Тема: - Dyneema. Так ли страшен черт, как его малюют?
Про дайнему и кевлар, получающие все большее распространение в альпинистской практике, на Риске сказано уже немало слов, зачастую – скептических.
Бесспорно, недостатки у этих материалов есть, но не слишком ли они преувеличены на практике? Думаю, поклонникам стиля «фаст и лайт» или, как говорится, любителям «легкой жизни» бальзам на душу прольют ответы на вопросы о применении в альпинизме новейших материалов главы комиссии по безопасности DAV Криса Земмеля.
Источник - журнал bergundsteigen №3/2012
перевод - VGr
Снова и снова на альпинистских курсах задаются одни и те же вопросы: «а можно ли завязывать узлы на петлях из дайнемы?». «Какой узел лучше на них применять?». «Порвется ли петля из дайнемы, если использовать ее для самостраховки и сорваться на нее?». «Будет ли работать схватывающий узел из дайнемовой петли и не расплавится ли он?»…… Итак, - по порядку:
Нейлон, дайнема, кевлар.
Все эти названия – ставшие нарицательными торговые марки разных полимерных волокон имеющие отличающиеся друг от друга свойства.
Нейлон (и его ближайшие родственники: капрон, перлон) – полиамидное волокно (PA), давно применяемое при изготовлении веревок и строп. В представлении не нуждается.
«Дайнема» (Dyneema®) – торговый знак фирмы DSM – волокно из высокомолекулярного полиэтилена (HPPE). Аналог из того же материала с другим названием – «Спектра» (Spectra®). Волокна очень скользкие, намного прочнее нейлона, но менее упругие, более легкоплавкие. Дайнема белого цвета и практически не может окрашиваться.
Кевлар и его многочисленные аналоги – технора (Technora ®), номекс (Nomex ®), тварон (Twaron ®), СВМ, Армос, Русар – арамидные волокна (Aramid). Также много прочнее нейлона. Главная особенность этих волокон – высокая температура плавления. Тоже очень плохо окрашивается, типичный цвет волокон - светло-бежевый.
(Для полноты картины, можно упомянуть еще два вида волокон:
полипропилен (РР). Веревки из этого волокна довольно распространены в водных видах спорта, но в горах их использование не рекомендуется из-за низкой устойчивости к ультрафиолету, сравнительно малой прочности и легкости перерезания острыми кромками скал.
Полиэстер (PET) – полиэфирное волокно. Торговые марки – лавсан, дакрон, терилен, тезил, тергаль… По сравнению с нейлоном, более стоек к УФ излучению и износу. Прочность и температура плавления примерно такая же, как у нейлона, эластичность – намного меньше. В альпинистских веревках и шнурах некоторых фирм применяется для изготовления оплетки – прим. переводчика).
Применение дайнемы и кевлара в альпинистском снаряжении.
Дайнема широко применяется при изготовлении строп, оттяжек и петель. В розницу на метры не продается, так сказать «во избежание…» - материал очень скользкий и не должен связываться узлом в петлю, а может только сшиваться. Более широко распространен так называемый «меланжевый» материал - из смеси дайнемы с нейлоном.
(нейлоновые нити, как правило, окрашены в яркие цвета) – Рис 1
Рис 1. Внешний вид петель: из дайнемы (слева), меланжевой ткани (дайнема+нейлон) (в центре) и чистого нейлона (справа).
Кроме строп, дайнема и кевлар используется и в репшнурах. В альпинистских шнурах оплетка, тем не менее, делается из обычного нейлона - для некоторой защиты от ультрафиолета, увеличения надежности завязанных узлов и исключения расплавленияя (для репшнуров с сердцевиной из дайнемы). – Рис. 2.
Рис. 2. Репшнуры с сердцевиной из кевлара (слева) и дайнемы (справа). Оплетка обоих шнуров – из нейлона.
Возвращаясь к практике, отвечаем на частые вопросы:
1. Если использовать для самостраховки на станции петлю из дайнемы не порвется ли она при падении на нее?
