Сказ о том, как мы открыли самый восточный шеститысячник Заалайского хребта :, Альпинизм, экспедиция маи "заалай-2013", курумды, заря востока, пик эйлера, перевал черная осыпь, перевал верхний нура, перевал предвершинный)

Фокус в том, что мы шли на непокоренную вершину 5985, оказалось, что на карте Генштаба она обозначена, как 5965, а в реальности она оказалась выше соседней вершины 5995, и вообще, GPS показал на ней 6022.

Сборы в горы по Интернету. Типовые таблички. (Альпинизм, снаряжение, планирование, питание)

На прошлой неделе я за пару дней обсчитал две экспедиции - двухнедельный поход 2 к.с. в горах Алая и 40-дневную экспедицию в высокие горы. Получилось быстро и непринужденно, благодаря старым наработкам - типовым табличкам продуктов питания и снаряжения.

Вот этими табличками, а также последовательностью своего расчета я и хочу поделиться с читателями. Итогом такого расчета являются три документа, которые я вывешиваю в Интернет и по которым собирается выезжающая в горы группа:

1. Сводная таблица закупок продуктов питания.
2. Таблица поручений по закупке продуктов питания.
3. Таблица распределения общественного снаряжения по рюкзакам.

А теперь опишу всю последовательность расчета.

Пик Ленина (7134). Высотный график для Наташи. (Альпинизм, акклиматизация)

Одна из рисковчанок (имя её я изменил) обратилась ко мне за консультацией. Дескать, на высоте никогда не была, планирую летом подняться на пик Ленина, помогите, поделитесь опытом...
Я, конечно, помог. В переписке с нею родились тексты, которые могут оказаться полезными и другим.
Сначала я попросил Наташу 3 раза прочитать статью "Организация эффективной и безопасной акклиматизации", а потом попросил прислать мне свой календарный план восхождения. Вот, что я получил:

Ну, типа, горная единичка или ни дня без вертикального километра! (Горный туризм)

Начиналось всё, как обычно. Встретились утром 2 мая 9 человек из пяти городов на ж/д вокзале Невинномысска и поехали в Хурзук для прохождения маршрута. Сначала планировалась простенькая горная "единичка", но поняв, что физическая форма участников позволяет большего, я решил немного усложнить маршрут....в начале до жёсткой единички, а потом до нормальной двойки :))

Опасный эксперимент. (Альпинизм, акклиматизация, пик революции, памирский марафон, высотная адаптация, орви, орз)

Тут недавно обсуждался отек легких на трекинге в районе Кхумбу. И был вопрос о связи высотной адаптации с подверженностью, например, к вирусным заболеваниям. И я сразу вспомнил, как болел перед траверсом пика Революции в Памирском марафоне 2009 года. Тогда я провел над собой опасный эксперимент. Сейчас расскажу, но сразу оговорюсь, не делайте так. Уж больно страшно.

Теоретический посыл был таким: при хорошей высотной адаптации заболевания протекают примерно так, как если бы высоты не было. Я очень сильно рискнул и понадеялся на справедливость этого утверждения. И у меня получилось.

Ну а теперь по порядку.

Вальтер Бонатти.

НА ВЕРШИНАХ ПАТАГОНСКИХ АНД. Очерк.

Из сборника "На суше и на море" за 1972 г.

На вершинах Патагонских Анд. Вальтер Бонатти. Серия "Листая пожелтевшие страницы". (Альпинизм, патагония, серро торре, анды, маури)

Фото chris_jackson

Саморазбор ЧП. Рефлексивная лингводиарея после аварии 2004 года. (Альпинизм, безопасность, лавины, лавины на льду)

Вот тут люди хотят рубрику о НС, разборы НС, говорят, что многие живут в глубинке, дескать, сильных клубов рядом нет. Поэтому хотят, чтобы сайт Риск заменил им отсутствующий клуб. Раз пошла такая движуха, то вот мой опус 9-летней давности, написанный сразу по приезду в Москву после неудачного похода 2004 года с запланированным восхождением на Конгур (7719) в финале мероприятия.

