СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ

Пишет Никита Степанов, 02.12.2022 21:40

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

В 2014 году звёзды на небосводе расположились так, что нам троим, которым в сумме было 185 лет, захотелось тряхнуть стариной, но не сильно (так чтобы последний песочек не высыпался), и отправиться на Центральный Тянь-Шань. Это спонтанное чувство в неприкаянных душах возникло одновременно, а может кто-то был живчиком – сейчас припомнить сложно. Но поскольку я был самый молодой, то спинным мозгом чувствовал, что бегать за пивком придётся мне – так оно и случилось. Планы были более чем скромные: сходить на Хан-Тенгри, и, если не окочуримся, то и на Победу. В аэропорту Домодедово. Слева направо: Сергей, Давид и я. Компания подобралась сильная: мастера спорта, кроме меня двоечника - второразрядника. Правда "Снежный Барс" и семь семитысячников за плечами.

Наступил улётный день – 25 июля. Груза у нас было предостаточно, но был и бонус – мы проходили как горнолыжники, и вместо 20 кг., как для всех смертных, нам разрешено было провозить 30. Это мой приятель что-то намухлевал при покупке билетов. Для пущей верности, на регистрации предъявили по паре телескопических палок, сославшись, что лыжи в рюкзаках. На удивлённый вопрос сотрудника: «А где же вы в Азии снег найдёте в августе?», ответил, что полезем так высоко, что снегу будет по колено, а то и выше. Вот ведь сам накаркал, а мог бы и промолчать.

Перелёт и Бишкек прошли как-то мимо нас, потому что летели ночью. Нас встретили и повезли на базу. Не ополоснуться после перелёта в Иссык-Куле – жемчужине Киргизии или Казахстана посчитали моветоном. До сих пор не знаю, чья это жемчужина, потому что в школе у меня по географии была натянутая за уши тройка. Залез в Яндекс, но и там ответа не получил. Про себя решил, что они разгородили его посередине бонами и повесили рыболовные сети, чтобы подводные пловцы туда-сюда не шастали. Ведь и приработок есть: поднимай сети раз в неделю, и выгружай рыбку или пловцов – главное, чтобы ячея была соответствующей.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

После недолгого купания приехали в город Пржевальск - по-ихнему в Каракол.

Разместили нас в прекрасной фазенде со всеми удобствами во дворе, и с видом на гараж и плакучую иву.

Пока мы с Давидом наслаждались прелестями азиатского базара, отчаянно торгуясь за каждый не сворованный орех, Сергей успел побывать в пасти у дракона.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

Я отправился за местным пивком, но странным образом оно на обратном пути каждый раз куда-то исчезало. Мне так и не удалось порадовать своих партнёров хмельным Каракольским пойлом, и в качестве успокоения я им поведал, что оно полный отстой, и не представляет никакой художественной ценности.

На следующий день на джипе добрались до лагеря Аксай-Трэвел в Кар-Каре. Вылет обещали сделать днём раньше, а не 28 июля, как предполагалось.

Палатки все стояли ровными рядами, как кровати в казарме.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

При въезде стоял указатель, который однозначно предсказывал судьбу: налево пойдёшь – сытым будешь, либо увезут к едрене-фене сердитые летуны, а направо полная неопределённость – это смотря к кому в лапы попадёшь.

В лагере стали свидетелями медитации эзотеричек. Верховодила ими БЛОНДИНКА в гламурной розовой футболке!!! Хотел встать к ним в круг, но испугался, что она исцарапает или покусает до смерти.

Приход на аэродром принёс удручающие сведения. По разведданным один вертолёт грохнулся где-то на 5600 на северном склоне Хана. Лётчик жив, а пассажир сломал ключицу.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

Это было бы сносно, но когда мы увидели толпу велосипедистов на погрузке, то поняли, что с вертолётом нам ничего не светит. Оказалось, что это у них новый вид туризма – велотур по салону вертолёта.

Когда вертолёт улетел, пришла пора действовать. Нас, конечно бортанули. Вертушка вернулась вроде бы с грузом «200», кажется, с Южного Иныльчека, и в семь вечера улетела в Бишкек. Сходил в магазин, купил две бутылки водки и арбуз.

