В горах, на маршрутах с ледовыми участками крутизной 50-60 градусов, с болью в душе регулярно наблюдаю, как альпинисты ползком (т.е. чуть ли не ложась на пологий склон) с двумя ледовыми инструментами «борются за существование», считая, что именно так и надо передвигаться по льду этой крутизны. На более крутом льду они переходят на стиль «рука-рука-нога-нога», забивая инструменты параллельно широко на одном уровне, затем подтягиваясь на руках. И тоже уверенны, что лезут правильно.
Лет тридцать назад эти приемы ледолазания были единственно возможными, и именно так рекомендовалось лазать по льду в учебниках альпинизма, например, П.П.Захарова. С тех пор ледовое снаряжение давно вышло на новые уровни, что заставило измениться технику ледолазания, сделав её более экомной, рациональной, надежной. Но большинство по прежнему продолжает лезть по льду в описанных выше стилях.
Доброго дня.
Хочу поделиться результатом своего эксперимента.
Целью эксперимента являлось определение эффективности (КПД) различных элементов, таких как карабин, блок-ролик, спусковое/страховочное устройство, различные узлы, в системе полиспаста.
Мы рассмотрели несколько основных групп причин срывов лидера на скалах:
1. Лезущий оказался на участке, по сложности превышающем его возможности.
2. Клаймер «забил» руки, а иногда – ноги (голени), и не может продолжить движение или удержаться на скале вообще.
3. Потеря равновесия во время лазания.
4. Потеря опоры рукою или ногою: от проскальзываний до отрыва «живых» зацепок или уступов.
Предпоследняя группа причин:
5. Воздействие на клаймера внешних сил, сорвавших его со скалы: камнепадов, ветра, страховочной веревки…
Мы занимаемся альпинизмом. Альпинизм я определил бы так:
«Альпинизм – общественное явление, стремление части членов общества к преодолению в горах и на скалах созданных природой препятствий. Оно включает следующие основные направления:
Поделюсь накопившимся, может кому полезно, а может кто подскажет.
Сравнение и обзор инструментов
Приобрел недавно себе инструмент «ProMasteR» ТМ Ice Rock и SIMOND ЛЕДОРУБ ANACONDA CUP. Решение объединить их в пару было не только ситуативно, но и вполне осознано, и я кстати не ошибся - инструменты вполне дополняют друг друга. Может для серьезного спортивного драйтула и сложности — это не совсем то (хотя вполне работает) зато для льда и альпинистских маршрутов - само то (удобнее и универсальнее просто пары типа Кварков или Номиков, и при этом гораздо дешевле)
Из серии "Записки альпинистского врача"
Фотографии К. Минайченко.
Воронину, Вячеславу Тихоновичу, "Снежному Барсу" №11, уникальному мастеру и капитану нашей "золотой команды" стариков, альпинисту от Бога посвящается...
Автор не берёт на себя смелость перечислить все титулы нашего Британца, потому, что пишет по памяти и просит своих товарищей по команде сделать это, если они могут.
Фото © Flagstaffclimbing.com
Предыстория
Четвертая группа причин срывов на скалах: Потеря опоры рукою или ногою.
В начале цикла я предупреждал, что классификация причин срывов - условная, некоторые причины будут «пограничными»: претендующими быть сразу в двух группах. Так потеря опоры рукою или ногою может произойти из-за забитых мышц рук (или ног), или из-за потери равновесия. Так же потерять опору можно и из-за внешнего воздействия – например: скалолаза сорвал камнепад или порыв ветра.
фото (с) Dave Coleman
История
Следующая группа причин срывов на скалах - потеря равновесия во время лазания.
Под равновесием здесь мы будем понимать устойчивые, сбалансированные положения тела скалолаза на скале в статических положениях или в движении, при которых тело не падает.
Фото © ramonmarin-uk.blogspot.ru http://ramonmarin-uk.blogspot.ru/2015/09/fixeroca-siurana-review.html
Предистория 1
Предистория 2
И так, мы пришли к выводу, что в трэде срыв опасен вырывом точек и, вследствие этого, глубоким падением (с увеличением вероятности получения травм), поэтому срывы лучше избегать. Чтобы избегать – необходимо знать причины срывов. Первую группу причин мы рассмотрели («Лезущий оказался на участке, по сложности превышающем его возможности»). Следующая причина:
Клаймер «забил» руки, а иногда – ноги (икроножные мышцы), и не может продолжить движение или удержаться на скале вообще.
