Текущий год – год 80-летия битвы за Кавказ. И в этом году на просторах Ютуба наметилось явное оживление с появлением документальных фильмов на эту тему. Можно было бы и не писать об этой истории, точнее, об истории, как она представлена в одном из новых фильмов проекта History Lab на Ютубе, хотя в самом фильме нет никаких «привязок» к «круглой» дате. Дела давно минувших дней, да и какая, казалось бы, разница, если мы сами оказались на изломе истории? Но что-то сподвигло взглянуть на все это пристальнее.

hq720

40 отличных фильмов о горах, риске и тяге к жизни
Поздравляю с Международным днём гор всех тех, кто оставил сердце в любимых горах, исхоженных вдоль и поперёк или ещё неизведанных, но уже родных духу! По такому случаю приглашаю прогуляться по "киношным" горам, вспоминая классику или присматриваясь к новым направлениям в кино о горах и людях.

Путешественник Сергей Ермаков. По диким уголкам России. "Север и Дальний Восток мне ближе". (Путешествия)
"А почему же я так не путешествую?!"– задала себе вопрос 80-летняя знакомая Ермаковых, насмотревшись фильмов Сергея. Купила себе надувную лодку, внук забросил её на речку прямо до воды, а потом забрал в низовьях, после того, как она сплавилась в одиночку. Сергей Ермаков отправляется в путешествия на несколько месяцев. Поэтому чаще всего путешествует один. "А кого можно найти в попутчики на такой срок?" - резонно спрашивает он.

Дети и горы в районе Тхача. Фотоальбом. (Туризм, детский туризм, западный кавказ, турклуб маи)
На майские праздники в рамках детского похода посетили район вершин Большой и Малый Тхач на Западном Кавказе.

За 6 дней прошли следующую нитку:
пос. Узловой — Бароновы поляны — поляна Соколова — рад. выход в пещеру Амбицукова — г. Большой Тхач (2290) – траверс склонов г. Малый Тхач – г. Асбестная (2242) – перевал Чертовы ворота – г. Ачешбок Вост. (2440) - р. Шиша – южный склон хребта Агиге – хр. Агиге – г. Сундуки (2199) – хр. Малый Бамбак – балка Капустина – пос. Никитино

Хотим поделиться с читателями фотографиями и впечатлениями от путешествия.

Угарный газ и MSR реактор (газовое оборудование, горный туризм)
Измеритель CO, MSR реактор с литровой кастрюлей

Летом 2016го года мы решили попробовать сходить в поход на газу. В качестве основных горелок были взяты два MSR реактора с двухлитровыми кастрюлями. А поскольку известно, что данный вид горелок генерирует угарный газ, а мы собирались готовить в тамбуре палатки, то для обеспечения безопасности и удовлетворения собственного интереса, был взят портативный измеритель CO, вот этот.
Помимо этого мы пользовались газовой горелками primus easy fuel.
Что такое реактор, чем опасен угарный газ и что удалось намерить читайте под катом.

42 книги о горах, которые мы прочитали и рекомендуем вам! (Альпинизм, горы, список литературы, читаем книги, outdoor, альпинизм, скалолазание)
Пять книг с этого фото в обзор не вошли не потому, что их читать не стоит - просто уже не влезли!!!

Я не люблю модный нынче формат "10 самых смешных фильмов" или там "7 самых жутких причесок". Конечно, я немного лукавлю, но, задумав книжный список, я знала, что ни числом 10, ни даже числом 20 дело не ограничится. Поэтому очень благодарна Элине Захарян за то, что она разделила со мной бремя сбора информации.

Итак, для тех, кто как раз подумывает, что же почитать, мы предлагаем множество классных вариантов. К сожалению, далеко не все они переведены на русский, так что у читателей, владеющих английским, выбор будет больше!

UPD: Это не список в стиле "это должен прочитать каждый" или там "классика горной литературы". Мы здесь просто делимся интересным, так что прошу держать себя в руках. Спасибо за понимание.

Простая техника эффективного лазания по пассивам. Впервые статья была опубликована в январе 2015 года в журнале Climbing.

Как лазить по пассивам (советы Меган Мартин, Скалолазание, скалолазание, пассивы, техника)

Итак, задачи поставлены, и они вполне амбициозны: превратить новичка скалолаза в конкурентоспособного спортсмена всего за два месяца. Посему для длинных вводных слов и экскурсов в историю скалолазания времени совершенно не остается, так что с самой первой встречи с Артемом мы решили взять очень бодрый темп.