Нам радостно сообщили, что вертолёта не будет до 2-го августа. Ситуация стала патовой. Придётся идти пешком. Сидим, запиваем своё огорчение водкой и заедаем арбузом. Заодно провели военный совет, на котором решили, что пойдём через перевалы Семёнова и Одиннадцати - наиболее простым, коротким и уже хоженым путём. По телефону вызвали на завтра джип, чтобы он подвёз нас под ледник Семёнова. При общении с коммерческими матрасниками, сказали, что пойдём пешком на Северный Иныльчек. Они только пальцами у виска крутили, и всё время спрашивали – а вы хоть знаете сколько до туда километров? На это у нас был стандартный ответ: может 50, а может 200 – какая нам разница. Топографические карты мы не взяли принципиально, понадеявшись на игральные, а деменцией, вроде бы, не страдали.

Аборигены Ак-Сая.

Ночью из-за водки и арбуза меня разбудил звонок гидробудильника, а так не хотелось вылезать из тёплого спальника. Утром пошёл знакомиться с местными достопримечательностями.

Хотел сфотографироваться на память, но испугался слова МОМЕНТАЛЬНАЯ. Вдруг на снимке я буду выглядеть женщиной, а смена пола не входила в мои планы.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

Погладить архара тоже не удалось – его охраняли злые собаки. В 9 утра за нами заехал Андрей, чтобы отвезти к началу маршрута.

По дороге заглянули к погранцам чтобы отметить пропуска. В три часа дня приехали на место и выгрузились. Речка Ашутор оказалась достаточно бурной, поэтому решили заночевать. Вечером к нашей стоянке подъехал маленький киргизёнок.

Его очень заинтересовало наше жилище. Он цокал языком, и никак не мог понять, как в такой маленькой юрте могут уместиться трое взрослых мужиков со шмотками, да ещё и готовить в ней.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

Жаль было покидать гостеприимную зелёненькую травку, но нужно было торопиться, ведь мы здорово отстали от тех, кому посчастливилось улететь вертушкой. Утренние сборы были скоротечными.

Кое-как перебродили по одному реку Ашутор, переоделись, и пошли топтать морены Сарыджаза.

Вслед за моренами началась снеговая зона. На третий день прошли перевал Семёнова и стали спускаться, придерживаясь левого борта. В кармане было ледниковое озеро, покрытое льдом. Я решил пройтись по нему. Лёд, конечно, не выдержал, и я с наслаждением искупался.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

Перед нами расстелилась очень красивая долина ледника Баянкол, окрашенная в лучах закатного солнца в розовый цвет. Впереди взметнулся утёс пика Мраморная Стена слева, справа пик Карлы-Тау, а ещё правее перевал Карлы-Тау 3Б, который мы ходили в 1989 году. Как видите тропинок, у нас на том хребте было натоптано много.

Хорошая панорама: слева пик Карлы-Тау, правее пики Казахстан и Баянкол.

Теперь мы прочно влезли в снег, и, похоже, травки нам не увидеть до самого возвращения.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

По пути прыгали в ширину через ледниковые ручьи.

Наконец желудок подсказал нам: война – войной, а обед по расписанию. Ярко светило солнце. Мы вывернули все вещи для просушки и наслаждались царящей вокруг благодатью.

Там же было озерцо. Вспомнив сцену из «Трёх мушкетёров», где Планше глубокомысленно плевал в воды Сены, я сел на камень и стал глубокомысленно кидать камешки в воду.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

Давид стал рекламировать свой любимый гербалайф, которым регулярно пытался накормить меня, несмотря на моё отчаянное сопротивление.

За регулярные отказы от этой гадости, он меня посадил в карцер.

Чтобы не испытывать судьбу, решили лезть на перевал Одиннадцати по ребру, а не по снежно-ледовым полям справа от него, на которых по нам могло что-нибудь шарахнуть. Лезем по осыпному гребешку.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

Наконец по опостылевшим осыпям добрались до первой ночёвки.

Утро встретило нас великолепной картиной восхода.

