на Кыркчилту по Дэви (2-е прохождение)

Пишет KV, 03.10.2016 11:58

Как обычно перед отъездом было много работы и мало времени, поэтому успеть все кажется было не возможно, но тем не менее генератор починили, большие тенты вместо базовой палатки приобрели, а маленький тент взяли у тренера, багаж к билетам без багажа S7 докупили (никогда бы не подумал, что это будет так долго и сложно!), большой сноубордический чехол для платформы нашли у друзей-скалолазов, Трамонтана помогла снаряжением Ocun и солнечным комплектом от PowerTraveller, а Мяссури – своим отличным вяленым мясом для перекусов на горе.
на Кыркчилту по Дэви (2-е прохождение, Альпинизм, каравшин, 6б, питер)

Несмотря на незначительные корректировки в составе и хитрую логистику одного из участников, добиравшегося самостоятельно, питерский сбор прилетел в Ош. По прилету мы правда попытались утрамбоваться не в ту машину Аксай-Тревел и не к тому водителю, но потом все разрешилось и все оказались в нужном месте в нужное время, чтобы перепаковать все барахло на 13 осликов Нурдина, которые даже арбуз донесли до Кара-Су целым и вкусным, несмотря на неудавшуюся попытку выкинуть один из баллонов газа в пропасть к сбитому когда-то вертолету.
Трехнедельный План был простой – добрести за два дня до Каравшина через несколько перевалов из Узгуруша, съесть арбуз, сходить на Желтую стену, залезть на 4810 и сходить Перестройку Крек или прошлогодний маршрут Дэви на Кыркчилту или еще что-нибудь.
Конечно наверху там кто-то рассмеялся и все получилось совсем не так, как мы планировали. Точнее как – планировали по написанному, а выполнили по обстоятельствам. Пройти 40 с лишним километров через эти невыносимые перевалы и прекрасные виды за 2 дня действительно удалось, правда после этого некоторые приходили в себя еще несколько дней. Баткыгуль, что живет 4 месяца с мужем и детьми в коше в Кара-Су, за чаем и только что сделанными вкуснейшими лепешками рассказала, что погода перед нашим приходом была так себе, но пообещала, что август будет жарким и сухим.
на Кыркчилту по Дэви (2-е прохождение, Альпинизм, каравшин, 6б, питер)
В общем, через пару-тройку дней после прихода в БЛ, где расположились немцы и австрийцы, команда Кирилла Белоцерковского, рижане и немного итальянцев с иранцами, установилась солнечная погода, мы отобрали нужное снаряжение и пошли под 4810. С собой взяли три 60 м веревки, чуть больше десятка якорей, молотки, пару наборов камов, 1,5 набора стоперов, 10 штук 60 см петель и несколько 120 см петель на станции от Ocun и мне шикарную обвязку Ocun Webee Quattro.
До этого лазал в более узких обвязках и понял, что был не прав :) В ней даже срываться мягко. Из двух петель, соединяющих пояс с ногами, в итоге использовал только одну, но ширина и обилие полочек для снаряги доставляет удовольствие. Единственно, нужно учесть, что каритулы можно поставить только от BD, т.к. петцелевые слишком широкие и не влезают в пазы на поясе. Ножные петли обвязки с сеточкой, поэтому туда можно вдеть небольшой карабин для мелочевки. В общем, рекомендую!
Обсудив варианты и проведя тщательную рекогносцировку, мы решили лезть на 4810 по Крицуку. Антон как раз донес платформу с едой.
на Кыркчилту по Дэви (2-е прохождение, Альпинизм, каравшин, 6б, питер)
Провесив несколько веревок в первый день, мы наконец оторвались и долезли по стремным суперострым норовящим отвалиться отколам до ночевки. С собой у нас была двухместная платформа BD, в которой, как оказалось, переночевать втроем можно, но абсолютно не удобно, поэтому на Варежке мы ее просто положили на землю и эта была лучшая и последняя ночевка на горе, поскольку до полки на Грудях мы не долезли веревку, т.к. одному из нас стало совсем плохо и пришлось спускаться. С Варежки вниз пробит хороший спуск – относительно нормальные шлямбура через 50 м, позволяющие по прямой без каких-либо осложнений дюльфернуть правее маршрута на ледник за несколько часов.
