Сванетия-2014. Из Адиши в Ушгули вдоль Безенгийской стены

Пишет MG5642, 07.10.2014 00:22

Летом этого года мы прошли короткий, но чрезвычайно красивый поход в горах Сванетии (Грузия). За 4,5 ходовых дня было столько красоты, сколько в ином походе не увидишь и за 3 недели. Более того, могу уверенно сказать: из всех моих ~60 походов по Кавказу этот - точно в тройке самых красивых.
Нитка маршрута пролегала меж двух жемчужин архитектурной Сванетии - Адиши и Ушгули. Через три простых, доступных каждому здоровому человеку перевала уровня "травянистый 1А", без всякого специального снаряжения, прошли у южного подножия белоснежной Безенгийской стены, по языкам огромных ледников, сползающих ледопадами с таких верховий, как Катынское плато.
В частности, это была разведка пути для горной части будущих путешествий от компании Кавказ Explorer, в которой я работаю гидом и менеджером направления. Теперь мне известны все тонкости маршрута, и его можно провести без сучка и задоринки. Если мне, что уж говорить, повидавшему на Кавказе немало красот, данный поход запомнился как ярчайший, то как будут поражены и впечатлены люди, впервые приехавшие в горы?!
Ну, закончу вводную часть. Приглашаю вас сесть поудобнее и совершить фотопутешествие в прекрасную Сванетию. Фотографий много - больше 100. Так что, если вам интересно полностью погрузиться в тот мир, рекомендую выделить определенное время.
В путь...

Как обычно, с техническим отчетом можно ознакомиться на mountain.ru.
Вот нитка маршрута из отчета:

28 июля. Долгая, непростая дорога, и мы на краю света, в высокогорной деревне Адиши:
Сванетия-2014. Из Адиши в Ушгули вдоль Безенгийской стены (Горный туризм, горы, кавказ, грузия, фото, местиа, ушба, горы, кавказ, грузия, фото, местиа, ушба)(фото доступно в большом разрешении)

На небольшом пятачке немало средневековых сторожевых башен:

Перед стартом похода ночевка в гестхаузе "у Рамзи". Есть всё что надо - душ, санузел, теплые кровати, и хороший вид из окна:

Около 2 часов гуляли по деревне среди башен:

Среди башен и старых домов:

И башен...

И старых домов...

На улочках деревни повстречали хрюшек :-)

Башни Адиши

Старый дом

И еще башня

На улочках Адиши

Внизу помещение для животных, наверху человеческое:

И еще башня в Адиши

И еще. И все это на небольшой территории компактной деревни. Приятная прогулка перед началом похода!

Вечером прошел дождь. Но можно поснимать и из окна гестхауза:

29 июля. Стартуем. Адиши остается позади:

С приближением:
Видна хорошая тропа, уходящая в район будущей верхней станции канатки на Тетнульде.

Три часа по тропе среди альпийских лугов...

... и оказываешься у языка ледника Лардаад (Адиш), спускающегося до 2400 м:

У ледника озеро:
Утром оно зеленоватое, а вечером, в паводок, мутное и выходит из берегов. Лучше рядом палатки не ставить.

По камням вышли на ровную часть ледника:

С Тетнульда сползает ледник Ляхваш:

Под ним водопад:

Но главное в этих местах - ледопад Лардаад более чем с 1 км перепадом высот:

С приближением:

По языку ледника мы обошли бурную реку Адишчала. Далее проще вернуться по левому берегу к хорошей тропе через перевал Чхундер (Чхутниери). Но мы не ищем легких путей :). Пошли на перевал Рододендронов, его верхнюю седловину (описание в отчете по ссылке в начале поста).

Поднимались среди цветов на фоне ледопада Лардаад:

Взгляд на пройденную долину Адишчала:

Ночевка среди цветов после перевала Рододендронов:

Ночевка была с таким видом на Джангитау, пик Шота Руставелии Западную Шхару:

Ледник Зарешо-Халде, вершины Лакуца-Лаарткол(?), Джанги, Шота Руставели, Шхара:

С приближением. У нас 2500, лето, а там, вдвое выше - зима:

Тут пересекли ледник Зарешо-Халде:

И из усыпанного цветами кармана его левобережной морены любовались белоснежными горами Безенгийской стены:
В этом месте надо обязательно ночевать. Красота неимоверная. Сейчас кляну себя - куда спешил? Было 7 дней на поход. Зачем бежали за 4,5 :-)

Спуск со второго перевала, Каретта (1А):

Зеленые долины Сванетии:

У этого снежника и нарзана заночуем среди цветов:

Туннель в снежнике:

Вид оттуда на Шхару:

Траверс боковых притоков Ингури. Далеко внизу домики Ушгули:

Река Ингури, верховья. Слева ледник Шхара и склоны Шхары, непогода:

Распогодилось:

Шхара и цветы:

Почти 3 км перепада высот! От пышных лугов до вечных снегов.

Просто взгляд с тропы на Шхару...

И в обратном направлении - там всё проще :-)

Вершина Нуам-куан, водопады на бараньих лбах:

Игра теней и света:

Одна из ночевок у озера Намкуами:

Это озеро - просто бриллиант среди красивых мест Кавказа. Чистейшее озеро, питающееся подводными родниками (ничего видимого не впадает, а вытекает чистый ручей), будто создано для того, чтобы в своей глади отражать искрящийся снегами массив Шхары (5203 м).

На берегу цветочки:

No comments

И еще цветочки на берегу

И еще отражение

И еще с цветочками.

Снова себя кляну - было же время. Надо было делать тут дневку. В такую-то погоду!

По поводу названия озера. На генштабовской карте читается "Намкуами". Отсюда наверно пошло и название вершины Нуам-Куам. И озеро можно было бы и так называть. Кроме того, вообще не понимаю, откуда я взял для своей схемы Грузии название Ромисгеле - нет такого в поисковиках. Буду благодарен любой информации про это озеро.

