Один длинный день на Соколе

Пишет k_d, 13.05.2013 13:50

Добрый день,

Один длинный день на Соколе (Альпинизм, авария, майские, 2013)

Эта статья про аварию на Соколе, случившуюся солнечным днём 3 мая 2013 года на маршруте "хАчу" 3Б к.сл. с группой альпинистов из Харькова. Эта авария положила начало спасательного марафона для ребят из Судакского КСС, продлившегося 5 дней подряд, к счастью обошлось без самого плохого. Сразу представлюсь - Дмитрий Кочетков, организатор и руководитель этой группы, а также непосредственный участник самого ЧП.

Цели публикации:
Максимально корректно и подробно осветить происшедший несчастный случай для:
а) пусть менее опытные читатели сделают выводы из прочитанного и комментариев;
б) пусть более опытные читатели выскажут свои мысли по поводу прочитанного;
в) предотвращения кривотолков;
г) урока на будущее всем, в том числе и мне.

Кратко о нас и о наших планах на выезд:
Сводный отряд друзей, собранный из осколков давно рассыпавшихся нескольких Харьковских секций. Собираемся и ездим в горы несколько раз в год, стандартная программа - Крым/Кавказ. Крым - сами, Кавказ - со сборами. Квалификация? Хожу крымские пятёрки когда есть желание и напарник. А так - несложные восхождения с друзьями и фотоаппаратом + море + вино. В общем классика для Крыма. Мой напарник по связке Иван - птица примерно того же уровня полёта. Остальные участники слабее в лазании и тактике (что круто аукнулось в данном случае для нашего Андрея), но имеют примерно такой же опыт восхождений в разных горах - лет по 8-10, хоть и без уклона в спорт. Также с нами было несколько неопытных ребят, для которых в планах были обзорные двоечки, а дальше - по результатам. В группу опытных попала и девушка Лена, которая в решающий момент спасла своего напарника Андрея ценой сожжённой ладони.

Первые дни, общая тактика проведения восхождений:
Разбившись на 3 связки по принципу "опытные с неопытными" начиная со второго дня после приезда мы сходили в следующей последовательности следующие маршруты: "Двойка слева" (для двойки нормально), "Мучача" (для двойки ненормально опасно на первой верёвке и на траверсе вверху), "Деревянную тройку" (для 3Б обычно, только длинно). Ни на одном из трёх маршрутов у меня не зародились сомнения в надёжности наших участников из группы "более опытных": Ивана и Андрея. Они спокойно пролазили в своих связках первыми с нижней страховкой то же, что и я перед ними. Ленка спокойно страховала. Менее опытные мужественно преодолевали препятствия с верхней.
Без проблем сходив первые три маршрута, на четвёртый день, согласно канонам, устроили день отдыха.

Собственно авария:
В страстную пятницу (никто не знал, иначе конечно не пошли бы 100%) в 5.00 зазвенел будильник, встаю, иду в столовую, ставлю чайник, жду народ. В планах восхождение двойки Андрей-Лена на "хАчу" и наш паровозик из всех остальных на "гребневую двойку". Время идёт, но на кухне появляются только "опытные". "Неопытные", как говорится, нишмагли. В целях дисциплины решаем их не будить, и через минут 20 выходим двумя связками в направлении "хАчу". Первой пойдёт, как застолбившая маршрут, связка Андрей-Лена, вторыми - мы (я-Иван-Влад). Наш третий в связке Влад - опытный участник и наш старых друг, заехавший на пару дней что-бы по возможности что-нибудь сходить. На момент закипания чайника нити судьбы уже начали плести паутину, которая в результате сплелась очень удачным для Андрюхи образом. Новички проспали - мы идём с двойкой на тот же маршрут, а не на другую сторону Сокола; Влад приехал и хочет походить - мы ВСЁ-ТАКИ ИДЁМ на "хАчу", а не заваливаемся спать, отпустив Ленку с Андреем самих. А раз мы идём, то у меня моя аптечка. С уколами. Андрей, зная об этом, оставляет свою аптечку в лагере. Опять же к счастью, поскольку уколов там, увы, нет. Знакомый подход не занял много времени, и примерно в 6.00 Андрей стартует по щели справа от прислонённой плиты, согласно описанию. Через какое-то время он становится на самостраховку на дерево правее нитки маршрута (надёжную станцию по линии маршрута, в месте, указанном в описании, сделать затруднительно). Выбрав верёвку начинает выбирать Ленку. Всё это прохождение верёвки первой связкой вызывает чуть ли не сон у нашей тройки и за пару секунд принимаем решение лезть соседний "Менуэт", что-бы не ждать на каждой станции "хАчу" пока пролезет первая связка, камнями по башке не наполучать и всякое такое прочее. В это же время справа от нас начинает движение по "Единичке" группа альпинистов из Киева. Быстренько загребая по первой верёвке Менуэта прихожу на тоже дерево, где у наших ребят первая станция. Мне нужна от них магнезия (на хАчу не брал, да) и описание (у них в рюкзаке гайд по Соколу). Что-бы даром не терялось время, закрепляю верёвку и ко мне за полминуты прибегает Иван и вщёлкивается в эту же станцию. В это время Андрей начинает движение от станции вверх по полке, потом по щели согласно описанию. Я начинаю выбирать Влада с земли. Иван бездельничает. Ленка страхует. Я стою между Ленкой (она со стороны Андрея естественно) и Иваном, который находится максимально справа на дереве (ближе всех к линии Менуэта). Таково положение нашей группы на момент возникновения проблем.