- На испытаниях падающей стальной 80-кг болванкой, при достаточной высоте падения – ДА, порвется! Причем, при таких условиях порваться может и нейлоновая стропа – см. известную информацию от фирмы DMM. На практических испытаниях учебной группы DAV и курсов гидов VdBS, при использовании падающего груза в виде наполненной песком автопокрышки (более точно имитирующей человеческое тело), при падении с фактором 2(!) 120-см петли с тремя узлами (стремя в карабине, «удавка» на грузе и «дубовый» узел для укорочения петли) не рвались. Ни нейлоновые, ни смешанные (РА/РЕ), ни дайнемовые! Полная глубина падения при этом составляла 2,1 м. При увеличении глубины падения до 4м, рвались петли из всех материалов.
Вывод: в любом случае, падение на самостраховку из стропы или репшнура опасно. Даже если самостраховка выдержит, благодаря упругости человеческого тела, возникающие при этом перегрузка близка к предельно допустимой для организма. Считать, что лучше не использовать самостраховку вообще, чем использовать для этого петли из дайнемы тоже неправильно. Лучше сформулировать так: ни в коем случае нельзя срываться на дайнемовые или нейлоновые петли самостраховки с большой высоты.
2. Можно ли завязывать узлы на петлях из дайнемы?
- Да, вполне можно. Поскольку этот скользкий материал продается в виде сшитых петель, применя для связывания концов узлы, проскальзывающие при малой нагрузке, нет необходимости. Статическая прочность дайнемовой петли с узлом проводника – 11кН, с восьмеркой – 17 кН, с двойным булинем – 24 кН. Можете завязывать проводник на сшитой петле. Для большей надежности выбирайте двойной булинь. Его легче развязать при необходимости. Кстати, из-за старения или динамичного нагружения, действительная прочность может оказаться на 30-50% ниже измеренной при статической нагрузке, так что в центральном пункте станции лучше использовать именно двойной булинь, завязав его на станционной петле раз и навсегда.
Способ завязывания двойного булиня для для этого описан здесь.
Рис. 3. Последовательность завязывания петли двойным булинем.
3. Если все же произошло падение на станцию, узел в центральном пункте сильно затягивается. Не возможно ли при этом расплавления дайнемы в узле?
- Поверхностное оплавления при этом образуются, подобно тем, что можно видеть на оплетке обычной веревки при слишком быстром спуске партнера на скалодроме. Но такое же легкое оплавление появится и на нейлоновой стропе. Полное переплавление петель в этой ситуации невозможно, поскольку, как и при работе узла УИАА, трение происходит не в единственном локальном месте.
Конечно, пропускать связочную веревку в петлю и спускать через нее партнера (будущего «бывшего» партнера :-)) – катастрофическая ошибка. Поведение в этой ситуации нейлона и дайнемы, испытывалось на курсах швейцарских горных гидов. Мы рассуждали так: Петли из дайнемы имеют меньшее поперечное сечение, а их температура плавления ниже, чем у нейлона. С другой стороны, дайнема более скользкая, трение меньше, поэтому ее поверхность меньше нагревается. Не компенсируют ли эти факторы друг друга? Так оно и оказалось на практике. При спуске добровольца через петлю (при одинаковой скорости), 16мм нейлоновая петля пережигалась веревкой через 4,8 м спуска, а 8мм дайнемовая – через 4,2 метра. Точнее, петли не расплавлялись в буквальном смысле, а перетирались из-за комбинированного действия повышенной температуры и механического «перепиливания» сравнительно грубой оплеткой веревки. Опасение, что дайнема опасна для блокировочных петель станции из-за ее низкой температуры плавления не подтвердились. Кстати, петли из кевларового репшнура на этих испытаниях перетереть вообще не удалось.
4. Можно ли использовать схватывающие узлы из дайнемовых репшнуров или петель? Держат ли они вообще? Не перегорит ли прусик при спуске? Можно ли использовать дубовый узел в петле для прусика, или петлю надо связывать пакетным узлом или грейпвайном?
