Дети и горы в районе Тхача. Фотоальбом.

Пишет SRomanenkov, 07.06.2017 20:58

Дети и горы в районе Тхача. Фотоальбом. (Туризм, детский туризм, западный кавказ, турклуб маи)
На майские праздники в рамках детского похода посетили район вершин Большой и Малый Тхач на Западном Кавказе.

За 6 дней прошли следующую нитку:
пос. Узловой — Бароновы поляны — поляна Соколова — рад. выход в пещеру Амбицукова — г. Большой Тхач (2290) – траверс склонов г. Малый Тхач – г. Асбестная (2242) – перевал Чертовы ворота – г. Ачешбок Вост. (2440) - р. Шиша – южный склон хребта Агиге – хр. Агиге – г. Сундуки (2199) – хр. Малый Бамбак – балка Капустина – пос. Никитино

Хотим поделиться с читателями фотографиями и впечатлениями от путешествия.

Поиск “детского” – видового и интересного, но уже очистившегося от зимнего снега горного района на майские праздники представляет некоторую проблему. А если оглядываться на бюджет семейной поездки, то таких мест совсем не много. Самые популярные из них это горный Крым, Ликийская тропа в Турции и побережье Краснодарского края, где мы уже были.

Панорамная фотография района нашего маршрута
Думая над идеей похода, начали просматривать районы коммерческих туров. Полагая, что новичков в горах навряд ли поведут топтать снега. Здесь мы и приметили для себя район Тхачей.

Его преимущество по сравнению с соседними горами Западного Кавказа (Лагонаки, Дженту, Рожкао, Красная поляна) в меньшей высоте. Хребет, по которому проходила большая часть маршрута, достигает высоты в 2000 метров, вершины поднимаются под 2300. Сплошного снежного покрова на майские праздники здесь уже нет, встречаются только отдельные снежники.

В сети не так много отчетов по району. Все маршруты, что попадались на глаза, начинались в Адыгее (пос. Новопрохладное) и заканчивались в Краснодарском крае (пос. Никитино и Псебай) или Карачаево-Черкесии (пос. Рожкао и Курджиново). Нам такой вариант не подходил, так как добираясь до гор на личных автомобилях, не хотелось тратить время и средства на объезд хребта по окончании похода. Поэтому мы фактически сами (по OSM карте) присмотрели вариант подъема в горы со стороны Краснодарского края (пос. Узловой) с последующим спуском туда же в соседнюю долину. На самом же деле позже выяснили, что информации полно и люди как только не ходят, просто по этому району она больше представлена в виде блогов и рассказов с фотографиями.

Схема маршрута с указанием мест ночевок
Большим плюсом является возможность заехать по разбитым лесовозным дорогам достаточно высоко в горы, освободив себя и детей от части утомительного набора высоты. Правда, заезд дался группе нелегко, нанятые нами машины ломались, а дети, на ухабах разлетались по салону УАЗика. Но к обеду (спасибо нашим водителям Максиму (+79892818248) и Дмитрию (+79183139489)) мы были на Бароновых полянах, справедливо полагая что самая сложная часть похода уже позади, ведь теперь мы предоставлены сами себе.

Дети к заброске в горы готовы
Все участники нашей группы, состоящей из 11 детей и 9 взрослых, являются бывалыми туристами. В этот раз мы практически отказались от использования детских рюкзаков – переносок. Только 3х летний Артур иногда на сложном рельефе залезал на маму или папу. Почти 4х летние Катя и Макар прошли весь маршрут ногами.

Начинаем с Бароновых полян
Мама, пойдем. Привал окончен!
Походный бутерброд
На эти майские нам здорово повезло с погодой. Дождик накрапывал всего несколько раз, что здесь редкость даже летом.
Вершина Западного Ачешбока
Буковые леса
На второй день маршрута радиально прогулялись в пещеру Амбицукова. К гроту, предваряющему вход в пещеру, ведет довольно крутой лесной склон с выходами скал. Детишкам было не просто спускаться, а затем карабкаться обратно вверх. Но пещера того стоила. Начинаясь с живописного грота, она уходит внутрь горы широкой галереей – тоннелем. В глубине пара больших залов с красивыми натечными образованиями, летучими мышами и пауками. Взрослые участники, воспользовавшись схемой пещеры доступной в интернете, могут исследовать труднодоступные боковые залы и лазы.
Возвращаемся на поляну Соколова
Поднявшись на хребет между Большим Тхачем и Ачешбоками, встретили множество как самостоятельных, так и коммерческих групп. Настоящий проходной двор. Видимо на майские здесь одни из самых популярных треккинговых маршрутов Кавказа.