Поворачиваюсь к Андрею и спрашиваю как дела. С высоты метров в 20 от нас (осталось всего метра полтора до спасительного перегиба) он спокойным голосом сообщает что "дела печально". Всматриваюсь внимательнее что-бы понять что именно печально и как из этого положения выйти. Ощущения беды нет. Через 5-10 секунд Андрей делает движение вправо, пытаясь спастись, но ничего не получается, и я вижу момент его отрыва от скалы. Время почему-то почти останавливается и в памяти остаётся какая-то просто раскадровка событий, уложившихся максимум в 15 секунд "от и до". Ору Владу "стань на любой шлямбур". Мне срочно нужны мои свободные руки. Ленка вскидывает страховку (страховка через себя, через карабин, страховать без восьмёрки - команда лидера, что-бы не сдёрнуть) и начинает выбирать слабину. Слабина большая - точек страховки выше станции у Андрея не было (согласно описанию и консультациям эту верёвку в этом месте нужно просто лезть, организация точек страховки крайне затруднена). Успевает наверное выбрать метр или около того, на момент прилёта Андрея в полку, на котором растёт наше дерево (середина полёта). Пока что отстутствие в страховочной системе восьмёрки его спасает, позволяя относительно быстро выбрать хоть что-нибудь, но очень скоро Ленкины руки заплатят за это свою цену. Андрюха сильно бьётся плечом-каской-спиной об полку метрах в четырёх по прямой от нас и подпрыгнув от удара на метр, улетает кувырком вниз, к земле. Ленка прекращает выбирать верёвку и закрепляет её. У меня всё ещё заняты руки - я держу Влада на средине плиты Менуэта. Тенью через меня перепрыгивает Иван и подхватывает уходящий к Андрею конец. Вдвоём, Ленка и Иван останавливают падение Андрея примерно в метре от земли (мы этого на тот момент не знали). У Ленки сожжена ладонь руки, но пока мы об этом тоже не знаем. Иван выдаёт Андрюху до касания на землю, я выдаю Влада и через пару секунд Влад орёт команду "Земля" для себя и для Андрея. Картина в моём мозгу страшная - срыв с 40 метров с фактором 2 с вероятным приходом в землю шансов оставляет мало, скажем прямо. Тем более на крик "Живой???" ответа нет.

С единички слышим вопрос про то, не нужна ли помощь, ору им что нужна, пусть быстро подбегают к началу нашего маршрута. Ору вниз Владу где найти мой телефон (рюкзак у него), какой контакт набрать, что сказать, где лежит аптечка и что в ней надо найти. Иван тем временем перещёлкивает меня на парашютик и сбрасывает вниз. Внизу всё плохо - Андрей лежит без сознания, вместо дыхания - хрип, глаза открыты, зрачки на свет и движение не реагируют, кожа бледная. Кто-то из киевлян уже отыскал мою аптечку и держит в руке открытую ампулу декса, выхватываю, колю. Следом колю слабенький анальгетик дексалгин, извини Андрюха, нормальное обезбаливающее в аптеке продать отказались. С уколами пока хватит. Спасатели сообщают по телефону что уже выехали. Вижу синяки под глазами - признак возможного перелома позвоночника, звоню спасателям с вопросом чем рискнуть - Андрей лежит вниз головой по склону, так нельзя, но и при переломе позвоночника тоже шевелить нельзя. Они уточняют симптомы (крови из ушей нет) и мы аккуратно все вместе разворачиваем Андрея таким образом что-бы голова оказалась на одном уровне с туловищем. Спускаются Иван с Ленкой. Все вместе, примерно 9 человек, мы ждём спасателей, придерживая Андрея в оптимальном положении. Кругом кровь и безнадёга. Но вот начинает действовать антишоковое, наш лётчик приходит в сознание и спрашивает что собственно случилось. С шутками-прибаутками, чтоб волновался как можно меньше, аккуратно снимаем с него снарягу, срезаем беседку. Прибегают с акьёй спасатели КСС Судака и добровольцы из лагеря того же КСС (мы и сами оттуда). Первый вопрос - откуда летел? Показываем пальцем. Охреневают. Меряют пульс, вроде всё более-менее норм. Далее всё стандартно - кошмарный спуск по тропе с финишными 5 метрами вертикальной сыпухи, бригада скорой помощи с кислородом и капельницей, Судакская больница. Диагноз - политравма, ЧМТ, сломана в голеностопе нога (очень тяжело, спицы, неизвестно когда заживёт), повреждение глаза (уже видит), сломана в двух местах одна рука, и в одном месте - вторая. Трещина в тазе. Легкая рваная рана головы. Рассечение мышц подмышкой (видимо верёвка попала при рывке), вывих кисти, множественные ушибы, гематомы и т.д. Однако - позвоночник цел, внутренние органы целы, кровоизлияний внутри черепа нет. Однозначный вердикт всех очевидцев, спасателей, врачей - В РУБАШКЕ РОДИЛСЯ, 1 шанс из 100, и именно он и выпал. Слава Богу!

Теперь благодарности:

1. Ленке. Молодец, удержала. Не каждый мужик смог бы.
2. Ивану, Владу. Сделали всё что смогли и даже больше. Ни одной потерянной секунды, ни одного неправильного действия.
3. Группе из Киева. С своему стыду в спешке не узнал фамилию руководителя. Спасибо вам, ребят!
4. Добровольцам из лагеря.
5. Врачам бригады скорой помощи, и всему персоналу Судакской больницы.
6. Богу. Спасибо что не отвернулся.
7. Отдельно хочу остановиться на благодарностях спасателям Судакского КСС. Быстро и бесплатно они сделали всё что могли, без дураков. Возможно вы спросите как поддерживает таких нужных людей власть? Отвечу: она дала им рафик почти без тормозов, выпуска года эдак 1979, на который при мне один из спасателей выковыривал из развалюхи на свалке древний главный тормозной цилиндр, а то "старый немножко почти не работает". Ну и еда, дрова, плата за землю, газ, свет - всё входит в ваши 20-25 грн с человека в сутки при стоянке на КСС. Не проходите мимо, а то спасать в следующий раз может оказаться некому. Ну и если у кого есть лишние детали тормозной системы на РАФ, то присылайте, не откажутся. Шутка конечно, хоть и не смешная. Факт состоит в том что Судакскому КСС тоже нужна помощь - люди делают объективно важное дело, а государству по сути пофиг.

Отдельно про каску: Пецль Экрин Рок защитил голову Андрея, потеряв от страшного удара одно из трёхточечных креплений ремня и одну клипсу под фонарь. О силе удара говорит десятисантиметровая царапина наверху каски глубиной в миллиметр или около того. Похоже именно клипса попала от удара внутрь каски и поцарапала голову. По факту каска не сместилась на голове ни на миллиметр и сделала всё что могла. Покупайте люди Экрин Рок, а не сверхоблегчённые скорлупки.

Вот и всё, извиняйте за многабукав, и за то, что если не дай Бог про кого-то забыл в благодарностях.

Буду рад услышать/прочитать любые мнения и комментарии, на любой вопрос готов ответить.

Берегите себя.

Судя по рассказу "киевлян", это была группа т.к. Глобус Лены Трегубовой

Летуну - хай поправляется побыстрее.

