Наш опыт в облегчении веса снаряжения при восхождениях

Пишет Nefedov Sergey, 15.11.2012 20:37

Наш опыт в облегчении веса снаряжения при восхождениях (Альпинизм, общее снаряжение, бивак, облегчение снаряжения, личное снаряжение, звезды безенги, сотник, fast and light, сивера, нефедов, grivel, гривель, sivera, одежда, снаряжение)

Звезды Безенги 2012
Одежда, бивак, личное и общее снаряжение, прочее.
Что, сколько, зачем.

Больше информации о спортивной составляющей проекта можно прочитать в публикации о номинантах Хрустального Пика 2012.

Выиграть в весе можно разными путями:
1. Что-то не брать.
2. То, что берешь, взять мало и/или легкого веса.

3. Не есть.
4. Никуда не ходить, лежать

Я разбил все материальные ценности на 5 групп, соответствующие "главам" этой публикации:
1. Одежда (и обувь)
2. Бивак
3. Прочее
4. Личное снаряжение
5. Общее снаряжение

Указаны названия моделей, количество и вес каждого элемента снаряжения, общий вес комплекта из нескольких элементов и в итоге общий вес группы. Для того, чтобы увидеть информацию в таблице - рисунке, на нее надо нажать один раз для ее открытия и второй раз нажать для ее увеличения в полный размер. Тогда все удобно читается.

Под каждой главой идет дополнительная информация: общее размышление о концепции подбора, особенности некоторых элементов, другие детали, стоящие упоминания.

В итоге публикации вычислен общий вес всех материальных объектов, которые нес участник нашего похода.

Примечания:
Знак ≈ указан для тех вещей, точный вес которых я не знаю и даю навскидку по личным ощущениям.
Также есть маленький "люфт" в виде не подсчитанных затяжек для каримата, трусов и чего-то еще:)
Прошу относиться к данной работе как к попытке точно и детально раскрыть тему.

Одежда

Производитель: Сивера.

Итого, Одежда на мне 3100 гр. (с более теплым вариантом термобелья) и Ботинки 1800 гр. =4900 гр.

Понимаю, что никто не считает свою одежду на теле и обувь на ногах, когда взвешивает стартовый вес своего скарба, но этот способ кажется мне единственно объективным…

Примечания:
1. Из одежды в рюкзаке в моменты наибольшего раздевания (теплая погода) лежали только «комплект глубокий сон», штормовая куртка и синтетическая пуховка, т.е. 1430 гр. Остальное – на теле. В момент наибольшего одевания (пик Пушкина, тень и холод) я шел одев все, кроме штормовой куртки (т.е. из 4900 гр. всего лишь 350 гр. в рюкзаке, остальное на теле).
2. Как класс отсутствовала шапка. Комбинация капюшонов на "флисе", "непромокашке" и "пуховке" всегда решала эту проблему, плюс давала защиту шеи. У Гаврана такой капюшон, что позволяет обходиться без шапки.
3. Одев все, можно было очень тепло. Я не первый раз сталкиваюсь с высокотехнологичной одеждой, но в этот раз она была такая вся.
4. Гамаши помещались в чехольчик размером с сигаретную пачку и даже меньше. Но они очевидно не были созданы для подобных жестких условий эксплуатации. Их хватило на все 40 дней, но только после маленького тюнинга, и в конце похода это были уже почти ошметки. Я упоминаю об этом, потому что это единственная деталь нашей экипировки, что пришла в негодность.
5. Комплект "Запас прочности" мы не брали на заведомо однодневные маршруты (Дых и Пушкина).

Бивак

Итого, 2300 гр. на человека.

