Остров Танна (Путешествия, меланезия, russianethnographicexp, острова, гонконг, тонга, вануату, фиджи, океания)

Если вы впервые прилетаете в Вануату, первое и единственное, что вам надо сделать после обмена денег на местные вату, - купить мочет и положить в рюкзак. В островных лесах штука совершенно незаменимая! Маст хэв намбаван. Не парьтесь по поводу местных перелётов, у вас никогда не проверят багаж, паспорт и вообще ничего, кроме билетов, и даже квитанцию аэропортового сбора не всегда. На местных перелётах можете возить в багаже свиней, кур, живых крабов, ножи, гранатомёт, баллистическую ракету, всем пофигу. Главное, чтобы вес багажа не превышал 10кг. Пофигизм папуасов поражает даже русских. Но об этом в другой раз.На Танна прилетели голодные и злые, это нас извиняет, в какой-то мере. Предыдущий трансфер с Санто на Порт Вила и вылет на Танна получился довольно бестолковым и при этом затратным, Вануату выжигает у нас финансы быстрее, чем московские содержанки у своих папиков. Прилёт на Порт Вила, ужинать уже поздно, такси до геста, ночёвка и рано утром, не успев позавтракать, обратно в аэропорт, - минус сотка грина в пустоту. Какой-то там очередной перелёт, я уже сбился со счёта, посадка, на Танна солнечно и прекрасная погода. Пока я ловил наш багаж, Алекс выцепил водителя, встречающего своего клиента и договорился, что нас подбросят до какого-нибудь недорогого геста поближе к вулкану. Когда я вырулил из здания аэропорта на парковку, то застал любопытную картину, Алекс практически забравшись на пассажирское сиденье машины договаривался с водителем, пытаясь выяснить у него стоимость поездки и куда именно он нас собирается отвезти, а вокруг машины бегал бледнолицый европейской внешности в полном недоумении, переходящем в лёгкую панику и повторял: "Я уже оплатил трансфер!". Мы ему вежливо предложили заткнуться честно поделить расходы и оплатить часть трансфера, но понимания не встретили. Позже ситуацию с такси нам прояснили, а пока несчастный паниковал, явно не понимая, что происходит и почему две сомнительные личности лезут в заказанную им машину, куда уже загружен его багаж. Некоторые лингвистические затруднения и языковые барьеры на Вануату явление нормальное, страна долгое время была под совместным англо-французским управлением, поэтому местные жители, помимо основного государственного языка бислама(чудесный гибрид исковерканных английских слов на французскую грамматику), говорят на одном из языков колонизаторов. Выбор языка и степень владения абсолютно рандомны. Это привносит в диалоги приятный колорит и романтическую недосказанность, граничащую с фатальным непониманием. Бардак усугубляется некоторыми отличительными нюансами гласных и негласных правил на каждом острове, совершенно хиппарским пофигизмом папуасов и характерными русскими манерами участников экспедиции. Через пару минут, и даже без драки, разобрались в ситуации, пустили нашего нового знакомого Криса, как выяснилось, американского гражданина из штата Юта, на его место, а сами забрались на заднее сиденье. Оказалось, что на Танна ситуация запущенна настолько сильно, что такси, как таковых почти и нет, не принято, а есть предварительное бронирование и пакетные туры, туриста встречает машина, заказанная специально для него до места проживания. И это фактически личный трансфер, а вовсе не маршрутное такси, куда набиваются все желающие, чего мы, понятно, не знали, а бедный омериканский друг не мог представить подобной некомпетентности и решил, что у него среди бела дня отжимают транспорт. Кое-как его удалось успокоить, но тем не менее он всю дорогу недоверчиво косился на нас и вежливо так пытался выяснить зачем и почему мы едем вместе с ним в одной машине в лесную глушь полудикого острова. Успокоили его объяснив, что мы тут уже давно путешествуем, освоились, практически, как у себя дома и лучше него понимаем обычаи каннибалов, так что всё идёт как надо. По пути наша машина упёрлась в колонну машин забитых туземцами с зелёными флагами, водитель пояснил, что месяц назад прошли местные выборы и вот теперь на Танна прилетел свежеизбранный кто-то там, вроде губернатор провинции, а это его группа поддержки, избирательный штаб и прочие фаны. Почему они колесят с флагами после выборов, а не до, я не очень понял, зато наш пиндоский попутчик услышав знакомые слова живо заинтересовался политическими аспектами республики, отвлёкся и утратил бдительность перестал нервно оглядываться на наши небритые рожи. За пару часов мы добрались до вулкана и гестхауса, действительно расположенного рядом с началом подъёма.

