Основные причины срывов на скалах и пути их недопущения. Группа причин первая.

Пишет Михаил Ситник, 08.11.2016 15:47

Основные причины срывов на скалах и пути их недопущения. Группа причин первая. (Скалолазание, школа трэда, безопасность в трэде, скалолазание, Горная школа Категория трудности им.А.М.Ставницера, ситник)
Фото © Michael Pang https://www.facebook.com/michael.pang.1973
Предистория
Мы закончили наш двух-с-половиной-месячный осенний сбор, где в основном мы занимались практическим трэдом: корректировали технику лазания, учились правильно ставить точки и делать станции, ходили трэдом короткие маршруты и длинные. Теперь можно продолжить КУРС ТРЭДА теоретический.



Хотелось бы отметить плодотворную дискуссию после публикации предыдущей статьи и сделать несколько замечаний по её комментариям. Аудитория разделилась:

- на тех, кто считает в треде срыв обязательным приключением, рабочим моментом, поэтому необходимо не бояться срывов и пытаться идти на пределе своих возможностей; Часть из тех, кто так считает, так и делает (Rider). Другая часть – пришла к такому выводу умозрительно, не имея своего практического опыта, но будучи уверенным в мнении, как этого достичь (KostaL). Для них срыв - неизбежное приключение, необходимость для роста.

- на тех, кто считает в траде срыв опасным, риск которого следует сводить к минимуму; Поэтому необходим «запас прочности», позволяющий ходить трэд надежно, избегая срыва.

Для вдохновения первых привожу еще пару-тройку примеров из Ютюба:




Лично я придерживаюсь мнения, что срыв в трэде – опасен. Нас ни кто не заставляет лезть трэдом на пределе своих возможностей! Лазьте посильное, с запасом в одну категорию. А что бы лезть сложное - повышайте уровень лазания, а не сокращайте "запас"!

Кроме прочих факторов, повлиявших на формирование моего мнения по этому вопросу, -ежегодные тяжелые травмы и смерти при прохождении традовых мультипитчей на стенах Крыма. На традмультипитчах вероятность допуска клаймером опасной ошибки выше, чем на коротких маршрутах. Эти ошибки ежегодно повторяются!

В первую очередь серия статей обращена к тем, кто хочет ходить длинные традиционные маршруты. Но для коротких – бОльшая часть выше и ниженаписанного относится то же.

И так, первая группа причин срывов на скалах:

1. Лезущий (назовем его просто и по нашему - клаймер) оказался на участке, по сложности превышающем его возможности.

Во-первых, почему «клаймер»? Это обобщающее англоязычное (с русским акцентом) именование тех, кто поднимается по горному рельефу. Его использование избавит нас от споров об альпинизме и скалолазании, их особенностях и точках пересечения: на скалах все скалолазы, то бишь клаймеры.

От того, почему клаймер оказался на участке, превышающем по сложности его возможности, зависят причины, входящие в эту группу:

1.1 Недооценка или неправильная оценка сложности маршрута в целом или участка скалы на маршруте

1.2 Переоценка собственных возможностей

1.3 Уход с нитки маршрута на более сложный участок (плохое ориентирование и не умение «читать» маршрут).

По порядку. Мы готовимся к прохождению трэдом маршрута: собираем информацию, консультируемся. Уже на этом этапе возможны ошибки. Так, надо хорошо понять, по какой шкале оценивается сложность скал в описании (гайде), перевести на тебе знакомую шкалу. Наиболее популярны французская шкала, УИАА, Британская, Йосемитская, постсоветская.

У нас волею случая популярна французская шкала (первыми подготовщиками, приехавшими к нам для подготовки трасс первых международных соревнований, оказались французы, у которых мы и учились оценивать сложность скал «по ихнему»). Но и у нас каждый понимает её по разному, по своему (что хорошо видно из комментариев Rider). Отсюда в разных регионах трассы одной категории имеют разную сложность. Так в Крыму спортмаршруты Ласпи или Кушкаи сложнее маршрутов тех же категорий в Никите или на Красном камне. Я уже не говорю, что многие едут в Турцию, дабы потом похвастаться прохождением маршрутов новой, более высокой, категории!

Иногда сложность обозначается одинаково (например, во французской и британской шкалах, допустим 6b), а разница в сложности может быть в одну полную категорию!.

