42 книги о горах, которые мы прочитали и рекомендуем вам!

Пишет robinsya, 30.04.2016 21:46

42 книги о горах, которые мы прочитали и рекомендуем вам! (Альпинизм, горы, список литературы, читаем книги, outdoor, альпинизм, скалолазание)
Пять книг с этого фото в обзор не вошли не потому, что их читать не стоит - просто уже не влезли!!!

Я не люблю модный нынче формат "10 самых смешных фильмов" или там "7 самых жутких причесок". Конечно, я немного лукавлю, но, задумав книжный список, я знала, что ни числом 10, ни даже числом 20 дело не ограничится. Поэтому очень благодарна Элине Захарян за то, что она разделила со мной бремя сбора информации.

Итак, для тех, кто как раз подумывает, что же почитать, мы предлагаем множество классных вариантов. К сожалению, далеко не все они переведены на русский, так что у читателей, владеющих английским, выбор будет больше!

UPD: Это не список в стиле "это должен прочитать каждый" или там "классика горной литературы". Мы здесь просто делимся интересным, так что прошу держать себя в руках. Спасибо за понимание.

1. Альпинисты свободы (Freedom Climbers), Бернадет Макдональд

История пионеров польского альпинизма, рассказанная канадской писательницей. Золотой гималайский период для польских восходителей (книга захватывает период с конца второй мировой войны до нового тысячелетия), который пришелся на 80-90е годы, когда, несмотря на экономические и социальные передряги, поляки были на острие открытий в высочайших горах мира, совершив первые зимние восхождения на восьмитысячники: Эверест, Манаслу, Дхаулагири, Чо Ойю, Канченджангу, Аннапурну и Лхоцзе.
Но Бернадет пишет не только о победах, но и о цене, которую пришлось заплатить за них. 80% лучших высотников страны погибли в больших горах в то же время.
Ванда Руткевич, которая претендовала на то, чтобы стать первой женщиной с 14 восьмитысячниками в активе (пока не пропала на Канченджанге в 1992); Ержи Кукучка, погибший во время попытки восхождения по южной стене Лхоцзе и другие.
Истории Войтека Куртыки, Артура Хайзера, Анджея Завады и Кшиштофа Велицкого. Окно в другой мир, история страсти, имя которой – альпинизм. Книга, которая заставляет плакать – местами от сопереживания героям, получающим жестокие удары судьбы, а местами и от смеха, это ведь экспедиционная жизнь – со своими задачами и радостями.
Категорически рекомендуется к прочтению.

2. Путь воина скал (Rock Warrior's Way), Арно Ильнер

Не важно, даются вам трассы сложностью 5,15 или 5,5 – это пособие по ментальному тренингу обязательно к прочтению для скалолазов любого уровня. Психологические аспекты скалолазания часто игнорируют авторы специализированной литературы, но все мы знаем, как существенно наши мысли могут влиять на спортивные результаты.
В книге описана комплексная программа тренировки сознания для преодоления самых разных проблем – от страха перед неудачей до боязни срыва. Страх и эго больше не будут управлять вами – вместо этого вы научитесь использовать любовь к скалолазанию как движущую силу.

3. Горы моей жизни (The Mountains of my life), Вальтер Бонатти

Один из величайших альпинистов всех времен рассказывает о своих экспедициях во всевозможные горы, в том числе историю, которая стоит за обсуждением событий на К2, изменивших его жизнь.

4. Уроки эспрессо (Espresso Lessons), Арно Ильнер

Подобно крепкому кофе представленные здесь практические советы дают быстрый и мощный эффект. Являясь продолжением Rock Warrior’s Way, эта книга учит применять идеи психологического фитнеса из первой части в конкретных и специфических ситуациях в скалолазании. Книга помогает оценить, когда и как лучше рисковать, учит осознавать и принимать важность и неизбежность падений и поднимает другие темы для развития здравого подхода к скалолазанию.
Любой спортсмен знает, что зачастую психологические аспекты могут оказаться гораздо важнее любых физических показателей. Поэтому время, которое вы тратите, чтобы научиться развивать и использовать силу своего духа в скалолазании – это время, потраченное с пользой. Но для оптимального результата обязательно прочитайте сначала Rock Warrior’s Way.

На Амазоне

5. Лагерь 4: воспоминания скалолаза из Йосемити, Стив Роупер (Camp 4: Recollections of a Yosemite Rockclimber, Steve Roper)

История альпинистской Мекки Йосемити и личный взгляд на рождение одной из американских субкультур. Стив Роупер почти 10 лет прожил в Йосемити – как раз в тот период, который часто называют «золотым веком». В 60-х годах «Лагерь 4» стал местом встречи альпинистов и скалолазов, тогда еще представлявших собой маргинальное сообщество. Автор рассказывает свои истории из «Лагеря 4»: о людях, восхождениях и жизни в этом особенном месте.

На Амазоне

6. Скалолазание – моя свобода: моя жизнь в вертикальном мире, Линн Хилл (Climbing Free: My Life in the Vertical World, Lynn Hill)

Автобиографическая книга повествует о детстве, скалолазной жизни Линн и историческом прохождении свободным лазаньем маршрута The Nose на Эль-Капитане в 1994 году. Многие автобиографии скалолазов кажутся слишком эгоцентричными, но эта книга приятно отличается отсутствием всякой претенциозности и ненавязчиво воодушевляет читателя.