В этот день с осыпей перешли на скалы, и стали вешать перила.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

Здесь произошёл забавный случай. Когда я провесил перила, и начал спускаться за рюкзаком, сдуру оставил левую руку сверху, а правой снизу продёргивал жумар. После какого-то неловкого движения, левая рука вылетела из плечевого сустава. Боль дикая, и болтаюсь я на этих перилах, как говно в проруби, не в силах сдвинуться ни шагу, так как вывихнутая левая торчит из меня под углом пятнадцать градусов к телу. Попытался себе вправить руку сам, но рядом не было подходящих зацепов или уступов, и у меня ни черта не получилось. Пришлось кричать Давиду, чтобы поднялся ко мне, и вправил руку там же – на перилах. Операция прошла успешно, правда, с третьего раза.

Но беда не приходит одна. На спуске я шёл мордой к склону и сделал большой шаг правой ногой пока плавающие рёбра не упёрлись в тазобедренную кость. Нащупал вроде бы ступеньку, а она оказалась живым камнем, и вывалилась из-под ноги. Тело по инерции продолжило движение вниз, внутри раздался какой-то хруст, и опять дикая боль. Наверное, сломал левое нижнее плавающее ребро, подумал я, ну и нехай себе плывёт, и тихой сапой сполз к рюкзаку. Больше я таких глупостей в том маршруте не вытворял.

Местами приходилось перелезать через жандармы. Я себя чувствовал параолимпийцем в команде мастеров: боль в боку не утихает, левую руку нагрузить боюсь – инвалид да и только.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

Давид навешивает очередные перила.

Ребро оказалось очень затяжным. Как выяснилось на нём полно удобных площадок для палаток. Пришлось заночевать ещё раз.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

Дальше опять лезли по скалам, вешали верёвки, вытягивали рюкзаки и поднимались на жумарах. Временами забирались под тент, чтобы переждать заряд пурги. Потрепало нас по пути изрядно. Но ничто в горах не бывает бесконечным. Так и это ребро через пару дней вывело нас на перевал Одиннадцати, где пришлось опять сделать ночёвку. Как только поставили палатку пошёл снег. Я предложил натянуть тент над входом, чтобы можно было залезать в неё. Когда мы его натянули поднялся ураганный ветер, который едва не унёс палатку, но тент с нескольких оттяжек всё-таки сорвал. Снаружи творилось что-то кошмарное – полная задница. Ни выйти пописать, ни снегу для ужина набрать. Так и легли спать голодные. Всю ночь стихия давала нам прикурить.

Утро выдалось ясным и безоблачным, но вылезать из тёплой палатки на мороз не хотелось категорически. К этому времени старики-разбойники уже изрядно пообтрепались.

А я писал оперу про своих двух товарищей, надеясь, что он с ними разберётся по полной программе

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

Хан-Тенгри с перевала гляделся как на ладони

Хотелось позагорать на солнышке, но долго рассиживаться не пришлось – всех потянуло в лагерь Казбеке Валиева на Северном Иныльчеке, в МАЛовскую столовую. Спуск с перевала оказался гораздо проще подъёма, но всё равно пришлось вешать перила.

Отдых на леднике Одиннадцати, перед спуском в МАЛ. Впереди красавец Хан.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

В половине седьмого пришли в МАЛ. Для местных обитателей мы были в диковинку. К тому году уже никто и не думал добираться сюда пешком - без вертушки.

Байки в кают-компании. Слева направо: Саша Чечулин из Алма-Аты (погиб в 2019 году при спуске с пика Победы. Это было его 15 восхождение на семитысячники. «Снежный Барс» № 577), Худайберген Ташманбетов из Джамбула по кличке «Муха» - «Снежный Барс» № 248, и повариха Света. Когда она увидела нас, то первым её вопросом было: «Неужели я так крепко спала, что не услышала вертушки?». Поверить в то, что мы пришли с севера через перевалы, да ещё в таком преклонном возрасте, она так и не смогла.

После первого замеса спирта повторили второй. Муха уморил всех рассказами о происхождении своего прозвища. По его словам, он носился по семитысячникам с такой скоростью, что чуть ли не за один сезон выполнил норматив «Снежного Барса».