- Сначала – о репшнурах с сердечником из дайнемы и оплеткой из нейлона. Тут ответ однозначен – ДА! Такой репшнур толщиной 5,5мм пригоден для всего – для прусиков, блокировок станций, даже для удлинительных петель на промежуточных точках страховки. Об узлах так же можно не беспокоиться. Поскольку при срывах пиковая нагрузка длится короткое время (0,2…0,5 секунд), даже дубовый узел (предварительно затянутый и с достаточно длинными, не менее 5 см, свободными концами) просто не успеет развязаться или проскользнуть на репшнурах из дайнемы с нейлоновой оплеткой. То же относится и к репшнурам с кевларовой сердцевиной. Конечно чем больше изгибов веревки в узле, тем больше трение и тем больше нагрузка при которой этот узел начнет развязываться или проскальзывать. Если вы хотите максимальной надежности – используйте для связывания репшнура в петлю простой или усиленный грейпвайн или, как компромисс – пакетный узел – рис. 4.
Рис. 4. связывание концов репшнура пакетным узлом.
Рис. 5. Схема связывания концов шнура усиленным грейпвайном.
Что касается использования коротких сшитых петель из дайнемы для прусиков, пережигание петель при самостраховке на спуске не представляет большой опасности. Как было описано выше, из-за меньшего трения меньше и нагрев материала петли. Но из-за меньшего трения меньше и сила схватывания прусика, что является важным при подъемах из трещин или использовании в полиспастах. Так что, в этом случае приходится делать в схватывающих узлах побольше витков – в прусиках – не менее 3-х, в автоблоке или клемхейсте – не менее 4-х.
5. Не безумие ли – нагружать тонкие петли из дайнемы через острые скальные ребра?
- опасность нагрузки на острой кромке лучше рассматривать как сопротивление материала разрезанию. Конечно, при маятниковом движении, любая петля может быть перерезана острой скальной кромкой. Но дипломные работы Петера Риша и Михаэля Бюкерса из Мюнхенского технического университета наглядно показали преимущества в этом отношении дайнемы над нейлоном. При поперечном разрезе дайнема в 6…7 раз устойчивее нейлона. Так что можно быть спокойным! 5,5 мм репшнур из дайнемы с нейлоновой оплеткой перерезать не легче, чем обычную нейлоновую веревку диаметром 9,2 мм. Устойчивость кевлара к разрезу при таких условиях меньше, но все же вдвое превосходит нейлон. Так что можно с чистой совестью накидывать дайнемовые и кевларовые петли и шнуры на острые скальные блоки, продевать через «песочные часы» и использовать репшнуры из этих материалов для верхней страховки.
6. Не слишком ли чувствительны петли из дайнемы и кевлара к УФ излучению? Боится ли кевлар нагрузки на изгиб? Намного ли меньше срок службы этих материалов по сравнению с нейлоном?
- Устойчивость к УФ лучам постоянно обсуждается на интернет-форумах и на альпинистских курсах. Потеря прочности при действии солнечных лучей важна тогда, когда материал постоянно находится под открытым небом. Это актуально для «общественных» спусковых петель или стационарных оттяжек на скалах. «Личные» петли и шнуры страдают лишь из-за легко распознаваемого механического износа.
Устойчивость материалов к УФ лучам исследовал Стефан Дюррбек в центре полимеров г. Вюрцбурга. Оказалось, что материалы с одной стороны, имеют разную степень потери прочности из-за УФ излучения, но с другой – УФ лучи проникают в разных материалах на разную глубину – рис. 6.
Рис. 6. Действие УФ излучения на материалы – глубина проникновения лучей и степень потери прочности. Желтый цвет обозначает незначительную потерю прочности, зеленый - более сильную.
Таким образом, можно сделать выводы:
- Глубина проникновения УФ лучей в нейлон и арамид незначительна. Все материалы с нейлоновой оплеткой стареют только снаружи, Сердцевина, несущая основную нагрузку оказывается надежно защищенной от излучения оплеткой.