Переведена на русский. О книге на Риске
На Озоне

7. Вертикальное сознание: психологический подход для наилучшего скалолазания, Дон МакГрат и Джефф Элисон (Vertical Mind: Psychological Approaches for Optimal Rock Climbing, Don McGrath и Jeff Elison)

В этом пособии по психологической подготовке авторы объясняют важность внутреннего настроя для полного раскрытия спортивного потенциала. Опираясь на последние научные исследования в области деятельности мозга и психологии, МакГрат и Элисон помогают перестроить мышление (а следовательно и тело) для достижения более высоких результатов.
Книга может стать отличным подспорьем для всех, кого на скалах сковывает страх или волнение. Кроме того, авторы поднимают и другую важную и редко затрагиваемую тему – как помочь стать лучше своему партнеру. Здесь вы найдете расписанные пошагово тренировки, упражнения и множество ценных находок.

На Амазоне

8. Страсть к высоте: гид по любви и опасности для скалолазов, Стэф Девис (High Infatuation: A Climber's Guide to Love and Gravity, Steph Davis)

Искренний рассказ Стэф Дэвис о любви, духовном поиске и горах, превосходно объясняющий ее одержимость скалолазанием. Автор подробно описывает свои переживания и попытки прохождения тех или иных маршрутов, но возможно самое ценное в ее книге – пристальный взгляд на внутренний человека.
Если увлечение горами управляет вашей жизнью и влияет на каждое ваше решение, эта книга определенно найдет в вас отклик и поможет почувствовать себя не таким уж безумным.

На Амазоне

9. Один на стене, Алекс Хоннольд (Alone on the Wall, Alex Honnold)

Риск, отдача и предельная концентрация – вот темы, которые поднимает в своей книге Алекс Хоннольд. Рассказывая о семи своих великих восхождениях, он делится глубоко личным взглядом на эти достижения. А поскольку Алекс печально известен тем, что преуменьшает свои заслуги, его соавтор Дэвид Робертс дает читателю контекст и более глубокую перспективу.

На Амазоне

10. Психовертикаль, Энди Киркпатрик (Psychovertical, Andy Kirkpatrick)

В своей книге Энди Киркпатрик рассказывает о 13-дневном восхождении на Эль-Капитан по маршруту Reticent Wall, перемежая повествование историями о других восхождениях. Параллельно автор ищет ответ на вечный вопрос: «Стоит ли оно того?»
И пока Киркпатрик пытается ответить себе на этот вопрос, читатель многое успевает узнать о его личности, браке и семье.

На Риске о книге

11. Да обойдут тебя лавины, Сергей Бершов

Воспоминания о восхождении советских альпинистов на Канченджангу в 1989 году. Книга представлена в форме диалога и написана в соавторстве с журналисткой Александрой Парахоней.

12. Аннапурна – первый восьмитысячник, Морис Эрцог

Аннапурна заслужила славу опасной, коварной горы. Первый восьмитысячник, на который сумели подняться альпинисты. Автор, возглавлявший ту экспедицию, в подробностях рассказывает о перипетиях восхождения. А чего стоит рассказ о спуске и долгой дороге домой!

13. Эверест. Смертельное восхождение, Анатолий Букреев, Вестон ДеУолт

Катастрофой закончилось восхождение на Эверест в мае 1996 года. Столкновение амбиций, человеческой воли и самоотверженности в конце концов привело к ошибкам, несовместимым с жизнью. Анатолий Букреев – гид на том восхождении, был вынужден рассказать свою версию того, как разворачивались события, после полемики, развернутой американским журналистом, автором книги «В разреженный воздух».
Интервью с Вестоном ДеУолтом читайте на Риск.ру в мае!

На Озоне

14. К2 - вторая вершина мира, Ардито Дезио

Рассказ об удачном восхождении на К2 в 1954 году. Книга изобилует информацией о подготовке той экспедиции, начиная с отбора участников. Параллельно автор рассказывает о попытках других экспедиций взойти на вторую по высоте вершину мира.

Переведена на русский.

15. Женщины, которые решились: самые вдохновляющие скалолазки Северной Америки, Крис Ноубл (Women Who Dare: North America's Most Inspiring Women Climbers, Chris Noble)

Портреты 20 самых дерзких женщин Америки – сборник удивительных личных историй о трудностях и успехах, полный полезных советов, применимых и в лазании, и в жизни вообще. Эта книга способна вдохновить любого – не важно, мужчина вы или женщина и увлекаетесь ли скалолазанием. Она о том, как научиться следовать своей страсти, преодолевать препятствия и находить удовлетворение во всем, что мы делаем. Невероятные фотографии и по-настоящему мотивирующие слова, собранные автором в книге, определенно добавят огня вашим отношениям со скалами.

На Амазоне

16. Учась летать: искусство держаться и отпускать, Стэф Девис (Learning to Fly: A Memoir of Hanging On and Letting Go, Steph Davis)

Вторая книга Стэф Дэвис представляет собой личный рассказ о браке с Дином Поттером и о том, как его вызвавшее большую полемику восхождение на Деликатную Арку поставило в сложное положение и их отношения, и ее карьеру и заставило задуматься о том, кто же она на самом деле. Эта история стала началом самостоятельного пути Стэф в надежде найти то, что определит ее личность.
Заканчивается все романом с парашютным спортом и, в конце концов, с бейсджампингом. И в этом есть некая ирония, потому что этот спорт связан с тем, чего скалолазы больше всего боятся и избегают всеми силами – с падениями. В общем, отличная история о риске, приключениях и любви.

