Как держать ледовый инструмент: три хвата. Уилл Гадд
Фото © redbull.com
Уилл Гадд в блоге делится своими находками в области ледолазания, поскольку радуется, видя, как люди перестают пробивать себе путь на льду, и начинают лезть успешно, безопасно, стильно и с удовольствием. И вот теперь Уилл определил для себя, как лучше учить людей держать ледовый инструмент так, чтобы им легче было бить в лед и лазать.
Уилл Гадд в блоге делится своими находками в области ледолазания, поскольку радуется, видя, как люди перестают пробивать себе путь на льду, и начинают лезть успешно, безопасно, стильно и с удовольствием. И вот теперь Уилл определил для себя, как лучше учить людей держать ледовый инструмент так, чтобы им легче было бить в лед и лазать.
Спасибо Володе Белоусову, который помог мне с терминологией и не дал заблудиться в дебрях перевода.
Как держать ледовый инструмент: три хвата
Уилл Гадд
На современных инструментах без темляка я использую три разных хвата, меняя их в секунды. Есть хваты “Swing” («Ударный»), “Hold On” («Держащий») и “Fist of Rage” («Кулак ярости»).
Первый хват (“Swing”), выступлю капитаном очевидность, ударный, и мало кто делает его правильно. Для того чтобы правильно ударить инструментом в лед, я начинаю движение расслабленной рукой и верхняя часть моих пальцев расположена вдоль боковой поверхности инструмента. Если вы расположите руку, делающую рубящий удар (“Karate chop”), в одной плоскости – кисть, руку – и слегка выдвинете большой палец, мизинец и безымянный палец будут удеживать инструмент, тогда как средний и указательный будут более расслаблены и направлены по направлению рукоятки. Многие люди берут ледовый инструмент и держат его в основном средним и указательным пальцами, зажимая в «кулак», так что пальцы смотрят на лед, не под 90° к нему. Такой хват не позволяет ударить правильно, так как запястье не изгибается нужным образом. Кисть работает как шарнир для ледового инструмента; если заблокировать ее, то невозможно будет сделать замах быстро, а если скорости не хватит, инструмент не войдет в лед достаточно глубоко.
Удерживающий хват (“Hold On”) так же достаточно свободный, а мизинец и безымянный палец полностью охватывают рукоятку инструмента. Основная нагрузка ложится как раз на эти два пальца. Во время тренировок я часто замечал, насколько мало средний и указательный пальцы участвуют в удержании инструмента при ледолазании, даже если лед действительно крутой. Ваши руки должны быть расслаблены, в комфортном положении, средний и указательный пальцы не должны слишком плотно обхватывать инструмент. Попробуйте, и вы убедитесь, что это работает. Не сжимая сильно руки, вы сохраните их в тепле, и перестав переживать по поводу хвата, начнете лазать лучше.
“Fist of Rage” («Кулак ярости») в основном используется для лазания сложных микстовых маршрутов; кроме того им злоупотребляют новички и ледолазы, не способные лазать технично. С виду инструмент зажат в кулаке и все пальцы расположены под углом 90° ко льду. При таком хвате сложно сделать эффективный удар в лед. Попробуйте и убедитесь, что острие находится под углом 45°, и кисть блокирует замах. Но это очень хороший хват для тяжелого микста; мизинец при этом пережимается остальными пальцами, что делает хват более надежным.
Так что каждый раз, делая удар, я едва заметно разворачиваю руку наружу, в ударное положение, бью уверенно (не клюем, как курицы, мы ледолазанием занимаемся, удар делаем такой, чтобы вбитый инструмент выдержал 250-килограммового тунца), чуть поворачиваю руку в удерживающую позицию хвата и отдыхаю. Когда мне не нужен большой замах, я беру инструмент хватом «Fist of Rage». Но между ударом и удержанием инструмент в руке держится свободно и слегка вращается – при каждом ударе, это нужно для эффективного рубящего удара, хорошей постановки инструментов и сохранения
теплых рук.
Конечно, есть масса тонкостей в этом вопросе. Иногда я кладу большой палец на заднюю часть рукояти, когда «клюю» инструментом в очень тонкий лед, это больше похоже на царапанье вверх по льду, а не лазанье (я помню, что я абзацем выше велел не клевать, ха-ха!). Либо наоборот зажимаю инструмент всей ладонью, делая далекий перехват на микстовом маршруте. Одним словом, масса вариантов, но, тем не менее, понимание того, когда нужно расслабить ладонь, когда максимально сжать, как правильно ударить – облегчит вам лазанье.
Уилл обещал еще видеоиллюстрации к этому тексту, но пока их нет.
Надеюсь, его советы кому-нибудь из вас пригодятся, чтобы лазать лучше!
165
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Не в упрек автору, но замечу, что с иллюстрациями было бы значительно удобнее читать.
По направлению рукоятки - это куда?
Вот как здесь:
При падении вторая рука (левая) хватает низ ледоруба и ледоруб разворачивается клювом к склону, после чего зарубаемся.
Но это, естественно, на достаточно пологих склонах, то есть на таких, где ледоруб используется больше для опоры.
Имел в виду холивар между таким вариантом (когда ледоруб сразу в том же положении, что и при зарубании) и вариантом когда ледоруб всегда клювом к склону.
Если с чистого листа (то есть, ни один из вариантов не вошел в рефлекс) - то, опять же имхо, лучше всегда держать в головку в той же позиции, какой она будет при самозадержании. Лучше - это не значит что минусов нет, просто плюсов больше. =)
При падении вторая рука (левая) хватает низ ледоруба и ледоруб разворачивается клювом к склону, после чего зарубаемся.
Хотел бы отметить (несмотря на присутствие Мэтров;-)), что если Вы после падения вынуждены зарубаться, значит Вы уже накосячили. При падении древко ледоруба загоняется всем весом в склон (падаете на ледоруб), вторая рука хватается за древко. В идеале ледоруб оказывается под Вами и Вы на нем лежите (вторая рука в упоре), немного хуже если Вас растянуло - ледоруб по прежнему загнан древком (наскока вошел), Вы на нем висите вцепившись руками, и только если его вырвало - Вы рубитесь по классике... и это плохо, потому что любое зарубание это уже некая лотерея.
2) На любом (отн. пологом, да?) склоне при потере равновесия вообще то рекомендуется сначала опираться на штычок. Штычок ближе к склону и это тупо быстрее получается;-) Стандартная ошибка новичков - при потере равновесия махать руками аки крыльями пытаясь его восстановить, а потом уже если не удалось, весело кувыркаться/скользить и вспоминать технику самозадержания... ;-(
Так вот, почему то все учат правильному положению для зарубания, но сейчас мало кто учит (или это я не видел?) работе штычком. Раз уж Вы оперлись на штычок, а склон рыхлый, то надо загонять древко все весом - это куда быстрее (и надежней) чем падать и рубиться "по классике". Если же другая крайность, и дело происходит на льду - конечно работа клювом... Но Вы уверены, что хотите на льду падать?;-) Я вот просто старался этого не делать, потому что это уже не лотерея никакая, а русская рулетка... хотя и зарубился раз успешно, правда ледовым молотком.
Далее следует непечатная игра слов с использованием русских идиоматических выражений!!!
И незачем так кричать:)
*****
никогда в наших горах не видел, чтоб клювом вперед носили.
и не представляю, как зарубаться в такой положении.
Французы могут- ну так они и лягушек жрут:)
опора на лопатку получается лучше когда стоишь на склоне
а при падение отрабатываешь перевод его к себе под грудь с лопаткой чуть выше лица
а на крутом льду все ровно пойдешь не как с тростью