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

После такого суворовского перехода и спирта накануне устроили себе днёвку. Разбираем заброску, чтобы завтра выйти пораньше. Групповой снимок на прощание и за знакомство.

МАЛ на Северном Иныльчеке, которым руководил «Муха». Наша палатка стоит на деревянном настиле, любезно выделенным им.

Просторная кают-компания для встречи друзей и приёма пищи.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

У Мухи в его Турайе сдохла батарейка, поэтому пришлось сбегать в лагерь Бирюкова и позвонить в Москву, чтобы предупредить, что мы всё ещё живы.

На следующий день все готовятся к выходу. Света пожарила нам яичницу, и мы плотно позавтракали. Саша Чечулин (в центре) обувается. Это будет его очередное восхождение на Хан-Тенгри.

Через три часа после выхода авангардной группы, тронулись и мы. На основном пути движения групп к Хану ледниковые ручьи были предусмотрительно оснащены мостками.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

Вышли на снежно-ледовый склон ребра, предварительно одев на себя кошки и кузницу. В стрёмных местах там были провешены перила. Шёл по ним на жумаре, держа его только правой рукой, памятуя о вывихе левой на ребре перевала Одиннадцати.

Лагерь 4600 на северном гребне Хана. Но мы решили там не останавливаться – уж больно много народа, да и проблема с туалетом не решена. А эксгибиционистов я очень не уважал. Ведь Муха обещал нам две свободных палатки на 70 метров выше, в которых мы и разместились.

Наконец-то мне одному досталась отдельная палатка, и я мог свободно курить, не боясь быть выгнанным на мороз. Как уж мне надоели эти некурящие! Подумал, что пора написать оперу про своих двух собратьев. Рядом стоят нелюдимые Барнаульцы. А что сделаешь – Сибирь дело тонкое. Проблема с туалетом: ведь единственный вариант – это гадить за борт. Раньше не думал, что и меня постигнет когда-то страх высоты, но зацепившись рукой за уступ, преодолел себя, и страх прошёл, даже не только в туалетах. Утром решили отдохнуть и никуда не идти. Слава судьбе, что эти Барнаульцы учесали наверх.

Но всему хорошему приходит быстрый конец. Второй днёвку мы позволить себе уже не могли. Пришлось собираться и топать вверх.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

Гребень вначале снежный, потом скалы, и снова снег. Присесть практически негде. Пришлось вырубать ямы в снегу и укладывать туда рюкзак, чтобы организовать седалище. Но надеть потом рюкзак было жутко тяжело. Временами навстречу спускались коммерсы. Расходиться с ними было трудно, особенно на скалах. И так весь день. В этот день поставил антирекорд: выкурил всего 3 !!! сигареты, против обычных 15-ти. Кое-как доплёлся до 5600, хотя думал, что умру по дороге. Пульсоксиметр показал сатурацию 54 - наверное, пора отбрасывать коньки. Но за все эти мучения Тянь-Шань одарил нас великолепной картиной заката.

Утром приготовили себе нехитрую еду на нашей скромной кухне. Решили опять устроить днёвку. Позавтракали. Давид уплетал свой любимый гербалайф из пластмассовой миски. К нам заглянул Андрей Петров – альпинист из МАИ. Передал с ним записку в Москву, чтобы дать знать, что мы всё ещё живы.

Немного ниже слева валяется разбившийся вертолёт, по чьей вине нам пришлось топать пешком до Северного Иныльчека.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

Снизу начал подтягиваться народ, а мы как коты Васьки весь день жрали. Видимо горняшка. Сатурация 71 – может оклемаюсь?

Хан-Тенгри на фоне Давида смотрится не плохо. Хорошо видно ребро, уходящее от Западного седла к вершине.

Давид под охраной своих двух маленьких литовских друзей.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

Но пора и честь знать – не всё же на днёвках отсиживаться. Решили выйти пораньше. Будильник прозвенел в пять утра, и я стал голосом будить откровенно дрыхнущих приятелей. Давид одевался до 5-40. Лучше бы я поспал до завтрака – так хотелось! Давид, видно чувствуя свою вину, постоянно напоминает о времени. Как мы не торопились, но раньше 8-30 выйти не удалось. По ступенькам добрались до перил. На нижнем фото хорошо виден перевал Одиннадцати (на заднем плане снежное седло в правой части).