На Амазоне

17. Альпинизм: Свобода гор (Mountaineering: Freedom of the Hills)

Проверенная временем классика для альпинистов всех мастей, книга Freedom of the Hills переиздавалась в течение 50 лет. Не будет преувеличением сказать, что для многих спортсменов этот 600-страничный фолиант стал настоящей библией альпинизма.
В книге много полезных схем, которые наглядно раскрывают сложные темы, она написана приятным и ясным слогом и хорошо структурирована. В отдельных главах даются базовые знания по аутдор-теме, рассказывается о технике скалолазания, работе с веревкой, о том, как действовать в чрезвычайных ситуациях и о многом другом.
Краткий конспект книги также изложен на игральных картах – для тех, кто любит перекинуться картишками в непогоду!

18. Хрустальный горизонт, Райнхольд Месснер

В представлении не нуждается. С этой книги часто начинается интерес к горам или, при его наличии, интерес к горной литературе. Переиздана бессчетное число раз, переведена на русский. Райнхольд Месснер, взошедший на все 14 восьмитысячников, пишет о своем соло-восхождении на Эверест в 1980 году. Повествование о тяжелейшем ежедневном труде и технических и ментальных сложностях, связанных с нехваткой кислорода, перемежается рассказом о внутреннем состоянии автора.

Переведена на русский.

19. Самоспасение, Дэвид Фасуло (Self-Rescue, David Fasulo)

Необычайно важная тема, но этому редко учат тех, кто только начинает свой путь в альпинизме. Моральная ответственность альпиниста – знать как минимум основы самоспасения. Из этой книги вы узнаете, как помочь самому себе в экстренной ситуации, как спуститься с мультипитча с травмированным партнером и не только. Кроме того, автор детально описывает разные виды узлов и многие другие важные понятия.

На Амазоне

20. Библия трэда, Джон Лонг и Питер Крофт (The Trad Climber's Bible, John Long и Peter Croft)

Книга о традиционном лазании от двух авторитетнейших авторов нашего мира. Лонг и Крофт делятся знаниями и вдохновляют, рассказывая читателям свои нажитые тяжелым трудом и набитые шишками истории. И хотя книга была опубликована издательством Falcon Guides, которое специализируется на путеводителях и учебной литературе в сфере активного отдыха, это вовсе не путеводитель и не практическое руководство, а скорее собрание историй о трэде. Тем не менее, читая эту книгу, определенно можно кое-чему научиться.

На Амазоне

21. Основы скальной подготовки, Роял Роббинс (Basic Rockcraft, Royal Robbins)

Эта книга была издана в 1971 году и вошла в этот список не за актуальность информации, а потому, что отражает важную часть истории скалолазания. Это быстрое чтение, которое может дать твердую базу знаний по скалолазанию любому новичку. Но даже если вы уже лезете на 5,15, она очарует вас и даст возможность кинуть беглый взгляд в прошлое.

На Амазоне

22. Одно движение – слишком: о травмах и синдромах перегрузки в скалолазании, Томас Хоххольцер и Фолькет Шоффль (One Move Too Many: How to Understand the Injuries and Overuse Syndromes of Rock Climbing, Thomas Hochholzer и Volket Schoffl)

Эта книга не только дает практические советы о том, как действовать при получении травмы, но и уделяет внимание тому, чем скалолазы часто пренебрегают – теме предотвращения травм. Опираясь на знания анатомии, научные данные и спортивную медицину, авторы создали полезный гид, осмысливающий скалолазание и то, как оно влияет на тело человека. Из этой книги вы узнаете о тейпировании, растяжке, развитии мышц, симптомах перегрузки, реабилитации и получите базовые знания по анатомии.

На Амазоне

23. Тренировки для скалолазания, Эрик Хёрст (Training For Climbing, Eric Hörst)

Используя последние исследования в области спортивной медицины, психологии, фитнеса и правильного питания, Эрик Хёрст составил программу тренировок, получившую признание спортсменов разного уровня. Книга концентрирует взгляд прежде всего на тренировке силы и выносливости, однако не пренебрегает техникой и психологическими аспектами скалолазания. Многие спортсмены своими успехами обязаны именной этой тренировочной программе.

На Амазоне

24. Руководство по тренировкам для скалолазов, Майкл Л. Андерсон и Марк Л. Андерсон (The Rock Climber’s Training Manual, Michael L. Anderson и Mark L. Anderson)

Это руководство многие считают самым полным, подробным и ценным источником знаний по скалолазным тренировкам. Объем книги может несколько обескуражить, но скорее всего вся информация, содержащаяся в ней, окажется для вас нужной и практически полезной. Скалолазы с самыми разными способностями и умениями рассказывают сумасшедшие истории успеха, которого им удалось достичь благодаря следованию этому тренировочному плану. Простые в исполнении методики легко адаптировать под ваши желания, ограничения по времени и уровень умений.