Особенно неинформативна и вводит в заблуждение закрытая постсоветская шкала оценки сложности скал! Здесь, например, VI включает в себя в переводе на французскую от 5с до 9b+. А в этой системе оценки сложности описаны, например, маршруты в популярном гайде «Альпинистские маршруты Крыма»!

Описание и сравнение различных систем оценки сложности скал можно посмотреть здесь или здесь.

Не зависимо от вероисповедания (лезть трэд с запасом прочности или на пределе возможностей) мы при выборе маршрута должны понять максимальную сложность и сопоставить со своими возможностями. Но здесь то же есть нюансы!

Трэдовые маршруты чаще идут там, где легче страховаться (по щелям, внутренним углам со щелью, каминам и пр.)- рельефу, не характерному для спортивных дорожек! Поэтому, если вы лезете Fr 6b sport, еще не значит, что вы пройдете trad участок той же категории щелевого лазания с незнакомой вам техникой!

Некоторые клаймеры, пройдя на искусственных скалах в залах Fr 6а уверены, что смогут это сделать и на настоящих скалах. Заблуждение, приводящее к срыву. Пока вы не станете «на ноги», почувствовав трение, не привыкните к скале и не освоите технику СКАЛОлазания, ваше заблуждение опасно!

Ну и еще нюанс. Лезть трэдом психологически и физически сложнее, чем по спортивной дорожке. На это надо тоже «забиваться» при оценке своих сил и выборе маршрута. Для трэда лучше других Британская шкала, учитывающая не только сложность скал, но и возможности страховки (опасность). Но она у нас не используется, многим не знакома вообще.

Консультации с теми, кто ходил «ваш» маршрут. Подсознательно консультант будет стремиться приукрасить, мягко говоря, свое прохождение. Типа «Ключ- фигня, прошел легко, не задумываясь!» Хотя по факту жалел об отсутствии памперсов, зрея на грани срыва. Вы же, зная, что лезете не хуже консультанта, можете оказаться в той же ситуации.

Очень важно уметь правильно оценить визуально сложность участка скалы и выбрать на нем наиболее безопасный путь. Общеизвестно, скала кажется не сложной, когда смотришь на неё снизу. Оказавшись на этом, казалось простом, участке, понимаешь глубину своего заблуждения! Но «пить боржоми уже поздно!»

Лазание только по спортивным дорожкам отучивает нас ориентироваться, выбирать наиболее логичный путь, читать нитку маршрута. Учиться этому на трэдмаршрутах чревато срывами и травмами. Поэтому наименее безболезненное обучение – при лазании по длинным (до 100 м) маршрутам с верхней страховкой по незнакомой скале с возможностью отклоняться от центра в стороны до 10-15 м. Упражнение простое: снизу выбираешь путь и оцениваешь его сложность. Затем лезешь, сопоставляя предполагаемое с фактическим, делаешь выводы, т.е. учишься читать маршрут.

Тут я возвращаюсь к ранее озвученному тезису: «При большом объеме тренировок на скалах … с верхней страховкой 1 км в день, 6 км в неделю, 20 км в месяц ... тебе становится все равно: идешь ли ты с верхней страховкой, с нижней ли трэдом или вообще без страховки! Ты о страховке не думаешь, ты лезешь. Надежно и с запасом прочности.» Это утверждение при обсуждении вызвало много дебатов. В чем смысл эффекта «больших объемов»? Кроме развития всех видов выносливости, совершенствование и доведения до автоматизма техники лазания, происходит то, что в диалектике сформулировано как ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО. В том числе- умение ориентироваться, читать маршрут, правильно оценивать сложность частей маршрута. Что и дает возможность надежно и уверенно лезть трэдом (на одну категорию сложности ниже от твоей максимальной), не думая о страховке.

Продолжение следует: "2. Клаймер «забил» руки, а иногда – ноги (голени), и не может продолжить движение или удержаться на скале вообще. Конечно, отдалить этот момент можно и нужно, развивая общую и специальную выносливость. Но особенно важна здесь «специальная» техника лазания, позволяющая максимально долго нашим мышцам работать в аэробном режиме. «Забитые» руки или ноги - следствие наших неправильных действий, которые и будут рассмотрены в этой группе причин срывов."

В заключение посмотрим красивый трэд:

PS: совершенно забыл о защитнике пляжников с ником Lll. На днях наблюдал групповое изнасилование пляжниками на Мердвенкае одного из простых спортмультипитчей "Шамбала". Извращенцы лезли так: первый- хватаясь за все отттяжки и наступая на все анкера. Второй- по веревке на зажиме.