Фото © Michael Pang https://www.facebook.com/michael.pang.1973
Предистория
Мы закончили наш двух-с-половиной-месячный осенний сбор, где в основном мы занимались практическим трэдом: корректировали технику лазания, учились правильно ставить точки и делать станции, ходили трэдом короткие маршруты и длинные. Теперь можно продолжить КУРС ТРЭДА теоретический.
«Этим полукреслом мастер Гамбс начинает новую партию мебели.»
Ильф и Петров «Двенадцать стульев»
Фото © Tyler Roemer
Предистория
Если задать вопрос: «Что обеспечивает безопасность в трэде?» многие ответят: «Веревка, точки страховки, страхующий!» Так ли это? На https://www.youtube.com можно найти уйму примеров, когда и точки устанавливались вроде бы надежные, и страхующий не дремал, но при срыве точки одна за другою вылетали.
Как обычно перед отъездом было много работы и мало времени, поэтому успеть все кажется было не возможно, но тем не менее генератор починили, большие тенты вместо базовой палатки приобрели, а маленький тент взяли у тренера, багаж к билетам без багажа S7 докупили (никогда бы не подумал, что это будет так долго и сложно!), большой сноубордический чехол для платформы нашли у друзей-скалолазов, Трамонтана помогла снаряжением Ocun и солнечным комплектом от PowerTraveller, а Мяссури – своим отличным вяленым мясом для перекусов на горе.
Вот, отгремели чемпионаты, кубки и фесты!
Ну, безаварийно, и славно!
Я, Сергей Пугачёв, напирал на бахчисарайское скалолозание для подготовки к фестивалю Самойлина.
Об этом расскажу ещё.
Мой напарник - Лапшин Миша, во всю готовился к кубкам, Севастополя, Москвы и России.
Всё окончилось хорошо и вернулись мы к старым проектам. И он удался!
Двенадцать лет назад Владимир Могила и Алексей Жилин очистили от шлямбуров (анкеров) один из популярнейших маршрутов в Крыму "Кант по канту" (КПК) на Форканте. Поднялась буча: что будет, люди начнут убиваться по одиночке и коллективами, варварами уничтожен красивейший маршрут, и пр. и пр. Тогда я написал эту статью. Сегодня она еще актуальнее: в головах новых членов сообщества все чаще альпинизм ассоциируется со спортивными мультипитчами, виаферратами, гидами, коммерческими восхождениями. В продолжающемся обсуждении статьи Виктора Чайки один добрый человек Константин на мои мысли о сути альпинизма сказал: "Вы, Михаил, из тех суровых дядек, которые считают, что владелец авто сам должен в отпуск у себя в гараже уметь перебрать движок." Я хотел что-то долго и много объяснять, но вспомнил, что уже писал об этом двенадцать лет назад:
Пик Блока в Туркестанском хребте широко известен в узких кругах альпинистов технического направления. Описаны масса маршрутов на него с западной, северо-западной и юго-западной стороны, т.е. со стороны Ляйляка. Однако, этот пик окружен монументальными стенами и со всех остальных сторон. И на этих, других стенах, похоже, конь не валялся. Любой маршрут, скажем, по южной стене Блока, скорее всего, будет первопроходом. Кроме того, этот скалистый хребет пиком Блока не заканчивается. Восточнее примыкают еще несколько вершин, хотя и пониже, но тоже с красивыми гранитными стенами.
Профиль южной стены пика Блока. Вероятно, нехоженой.
Зайдя сюда в начале сентября 2015 г., мы обошли и обсмотрели пик Блока со всех четырех сторон. Под катом краткое описание этой части нашего маршрута с фотографиями различных ракурсов стен, под которыми мы ходили, а также 5-минутное видео, иллюстрирующее прохождение находящегося там же простого, но забавного перевала Тро-Блок.
Здравствуйте. Представляю вашему вниманию перевод очередной статьи Евы Лопес (испанской скалолазки, тренера, PhD по физиологии) из серии, посвящённой тренировке локальной аэробной выносливости. Это предпоследняя статья цикла, посвященная обзору методов тренировки и некоторым общим практическим рекомендациям. Ссылки на переводы статей этой серии приведены в самом конце.
Общее.
Вопросы о том, как правильно заправлять веревку в восьмерку или АТС при страховке, какой рывок при этом может удержать страхующий и какие нагрузки будут при этом в страховочной цепи возникают очень часто.
В этой работе я попытаюсь на часть из них ответить.