детях, но мы - взрослые дети, лечение то же.
Заодно, послушайте об антибиотиках вот это: radiomayak.ru/person/show/id/4655/fragment_id/29991/from/fragment#

Очень красиво и завидно. Не понял фразу "Встали под ледосбросом в уютном месте."
вот что пишет вики риск ру
"Ледосброс - ледяной обрыв, как правило, над скалами. Возникает на кромке, отделяющей плато или пологий склон от крутого склона или обрыва. В результате движения ледника на ледосбросе постоянно накапливается лед, который периодически отрывается от ледника, образуя ледовый обвал.
Ледяные глыбы, ударяясь о скалы, разбиваются и в процессе дальнейшего падения измельчаются вплоть до снега. Ледовые обвалы провоцируют также сход снежных лавин со склонов под ледосбросами.
Ледовые обвалы с ледосбросов практически равновероятны в любое время суток.
Движение под ледосбросами весьма опасно, а установка бивуака и вовсе не допустима."
и там, в качестве иллюстрации, как раз Ваша фотка пика Революции.

Спасибо.
Описался я. Мы не под ледосбросом встали, а под ледовой стенкой.
Сейчас исправлю. :)

В горах болеть нельзя. Заболел, вали в долину. Аксиома...

Взяли у меня, каждый по кило - полтора. Сразу легче пошло.

Весомый аргумент в пользу больших групп! :)

А вот есть нюанс!

Я в Турклубе на лекциях говорю так.

Никогда не разгружайте людей на подъёме!

На спуске разгружать можно, а на подъёме нельзя. Если человек не тянет свой груз при наборе высоты, то набирать высоту для него противопоказано. В 90 % случаях, это лишь увеличивает шансы последующей эвакуации с высоты, которая произойдет с еще большей потерей времени.

Поэтому, когда речь заходит о разгрузке, то лучше остановиться и разбить лагерь. И начинать лечиться или отдыхать, акклиматизироваться... Исключение составляют те ситуации, когда речь идет о непродолжительном подъёме, после которого будет спуск к ночевке на более низкой высоте. И если этот спуск последует, к тому же, в долину более населенную или с более быстрым выходом в цивилизацию, вот тогда разгрузка на подъёме оправдана.

Занятно :)

Мой первый руководитель другую фишку практиковал: самого медленно идущего ставил первым. Почти всегда скорость увеличивалась. То есть как бы чисто психологический трюк, что ли..

Не замечали такого?

Да пронесло (в смысле везения) просто, мастерство и опыт тут ни причем.

Т.е. вы считаете, что дополнительный отдых и разгрузка никак не способствовала выздоровлению?

Я считаю, что "значит надо" могло и не сработать.

Выздоровлению способствовало время, которое у меня было в запасе до момента подъёма на неосвоенную организмом высоту. На этом отрезке времени я "как бы и не был в горах", т.е. 5000 или 5500 влияли на меня так же как 500 или 1000.

Еще способствовал интенсивный обмен веществ, вызванный работой под рюкзаком. Мощность такой работы я отрегулировал просьбой о разгрузке. Вообще то лечиться бегом в парке очень эффективно, но очень важно прочувствовать момент, когда можно бежать. К этому моменту болезнь должна уже пройти свою самую острую фазу. Иначе можно убить сердце.

В острую фазу я отлежался в палатке.

а мне совершенно не понятен весь сюжет с рассуждениями. Просто удачный расклад в начале болезни. Я бы скорее создал экстремальные условия и перегруз. У нормально тренированного человека это вызвало бы экстренное излечение. Но опасность в сердечной мышце, может пострадать если нет достаточного запаса витаминов и минералов.

А что именно не понятно в рассуждениях?
Попробую объяснить еще раз, но, возможно, промахнусь, а вдруг вам другое непонятно?

Итак, я верю, что вирусное заболевание одновременно с гипоксией быстро ведут к смерти, прежде всего, через отёк легких. А вот если гипоксии нет, то вирусное заболевание остается просто вирусным заболеванием, и не важно, на какой высоте вы находитесь.

Листаем страницы истории, читаем (пересказ моими словами): В.С. почувствовал себя плохо. Его оставили в палатке на 6900 и ушли на восхождение. Когда к палатке пришли люди, то В.С. был очень плох и к утру умер. Потом свидетели говорили, что В.С. был простужен. Дескать, простуда на огромной высоте привела к смерти.