67


Комментарии:
3
На первом видео карабин лопнул, перевернулся О_о

5
Если кому почему-то интересно, сделал однажды компиляцию на тему "как соотносятся категории в боулдеринге и трудности" из множества источников. Следует иметь в виду, что это скорее компиляция на тему насоса проблем и спортивных маршрутов, и потому к trad не очень применима (trad - это большей частью всё-таки on-sight). Ну и местные особенности тоже стоит в голове держать (например, 5.9+ или 5.10+/5.10d в Yosemite может означать адский ад, который сегодня прокатегорировали бы от 5.12 и выше, или та же прекрасная Moby Dick Right, El Capitan base, Yosemite I 5.10b хе-хе три раза, или та же Snowshed Wall, Donner Pass, Tahoe Lake, на которой часть маршрутов ставили местные отморозки, а часть - пришлые, в итоге там рядом и одна из самых простых трэдовых 5.12a в Калифорнии, и буквально в нескольких шагах от неё гораздо более сложная и физически, и технически в обоих - техника лазания и организация страховки - смыслах 5.11d, или в Никите в Крыму рядом пробитая болтами трещина 7a, которая ну никак не сложней 5.10 = 6a+/6b, и тут же спортивные шестёрки, которые в Калифорнии вряд ли проще 5.12- = 7a+/7b прокатегорировали бы).

bouldering-and-sport-climbing-grades

4
Павел, спасибо! Конечно это не только интересно, но и важно!

2
Moby Dick Right aka Ahab: https://www.mountainproject.com/v/ahab/105872907

2
Последнее видео прекрасно. Похоже, Eddy хорошо подготовился, прежде чем пробовать New Diocese- каждая закладка висит на беседке отдельно на своей оттяжке, в определенном порядке.

Линия тут https://www.thecrag.com/climbing/australia/arapiles/bluff-major/area/11967799
Вообще, Арапилес- это царство трада, жаль, что из России мало кто добирается (а скорее, вообще никто)

3
Михаил, я пару-тройку лет назад составил вот такую табличку. Как считаете, на сколько она объективна? Понимаю все условности, но думаю, как какой-то ориентир, ее можно использовать.

9K-71XJlTfU

4
Александр, в общем и целом- табличка нужная. Но, т.к. на каждый разряд может идти в зачет одно восхождение в Крыму, то надо учитывать, что сложность участков маршрутов в Крыму выше. Так на 1Б может быть Fr 4+ (UIAA V), на 2Б до Fr 5с (UIAA VI), на 3Б 6а (VII) и т.д.

1
Спасибо. Меня-то многие наоборот уверяли, что я предъявляю слишком жесткие требования, и что эта таблица актуальна скорее только для Крыма, а не для больших гор! )) Выходит, что для Крыма она должна предъявлять еще более серьезные требования к участникам.


1
поддержу тему так как утверждения которые вытаскивает Михаил меня "удивляют"..
Лезть трэдом психологически и физически сложнее, чем по спортивной дорожке.

это один из мифоф..это далеко не так, хотя по логике это (Трэд) должно быть сложнее фокус в том что правильно пробитая спорт дорожка с организованными точками через 2.5-3 метра психологически гораздо труднее чем хороший крепкий трэдовый рельеф/трещина даже более сложной категории. Объясняю в трещину можно запихивать весь набор железок хоть через 10 см с одновременным подвисанием в "радостных" местах, это полностью снимает всю психологическую нагрузку.и превращает рисковое лазание в чисто техническую заморочку по спасению своей тушки от полёта. а вот пролезть 3 метра с риском неожиданно уе метров на 5 гораздо неприятнее..фото лазание ДТ Трэд на Такмаке зимой в Красноярске ..выше меня много хороших трещин запихивай через 10 см и спасайся от срыва...а если это же нависание пробить через2 метра с риском уе на 4 метра это уже другое приключение поинтереснее и сложнее. ну и где тут правда?
11

4
Забаво: защита на руках есть, а каски нет ).
То есть все Ваши точки столь же надежны, как уши на клееных шпильках?
При лазании трэдом далеко не всегда есть возмоность делать абсолютно надежные точки каждые 10 см )).
Срыв на пробитой спортивной дорожке, с падением на 5-8 м., если человек адекватно срывается, в подавляющем боьшинстве случаев, совершенно безопасен. Чего нельзя с такой же уверенностью утверждать о срыве на "натуральные" точки страховки. Хотя, разумеется, точки нужно ставить надежно, нужно уметь это делать и т.д. и т.п.