Обознались. Наши участвовали на день позже.

Но все равно - выздоровления.

Все толково сделали. Андрею выздоровления и пожелание - чаще закладываться.

Присоединяюсь к предыдущему оратору. Страховаться чаще, щель по которой проложен маршрут выглядит cam-friendly. Если железа нет, то лучше не лезть. Если лезть, то не выше категории в "минус 2 цифры от RP"

Пецль больше не выпускает Экрин Рок. Одни скорлупки. Только спелео вариант со здоровенным дорогущим фонарем. Почему - загадка. Хожу вот ищу, где бы достать.

Наверное потому, что "скорлупки" тоже работают.

тоже озадачился зимой экрином и расстроился снятием с производства.
скорлупки слишком притязательны к качеству транспортировки - подвеска вылетает махом.

4 мая на" ухе", когда осточертело ждать впереди идущих, высунул неосторожно голову посмотреть свободен ли внутр. угол. Получил по каске пецл"Метеор" камнем с кулак, высота полета 25м(приблизительно). Каска смялась, полностью поглотив удар, никаких последствий для головы. Даже не стал никого волновать,что -то говорить, так как сам виноват," не ходи за паровозом". так что скорлупки работают, и не плохо. А на длинных маршрутах голова не так устает от веса каски.

«4 мая на" ухе", когда осточертело ждать впереди идущих…»

А в это же время восточнее на Мшатке, Замке, Малом и Большом Кильсе, Мердвень-каясы почти всё было свободно.

могу порекомендовать "Грвель", модель "Саламандра" Ничем не хуже "Экрина"...

Неа, ну как можно было так с Екрином :(

Есть же похожие модели, например серия VERTEX.

Зато есть Trango Lofty
Практически не уступает по характеристикам и внишне

Пускай поправляется скорее!

маршрут идет правее от того куда полез Андрей, по трещине? ведь так же?

http://www.alpine.in.ua/files/guide_topos/PodarNabor_X_1_Much_2poUglu.jpg а тут по другому...чего и спрашиваю

Спасибо за подробное описание, здорово ,что никто не растерялся и быстро помогли! 20м без точек -не обсуждается. Скорейшего выздоровления!

Молодец, Дима.
От тебя многое зависело в условиях цейтнота.

Щель наверняка не лезется без точек, я не лазил это место, только смотрел с единицы.
Наверняка крючья помогли бы. Лучше и якоря иметь на Соколе.

Я водил несколько раз на Единицу.
В конце полки где по описанию станция Хачу мне слабо понятно как сделать там надежную станцию.
Хорошо что ребята стали на дерево. Один из счастливых факторов.

Здесь я ставил отличный надежный стоппер приличного размера.
Когда пролезал метра три вверх (совпадает для единицы и тройки) - перед уходом влево на станцию единицы ставил еще один стоппер.
Возился обычно, не очень там удобно работать. но можно поставить точку.
Наверняка крючья добавят варианты.

Не игнорьте молоток, берите пример с чемпионов, Саша Заколодний специально тренировался ходить с крючьями в начале своего спортивного роста и постоянно брал молоток с собой на восхождение.

Здоровья Андрею!

Отсутствие точек страховки конечно явный косяк, это настолько очевидно (в том числе и для Андрея теперь, я с ним разговаривал не далее как вчера), что я даже не подумал об этом написать в статье. Понятно что "стой на простом и думай что делать, как лезть и как страховаться". Опыта не хватило. Я и сам пару раз натурально спускался на землю и уходил пить вино в Крыму, когда постояв полчаса перед сложным для себя лазанием, не находил возможности организовать нормальную страховку. Насчёт использования доп.устройств на страховке, как-то восьмёрки, корзинки, узлы УИАА и прочее - это дело лидера, оценивающего предстоящее лазание и выбирающего подходящий вариант для страховщика. Возможно здесь тоже "косяк и опыта не хватило". Правда в данном конкретном случае отсутствие дополнительных железок спасло жизнь, позволив успеть выбрать тот самый метр перед землёй.

>> Насчёт использования доп.устройств на страховке, как-то восьмёрки, корзинки, узлы УИАА и прочее - это дело лидера

Мое скромное мнение: это дело не лидера и не страхующего, а решение, принимаемое не важно кем при осмотре предстоящего участка.

Еще одно IMHO: допускаю страховку через карабин на участках не более ±70°, т.е. где эта страховка нужна только чтобы помочь самозадержанию. Очевидно же, что падение на глубину даже 4 метра голыми руками без крови не остановить.

Как страховка через спусковину может мешать лидеру я тоже не понял. Значит страхуют плохо.

>> Отсутствие точек страховки конечно явный косяк,

Можно было и совсем не страховать, чего уж там. Всё равно страховки на первые 20-30 метров падения не было.

Здоровья и скорейшего восстановления!

Это вы попали в слегонца дикую ситуацию и спаслись не менее диким образом.
Это как ехать непристегнутым со скоростью 200 км/ч, попасть в аварию и спастись в стоге сена, вылетев через лобовуху.
Рассуждать далее о том, что пристегиваться или нет - дело водителя, не стоит.

Очень интересно. Ну ок, допустим промежуточные точки были бы, и для лидера это был бы "рабочий срыв". А смогла бы после этого девушка продолжать маршрут? Ну и кому нужна такая страховка?

Насчет организация точек страховки крайне затруднена - это действительно так? На фото видно трещину в конце полки + кажется, что ближе к месту срыва тоже есть что засунуть.

И какая высота от земли до дерева?

Пострадавшему - скорейшего выздоровления!

Ходил. Давно. Было страшновато и сложно для меня тогда. как раз около конца трещины.
Но со страховкой проблем не было, клал чуть ли не через полметра, все что было.. и закладки и камы..

Если есть куда лететь, а в вашем случае было, точки надо класть каждые 3-4 метра, ну или хотя бы перед ключом одну, но надёжную, не умеешь закладываться, не лезь. А вообще совет, смотрите и думайте ещё в низу, куда лезете, и как полезете. Андрей выздоравливай.

Я с другом прошли этот маршрут за 2 дня до случившегося. там богатейший рельеф, множество щелей для закладок и френдов. а страховка с рук вообще верх мастерства. во всем случившемся виноват сам короче.