Примечания:
1. Из-за наших особенностей питания, мы с Максимом за 40 дней в Безенги потратили на двоих примерно два 450-граммовых баллона газа. Еще и денег сэкономили, не говоря о весе.
2. Пенка - под спину, под верхние части ног - пустой рюкзак, под стопы - веревка и накиданные на нее сверху штормовые вещи. Специально не брали надувные коврики, чтобы не было соблазна их проколоть.
3. Пластиковая бутыль с широким горлом - для замачивания сухофруктов и как кружка.
4. У нас был с собой Сиверовский "Квилт" - синтетическое одеяло - конденсатник. Идея была в том, что им можно укрыться вдвоем, есть специальные крепления чтобы он не сползал. Становится теплее, и влага на спальниках пуховых не скапливается. Но оказалось, что нам хватало спальников, они очень теплые сами по себе, а палатка дышала и конденсата не было и так. Т.е. Квилт мы не брали.

Прочее

Итого: 630 гр. на человека.

Примечания:
1. К группе "прочее" отнесу еще солнцезащитный крем и электронные книжки. Но на восхождение мы их брали только на Мижирги, т.к. переваливали через Северный массив и в дни отдыха и пережидания непогоды перед следующим восхождением на Дых-тау мы без них оказаться не хотели, пришлось тащить через гору.

Личное снаряжение

Итого: 3180 гр.

Примечания:
1. Выбор обвязки связан с тем, что у нее нет второй пары "полочек" для снаряжения. При постоянном движении с рюкзаком, это исключает возможность что-то натереть на тазовых костях и поясе. Также, сам пояс обвязки очень тонкий. В случае необходимости ночевки в обвязки, это тоже дает больший комфорт.
У наших рюкзаков есть "полочки" для снаряжения на поясниках, и бОльшая часть железа висело на них.

Общее снаряжение

Итого: 5293 гр. на человека.

Примечания:
1. Каждый лез с ледовым инструментом с прямой ручкой в одной руке и с инструментом с гардой в другой. На одном был боек молотка (забивать и выбивать крючья), на другом - лопатка (чистить склон под буры). Также у нас был ключик - шестигранник для возможности оперативно открутить "триггер" (упор-курок) с прямого ледоруба и иметь возможность страховаться, втыкая его в очень плотный фирн по головку (в такой фирн, в который с упором инструмент бы не вошел), но мы этой возможностью ни разу не воспользовались. В моменты, когда мы шли с одним инструментом в руке, мы всегда шли с тем, что имеет прямую ручку, т.к. им легче самозадержаться на склоне в случае падения.
2. Периодически мы перетасовывали немуфтованные карабины, оттяжки и петли мои (Гривель) и Макса (Разные). То есть список здесь скорее идеалистический, были и исключения.

Общий итог:

1. Одежда (и обувь) 4900 гр.
2. Бивак 2300 гр.
3. Прочее 630 гр.
4. Личное снаряжение 3180 гр.
5. Общее снаряжение 5293 гр.
Всего: 16300 гр.

Примечания:
1. На горы, куда мы шли с биваком и фотоаппаратом, с плеером, т.е. максимальный вариант (Шхара, Мижирги, Джанги-тау): 16300 гр.
Исключения: на Шхару мы фотоаппарат и плеер не брали (-750 гр.), но на Мижирги брали электронные книжки и крем от солнца (+350 гр.) Мижирги была нашей самой "тяжелой" горой. Спасибо и глубокому мокрому снегу.
2. На горы, куда мы не брали бивак (Пушкина, Дых-тау), но несли Jet Boil. Комплект "Запас прочности" мы сюда тоже не брали (заведомо однодневные маршруты) : 13895 гр.
3. На гору, куда мы брали полу-бивак (пенки и спальники), но всего одну веревку и оставили внизу фотоаппарат (Коштан-тау): 12575 гр.
4. Я оперирую весом, который я нес на себе и в рюкзаке. У нас может быть небольшое отличие с Максимом, в основном в области одежды и мелких личных предпочтений. Но в целом общая концепция и у меня и у него была одинаковая. Мы старались делить поровну общее снаряжение и бивак, а личное и одежда - что у кого было.

