Лавина на Боржаве, январь 2013
Автор: Николай Дроботенко.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
О лавине в Карпатах, неделю назад снесшей со склона двух человек, я узнал из теле- и интернет-новостей. Информация была скудной: «район села Пилипец»... «лавина»... «поиски продолжаются»... «нашли»... «один – жив, с переломами ног»... «второй – погиб». Но я отчётливо сознавал, что это – вершина айсберга.
Меня же интересовало всё – где, как, при каких обстоятельствах. Поэтому, выдержав паузу в пару дней, я позвонил своему давнему другу, одному из опытнейших спасателей Закарпатья, человеку с незаурядным альпинистским опытом в горах Кавказа, Памира и прочих, вплоть до Перуанских Анд – Жене Чизмару. У меня не было ни тени сомнения, что именно он будет брошен на поиск (поэтому я и выдержал паузу перед звонком – чтобы не отвлекать). Так оно и произошло. Теперь я представляю полную картину событий.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
О лавине в Карпатах, неделю назад снесшей со склона двух человек, я узнал из теле- и интернет-новостей. Информация была скудной: «район села Пилипец»... «лавина»... «поиски продолжаются»... «нашли»... «один – жив, с переломами ног»... «второй – погиб». Но я отчётливо сознавал, что это – вершина айсберга.
Меня же интересовало всё – где, как, при каких обстоятельствах. Поэтому, выдержав паузу в пару дней, я позвонил своему давнему другу, одному из опытнейших спасателей Закарпатья, человеку с незаурядным альпинистским опытом в горах Кавказа, Памира и прочих, вплоть до Перуанских Анд – Жене Чизмару. У меня не было ни тени сомнения, что именно он будет брошен на поиск (поэтому я и выдержал паузу перед звонком – чтобы не отвлекать). Так оно и произошло. Теперь я представляю полную картину событий.
Суббота, 12 января. В этот день Женя как раз дежурил на станции Пилипецкого горнолыжного подъёмника. Погода была не лучшей – на Боржавском хребте туман, ветер. Но на склоне было приемлемо - катающихся было много.
Около двух часов дня к спасателям обратились взволнованные сноубордисты с информацией о ЧП. Они получили СМС от своего друга. Смысл из СМС вытекал следующий – не взирая на туман, два человека со сноубордами пошли вверх от канатки на вершину горы Гемба. На спуске попали в лавину. У приславшего СМС сломаны ноги. Находится в зоне леса. Где – неизвестно. Что со вторым – не знает. Ждёт помощи. Всё. И группа вышла на поиск.
Обследована вершина Гембы, площадь которой сопоставима с площадью футбольного поля. Видимость – метров 20. Вероятность определить направление спуска бордеров либо увидеть сверху лавинный конус свелась к нулю. Тут же принимается решение спуститься обратно, к лесу, и траверсом прочесать всю его границу влево и вправо от Гембы. Это – километры пересечённой местности. Но если лавина достигла зоны леса (а это следовало из СМС), на неё можно будет наткнуться даже в тумане. Однако несколько часов пахоты по «пересечёнке» результата не дал – лавины не было. И тут пришло понимание худшего развития событий – бордеры съехали на противоположную сторону Боржавского хребта. В дикое, никем не посещаемое ущелье. От верховьев которого до ближайшего села – километров двадцать по буреломам.
И стало ясно, что нужно заказывать машину, объезжать Боржавский хребет (порядка 90 километров), и пробиваться к лавине с противоположной стороны хребта.
Восьмой час вечера. Полная темень. Подготовка к выезду, который назначен на утро. К Жене обращаются друзья попавших в лавину – они рвутся сейчас, ночью, перевалить напрямую через хребет и попробовать найти пострадавших. В полной темноте и тумане это - затея без шансов. Так подсказывал разум. Более того – риск самим влететь в лавину возрастает в разы. Но аргумент парней был единственным и не бьющимся никакими доводами – пострадавший до утра может и не дожить.
Профессиональным долгом спасателя в такой ситуации было бы сказать «Я вам запрещаю». И любой чиновник от МЧС произнес бы именно это. Но у Жени у самого гибли в горах друзья. И на месте этих ребят он поступил бы точь-в-точь как они. В результате – группа была жёстко проинструктирована о мерах безопасности, и Женя лично попросил канатчиков специально включить кресельный подъёмник, чтобы сэкономить ребятам время и силы при забросе на Гембу (за что, конечно же, получил жуткий «втык» по телефону от МЧС-овского начальства).
... Парни вернулись обратно ночью. Чуда не произошло. Перевалить хребет в темноте и тумане им не удалось.
Наутро Евгений, в качестве руководителя группы из восьми человек, был заброшен машиной в село Березники, на юг от Боржавского хребта. От места, куда смогла пробиться машина, предстояло пройти километров семнадцать-восемнадцать по буреломам, с несколькими переправами через реки. Снег – по пояс. В снегоступах – по колено. И всё это – с набором высоты.
Скитуровские лыжи с камусом – у одного Жени. Лыжная палка входила в снег по рукоять – это отражено на снимках, которые делались для отчёта.
Часа через четыре такого движения выбивается из сил один из спасателей. Его оставляют в лесу, снабдив рацией и всем необходимым для «холодной ночёвки». Носилки, которые до этого тянули с собой – также оставлены. Они тормозят движение, и уже очевидно, что через буковый подлесок, через который приходится продираться, протащить носилки с пострадавшим будет нереально. Сейчас главное – поскорее его найти.
Оставшись всемером, спасатели поднялись к границе леса часам к четырём дня. Запаса светлого времени оставался час максимум. В складках рельефа обзор хребта – минимален. Женя оставляет всех отдохнуть, а сам поднимается на лыжах на один из отрогов, чтобы сверху открылась взору хоть какая-то часть гребня Боржавы. И, поднявшись, он видит четыре лавины. Одна – далеко слева, практически у горы Великий Верх. Но так далеко сноубордисты уйти не могли.