Как должно было бы быть в идеальном мире:
1. В гайдбуке написано "берите с собой молоток, якоря и камалоты".
2. Страхующий страховал шайбой, пропустив веревку через карабин на станции.
3. Лидер, отойдя от станции, обвязал куст петлей, т.к. фиговая точка сильно лучше чем никакая.
4. Далее лезущий забил тря якоря и сунул 2 камалота.
5. В случае срыва тогда царапину можно помазать зеленкой и лезть дальше.

Напишите, плиз, какое железо было у лидера и как вы будете ходить в дальнейшем.

Комплект закладок, несколько френд. С "дальнейшим" - будет видно в дальнейшем, только приехали всё-таки.

Спасибо за подробное описание, но можно пару вопросов, не все понятно:
Ленка вскидывает страховку - это как?
Ленка прекращает выбирать верёвку и закрепляет её. - как закрепляет?
Иван подхватывает уходящий к Андрею конец - после Лены, по отношению к Андрею?
У Ленки сожжена ладонь руки. Иван выдаёт Андрюху до касания на землю - падение остановила Лена? насколько сильно веревка "впилась" в ладонь, она сразу смогла отпустить веревку?

Андрею скорейшего выздоровления?

1. Литературный оборот, так я увидел этот момент, бросив взгляд на её руки и страховку.
2. "Закрепляет" - с её слов, в момент нагрузки верёвки я орал вниз команды закрепиться Владу, развернув к нему голову. Судя по Ленкиной руке - закрепила рукой.
3. Да
4. Кто именно остановил падение, или же это были совместные усилия - понять тяжело. Судя по состоянию рук - Ленка. Верёвка впилась нормально, прошло 10 дней, человек до сих пор делает перевязки. Насчёт сразу отпустить - не знаю, не до рук было.

Маршрут ходил. Место сложное, но страховка организуется (камалоты, закладки). Крючья не брали (не зачем они там). И если, может быть, в самой верхней части участка из-за сложности лазания не удобно страховаться, то в низу в щель можно несколько точек поставить и предотвратить падение при срыве даже на полку, а не то что почти до земли.
Страховка через карабин на участке лазания 6а (ну V+ там есть), да ещё при отсутствии промежуточных точек - вообще сюрреализм какой-то.

Когда ходили, то парень с наших связок там же сорвался(если ничего не путаю), но проблем со страховкой там не заметел, как уже писалось - мест под камы и стопера валом.

Прочитать было любопытно. Особенно с учетом того, что маршрут ходил. На 100% конечно уже его не помню. Но вроде бы не было ситуаций, чтобы заложиться совсем без вариантов. Мне кажется, что там вполне есть места под камалоты. Но это по памяти. Не рискну утверждать.
Меня больше всего смутила страховка лидера через карабин. Меня учили, что такая страховка возможна только на очень простых участках, где срыв маловероятен, но уж никак не на вертикальном маршруте. Т.е. по идее это должно было быть лукошко+карабин для дополнительного колена или хотя бы УИАА на карабине. Насчет сдергивания, опять же на мой взгляд, крайне сомнительное утверждение. Меня напарница страховала именно так всегда. Ни разу не ощутил даже напряжения веревки. Всегда легкая слабина и свобода действий.
Да и вообще для меня странно, если на 3Б есть места, где сложное лазание, а страховку организовать нет возможности. Ходил на Соколе тройки два сезона. Такого не встречал.
Крымского опыта у меня всего два сезона, но я все же несколько удивлен.

Меня тоже удивила страховка без устройства на сложном участке.

скорей

скорейшего выздоровления пострадавшему!
по поводу касок - в прошлом году на Ушбе погибли друзья (срыв на снегу, падение на глубину 300+ метров). Екрин Рок форму сохранил, вторая каска - "скорлупка" от Кампа - от нее одни осколки. Так что касательно Екрин Рока - таки что-то в ней есть

Каска разламываясь поглощает энергию удара. Так работают Скорлупки из вспененного полистирола. также кстати и в современных машинах - разрушение передней части поглощает много энергии..

Каски из пластика с подвесной системой скорее перераспределяют энергию.

Наденьте на голову кастрюлю - она вряд-ли разломится от удара. а вот что с вашей головой и шеей будет не ясно....

*Каски из пластика с подвесной системой скорее перераспределяют энергию.
поглощают её, протравливая ремни в элементах подвески. Тот же экринрок имеет весьма высокую посадку.

Хочется заметить что восхождение на единичку обычно учебно-спортивное.Года три назад началась шлямбурная война даже на единичках.несколько дней назад лез классику единичек-Сюрприз,в Форосе.Грустно смотреть на срезанные под корень клеянные анкера.Хорошо хоть станции не тронули.Смысл промежуточных,стационарных точек страховки максимально обезопасить маршрут,но при этом свое нужно ложить по полной.Слышал что скалолазы Крыма подписали международную Конвенцию,может там это оговорено.Парню скорейшего выздоровления.

Не стоило Вам писать ЭТО! Провоцируете скандал, однако. Конечно же Вы правы: надо не только все "единички" для безопасности пробить анкерами через метр, но и провесить стационарными перилами в два ряда. Так проще, чем лазать по скалам научиться.

to sitnik Не должны люди получать травмы и гибнуть на единичках.Два шлямбура на веревку достаточно.Много наблюдал как работают новички и более на единичках.Всегда взаимодействие связок в виде перил.Жумары у всех поголовно.Заметил тенденцию перехода с альпмаршрутов на мультипитчи.Рядом с "сюрпризом" до самой вершины идет популярная четверка.Хорошие лазуны мало страхуются-лезть надо.Видел вас на 4810.

на Сюрпризе шлямбуров не было уже 4 года назад

Да все уже написали. Тут добавить то нечего...
От себя, на Соколе трэд не лазил... Но в Форосе хоть и ходил до 5б-6а все без молотка и крючьев, свободным лазанием... Но на тройках закладывался (стремно как то лезть веревку не заложив хотя бы три-четыре точки...), и страховались через страховалку...

А можно уточнить про "5б-6а без молотка свободным лазанием"? Если это наши альпинистские категории, то такие прохождения пока очень редки и мы интересуемся каждым таким достижением.
Какие именно маршруты?

Наверное 5б - семёрка, рыжий угол. 6а - ромбы, немецкая, три карниза...