Важно:
1. Я еще раз настоятельно напоминаю, что воспринимать данные цифры следует с осторожностью. Привычно думать, что этот вес - это то, что вы несете на спине. Но на самом деле этот вес - это и ботинки с носками и кошками на ваших ногах, и веревки, стелющиеся между вами и напарником по леднику, и буры, закрученные в склон. То есть реальный вес рюкзака зависит от того, что в него положили в данный момент на данном участке восхождения (подход, подъем, спуск) минус одежда и обувь.
2. Я не включал сюда еду, воду в гидраторе (на первые часы восхождения мы брали около 1л. на двоих) и аптечку. Не включал, потому что эти элементы находятся в области больше психологической, нежели физической. Вопрос индивидуальных предпочтений. Так, мы ели мало и на предполагаемое двухдневное восхождение на Шхару взяли около 500 гр. еды на каждого, в основном сухофрукты. Были и моменты слабости, 7 "неучтенных" яблок я съел в нижней части Томашека, два на вершине и одно на спуске). Размер аптечки также зависит от предпочтений, и не всегда это то, на чем нужно экономить.

Обычно мы выходили из альплагеря с запасом провианта и мотивации на 7 дней. Все это переносилось в тех же штурмовых рюкзаках. На фото выход как раз на неделю:

Периодически мы использовали вторую палатку, вторую целую пенку и другие (немногочисленные) элементы одежды для облегчения свой жизни в "базовом" лагере. Но старались не таскать это туда-сюда. В основном это относится к району Джанги-кош, откуда было совершено 4 восхождения из 6, и где мы часто пользовались гостеприимством хижины. Конечно, использовали на подходах треккинговые палки.

Привет от Макса:

Искренне надеюсь, что данный анализ будет кому-нибудь практически полезен.

При поддержке:

Больше информации о снаряжении на сайте grivel.com

Больше информации о снаряжении на сайте sivera.ru
"Лайт для Фаста"

Анализ неплохой. Спасибо! Также крайние несколько сезонов использовал гривелевский рюкзак этой же модели. Пришел к выводу, что все-таки тяжеловат, когда речь идет о граммах. Перешел на БД с этого сезона.

БД рулит. Правильно.
еще кстати из последних вещей рулит Варваркин :)

++1. Из-за наших особенностей питания, мы с Максимом за 40 дней в Безенги потратили на двоих примерно два 450-граммовых баллона газа.++
Сергей, можно поподробнее про эти особенности. Два баллона на 40 дней -"нет,сынок, это фантастика". :)

А если серьезно, то:
Я пью только воду, иногда ее нужно подогреть до 30 градусов или растопить снег. Ничего не варю из еды.
Максим из еды, требующей приготовления, запаривал гречку в кипятке и выключал горелку.

Т.е. основной расход газа шел на подогрев воды. Джетбойл - очень экономичная штука.

"Как, даже чаю не попьете???" :))
А можете раскладку выложить? Вряд ли возьму на вооружение , но очень интересно. Всегда воюю с участниками, чтобы побольше сухофруктов было, может, ссылка на Вас поможет. :)

Я пью только воду... - Это принцип такой или для снижения веса рюкзака?
Если принцип, то в чем суть и когда начинаете есть? А если для снижения веса, то грех отказываться от угощения. (Чуть выше ребята писали о конфетках)

Далеко не все могут себе позволить такое обжорство.
Ну, лично я точно не смогу...
Официальная медицина чего-нибудь говорит по этому поводу? Это правильно, неправильно? Так можно вообще делать?

Сергей, спасибо, весьма интересная статья.
Не пробовал случайно посчитать, если "парня с улицы" обуть и одеть, как говорится, во сколько денег выльется?

Мы делали ставки, насколько быстро будет задан этот вопрос. Третий коммент!

Нет, не пробовали. Так или иначе, почти все, кто доходит до восхождений в районе 5Б, обрастают скидками в магазинах и связями, знают что где как купить (из-за границы, по акциям, Б/У и прочее), и подобный подсчет будет очень субъективным.

Если будет интересно, правда для горного туризма, с ценами, пробовал подсчитать: ссылка получилось около 60000. Вопрос, стоит ли забацать на риск в очередной раз про лайт энд фост в горном туризме?

Очень даже стоит!