Это пример саморазбора. Когда эту статью прочитал зам (по горам) председателя ЦМКК Алексей Ярошевский, то он меня даже пожалел: "Ну зачем же такое самобичевание?"
Итак,

Моя авария четвертого года.

27.07.2004 в день моего рождения и на 13-й день похода Всевышний в мягкой и очень убедительной форме выразил недовольство моему разгильдяйству и тому разгильдяйству, которое я развёл в своей группе. Примерно в 13 часов по бадахшанскому времени (на 3 часа опережает московское) в 50-ти метрах от седловины перевала на высоте 5350 передовая связка из Юрия Максимовича и супругов - Татьяны Беляевой и Михаила Бабича была снесена мокрой лавиной и пролетела более 700 метров, остановившись на высоте 4850.

Зимний Эльбрус, аморальные идеи и рекомендации по снаряжению. (Альпинизм, снаряжение, хитриков)
Я всегда считал, что альпинизму нужно учить и учиться в горах, на спортивных сборах – альпиниадах. Или в секциях, тренируясь по нескольку раз в неделю. А если и через интернет, то работая с узким кругом знакомых учеников, у которых ты можешь проверить, как они усвоили урок. А весь этот онлайн альпинизм, простите, но мне кажется сродни самоудовлетворению. И в моем возрасте, на это, просто жалко тратить время. Но, тем не менее, бывают моменты когда, часть твоей жизни, неожиданно рушится, и конечно на какое то время опускаются руки. Тогда начинаешь делать глупости. Например, давать советы всем. К сожалению, за этим материалом не стоит никакая благодарность спонсорам. Все изложенное очень субъективно, но бескорыстно и честно.

Схемы Михаила Голубева в Google Earth (Горный туризм, кавказ, карта)

Думаю, многие, кто ходит в походы по Кавказу, при подготовке маршрута используют фотографии и схемы с сайта Михаила Голубева. Кроме того, многие любят "полетать" над районом будущего похода в программе Google Earth (она же "гуглозем") и по разглядывать ландшафт. Предлагаю Мишины схемы в формате KMZ (для Google Earth), использование которых позволяет совместить приятное с полезным.

Вот тут люди хотят рубрику о НС, разборы НС, говорят, что многие живут в глубинке, дескать, сильных клубов рядом нет. Поэтому хотят, чтобы сайт Риск заменил им отсутствующий клуб. Раз пошла такая движуха, то вот мой опус 15-летней давности, написанный для молодых руководителей команд горников Турклуба МАИ перед их отъёздом в походы на майские праздники 1998 г. Копирую без правки, один в один. Итак,

Напутствие начинающим руководителям.

Спортивная цель похода - преодоление пространства в горах. Грандиозность похода, глубина, сила и незабываемость впечатлений прежде всего зависят от протяженности преодоленного пространства и в меньшей степени от сложности отдельных препятствий. Поэтому, планируя поход, стремитесь к линейному маршруту или маршруту в форме ключа (кольцо с линейным участком во второй половине похода), а на маршруте делайте все возможное, чтобы группа прошла его до конца.

Постоянно помните, что вашей реализацией в походе как руководителя и предметом гордости должно стать ваше искусство, благодаря которому группа в полном составе и в нормальном состоянии доходит в срок до конечной точки маршрута. Этим вы отличаетесь от участников, каждый из которых решает индивидуальные задачи.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)

Об износе веревок страховочными устройствами вскользь упоминалось в предыдущих частях цикла и их обсуждениях, однако, этот вопрос, пожалуй, достаточно интересен, чтобы остановиться на нем подробнее. Насколько мне известно, объективного сравнения разных устройств по этому критерию никогда и никем не проводилось, так что пришлось предпринять собственные испытания. Основной их целью была попытка наглядно показать зависимость интенсивности износа веревок от типа и состояния страховочно-спусковых устройств, и выяснить возможность снижения этого износа простыми и общедоступными методами.

