Как тормозят страховочные устройства?
Общее.
Вопросы о том, как правильно заправлять веревку в восьмерку или АТС при страховке, какой рывок при этом может удержать страхующий и какие нагрузки будут при этом в страховочной цепи возникают очень часто.
В этой работе я попытаюсь на часть из них ответить.
Испытания.
Часть испытаний (самые популярные и распространенные устройства) была проведена в лаборатории фирмы Венто, информацию об испытаниях других устройств была найдена на сайтах различных лабораторий.
В результатах испытаний указаны два результата - минимум и максимум.
Минимум - это удерживаемая нагрузка в ситуации, когда страхующий держит веревку (до начала проскальзывания) с усилием 100 Н (10 кгс).
Максимум - это удерживаемая нагрузка в ситуации, когда страхующий держит веревку (до начала проскальзывания) с усилием 500 Н (50 кгс).
Почему выбраны эти значения?
По результатам более чем 1000 тестов, проведенных http://sarvac.ca/ выяснили, что при неожиданном рывке, человек одной рукой в перчатке удерживает нагрузку от 50 до 400 Н.
Для тестов мы взяли значения – 100 и 500 Н, которые характерны для удержания веревки одной и двумя руками.
Метод испытаний. Испытываемое Страховочное устройство закрепляется на опоре, на свободлный конец подвешен груз массой 10 или 50 кг - имитирующий удержание веревки с усилием 100 и 500 ньютонов. Нагрузка приекладывается к рабочему концу веревки до начала движения веревки в страховочном устройстве. Отношение усилий показывает насколько данное страховочное устройство при данной заправке вервки снижает нагрузку на страхующего.
Ньютон – единица измерения силы, 10 Н примерно соответствует 1 кгс, точная формула 1 Н ≈ 0,10197162 кгс.
Выводы.
Не рекомендуется использовать для страховки устройство восьмерка, заправленное в спортивный режим.
Не рекомендуется использовать для страховки устройство одинарный карабинный тормоз.
Устройства типа АТС в режиме «для спуска» (веревка заправлена в неправильную сторону - свободный конец не в клиновые прорези) также не обеспечивают необходимого трения для страховки. При спуске по двойной веревке этот метод может с успехом использоваться.
Расписание обучающих программ mountschool.ru
Узел UIAA обеспечивает необходимое торможение и позволяет регулировать усилие торможения в широких пределах.
Узел двойной UIAA обеспечивает необходимое усилие торможения для страховки и спуска тяжёлого груза.
Далее результаты тестов.
На рисунках показаны варианты заправки веревки, а не техника испытаний.
Устройство: Восьмерка
Метод заправки веревки: Стандартный
Нагрузки Н: MIN 700, MAX 2300
Устройство: Восьмерка
Метод заправки веревки: Стандартный +дополнительное трение в карабине
Нагрузки Н: MIN 1500, MAX 3500
Устройство: Восьмерка
Метод заправки веревки: Спортивный метод (рекомендован для спуска по веревке)
Нагрузки Н: MIN 600, MAX 1500
Устройство: Восьмерка
Метод заправки веревки: в режиме шайбы Штихта
Нагрузки Н: MIN 1000, MAX 1900
Устройство: Восьмерка
Метод заправки веревки: Для каньенинга
Нагрузки Н: MIN 1200, MAX 2200
Устройство: Восьмерка
Метод заправки веревки: Двойной
Нагрузки Н: MIN 2000, MAX 5900
Устройство: Карабинный тормоз
Метод заправки веревки: удержание вниз
Нагрузки Н: MIN 500, MAX 900
Устройство: Карабинный тормоз
Метод заправки веревки: удержание вверх
Нагрузки Н: MIN 1000, MAX 2200
Устройство: Узел UIAA
Метод заправки веревки: удержание вниз
Нагрузки Н: MIN 900, MAX 1900
Устройство: Узел UIAA
Метод заправки веревки: удержание вверх
Нагрузки Н: MIN 1200 , MAX 3400
Устройство: Узел Двойной UIAA
Метод заправки веревки: удержание вниз
Нагрузки Н: MIN 3500, MAX 7500
Устройство: Узел Двойной UIAA
Метод заправки веревки: удержание вверх
Нагрузки Н: MIN 4000, MAX >8000
Устройство: ATC (лукошко, реверсо, стакан)
Метод заправки веревки: для спуска – свободный конец веревки не через клиновые прорези
Нагрузки Н: MIN 700, MAX 1700
Устройство: ATC (лукошко, реверсо, стакан)
Метод заправки веревки: для страховки– свободный конец веревки через клиновые прорези
Нагрузки Н: MIN 1100, MAX 2400
Устройство: Rack
Метод заправки веревки: удержание вниз
Нагрузки Н: MIN 1000, MAX 2200
Устройство: Rack
Метод заправки веревки: удержание вверх
Нагрузки Н: MIN 2200, MAX 4600
Обсуждение данной работы по ссылке.
