Сегодня Вале Божукову исполнилось 90 лет. О всех его регалиях и подвигах я здесь писать не буду - вы всё это найдёте в интернете или на Риске. Достаточно упомянуть, что он "Снежный Барс № 3". Мне посчастливилось с ним сходить на два самых высоких семитысячника СССР: пик Коммунизма в 1988 году и пик Победы в 1989 году. Желаю Вале здоровья и оптимизма! А теперь только фотографии из моего личного архива:

ВАЛЕНТИНУ БОЖУКОВУ 90 ЛЕТ! (Альпинизм)12.08.1964 г. Первопрохождение Северного ребра Хан-Тенгри

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

В 2014 году звёзды на небосводе расположились так, что нам троим, которым в сумме было 185 лет, захотелось тряхнуть стариной, но не сильно (так чтобы последний песочек не высыпался), и отправиться на Центральный Тянь-Шань. Это спонтанное чувство в неприкаянных душах возникло одновременно, а может кто-то был живчиком – сейчас припомнить сложно. Но поскольку я был самый молодой, то спинным мозгом чувствовал, что бегать за пивком придётся мне – так оно и случилось. Планы были более чем скромные: сходить на Хан-Тенгри, и, если не окочуримся, то и на Победу. В аэропорту Домодедово. Слева направо: Сергей, Давид и я. Компания подобралась сильная: мастера спорта, кроме меня двоечника - второразрядника. Правда "Снежный Барс" и семь семитысячников за плечами.

40 отличных фильмов о горах, риске и тяге к жизни
Поздравляю с Международным днём гор всех тех, кто оставил сердце в любимых горах, исхоженных вдоль и поперёк или ещё неизведанных, но уже родных духу! По такому случаю приглашаю прогуляться по "киношным" горам, вспоминая классику или присматриваясь к новым направлениям в кино о горах и людях.

Дневник восхождения, пик Победы, Победы главная, через Пик Победы Зап., сев. ребро с перевала Дикий, маршрут Д. Медзмариашвили, Тянь-Шань 2019, август.
Когда приходит невозможное. (Альпинизм, Пик Победы Гл., тянь шань, южный иныльчек, ледник звездочка, перевал Дикий, важа пшавела, маршрут 5Б)

Фантомас, не вернувшийся с войны. (Альпинизм)Из цикла " простые люди большой войны".
Он и его персонал второго оперблока работали уже третьи сутки без передышки, потому, что ещё до развёртывания их полевого госпиталя при неожиданном авианалёте , помимо других потерь, был уничтожен полностью персонал первого оперблока вместе со своим хирургом, а пополнения так и не присылали...

Ушла из жизни мисс Элизабет Хоули (Elizabeth Hawley, Альпинизм, Гималайская база данных)
(фото thetimes.co.uk)

По сообщениям из Катманду, сегодня, в пятницу 26 января, в 3 часа ночи, в возрасте 94 лет умерла от пневмонии в больнице CIWEC Элизабет Хоули - журналистка, легендарный летописец гималайских экспедиций и создатель самого большого архива по восхождениям в Гималаях и Каракоруме.

Горный поход с залезанием на Мраморную стену, Хан и Победу в 1989 году. (Горный туризм)Попытка Валентина Божукова стартовать с пика Победы на параплане. 27.08.1989 18-30

Предчувствуя скорый развал Союза Нерушимых, мы решили выжать из маршрута по максимуму, чтобы не было потом до соплей обидно, что не сможем туда уже попасть. Части рассказа об этом походе я уже публиковал почти шесть лет назад, но с тех пор все фотографии поросли эдельвейсами. Кроме того были ещё оцифрованы слайды, а в закромах я обнаружил свой дневник, считавшийся утерянным. Под несколькими слоями расписанных пуль, был обнаружен текст, который удалось перевести на русский язык, тем самым уточнив даты и события.

Теперь эту сентенцию о пройденном маршруте хочу предложить вашему вниманию. События описываются без купюр и приглаживания. Постараюсь быть лаконичным и не растекаться фразами в описаниях малозначимых событий, но об интересных моментах расскажу подробнее. Сразу упомяну, что, как и в 88-ом, мы опять шли на «дровах» с печками, полностью отказавшись от примусов и используя на высотной части сухой спирт, полиэтиленовые пакеты и рваные носки.

Вертолёт закадычный мой враг или первая примерка гроба на себя. (Горный туризм)Поляна Москвина.

В 86-ом опять потянуло в горы. Замучили приступы обонятельной ностальгии. Двумя годами раньше мы так смачно покурили на пике Коммунизма, что аромат «Дымка» в смеси с чистейшим горным воздухом при минимальном содержании кислорода, произвёл на меня неизгладимое впечатление и врезался в память. Как любитель вредных привычек, я не мог уже дольше мучиться, да и любопытство разбирало – а как оно будет на этот раз? Обзвонил друзей, собрал команду курильщиков. Решили, что идём на Корженеву и Коммунизма, а для акклимухи на пик Четырёх.