- Глубина проникновения УФ лучей в полиэтиленовые волокна очень велика. Хотя относительная потеря прочности дайнемы при этом меньше, чем у нейлона, общий ущерб прочности оказывается сильнее. Дайнема, не защищенная нейлоновой оплеткой существенно теряет прочность под действием солнечного излучения.
- В арамидное волокно УФ лучи проникают неглубоко, а относительная потеря прочности под действием излучения меньше, чем у нейлона.
К старым спусковым петлям из дайнемы надо относиться гораздо осторожнее. Но кто же оставляет такие петли на спуске? В основном, старые спусковые петли из строп без оплетки опаснее, чем сделанные из репшнура. Для личных петель, при обычном использовании, старение на солнце не представляет большой угрозы. Списывать в утиль такие материалы надо при отчетливых следах механического износа или после официально допускаемых 10 лет эксплуатации. Даже и после этого срока петли и шнуры, скорее всего, сохранят достаточную прочность, но гарантия производителя уже потеряет юридическую силу.
Наконец, о чувствительности кевлара к изгибающим нагрузкам. Эта опасность актуальна при нескольких десятках тысяч циклов изгиба в локальном месте и не представляет на практике большой угрозы.
Резюме.
И у меня первоначально были сомнения. Висение над пропастью на тонкой ниточке сильно давит на психику. Но этот страх нерационален. Если вы привыкнете к тонким дайнемовым петлям, вы уже не захотите отказаться от них. Кроме малого веса и толщины, такие петли обладают следующими преимуществами:
· Компактно размещаются в рюкзаке или на беседке.
· Удобны для продевания в «песочные часы» или в накидывания на крючья с помощью удавки.
· Благодаря низкому трению и малой растяжимости, очень удобны для полиспастов,
· В крайнем случае, могут использоваться для схватывающих узлов – можно не носить специально для этой цели нейлоновые петли.
Шнуры из дайнемы с нейлоновой оплеткой имеют следующие достоинства:
· Благодаря большей прочности по сравнению с чисто нейлоновыми (того же диаметра), они более универсальны – подходят для организации станций, в качестве удлинителей и т.д.)
· Идеальны при использования в схватывающих узлах. При использовании репшнура вместо сшитой петли, можно сэкономить карабин.
· По сравнению с петлей, переносимой через плечо, репшнур можно в любой момент снять (не снимая рюкзака) и использовать на полную длину.
По сути, петли из дайнемы длиной 240 см – это убирающееся в кулаке универсальное оружие, подходящее для накидывания на большие блоки, блокировки точек на станциях и для спасательных работ.
369
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Глубина падения 4м при том же факторе рывка – все порвались.
Вывод: для самостраха из статической стропы энергия падающего тела намного более критична, чем фактор рывка.
Придётся ему использовать кусок динамики для самостраховки.
Если есть ситуационная потребность в более длинной самостраховке, то использую конец страховочной динамики, который привязан ко мне.
*******
Уу:)
имхо такую штуку надо использовать очень аккуратно.
Она ж жесткая, как трос.
Хотя по удобству использования конечно один длинный ус из динамики с коротким прусом для регулировки длины стоит всех этих дезиков во всех вариантах вместе взятых;-) Вот думаю, взять что ли такой реп с сердцевиной из дайнемы, и завязать на нем прус + амортизатор? Будет компактно, удобно, и очень стремно...
***
Не понял а как на шестерке можно прус завязать?
Или имеется ввиду ус-веревка прус- дайнема, тогда в чем смысл дайнемы
Кстати слайд есть железка у Конга для регулировки?
Да точно так же. Если расправить и затянуть, то он даже держать будет;-)
Поместил в избранное
По поводу 8мм динамики на отрез.Ну не найдете вы ее)))))
=))) Поспорим?
П.С. Уверен что Вы выиграете у Димы шоколадку.
У нас в Бигволе на верхней страховке висят динамики стерлинг роуп. Не дешевое удовольствие, но оно того стоит. Объясню почему:
1. Повесили сначала статику, но она почти сразу задубела и стала лохматиться, вообщем испортилась.