А все сливатся в единую простыню и с разбегу трудно соотнести нужный рисунок к нужному тексту.
мож пропробовать меж абзацами вставлять картинку неширокой горизонтальной черты ??
Задумайтесь на секунду, сколько личного времени угробил автор и помощники, чтобы вы могли воспользоваться этими данными!
Мало того, автор для общего удобства, и вашего в том числе, полностью разместил статью на сайте Риска. А ведь мог бы просто дать ссылку на свой сайт.
Но оказывается и этого мало! Ему нужно было бы ещё и программистом поработать, чтобы убрать три сантиметра пустого пространства под фотографиями!
Только упрёк и никакой благодарности за труд.
Ну что же вы, в самом деле, дорогой товарищ русский...!
Но по своему опыту могу сказать, да и многие подтвердят, что восприятие информации очень сильно зависит от качества изложения материала, и весь труд автора может просто вылететь в трубу если конечный пользователь не сомжет адекватно его воспринять.
такое было неоднократно, в том числе и в моей практике.
п.с.: 21 это не возвраст :) это регион - воспоминания о веселой автостопной молодости.
Или типа - все равно ускользит и упадет в воду?
А зачем вообще так делают?
Чтобы часть спуска сдюльферять, а когда до воды остается 2-3 метра выстегнуться и спрыгнуть.
Уважаемый, сохраните файл себе на диск и делайте пробелы большие или маленькие сколько возможно и как хотите...
PS. A про gri gri и шайбы не планируете сделать в таком же стиле? Обязательно с фото! - было бы очень и очень полезно! Большое спасибо за работу!
Но высказанные ниже идеи про инструктора и инструкцию они очень правильные!
"Выдача верёвки" - это именно выдача верёвки (например, для лазания под потолком, траверсирующего движения или банально "запутался в перехватах, надо слезть вниз пару движений")? Это ведь не включает спуск второго?
Black Diamond рекомендует спускать на другом устройстве (в инструкции нарисован узел UIAA), разблокировав ATC и выключив его на время спуска из работы вовсе.
судя по количеству подобных видео в сети, проблема не новая, и давно решённая. вместо редиректа стакана можно и полустремя на себе связать.
не нравятся. Муфта может раскрутиться,
карабин займет не хорошое положение,
веревка куда-нибудь соскочит-заскочит.
Наверное не стоит все варианты рекомен-
довать всем.
А авторам за публикацию спасибо.
Спасибо!
я правильно понимаю, что:
1.
"Устройство: Карабинный тормоз
Метод заправки веревки: удержание вниз"
это довольно надежный способ "пережечь" стропу?
2.
"Устройство: Восьмерка
Метод заправки веревки: Для каньенинга"
для мегавнимательных и вообще очень смелых, кто не боится прощелкать момент, когда веревка "спрыгнет" с маленького уха восьмерки? Самостраховка в этом ухе чуть-чуть исправит положение, но, похоже, только чуть-чуть :)
зависит от рук страхующего - можно заменить стропу на карабин, но усилие торможения не изменится
2. да - все верно