На Амазоне

25. Конкистадоры бесполезного: от Альп до Аннапурны, Лионель Террай (Conquistadors of the Useless: From the Alps to Annapurna, Lionel Terray)

Красивая и вдохновляющая автобиографии Лионеля Террая, в которой он рассказывает о своих выдающихся восхождениях в Андах, Гималаях и Альпах. Террай обращает порой медленную, скучную и сложную природу альпинизма в удивительные истории, легко увлекающие читателя. Здесь находится место и фактам, и личным размышлениям и эмоциям автора, что не оставляет равнодушными всех, кто любит горы.

На Амазоне

26. В разреженном воздухе, Джон Кракауэр (Into Thin Air, Jon Krakauer)

Рассказ журналиста Джона Кракауэра о трагедии на Эвересте 1996 года, унесшей жизни 8 человек и оставившей бесчисленное множество других причастных с тяжелыми воспоминаниями и чувством вины. Кракауэр дает детальную картину событий, которые привели к трагедии, адресуя множество спорных вопросов всем участникам событий – включая занятых в экспедиции шерпов.
Рассказывая об этих событиях, Кракауэр высвечивает проблему коммерциализации экспедиций на Эверест, в результате которой гиды пренебрегают вопросами безопасности, чтобы гарантировать клиенту вершину.
Книга вызвала большую полемику на территории России в том числе потому, что многие читатели увидели в ней несправедливые обвинения в адрес Анатолия Букреева. В соавторстве с Вестоном ДеУолтом Анатолий в ответ на труд Кракауэра написал книгу, которую мы называли выше.

На Амазоне

27. Прикасаясь к пустоте, Джо Симпсон (Touching the Void, Joe Simpson)

Джо рассказывает леденящую кровь историю совместного с Саймоном Йейтсом восхождения на вершину Сиула Гранде (6 344) в Перуанских Андах, обернувшегося настоящей катастрофой (но завершившегося все же благополучно). И хотя главные темы повествования – это страдание, дружба, страх и выживание, на самом деле это история о силе тела и духа человека. Большую известность книга получила после того, как по ней был снят одноименный фильм.

28. Лхоцзе. Южная стена, Сергей Бершов

В этой книге Сергей Игоревич не только повествует о сложном восхождении на южную стену Лхоцзе, но и делится своими мыслями о жизни в горах, верной дружбе, взаимовыручке и рассказывает о подготовке альпинистов времен СССР.

29. Подготовка к новому альпинизму, Стив Хауз (Training for the new alpinism, Steve House, Scott Johnston)

В своей книге альпинист экстра-класса Стив Хауз в соавторстве со Скоттом Джонстоном пытаются перейти от теории тренировочной программы к практике, рассказывая, как подготовить себя к практически любой горной цели. Применяя приемы из разных видов спорта, Хауз и Джонстон убедительно демонстрируют эффективность методик, которые используются в разных сферах (в видах спорта, требующих выносливости). Они рассказывают, как составить план тренировок с учетом ваших личных обстоятельств. Банкир ли вы или горный гид, живете в городе или в деревне, отправляетесь ледолазить или лезть на Денали – вы сможете разобраться в том, что вас нужно для достижения вашей следующей цели.
Несколько глав в книге отведены эссе таких мастодонтов аутдора как Ули Штек, Марк Твайт, Петер Хабелер, Войтек Куртыка и Уилл Гадд.

30. Макалу. Западное ребро, Робер Параго

История французской экспедиции, поставившей себе целью взойти на Макалу по сложнейшему западному ребру. Таготы подъема, суровые пейзажи, зарисовки из жизни местных жителей, описанные известнейшим альпинистом.

Переведена на русский.

31. Легенды и истории, Коллекция Роскеллея, Джон Роскеллей (The Roskelley Collection (Legends and Lore), John Roskelley)

Три в одном. Целых три книги известного альпиниста, обладателя Piolets d’Or за достижения жизни, в одном издании.
«Stories off the Wall», включающая несколько эссе, в том числе о восхождениях по северной стене Айгера, в Йосемити, на Памире, в Гималаях. Как обычно, книга не только о восхождениях, но о дружбе, риске ижизненных ценностях.
«Nanda Devi» – драматическая история двух Нанда-Дэви – горы, на которую отправилась экспедиция 1976 года под руководством Вилли Ансоелда и Эда Картера, и дочери Вилли, которую так и звали – Нанда-Дэви. Беззаветное стремление к вершине привело девушку к гибели и заставило переосмыслить свое отношение к альпинизму всех остальных участников той экспедиции.
«Last days» заставляет нас вспомнить две легендарных экспедиции Джона Роскеллея - первовосхождение на Тавоче с Джеффом Лоу и попытку восхождения на Менлунгзе вместе с Джимом Виквайром, Грегом Чайлдом и Джеффом Дюэнвальдом.

На Амазоне

32. Что стоит за восхождением, Стив Хауз (Beyond the Mountain, Steve House)

Чего стоит быть одним из лучших альпинистов-высотников мира? Поиск средств, путешествия по миру, в том числе в опаснейшие страны, выматывающие холодные ночевки, обожженные морозом легкие и затуманенный рассудок именно в тот момент, когда чистая голова нужна более всего. Это трудные уроки, которые заставляют усваивать горы.
Стив Хауз заслужил свою репутацию восхождениями в Альпах, Канаде, на Аляске в Каракоруме и Гималаях. Все знаю, что стиль, скорость и сложность – вот, что ему интересно.
В 2005 году вместе с Винсом Андерсоном Хауз прошел в альпийском стиле директ Рупальской стены Нанга-Парбата. Это было третье прохождение стены, за него двойка получила Piolet d’Or.

