Основные причины срывов на скалах и пути их недопущения. Группа причин пятая

Пишет Михаил Ситник, 17.02.2017 12:25

Основные причины срывов на скалах и пути их недопущения. Группа причин пятая (Скалолазание, скалолазание, трэд, трад, безопасность в трэде, михаил ситник, горная школа)
Мы рассмотрели несколько основных групп причин срывов лидера на скалах:

1. Лезущий оказался на участке, по сложности превышающем его возможности.
2. Клаймер «забил» руки, а иногда – ноги (голени), и не может продолжить движение или удержаться на скале вообще.
3. Потеря равновесия во время лазания.
4. Потеря опоры рукою или ногою: от проскальзываний до отрыва «живых» зацепок или уступов.

Предпоследняя группа причин:
5. Воздействие на клаймера внешних сил, сорвавших его со скалы: камнепадов, ветра, страховочной веревки…

К сожалению, такая вероятность есть. И срывы по этой причине происходят часто. Когда происходит обрушение скалы, или висячего ледника, снежной доски – понятное дело, вероятность выживания мала.

Так погиб выдающийся альпинист и скалолаз СССР, "Тигр скал" Михаил Хергиани: на стене СуАльто (г.Чиветта, Италия) сошел камнепад, который перебил веревку и сбросил его на 600 м.
М.Хергиани на своей последней стене

Так погиб почти со всею командой другой не менее выдающийся альпинист тех времен Лев Мышляев: обвал снежного карниза с в.Чатын сбросил их с километровой стены.
Лев Мышляев
Часто эти катаклизмы провоцируются землетрясениями. Но возможны и другие причины. Поэтому очень важно постоянно изучать жизнь гор, природу камнепадов, лавин, обрушения висячих ледников. Знать когда, где и при каких условиях их вероятность увеличивается. И не оказаться в опасном месте в опасное время.

До сих пор речь шла о «полноценных» обвалах и лавинах. Но также опасны и небольшие камни, ледышки (сосульки), лавинки. Поэтому каска - лучший друг клаймера. На фото ниже - Алекс Хубер при прохождении фри-соло «Диретиссимы» на Чима Гранде ди Лаваредо. Под ним – пустота.
Но он - в каске. На вопрос «Зачем» он ответил, что если прилетит в голову небольшой камень- то без каски можно на долю секунды потерять сознание, и тогда – срыв!

Отдельной группой стоит сдергивание лезущего веревкой. Это может произойти по разным причинам, например – при сильном ветре.

Если дует ветер 15 м/сек и более постоянной силы, веревка иногда принимает почти горизонтальное положение и тянет клаймера вбок. Когда поставишь точку, то на участке ниже неё нагруженная ветром веревка начинает тянуть в сторону точки, чаще всего вниз. Поэтому во время лазания приходится преодолевать дополнительное сопротивление не только непосредственно ветра на тело лезущего, но и тянущей вбок или вниз веревки.

При ветре постоянной силы лезущий закладывается на это дополнительное сопротивление. Трудно, но лезть можно. При порывистом сильном ветре ситуация обостряется неожиданными ветровыми нагрузками на лезущего или рывками веревки вниз или в сторону.

Неплохо перед выходом на маршрут глянуть прогноз погоды не только на предмет осадков, но и ветра.

Веревка из «друга» может превратиться во врага клаймера. Если вы стремитесь выйти на всю длину веревки, но при этом страхуетесь часто, то даже при достаточном спрямлении веревки удлинителями и петлями, трение после каждого карабина возрастает, а «вес» веревки как бы увеличивается (ощущение лезущего от сопротивления веревки протягиванию через точки страховки). Это сопротивление может достигнуть величины, при которой прохождение очередного участка скалы станет проблематичным, что может привести к срыву. Попытки вытягивать веревку ни к чему не приводят, как только вы её отпустите- она «уйдет» вниз и все повторится. Брать ее в зубы после подтягивания с запасом - опасный трюк. Мой друг Володя Альперин когда-то в таком положении сорвался и лишился передних зубов.

Если вам не удалось избежать описанной ситуации – то наиболее эффективным способом лазания станет подъем ног на один уровень (почти в «лягушку») с последующим распрямлением обеих ног – так вытягивать веревку легче.

Еще ситуация. Клаймер подлез к ключу, застраховался и начал прохождение. Стремясь пройти его делает резкое, динамичное движение, а страхующий не успевает выдать веревку. На коротких традовых маршрутах страхующему среагировать проще: шаг вперед, и веревка уже не тянет клаймера вниз. На традовых мультипитчах страхующий должен быть очень внимательным, а лидер предупреждать о необходимости выдать веревку вовремя.

При прохождении традового мультипитча двумя и более связками появляется возможность сдернуть лидера другими участниками группы во время их работы на общей станции страховки. Так однажды мне стоило больших сил удержаться на ключе, когда подошедшая к станции девушка из второй связки в станционной тесноте ухватила мою веревку и нагрузила её.

Следующая группа причин (последняя) будет рассмотрена нами после возвращения со сбора на Кавказе.

6. Возникновение неконтролируемого страха, под воздействием которого клаймер срывается или принимает неправильное решение, приводящее к срыву.