Ну какое там достижение :) сваливать например с правого ромба на центр ;)
А без молотка , да... спросите хоть у ростовчанок (Мельникова, Клименко, вместе достигали ,,достижения,, ) И вообще, есть большая группа скалолазов покруче ;)
Я не к тому, что меряться кто круче.... Я как раз о том, что заложиться - полезно бывает ;)

Ровно на том же месте, вернее участке маршрута, в 2011году в нашей связке был срыв лидера, предполагаю в том же месте, так как слышал примерно тоже: "тут что то не то, попробую вправо" Станцию правда не на дереве делали, а под подвисающей щелью. Вылетел один френд засунутый в то время когда первый понял что залез не туда, а на второй завис! До полки не долетел около метра!!!! так что страховаться там есть где))))

Лезли хАчу 28 апреля этого года. Станцию делали по описанию во внутреннем углу (щели), немного не удобно, но есть железобетонная щель под френд и песочные часы левее. Дальше лезли и ложили точки через 4-6м, но можно было и чаще, кроме верхней части верёвки (выполаживание). Берегите себя!
Спасибо за подробынй разбор! Судакскому КСС отдельное спасибо!!!!

Именно так, как пишет Dimon32 на этом участке ХАЧУ и надо действовать. И именно так действовали мы с напарником 9 мая прошлого года. А то, что там нахреновЕртил уважаемый харьковчанин - разгильдяйство и безобразие! Однако, естественно желаю ему скорейшего и полного !!! выздоровления.

Извините за выражение - дикари, полные, у кого только занимались? В современном альпинизме нет места страховке без устройства, независимо от маршрута. Боязнь сорвать первого, так тренируйтесь работе с устройствами, уж на 20 метрах можно найти место для точки. Это было просто нежелание организовывать страховку, внутренний кураЖ, неуважение к напарнику и товарищам. Должен был сообщить о том что жопа, зная о недостаточной страховке. В свое время в больших горах втроем стояли на репшнуре, а четвертый пролез веревку очень и очень стремной скалы не сделав ни одной точки.Лететь пришлось бы метров 100, всем четверым. На следующей станции его чуть не побили. Урок усвоил навсегда, не знаю как он, а я точно.
Уважайте себя и товарищей, берегите здоровье. Инвалиды никому не вспоминаюся.

Удачи вам в будущем!

Ну чо, пламенный привет борцам за чистоту стиля!
Хотя конечно у страдальца с расказзчиком тоже проблемы.

не очень понял - sitnik по поводу перил в два ряда, шлямбуров, скандала и тд
это статья должна выходить перед 1 мая каждый год
типичная ошибка которые к сожалению иногда делаю и я
мало точек на тройках, все так ходят, полет на 20-40 метров обеспечен
по месту уж точно было видно что будет труп, свезло
обычно думаешь ну я то тут пролезу и лезешь, хотя нужно класть всегда, и места есть для этого
НАДО ТУПО ВБИТЬ В ГОЛОВУ, НАДО КЛАСТЬ
ТЕ КТО НЕ УМЕЕТ, ЭТО УЧЕБНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ И ПУСТЬ УЧАТСЯ
ТЕ КТО УМЕЕТ, МНОГО ВРЕМЕНИ У НИХ НЕ ЗАЙМЕТ
насчет страховки девушкой, косяк который возник наверное что она плохо работает с страховочным устройством
сталкнулся с этим в этом году с собственной женой, не умеет быстро выдавать веревку
в результате просто выдавала веревку почти на прямую,(без подробностей) надо тренировать работу с девайсами
и все же я за минимальное шлямбурное пробитие на учебных маршрутах, как система для дураков
если мы и не хотим их уничтожить как класс
выздоровления Андрею, спасибо Свете что держала веревку до последнего

Не стоит так категорично заявлять.
Ну уроните вы свой "стаканчик", и что? Ложиться и помирать? Не спокойнее ли научиться страховать через карабин, узел УИАА, любой подручный предмет?
У нас девочки специально учатся ловить мужиков в полтора раза больше весом с фактором не 2, (к сожалению) но 1 точно. Через карабин. И получается.
Вся печаль в том, что люди страхуют через эти устройства живых людей, никогда не попробовав, как это ловить с нижней страховкой.
Для меня опытная двойка, это когда первый умеет безболезненно летать с нижней страховкой (и этому можно поучиться), а второй его уверенно ловит. Хорошо, если через гри-гри. Еще лучше, если ручками, без всяких карабинов.
А ложить точки, это конечно, надо уметь. И делать.
На этом маршруте, место где парнишка слетел, на мой взгляд самое стремное. Там на откидку, держась за откол идешь. Я там через пол-метра закладок насовал.

Страховка через UIAA - это уже совсем не через карабин!

Ага девочки голыми руками ловят! :)
Пунктик здесь учатся...УЧАТСЯ! а видимо не до этого было... до того как?
Раньше рукавичками пользовались и не нужно придумывать. Улетел, значит карабины под рукой, узел!

А чего тут непонятного? Сколько копий уже переломали...
Все же просто, хотите пробить спортивный мультипич? Находите СВОЮ линию. Нехоженную никем... ( желательно не на Морчеке ;) )... Ну и пробивайте себе, хоть каждый метр, как по стандарту евросоюза для фанеры :) Много людей может и спасибо скажут ( но не все).
Че то от темы удалились сильно далеко...

к сожалению это случилось с опытными, а сколько не опытных шастают сами по себе
а копья не ломаю, к слову пришлось

неопытные точки кладут каждые пол метра и не лезут туда где не уверены

кроме всего прочего, о чем сказано выше, удивила неукомплектованность аптеки минимум по обезбаливающим (в аптеках без труда можно купить кетанов и другое).

С прошлого года без труда в аптеке можно купить только таблетку анальгина, её например можно растолочь и посыпать себе на голову, или запихать в прямую кишку, так сказать прямо на слизистую, может и поможет.. Кетарол содержащие особенно в ампулах теперь по рецепту врача... Так что если упадёте сразу звоните в 03 приедут помогут, укольчик сделают...

Привет Дима.
В разбор ошибок забыл еще добавить рукавицы, найденные потом в рюкзаке Лены.
Так что если берем снаряжение, то лучше бы им пользоваться - руки целее будут.

Гадание на кофейной гуще. В перчатках руки могли остаться целыми, а верёвка протравиться сильнее. И всё.

