С Днем российской науки! (Альпинизм, день российской науки, на досуге)

Сегодня 8 февраля.
Поздравляю всех рисковчан с Днем российской науки!
Считайте риски, дорогие товарищи!

И пользуясь случаем вспомним наших замечательных альпинистов и туристов, наших учителей и товарищей, живущих с нами и уже ушедших, которые были не только фанатами гор, но еще и учеными. Их много, очень много, начиная с Отто Юльевича Шмидта... И в горах с ними всегда так интересно!

Немного летних цветов среди зимы. Путешествуя по Архызу... (Путешествия)
Фиолетовая примула на пер. Иркиз. Приспособляемость к суровым условиям заставляет "снять шляпу" перед этой красавицей.

Автор: Николай Дроботенко.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

О лавине в Карпатах, неделю назад снесшей со склона двух человек, я узнал из теле- и интернет-новостей. Информация была скудной: «район села Пилипец»... «лавина»... «поиски продолжаются»... «нашли»... «один – жив, с переломами ног»... «второй – погиб». Но я отчётливо сознавал, что это – вершина айсберга.
Меня же интересовало всё – где, как, при каких обстоятельствах. Поэтому, выдержав паузу в пару дней, я позвонил своему давнему другу, одному из опытнейших спасателей Закарпатья, человеку с незаурядным альпинистским опытом в горах Кавказа, Памира и прочих, вплоть до Перуанских Анд – Жене Чизмару. У меня не было ни тени сомнения, что именно он будет брошен на поиск (поэтому я и выдержал паузу перед звонком – чтобы не отвлекать). Так оно и произошло. Теперь я представляю полную картину событий.

Спасработы 19.01.2013. Караби-яйла. п.Монастырь-Чокрак (Спелеология, пещера, машина, чп)

Данная информация имеет статус официальной от спасателей!

Зимой 43-го советские альпинисты поднялись на вершину Эльбруса, чтобы убрать оттуда фашистские штандарты и водрузить флаг Советского Союза. Прошло как раз 70 лет...Кому интересно посмотреть- загляните на ссылу

Предисловие переводчика

Ниже представлен перевод статьи Шеннона Дэвиса и Джулии Эллисон, которую они назвали «Берегите себя! Инструкция по самоспасению». Особенность статьи: подробные пошаговые дествия с учётом мелочей, в которых, как известно, кроется дьявол.
Начинается инструкция с пошагового описания вязания узлов и заканчивается приёмом переноса верёвки из своего страховочного устройства в жёстко закреплённое состояние на станции. Инструкцию по вязанию любимых узлов читателей Риска можно было бы не публиковать, но из песни, то есть из статьи, слов не выкинешь.

Берегите себя! Инструкция по самоспасению

Вы страхуете напарника, лидирующего на шестой верёвке маршрута категории 5.8 в Каскадных горах, до конца которого осталось две простые верёвки. Это ваш удачный день, силы и психической энергии у вас выше крыши. Вас больше всего беспокоит, сохранится ли холодным напиток в рюкзаке до момента празднования на вершине, как вдруг вы слышите пронзительный крик. После мгновения неподвижности вас рвануло в направлении станции. «Ты в порядке», – что есть силы кричите вверх своему напарнику, но в ответ ничего не слышите кроме порывов ветра. Только сейчас вы заметили приближающийся грозовой фронт.

Итак, что теперь?

Базовые навыки самоспасения с пошаговой инструкцией (Альпинизм, самоспасение в двойке, подъём по верёвке, перенос страховки, пропускание узла)

В ходе последних событий на Эльбрусе, считаю нужным обсудить на отдельном посту комментарий old-vix(а) об обязательном обеспечении восходителей сигнально-звуковыми ракетами.