Оказалось, что наш попутчик поселился там же, но вот что оказалось действительно сюрпризом, так это цена на проживание. Нас поселили троих в одном бунгало, что ещё как-то объяснимо для нас, поскольку мы просили простой дешёвый вариант, но зато сильно удивило омериканца, оплатившего полный пакет за некислую сумму в 35000 вату. Здесь самое время сделать небольшое отступление про Танна. Даже с учётом всего сказанного выше про Вануату, цены, экономику островов и изоляцию, на Танна нарастает туристический ад. Причём, это говорят и сами местные. Цены растут каждый год, схему трансфера и такси поменяли так, что плата берётся не с машины, а с каждого пассажира, гидов навязывают так настойчиво и агрессивно, что отказаться без конфликта невозможно, причём, гида, к примеру, до соседней деревни, до которой двести метров по широкой дороге. Плата за восхождение на вулкан выросла с 1200 вату до 3350, причём обоснования платы, разумеется нет, - достойные последователи Остапа Бендера. Кстати, ленч и ужин в гесте за отдельную плату, причём, ленч выглядел так, два кусочка хлеба, четыре кружка банана, два кружка ананаса, маленькое зелёное манго. За 500 вату. Напомню, это не в Москве и не в Сибири, а на островах, где на земле под деревьями и то больше фруктов валяется! После Амбрима это просто ошеломляло. А после раннего перелёта без завтрака и бессонной ночи просто бесило. Дружно решив, что после осмотра вулкана посылаем этого жлоба и сваливаем, отправились разбирать вещи. Американец оказался, в принципе, неплохим парнем, для американца. Тридцать лет занимается скалолазанием, в том числе соло, путешествует, и у него есть фонарик. В остальном, это даже хуже, чем нам показывают в их сериалах. В особенности его юмор. Решили, пусть пока будет с нами, пригодится. К тому же, он смешной и верит всему, что мы ему рассказывали. Алекс с Крисом отправились смотреть традиционные танцы папуасов, Алекс за фотками для статьи, а Крис на полном серьёзе верил, что увидит настоящие этнические пляски диких каннибалов. Я предпочёл пару часов поспать. Посмотрел я потом видео этих танцев, думаю, все представляют, что это за "шоу для глупых белых туриков". Но, по крайней мере, здесь они содрали за этот балаган всего по 1500 вату, а не по 5000, как нам пытались впарить на Амбриме, что даже удивительно, видать, оптом дешевле. На вулкан поднялись за полчаса до заката, пешком за 40 минут по набитой дороге, подъём элементарный, набора высоты почти нет. Страшно поразив Криса тем, что оказывается, можно не платить за машину ещё 5000 с каждого. Причём, по разговору уже было понятно, что от таких цен офигевает даже он.

Вулкан потрясающ, безусловно, это того стоило, и перелёт на Танна и вся поездка в Вануату в целом. Лава, бьющая фонтаном вверх в сумерках смотрится потрясающе. Описывать нет смысла, будут фотографии и видео. Всё засняли, сами налюбовались, вулканического пепла наелись сами, набрали полные ботинки, волосы, Криса накормили, никто не ушёл обделённым. Крис мужественно терпел холод и ветер на краю кратера, дым в лицо и пепел в глаза, страдал, но светил нам своим фонариком, не на страх, а на совесть, потому что мы, два опытных и нириально крутых дятла-путешественника (порода птички на нашей красивой эмблеме меняется по ходу экспедиции) забыли фонарики дома. Да, это самый позорный фейл нашего путешествия. Оправдаться могу только тем, что сработал рефлекс, палатку и спальник не берём, ага, логично, значит не поход, значит и фонарик не нужен. Ну что тут сказать, да, протупили. Но ведь в итоге выкрутились! И на весе сэкономили. Кстати, узнав про вес, про ограничения в 10кг и про то, что это все наши вещи на три с половиной недели, Крис впал в полную прострацию, я даже не могу себе представить, что он будет рассказывать своим друзьям о русских путешественниках. К слову, сам он путешествует с друзьями на яхте к Новой Зеландии и на Танна прилетел на одну ночь только посмотреть вулкан. Совместная работа на краю пылающей бездны практически стёрла коммуникационные барьеры и на спуске мы уже во всю делились историями путешествий. Мы рассказывали Крису про Африку и Камчатку, а он нам о том, как он лазал по скалам в Мексике и как его грабили с автоматами. К ужину почти совсем подружились. Ночью эта пиндоская падла храпела так, что я всерьёз хотел выкинуть его с баньяна вниз. Но не успел и уснул. Забыл сказать, поселили нас в домике на баньяне. Это такое дерево, размером с небольшой лес. Увидев его здесь впервые, я понял откуда родились сказки про лесные города эльфов.

После того, что нам дали на завтрак мы собрали рюкзаки и ушли на побережье искать себе другое жильё на вторую ночь. Напоследок сфотографировались с Крисом, обменялись координатами и поделали друг другу удачного путешествия.