На Амазоне

33. Холодные войны: на тонкой линии между риском и реальностью, Энди Киркпатрик (Cold Wars: Climbing the fine line between risk and reality)

Еще один «любитель» зимних восхождений, Киркпатрик регулярно преуспевает в них, но как любой человек «на грани», платит за это свою, и немалую, цену.
Регулярно поднимая перед общественностью самые непростые этические вопросы, Энди балансирует между семейной жизнью и опасностями зимнего альпинизма, который он выбрал.
«Холодные войны» - очередной образчик честности и остроумия, свойственных автору.

На Амазоне

34. Игра теней, Джо Симпсон (This Game of Ghosts, Joe Simpson)

Как часто бывает, одной классной книгой писатель не удовлетворяется. Вот и книг Симпсона в нашем обзоре тоже две.
Когда Саймон Ейтс обрезал веревку и послал Джо на испытание, которое могли выдержать немногие, последствия оказались непредсказуемым. Сам факт того, что Джо выжил, был результатом борьбы человеческого духа за жизнь. Никто не ожидает, что такое придется пережить несколько раз. Сиула Гранде, драматическое восхождение на Пумори, на спуске с которой Симпсон услышал о молодом восходителе, погибшем под случайным камнепадом. Джо задумался о той игре теней, в которую с ним играет жизнь и пытается осмыслить свой травмирующий драматический опыт попыток обнять неизвестное.

На Амазоне

35. Поцелуй или убей: Признания серийного альпиниста, Марк Твайт (Kiss or Kill: Confessions of a Serial Climber, MarkTwight)

Крутой альпинист. Крутой писатель. Крутой человек. Вне зависимости от того, что он делает, Марк Твайт всегда занимает решительную дискуссионную позицию. Его имя известно большинству западных альпинистов, и большинству из тех, кто о нем слышал, хочется прочитать его книгу. Его истории написаны в неповторимой прямой манере и образным, живым языком. Возможно, прочитав эту книгу, вы по-новому взглянете на многие вещи.

На Амазоне

36. Шишапангма: Первое прохождение юго-западной стены в альпийском стиле, Дуг Скотт и Алекс Макинтаир (Shishapangma: The alpine-style first ascent of the South-West Face)

В 1982 году, воспользовавшись послаблением режима в Тибете, группа из шести альпинистов отправилась разведать малоизвестный массив Шишапангмы. Преодолев все бюрократические препоны, которые порой доходили до комического, Дуг Скотт, Алекс Маинтаир и Роджер Бакстер-Джонс совершили одно из самых смелых и стильных гималайских восхождений.
Получившая несколько наград книга рассказывает не только о событиях той экспедции, но повествует и об альпинистской тактике, стратегии принятия решений и отношениях между людьми.
Основой для книги послужили дневниковые записи участников экспедиции.
К сожалению, двое участников того восхождения вскоре после выхода книги погибли в горах. Макинтаир был сбит камнепадом на южной стене Аннапурны, А Бакстер-Джонс попал в лавину на Эгюй дю Триоле. Их вспомогатель Ник Прескотт умер в госпитале Шамони от высотной болезни.

На Амазоне

37. Бесконечный узел: К2, Гора мечты и судьбы, Курт Димбергер (The Endless Knot: K2 Mountain of Dreams and Destiny (The Kurt Diemberger Omnibus))

«Монументальная книга… не поверю, что кто-то мог прочитать ее и остаться прежним», – Стивен Венэйблз.
В своей книге Курт Димбергер (обладатель Piolets d’Or за вклад в альпинизм, один из двух первовосходителей на два восьмитысячника) рассказывает о катастрофе 1986 года, трагических событиях «чёрного лета», в том числе Джули Таллис. Всего тем летом Чогори унесла 13 жизней.

На Амазоне

38. Let My People Go Surfing: The Education of a Reluctant Businessman, Айвон Шойнард

Автобиографическую книгу основателя компаний Patagonia и Black Diamond стоит прочитать, даже если в бизнесе вы заинтересованы больше, чем в альпинизме, или серфинге.
Это история человека, по-настоящему влюбленного в то, что он делает!

39. Абсурд Эвереста, Денис Урубко

Книга Дениса Урубко рассказывает о том, как ему посчастливилось попасть на склон Эвереста, и как он стремился достичь вершины. Будучи молодым амбициозным спортсменом, он оказался в мире с непростыми правилами. Это стало «проверкой на прочность» в новой обстановке, в чужой стране с другими законами и культурой. Жизнь на лезвии Гималаев, вовлеченность в «святая святых» дали почву для размышлений, что впоследствии он сумел изложить на бумаге, разделить с читателями, с людьми, интересующимися не только горами, но страстями борьбы за цели в жизни.

О книге

40. Девять и десяти скалолазов совершают одни и те же ошибки, Дэйв Маклеод (9 Out of 10 Climbers Make the Same Mistakes)

Навигатор для тех, кто тренируется сам и нуждается в совете и поддержке.
В данном случае это поддержка из рук одного из самых именитых скалолазов современности. Вы хотите лазать лучше? Работайте над своими ошибками!