Вершина Большого Тхача
Взрослые сбегали на гору, а у детишек полудневка и игры
Условную техническую сложность могут представлять крутые снежники на северной стороне хребта. Такие места встречаются при обходе вершин Малого Тхача и Агиге. Здесь следует проявлять аккуратность и выходить на снег не сразу после морозной ночи, а подождав пока он чуть подкиснет, тогда срывы будут маловероятны. При этом снежники и на Малом Тхаче и на Агиге при желании можно обойти с южной стороны горы и через вершину соответственно.

Нам наличие таких участков помогло научить детей бить ступеньки ногами на снежном склоне и пользоваться палками для дополнительной страховки. При этом каждое движение ребенка контролировалось родителями. Детский рюкзачок отлично блокируется репиком в грудную обвязку.
Обходим Малый Тхач
Групповое фото
Обходим гору Асбестную
Наш маршрут проходил по границе Кавказского Биосферного заповедника. В не столь оживленный сезон здесь можно увидеть зубров, оленей, туров и медведей.
Перевал Чертовы ворота и Ачешбоки
На маршрут мы брали с собой газ. Но готовка на костре в районе не проблема. Дров много. При желании их найти можно даже ночуя на хребте, чуть приспустившись в зону леса. Только следует помнить, что в мае на лугах здесь сухая прошлогодняя трава. Так траверсируя южные склоны вершины Агиге, мы увидели начинающийся пожар на месте обеденной стоянки предыдущей группы. Выгорел участок 7 на 7 метров травы, но, к счастью, огонь дальше не пошел. Пришлось бежать туда и забрасывать угли снегом.
Лучшая ночевка за маршрут в живописном месте среди поваленных деревьев
Гребни Западного Ачешбока
Детская площадка из натуральных материалов
Поднимаемся на гребень Восточного Ачешбока
На заднем плане горы ГКХ
Западный Ачешбок и Большой Тхач (на горизонте)
Дети рады снегу, а взрослые осторожны
Снежники на северном склоне Агиге можно обойти через вершину. Но снег на тропе раскис и отлично держит, идем коротким путем
Подъем к вершине Сундуки
На вершине Сундуки
Кроме непосредственно похода – трекинга, вокруг здесь можно найти много развлечений. Это и рафтинг на Белой и Малой Лабе, и веревочный парк Тетис в Адыгее, и каньонинг в долинах рек Руфабго и Ходзь, и посещение многочисленных пещер района, и термальные источники в Мостовском.

В целом район очень понравился шикарными видами, наличием троп и подъездов, мягкими для мая условиями. Тем, кто здесь еще не был, рекомендуем его для взрослых и детских путешествий.
Водопад Капустина
Посвящение в туристы
Фотографии Романенковой Светы, Ржанициной Сони, Чистяковой Маши и мои

История:
Немного лета или малыши в горах Италии
В Грузию и Армению всей семьей. Фотоальбом.

++ таких мест совсем не много. Самые популярные из них это горный Крым, Ликийская тропа в Турции и побережье Краснодарского края, где мы уже были.++
Если интересуют на будущее аналоги Ликийской, могу посоветовать Кипр. По деньгам примерно то же, для несложного похода отлично подойдет, в том числе и с детьми.

Спасибо. Ваш отчет видел и взял на заметку для будущих путешествий.

Классные фотки! Молодцы!

Илья, огромное тебе спасибо за консультацию по маршруту и району.

Спасибо. Очень красиво и душевно.

Спасибо за добрый и светлый пост!

Вот это ЗДОРОВО с "лучиками" и по Зап. Кавказу. Завидую белой завистью.

Какой позитивный поход!

Всем Детям
таких Папов и Мамов !!!

Душевные фото!

Да, с детскими маршрутами в межсезонье непросто. В 20-х числах апреля проводили разведку в Дигории. Летом там есть замечательные маршруты с детьми. Хотели посмотреть, как там весной.
Попали на тропежку от 15 см до поразвилку когда ходили на Кубус. Долина Тана оказалась пробита лавинами от борта до борта. Но до Чефнадзара дойти можно было.....
Фактически - маршрута не было :(
Но красиво было очень!

Организаторы - большие молодцы. Сводить такую банду детей - дело непростое, чего уж тут говорить. Пример для всех, что так можно (и интересно) ходить, как и походы 6 к.с. Сергея. Спасибо большое за рассказ.