Здравствуйте. Представляю вашему вниманию перевод очередной статьи Евы Лопес (испанской скалолазки и тренера, PhD по физиологии) из серии, посвящённой тренировке локальной аэробной выносливости. Эта статья третья по счёту в серии и первая "основная" (автор маркирует её римской цифрой I). Статья изобилует специфической информацией, которая может показаться скучной; однако, на мой взгляд, эта информация носит фундаментальный характер для всех, кто сколько-нибудь серьёзно интересуется спортивным лазанием. Ссылки на переводы статей этой серии приведены в самом конце.
Тренировка аэробной выносливости в спортивном лазании: Потенциал (I). Виды физиологической адаптации. (Скалолазание)
Фото: Gloves_on

Первопроход в 1988 году самого высокого перевала в СССР – перевала Горбунова (3Б*, 7350 м., Горный туризм)Пролог

Этот перевал я заявлял ещё в 81-ом и тогда мне его разрешили пройти, но судьба сложилась иначе. Ещё при траверсе пика Абалакова, уже на спуске, в моей группе произошёл НС. На два года я был отлучён от руководства. Потом сходил в 84-ом на него радиально через Буревестник и Душанбе, заодно зарулив и на Коммунизма. В 86-ом была ещё одна попытка, которая закончилась не начавшись, ещё при акклиматизации на пике Четырёх.

Акклиматизация человека в высокогорье — интересная и важная для нас тема, коей посвящено немало исследований. Эти исследования и работы не раз обсуждались здесь, не раз обсуждался опыт серьёзных высотников и были интереснейшие прения относительно состояния и поведения человеческого организма в процессе акклиматизации.
Меня эта тема интересовала не меньше, чем остальных. Поэтому, собираясь в очередной раз туда, я и решил внести вклад в дело обсуждения этих вопросов — собрать информацию о работе для начала хотя бы своего собственного организма.
Для этого перед отъездом и после возвращения сделал полный общий и биохимический анализ крови, а в горах — ежедневно измерял кислород в крови и пульс.
Материалы этих наблюдений, их анализа и субъективные оценки и хочу сейчас передать общественности, буде кому они пригодятся.
Эта статья — отчёт о наблюдении за организмом. Для понимания контекста этих наблюдений, наверное, стоит написать отдельный отчёт о походе?Наблюдения за здоровьем в высокогорье (Горный туризм, пик ленина, отчет, медицина, акклиматизация)

Отчет об экспедиции МАИ на Китайский Памир летом 2011 г. (Горный туризм)
Осенью 2011 года на сайте Риск я выложил в восьми статьях большую работу по материалам комплексной экспедиции СК МАИ на Китайский Памир летом 2011 г. К сожалению, чуть более года назад, при переносе сайта Риск на новый софт эти статьи погибли.

Одиночный трёхнедельный поход по плато Путорана 2015 (Туризм, кутарамакан, подкорытов, таймыр, одиночный поход, путоранский снежный баран)

22 дня, 269 км, непростые места и новые друзья в виде Путоранских снежных баранов (эндемик плато Путорана)

Общая идея похода

Это был второй визит на плато Путорана. Первый состоялся летом 2013, когда в составе группы уральских туристов планировалось пройти пешую 5-ку. Аномальная жара и засуха скорректировали наши планы, половина маршрута тогда зарезалась (http://www.marshruty.ru/travel/putorana2013/). Однако в 2013 году нам всё же повезло встретить и скудно поснимать Путоранских снежных баранов. Впоследствии эти снимки приглянулись дирекции Путоранского заповедника, они их заиспользовали в своей печатной продукции и каких-то статьях, с чего и началось моё знакомство c дирекцией.
Ключевой идеей похода стала съёмка Путоранских снежных баранов (в итоге я пришёл именно к этому, хотя сначала просто хотел неспешной пейзажной съёмки на плато Путорана). Помимо самостоятельно разведанного в 2013 году места обитания баранов в верховьях р.Хойси появилась цель в виде окрестностей озера Кутарамакан, где обитает устойчивая группа особей. При разработке маршрута необходимо было покрыть два указанных района.

Ниже длинный материал с кучей картинок

Узлы для альпинизма. Часть первая – узлы для начинающих. (школа, веденин)

Узлы для альпинизма – тема избитая, истоптанная, но холивары вызывает регулярно. В мире существует огромное количество разнообразных узлов (описано около 4000), каждый из которых лучше, чем другие подходит для какой-то конкретной, а часто и уникальной ситуации.

Кения. Часть 1. Небольшое вступление и рассказ о путешествии в горы. (Альпинизм, mountschool.ru, веденин, горная школа)
Все началось с любимой детской книжки А. Шклярского о приключениях Томека на Черном Континенте – в свое время я зачитывалась повествованием об охоте на львов в окрестностях Найроби, путешествии за гориллами в Уганду, о масаях и других африканских племенах, ну и, конечно, о дружбе, храбрости и смелости.