Ещё две лавины – уже в районе Гембы. Но они не дошли до леса. И последняя, просматривающаяся за перегибами, с внушительной линией отрыва от гребня метров в 300, таки уходит в лес.
Свист ветра. Где-то внизу – шум деревьев. И тут Женино ухо улавливает едва различимый звук, не характерный природному шуму. Темнеет. Но нужно стоять, напряженно вслушиваясь – не послышалось ли?.. И вновь - звук... Это таки – едва доносящийся издалека крик! Быстро – вниз. Всем - подъём, и – к лавине. Ещё час траверса по бурелому. Тело лавины. И в надвинувшихся уже сумерках спасатели находят лежащего на лавине молодого парня - Диму.
Он пролежал на снегу около 28 часов. Рядом – несколько смятый лавиной термос. Содержимое - выпито. Это то, что вложило свою мизерную, но всё же крупицу в выживание Димы при температуре, опускавшейся ночью до -10 градусов.
Дима выпивает почти залпом весь чай из Жениного термоса. И тут нужно знать Женю (сделаю отступление). Не взирая на дикую жажду при нечеловеческой пахоте в течение многих часов, он за весь день не сделал ни единого глотка из своего термоса. Именно потому, что чай мог пригодиться пострадавшему... если тот ещё будет жив... Вот чай и пригодился...
Возвращаясь к Диме. Он адекватен. Отвечает почти связно. Да, периодически кричал в надежде, что кто-то из горнолыжников или бордеров его услышит... Т.е. Дима так и не понял, что в тумане съехал в ущелье, в которое бордеры по своей воле не спускаются никогда.
Осмотр. Переломы ног очевидны даже при беглой пальпации. Под Димой кровь, но не много. Т.е. переломы открытые, но артерии не задеты. Сноуборд сорван – трещотки креплений вырвало с мясом. Но именно борд до отрыва, как вертящийся в лавине пропеллер, и привёл к закручиванию и множественным переломам ног (врачи в дальнейшем насчитают их порядка двенадцати).
Уколы противошокового, обезболивающего, наложение шин, и всё – полная темень.
И тут я сделаю ещё одно отступление сплошь в сослагательных наклонениях:
- если БЫ спасатели не оставили носилки на полпути, и из-за буреломов и глубокого снега шли чуть медленнее;
- если БЫ они вышли к кромке леса в ином месте - чуть дальше от сошедшей лавины;
- если БЫ Женя влез не на «этот» отрог, а на другой, с которого из-за перегибов рельефа не увидел лавину и не услышал бы едва уловимый голос;
- если БЫ Дима вовремя не закричал...
... вторую ночь на снегу с открытыми переломами он бы уже не перенёс.
Целый ряд случайных факторов сложились в счастливый для Димы пазл. И помощь к нему подоспела как раз к исходу светового дня.
Далее - работа при налобных фонарях. Из двух Жениных лыж и шести пар снегоступов связываются носилки, к которым привязывают Диму. Теперь, всемером, нужно отпахать обратно с нагруженными носилками те же семнадцать километров, увязая в снегу уже без снегоступов.
Сразу принято решение спускаться по ручью, в который ушла часть лавины – здесь пока меньше завалов. И буквально через пятьсот метров транспортировки луч фонаря одного из спасателей отражается от поверхности снега несколько неестественно. «Дядя Женя – там щось блищить...». Это был выступающий на поверхность крохотный элемент ботинка второго пострадавшего, полностью скрытого под поверхностью снега.
Это был один шанс из тысячи – при транспортировке одного пострадавшего наткнуться на второго. Именно в нужную точку упал луч фонаря... Именно там блеснуло. И если бы не вновь сложившийся пазл случайностей – поиск второго пострадавшего с помощью лавинных зондов мог бы затянуться на долгие дни. А в худшем случае – до весны.
Раскопки. Второй пострадавший – Максим, был, к сожалению, мёртв.Причём без шансов на выживание изначально. По всей видимости, его сильно ударило о дерево с сучьями. В районе брюшной полости просматривались открытые раны. Дыхательные пути были забиты снегом – т.е. Максим после остановки лавины уже не дышал. Смерть наступила мгновенно.
Отметив местонахождение Максима маркерами на деревьях, спасатели продолжили путь вниз, транспортируя Диму. Часы показывали около восьми вечера.
Транспортировка по буреломному ущелью ночью включала в себя весь набор природных преград. Спуск с заснеженных валунов с помощью верёвки перемежался проваливанием в реку, которую нужно было преодолеть пять или шесть раз. В одном из мест Женя провалился по грудь в снег, ощутив под ногами ручей. Опереться – не на что. Выдернуть ноги быстро – исключено. И пластиковые скитуровские ботинки наполнились водой полностью. Вылез, вылил из внешних ботинок воду, натянул на ноги насквозь пропитанные ледяной водой «внутренники», и пошёл тащить Диму дальше.
Силы таяли. Но снизу, получив информацию о нахождении Димы, навстречу спасателям вышла группа лесников. К полуночи они, забрав оставленного на полпути спасателя с носилками, подошли к транспортировочной группе. Это была почти победа. Свежие мужики сменили полностью выжатых, пашущих уже более четырнадцати часов кряду, спасателей. Транспортировка до поджидающей внизу машины заняла ещё четыре часа – до четырёх утра.
На машине Дима со спасателями был отвезен в Сваляву. Местные врачи резонно заметили, что с такой политравмой и подозрением на обморожения пострадавшего нужно срочно везти в стационар Ужгорода. Куда Дима и был тут же отправлен. Спасателям же были предоставлены места в местной гостинице – для отдыха.
Мечтой было разуться и высушить обувь. Но, войдя в номер, Женя почуял неладное. Прикоснулся к батарее – холодная. В общем – температура в «отеле» была ненамного выше забортной. Постояльцы получали электрические конвекторы (без вентилятора), экземпляр которого и был вручен Жене. Идея высушить одежду и обувь потерпела фиаско.