Повесть о настоящем Человеке. Эльбрус с севера. (Альпинизм, восхождение с гидом, www.mountainguide.ru)
В 2010 году юг Эльбруса был закрыт из-за известных событий, и мы полностью переключились на северную сторону.
Красивая природа, меньше людей на тропе, да и частое отсутствие тропы выше 3700 из-за постоянных снегопадов позволяли насладиться сезоном несколько больше, чем обычно. И вот в середине сезона приехали индонезийцы, а главным гидом группы оказался я.

1978г.  Ретро.Лыжная "тройка" по Ветренному поясу. (Путешествия)
Ленинградско-Днепропетровская группа туристов прошла тройку по кряжу Ветренный Пояс(Архангельская область).Давно это случилоссь-34 года назад. В чём, на чём и с чем тогда молодёжь ходила.

Журнал Alpinist весной опубликовал масштабную хронику восхождений на К2 от начала и до наших дней: The Mountaineers Mountain. Автор статьи - Стив Свенсон.
Две главы, посвященные самым трагическим страницам истории К2 в сезонах 1986, коим Стив был свидетелем, и 2008 годов, мы перевели и публикуем (в двух частях).
Также в материал включен рассказ Пшемо Пясецкого о прохождении маршрута Magic Line.
Перевод: Александр Калашников. Редактор: Елена Дмитренко.

Часть 1.

Что такое разумное стремление? Есть вершина, на которой жажда удовлетворения амбиций может настолько выйти за рамки разумного, что скатится к навязчивой идее; когда зацикленность на результате гонит человека за черту, после которой разумная осторожность должна была бы повернуть его назад, - если предположить, что в данной ситуации выживание становится столь же важным, как и достижение конечной цели.
Том Холзель и Одри Солкелд, «Тайна Мэллори и Ирвина», 2000

Опаленные солнцем. (Альпинизм, трагедии 1986 года, magic line, к2)

НА ПИК ЛЕНИНА БЕЗ АККЛИМАТИЗАЦИИ (Альпинизм, турклуб маи, в.м.божуков)
В прошедшую пятницу на Риске был пост "Физподготовка без ограничений: советы и рекомендации для новичков". Там я обмолвился, что у Валентина Божукова была программа предварительной подготовки к восхождению, которая, по его словам позволяет взойти на пик Ленина без акклиматизации в альпийском стиле. Меня попросили запостить эту методику и сейчас я выполняю обещанное.

Победа (Вода, водный туризм, стихи.)

Победы горькое вино,
В нём память прежних поражений,
С собой проигранных сражений,
Друзей. потерянных давно.

Мой друг Игорь пойдет летом на пик Ленина. Лишних 30 тыс. рублей на ботинки у него нет, поэтому Игорь купил валенки за 1 тысячу. Он утверждает, что комбинация «валенки + бахилы» гораздо лучше и теплее, чем его пластики (синие Асоло).

Валенки для Ленина и зимнего Эльбруса – а почему нет? (Альпинизм)
Я же обдумываю поход на Эльбрус с юга в начале марта 2013 года. Хочется узнать мнение опытных людей: может тоже пойти туда в валенках (валенки + бахилы + кошки)? Кто-нибудь так делал?

Алмасты, или повесть о настоящем гоминиде. (Вода, сарыджаз., тянь-шань)
В жизни каждого, кто часто бывает в горах, накапливается память о случаях, объяснение которым, с точки зрения обыденности, просто нет. Это случайные мелочи, благодаря которым, ты остался жив, камень, ударивший не в тебя, а рядом, лавина, которая пролетела мимо, лишний гребок веслом в пороге, позволивший катамарану пройти «непроносную» бочку и многое другое. Запоминаются явления или объекты, причины появления которых, тебе неизвестны или непонятны. Каждый, хорошо порывшись в памяти, вспомнит несколько таких случаев.
Например, в водном походе по реке Сарыджаз, мы, заплыв на территорию суверенного Китая, очень боялись встречи с китайскими пограничниками, поэтому, побросав снаряжение, стали карабкаться на хребет, по которому и проходила эта граница. Пережив «сухую» ночёвку на подъёме, мы выползли на перевал, на котором была вторая «сухая» ночёвка.