К середине дня Давид дошёл до скал и полез по верёвкам. Я пытался не отстать, хотя это плохо получалось. Каждый шаг давался с трудом – не было уже той борзоты, как за 25 лет до этого.

Чуть выше произошёл ещё один забавный случай. Я жумарился из последних сил в скальном кулуаре, а сверху навстречу быстро валил какой-то ухарь, постоянно дёргая мою верёвку. Даже шофёры пропускают машины, идущие на подъём, а этому хоть бы … Тогда я и выдал тираду, в которой некоторые идиоматические выражения даже в словаре Даля отсутствуют. Когда поравнялись и он снял очки, пришлось извиняться - это был Саша Чечулин. В каком-то месте упёрся в скальную стенку и долго не мог её одолеть. Пришлось сделать небольшой траверс вправо. В каком-то месте я выбился в лидеры и шёл первым до самого Петьки. Там сел на зачехлённый рюкзак и стал ждать остальных. Первым пришёл Давид и, не останавливаясь почесал на седло. Дождался Сергея и тоже тронулся вниз. Этот спуск стал для меня пыткой, видно израсходовал все силы на подъёме. Даже на бергшрунд не обратил внимания – просто перепрыгнул его сходу. В 20-30 я, наконец-то, совсем никакой был на седле. А сверху с фонарём кто-то спускался с горы. Сил хватило только на приём наркомовских 100 грамм за одержание, а следом щёлкнул выключатель и свет померк.

Утро выдалось солнечным. От Димы Грекова прогноз неблагоприятный – вроде как в воздухе запахло циклоном. Решили выждать. На Западном седле Хана на фоне Победы. Приятный сигаретный дымок щекочет ноздри.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

Решил прогуляться. Надел сбрую и в 12-30 отправился вверх. Первая табличка на ребре Хана была погибшей туристке из Кургана. Интересно, пересекались ли мы с их группой в 89-ом году или нет – мы ведь тоже тогда были там.

К двум часам дня дошёл до верёвок и посчитал, что на сегодня хватит. Включил рацию и сообщил, что иду вниз. После обеда зашёл в гости к Мише из Ярославля. Проболтали до самого вечера.

На следующий день снизу опять предупреждение о надвигающемся циклоне, хотя погода была хорошей. Мы выжидали. Нужно было всё-таки захватить с собой карты Таро, надеялся, что они были бы полезней, чем прогнозы Грекова. Давид решил, что завтра пойдёт на Хан от седла до седла. Я такого авангардизма даже в прежние годы не приветствовал. Считал, что на семитысячники нужно ходить с максимальным подъёмом только 500 метров по высоте. А сейчас и подавно. Правда, сам нарушил своё правило в 1989 году, сходив на Хан с седла. Но на обратном пути меня уже ждал оборудованный лагерь на 6700. Я был готов идти с промежуточной ночёвкой на 6400 или на 6700. В этом мы с ним не сошлись.

В 2 часа ночи прозвенел будильник. Я окончательно отказался идти от седла до седла. Давид собрался и в 4-20 пошёл вверх. Западное ребро, по которому ходил Давид.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

Лагерь 6400 на ребре Хана.

В 10 утра он по рации сообщил, что дошёл до 6400. Выше него целая мемориальная скала. Левая табличка увековечивает память альпиниста из МАИ, погибшего на Хане в 2001 году в возрасте 19 лет - сына будущего председателя альпклуба МАИ.

На верхней табличке разборчиво видна только дата гибели 14 августа 1989 г. Странно – 15 августа спускались с Хана, но ни о какой гибели ничего не слышали. Правда, через седло мы пронеслись на крейсерской скорости после леденящей ночёвки на 6700.