Пишите, будет что обсудить. :)

Серега, классно, что потратил время и разобрал снарягу по граммам. Что-то из этого используя для себя, чтобы облегчить вес.

Спасибо.

Полезная статья, спасибо.

Спасибо. Интересно. При полном уважении к Вам, расходную петлю для дюльфера не стал бы делать из оплетки, однако.

автору есть куда стремиться: http://daily.epictv.com/blog/2012/09/21/kilian-jornet-runs-courmayeur-mont-blanc-chamonix-in-8h-40-boom/

Спасибо !!! Правильная статья.

Треккинговые палки, вроде, как не учли в личное снаряжение!

undefined

Мы их на маршруты не брали, поэтому и не подсчитаны.

Спасибо, очень полезно. Сохраню для напарника. Вопросик, чем закладки извлекали? Вопрос. На Дых Тау без биувака это как?

http://www.risk.ru/users/robinsya/196323/ Это Дыхтау за 12 часов

Закладки - ледовым инструментом, полагаю.

Да

Штаны из запаса прочности - точно Слана П? У Сиверы вроде таких нет. Или это какой-то предсерийный образец, который не стал производиться?

Да и да :)
Действительно Слана П и действительно серийно не производилась...
В свое время еще и Азъ Слана П была - "гибрид" с комбинированием трех видов материалов.

Показать комментарий

?

Ну куда столько курток???
все что не теплое вообще не греет.
гортексы и евенты, носки наночь. каждому по спальнику.
я ведь правильно понял что у вас два спальника на двоих?

Паш, а кстати, ты бы выложил свои раскладки по одежде и снаряге, если это не секрет. Мне кажется, именно твой опыт был бы очень интересен всем!

Показать комментарий

Любое снаряжение подобного класса (вес, функциональность, эстетика) будет стоить примерно столько же. Независимо от бренда - будь то Ла Спортива вместа Скарпы, Petzl вместо Гривеля или MH/Montane вместо Сиверы.

Всем, кто может залезть на перечисленные маршруты такой отчёт будет полезен или, по крайне мере, интересен. Мало того, у них подобное снаряжение частично или полностью есть!

Если пожертвовать эстетикой, то цена на одежду падает очень сильно)))

1. Такой отчет полезен тем, кто не стеснен в средствах и для кого снижение веса в 2 раза стоит переплаты в 3 раза. Такие люди существуют :)
2. Такой отчет оправдывает затраты на хорошую снарягу - лет 6 назад стартовый вес нашей двойки на маршрут требующий почти столько же железа и всего остального был порядка 40-45 кг.Просто мы использовали более простое и дешевое снаряжение и, как оказалось потом, лишние вещи. Здесь в 2 раза меньше. Это совсем другие скорости и энергозатраты.

Нет слов - опыт замечательный!
Только
***

Они пишут по теме, которой владеют.
Для тех, кому это актуально.

А что ты хотел то?
Чтоб оделись в берцы и новатур и пошли по "единичкам" ?

Такие отчеты тоже есть, сколько угодно.

Тут же описывается личный опыт, а не производится сравнение производителей. Подозреваю сделать данный отчет требует большого времени, не говоря уже об отчете сравнивающим вещи, снаряжение нескольких брендов. На Риске был недавно отчет сравнивающий легкие оттяжки разных производителей, наверняка есть аналогичные по вещам, рюкзакам.
В том, что человек качественно отрабатывает спонсорскую поддержку, не вижу ничего плохого.