Пока мы развлекались на 4810, Игорь Висков, Андрей, Тихон и Оксана сходили Солоникова на Желтую стену и, разделившись на пары, залезли по Ситнику и Альперину на Асан. Предсказания Баткыгуль пытались сбываться и август был относительно теплым и почти сухим. Дождей практически не было, вот только в середине нашего пребывания в районе в течение нескольких часов шел ливень с градом, который растаял только через два солнечных дня. Пришлось читать книжки, играться в телефон, смотреть кино и болтаться по лагерю.
Поскольку батарейки не резиновые, а фотографировать и связываться друг с другом нужно, мы постоянно использовали солнечную панель SolarGorilla от PowerTraveller, от которой можно заряжать почти все, что угодно. А что не угодно – к тому надо еще переходников и тоже будет можно. К панели у нас был мощный аккумулятор PowerGorilla V2 на 21000 мАч вместе с разветвителем на несколько USB, что в итоге позволяет одновременно заряжать несколько устройств сразу и после этого в нем остается еще куча энергии. Короче, чудо вещь. Первое время мы использовали электричество из города, потом подзаряжали аккумулятор через солнечную панель. Полная зарядка происходит за 2-3 дня. Солнце может быть и за тучами – все равно работает.
на Кыркчилту по Дэви (2-е прохождение, Альпинизм, каравшин, 6б, питер)
Отдохнув пару дней, мы решили залезть на Кыркчилту (1000-летия крещения Руси). На 1600-метровом маршруте Дэви, который классифицировали в прошлом году как 6Б, вас ждет отличное лазание по отколам, пара полноценных дюльферов в середине первого бастиона, лазание по стенкам на трении по мифическим зацепкам, снег и немного ито на втором бастионе, и пробитый нами спуск в Аксу.
Первые 4 веревки нам с Антоном удалось провесить за 3 часа, после чего нас смыло начавшимся дождем. Перед этим из кармана куртки улетело точно в мокрую часть стены все описание маршрута, которое прилипло к скале в 15 метрах над землей, но ливень его любезно смыл на землю, где макулатуру уже подобрал Толик. Вечером, когда погода наладилась, мы увлеченно фотографировали промокшие листочки на все, что было под рукой. На следующий день, сбросив одну совсем испортившуюся веревку, мы оторвались вместе с присоединившимся Игорем, у которого слег напарник после неудавшейся попытки вырвать себе в лагере разболевшуюся семерку (пришлось сбегать в Сарьяз в стоматологу).
В течение дня погода менялась несколько раз. Шел дождь, снег, град, светило солнце, потом все по новой, потом новый круг и еще один. Тучи зарядами шли из Таджикистана, пейзажи были потрясающие, скала была то абсолютно мокрой, то высыхала, и с перерывами на град мы лезли, жумарили и дюльферяли (в средине маршрута есть два спуска) и к концу дня добрались до конца первого бастиона. В этот момент начался снег и последнюю веревку по буеракам я уже вылезал слегка подмерзая, а парни просто покрылись снегом. Следующие пару часов пришлось просидеть на страховке вжимаясь в нависающий кусок скалы, чтобы не очень заметало. Палатку поставили на непонятной вытоптанной в нападавшем снегу наклонной полочке. Сделали быстросуп, поделили пакетик индейки от мяссури, выпили чаю и легли спать.
на Кыркчилту по Дэви (2-е прохождение, Альпинизм, каравшин, 6б, питер)
На утро конечно было все сырое, если не сказать мокрое и отвратительное. Веревки заледенели, снаряжение замерзло, ботинки отсырели, последние сухие теплые носки можно было выжимать, снег наконец закончился, погода звенела, термометр показывал минус 5 градусов, солнце светило с другой стороны горы, стена на 100% стояла под коркой льда, на полках снега лежало по колено. Красота! Люблю скальный летний альпинизм в теплых районах.
В 10 утра вылезли наконец из палатки и с трудом добрели в снегу по полкам до стенки второго бастиона. Вперед полез Игорь, счищая сначала фифой корку льда со скалы, чтобы хоть куда-то можно было воткнуть точку, потом Антон, потом вышло солнце, лед начал активно таять и лететь на нас. К полудню все наконец отвалилось и просто текло и я полез дальше. Скала здесь уже не так держит будучи мокрой, как на первом бастионе, поскольку покрыта крупным листовидным лишайником. В одном месте мне показалось, что я видел траву и мох! Я думал, они выше 4000 уже не растут. В общем, на таком даже итошить трудно, скользко, медленно, мокро и противно.
Из-за всех этих перепетий до вершины долезть не успели и переночевали с комфортом на шикарной вытоптанной в снегу полке под итошной стенкой, где поместились обе наши двухместные палатки. По описанию где-то здесь должен быть тур, но мы его не нашли.
на Кыркчилту по Дэви (2-е прохождение, Альпинизм, каравшин, 6б, питер)
А на следующий день, то по ледяной скале с замерзшими на ней ручейками, то по снегу уже добрались наконец до вершины.
Сначала была мысль дюльферять прям сразу, но пока то да се, начался вечер, снежная буря, видимость упала да по описанию еще как минимум 30 дюльферов в неизвестность. В общем, я с трудом до первой спусковой петли по гребню долез и обратно вернулся. В гайдбуке, кстати, опечатка – до дюльферной петли не 200-300 метров, а всего 30. //upd. 30 от полки под палакту, а от вершины возможно 200.
Ночь была по-настоящему отвратительной =) Снег шел без остановки, площадка поместила только одну палатку, в которую мы забрались вчетвером валетом. Тесно, со стенок на лицо постоянно падали ледышки и конденсат, зато воду можно было брать всего лишь высунув руку с ковшиком из двери – очень удобно.
на Кыркчилту по Дэви (2-е прохождение, Альпинизм, каравшин, 6б, питер)
Встали, кажется, в пол шестого утра – темно. Позавтракали – все равно темно. Посидели немного – все еще темно. В ожидании рассвета, поедая мяссури провели еще пару часов, в которые я наконец смог поспать. Потом в кой-то веки стало светло и мы вылезли наружу. Снег все также валил, видимость плохая, дует сильно, снаряжение, брошенное под камнем, замело и заледенело. Спускались в ущелье мы все следующие 18 часов. На первом дюльфере я ушел в снег по пояс, после чего первым начал работать Толик, как самый опытный из нас зимний альпинист.
Когда в голову начинали лезть дурацкие мысли, погода немного отпускала, снег прекращался, тучи рассеивались, спуск в неизвестность превращался в спуск "вон к тому выполаживанию". А потом снова приходил снег, летевший сверху, снизу, справа, слева. В середине наконец потеплело, снег закончился, посыпался лед, по стене пошли компактные 5-метровые лавины из смеси воды, льда и снега. Если закрыть глаза и забыть о том, что ты замерз и задолбался, то эти лавины проходили мимо со звуком морского прибоя. Натуральный шум волн. Очень красиво, главное, чтобы эта волна подальше от тебя проносилась. Только вместо чаек рядом напарник носом хлюпает, пальцы ног уже не чувствуешь и висишь не пойми на чем и не пойми где.
Из петель мы нашли только стартовую, парочку в середине и в самом конце еще пару, а все остальные дюльфера делали на своем. Потратили 60 см петлю Ocun на вершинном гребне, метров 20 репа, чуть больше основной перебитой статики, несколько якорей, неизвестное количество стоперов и один желтый камалот на последней веревке. Так что спуск в Аксу теперь пробит точно совершенно и состоит ровно из 22-х дюльферов. На всех развилках, где петли работают в обе стороны – влево, если смотреть вниз.
на Кыркчилту по Дэви (2-е прохождение, Альпинизм, каравшин, 6б, питер)
В ущелье нас уже ждали Андрюша Баранов и Андрей Керов, оклимавшийся после вырванного зуба, с костром, супом, чаем, сладким и сухими одеждой и обувью. Еще через 3,5 часа, как раз на рассвете, мы все пришли в базовый лагерь в Кара-Су, а на следующий день отправились через перевалы к Иминжану в Ош есть плов, кушать дыни и объедаться супер мороженым.

Фотографии снимали Костя Воробьев, Антон Барабашов, Толик Петров и Игорь Висков.

Нам помогали наши друзья из Трамонтаны
на Кыркчилту по Дэви (2-е прохождение, Альпинизм, каравшин, 6б, питер)

PowerTraveller питал энергией наши фотоаппараты, GoPro, телефоны, рации и планшеты

Ocun экипировал петлями, карабинами и обвязкой

Мяссури кормили вкусным вяленым мясом во время лазания