На Амазоне

41. Make or Break: Don't Let Climbing Injuries Dictate Your Success, Дэйв Маклеод

Как говорил Вольфганг Гюллих, «становиться сильнее просто, становиться сильнее, не получая травм, трудно». Рано или поздно вы столкнетесь с травмами. Другое дело – позволите ли вы им диктовать, какого уровня спортивного мастерства вы достигнете?
Пусть эта книга станет для вас пособием по тому, как беречь себя и избегать травм! И снова о нас заботится Дэйв Маклеод.

На Амазоне

42. Томаш Хумар, Бернадет Макдональд (Tomaz Humar)

В августе 2005Томаш Хумар застрял на узкой полке Рупальской стены Нанга-Парбат на высоте 5900 м. Он пытался пройти новый маршрут, как было свойственно ему, прямо по центру стены. И, конечно, соло. Через шесть дней у него кончились продукты, практически иссякло горючее и его то и дело накрывали лавины. Три вертолета балансировали на грани, чтобы снять его оттуда. И да, вся жизнь Томаша Хумара была такой – на грани – до его последнего восхождения на Лангтанг Лирунг в 2009 году.
Томаш Хумар рассказал историю своей жизни Бернадет Макдональд.

На Амазоне

Современному аутдорщику положено быть не только сильным и ловким, но и начитанным. Надеемся, что наш обзор поможет вам разобраться в море литературы о горах и скалах!

Читайте. Делитесь. Дополняйте наш список в комментариях.
Расскажите о книгах, которые произвели впечатление на вас!

У меня есть еще с десяток претендентов на включение в этот список, так что продолжение следует! :-)

Вот другой список книг о горах
Еще о горной литературе регулярно пишет в своем блоге Кирилл Белоцерковский

Насчет книги "Альпинисты свободы (Freedom Climbers), Бернадет Макдональд".
Тема Польши мне не настолько интересна, чтобы читать эту книгу, однако мне все же любопытно, почему в Польше произошел такой всплеск в альпинизме в это время. Не могли бы вы рассказать об этом в комментариях в нескольких фразах/абзацах?

Всплеск произошёл не только (и не столько) в альпинизме, это отражение социальных процессов там в 80-х годах: национализм, бунт, желание перемен, экономический кризис. Движение сопротивления СССР. Было введено военное положение с расстрелами (бастующих шахтёров, потом по приговору суда). Польское издание имеет самообъясняющее название "Побег на вершину". Восхождение, как способ вырваться на свободу.

А где же "Эверест-82" Роста? Лучшее, что было написано у нас об альпинизме, ИМХО... Где "На высочайших вершинах Советского Союза" Евгения Абалакова? Где "Тигр снегов", "Чо Ойо - милость богов", "Восхождение в затерянный мир", "Борьба за Эверест"? И т.д. На этих книгах мы росли, это книги о великих первовосхождениях и они всегда будут оставаться классикой, которую должен прочитать каждый, кто интересуется горами

Вы знаете, пойду я в начале напишу, что ни на что не претендую. А то ведь и правда - просто камнями закидают такие как вы читатели.
Да. "Эверест-82" читали все. Попробуйте прочесть что-нибудь еще!
А на то, чтобы "должен прочитать каждый" я не замахивалась. Упаси боже.

О любом таком списке можно сказать: "маловато будет". :)

В общем, почти ничто не мешает отсканировать и выложить старые книги.

Почему же вы до сих пор это не сделали?

Пусть хотя бы прочтут Рототаева "Покоренные гиганты". Все-таки надо иметь хоть какое-то представление о том, как тяжело доставались первовосхождения на восьмитысячники

А я ведь предложила в публикации: дополняйте список, расскажите, какие книги впечатлили вас! Но я, конечно, не думала, что разговор пойдет в духе "все-таки надо иметь хоть какое-то представление" и "пусть хотя бы прочтут". Кто прочтет?
Среди книг в этом списке есть и о первовосхождениях на восьмитысячники. Но спорить с вами нет никакого желания.
Мы просто поделились информацией о книгах, которые нам понравились. Это не значит, что это все книги, которые мы считаем интересными. Более того, я написала, что есть еще много того, что бы я с удовольствием внесла в этот список. Только я считаю, что мало кинуть название и сказать "вы должны прочитать", потому что это так не работает.
Всего доброго.

тогда уж Диренфурта. какой смысл читать плохой пересказ?

Отличная идея!

Прочитал пару лет назад эту интереснейшую книгу. Она о той самой американской экспедиции (1976) на Нанда Деви в которой участвовала Нанда Деви Унсольд (названная отцом в честь этой горы). Она умерла на руках отца в 4 лагере. Девушку похоронили так как хоронят моряков. Завернули в спальник и сбросили с северной стены Нанда Деви. Вилли Унсольд преподовал восточные религиии и понимал весь символизм этой смерти. Пожалуй, более трагических страниц не найти во всей альпинистской литературе. Да и многое в этой экспедиции было необычно; начиная с того, что было неясно кто руководитель (теоретически им был Картер...), а некоторые участники (среди них сама Нанда Деви) почти не имели опыта, необходимого для этого сложного маршрута. Читается как увлекательная повесть. Покупал на амазоне (стоит она какие-то там центы)
9780380705689-us-300
nanda-devi-route-and-camp-1976

"Нанда-Дэви" есть в этом обзоре (в сборнике книг), но эта история достойна быть упомянутой отдельно, спасибо!