И тут поступила новая вводная. На мобильный позвонило МЧС-овское начальство, и всепонимающим голосом всё же попросило Женю с утра сопроводить группу свежих спасателей к месту нахождения погибшего. Он лишь спросил: «Когда выход?». «В семь утра» - прозвучал ответ. На часах было полшестого. Через полтора часа нужно было выйти и вновь проделать путь по снегам и завалам – опять семнадцать километров вверх и семнадцать вниз. Что и было сделано.
Моему другу, Железному Человеку - Жене Чизмару, в этом году исполнится 61 (шестьдесят один) год.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
"Опыт - сын ошибок трудных".
После лавины на Боржаве недельной давности (о коей я писал в первой части), и которая унесла жизнь одного и нанесла множественные переломы второму сноубордисту, у меня возникла мысль озвучить несколько рекомендаций для тех, кто катается зимой на лыжах и бордах в районе села Пилипец.
Несколько раз я себя одёргивал. Во-первых, рекомендаций по безопасности в горах писано уже великое множество. Читай – не хочу. Но главное, что меня останавливало – это осведомлённость об абсолютно наплевательском отношении определённой категории молодых фрирайдеров к каким бы то ни было рекомендациям. Друзья мне подбрасывали год-два назад Интернет-ссылки на отзывы бахвалящихся сноубордистов, срывавших в ущелье Гембы маленькие лавинки, чтобы на них «покататься». Другие кичились тем, что содрали с верхней станции Пилипецкой канатки табличку «Осторожно – лавиноопасная зона!», затащили её на снежный карниз в верховьях ущелья, и весело через неё прыгали, чтобы выложить фото в И-нет. Так вот сейчас, после закончившейся трагедией лавины, я бы этих «героев» безоговорочно направил постоять у больничной койки лежащего с множественными винтовыми переломами ног (одна из которых частично уже ампутирована) Димы Беляева. Пусть Дима расскажет им свои ощущения. Это – лучший способ вправки мозгов. Погибший же Максим Пономаренко дать свой совет не сможет уже никому.
Почему я всё же решил взять на себя ответственность изложить собственные рекомендации?
Это случилось ровно девятнадцать лет назад – в январе 1994 года. Место действия – тот же район горы Гемба. Никакого горнолыжного курорта окрест не было и в помине. Это с 2007 года (с постройкой подъёмников) село Пилипец превратилось в Мекку украинского фрирайда (за неимением других «мекк»). А тогда на месте нынешнего «Гранд-отеля» стояли полуразрушенные коровники полумёртвой фермы.
Мы добирались на лыжах до заброшенной в верховьях ущелья «избушки лесника» (хоть она имеет совершенно иную историю, но это сейчас значения не имеет). В ней – жили. Наше «комьюнити» состояло из, занимавшихся ещё при Союзе альпинизмом, друзей. Которые правдами и неправдами приобрели первые в Украине ски-туровские комплекты, позволявшие на лыжах идти вверх и осуществлять полноценный горнолыжный спуск вниз. В начале 90-х людей, занимавшихся ски-туром, в Украине насчитывались единицы. А модное ныне слово «фрирайд» не употреблял и вовсе никто из нас.
Это был рядовой выезд «поскитурить» на уикенд. Обкатывали ущелья втроём – Женя Чизмар (о котором я писал в первой части) – житель Мукачево, Сережа Ляхимец - киевлянин, и житель Киева - автор этих строк. Прекрасно откатав в пятницу и субботу, в воскресенье - 30 января 1994 года, после обеда в избушке, мы провели Женю вниз – ему пора было возвращаться в Мукачево. И пошли с Серёгой наверх - сделать последний в этот день спуск. Через два часа после Жениного ухода нас накрыла лавина.
Лавина сошла в соседнем от «избы лесника» ущелье. В него практически не добираются нынешние фрирайдеры – может оно и к лучшему. Но мы тогда были там. Я видел, как мощнейший снежный экспресс ударил Сергея в спину, подбросил в воздух и подмял под себя. Через секунду лавина врезалась в меня. Максимум что я успел сделать – это прыгнуть ей навстречу и вверх, чтобы постараться оказаться как можно выше в пластах снега, а не быть подмятым внизу. Далее ничего уже не поддавалось контролю – полёт в теле лавины, которая накрыла меня с головой; кульбиты и сальто в несущейся толще снега; инстинктивные попытки в полёте отгребать снег от лица и... остановка.
Я не знаю, что меня спасло. Лыжные палки оторвало от рук – сработали предохранители в рукоятях (не многие производители выпускают палки с предохранителями, но тогда я был снаряжен именно таковыми). Это дало свободу рук. Сработали и скитуровские крепления, отщелкнув ботинки от лыж. Но главное – меня как бильярдный шар выбросило на дно долины, в котором лавина растеклась до глубины в метр-полтора. Надо мной, лежащим горизонтально лицом вверх, снега было сантиметров десять, причём лицо оказалось на поверхности. Отплевавшись от снега, я выбрался, откопав ноги, за которыми раскопал привязанные к ногам страховочными стропами лыжи.
Всё. Надвигающиеся сумерки, свист ветра, полное одиночество, и под ногами – огромный лавинный конус, уходящий одним из своих ответвлений в глубокий каньон.
С тех пор я знаю, что такое истошно орать: «Серёга!!» в надежде услышать хоть звук. А в ответ слышать только свист ветра.
Я знаю, что такое бегать по огромной лавине, протыкая и разбивая снег лыжей по «классике» поиска - у кустов, в местах перегибов, сознавая, что если я не вытащу Серёгу за первые двадцать минут – он задохнётся....
Я знаю, что такое через четыре часа лихорадочного бесплодного поиска, в полной темени – после восьми вечера, сесть на снег и понять: «Всё...»
Я знаю, что такое под грузом этого «всё», выжатому в хлам, напарываясь на ветки деревьев, проваливаясь в снег, вслепую валить вниз через густой лес за помощью. Мобильной связи тогда не было и в помине.
Я знаю, что такое ввалиться в первую же хату в селе Пилипец в десять вечера и услышать, что телефонной связи в селе нет вообще. А ближайший телефон – на станции Воловец, до которой 18 километров пешком – никакой транспорт ночью в то время туда не ходил.