Идём далее. Вид с перевала Вахушти на вершину Цурунгал:

Далеко внизу деревня Корулдаши:

И фрагмент дороги на пер. Загар, вершина Дадиаши:

С перевала Вахушти мы прошли траверс хребта Чубедиши до пер. Загар:

С хребта отличные виды. Было бы еще безоблачно...

Шхара в облаках:
Сванетия-2014. Из Адиши в Ушгули вдоль Безенгийской стены (Горный туризм, горы, кавказ, грузия, фото, местиа, ушба, горы, кавказ, грузия, фото, местиа, ушба)(панорама кликабельна)

Озерцо на хребте Чубедиши. По виду - питьевое. Уж если прокипятить из него воду, то точно.

Отроги Айламы:

Гора Дадиаши с приближением:

Травянистые склоны с пятнышками:

Вдали Дадиаши, внизу долина с перевалом Загар:

Вот и дорога, ведущая в Ушгули:

Чуть ближе. Среди хребтов видна башня недалеко от Ушгули:

Точнее, это Верхний Чажашский замок в Ушгули (Летняя резиденция царицы Тамары) - согласно Викимапии.

Вершина Дадиаши. Там есть 1Б, и надо как-нибудь сходить - виды на ГКХ оттуда шикарные.

Еще долина Дадиаши:

И вот село Ушгули. Классический вид с башней у церкви Ламария XI века, и Шхарой:

И вот прямо с таким видом в Ушгули есть кафе (и не одно). Где можно посидеть поесть хачапури и полюбоваться прекрасными пейзажами. Чем и занимаются многочисленные иностранцы, коих в Ушгули просто толпы. Гуляют среди башен, пьют вино и пиво по кафешкам, фоткают всё и вся. Чем мы тоже и занялись.

Обитатель Ушгули, точнее охранник одного из кафе :-)

Вид из-за столика. Приятно с таким видом потягивать холодное Натахтари, заедая хачапури!

Башня в Ушгули. Пасётся лошадка:

Село Ушгули:

Две башни:

Много башен:

Чажаши и Муркмели:

В Ушгули:
Сванетия-2014. Из Адиши в Ушгули вдоль Безенгийской стены (Горный туризм, горы, кавказ, грузия, фото, местиа, ушба, горы, кавказ, грузия, фото, местиа, ушба)Сванетия-2014. Из Адиши в Ушгули вдоль Безенгийской стены (Горный туризм, горы, кавказ, грузия, фото, местиа, ушба, горы, кавказ, грузия, фото, местиа, ушба)Сванетия-2014. Из Адиши в Ушгули вдоль Безенгийской стены (Горный туризм, горы, кавказ, грузия, фото, местиа, ушба, горы, кавказ, грузия, фото, местиа, ушба)

3-этажный музей Ушгули:

Вид с 3-го этажа музея:

Классический вид из Ушгули - две башни и Шхара:

Те же две башни, другой ракурс:

Башни и горы.

По дороге из Ушгули в Местию открылась Ушба:

И Тетнульд из-за сосновых лесов:

Местиа, здание полиции.

В Местии много всего. Но главное, как по мне, это посетить два музея и съездить на канатке на гору Менташи. Буду благодарен, если подскажете, что еще есть интересного.

Ушба с верха канатки на гору Менташи:

Ближе.

Дальше.

Самолет на фоне ледников Сванетского хребта. Рейс Местиа-Тбилиси регулярный, в самолете 15 мест, других подробностей не знаю. Говорят, за 2 недели уже билетов в сезон нет:

Местиа и Ушба:

В историко-этнографическом музее Местии:

Очень интересная экскурсия и экспонаты! Старинное оружие, монеты, утварь, одежда, иконы, мебель, да что перечислять - надо посещать, желательно с экскурсией (можно и на русском языке).

Библия возрастом под тысячу лет. Золото, драгоценные камни.

Весь музей не отфоткать. Лучше посетить.

Местиа. Башни. В одной из них и рядом - другой музей, Михаила Хергиани. На этом сайте, думаю, не нужно рассказывать, кто это.

Вдали вершина Бангуриани - первая гора мальчика тогда еще Чхумлиана Хергиани:

Бюст Михаилу:

В музее хранятся его личные вещи, висят плакаты с цитатами:
"Опять говорили: сумасшедший Миша! На стене Гестолы ничего не держится, все сходит вниз! Мы все же пошли."

"Я с детства мечтал стать таким восходителем, чтобы суметь подняться на Ушбу. Поэтому начал заниматься альпинизмом."

Чемпион СССР

"Чем жить для себя, лучше жить для других."

Налобный фонарик тех лет.

Личные вещи.

"Я люблю всех людей, человека любой нации я уважаю, лишь бы был он хороший, настоящий человек."

В свободное время отправились в ущелье Бангуриани дойти хотя бы до ледника. Но налетевшая с Ушбы мощная гроза заставила спешно вернуться. Повезло переждать град величиной с сантиметр уже под пихтой. Иначе, без каски, было бы ой-ёй.

Ну и как истинные матрасники, поехали на 2 дня в Батуми - посмотреть самим воочию.

Там понравилось:

Симпатично.

Но явно не успело прежнее правительство довести дело до конца:

Но прибрежная зона приятная.

И центр города тоже.

Кафедральный собор Батуми.

Небоскреб.

Радуга у небоскреба, с берега моря

Само море. Очень теплое в августе. Особенно после горных озёр :-)

Прибой и луч заката.

Закат и море.

"Алфавитная" башня.

На набережной Батуми.

Впереди поход компании Кавказ Explorer через Приказбечье в Шатили...