Спасибо за список. "Аннапурна"! Написана прекрасно, первая прочитанная книга об альпинизме. Народ в метро смотрел косо, когда я читал и непроизвольно тыкал в места, куда Эрцогу иголки кололи, когда по джунглям несли.
Книг миллион, хочу только упомянуть Great Climbs Бононгтона- потому, что он в список зимнюю Победу включил :) ну и Хрищатого "Мы растворяемся в стихии", но её, наверно, и так все знают.

Есть книги, которые можно перечитывать и перечитывать! Спасибо, что вспомнили Хрищатого!

Спасибо за обзор и проделанную работу. Было бы неплохо, чтобы было пояснение в тексте, есть книга на русском или нет.

"Аннапурна" Эрцога есть на русском.

Спасибо, допишу! Правда, у пары не нашла русскоязычных обложек в сети (моя личная библиотека сейчас лежит запакованная на складе:(), а в паре сомневаюсь - казалось, что переведены, но концов найти не могу....

С вашего позволения, позволю напомнить читателю про книгу Анджело д’Арриго. «Вслед за орлами».
Хотя тематика книги не про альпинизм, но все же очень схожа по невероятным возможностям человека и его устремлениям, а главные действия разворачиваются на фоне северной стены Эвереста.

Спасибо, Андрей, классная книга, да!

Обязательно Включите в перечень какую-нибудь книжку Поволяева.(раритет,наверное!). Когда в БЛ все сидят, по погоде выходы невозможны, -крепко поднимет градус веселья у народа. Даже спирта не надо!

Ха-ха:))
Я боюсь, что если нас воспримут "ту мач сериоузли", тут-то нам и придёт каюк!

Jerry Moffatt "Revelations" по сути история современного спортивного скалолазания от первого лица

"Хрустальный горизонт" 1990 г., Месснера, перевела, а также написала к нему предисловие, переводчик Вера Алексеевна Матвеенко, мастер спорта по альпинизму, о которой я писал недавно, приведя старое фото инструкторов Дугобы.
Перевела она также книгу Фрица Рудольфа "Джомолунгма и ее дети", 1983 года.

Перевела она также книгу Фрица Рудольфа "Джомолунгма и ее дети", 1983 года

Да, отличная книга. Там есть справочник по истории восхождений на 100 высоч. вершин мира. Исклютельно интересный!

Обнаружил две книги Стива Хауза в списке. Не знал, что он такой плодовитый. Но Месснер больше книжек написал, "В одиночку на Нанга Парбат" - классика и на русский переведена. Да и "Категория трудности" Шатаева тоже то на чём многие росли до интернета.

Почему вообще возникает мысль, что я покушаюсь на святое, классику и т.д.? Просто делюсь идеями о том, что почитать. Видишь, ты вот узнал, что Хауз плодовитый!

А про Месснера вообще можно отдельный пост написать... на тему: Книги Месснера, которые обязательно нужно прочесть....
История из жизни. Моя подруга, увидев сидящего за столом в музейном кафе Райнхольда Месснера, кинулась в местный магазин, чтобы купить его книгу - автограф попросить.
Надо было видеть её глаза и глаза продавщиц, которые на ее реплику "Дайте мне книгу Месснера", развели руками: "Здесь ВСЕ книги - Месснера"... Дело было в Больцано:)))

Мне удивительно, что тебя удивляют комментарии. По моему, человек, к-й публично рекомендует что-то другим, должен быть готов.

Отличная работа. Спасибо.
Аннапурну читал под партой в универе на лекциях по мат.анализу, потрясающая книга, настоящий триллер. В русском издании не помню обложку, но по-моему она не особо впечатляла, а вот обложка, представленная в списке, это что-то в стиле "Вертикальный предел" :)
"One Move Too Many" у меня есть, очень интересная книга для тех, кто интересуется вопросами спортивной медицину актуальной для скалолазания. Мне кажется что-то даже переводили и выкладывали из этой книги, надо посмотреть где эти материалы.

Про Аннапурну, там на деле не совсем так было, как в книжке описывается, см. http://www.nytimes.com/books/00/06/04/reviews/000604.04barc.html

Это позволяет немного лучше узнать и понять Эрцога, но в принципе ничего не меняет. В серьезном искажении правдивости Эрцога никто не уличал, а на отдельные ситуации у каждого восходителя мог быть свой взгляд. Книга одна из самых лучших в альпинистском жанре, а. может, вообще самая лучшая…

Очень рекомендую "Восхождение в затерянный мир" Хеймиша Макиннеса. Чем-то Джером-Джерома напоминает. Верно, английским юмором.

Отличная книга!

Отличная подобрка! Можно еще добавить хорошо известную книгу Марка Твайта (Mark Twight) "Экстремальный альпинизм". Марк Твайт известный альпинист и тренер, достаточно подробно рассказывает о том как тренироваться и совершать восхождения в современном легком стиле

И ещё о классике.
Оторвать Аннапурну от Южного Седла как-то не получается (хорошие переплёты раньше делали). Да и неизвестно, что и от чего надо отрывать – вопрос весьма спорный.
Аннапурна - Южное Седло
За компанию (рядышком стояла).
Вторая вершина мира - Неприкосновенная Канченджанга
В тему истории польского высотного альпинизма (в качестве типового малоизвестного эпизода).
В тени Канченджанги

Ну и нравится кому или нет, но без этой книги «золотой» список не представляю.
Первое (именно первое, со вторым никакого сравнения) издание «Категории трудности». Этот экземпляр перечитало несметное количество людей, многие из них потом съездили в горы, кто-то в первый и последний раз, а кое-кто ушёл и в профессионалы.
Конечно «совок», но какой. Теперь таких не делают.
Категория трудности

Я все поглядывал в список и чувствовал, что чего-то не хватает. Наверное, как раз Шатаева.