Я знаю, что такое в пластиковых ботинках идти по дороге на Воловец. И на полпути к Воловцу, уже за полночь, ввалиться в одиноко стоящую тогда у обочины гостиницу «Смерічка» в поисках телефона. И встретить там (что было одним шансом из тысячи) друзей – Виктора Грищенко и Лёшу Гончарова, которые как раз «выгуливали» по Карпатам компанию французских альпийских гидов из Шамони. Для друзей это был шок. Но именно они вместе с французами с наступлением рассвета первыми и включились в поисковые работы. После чего подключились и спасатели, собиравшие лавинные зонды по всему Закарпатью. Одним из первых примчался из Мукачево Женя Чизмар, в то время ещё и не помышлявший работать в спасслужбе. На нём не было лица. Впрочем, лиц не было на нас обоих – ведь ещё вчера мы катались втроём...
Я знаю, что такое ходить по лавине в шеренге с лавинным зондом. И знаю – что такое откопать своего друга с глубины двух метров. Его унесло и впрессовало в каньон. Указанная впоследствии причина смерти - асфиксия. Время до наступления, по словам эксперта – минут десять. И у меня не было шансов его спасти.
Я знаю, что такое вчетвером ехать в микроавтобусе из Воловца в Киев. Впереди – водитель и я. Сзади – открытый гроб с Серёгой, и рядом – прилетевший из Киева его отец, заботливо поправляющий подушечку под Серёгиной головой на ухабах. На это невозможно было смотреть без слёз.
Я знаю, что такое предстать пред глазами всех родственников погибшего. В первую очередь – мамы. И посмотреть ей в глаза. Никто не предъявлял мне претензий – Боже упаси. Скорее даже берегли от лишних расспросов. Серёжины родители – прекрасные люди. Все понимали всё. Но в воздухе витал вопрос, который никто мне не задал и задать не мог априори. Но я его чувствовал. Почему из двоих попавших в лавину погиб ИМЕННО ИХ СЫН?? Не чужой, а именно – их?? Безусловно – лучшим исходом было бы чудесное спасение обоих. Но если судьба распорядилась забрать одного из двух – то почему именно ИХ ребёнка??
Груз этого незаданного вопроса давил на меня и на похоронах (на которых присутствовало огромное количество друзей и родственников), и на поминках. Я – выжил. Серёга – нет. По вискам стучала крамольная мысль – лучше бы меня лавина прихлопнула вместе с ним. Так было бы проще. И понятнее всем. И ещё долгие годы я винил себя в том, что не уберёг друга. Хоть он и сам был альпинистом с не меньшим чем у меня опытом – КМС с почётным титулом «Снежный барс». Но всё равно – я был обязан его уберечь.
А теперь пришло время дать ответ на изначальный вопрос – почему я всё же решил дать свои рекомендации неограниченному кругу лиц.
Я не хочу, чтобы кто-нибудь ещё испытал на себе обе описанные мной ипостаси – стоять у гроба под взглядами чужих родственников, и уж тем более - лежать перед своими в гробу.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Рекомендации занимающимся фрирайдом на участке Боржавского хребта от вершины Магура (минуя Гембу) до вершины Великий Верх - между сёлами Пилипец и Подобовец.
Пять правил, не имеющих исключений.
1. Первое. Запомнить отныне и на всю оставшуюся жизнь слово СЕВЕР. Вбить его на уровень подсознания и не забывать никогда. Попав в критическую ситуацию, будучи накрытым туманом, нужно ехать, идти либо ползти только в СЕВЕРНОМ направлении. Именно на север от Боржавы (с несущественными вариациями – СЗ или СВ) уходят все традиционные для катания гребни и склоны. Именно с севера от хребта находятся сёла Пилипец и Подобовец. И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не спускаться на ЮГ. Там – двадцать километров буреломов до ближайшей цивилизации.
2. Второе, вытекающее из первого. Купить компас. Вложить его в карман рюкзака/штанов/куртки, и вынимать его только на время стирки вещей.
3. Третье. В лексиконе фрирайдера, как у лётчика, должен закрепиться термин «нелётная погода». И тот и другой за ошибки расплачиваются одинаково - жизнью. Если на Боржаве стоит туман, дует ветер (а ветер зачастую таков, что поднятая за темляк лыжная палка трепещет параллельно земле) – не нужно туда соваться. В такие периоды нужно не отрываться высоко вверх от леса, контролируя его постоянно в поле видимости. Влево-вправо от подъёмников в зоне леса можно найти достаточно вариантов для спуска, пережидая плохую погоду.
4. Четвёртое. Если выход на хребет осуществлён в приемлемых метеоусловиях, а уже там «накрыло», нужно забыть о красоте спуска. В таких случаях следует воспользоваться слэнговым словом «линять». Нужно «линять» от опасности уйти на юг, от опасности в тумане влететь в лавину либо получить травму. Вас ждёт в жизни ещё много красивых спусков, а единственный спуск в тумане может оказаться фатальным. Поэтому его следует произвести самым безопасным, а не самым красивым образом.
5. Пятое. Ретируясь, нужно стараться двигаться по гребням, а не по чашам и кулуарам. И двигаться по линиям воображаемого течения воды, а не подрезать склон выписываемыми зигзагами. В Карпатах гребни в массе своей представляют собой огромные поля, и определить в тумане – склон это уже, или ещё гребень, порой сложно. Но данное правило - общее, фундаментальное, и его нужно знать. Движение по гребням и по линии течения воды принципиально снижает риск самому сорвать лавину. Если есть ощущение, что склон под ногами «дышит» и издаёт странные звуки (в предлавинном состоянии склон может «ухать»), значит нужно снять лыжи, борд, и аккуратно, не выписывая зигзагов, «линять» строго вниз.
Указанным пяти правилам крайне рекомендуется следовать неукоснительно.