2. Статика в принципе не предназначена для таких целей, статику придумали скорее всего работы на перила, и схожей эксплуатации. А когда ее, статику, прокатывают через верхний карабин, да еще и через страховочное устройство в течении 6-8 часов каждыйдень, , она превращается, извините, в г...но...
3. Замусоленная статика становится жесткой и это доставляет серьезные неудобства для страхующего, особенно со второй гришкой. Это, соответственно, влияет на безопасность страхуемого;)
4. Динамика, в свою очередь, имеет следующие преимущества:
- она изначальна предназначена и спроектирована для агрессивной эксплуатации, соответствующая конструкция оплетки в первую очередь.
- динамика не дубеет быстро, следовательно это нравиться страхующим, особенно девушкам со слабенькими ручками;)
- срок службы значительно больше, чем у статики, ( сравнивали статику и динамику стерлинг роуп)
А статика на скалодромах, это российское изобретение, видимо в силу дешевизны продукции коломенского веревкопрядильного комбината:)
Вот.
Житель Бигвола.
Тем более что если они забили руки - аллес, можно курить в сторонке.
И ещё раз... ну не бывает такого, чтобы хорошая статика (хорошая!) служила меньше динамики. Динамика на топах к тому же и опаснее в руках новичков. Как то до пола быстрее долетаешь. (я про срывы на первых метрах). гри-гри 2 не проходит через нее разбитая веревка - это точно...
Вместо гри-гри можно использовать стаканы или АТС.
Мы стараемся заботиться не только о чайниках, но и обо всех остальных посетителях скалодрома ;)
А насчет ХОРОШЕЙ статики - сравнивали хорошую статику и динамику стерлинг роуп в течении 3-4 месяцев, динамика победила :)
Мы конечно еще поэкспериментируем с другими производителями, может кто и производит статику надлежащего качества..., но пока мы используем динамику Стерлинг Роуп.
Девятка еще туда-сюда... где то в Мск находил на отрез
А за статью спасибо!
Какая приятная новость - механическая прочность на скальных отколах! О много можно было прочитать раньше (прочность на узлах, при связывании в петлю, при рывках на самостраховке, в узле блокирования станции, при систематических перегибах) но чтоб в одном месте собрали и довели дело до конца - впервые.
Ещё по теме:
http://user.xmission.com/~tmoyer/testing/High_Strength_Cord.pdf
http://dmmclimbing.com/knowledge/knotting-dyneema-vid/
http://www.blackdiamondequipment.com/en-us/journal/climb/all/qc-lab-sling-strength-in-3-different-anchor-configurations
7-мм нейлоновый реп в 3-метровой петле, большой карабин (85 г).
10-мм дайнема, 240-см петля, лёгкий карабин (54 г). Сама петля - 72 грамма.
Проедать плешь подробными напоминаниями про малую эластичность дайнемы, и повышенные нагрузки при рывках, думаю уже нет необходимости. Жесткость строп и дайнемы в частности, конечно, не уменьшилась, и по величине нагрузок любая веревка, в т.ч. статика выигрывает у стропы.
Сильно ободряет отсутствие разрывов строп в немецких испытаниях. Видимо, отчасти это объясняется наличием нескольких узлов, завязанных на стропах (а каждый узел в таких условиях заметный амортизатор рывка), но главным образом - применением эластичного груза, более точно имитирующего тело человека. Применение в испытаниях автопокрышки - гениальный ход! Как говорится, простенько, и со вкусом.
К сожалению, не встречал информации насколько точнее оказывается такая имитация. Было бы полезно знать, насколько завышенными оказываются результаты множества испытаний, где кидались металлическими чушками. Американцы публиковали подобное сравнение для промышленных самостраховок из троса с амортизатором.
Наглядный график результатов из этой статьи:
Конечно, это - несколько другая опера, но, как видно на графике, после разрыва амортизатора, начинается "наш случай" - микрорывки груза, висящего на жесткой системе трос+стропа. Высота таких "микросрывов"- несколько сантиметров. Разница в нагрузках для этого случая - около 60%. При "полноценных" срывах с большой высоты разница будет несколько поменьше.