Некоторые из этих книг прочитал. Кратко:

- Mountaineering: Freedom of the Hills
Великолепный учебник для начинающих. Читать легко, написана простым языком. Это книга под редакцией (главы написаны разными авторами, каждый - специалист в своей области).

- Training for the new alpinism, Steve House, Scott Johnston
Заточена для физподготовки к восхождениям на высоте (а не скальных восхождений). Всё разложено по полочкам и готово к употреблению для самостоятельных тренировок и составления программ. Подход к тренировкам - профессиональный, поэтому если планируете тренироваться 3 раза в неделю, то книжка не нужна. Из двух авторов, Джонстон, кроме того, что альпинист, - профессиональный тренер (лыжников). Вероятно, он основной автор методического материала. Хотя глядя на результаты американских лыжников, что-то может быть не так :)

- Kiss or Kill: Confessions of a Serial Climber, MarkTwight
Марк Твайт пишет витиеватым языком, он мастер имён прилагательных, в связи с чем, придётся часто лазить в словарь. Исповедь серийного альпиниста - захватывающая дух книга. Состоит из отдельных рассказов. Всех кто в теме бодрит так, что на ночь лучше не читать.

Из учебников, рекомендую Твайтовский "Extreme Alpinism: Climbing Light, Fast, and High"

- 9 Out of 10 Climbers Make the Same Mistakes
Книга для поиска мотивации скалолаза, покопаться в себе, почему прогресс застопорился. Для тех, кто хочет лазить, но есть семья, работа, дети, кредит за квартиру.

Эти и другие мои рецензии развёрнуто.

1) Семеновский В.Л. "Альпинизм" М. ФиТ 1936 Замечательный учебник по альпинизму
2) "Альпинизм. Энциклопедический словарь" М.2006 г. Составитель Захаров П.П.
(дана достаточно полно библиография альп.литературы на русском языке с 1917 г.

Лучше бы писали, где он-лайн почитать.
Так-то все знают эти книги.

Так ссылки же под каждой книгой. Платите и читаете. Сразу (есть электронные версии).

Я бы добавил книгу кукучка" мой вертикальный мир"

С интересом посмотрел подборку книг об альпинизме и выдающихся восхождениях. Примерно одна четверть из них была в моей альпинистской библиотеке, которую я несколько лет назад почти целиком подарил одной из ВУЗовских альпинистских секций Москвы.
На мой взгляд, интересна также и история мирового альпинизма от его зарождения до современности.. Соответствующие книги стали редкостью.
Мне много лет назад удалось приобрести за рубежом и сохранить прекрасно иллюстрированную книгу-сборник "Где кончается Земля" (авторы -Thayer Willis , Geoffrey HINDLEY , Carl Proujan Aldus Books Limited London 1971) - о покорении всех полюсов Земли, где есть 11 глав о истории покорения горных вершин мира ("высотный полюс")и исторических восхождениях на них первовосходителей всех стран. а также книгу о столетии мирового альпинизма - Arnold Lunn "Век альпинизма 1857-1957" 263 стр ( George Allen & Unwin Ltd. London 1957) также великолепно иллюстрированную. Было бы интересно и полезно (для горной "молодёжи2) издать их в России...
ПВЗ

Хорошее дело и, понятно, субъективное.
Вот бы опубликовать пронумерованный список книг о горах и провести по нему голосование. Пусть каждый проголосует за 10, на его взгляд, лучших книг о горах. Список будет не маленький, может 50 или 100 названий, а выбрать нужно только 10. Этакий рейтинг книг среди читателей Риска. А 10 лучших книг у отдельных "рисковчан" опубликовать отдельно. Мне вот очень интересно мнение Виталия Томчика, например. И ещё разделить список на книги переведённые на русский и не переведённые.
А то, что в этом посте не оказалось книги "Эверест-82" Ю.Роста, для меня полная неожиданность.
А за пост спасибо.

>Вот бы опубликовать пронумерованный список книг о горах и провести по нему голосование.

Так сделайте, ничего же не мешает.

Опубликовать может тот, кто потом будет подсчитывать результаты, к кому будет стекаться вся информация.

книга, не претендующая на героическую автобиографию, но очень душевная и честная. Григорий Сидько. есть в сети на его сайте prmd

Юрий Бурлаков. «Восходитель» - лучшая, на мой взгляд, книга о Михаиле Хергиани.

Хорошо, что вспомнили! Эта книга, конечно, не об альпинизме, а об экспедициях в горах Памира и Тянь-Шаня. "Энциклопедия экспедиционной жизни", как кто-то ее назвал, написана так живо и увлекательно, что ее хочется перечитывать бесконечно. Давал читать ее людям весьма далеким от гор и все после прочтения отзывались с восхищением. Уже давно стала настольной книгой...

Северная стена. Правда это фильм, а не книга, но он основан на реальных событиях. Он о попытке первопрохождения северной стены Айгера.4291

Нашла подборку случайно, захотелось добавить книгу "Над Облаками", дневники Анатолия Букреева.