Следующий пункт, который я выношу отдельно, и на котором настаиваю безапелляционно. Каждый фрирайдер (а также альпинист, турист, путешественник, etc.) ОБЯЗАН приобрести GPS-навигатор. Обязан не мне. А самому себе. Речь идёт не о гламурном коммуникаторе с функцией GPS, который «сядет» за два часа на морозе. А о специализированном ударопрочном и пылевлагозащищённом приборе. Однако GPS-навигатор – не панацея. И расслаблять не должен ни в коем случае. Он может потерять спутники. Может их не поймать. Может просто отказаться работать. Поэтому компас нужно иметь ОБЯЗАТЕЛЬНО, не взирая на GPS. Если же навигатор работает – он облегчает задачу ориентирования на порядок. По записанному своему треку можно вернуться в начальную точку маршрута хоть в тумане, хоть в кромешной тьме. А если бы лежащий на лавине неделю назад Дима Беляев передал СМС-ом не просто информацию о случившемся со словами «где нахожусь – неизвестно», а считанные с GPS свои координаты, спасатели пришли бы к нему раньше почти на сутки.
И ещё один важнейший элемент снаряжения, имеющий вес всего 50-60 граммов и обязательный к наличию, называется спасательное покрывало (спасательное одеяло). Это маленький пакетик с тонкой прочной металлизированной плёнкой, позволяющей максимально сохранить тепло тела в критических ситуациях. Приобретать - в outdoor-магазинах (либо искать в Интернете). Если бы пострадавший Дима завернулся в подобное одеяло, 28 часов на снегу он провел бы со значительно меньшими страданиями и уроном для организма, имея шанс избежать обморожений.
Теперь - к "джентльменскому набору" фрирайдера, списком.
Каждый фрирайдер должен иметь с собой:
- мобильный телефон
- компас
- спички
- фонарь
- коробку петард
- сильнодействующее обезболивающее
- спасательное покрывало (спасательное одеяло)
- GPS-навигатор с парой запасных батарей.
Это – обязательный минимум.
Фрирайдеры, относящиеся к своему хобби серьёзно, дополнительно имеют с собой:
- лавинную лопату
- лавинный зонд (щуп)
- лавинный датчик («бипер»)
- портативные рации
- карту района (либо загруженную в GPS, либо в бумажном виде).
Некоторые берут термос, шоколад, маленькую «седушку» из куска карремата, запасные перчатки (если одну вдруг унесёт ветром) и прочее. Но я считаю эти позиции уже личным выбором каждого.
Кроме того, до выезда на фрирайд нужно внимательно изучить специальную литературу об опасностях гор вообще и лавинной опасности в частности. Как минимум – вбить в Гугл поиск по словам «лавинная безопасность», «всё о лавинах» и иным словосочетаниям, содержащим слово «лавина». Хотя лучше пройти специализированный курс обучения.
По поводу мобильной связи есть одно принципиальное замечание. С юга от Боржавского хребта (куда ни в коем случае НЕ следует спускаться) есть связь только через оператора Киевстар. И то – с проблемами. С севера (со стороны подъёмников), вплоть до гребня, присутствует связь как КС, так и МТС.
На этом, в первом приближении – всё. Однако я не упомянул, оставив его напоследок, ещё один пункт – главный. Этот главный пункт содержит инструмент, без которого не сработает ни одна из вышеуказанных рекомендаций. И этот главный инструмент, который должен быть всегда с собой обязательно – собственная голова. Которая в нужный момент должна принять оптимальное, правильное решение. Тогда и риски будут сведены к минимуму.
Вот теперь - действительно всё.
Публикуется с разрешения автора
551
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Но такова природа человека и с эти ни чего не сделаеш!
Уважение таким спасателям...
Есть небольшое замечание. Возможно стоит употребить более правильный термин "линия падения воды" вместо "линия воображаемого течения воды". Потому как второе это вроде как место куда как раз идти не стоит.
Почитать бы это лихим парням фрирайдерам!
Её надо поместить в "Золотую Книгу Риска"!
Вот только 5-ый пункт из "Рекомендаций занимающимся фрирайдом..." в той своей части, где предписывается лыжи/доску снять - несколько обескуражил.
Очень правильный совет - снять и спускаться ногами по линии падения воды не подрезая склон или по гребню. На гребне особо не покатаешь там как правило снег сдут и камни и не всегда он до самого низа в нужном направлении, а по склону, по линии падения воды, сложно управляемо съехать по незнакомому склону - слишком быстро набираешь скорость - и опять же возможны камни, наддувы и пр.
Категорически неверное утверждение. Именно когда Вы на лыжах и поэтому из-за большой площади и, соответственно, малого давления не продавливаете слои снега до основы, нагрузка на верхние слои (снежную доску) максимальная. Практически независимо от того, как ориентированы лыжи.
Я не стану разбираться в физике процесса давления на поверхность снега!Скажу одно - находясь на лыжах всегда есть шанс попытаться уехать в безопасное место и много случаев (и в моей практике) когда это удавалось!!!Да и совсем не обязательно ехать чётко по прямой...скорее запрещено делать длинные крутые дуги (повороты)
И потом, при нормальном, безопасном подходе к катанию или путешествию, ты никак внезапно не должен попасть в такую ситуацию на склоне, когда там критично лавиноопасно!!!
У нас на службе совсем другое дело, мы сознательно выезжаем на обработку склона, так как после воздействия противолавинных систем, остается еще множество локальных опасных участков, которые необходимо разгрузить перед открытием курорта для катания туристов!Но выезжая на склон, мы уже знаем что там опасно и аккуратно работаем, максимально соблюдая меры безопасности!
Но в данном случае меня смутила именно рекомендация сознательно отказаться от пилотирования лавиноопасного склона на лыжах/доске в пользу спуска пешком по линии падения воды - развивая при этом гораздо большее удельное давление на снег, и лишив себя возможности уехать от лавины, ежели таковая пойдёт прямо из-под ног.
****
по идее, с лыжами давление на доску на порядок меньше,
а без лыж легко ее проломить,
проломил- пошли трещины и понеслась.
из моего тьфу-тьфу три раза скромного опыта выглядит именно так.
Доска сошла после пролома, к счастью, выдержав паузу, которая дала нам уйти.