Остров Танна (Путешествия, меланезия, russianethnographicexp, острова, гонконг, тонга, вануату, фиджи, океания)

Если вы впервые прилетаете в Вануату, первое и единственное, что вам надо сделать после обмена денег на местные вату, - купить мочет и положить в рюкзак. В островных лесах штука совершенно незаменимая! Маст хэв намбаван. Не парьтесь по поводу местных перелётов, у вас никогда не проверят багаж, паспорт и вообще ничего, кроме билетов, и даже квитанцию аэропортового сбора не всегда. На местных перелётах можете возить в багаже свиней, кур, живых крабов, ножи, гранатомёт, баллистическую ракету, всем пофигу. Главное, чтобы вес багажа не превышал 10кг. Пофигизм папуасов поражает даже русских. Но об этом в другой раз.На Танна прилетели голодные и злые, это нас извиняет, в какой-то мере. Предыдущий трансфер с Санто на Порт Вила и вылет на Танна получился довольно бестолковым и при этом затратным, Вануату выжигает у нас финансы быстрее, чем московские содержанки у своих папиков. Прилёт на Порт Вила, ужинать уже поздно, такси до геста, ночёвка и рано утром, не успев позавтракать, обратно в аэропорт, - минус сотка грина в пустоту. Какой-то там очередной перелёт, я уже сбился со счёта, посадка, на Танна солнечно и прекрасная погода. Пока я ловил наш багаж, Алекс выцепил водителя, встречающего своего клиента и договорился, что нас подбросят до какого-нибудь недорогого геста поближе к вулкану. Когда я вырулил из здания аэропорта на парковку, то застал любопытную картину, Алекс практически забравшись на пассажирское сиденье машины договаривался с водителем, пытаясь выяснить у него стоимость поездки и куда именно он нас собирается отвезти, а вокруг машины бегал бледнолицый европейской внешности в полном недоумении, переходящем в лёгкую панику и повторял: "Я уже оплатил трансфер!". Мы ему вежливо предложили заткнуться честно поделить расходы и оплатить часть трансфера, но понимания не встретили. Позже ситуацию с такси нам прояснили, а пока несчастный паниковал, явно не понимая, что происходит и почему две сомнительные личности лезут в заказанную им машину, куда уже загружен его багаж. Некоторые лингвистические затруднения и языковые барьеры на Вануату явление нормальное, страна долгое время была под совместным англо-французским управлением, поэтому местные жители, помимо основного государственного языка бислама(чудесный гибрид исковерканных английских слов на французскую грамматику), говорят на одном из языков колонизаторов. Выбор языка и степень владения абсолютно рандомны. Это привносит в диалоги приятный колорит и романтическую недосказанность, граничащую с фатальным непониманием. Бардак усугубляется некоторыми отличительными нюансами гласных и негласных правил на каждом острове, совершенно хиппарским пофигизмом папуасов и характерными русскими манерами участников экспедиции. Через пару минут, и даже без драки, разобрались в ситуации, пустили нашего нового знакомого Криса, как выяснилось, американского гражданина из штата Юта, на его место, а сами забрались на заднее сиденье. Оказалось, что на Танна ситуация запущенна настолько сильно, что такси, как таковых почти и нет, не принято, а есть предварительное бронирование и пакетные туры, туриста встречает машина, заказанная специально для него до места проживания. И это фактически личный трансфер, а вовсе не маршрутное такси, куда набиваются все желающие, чего мы, понятно, не знали, а бедный омериканский друг не мог представить подобной некомпетентности и решил, что у него среди бела дня отжимают транспорт. Кое-как его удалось успокоить, но тем не менее он всю дорогу недоверчиво косился на нас и вежливо так пытался выяснить зачем и почему мы едем вместе с ним в одной машине в лесную глушь полудикого острова. Успокоили его объяснив, что мы тут уже давно путешествуем, освоились, практически, как у себя дома и лучше него понимаем обычаи каннибалов, так что всё идёт как надо. По пути наша машина упёрлась в колонну машин забитых туземцами с зелёными флагами, водитель пояснил, что месяц назад прошли местные выборы и вот теперь на Танна прилетел свежеизбранный кто-то там, вроде губернатор провинции, а это его группа поддержки, избирательный штаб и прочие фаны. Почему они колесят с флагами после выборов, а не до, я не очень понял, зато наш пиндоский попутчик услышав знакомые слова живо заинтересовался политическими аспектами республики, отвлёкся и утратил бдительность перестал нервно оглядываться на наши небритые рожи. За пару часов мы добрались до вулкана и гестхауса, действительно расположенного рядом с началом подъёма.