А я говорю, что это фигня. "Простуда" (точнее ОРЗ) вместе с гипоксией привела его к смерти. Потому что В.С. после восхождения на пик Ленина целый месяц провел на дне Алайской долины, а потом в альпийском стиле, без пилы, полез на 6900. У него не было акклиматизации, вот в чем причина.

А если гипоксии нет, то простуда останется просто простудой. Вот прошлым летом Иван Жданов, будучи "простуженным" залез с нами на пик Ленина по новому маршруту. Ночевали на 6900, а утром взошел с нами на вершину. И ничего фатального не произошло. Конечно, он был послабее, чем если бы не болел, кто спорит.

Вот, что я пытался донести до читателей.

Хорошо акклиматизированному человеку многое позволено.

undefined

Хорошо акклиматизированному человеку многое позволено.
****

Добавь еще- человеку с большим опытом.

Я верю что организм имеет долгую физиологическую память на стрессовые состояния в тч болезни и выход из них.

Да и психологическое состояние имеет значение, тк хорошее знание себя и уверенность в благоприятном исходе снижают уровень тревоги , что в свою очередь, дает благоприятный физиологический фон.

О как :)))

Есть еще мало изученное у нас явление-желудочная бактерия-хелико бактор пилори,которая нейтрализует действие многих медпрепаратов.Процент заболевания в странах СНГ доходит до 60%.Диагностика сложная,анализ выдоха.Это я к тому что нужно ехать в горы абсолютно здоровым,то что перенес на ногах может может дать проблемы в будущем.Будьте здоровы.

Что позволено Юпитеру, то не позволено быку
в хорошем понимание этого
тренируйтесь, изучайте себя, удачи

Роскошный фотоотчет, спасибо!

Фото купания на леднике- жесть.
Разрешаешь участникам это делать, не страшно?

Какая высота, интересно?

У каждого взрослого человека есть свои способы противодействия хворям в носоглотке.
Расскажу о своём. Прошу извинения за многословность. Но, хронический фарингит и его «друзья» мучили меня 9 лет. Тем удивительнее, как просто оказалось противодействовать им.

Началось всё с ангины, с которой однажды мне пришлось пойти в майский поход. Вернулся с хроническим фарингитом. Нос «закладывался» с полоборота. Даже летом, в городскую жару. А на маршрутах, на ночёвках, дышать носом я не мог. Нафтизины не помогали.
Через 4 года, обратился к врачам. Посмотрело меня одно светило. Обнаружило вазомоторный ринит. Предписало удалить перегородку носа. На это дело я не согласился. От насморка спасался физической нагрузкой (бег на месте, дома). От першения-боли горла – полосканием горла настойкой эвкалипта.
Радикальную помощь я получил от полковника-отставника из Байконура. Яркая личность! Дембельнулся он с генеральской должности. Но, генералом он не стал, наверное, из-за своего юмора. Упоминаю об этом, чтобы понятно было, в каком климате он жил и как понимал себя и других.
Так вот, глядя на меня, чихающего в платочек в летнюю жару, он спросил, в чём дело. Выслушав, сказал – может попробуешь моё средство; я им лечу себя и свою семью; насморк и даже сильная ангина проходят за 2-3 дня.
Средство – следующее: 10 мл коньяка проглатывать двумя глотками; где-то 5 раз в день.
Проверил я его средство. Эффект – 100%-ный. На маршрут взял 0,5 л коньяка, во фляжке. Прихлёбывал. При заложенности носа. Заложенность – исчезла. И это при сквозняке в серебрянке (при открытом окне и откинутом пологе, чтоб не намерзал иней). Конечно, нос я прикрывал, как обычно (рукой или краем спальника). К концу маршрута (пятёрка) во фляжке даже что-то осталось.
С той поры, я забыл, что такое насморки-ангины. При первых признаках (легкий насморк или слабое першение в горле) наливаю в микробутылочку (50 мл) водку и, по мере напоминаний от хвори, прихлёбываю по 10 мл. Через день-два, докука незаметно исчезает. В водку можно добавить бальзам, чтобы перебить водочное послевкусие.
Причина применения водки вместо коньяка – следующая: после 1991-года, в продаже практически НЕТ настоящего коньяка. Продают разведенный спирт из табуретки, с «коняшными» добавками.
-----------------------------------------------------------.

Эффект от прихлёбываний малых доз коньяка-водки я понял так:
1. У каждого взрослого человека, миндалины – ИНФИЦИРОВАНЫ.
Но, в нормальном состоянии, эта инфекция сдерживается защитными силами миндалин. При внешних воздействиях (сквозняк, холод, …), баланс нарушается; инфекция «одерживает верх» и миндалины становится источником заразы, которая дыханием разносится по носоглотке. Начинаются: насморк, ангина, бронхит, воспаление лёгких, … . От человека зависит, на каком этапе будет перехвачен и придушен воспалительный процесс.
2. Что происходит, при прихлёбывании мелких доз спиртного?
А происходит дезинфекция миндалин и глотки. И этого оказывается ДОСТАТОЧНО.

Кстати. Чеснок и лук – это недопустимые раздражители для воспалённой глотки.

Ещё раз кстати. Конечно, на маршрут берётся спирт. Но, прихлёбывать его НЕ надо. Потому что, вместо дезинфекции получатся ожоги. И частить, заметно зашкаливая за 50 мл в день, тоже, НЕ надо. Многолетний опыт показывает, что 50-60 мл в сутки ДОСТАТОЧНО.

Про чеснок не знаю, а лук не является недопустимым раздражителем носоглотки. Помимо того, что он содержит фитонциды, лук воздействует на носоглотку, как горчичник. И является главным элементом профилактики походных ОРЗ для меня и многих моих участников.

В наших походах чеснок поедается на обеде (по зубчику на человека), а лук выдаётся к ужину (по луковице на команду, которая делится на N частей). Я свой лук до конца не съедаю и кладу рядом с подушкой. Вечером беру кусочек-чешуйку и закладываю её за щеку. Постоянное пребывание лука в полости рта в течении ночи практически исключает развитие фарингита и т.п. процессов.

Издержки - луковый запах. Но если сосед пользуется тем же приёмом, то всё ок!

60 мл. * 8 чел. * 40 дней = 20 литров на экспедицию!
УУУУУууу !!!
Мы берем по 20 мл.

Батя моего друга перед сном половинками луковицы чистил зубы и они у него были отменными.

60 мл. * 8 чел. * 40 дней = 20 литров на экспедицию!

Вообще-то, не у каждого в группе есть хронический фарингит. Так что, лекарство - индивидуальное. 0,5 л мне хватало, с избытком, на маршруты продолжительностью где-то 3,5 недели. Значит, в среднем получалось 20-25 мл в день.

Насчёт лука - согласен. Я тоже пробовал применять его так. Дома. Но, пришел к тому, что стал держать на зубах зубную пасту. Минут по 5-10. После полоскал рот, чтобы остатки пасты не попадали в желудок при непроизвольном глотании слюны.

Насчёт чеснока. Он-то и был причиной той ангины. Тогда я попробовал заменить поморин разжеванным зубчиком чеснока, который не стал выполаскивать. Утром проснулся с сильнейшей ангиной. Таблетками и ингаляциями удалось ослабить ангину. Но, на маршруте были сухарики к пиву. Солёные. На карман. Я их грыз, дня два. И кашлял кровью на снег. Домой пришел с фарингитом. О фарингите и его "дружках" забыл только через 9 лет. После того, как стал применять способ, который я описал.

Чеснок убивает возбудителей дизентерии и других кишечных инфекций, в том числе даже мерзейших простейших (амеб).

А если миндалины удалены ?

Я делаю йодную сетку или мажу "звездочкой", в том числе в зоне напротив удаленных миндалин.

Не знаю.
Любое средство надо испытывать осторожно-внимательно. Средство, которое мне подсказал полковник-дембель можно проверить безбоязненно. 10 мл водки - точно, не отрава.
Напротив, Чазов советует взрослым принимать 40 мл коньяка-водки вечером, для профилактики атеросклероза. То есть, малые дозы этилового спирта действуют как гомеопатическое средство - разжижают кровь. А немалые дозы действуют по-классике - "сворачивают" кровь.

Где-то в феврале 1971 года, в газете "За рубежом", внизу предпоследней страницы, я прочёл заметку о том, как биохимик искал средство борьбы с гемофилией (несвёртываемостью крови). Нашел 2 средства - два спирта: одно - очень сложный спирт; другое - этиловый спирт. Тогда он стал рассуждать. Когда человек изрядно "принимает на грудь", у него должны образовываться тромбы в капиллярах. Для нервных клеток остановка кровотока, более 5 минут, губит клетки. Этот биохимик пошел к знакомому патологоанатому. Вскрытия показали, что у сильно пьющих людей, кора головного мозга практически мёртва. Что и объясняет непригодность алкашей к обучению и к сложной умственной работе (например, к математике).

Кстати, во времена моего детства, врачи, пользуясь ангиной, выдирали миндалины у детей, как бы для профилактики. Потом, заметили, что у человека без миндалин, ОРЗ с полоборота переходит в воспаление лёгких.

что интересно, алкоголь вообще неплохой допинг , именно в таких дозах (1-10мл)
координацию улучшает заметно.

Leb,
извиняюсь, что так расписался в Вашей теме. Но, 9 лет меня давили фарингит и его «дружки». И так много усилий было потрачено против них. А способ избавления оказался – проще простого.

После Вашей статьи «Напутствие начинающим руководителям», начал систематически читать ленту Ваших публикаций на РИСКе. Как здорово было бы её читать лет 35 назад! Но, и сейчас – зачитываюсь. СПАСИБО.

Самый свежак:
В пятницу начался редкий, но острый кашель и насморк.
Сходил в баню, выпил 1.5шку пива (по расписанию).
В субботу уже чувствовал слабость, решил просто медленно побегать. Почти 2 часа бегал, один раз сильно схватило почки.
Не пил, всё пересохло вместе с кашлем и насморком.
Вечером и в воскресенье было конкретно ёво, болело везде, лежал под одеялом пластом.
В понедельник голодал, кутался на работе в тёплое.
Сегодня после обеда уже совсем неплохо, стучу по дереву.
Сильно напрягает то, что инфекция разошлась по телу, была боль в почках, поэтому буду нагружать себя постепенно.

Вывод: с кашлем и насморком бегом лечиться можно, а вообще нежелательно, фиг его знает, чем может кончиться.
Может надо было немного пить, но было где-то -4?

Спасибо топик-пастеру за актуальную и, главное, очень своевременную публикацию: в понедельник с утра меня как раз прихватило ОРЗ. Пешком бегать мне нельзя (спина!), а для лыж уже все раскисло. Принял свои меры, но во вторник с утра был сильно чумной и вот, тупо глядя в монитор, наткнулся на этот материал. Прочитал запоем и особенно - плодотворную дискуссию специалистов. Страшно понравился коньячный способ. Однако, у него большой недостаток на равнине - промилле! Вечер вторника посвятил изучению байконурского метода. В среду да обеда провалялся в постели (не подумайте чего! - просто была возможность посачковать, не более того). После работы - байконур. Общая установка с понедельника была - дожить до четверга с возможностью посещения плановой парилки. Слава Богу, здоровья с Вашей помощью должно на баню хватить: через 2 часа я должен быть на полке.
Есть свой опыт прошлых лет и ряд важных вопросов к специалистам. Если успею, продолжу в следующем топике. Да, вот сразу первый вопрос: 10 мл именно двумя глотками - это существенно важно? В-)

Из опыта древних. Из применявшихся в мое время (20-30-40 лет назад) способов отмечу три.
1. Самый зверский - полоскание горла керосином. Сам не пробовал (бррр!..), но видел несколько раз, как это делается. При ангине помогает мгновенно. Теперь, правда, керосина в горах не найти...
2. Засыпать болящему в разинутую пасть порошок стрептоцида, причем непременно на вдохе, прямо в горло! Пользовался сам много раз и в лагере, и на выходе, и внизу. 100% эффект, особенно когда просыпаешься утром в палатке на гребне (стене) с битым стеклом в опухшем горле. Стрептоцид прямо в порошке продается, всегда в аптечке его держу. Сейчас, с высоты прожитых лет, думаю, сначала хотя бы чайку попить надо: для пустого желудка процедура довольно крутая.
3. Назально-орально-гортальный спрей Каметон. Пользуюсь непрерывно четвертый уже десяток лет, не расстаюсь ни дома, ни в дороге, ни аутроуд. Незаменим для профилактики ОРЗ, очень экономный по расходу (в отличие от всех других подобных), общедоступный по цене и наличию. В стеклянной упаковке при падении взрывался не хуже гранаты, но потом, к сожалению;-) перешли на металлическую посуду. Содержит ментол и эвкалиптовое масло, поэтому очень эффективен также для наружного применения - при термических и солнечных ожогах, как дополнительный антисептик при обморожениях.
Каметонов известно в природе три вида, совершенно разные по вкусу и действию. Классический каметон выпускается МосФармХим им.Семашко, на него довольно похож каметон из г.Курска, он послабее действом, зато содержит какой-то сосудорасширяющий компонент, который мне очень помогает по ночам при заложенности носа, особенно в горах. Третий, алтайский вариант каметона, - это нечто вообще совсем другое, похоже, его там делают из облепихи. Пару раз покупал, но даже до конца не допшикал, выкинул.
Что скажете?