Но это я теоретизирую. Хотелось бы фактов/измерений/хотя бы слОва опытных лавинщиков.
Но вот то, что Ваши инструкторы не различали движение пешком прямо вниз-вверх или серпантином - это странно.
Нас всегда учили при движении по лавиноопасному склону (если уж занесла нелегкая) ни в коем случае не серпантинить.
По-моему, это логично.
Мне как-то пришлось подниматься вверх по снежной доске. Я думаю, серпантином мы бы ее с гораздо большей вероятностью подрубили.
*****
Насколько я понимаю и видел, доска устроена иначе.
Ее подрезать не надо.
она лопается, как стекло, разом.
И дело не в подстилающем слое, а именно в целостности самой доски.
это жесткая смерзшаяся скорлупа, которая сохраняет равновесие только будучи полностью сохранна, целиком.
Она может быть на поверхности, может быть присыпана каким то слоем снега.
Если она лопается, то именно как стекло или скорлупа, разом по трещинам, одномоментно.
Никуда она трещинами не шла, просто проламывалась по линии движения. Шли бы серпантином - элементарно вырубили бы треугольник, сначала по одной стороне, потом по второй, а по третьей сама бы пошла, подарком второй связке от первой.
Никуда она трещинами не шла, просто проламывалась по линии движения.
***
Если б она трещинами пошла, она бы сошла.
Пока она просто проламывается, она цела.
Это как стекло которое можно просверлить. но если колоть оно лопается целиком.
Имхо лучший способ избежать с ней знакомства это бояться и по ней не ходить.
А теории они такие теории,
это из серии как без вреда выпивать каждый день по бутылке конька или водки.
А по-твоему, все равно, в каком направлении проламывается? Я думаю, что нет. Подрезка и прорезка - не одно и то же по последствиям.Она же сама с собой сцеплена. Если ты по 2 сторонам треугольника прорубил, только третья сторона и держит (ну еще снежок под ней чуть-чуть). При подъеме прямо вверх такого нет.
++Имхо лучший способ избежать с ней знакомства это бояться и по ней не ходить.++
Ты думаешь, мы специально? :))
Шли на вершину по снежному склону, склон как склон.
И вдруг раз - под нами снежная доска, уже недалеко от верха. Снизу я не мог определить, что на такое выскочим.
Смотрелось вполне обычно.
А по-твоему, все равно, в каком направлении проламывается? Я думаю, что нет. Подрезка и прорезка - не одно и то же по последствиям.Она же сама с собой сцеплена. Если ты по 2 сторонам треугольника прорубил, только третья сторона и держит (ну еще снежок под ней чуть-чуть). При подъеме прямо вверх такого нет.
*****
Если речь просто про какой то снежный склон,особенно сырого весеннего снега, конечно, не все равно, в каком направлении.
А доска это цельная структура.
тресни ложкой по бокалу, вот это оно.
Все разом лопается.
Есть в сети видео где хорошо видно. как весь склон идет РАЗОМ. одновременно, внизу и вверху.
Видимо, доски разные по свойствам бывают, нам попался не худший вариант.
*****
Ясно дело.
Структура этого слоя. сцепление с подстилающими и окружающим снегом и тд. все имеет значение.
И наст это еще не доска.
и кстати, про фрамус фраментум тоже нельзя забывать.
****
шо делать, карты таро не всегда с собой:(
**
Саша не парься , на деле это не очень важно все. Имхо.
Ты (и я) не райдер, шурфы копать не будешь.
Никто тебе никакой премудрости тут не выдаст ибо ее нет больше известных азбучных истин.
Слишком много переменных неизвестных.
Все эти дела имеют вероятностный характер, кто считает иначе тот обманывается, имхо.
И если б было иначе, такие темы бы тут не появлялись регулярно... :(
Мне интересно, чем это обосновано. И почему это предлагается объяснять только в личку.
Во всех европейских учебниках по "лавинке" пешеход, нагружающмий склон, приравнивается к ГРУППЕ СКИТУРИСТОВ (лыжников/бордеров).
homul писал:
"Как-то ни один из 4-рых DAVовских инструкторов, у которых я был на занятиях по "лавинке", ни слова не говорил об отличии "подрезания" склона от движения по линии падения воды. "
Я реагировал именно на этот коммент, а не на тот, который процитировали Вы. И именно на него Гоген почему-то захотел ответить только в личку.
...исходя из своего негативного опыта узко-специализированых дискуссий на риске. :)
Нас всегда учили:"Серпантин хуже, больше риск подрезать лавину."
******
интересно. что ты хочешь узнать.
Ты ведь учебники читал.
Читая последние строки,до рекомендаций,комок к горлу подкатил((
Как же часто мы беззаботно относимся к своей жизни..
Прошло более 50лет и как это актуально до сих пор...
Написано жестко, но справедливо.
Спасатели - настоящие мужики!
"И тут поступила новая вводная. На мобильный позвонило МЧС-овское начальство, и всепонимающим голосом всё же попросило Женю с утра сопроводить группу свежих спасателей к месту нахождения погибшего."
Что за спешка, когда уже торопиться некуда, почему людей надо загонять?
Спасибо!
Столько человек пострадало за такой короткий промежуток времени на ОДНОЙ горе, в одном районе. Ничто и никого ничему не учит. Жуть берет. Этот район знаю прекрасно, часто там хожу, в том числе зимой.
В прошлом году, когда стояли на промежуточном финише фрирайдеров, разговаривали с Женей Чизмаром. Он пальцем показывал, где самопроизвольно сходят лавины. Мы с мужем смотрели друг на друга круглыми глазами. Мы ходили по тем склонам! Зная район, зная, что такое лавина, но даже не подозревая по чём мы ходим! Там же все ходят! Вот она, человеческая надежда на авось.
После этого разговора я вынесла мозг всем знакомым, кто ходит в тот район. Спасибо Жене. И вот такая полезная статья.
Там же, на тех же стартах фрирайдеров, говорили на Гембе со спасателями. Ребята жаловались на условия работы, на отсутствие снаряжения, на маленькие зарплаты, на нехватку квалифицированных спасателей. Больно всё это было слушать.