Да еще интересный момент - не знаю как лучше, может есть специальные рекомендации.
После 2х уколов мы набрали еще один шприц (декс) - на случай ухудшения. И держали его наготове.
Имеет ли смысл так делать?
Ведь разломать ампулу + набрать шприц - по времени не больше минуты. + Дополнительная пауза на подумать, а нужно ли делать еще укол?
А в случае уже набранного шприца нет дополнительного времени на подумать и можно поторопиться с уколом.
(В тот момент шприц "наготове" воспринимался как нужная и важная вещь).

А если не оказалось бы времени на дополнительную паузу? Что тогда?

Набери, удали воздух, ИГЛУ ДЕРЖИ ЗАКРЫТОЙ КОЛПАЧКОМ. Сколь угодно долго. Надо - коли (колпачок не забудь снять), надо добавить из этого же шприца - ПОМЕНЯЙ ИГЛУ НА НОВУЮ НЕ СНИМАЯ КОЛПАЧКА и жди. Разумеется выбрасывай, если ничего не пригодилось. Лучше уничтожай, хотя бы разрушь механически - иглу сломай у основания, шприц надрежь возле канюли. Контейнеры, бомжи, шприцы, шишечки-иголочки - ну, я понятно объясняюсь про этапы большого пути?
Выздоровления и большего усердия в тренировках

Опубликуйте, пожалуйста, фотографию этой Ленки и я отвечу Вам на вопросы как так получилось что лидер пролез 20 метров без страховки...

Интересно как это у Вас получается, что ошибки лезущего в итоге приписываются страхующему

вы или слишком юны, или слишком стары или слишком женаты или женского пола.

Слышал фразу что с Сокола иногда только челюсти доезжают до низа при срыве - вам очень повезло. Наклон там такой, что это как по хорошей нождачке проехаться.
В прошлом году проходили группой деревянную тройку и хачу. На мой взгляд более опасной показалась тройка - больше шансов уронить всего на голову, и есть участки с более сложным лазаньем, + идет в основном траверсом - есть где полетать с хорошим маятником. Особо не запомнил про страховку - но точно помню что 20 метров без страховки таких участков нигде не было. Жалко что так получилось, и хорошо что живой.Думаю каждый сам уже все понял чего и где не досмотрел)) вовремя сказать себе стоп и положить надежную точку страховки, + не зарываться на места из которых отступление невозможно без надеги снизу.
Скорейшего выздоровления, надеюсь что желание лазить не отобьет.
P/S долго всматривался в фото места срыва, если я прав - то это первая веревка - до вылаза на полку где есть два шлямбура от менуэта и дерево. Там ставится пару больших френдов и песочные весы тоже есть - у нас на 6 метров вниз слетал участник - как итог немного стесаная коленка и круглые глаза, + успешный дальнейший подъем. Об этих точках вроде писали уже в теме. Станция была тоже на дереве.Участок где был срыв - пару силовых движений с неудобным подхватом.

Ходил "хАчу" два раза. Оба раза ставил станцию чуть левее основной линии маршрута, на линии "Единички", метров на пять выше полки с деревом. Там станция на удобной полке на двух шлямбурах - станция "Единички". Преимущества: 1) страхующий в безопасности - на него гарантированно ничего от лидера не прилетит; 2) до ключевого места около 10 метров, (а по высоте около 5 метров) - верёвка тянется легко.

похоже что это лучший вариант.

если веревка 50 м то до шлямбуров не достанет.

Специально поднял старые фотки: первый раз ходили именно с 50м. верёвкой. Да ещё и оттяжки тогда у меня только короткие были. Но там первая верёвка практически прямая получается, длинные оттяжки не очень актуальны.

Спасибо автору поста и всем участвующим в обсуждении за подробный разбор НС. Благодаря обширной информации у меня отпали некоторые сомнения по прохождению маршрута (проходил маршрут в январе 2013г , тоже с срывом в этом месте).
Считаю очень важным провести работу над ошибками для осмысления своих действий, и в назидание.
Желаю скорейшего и полноценного выздоровления пострадавшему.

Умная и честная статья! Автору - спасибо.
Андрею - скорее выздоравливать!!!
Опыт учтем.

Итак, уточню несколько моментов.
- Во время начала, и все время движения участника по ключевой верёвке маршрута 3б категории сложности Вы, Дмитрий находитесь на станции, с которой производится страховка.
- Вы видите, что страховка осуществляется через карабин, без узла, голыми руками, девушкой.
- Вы так же видите, что лидер не устанавливает промежуточных точек страховки.
- Вы видите, и знаете из описания, что веревка лезется вдоль и непосредственно по удобной для страховки щели.
- Участник "застрял" на ключе, и сообщает, что дела его печальны.
... При этом у Вас, Дмитрий, >>"Ощущения беды нет."
... При этом Вы, Дмитрий, >>"организатор и руководитель этой группы"

Теперь у меня несколько вопросов:
- Где в описании указано, что эту верёвку в этом месте нужно просто лезть, организация точек страховки крайне затруднена?
>>Цитата из гайда: R1-R2: 35-40м, 6а, аккуратное лазанье вверх по щели, затем выход на полку и по ней переход вправово-вверх под основанию характерной мульды, станция на дереве.

R3-R4: 45-50м, 5c, страховка временами присутствует (на первых 15 м страховки практически нет, хотя через 3м на 14 00 есть дырка под крупный frend), после второго шлямбура (27м) – переход под лбами направо в щель, станция в щели на шлямбуре и закладных.
Вот тут согласен - но туда вы не долезли.

- Почему, если участник допускает ошибку, не была сделана подсказка? Он двигался уже по щели минимум метров пять, и вполне мог бы заложиться, если бы ему порекомендовали.
- И наконец главный вопрос: Вы, Дмитрий, не думали о смене рода деятельности, на менее опасную для тех, кто на Вас рассчитывает?

P.S. Моё сочувствие пострадавшему и остальным участникам группы. Будьте внимательней с выбором старшего.

Ладно, отвечу, хоть это и откровенно тупое поливание помоями, которое стоило бы оставить без ответа.