Написано в октябре 2016, по поводу юбилея моего друга Лебедева Антона (Братск).

Стена не лезлась.
Вот не лезлась, хоть тресни…

Первый торчал в этом холодном внутреннем углу уже часа полтора.
Второй честно стоял на страховке:
- Подбери, придержи, выдай… Опять подержи, устал…
Не лезлось…

1957 г. Восхождение на пик Сталина (7495 м.). Кто же всё-таки был там первым? (Альпинизм)
У тура на пике Сталина. 01.09.1957 г.

В 1957 году 10 альпинистов из экспедиции ДСО «Буревестник» под руководством Кирилла Кузьмина совершили восхождение на пик Сталина (7495 м.) с ледника Беляева через пики Куйбышева и Душанбе.

Более подробно об этом можно прочесть в книге К.К. Кузьмин гидроэнергетик-альпинист. Некоторые места в дневнике мне показались забавными, и я решил их здесь опубликовать, выделив жирным шрифтом. Мои комментарии написаны курсивом.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Вторая часть слайдов. (Альпинизм, кузьмин, 1961 г., Тянь-Шань.)Поскольку первая публикация вызвала неподдельный интерес у читателей Риска, я решил более кропотливо поковыряться в слайдах Кирилла Кузьмина. Выудил оттуда всё, что, на мой взгляд, заслуживает внимания, оцифровал и теперь предлагаю полюбоваться этими уникальными кадрами.

Его Величество Плов. (Альпинизм)Из серии Записки Альпинистского врача.
Володе Плохотному, его светлой памяти посвящается...
1972г. Зима. Узбекистан, Фергана.

Двадцать семь лет назад в 1989 году в эти дни подходила к концу вторая советская гималайская экспедиция на Канченджангу под руководством Эдуарда Мысловского и Валентина Иванова. Был пройден траверс всех четырех вершин, 28 участников совершили 85 подъемов на вершины Канченджанги. Ниже текст из книги Валерия Хрищатого "Мы растворяется в стихии".

Обзор и тестирование велосипедного оборудования Thule Pack’n Pedal (велотуризм, велопоход, багажник, крепление, сумки, велосумки, смартфон, планшет)
Получил на тестирование велосипедное оборудование Thule серии Pack’n Pedal, с которым удалось покататься и в сухую погоду, и в снегопад. Спешу с вами поделиться результатами!

Речь пойдёт об универсальном велобагажнике Thule Pack'n Pedal Tour Rack и паре велосумок к нему Thule Pack’n Pedal Shield Pannier Small, а также об универсальном креплении на руль Thule Pack’n Pedal Handlebar Attachment с соответствующими держателями для смартфона и кармана для планшета.

Сразу скажу, что от качества всего оборудования в восторге, и отдельно, как технарь, впечатлён оригинальным инженерным подходом фирмы. Разумеется, всё хорошее стоит денег – оборудование Thule не из дешёвых, фирма шведская, дизайн новозеландский. Правда производство тайваньское и китайское, куда без этого, зато за качеством явно следят.

Сначала я нашел ежегодник американского горного клуба, продаваемый на Amazon, о котором упоминал мельком в одном из предыдущих вопросов. Но просмотрев несколько первых его страниц, обнаружил, что оказывается все отчеты о несчастных случаях с начала прошлого века доступны в онлайне совершенно бесплатно по следующему адресу: American Alpine Club Publications. Ищите по Article Type: Accident Reports. Их там 4413 на текущий момент и к каждому прилагается анализ (а иногда и схема с фотографией), из которых, я, как новичок, уже почерпнул много полезного. Возможно, это будет полезно многим на этом сайте. (Ссылка на сайт этого клуба здесь уже мелькала время от времени, но специального поста на коллекцию отчетов о несчастных случаях не было. Поэтому решил опубликовать эту информацию отдельным постом.)

Траверс Победа-Хан. 25 лет. (Альпинизм, хрищатый, Халитов, целищев, Луняков, Галиев, хан-тенгри, тянь-шань)
Тихо и совершенно незаметно прошел юбилей знаменательного события в истории отечественного альпинизма. С 6-го по 20-е августа 1990 года, 25 лет назад, в рамках чемпионата СССР командой Госкомспорта Казахской ССР был пройден фантастический траверс подковы ледника Южный Инылчек.

Непобежденные вершины. (Альпинизм)
На альпресурсах принято писать о героических восхождениях и покоренных вершинах. Редко встретишь статью о неудачном восхождении. Я хочу рассказать именно о таких экспедициях. Может быть мой опыт кому и пригодится.