А ведь люди идут и спасают, рискуя жизнью, здоровьем. Спасибо им огромное!
Есть просьба, если тут кто-то из спасателей, работающих в районе Боржавы, читает мой коммент, отпишитесь в личку. Дам наши номера телефонов. В случае НС, есть несколько человек, готовых выехать на помощь. Несколько альпинистов 2 разряд - КМС, в том числе, с жетонами спасателей. Ехать нам 2 часа. Может и наша помощь пригодиться
********
Посмотрел на фото- вам там пушка бы очень не помешала.
Таакие склоны...
И пусть высшие силы дадут таким сорвиголовам благоразумия!
******
да понятно.
А что людей не так много катается?
Гора вроде большущая, склоны огромные...
В воскресенье поеду туда. По последней информации со склонов, снег на горнолыжной трассе смыло дождем. Пойду пешком ходить. Что-то мне подсказывает, что нужно туда ехать.
Низкий поклон спасателям, которые выполняют эту работу. в 2010 один из них погиб, спасая таких же. Погиб из за отсутствия банального лавинного снаряжения.
Почему?
ну представь себе , что произойдет, если ты кувыркаешься, а у тебя отстегнулась одна нога?
вот потому-то.. ..
потому нам бордерам надо четко осознавать, что у нас (в отличие от лыжников) еще меньше шанса остаться целыми в лавине.
Женя оставляет всех отдохнуть, а сам поднимается на лыжах на один из отрогов, чтобы сверху открылась взору хоть какая-то часть гребня Боржавы.
Вот что делают Горы с хорошими людьми!
Кстати, внизу в цирке, который на последнем фото, есть мемориальная табличка Сергею Ляхимцу, "Cнежному Барсу" про которого упоминается в статье.
Действительно цирк с табличной находится под ВВ.
Слава спасателям!!!
Надеюсь что МЧС найдет способы отблагодарить таких людей!!!
http://fakty.ictv.ua/ru/index/read-news/id/1468160
Очень прошу, заклинаю. Не ходите в тот район по непогоде. Там огромные поля. Даже если вы знаете район, все равно, в плохую видимость можно запросто выскочить не в тот кулуар и выйти на карнизы. Берегите себя
И дай Бог удачи спасателям
Прочитав все я просто не мог никак не отреагировать, ведь несколько лет тому назад, катаясь именно на этой горе, я очутился в лавине. Все как в статье, поднявшись на креселке до вершины мы пошли дальше по хребту, у нас не было цели одалеть гору, хотели всего лишь спустится по нетронутому склону в ущелье. Кто бы мог подумать, что этот снимок вполне мог быть последним в моей жизни http://500px.com/photo/25896
Спуск, я был первый, на мне рюкзак, в нем термос и фотоаппарат, которым я периодически снимал ребят, то и дело был то первым то последним. Не успев много проехать, как заприметил не ладное, снег уплывал из под доски, в смятении я стремительно начал съезжать в сторону, но первая волна снега, сошедшая из под меня, потянула за собой большую массу сверху, которая успешно подхватив меня понесла в низ. Удар пришелся в ноги, была бы волна больше, почувствовал бы спиной. Все длилось наверное не более 5 минут, но за это время я успел отстегнуть всего лишь один стреп, думал отстегнув доску, которая работала словно парус, остановлюсь, ведь я пока сверху снежного потока. Плотно сбитый снег нес меня вниз и с каждой секундой подбирался все ближе к лицу. От давления снега на грудь стало тяжело дышать, но количество адреналина в крови не позволило просто нестись в низ. До полной остановки я боролся с наплывами снега в области лица. Осознал что дело плохо, прикинул что если засыпет, то будь я лицом вниз, есть надежда что под капюшоном будет небольшой запас воздуха, а так уж как получится. Стоит ли говорить, что шансов перевернуться, с пристегнутой доской, лежа на спине, с рюкзаком - никаких.
Мне крупно повезло, полагаю что рюкзак который сыграл роль спасательного жилета, некой воздушной подушки - спас мне жизнь позволив остаться "наплаву". Дальше остановка, а потом паника, в голове пролетают мысли: "Где ребята? Что с ними? " "А если снова волна?" Казалось что новая волна адреналина заполнила мою кровь с новой силой. Кое как откопался, стал отползать в сторону, вроди даже доску бросил. Подняв голову увидел вверху сидящих ребят, поднял руку с поднятым большим пальцем вверх, показав что я в порядке. Не смог я полностью отойти и после того как ко мне спустились ребята, то как они спускались у меня не закрепился в памяти вообще. В мандраже и внезапно опустившемся толи тумане толи снежной метели пришлось спускаться в низ к лесу, там где стоит домик. А дальше к лесу, мимо ручья, к водопаду Шепот и в колыбу... Стоит отметить, что погода была чудесной, см. ссылку на фото.
В колыбе за соседним столиком услышали слова: "А видели там какие то ребята, пошли дальше на гору..."
Все позади, можно облегченно вздохнуть, но мандраж возобновляется даже сейчас.
По месту могу сказать, что касательно схемы, в моем случае это произошло в области кулуара, вроди правее от него, если стоять лицом к склону.
От себя скажу, что мне несказанно повезло, повезло остаться на верху, повезло что снесло меня не на деревья. Не стоит сомневаться что маленькая лавина - это не лавина, и тем более думать что ее посилам одалеть.
Берегите себя
Здесь, напротив Ляхимца...
Ляхимец
При работающем - да, но с очень большой погрешность. Это только в кино всё красиво...
"GPS-трекер, который по запросу передает свое местоположение по каналу GSM."
Сужествуют телефоны со встроенной функциеей GPS. С таким телефоном местоположение определяется довольно точно. Ребяткам, играющим в такие игры, не вредно бы обзавестись подобными девайсами.