Буду разбирать помои по пунктам, неизвестный вы наш умничка-аноним Мегабасс, в том поряде, в котором они у вас изложены:

"А"
Сперва хочу всё-таки заметить для тех, кто на ручнике - мы шли двумя разными командами два разных маршрута. Группа А шла свой хАчу, группа Д шла не менее свой Менуэт. Тотальный контроль всей работы участников одного восхождения участниками другого восхождения? Ну-ну, интересная идея. Со второй верёвки Менуэта нам тоже надо было-бы идти влево к началу их верёвки и проверять как точки кладутся и верёвка выдаётся? А на следующем восхождении? А через годик? А через 5 годиков? А если у нас на маршруты выйдет одновременно 5 связок? А если ещё и на разных вершинах? Я пришёл на это дерево, бросил максимум взгляд на их положение и занимался своей связкой. Связка Андрея и Лены (а они не новички, опыт по годам как у меня примерно) была занята своей нормальной работой, и на "Меня" никто там рассчитывать и не думал.
Дополнительно про точки: с дерева начало верёвки видно плохо, или вообще не видно, не помню, и есть там точки или нет - сильно не навысматриваешь даже при желании. Про страховку: Ленка была полуразвёрнута спиной ко мне и через что она страхует с пояса было просто не видно. Правда возможно и видел сразу, но не обратил внимания, не помню, не хочу что-бы ответ выглядел как отмазка.
И ещё: сидя на кресле перед компом классно конечно обвинять, когда известен итог ошибки. Просто спрошу: вы вот например всегда проверяете всех своих участников на правильность всех их действий и поступков? Могут же страховать через восьмёрку и класть точки, но неправильно верёвку ввязать, или обратку в беседке не заправить. Или пойти на маршрут с температурой, температуру по утрам меряете? А давление? А внутричерепное тоже меряете? А если человек не с той ноги встал, но делает вид что всё хорошо? Знать бы где соломку постелить, тогда конечно другое дело. А так тотальный контроль невозможен и проверять тип страховки, количество точек на каждый пройденный метр дистанции, и прочие вещи у самостоятельно идущих ребят я не стал. Лазание и общая сложность рельефа были для них далеко не пиковые, предыдущие восхождения поводов усомниться в адекватности не давали. Моя ошибка что не бегал везде следом и всё не контролировал? Может и так, не хочу спорить, но с моей точки зрения идущая самостоятельное восхождение группа в принудительном пошаговом контроле не нуждается.

Ну и далее по тексту, по мелочам:

1. "Ощущение беды" - это просто ощущение, чем это слово вас так задело? Я не Ванга если что.
2. "Организатор и руководитель группы (имелось ввиду выезда в Крым)" - это не руководитель восхождения у отдельно идущей на свой отдельный от нас маршрут спортивной двойки. Разницу улавливаете, нет? Похоже что нет.
3. Про "проблемы со страховкой" непонятно вообще к чему, с первых строк статьи и дальше в комментариях я вроде нигде не писал что лезть без точек это правильно и хорошо. Явная ошибка лидера, независимо от возможностей рельефа для страховки, более адекватные комментаторы или не написали ничего, или написали "страхуйтесь в следующий раз почаще". Всё всем абсолютно очевидно в данном вопросе с первой строки статьи, но надо вставить свои 5 копеек в комментарии №98, как же без этого.
4. Про R3-R4 что "вы согласны, но они туда не долезли" - это вы чувство собственного величия что-ли пытаетесь демонстрировать? Да, они туда не долезли, так зачем вообще сообщать что вы "согласны" с описанием некоего участка, где-то там вдалеке? Я если что тоже согласен что вы согласны, так, чтоб по этому пункту больше не дискутировать.
5. Почему не было подсказок: ответ в абзаце "А" выше.
6. Главный вопрос сформулирован настолько тупо и по-дилетантски, что даже не сразу нашёлся что сказать. Так вот, насчёт самой организации сбора: всё что надо было сделать по организации - всё сделано. На что "рассчитывать" в этом контексте все знали. Еда была, жильё было, классическая тактика наращивания сложности маршрутов с днями отдыха выполнялась. Но вы видимо о другом: о том, что когда кто-то наделает глупостей и начнёт падать, то руководитель сбора видимо должен взяться из ниоткуда прямо под ним и мягко опустить на землю. Извините, не смог. Правда сомневаюсь что на это кто-то "рассчитывал". Ну и насчёт именно "рода деятельности": у нас не коммерческий выезд, деньги не зарабатываю на друзьях, и его организовываю и провожу только по той простой причине, что больше никто или не может, или не хочет, а вот в горы попасть - хотят. Так что это не "род деятельности", а просто поездка с друзьями на скалы, которая к сожалению в этот раз невесело закончилась.

P.S. Чувствую что статья, как это часто здесь бывает, может превратиться в бессмысленный срач. Если такое начнётся, то отписываться не буду, извиняйте. Суть статьи была простой: честно рассказать что случилось что-бы люди ещё раз вспомнили как делать не надо. Берегите себя.

Сколько агрессии и махания руками. Сдается мне, что цель написания статьи была несколько иной. А именно - как-то самооправдаться.
>>"А на следующем восхождении? А через годик? А через 5 годиков? А если у нас на маршруты выйдет одновременно 5 связок? А если ещё и на разных вершинах?"
Да не по существу же. "Если" не имеет здесь никакого смысла, поскольку обсуждается конкретный случай с конкретной расстановкой сил, в которой Вы присутствовали непосредственно и не вмешались вовремя.
При той же ситуации, когда рядом вообще чужая связка (а рядом - это на той же станции, что и Вы) любой вменяемый восходитель уж точно обратит внимание на многие подробности работы этой связки. Просто рефлекторно. И я не раз влезал со своими советами, и мне на скале бывало подсказывали и помогали.
И ещё: а можно все-таки сюда фотографии этих опытных альпинистов?

Также Вас не пойму, Вы хотели услышать где просчитались? Вам это и указали, а конкретней - это неправильная работа с веревкой всей связки.

З.Ы. Возможно Вы услышали не то что хотели, но уверен Ваш рассказ очень полезен для многих.

На правах гипотезы, что бы объяснить, почему не было промежуточных точек.
Пострадавший точно улетел именно оттуда, где крест на первой фотографии?
Сомнения, потому что делать оттуда движение вправо, что бы спастись, он вряд ли стал бы. Наоборот, полез бы в щель слева.
А вот если он, например, находился правее (двигаясь вдоль того, что на фото выглядит как глухая щель, идущая от полки справа от пунктира) становится понятно, почему не закладывался.

Да, такое может быть, крестик поставлен примерно. У меня осталось ощущение что он вылез слишком высоковато над основной щелью и стоял в откидку, соответственно теряя силы в руках + в щель уже не опустишься что-бы заложиться.