Привычно шагая по дороге сравнивали Танна и Амбрим. Сравнение явно в пользу последнего, трудно сказать почему именно, возможно из-за геологических различий, но природа на Амбриме интереснее и разнообразнее. Конкретного плана у нас не было, на форуме Винского мы прочли прошлогодний отчёт, в котором ребята хорошо отзывались о гестхаусе Turtle Bay resort, расположенном на берегу, который содержит семья французов, и мы решили дойти до него и провести там второй день, искупаться в океане и, может быть, посмотреть сто-нибудь ещё интересное. Добравшись до геста обнаружили тишину и запустение. Чуть позже нашлась хозяйка с тремя доберманами. Впервые я увидел на острове породистых собак и не могу сказать, что обрадовался. Гест временно закрыт и продаётся, хозяева перебираются на Новую Каледонию, решили, что здоровье уже не то и пора на пенсию. Морис сломал ногу и лежит в больнице, а хозяйка пакует вещи и завершает дела. И тут сваливаемся мы, без бронирования и, даже без звонка. Хозяйка, пронзительная французская старушка, в которой воплотились неупокоенные духи предков плантаторов. Ярая расистка, капиталистка и любительница Пастернака. Полуметровый мочет в её руке смотрится не вполне уместно, пиратская сабля, пистоль и попугай смотрелись бы намного лучше. И только убогое несовершенство этого мира вынудило её содержать гестхаус, вместо кровавого разбоя среди этих островов. Тётушка сразу заявила, что никуда нас не отпустит, потому что продажа геста не повод лишаться законной добычи прибыли. Из деревни срочно был вызван уволенный персонал, все построены, включая собак, организована еда, территория убрана, мы отправлены к океану купаться на время подготовки хижины.

Надо признать, в чём-то Алекс прав, французы действительно способны устроить себе и окружающим Францию где угодно. У этой мадам в хижине, внешне такой же убогой пальмовой хибаре, как любая на этом острове, было две комнаты, две кровати, диван и туалетные столики, настоящий унитаз, душ с горячей водой, зеркало, электричество и это не считая уютного домашнего оформления из половичков, занавесок и шторок. Всё остальное в том же ключе, до мелочей.

Я практически уверен, что если бы не численное превосходство местных властей и полиции, она бы захватила власть на острове и постепенно отстроила бы копию Версаля и Елисейских полей. Клятвенно заверив нас, что невзирая на отсутствие всего ужин и завтрак она нам обеспечит, это вопрос престижа, старушка свистнула собак и скрылась в зарослях, оставив нам мочет. Имея за плечами опыт выживания в суровых островных джунглях, за короткое время с помощью большого мегамочета мы добыли пару кокосов, папайю, орехи и развлечение до ужина. И да, могу подтвердить ещё раз, прокормиться в лесах Океании элементарно.

До ужина успели искупаться ещё раз, подремать и пофотографировать закат на океане. Про пляж отдельно надо сказать. Валяясь у тёплой воде у берега и ковыряя ногой песок я почувствовал, что глубже песок горячее. Небольшие раскопки показали, что вдоль кромки пляжа тянется горячая полоса, мы купаемся на вулкане. :) Если выкопать себе яму в песке можно валяться в горячей ванне прямо в океане, что и было немедленно сделано.

Это объясняет горячую воду в хижине, очень тёплую воду у берега и выбор места под гест. Фактически, здесь можно было бы устроить настоящие термы, если бы не сложности со стройматериалами и отсутствием полноценной туристической инфраструктуры. Экономически не выгодно. Удивительное место! Тысячу раз извинившись за то, что вынуждена кормить гостей столь убого, хозяйка позвала нас ужинать. Честно говоря, увидев "скромный ужин, который удалось насобирать буквально из ничего", я люто позавидовал ребятам, которые останавливались здесь, когда гестхаус работал в полноценном режиме.

- Это у вас называется "кое-что"!? Вы слишком много кушать!
- В каком смысле?
- В смысле "Зажрались!"
(с) Ширли-Мырли

Скромный ужин "из ничего" начинался с салата из мелко протёртой слегка недозрелой папайи с луком, чесноком и хитрым соусом, потом спагетти с овощами и ещё более хитрым соусом и контрольным выстрелом фруктовый десерт с ромом. Причём, соотношение рома и фруктов в десерте было примерно 1:1, по моим ощущениям.

Я бы не удивился появлению бутылки вина урожая 1959 года и извинениям, что не 58-го и что всего одна, по причине разора и переезда. К счастью, вино не появилось. Завтрак соответствовал. Так же к завтраку был вызван водитель, проинструктирован и поставлен ждать. Кстати, интересный момент, иностранцы на острове имеют право управлять автомобилем, но не имеют право заниматься извозом, только местные могут возить клиентов. Распрощавшись с хозяйкой мы погрузились в машину и отправились в аэропорт. Уверен, если выберусь на Новую Каледонию, останавливаться буду только в гестхаузе этой мадам. Перелёт на Порт Вила прошёл привычно, как поездка на маршрутке, по-моему, я просто перестал воспринимать самолёт иначе, чем городской транспорт. На этом наши местные перелёты по Вануату закончились. Дальше только международные. Очередная промежуточная ночёвка в гесте на Порт Вила, завтра улетаем на Фиджи. Маруру!