Например, вот этот:
http://www.gdemoi.ru/gps-monitoring/s7.php
«Каждые 5, 30 или 60 минут (настраивается пользователем) телефон определяет местонахождение по GPS и передает координаты на серверы системы ГДЕ МОИ. Наблюдать за передвижением на карте можно с компьютера и мобильного телефона»
Есть также тревожная кнопка «SOS»
Данный девайс может обеспечить максимальную точность
Контроль местонахождения по GPS
RusLink S7 позволяет отслеживать местонахождение человека по сигналам навигационной системы GPS с высочайшей точностью – до 5 метров - только в исключительных случаях, когда над головой 20 спутников и ясное чистое небо. А вообще точность у таких приемников - до 100 метров. Ориентировочно контролировать можно. Конкретно, для поисков - вряд ли. Тем более, из-под снега точность вообще никакая.
Да, есть возможность по GPS определять местоположение объекта до 0,5 метра. Называется DP-навигация. Но для этого Ваш приемник должен ловить сигнал не только спутников, но и стационарной станции приёма GPS сигнала, которая должна находиться поблизости, не далее 100км, и отсылать на Ваш приемник сигнал с поправками на долготу и широту. И это уже не карманный приемничек за 100 баксов, а солидная аппаратура даже на приёме за десятки тысяч баксов. Не говоря уже о стационарной станции приема GPS сигнала. Та ещё в разы дороже. В условиях когда спасатели не могут получить даже списанную вояками пушку для обстрела лавиноопасных склонов - о таком снаряжении даже мечтать не приходится.
***
мотодельтаплан и взрывчатка-самый дешевый вариант. имхо.
Но, наверно, понадобится кроме димпломированного подрывника, куча всяких разрешений и согласований.
****
Почему камикадзе?
Что нет надежных мотодельтапланов?
Бросают взрывчатку с вертолета, но на это у них наверняка нет денег.
Я понимаю Ваш праведный гнев, но давайте не торопясь выясним, кто и в чём заблуждается. Да, производители телефона слегка загнули про 5 метров. Всё, что Вы написали про точность обнаружения GPS, так и есть, реально достижимая точность порядка 100.
А теперь смотрим в начало ветки.
« Смысл из СМС вытекал следующий – не взирая на туман, два человека со сноубордами пошли вверх от канатки на вершину горы Гемба. На спуске попали в лавину. У приславшего СМС сломаны ноги. Находится в зоне леса. Где – неизвестно.
И тут пришло понимание худшего развития событий – бордеры съехали на противоположную сторону Боржавского хребта. В дикое, никем не посещаемое ущелье.»
И что, если бы попавший в лавину парень передал свои координаты с точностью до 100 метров, это не оказалось бы КОЛОСАЛЬНОЙ помощью в его поисках?
Так кто в чём заблуждается?
Если уж пользовать в описываемом случае, то либо связку телефон + б/м нормальный GPS-трекер, либо GPS-маячок.
А этот девайс - самообман. Это больше для детей в городе, но никак не для продолжительного аутдора.
По времени работы. С GPS тут всё понятно, скажу про Android-планшетник. За 2 часа бега летом в режиме записи трека и прослушивания музыки по bluetooth съедается около 12% батарейки. В режиме "раз в 30 минут получить координаты и отправить их SMS-кой" батарейки хватит дня на 3. В ифонах-андроидах и современных нокиях добавить такой режим проблем нет, программистам это работа на 1 день.
Т.е. для решения конкретно этой задачи такие девайсы всё же подходят. Брать смартфон/планшет в длительный аутдор (2+ дней) в качестве средства навигации наверное никому в голову не придёт.
До тех пор, пока не будут похоронены Виктор Иванович Грищенко и Витя Багмет, хотелось хранить молчание. Но поток откровенного вранья, которое разносят СМИ и официальные лица, достиг критической массы. Последней каплей, переполнившей чашу моего терпения, стало заявление главы пресс-службы Закарпатского областного УМЧС Натальи Батыр, которая изрекла следующее: «Поисковая группа обнаружила место схода лавины, она, кстати, была довольно большой - около километра (она могла сойти лишь от крика)».
Я не хочу комментировать подобные перлы и прочую ерунду, которую подхватывают и тиражируют СМИ. Но факт её насаждения и закрепления в сознании людей понуждает дать информацию об истинном положении дел.
Позавчера, 27 января, не взирая на непогоду, впервые за время поисков, до самых верховий ущелья (в котором когда-то погиб Сергей Ляхимец) дошёл Саша Толстоусов – м.с. по альпинизму и друг пропавших. Там он обнаружил обломки снежного карниза. На поверхности снега – лыжу, лыжные палки, очки и компас Виктора Грищенко. Оповестив обследовавшую соседнее ущелье группу друзей, забрав очки и компас, Саша спустился вниз. Через некоторое время на скитурах к месту находки подошли Саша Микулич, Юра Черевко и его брат – Костя Черевко. За полчаса они нашли и откопали обоих. Витя Багмет лежал на глубине 0.5 метра. Виктор Иванович – на глубине в метр. Расстояние между погибшими – около двух метров. Тела лежали в узком желобе, дающем начало ручью, приводящему к Шипотскому водопаду. Транспортировка тел была произведена на следующие сутки силами отряда МЧС с Женей Чизмаром во главе.
Ни о какой лавине, а уж тем более масштабной, речь не идёт вообще. Именно поэтому её следы и не могли обнаружить в течение многих дней поиска.
Восстанавливая картину происшедшего, сошлись на следующем. Уже возвращаясь домой, ориентируясь по компасу, двойка в тумане вышла на снежный карниз (очевидно, вследствие плохой видимости, не видя его границ). Далее – отрыв карниза и скольжение вместе с ним вниз. По роковому стечению обстоятельств, внизу оказался не выкат, а наполненный глубоким снегом желоб. В который и затянуло обоих. Сверху накрыло обломками рассыпавшегося карниза и слегка «потянувшегося» за этими обломками снега. Всё.
Это не лавина. Это плохая видимость, заступ за линию отрыва карниза (в тумане шли друг за другом вплотную), и фатальный срыв с паденим в узкий желоб.
Сегодня, 29 января, машина с телами погибших после окончания всех юридических процедур должна выехать из Межигорья в Киев.