Имея десятилетний опыт работы со школьниками, хочу сказать, что детям повезло с родителями. Они делают благое дело:готовят здоровую смену, основу общества. Симпатичные дети и родители, с которых необходимо брать пример молодёжи лет 25-30.

Здорово. Завидую очень. Моему внуку очень бы понравилось, мы с ним в Турции любим походить в гору. А какой километраж ?

Вместе с радиальными выходами к пещере Амбицукова и на Большой Тхач прошли чуть больше 70 километров.
Если первые три дня провели более расслабленно, то заключительные три - ходили вполне по-взрослому с длительным отдыхом только на обед. Для детей младшего возраста такой режим немного сложноват, так как устают они больше психологически от монотонности ходьбы. Желательно либо делать больше длительных остановок, либо сочетать линейный маршрут с радиальными выходами или осмотром достопримечательностей. Дети же 10-15 лет ходят не слабее взрослых, при условии что несут рюкзаки адекватные своему весу.

Чумазые и довольные дети на свежем воздухе без дурацких девайсов в руках - это прекрасно! Исчезающий вид..(

Хорошо ещё если девайс, а если гаджет? Наверное, ужас! Правда не знаю значения ни первого ни второго слова...

Если ребёнок с девайсом типа мультиметр, то это не пугает, а радует (меня лично даже сильнее, чем ребенок-турист). Особенно если активность осмысленная и созидающая.

кадры где дети идут по крутому снежнику без страховки лично меня пугают...

Вас понимаю. Но поверьте, там где была возможность упасть с последствиями, все дети шли с обязательной страховкой. Младшие дети ходили в паре с кем то из родителей почти всегда. Старшим давали возможность на простых участках пройти самостоятельно, чтобы поучиться и почувствовать рельеф. Мы любим своих детей и не желаем им ни какого риска. Компетентности же родителей (8 из 9 взрослых с опытом походов 6 к.с.) позволяла оценить объективную опасность на маршруте. В горы ходим отдыхать, а не за подвигами, тем более детскими.

По своему опыту замечу, что не только опыт шестёрок помогает в детских походах, но и вождение детских походов заставляет переосмыслить подходы к руководству шестёрками ))

Так держать!

Замечательные фотографии и описание похода.
Хотелось бы узнать мнение детей.

Спасибо. Мнение детей на камеру записали. Чуть позже сделаем видеоролик.

Фотки класс! Взял ваш маршрут на заметку. Спасибо!
В ответ могу поделиться нашим мартовским маршрутом 2015 года и фильмом про него.

Спасибо! Фильм посмотрел с удовольствием. Район на будущее будем иметь ввиду. Если там в марте вполне нормально, то на майские наверное совсем весна.

Там у вас на видео планшеты мелькают. Что использовали для подзарядки?

Спасибо Серёжа! Думаю, что при таком папе мнение будет положительное.

Круто! Мы тоже рассматривали этот маршрут, но не рискнули.

Каждый раз, когда захожу на Риск, не удерживаюсь и снова вхожу на этот пост, рассматриваю эти прекрасные персонажи. Тьфу-тьфу на вас!
На крутых снежниках и на сухой тропе по крутому склону, выходящему на скальные уступы, нужна максимальная осторожность. Всё-таки это дети, многие даже дошкольного возраста. Они могут споткнуться, потерять равновесие. В этом случае нужно держать ребёнка за руку, идти рядом с ним, находясь ниже по склону, как это делает одна из мам. Тогда риск потери равновесия зависит уже от взрослого. Ну, а вообще все мамочки достойны восхищения.
Про пап не говорю. Пусть ими восхищается женская половина.

Как в такую группу попасть в 2018 (сын 8 лет)?

Большое спасибо за такой подробный отчет и чудесные фотографии! Проанализировав ваш маршрут, решили с мужем показать дочери "большие горы" на майские праздники именно на нем. Еще раз спасибо!!

П.С. вы - большие молодцы, что дарите детям такое волшебное полное впечатлений детство! сейчас, к сожалению, это - большая редкость:(

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, где можно найти информацию о ваших походах с детьми по побережью Краснодарского края? Есть желание сходить туда с сыном этой весной. Буду крайне признателен за любую информацию!

Здоровский отчет! Через неделю отправляюсь в эти края строить "балаган" из подручных материалов. Если получится неплохо, то однажды застроим всю нитку маршрута, чтоб можно было и зимой туда с детьми ходить.