там как таковой щели сверху и нету почти, и если уходить влево это как лезть на карниз только он будет не сверху а боком к вам. я точно помню что возился с этим местом подъема очень долго. Правда стоять там точно можно без рук почти - справа от щели - хорошие места для ног. Слететь оттуда можно при движении вверх - т.к. там достаточно силовое движение необходимо проделать - турниковое. Помню только что последние два хвата почти без помощи ног идут и когда я вылазил - руки сильно были напряжены.

Похоже это именно там и было

Связка не умела лезть,класться,страховать.Итог закономерен вполне

Если не ошибаюсь, я как раз где-то на этом участке завис на френде, но пару точек перед этим уже стояло точно. Там можно и нужно и даже хочется страховаться. Абсолютно не понимаю причин, по которым первый не страховался.

ох, сколько раз я был мудаком в таких ситуациях
свезло дураку
и что...
постараемся на примере задуматься и не повторить еще раз

Печальная история! Хорошо, что все относительно благополучно закончилось.
Маршрут ходила, в том месте можно и нужно закладываться. Не получается - вернись, safety first, как говорится.
Страховать без устройства и голыми руками - мда... Ну и выходить далеко без точки - жизнь не дорога?
Состав аптечки желательно подкорректировать - в случае посерьезнее (да и в этом) ваша практически бесполезна, (возьмите гидрокортизон 6-10 амп по 100мг, и обратите внимание на автомобильные аптечки - в них есть бутарфанола тартрат (погуглите)).
Аптека (декс или гидрокортизон, анальгетик, жгут, бинт, йод, шприцы) должна быть у каждого, это вообще не обсуждается. Телефоны с необходимыми номерами - тоже, чтобы потом не орать где чего нажать\кому звонить. Молоток и пара крючьев должны быть всегда, вес небольшой, а может понадобиться.
Оба в связке - уметь в случае чего снять напарника со стены. Связка Андрей-Лена друг с другом ходила когда-либо, ситуации спасения на рельефе репетировала? Не знаю, может кому все это покажется перестраховщиной и "крутые перцы" на тройках не заморачиваются, но почему-то НС чаще происходят на маршрутах 2-3 кат. сл.

Насчет касок. Еще отличные каски Kong, меня однажды такая спасла.

Ребятам - выздоравливать!

фото каски "после" нет? как вообще с фотоматериалами с ЧП?

фоток каски к сожалению нет, хотя хотел сделать, но в суматохе руки не дошли.

ясно. вообщем-то классическая реакция. надеюсь, что каска у вашего друга останется как трофей и фото её мы всё таки увидим.
а как его состояние "после"? насколько понимаю из Судака его уже забрали, как транспортировали в Харьков, какое сейчас состояние?

Как можно было выходить на 20 метров без дополнительных точек?
А девушка, можно сказать, спасла парня. Страховала бы по правилам - не успела бы выбрать слабину.

парня спасла - это факт. а насчет "успела выбрать слабину" - гадание. сколько метров у неё ушло через сожженные руки ?

Ушло по субъективным ощущениям где-то полметра, благодаря хорошей динамической веревке, наверное.
Страховка без устройства действительно большой косяк. Была неправа, согласившись на это.
Причина – не в медленной работе с веревкой, как кто-то тут предположил. Я думаю, если человек успевает при срыве что-то выбрать – о медленной работе с веревкой речь не идет. Причина в том, что пока ходили двоечки по огородам – просили страховать через карабин, чтоб быстро бежать. А когда перешли на троечки – получилось, что напарник еще ни разу не видел, как я через восьмерку страхую. Что само по себе глубоко не правильно.
Вывод: страховать на огородах через восьмерку, чтобы потом таких вопросов не возникало.

а я вот своих участников всегда учил тому, что надо думать головой и применять приёмы соответственно сложности маршрута. Страховать на беговухе через тормозное- стопудово тормозить лидера. Так может кроме работы с восьмёркой ещё и головой учиться думать ? Бездумная перестраховка везде и всюду может и снизит отчасти возможность облажаться, но удовольствие от прохождения маршрутов сведёт на нет стопроцентно.

У меня ровно такое же отношение к движению по маршруту, но теперь хрен я его как-то проявлю при менее опытных товарищах.
Даже вон отписавшийся бывший партнёр по связке не выдержал удара судьбы, когда был принят через карабин в каких-то дремучих двоечных огородах. Теперь если буду в группе с менее опытными, то только хардкор, только точки через метр на "б/к", восьмёрка аж до палатки в лагере не снимается с центральной петли беседки, везде невырываемые станции на трёх крючьях с компенсирующей петлёй из новой статики-12ки, даже на маршрутах типа "единица по кустам". Иначе люди неправильно понимают и в результате бьются. Это мне другими словами с этой же сутью подтвердил в личке и один очень авторитетный лично для меня альпинист. Сперва тренировка рефлективного использования где надо и где не надо всего арсенала железа, мега-станций, страховочных устройств, и только потом, может быть когда-нибудь, что-то про "работу мозгом, удовольствие от маршрута и бездумную перестраховку".
Печально, но видимо так оно и есть.

А вы считаете, что для людей, которые приехали ходить 2-3 на этих же 2-3 могут быть беговухи?
Лазают эти люди немножко не очень и могу предположить, что выше 2-3 к.с. они не много маршрутов ходили.

Лена, а почему вас "Ленкой" называют?

Труба, а почему вы труба?)

СПАСИБО.
Ваша позиция вызывает уважение.

Совет: Не выкладывайте на РИСК исповедей. Дешевле свои семейные проблемы обсуждать на Красной площади.

Да ладна. Ты ща на Иныльчек улетишь и всё. А чем прикажешь планктону развлекаться? А!?

Бери лаптоп и со мной. Будешь с Южного стройкой рулить;)))

Фух, ну вроде все сказали всё что могли. Тролли потроллили, теоретики потеоретизировали, практики дали объективные советы. Выводы надеюсь тоже сделаны, и мной, и участниками, и читателями, по крайней мере теми, кому оно было надо.
Берегём себя и "того парня, который рядом", товарищи.

Всем спасибо!

P.S. теме пора мирно утонуть, а такая прекрасная вещь как порки и массовые расстрелы за паровозы должна быть выделена в отдельную тему форума!

если впереди паровоз из прекрасных ....то пора сделать паузу и скушать "твикс".