Я, тем временем, пытался дооборудовать естественное очко, находящееся рядом с нашей палаткой стульчаком из снежных кирпичей. Но они постоянно разваливались. Но и само очко было прекрасно: ведь кругом чистый снег, а все экскременты и мусор улетают вглубь ледника. Он чем-то напоминал ненецкий унитаз, состоящий из двух палок, одну из которых ненцы втыкают в снег, чтобы ветром не сдувало, а другой волков отгоняют. В качестве первой у нас была рукоятка лыжной палки, загнанная по самую сурепицу, а поскольку на такой высоте волки не водятся, то и нужда во второй отпала.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

В пять вечера Давид сообщил, что дошёл до вершинного серпа, но дальше без верёвки идти к стеле стрёмно, так как дует сильный ветер, и он начинает спуск. Но в принципе это уже вершина, во всяком случае, альпинисты так считают. В девять вечера он по рации сказал, что уже на 6400 и продолжает спуск, и что выше него Миша из Ярославля и четверо англичан. Ждём. В лагерь он вернулся в 23-50 вымотанный в ноль. Хорошо, что я не поддался на его авантюру.

Утром с погодой полная задница: снег, ветер. В восемь утра спустились англичане в зелёных костюмах. Правда, это трудно было назвать спуском: их качало так, как будто они только что из бара, а женщину волокли под руки. Интересно что с Мишей? Начали завтракать, и тут в палатку постучал Миша и попросил помочь ему свернуть палатку. Оказывается, он пришёл под утро. Собрав рюкзак, Миша пошёл на Петьку Собираемся в Не знаю спустится он или нет? Я пришёл в пещеру поляков и собрал рюкзак там. Потом надел сбрую, кошки и спустился на юг в бергшрунд. 10 м. влево на спускаче и 30м. по жёстко натянутой верёвке на 50 градусном снежно-ледовом склоне до палаток. Их стояло семь: две Marmutлицом друг к другу, и пять Red-Fox, скорее всего, Ак-Саевских. Сергей скомандовал, чтобы я поднимался наверх. Попили бульона и кипятка. Продукты на исходе. К вечеру зачем-то переселились в освободившуюся от поляков пещеру.

Следующий день не принёс облегчения. Всё та же метель и ветер. Собираемся в пещере. Жутко тесно. Всё время бьюсь головой о свод и матерюсь. Прошёл вчерашние две верёвки вниз и начал откапывать палатки Marmut. Тут же высунулась из пещеры голова одного из одесситов. Они стояли невдалеке в пещерах, но ходить друг к другу в гости совсем не хотелось. Мы уже шестую ночь на седле, и одно предположение о седьмой вызывает животный страх.

В 4 утра одесситы отправились вниз, а мы за ними следом, но только в 8-20. Идти по пробитой тропе было несложно, до момента пока не влезли в «бутылку» или «бутылочное горлышко». Как и в 89-ом у меня по спине запрыгали крупные мурашки. Действительно, без бутылки туда лучше не соваться. Ещё её называют мышеловкой, что тоже вполне отражает специфику этого места.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

Повесили верёвки, и кое-как сползли вниз. Рюкзак Давида спускали на верёвке, чтобы ему было легче идти по сдвоенной.

А слева от спускающегося Сергея «мышиный глаз».

Кругом всё висело, и откуда жахнет предположить было трудно. Как МАЛовцы ходят это место на подъём – для меня загадка. Японские камикадзе их самообладанию позавидуют.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

Но судьба нас ещё раз благословила и благополучно спустились. Не дойдя полукилометра до правой морены Южного Иныльчека встали на ночёвку. Как же хорошо дышится и спится на высоте 4, а не 6. На следующий день нам предстояло прийти в МАЛ на его левую морену, недалеко от устья ледника Звёздочка.

Утром спустились на Южный, и мой указующий перст однозначно говорил словами Ильича: «Правильным путём идёте, товарищи…»

А вот и старики: Давид,

Сергей.

Дошли до первого лагеря Аксай-Тревэл, и застали плачевную картину. Пока мы прохлаждались на седле Хана, внизу творился кошмар.

Но любоваться долго не пришлось - нужно было идти вперёд. Мы уже не соблюдали привычный ритм смены ведущего, а тропил тот, кто ещё был в силах это делать. Видно, шесть ночёвок на высоте 5900 отобрали последнее из поношенных годами организмов. С трудом ориентируясь в условиях плохой видимости, тупо шли, придерживаясь правого края ледника.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

К девяти вечера, когда уже стемнело, увидели путеводную звёздочку на левом борту ледника в виде светящейся внутри палатки электрической лампочки. Сразу же развернулись на неё и побрели. Казалось, что до неё рукой подать, но впечатление было обманчивым. Я шёл впереди, а ребята немного отстали. Час за часом она светила нам, но не приближалась. Я понял, что если сяду отдохнуть, то уже не встану. Привычный режим: сорок минут хода и десять минут перекур - был нарушен. Шёл не останавливаясь, соблюдал режим перекуров: каждые сорок минут я выкуривал по сигарете на ходу. Охватило чувство отупения и безысходности.

К двенадцати ночи я достиг намеченной цели, и ввалился в кают-компанию. Не ворвался, не вполз, а именно ввалился. Там был бар. Глядя на моё бедственное состояние, мне тут же подали рюмку водки, которую я сразу же оприходовал. Протянул рюмку «бармену», не ставя на стол, и не отдавая в руки. Он понял мой жест, и мгновенно налил вторую. Процедура мне понравилась, и я её повторил несколько раз. Подтянулись друзья и застали меня в состоянии нирваны. Они тоже не захотели быть аскетами. Здесь же был и руководитель группы одесситов, которая сидела на седле в пещерах под нами. Когда разговор подогрелся и перекинулся на разные необыкновенные случаи в горах, он сказал: “Это что! А вот мы в 88-году встретили группу, которая шла на траверс пика Коммунизма с печкой на дровах, без примусов!” Тут я не выдержал, и застучал себя пяткой в грудь: ”Так это ж мы и были!!!” Спустя 26 лет, я вторично познакомился с Ростиславом Чайковским – одним из участников группы Саши Майорова из Одессы, которую мы встретили в 1988 году на ПФП под перевалом Кирова. Мы тогда жарили картошку с луком на сале, используя в качестве топлива остатки арчи. Им показалось, что после спуска с Коммунизма, от наших запахов, у них крыша съехала, а ходить в гости с мозгами набекрень даже одесситам неудобно. Ссылка.

Прекрасное Тянь-Шаньское утро. В отличии от прошлых дней, на небе ни облачка.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

А вот и кают-компания с баром, которая накануне не дала нам умереть от этанольного голода.

Но на Звёздочке в лагере Аксай-Тревел лежала наша заброска. Не пропадать же добру, хотя о восхождении на Победу после отсидки на седле Хана, мы уже не помышляли.

Лагерь Аксай-Трэвел на Звёздочке.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

Меня тогда очень приятно поразил Дима Греков. Когда мы к нему обратились, пытаясь выяснить судьбу нашей заброски, он бросил все свои дела, которых у него, наверняка, было по горло, и повёл нас на поиски.

Боря Слободянюк после очередной неудачной попытки взойти на Победу. Он доставлял нашу заброску.

Заброску благополучно нашли и перенесли в свой лагерь, а на следующий день всю нашу ватагу посадили в вертушку и отправили в Кар-Кару.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

Ростислав Чайковский с сыном.

Под нами, похоже, озеро Мерцбахера, но покрытое льдом. Невольно пришла в голову мысль, что зря не взял из дома мормышку. Правда, вертолёт всё равно по дороге не останавливался…

Кар-Кара.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

С Ростислава снимают показания.

И все мы, кроме двух местных, должны поместиться в один джип. Как думаете – он выдержит?

Дорога в Каракол.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (Горный туризм)

P.S. Если кому-то понравился или не понравился мой пост, напишите, пожалуйста, в личную почту. К сожалению, благодаря админам Риска, это сейчас единственный способ общаться авторам с читателями.

P.P.S. Это мой предпредпоследний пост на Риске. Ещё два и я закончу свои автобиографические рассказы, после чего попытаюсь издать сборник рассказов в печатном виде. Кому интересно - записывайтесь в очередь. Всех вам благ!