Хороший труд, но чето пользы не нашел((

Польза от статьи однозначно есть... но есть есть вещи еще более легкие и общий вес с ходу можно еще чуть уменьшить на 1-1.5 кг. Приделу совершенства нету :)

Тема однозначно полезная.
Кто хоть раз решал дилемму "или мембрана - или пуховка - или пара френдов???" перед стартом - тот поймет, уложит в голове и сделает выводы.
а кто топает на 2бе толпой и по перилам (а иногда и холодную там ловит) - тому, скорее всего, данный опус не интересен.
Почти десять лет назад, когда мы ходили в больших горах, многие хай-тек материалы уже существовали, но не пришли в Россию ( ну, или не дошли до нас). Как я сейчас думаю, минус 5-6 кило к стартовому весу добавили б удовольствия от Гор. Хотя, его, удовольствия, и так не мало было =)

Помню на зимний Крумкол (6 к тр. три ночевки, одна на спуске) мы брали с собой плейер с 2-мя колонками и 4 большими круглыми батарейками, приемник и фляжку с 300гр коньяка. Все для поддержания боевого духа)) Иногда лишние граммы скрашивают жизнь и не замедляют темп восхождения)))

Емурлук :)

Вспомнились "Малые чумилы" из
"В городе Сочи темные ночи"

Старый добрый славянский Шелтер-про... в котором наши пращуры псов рыцарей на Ладоге бивали...

Натянул вуйму на чресла. на шуйцу и десницу отеплы, и пошел бить ворога...

Гавраном его по башке... а не замай! :))))

Сорри... чета пробило на Сиверу-матушку... сиверко... :))

Подскажите пожалуйста, чем обусловлен выбор кошек G22? Почему не G14, например? Я с точки зрения выбора для себя.

Вероятно, те кошки были куплены для более техничного лазанья. Они чуть легче и, наверное, жёстче. Раз одни есть, не покупать же другие по-проще. Я себе Lynx купил, т.е. ближе к G14, но с плюшками, потому что мне очень далеко до трудного микста в горах, где бы сказалась разница между, скажем, однозубыми Dart и т.п.

В смысле плюшками? Вроде G14 мало отличается от Lynx, говорят что АП лучше..

Полагаю, вес. 14е существенно тяжелее, за счет системы смены зубьев. Минус 22х соответственно в том, что нельзя по желанию делать монозуб и при стачивании зубьев придется покупать фирменную платформу, а не зубы 14х, которые есть и неоригинальные.

Вес G22 - 32.6 oz, G14 - 34.35 oz. Не так уж и тяжелее то. Про смену зубьев согласен, но быстро ли стачиваются..

оригинальные зубы G-14 стачиваются очень быстро. даже если по чистому бутылочному льду лезешь - приходится подправлять каждый день. если скалы попадаются, то перетачивать. перешел на зубы от krukonogi.com/ тоже нужно подправлять, но значительно более крепкие зубы.

Сергей, спасибо. Отличный пост да еще и вовремя (межсезонье - самое время подкупить снаряжение).

и какие впечатления от прималофтовских носков?
как долго служат?

Когда то Хэмингуэй смотрел поставленный по его роману фильм, посидел несколько минут,
и, со словами
"А вот и голуби" -вышел.

А вот и мембрана... :)

Сергей, есть пару вопросов по снаряге:

1) Так понимаю, молотка не брали и крючья не планировали использовать более чем несколько раз на маршруте? Одно дело забить тяпко-молотком крюк и другое дело - выбить (тяпку жалко, портится).

2) Зачем для страховки большой карабин с муфтой?

3) Синий Драгон брали, на маршрутах использовали? Или он для красоты на фотографии :)

4) Что больше всего пригодилось для страховки?

1. Скальные молотки не брали. Бывало, много забивали и перебивали старых крючьев при спуске. Тут выдернуть, там поставить - круговорот старых крючьев на маршруте. Даже это было удобно делать ледовым инструментом.
2. Забыл написать в примечаниях. Большой карабин - для лучшей работы спускового устройства типа "стакан" в режиме верхней страховки напарника (лучше трение из-за большого сечения карабина). Красный карабин на схеме.

3. Брали максимум желтый. Драгоны хороши тем, что петелька сама по себе довольно длинная, часто можно не удлинять больше. А вот на БД камалоты почти всегда надо было ставить 60-см. петлю.
4. Закладки и камалоты.

Как оказалось, я использовал понятие "Skin Out", то есть брал в расчет абсолютно весь весь, кроме своего голого тела.

Сохранила себе, спасибо, в следующем году пригодится)