ГИМАЛАИ КАК ПАНАЦЕЯ (Альпинизм, red point, редпоинт, хитриков, айленд пик)

Выезжая раз в 10-й в Гималаи, уже как-то спокойно относишься ко многим вещам. Все, что тебя здесь окружает очень нравится и очень здорово и долго ты, на самом деле, без этого не можешь, но как-то все это уже ожидаемо и не так остро как в первый раз. Кстати, вот здесь девушка подробно написала, практически о первом разе. Такая молодец, все запомнила, когда, куда, как и что чувствовали… Впрочем, я кажется, немного отвлекся. В Непале особенно остро понимаешь банальную истину - дело не в том, что в горах очень хорошо, просто в других местах намного хуже. Поэтому, как в старом анекдоте про попугая, хоть чучелом, хоть тушкой, но туда. Вот такую безусловную любовь к горам и пытаешься передать людям, которых ты туда привез.

Водный туризм- это целый мир, в нём есть всё, и великое и смешное… Давным – давно, в середине девяностых, я собрался в поход с группой туристов из славного города …назовём его город Йо… У них был богатый опыт сплава по могучим равнинным «рекам-убийцам», типа Большой Кокшаги и Волги, грести они собирались сделанными из титановых!!!! лопастей и самодельных кедровых рукояток вёслами, катамаран-четвёрка был по объёму меньше, чем наша подмосковная двоечка, в спасжилеты были засунуты детские надувные мячи, а сплавляться они собирались в резиновых сапогах, на четвёрке шёл человек, никогда не умевший плавать, но всё это нивелировалось спокойным мужеством, весёлым нравом, великолепной общетуристской подготовкой и отменной физической формой у всей этой суровой мужской компании.
Денег на лошадей не было ни у кого, в прочем и алтайцы в те годы не особенно возили туристов, ввиду отсутствия и того и другого. Да и сам Чуйский тракт представлял из себя зрелище убогое - был разбит, пылен и удручающе пуст…Лошадьми пришлось работать нам. Пешка была ужасающа и мучительна, красоты алтайской природы не воспринимались угасающим от напряжения мозгом.

Побег из Лиона. (Альпинизм, redfox, харди, селиверстов, монблан, 284км, ультрамарафон)

Немного про этот марафон я уже писал здесь.
Инфа с хода гонки здесь.
Ну а теперь – как это было.

Outdoor-проект-2012. Ковчег надежды: Днепр. Соло Фантика (Вода, юра лишаев, мы вобществе, награждаем, хрустальный пик, риск.ру, крым, события, risk.ru)

Нам осталось представить всего один проект - но зато какой!
Юра Лишаев - легендарный Фантик - прошел 4000 км на каяке от истоков Днепра и обошел Крым, в очередной раз доказывая всем, что инвалид-спинальник первой группы - это не приговор. Своим путешествием он показал многим людям, что у них есть возможность жить полной жизнью! Нет ограниченных возможностей. Возможности если и не безграничны,то очень близко, если захотеть и работать над собой...