5
"поддержу тему"
Rider, спасибо за поддержку, без Вашей поддержки тема рухнет!

Вообще, утверждения которые вытаскивает Александр (Rider) меня "удивляют"!
Так, из его комментариев к прошлой статье мы узнали о скалолазании много нового. Александр открывает нам глаза, гнет матку-правду не взирая на личности:

1. Следствием его утверждений является обвинение лучшего трэдовика МакЛеода в ряде смертельных грехов, например, в изучении сложных маршрутов лазанием с верхней страховкой и боязни срывов:

- Rider, 27.10.2016 10:17 "многие клаймеры вешают верхнюю страховку и месяцами полируют один и тот же маршрут на ... верхней страховке после такого "автевока" маршрут проходится, но достижение сомнительное"

- Rider, 28.10.2016 07:45 ""верхнестраховочные на сасыватели" страшно боятся спрыгнуть на крюк (сорваться). у них никогда не будет сложных онсайтов"

Общеизвестно: МакЛеод на предельных маршрутах работает в т.ч. с верхней страховкой, т.е. по мнению Rider - относится к трусам-верхнестраховочным насасателям, боящимся срывов.

2. Относит к одной из причин срыва "страх перед предельной сложностью"Rider, 26.10.2016 15:48 , путая где причина, а где следствие: страх перед предельной сложностью в трэде - это СЛЕДСТВИЕ страха перед срывом!

3. Высказывая глубокие познания в системах оценки сложности скал, утверждая, что по французской шкале оценивается он-сайт сложность, а не рэд-поинт (obraz, 31.10.2016 20:58 ".. оценка по французской системе предполагает знание маршрута скалолазом (т.е насос), именно поэтому онсайт - труден"
Rider,
02.11.2016 10:22 "...ну ну онсайт труден даже после насоса?... уточните откуда вы это взяли? очень непохоже на правду." Особенно умиляет "онсайт труден даже после насоса"!

И другие перлы.

По существу комментария.
"Лезть трэдом психологически и физически сложнее, чем по спортивной дорожке".это один из мифоф..это далеко не так,"

На установку точек в трэде уходит времени, и пропорционально времени- сил, гораздо больше, чем на спортдорожках (даже с провешиванием оттяжек). Поэтому трэд - физически тяжелее. Поэтому на сложном трэд-маршруте часто страховаться - расходовать силы не разумно: быстро "забьются" руки и ноги (икры). Особенно на ключе. Поэтому страхуются через теже 2,5- 3 м, но без уверенности, что при срыве точка выдержит. Поэтому - и психологически тяжелее.

Вообще, Александр, в Ваших комментариях постоянно звучит какая-то ревность и враждебность, вроде у Вас пытаются что-то отобрать, а Вы защищаетесь.

1
Плюс ещё один фактор - "облазить" свои точки от непросто до невозможно (по модулю технической/физической готовности).

1
На нежно любимой Snowshed Wall, Donner Pass, (North) Lake Tahoe есть классический трэдовый маршрут Crack of the Eighties I 5.12d/5.13a (формально эквивалентно 7c/7c+). Вот он как раз такой, что можно закладываться каждый метр, а то и чаще. Один тонкий момент - трещина очень неглубокая и размытая, места под закладки - единственная возможность клинить пальцы и ребро тапка. Больше на маршруте почти никакого рельефа. Получается, что заложиться-то можно, но "обойти" закладку - повысить сложность маршрута на две-три подкатегории. Отрезок ключевой всего метра два с половиной и довольно-таки высоко, однако смелости лезть это с нижней мало кому хватает.

Нечасто бывает, что на непростом маршруте можно заложиться через метр, что точки лезть не мешают.

http://www.mountainproject.com/v/crack-of-the-eighties/106196711

3
Александр, почему вы так склонны драматизировать срывы с нижней страховкой? Это проблема новичков. Большинство более менее сильных скалолазов плевать хотели на полеты по 5-10 метров, особенно на нависании. Это надуманная проблема. И как это вы собираетесь "пихать точки" через полметра на трэдовом маршруте? Если он например 30-40 метров длинной - посчитайте количество точек и прикиньте их вес. А если размер заранее не известен, то мероприятие становится очень интересным. И давно вы пробовали щели 7 категории? "Дробить" точки не получится, сил не хватит. В реальности на щелевых маршрутах страхуешься через 3-5 метров. Срыв с вылетанием 1 точки- это полет на 15-20 метров. ТРЭД на порядок напряженнее психологически.

