Траверс Победа-Хан. 25 лет.

Пишет zickey, 21.08.2015 08:21

Траверс Победа-Хан. 25 лет. (Альпинизм, хрищатый, Халитов, целищев, Луняков, Галиев, хан-тенгри, тянь-шань)
Тихо и совершенно незаметно прошел юбилей знаменательного события в истории отечественного альпинизма. С 6-го по 20-е августа 1990 года, 25 лет назад, в рамках чемпионата СССР командой Госкомспорта Казахской ССР был пройден фантастический траверс подковы ледника Южный Инылчек.

Маршрут траверса: Победа Западная (6918) - Победа Главная (7439) - Советская Армения (7100) - Победа Восточная (7048) - Военных Топографов (6873) - Рапасова (6814) - Нагела (6565) - Дружба (6800) - Тореза (6401) - Снежная Сказка (6000) - Зорге (6210) - Шатер Восточный (6637) - Шатер Западный (6500) - Саладина (5810) - Хан-Тенгри (6995)

Выдержка из отчета:
Паспорт восхождения
I. Класс - траверсов
II. Центральный Тянь-Шань, хребты Кокшал-Тау, Меридиональный, Тенгри-Таг
III. Траверс подковы ледника Южный Инылчек (от пика Победы до пика Хан-Тенгри)
IV. Предлагается - 6Б к.сл. первопрохождение
V. Протяженность маршрута с места старта и до возвращения в базовый лагерь 73,6 километра (правильнее до спуска на л. Ю.Инылчек). В среднем траверс проходит на высоте около 6400 метров.
VI. На маршруте командой не оставлено ни одного крюка (все крючья выбиты)
VII. Ходовых часов команды: 138 часов 20 минут (15 дней).
VIII. Ночевки - все лежачие, условия хорошие.
IX. Руководитель: Хрищатый Валерий Николаевич ЗМС
участник: Халитов Зинур Шагабутдинович ЗМС
участник: Луняков Григорий Евгеньевич ЗМС
участник: Целищев Андрей Васильевич ЗМС
участник: Галиев Марат Шахмарадович КМС
X. Тренер: Халитов Зинур Шагабутдинович ЗМС, МСМК
XI. Выход на маршрут: 06.08.1990 г.
Возвращение: 20.08.1990 г.
XII. Организация - Госкомспорт Казахской ССР

Полностью отчет о траверсе можно посмотреть здесь.

В книге Валерия Хрищатого "Мы растворяемся в стихии" траверсу посвящена целая глава. Благодаря родным Валерия Хрищатого и другим неравнодушным к событию людям, этот материал доступен всем здесь.

От себя добавлю, что я пытался проложить маршрут траверса в Google Earth. К сожалению, хорошо разобраться в этой программе оказалось не так просто, линия укладывалась как угодно, только не так как нужно. В итоге я оставил наилучший из имевшихся вариант, поэтому визуализация дает лишь общее представление о маршруте и об аутентичности речь не идет.
Если у вас есть программа Google Earth, можно импортировать эти данные. Не удивляйтесь, что линия парит над поверхностью. При привязке маршрута непосредственно к поверхности, линия постоянно терялась в текстурах, поэтому пришлось её немного приподнять для лучшей видимости. Программа дает возможность "облететь" маршрут, но выглядит это не так красиво, как хотелось бы, возможно нужно поиграть с настройками камеры.

Аналогичную объемную визуализацию рельефа теперь можно посмотреть и на сервисе Google Maps по этой ссылке. Наверное, для этого нужны актуальные версии браузеров.

Ну и обычная карта здесь.

Большое спасибо за внимание!

P.S.
К сожалению, выяснилось, что в Google Maps происходит искажение линии маршрута. Возможно, это произошло по причине обновления сервиса, возможно, ошибка при импорте из Google Earth. Как это исправить я не знаю. Прошу прощения за это досадное недоразумение!

Фантастический траверс! Я не думаю, что в обозримом будущем кто-нибудь ещё на это сподобится. На Победу, и то не каждый год восходят.

Да... Это был ТРАВЕРС... Теперь такие не ходят. Ни альпинисты, ни туристы. Что добавить... Прошли они и серию перевалов в траверсе, спускаясь существенно ниже 6000 - Чонтерен (5400), Хрищатого (5400), Иныльчекский (5300), Вост. седло Хан-Тенгри (6100), зап. седло Хан-Тенгри (5800). Теперь седловина с лед. Дружбы на лед. Тугбельчи носит имя Валеры - в память о нем.

Ходилось ли что-либо подобное? В полном масштабе (с похожим количеством вершин-перепадов-высот) пожалуй, нет. Наиболее длинный, пожалуй, траверс - Коммунизма-Корженевской, пройденный в 1975 г. также единственый раз под руководством Н. Харечко. Траверс безенгийской подковы К. Кузьмина, пожалуй, наиболее близкое мероприятие. Ниже, конечно, существенно. Но: это лишь 1953 год. А список вершин траверса? Что-то могу пропустить: Ляльвер-Гестола-Катын-Джанги (Гл. и В.)-Шхара-Башхауз-Мижирги-Пушкина-Дыхтау. Но - 24 дня. А у Валеры - 15 дней. Вспоминаю из книги "мы расстворяемся в стихии: из этих дней неделя ушла на траверс п. Победы (от Важи до Вост.). На спуске с Топографов уронили палатку - высмотрели сверху, где она застряла в сераках и нашли - иначе траверс мог там и закончиться. А потом -это, фактически, бегом. Последняя ночевка - на спуске с З. Шатра. Оттуда до Хана вменяемые люди ходят 2-3 дня. Валера в час дня (по-моему, могу немного ошибаться) уже на вершине. Но контрольный срок - в лагере, в полночь, т.е. через 12 часов. В общем, это плохо в голове укладывается.

Я когда-то писал про этот траверс - такой траверс стоит целого горного похода 6-й категории. Но - я понимаю, как это пройти за месяц. Но как это пройти за 15 дней... Да, у Валеры была потрясающая команда. Таких больше нет и наверно не будет... У меня где-то дома хранится его записка с этого траверса, с З. Шатра...

02ХрищатогоВосток

Перевал Валеры Хрищатого 3Б со строны лед. Тугбельчи (Китай).

05ХрищКарниз

Начало спуска с пер. В. Хрищатого 3Б. 2002-й год.

06Рантклюфт

Окончание спуска с пер. В. Хрищатого на лед. Тугбельчи. Выход из рантклюфта в ледопад.

Да, Победа В. по генштабовской топокарте - 6762 м. И будучи на в. Военных топографов, склонен верить топокарте. Интересно, откуда вообще взялась цифра 7048? Непонятно. Кстати, и в классификаторе вершин за 2013 год уже указано - 6762.

03ПобедаСверху

ТРАВЕРС Хрищатого В. Вид из Китая на Кокшаалтао: Победа Гл. - Армения - Победа В. - Военных топографов - Рапасова.

Фото наиборот перевернуто. Или это со стороны Китая снято?

Это со стороны Китая.

01ШатрыЮг

ТРАВЕРС В. Хрищатого. Участок хр. Тенгри-таг: В. седло Хан-Тенгри (седловину не видно) - Шатры З. и В. - пер. Иныльчекский.

03ШатерВ

Участок траверса между Шатрами...

04ШатерЗГреб

Участок траверса от З. Шатра до седловины пер. В. седло Хан-Тенгри. Седловина за спиной. Где-то здесь у них была последняя ночевка перед Ханом...

09ХанВосток

Хан-Тенгри с востока. Последний участок подъема на последнюю вершину ТРАВЕРСА...

Почти мистическая мощь этого мероприятия кружит голову!

Траверс-легенда! И команда- легенда.

Дмитрий Бочков, первовосходитель на пик Рапасова, высказывал мнение, что Хрищатый и команда, на вершине не были, а прошли мимо.

Смотря что там за п. Рапасова считать. Когда я там был, решил, что на угловой вершине вообще никого и никогда не было. