Анализ статистики несчастных случаев со смертельным исходом в горах с 1955 по 2009 выявил, что разрядная система, принятая в советском и российском альпинизме, сама по себе способствует аварийности.
Первые разрядные требования были утверждены в 1946 году. Потом корректировались не принципиально. Менялась только сложность и количество маршрутов, которые необходимо сходить на тот или иной разряд. Сегодня мы имеем более полувека истории работы этой системы и можем попытаться глобально проанализировать ее эффективность в вопросах безопасности обучения альпинизму. Как результат мы видим, что внесение необходимых изменений может снизить аварийность на альпмероприятиях на 25-35%!

И снова о Безенги (Альпинизм, песня)
Празднование 55-летия а/л «Безенги» собрало довольно много ветеранов. Себя к ветеранам альпинизма не причисляю, но в шеренге ветеранов Безенги постоять где-нибудь с краю имею право, т.к. был здесь 2 раза в 70-х годах. Поводом для нынешней поездки послужил так и не состоявшийся конкурс авторской песни, но о поездке не пожалел. Потому что Безенги как был, так и остается, на мой взгляд, лучшим местом на Кавказе, как для альпинистов, так и для людей, просто влюбленных в горы…
Довольно сложно писать стихи, а тем более песни к определенному событию или дате. Во всяком случае, у меня это не получается. Тем не менее, впечатления от сегодняшнего Безенги, атмосфера празднования, воспоминания 40-летней давности и… родилась песня...

Ветеранам Безенги посвящается…

С 16 по 22 октября на скальных массивах г.Коштила (пос.Буштени, Румыния) состоялся Чемпионат Украины по альпинизму (класс – малые горы). Традиционно эти соревнования проводились более 40 лет в Крыму, но при отсутствии возможности поднять сейчас там флаг Украины, пришлось искать другое место проведения.

Сванетия-2014. Из Адиши в Ушгули вдоль Безенгийской стены (Горный туризм, горы, кавказ, грузия, фото, местиа, ушба, горы, кавказ, грузия, фото, местиа, ушба)
Летом этого года мы прошли короткий, но чрезвычайно красивый поход в горах Сванетии (Грузия). За 4,5 ходовых дня было столько красоты, сколько в ином походе не увидишь и за 3 недели. Более того, могу уверенно сказать: из всех моих ~60 походов по Кавказу этот - точно в тройке самых красивых.
Нитка маршрута пролегала меж двух жемчужин архитектурной Сванетии - Адиши и Ушгули. Через три простых, доступных каждому здоровому человеку перевала уровня "травянистый 1А", без всякого специального снаряжения, прошли у южного подножия белоснежной Безенгийской стены, по языкам огромных ледников, сползающих ледопадами с таких верховий, как Катынское плато.
В частности, это была разведка пути для горной части будущих путешествий от компании Кавказ Explorer, в которой я работаю гидом и менеджером направления. Теперь мне известны все тонкости маршрута, и его можно провести без сучка и задоринки. Если мне, что уж говорить, повидавшему на Кавказе немало красот, данный поход запомнился как ярчайший, то как будут поражены и впечатлены люди, впервые приехавшие в горы?!
Ну, закончу вводную часть. Приглашаю вас сесть поудобнее и совершить фотопутешествие в прекрасную Сванетию. Фотографий много - больше 100. Так что, если вам интересно полностью погрузиться в тот мир, рекомендую выделить определенное время.
В путь...

На страничке в группе Mountschool в facebook г-н Веденин устроил назидательно- показательный суд над фото, взятом из нашего Курса подготовки инструкторов альпинизма. Можно бы было пропустить высказываемые этим «гуру» поучения, если бы не один факт. Г-н Веденин позиционирует себя ведущим специалистом ЦШИ. И если он не знает прописных истин в организации страховки на скалах, то тем более их не знают его ученики, которые так же будут учить своих подопечных – а это уже ведет к постепенной деградации альпинизма на постсоветском пространстве. Поэтому вынужден дать определенные объяснения.

И так, Веденин утверждает:

«Вот отличная фотография в очередной раз демонстрирующая потрясающую техническую неграмотность... Углы и распределение нагрузок, но главное это петля из дайнимы ввязанная полусхватом в тросик закладки. Исследований на эту тему опубликовано множество, но увы....Согласно результатам испытаний такое закрепление , при статической нагрузке, более чем в ТРИ раза снижает прочность новой петли....» И далее печалиться «увы все совсем не грамотно....»

И эти люди запрещают мне ковыряться в носу! (Альпинизм, горная школа "категория трудности", ситник, ведениин)

Размышления небывалого или опять про пик Ленина. Часть заключительная (Альпинизм, самоконтроль, снаряжение, психологическая настройка)

Начало здесь:

Я понимаю, что утомила читателей своими опусами, но так много хочется рассказать, поделиться. Хочется, чтобы народ, который поедет первый раз на высоту, зашёл на свою Гору и получил удовольствие и хорошие воспоминания, а не головную боль.
Вот сейчас как раз самое время рассказать про самоконтроль.

Месснер. Миф о Сизифе (Альпинизм, фильмы)

«Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека.»

Как писал Гоген, в 2012 году вышла документальная лента о Рейнхольде Месснере, в которой показана немалая часть его биографии - начиная с детских восхождений, продолжая успехами и трагедиями на восьмитысячниках, и заканчивая пересечением пустынь, Антарктиды. Больше времени уделено нескольким восхождениям: Нанга Парбат, Манаслу, Эверест. Перед просмотром фильма рекомендую почитать о них более подробно. Под катом статья с сайта www.7jj.org (автор Крис Бонингтон) и ссылки на «Месснеровские» фильмы - часть с переводом, часть на английском.

Погибшие в горах-2013. Дополнение. (Альпинизм, горы, нс)

В посте «Непредвиденные потери в горах.»22 год. http://www.risk.ru/users/phph-1/200545/ Г.Стариков привел сведения о погибших в горах в 2013 году альпинистах-разрядниках и участниках АМ. Я попытался дополнить сведениями о тех, кто в 2013 -м погиб в горах, но в его список не попадает.
Буду благодарен тем, кто поможет уточнить этот список или исправить возможные ошибки.

Тревожные вести с Эльбруса (Альпинизм, спасработы, мчс, авария)

В СМИ появилась следующая информация:

Сергей Веденин: о международной аккредитации ЦШИ ФАР и предложениях по новой системе подготовки инструкторов альпинизма (школа инструкторов, red fox, vento, безенги)

В ноябре этого года на заседании Training Standards Panel UIAA (Комиссии UIAA по стандартам обучения в альпинизме) принято решение о международной аккредитации двухуровневой системы подготовки инструкторов в Центральной школе инструкторов альпинизма ФАР.

С одной стороны, это важное и даже историческое событие, свидетельствующее о признании заслуг и высокого уровня системы подготовки в советском и российском альпинизме.

С другой стороны, международная аккредитация - это хороший повод для того, чтобы задуматься о выводе нашей системы подготовки и обучения в альпинизме на новый, более высокий уровень.

Чем ФАР может помочь клубам? (Альпинизм)

Отвлечёмся от итогов конференции ФАР и вместе порассуждаем, что альпклубам нужно от ФАР.

Понятно, что деньгами ФАР не поможет. А чем?

Корсун А.Г., МС, старший инструктор (в то время председатель Федерации альпинизма Московской области). Фото автора и участников команды.

Музей истории туризма и альпинизма

Видовое дополнение к ранее опубликованной информации об открытии музея (г.Пятигорск,ул.Теплосерная 52).

Русские в горах. Начало альпинизма в России (ельков, фар, 90-летие отечественного альпинизма)

«Русские – самые неприспособленные к горам люди».

Это заявление, которое приписывают немецкому альпинисту Вилли Рикмер-Рикмерсу и которое столь же верно, сколько и не верно...