НА ПЛОТУ 000 (Путешествия, угрюм река, тунгуска, антарктида)

Вот так я лежал на плоту и размышлял о том, что нас побудило сюда заявиться?!
Место – Иркутская область, Катангский район, верховье реки Нижняя Тунгуска.

Организация переправы забросом веревки на целевой берег (Горный туризм, безопасность, переправа)

Иногда в походе возникает необходимость (или просто большое желание ) переправиться через неширокую реку, ни вброд, ни вплавь не преодолимую. Многие относятся к этому скептически . «Я столько раз ходил и ни разу не понадобилось» - часто такое слышал от людей действительно опытных.
Тем не менее опыт таких переправ существует и я считаю, что группе, идущей маршрут по мало освоенному району с проблемными переправами, полезно о нем знать.

Предисловие переводчика

Ниже представлен перевод статьи Шеннона Дэвиса и Джулии Эллисон, которую они назвали «Берегите себя! Инструкция по самоспасению». Особенность статьи: подробные пошаговые дествия с учётом мелочей, в которых, как известно, кроется дьявол.
Начинается инструкция с пошагового описания вязания узлов и заканчивается приёмом переноса верёвки из своего страховочного устройства в жёстко закреплённое состояние на станции. Инструкцию по вязанию любимых узлов читателей Риска можно было бы не публиковать, но из песни, то есть из статьи, слов не выкинешь.

Берегите себя! Инструкция по самоспасению

Вы страхуете напарника, лидирующего на шестой верёвке маршрута категории 5.8 в Каскадных горах, до конца которого осталось две простые верёвки. Это ваш удачный день, силы и психической энергии у вас выше крыши. Вас больше всего беспокоит, сохранится ли холодным напиток в рюкзаке до момента празднования на вершине, как вдруг вы слышите пронзительный крик. После мгновения неподвижности вас рвануло в направлении станции. «Ты в порядке», – что есть силы кричите вверх своему напарнику, но в ответ ничего не слышите кроме порывов ветра. Только сейчас вы заметили приближающийся грозовой фронт.

Итак, что теперь?

Базовые навыки самоспасения с пошаговой инструкцией (Альпинизм, самоспасение в двойке, подъём по верёвке, перенос страховки, пропускание узла)

Фанские горы. Фотографии. (Альпинизм, куликалоны, адамташ, алаудин, фаны)

Лето 2012 года.
Наш лагерь стоял на Куликалонах. На несколько дней выбрались и в соседнюю долину к Алаудинским озерам.
Такой красоты я еще не видел, теперь понимаю что имел ввиду Юрий Визбор.
С радостью поделюсь этими фотографиями с вами.

Пережить последнее великое гималайское восхождение... (Альпинизм, гребень мазено, rick allen, рик аллен, сэнди аллан, sandy allan, mazeno ridge, нанга-парбат, гималаи, экспедиции, горы)
Сэнди и Рик в базовом лагере после восхождения. Фото © guardian.co.uk

Британская "Гардиан" в ноябре опубликовала статью Питера Бемонта с громким заголовком о последнем великом восхождении в Гималаях.
Не могу поручиться, что оно последнее. И все же прохождение британцами гребня Мазено гиганта Нанга-Парбат - это претендент на будущий Piolets d'Or! Причем, один из основных.
И на финише года я таки публикую перевод этой статьи!

Мой весенний пост пропал из ленты, потому что я не указала рубрику. Попробую возродить его - глядишь, кому пригодится

Мой друг Игорь пойдет летом на пик Ленина. Лишних 30 тыс. рублей на ботинки у него нет, поэтому Игорь купил валенки за 1 тысячу. Он утверждает, что комбинация «валенки + бахилы» гораздо лучше и теплее, чем его пластики (синие Асоло).

Валенки для Ленина и зимнего Эльбруса – а почему нет? (Альпинизм)
Я же обдумываю поход на Эльбрус с юга в начале марта 2013 года. Хочется узнать мнение опытных людей: может тоже пойти туда в валенках (валенки + бахилы + кошки)? Кто-нибудь так делал?