1
>Срыв с вылетанием 1 точки- это полет на 15-20 метров.

Вы драматизируете "в другую сторону". Если лезешь за комфортным пределом и срыв вероятен - тогда и страховка должна быть адекватная, чтоб не травмироваться или не убиться. Полёт на 15-20 метров без нависания или идеально гладкой стены - это с не малой вероятностью травма или смерть.


0
На первом что-то не так с отказом точек. Сверху летит металл, одна точка остаётся с оттяжкой в скале и что-то летит по верёвке вверх.

Так и есть - подпись под видео на ютюбе:
1я точка - карабин сломался (был встёгнул носом и лежал боком на краю)
2я точка - C3 00 кам плохо заложен, вылетел (справедливости ради - такой и хорошо заложенный - не гарантия).
3я точка - длинная петля из-за вибрации верёвки полетела вверх карабин выстегнулся из верёвки ударом о вторую точку.

Чудеса на виражах.

Я действую по ситуации: в горах срываться нельзя, на много верёвочных маршрутах с натуральной страховкой срываться нельзя, на одноверёвочном траде с хорошей страховкой можно, но всё равно опасно. Степень риска регулируется частотой качественных точек - тут каждый сам решает сколько ему надо страховки.

"Красивый трад" - не согласен. Страховка на маршруте страшненькая (мелки стопперы), но, вроде прочная порода - кварцит. Скалолаз много закладывался и медленно лез (попытка онсайта, первого прохождения), от этого забился и сорвался. Хорошо? Думаю - да. Красиво? Нет.

2
Точно, кварцит. Порода настолько прочная, что в свое время здесь микро-стопперы изобрели специально для Арапилес.
http://www.rockandice.com/lates-news/the-guy-whose-nuts-revolutionized-climbing-r-p

Приезжайте, посмотрите :)

0
На тему микростопперов. Пару лет назад думал что докупить - мелких камов или бронзовых микростопперов для гранита. Подержал стопперы в руках и решил, что на такое я не согласен прилетать :D


3
В чем смысл эффекта «больших объемов»? Кроме развития всех видов выносливости.
ВСЕ ВИДЫ (и даже важнейшие для сложного лазанья) вы объемами не разовьете.
В том числе- умение ориентироваться, читать маршрут, правильно оценивать сложность частей маршрута. Что и дает возможность надежно и уверенно лезть трэдом (на одну категорию сложности ниже от твоей максимальной), не думая о страховке.
Всего этого не достаточно для "надежного и уверенного лазанья трэдом". Из дискуссии вы как то упустили главное - не надо излишне возвеличивать частные средства. И кстати к вопросу о запасе прочности (по опросу наших сильнейших альпинистов) - те у кого RP 7B лезут трэд онсайт 6С, у кого 7C - 6C/7А, у кого 8а-7а/7a+, у кого 8B - 7A+ у кого 8B+ - 7а+. А у кого же тогда ТРЭД OS 7b? Наверное надо еще поднажать и нарастить запас до 8С/9B. Только вот жизни может не хватить.
И что нет таких?... да вроде есть, и что все с RP 8C? да вроде нет, или может все на объемы налегают? - тоже сомнительно. Д. Маклеод кстати книжку написал на эту тему, так прям и называется - HOW TO CLIMB HARD TRAD. Можно почитать и отнести автора к одной из "подгрупп". Только вот одно его мнение может перевесить очень многих форумных теоретиков, ибо достижения велики. Психологическая подготовка в трэде тема особая и отдельная, и ни к объемам ни к простому наращиванию уровня не сводимая. Лезть 7B/7С трэдом - совсем не тоже самое, что лезть 6а/6б без страховки, и эти вещи не надо путать и смешивать в одну кучу. И все эти разговоры об объемах и запасах - это полуправда. Умение концентрироваться и сохранять способность к эффективному выполнению сложных движений на фоне сильного психологического давления (вызванного РЕАЛЬНОЙ угрозой глубокого опасного срыва) - это не тоже самое что надежное и уверенное простое лазание без страховки. И уж конечно лезть 6С Трэдом при RP 7C, совсем не тоже самое что лезть 7А+ при RP 8A+.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru