С трудом отыскал в Интернете статью выдающегося альпиниста прошлого века Бориса Гарфа. Статья была опубликована в 1972 г в сборнике «Побежденные вершины», и выражала отношение альпинистского сообщества того времени (решение пленума Федерации альпинизма СССР марта 1970 г) к использованию в альпинизме перил, шлямбуров, чрезмерного ИТО и пр. На мой взгляд статья не потеряла своей актуальности сегодня, что подтверждается регулярными спорами на Риск.ру. Продолжаются попытки обосновать необходимость окрюковки маршрутов якобы с целью безопасности, также безопасностью обосновывается использование перил начиная с "единички", вовсю на стенах процветает "капсульный стиль" и пр.
Хочется вслед за Б.Гарфом привести высказывание сэра Джона Ханта:
«Пока альпинист приспосабливается к горе, это альпинизм. Когда он начинает приспосабливать гору для своих целей, это строительные работы».
Добрый день,
Эта статья про аварию на Соколе, случившуюся солнечным днём 3 мая 2013 года на маршруте "хАчу" 3Б к.сл. с группой альпинистов из Харькова. Эта авария положила начало спасательного марафона для ребят из Судакского КСС, продлившегося 5 дней подряд, к счастью обошлось без самого плохого. Сразу представлюсь - Дмитрий Кочетков, организатор и руководитель этой группы, а также непосредственный участник самого ЧП.
К сезону :) Материал из журнала "РИСК онсайт" № 60 подготовил Сергей Веденин. Фото Елены Дмитренко
От редакции:
Аутдор на острие технического прогресса. Производители «железа» придумали девайсы практически под каждую конкретную потребность: подъем, спуск, страховку, полиспаст. Одна беда – унести с собой все это многообразие невозможно, да часто и незачем.
Курсантов российской Школы гидов учат обходиться во время работы с клиентами минимумом технических средств. Мы уверены, что многим этот опыт окажется полезен.
Человечеству известно несколько тысяч различных узлов, десятки из них применяются в альпинизме, но история их появления, как правило, остается в тени. Одним из изобретателей «альпинистских» узлов, причем, наверное, самым плодовитым в этой области является Франц Бахман (Franz Bachmann) инженер-машиностроитель, альпинист и горный спасатель. Об истории изобретения карабинного схватывающего узла, получившего его имя, и о других изобретенных Бахманом схватывающих узлах, практически неизвестных у нас в России, рассказывается в этой статье.
Красноярский альпинист и просто очень хороший человек Денис Прокофьев написал статью для тех, кто хочет более уверенно чувствовать себя на скальном рельефе. А я выпросила разрешение опубликовать ее здесь - для более широкого круга читателей.
Надеюсь, статья будет вам полезна!
6 мая 2012 года. Форос. Сижу на теплом камне осыпи под Башней. В руках – мобильный телефон отца. Вчера он прошел по этой осыпи на свое последнее восхождение. Сегодня мне не отдали в Ливадии его тело, у них выходной…, поэтому я здесь. Включаю телефон, заставка, загорается надпись: «Миром правит любовь»… Читаю ее вслух. Рядом молчат Веталь и Слава, говорить нечего. Спасибо, парни, что вы рядом. Спасибо, батя, за привет «оттуда». Я запомню.
......
6 января 2013 года, третий день подходов под Ушбу из Мазери, поздно вечером мы наконец-то под стеной в пещере. Мы со Славой вдвоем, планируем лезть на Северную маршут Коломыцева 5Б по СЗ стене. Маршрут давно не ходили, по имеющейся у нас информации – последний раз в феврале 1997 две двойки москвичей, одна за другой с разрывом в пару дней. Про восхождения в январе мы информации не нашли, поэтому неясно, каким будет состояние снега и льда на стене.
Уилл Гадд в блоге делится своими находками в области ледолазания, поскольку радуется, видя, как люди перестают пробивать себе путь на льду, и начинают лезть успешно, безопасно, стильно и с удовольствием. И вот теперь Уилл определил для себя, как лучше учить людей держать ледовый инструмент так, чтобы им легче было бить в лед и лазать.
Предисловие переводчика
Ниже представлен перевод статьи Шеннона Дэвиса и Джулии Эллисон, которую они назвали «Берегите себя! Инструкция по самоспасению». Особенность статьи: подробные пошаговые дествия с учётом мелочей, в которых, как известно, кроется дьявол.
Начинается инструкция с пошагового описания вязания узлов и заканчивается приёмом переноса верёвки из своего страховочного устройства в жёстко закреплённое состояние на станции. Инструкцию по вязанию любимых узлов читателей Риска можно было бы не публиковать, но из песни, то есть из статьи, слов не выкинешь.
Берегите себя! Инструкция по самоспасению
Вы страхуете напарника, лидирующего на шестой верёвке маршрута категории 5.8 в Каскадных горах, до конца которого осталось две простые верёвки. Это ваш удачный день, силы и психической энергии у вас выше крыши. Вас больше всего беспокоит, сохранится ли холодным напиток в рюкзаке до момента празднования на вершине, как вдруг вы слышите пронзительный крик. После мгновения неподвижности вас рвануло в направлении станции. «Ты в порядке», – что есть силы кричите вверх своему напарнику, но в ответ ничего не слышите кроме порывов ветра. Только сейчас вы заметили приближающийся грозовой фронт.
Итак, что теперь?
Давно хотел себе парочку Quark'ов от Petzl.
Прошлой зимой даже получилось полазить с ними и сравнить с BD Viper, Cassin X-Alp, Cassin X-Ice, Grivel Air Tech Evo (хоть и просто ледоруб)...
Petzl Quark оказались лучшими: легче и точнее входили в бутылочный лед, линзы практически не выкалывали.
И я уже приготовил деньги, чтобы купить их, как вдруг...
Когда я начинал заниматься туризмом, первый рюкзак, который я купил, был столитровый 3,5 килограммовый рюкзак terra incognita. В свой первый поход на Кавказ этот рюкзак я забил под завязку и еле его закрыл. Был он очень тяжелый.
Затем, немного пооптимизировав свои вещи, через несколько лет в четверку я взял уже 45+10 литровый рюкзак Deuter guide, весом 1,8 кг. Когда я его покупал, я думал, что это суперлегкий рюкзак (точнее, я о весе не сильно думал). Вес рюкзака благодаря тщательной подготовки к походу не превышал 16-17 кг (а на технической части 7-9 кг). Но места в рюкзаке не хватало, и все приходилось тщательнейшим образом паковать и брать себе необъемные и тяжелые (т.е. плотные) вещи – железо, дуги и т.п.
Про дайнему и кевлар, получающие все большее распространение в альпинистской практике, на Риске сказано уже немало слов, зачастую – скептических.
Бесспорно, недостатки у этих материалов есть, но не слишком ли они преувеличены на практике? Думаю, поклонникам стиля «фаст и лайт» или, как говорится, любителям «легкой жизни» бальзам на душу прольют ответы на вопросы о применении в альпинизме новейших материалов главы комиссии по безопасности DAV Криса Земмеля.
Источник - журнал bergundsteigen №3/2012
перевод - VGr
Вопрос уважаемому сообществу по физической подготовке альпиниста.
Регулярный бег по пересеченной местности как основа развития выносливости и сердечно-сосудистой системы, оказался для меня этом сезоне недоступным, от бега регулярно надрываются связки в коленном суставе, да и артроз как-то активизируется. Что отбрасывает меня назад. Врач хирург порекомендовал те виды спорта где нет ударной нагрузки на коленные суставы. Плавание, лыжи, велосипед. Возможно ли наращивать выносливость и физику на плавании? Если плавать допустим по 2 км через день. Пойдет ли это для подержания физической формы альпиниста. Накануне включил еще в тренировку – занятия на беговой дорожке с подъемом в 20 градусов (без бега, только быстрый шаг). По 30 минут через день или каждый день, далее планирую увеличить нагрузку. Кто еще что посоветует по такой теме?
Порой на дюльфере мы сталкиваемся с очень неприятной проблемой: спустился последний, начинаем продергивать, и вдруг система, соединяющая 2 веревки, цепляется за выступ, и «Твою дивизию!.. Твою дивизию!..Твою дивизию…» вторит эхо.
Дамы и господа, хочу продемонстрировать и обсудить с вами один из способов продергивания. Этот способ нам показал опытный, авторитетный альпинист-инструктор. Суть в следующем. Две веревки, по которым дюльферяет последний, соединены обычным проводником (рис 1) без контролек. Преимущество этого узла состоит в том, что на перегибе он переворачивается в положение наименьшего сопротивления. Ради эксперимента попробуйте провести этот узел под нагрузкой через крутой перегиб, например через стол под углом 90 град (рис 2), и вы увидите, как узел сам собой повернется в сторону наименьшего сопротивления (рис 3).
Цель поездки была проста и понятна: Юля должна первой пройти маршрут четвертой категории трудности на пик 3201 (он же Караджаш, он же пик 40-летия Народной Республики Болгарии). По классификатору это максимальная категория для гор Архыза.