порошок стрептоцида, причем непременно на вдохе, прямо в горло! Пользовался сам много раз и в лагере, и на выходе, и внизу. Стрептоцид прямо в порошке продается, всегда в аптечке его держу.
***
Его продают крупными частичками. В советские времена таблетки представляли из себя мелкий порошок, спрессованный со связующим. Сейчас надо перетолочь аптечный порошок до состояния пудры, просеять через сито, а потом брать с собой пакетик. Но это в нос хорошее средство, в том числе для предотвращения осложнения на уши. Я его через бумажную трубочку вдыхал, почти как "кокаинщики" в фильмах. В легкие не знаю, удастся ли, если порошок крупный. Скорее всего, толку от него немного будет, типа песка. Растворяется он очень постепенно, считается нерастворимым.

3. Назально-орально-гортальный спрей Каметон
Ингалипт тоже содержит эвкалиптовое масло, плюс сульфаниламидные препараты. Пытался успешно впрыскивать его в рот на вдохе так, чтобы попадало в трахею, тогда эта штука помогала остановить наступление трахеита и последующего бронхита.

А я как-то в Китае почувствовал, после вулканических источников в Сиане, что у меня что-то похожее на отек Квинке начинается. А может сильное ОРЗ вирусное с аллергической реакцией. Глаза затекают, нос почти не дышит. А тут глотку начинает перекрывать. Третий блок-пост, мать его. Помечтал о китайской больничке. Не возбуждат. Взял звездочку, плюхнул ее в стакан кипятка, сверху пол-пластиковой бутылки, дышу-дышу. Поделал так несколько раз. Утром только зауженные глаза напоминали мне о вчерашнем. Через день вообще все прошло. Оно же при ОРЗ недурное средство, та же ингаляция, хотя я и на шее и на лбу мазал. Работает. Если не перемазывать лицо, от чего потом кожа слезает. Кстати, достала гадость даже китайца. Но у того стали плечи болеть. Дал ему той же звездочки (китайца лечил вьетнамским лекарством европеец! вот хохма), он помазался, полегчало.

Вероятно, имелся в виду сосудосуживающий компонент.

Спасибо за уточнение, - конечно, сосудосуживающий эффект.
Стрептоцид в порошке продается и теперь, сам его так мелко не растолчешь.
Следующий вопрос по экстрим-медицине:
Что вы скажете про иммуномодуляторы, есть ли опыт их применения в горах? На равнине я предпочитаю назальные капли "Гриппферон". Пользуюсь лет 7-8, эффект просто роскошный. Если вовремя успеешь закапать и если инфекция вирусная - позволяет отделаться самыми минимальными потерями.
Еще важный вопрос по "снотворным" препаратам. В молодости я использовал в горах при необходимости димедрол в таблетках. Теперь иногда накапываю себе на ночь корвалола. Однако недавно на Эльбрусе, на 4200, на вторую ночь после восхождения, когда не спалось, корвалол дал очень странный, вообще обратный эффект, очень неприятно было.

Для нормализации сна в горах как ни странно можно использовать тот же диакарб. Плохой сон - лишь один из признаков происходящей акклиматизации и умеренного течения горной болезни.

По поводу "иммуномодуляторов" сказано достаточно. Не существует иммуномодуляторов, которые можно было бы рекомендовать без зазрения совести для лечения острой вирусной инфекции дыхательных путей (могу добавить - для лечения глазных заболеваний - тоже, не смотря на наличие подобных препаратов в аптеке). Для лечения ОРВи они применяются только у нас на родине (у нас на родине легко купить минздрав). В нос можете пшикать тот же самый Каметон, если есть "больное горло". Если нет - поступайте так, как пишут здесь: forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=25432 .

++Для нормализации сна в горах как ни странно можно использовать тот же диакарб.++
"И ты, Брут!" :))
А если не использовать, просто не спать, раз не спится, думать о вечном - что такого страшного произойдет? На хрена на Эльбрусе диакарб , тем более уже после восхождения?
Мне в горах очень часто не спится, особенно в первые дни - и что с того? Непременно надо что-то принимать?