Другой вывод из этого американского отчета: - если образец рвется на испытании стальной "чуркой" при нагрузках много меньше своей предельной прочности, он порвется и при аналогичном срыве человека.
В этой связи есть довольно тревожные результаты испытаний б/У дайнемовых самостраховок, сделанных нашими промальповцами в 2009 году.
Выдержки из их отчета:
- полный разрыв самостраховки (из дайнемы) "Kong Y ARO SPELEO", бывшей 3 года в интенсивном использовании. Глубина падения 0,37м. Зафиксированное усилие разрыва - 3,7 кН. Падение груза на землю.
- полный разрыв самостраховки того же типа бывшей 1 год в эксплуатации - Глубина падения 0,48 м.
Зафиксированное усилие разрыва - 5,3 кН. Груз упал на землю.
Явных механических повреждений этих самостраховок перед испытаниями не было отмечено. Об УФ лучах - речь конечно, не идет(использовались в спелеологии). При этих условиях списать разрыв на "нечеловеческий" рывок стальным грузом просто нельзя. Возможно, конечно что это "просто" у Конга "гранаты не той системы, но факт разрыва сравнительно новых самостраховок настораживает.
(Владислав, спасибо что напомнили об этих результатах!)
Впрочем, при уже значительном накопившемся мировом опыте использования дайнемы на практике, массовой "гибели человеческих жертв" из-за этого не наблюдается. И единичных случаев тоже.
Прыгать в эйфории от этого, страхуясь дайнемой, наверно, все же не стоит. Насколько я знаком с немецким подходом, в качестве полноценной самостраховки, позволяющей большую свободу действий, предпочитается использование непосредственно связочной веревки, фиксируемой на станции стременем. Петля из стропы чаще используется как подвеска к станции на спусках, когда необходимо отсоединиться от связочной веревки, присоединения спускалки и т.п.
Идеально безопасный способ применения петли для самостраховки - смирно висеть на ней на станции, стараясь при этом сильно не кашлять. О том чтобы чихнуть не может быть и речи :-)) (Шутка. А может и нет).
Еще поподробнее об узлах на репшнурах. Очень часто на фото и рисунках видно, что петля из репшнура связывается "за бугром" дубовым узлом. В пруссиках, предназначенных для индивидуального подъема или самостраховки при спуске это, может и допустимо, но для более силовых случаев не очень. Потеря прочности в некоторых узлах на репшнурах из дайнемы и кевлара существенно больше, чем для нейлона. Всуну таблицу прочности в узлах из немецкого журнала: Надеюсь, тип узлов достаточно виден на картинке.
Про "Kong Slyde". Если будете применять, обращайте внимание на необходимость отсутствия острых граней в отверстиях - веревка ОЧЕНЬ быстро и сильно портится в этих местах. Возможно, потребуется "доработка напильником".
для того, чтобы такое написать нужно быть глубоко не в курсе того, о какой организации идет речь и той системе, в рамках которой собираются, проверяются и используются такие данные. чтобы намеренно подделывать результаты исследований, которые будут потом, в частности, использоваться страховыми компаниями, ставить под очевидный удар свое имя, нужно быть отчаянным идиотом. Крис Земмель такого впечатления у меня, лично, не создал.
про "парочку заморочек легитимных только в Германии" - это о чем?
Ну а насчет ваших заморочек - страховка узлом уиаа со станции можно конечно немного поспорить... но вот ввязывание веревки только в грузовую петлю обвязки.... непонятно вообще... Ну что, не в курсе? Хорошо что вы в курсе.
по поводу, как вы странно говорите, "ваших заморочек" - у всего есть причины, просто вы о них еще не знаете. :)))))) и если вы искренне считаете, что указанные моменты и есть та "парочка, которые легитимны только в Германии", то, вероятно, вам просто следует расширить кругозор, потому, что вы даже в понимании указанных вами же примеров не совсем преуспели.
на сим откланиваюсь, у нас несколько различаются вводные данные и для конструктивной беседы мне потребуется сначала дать ряд разъяснений, а мне очень лень.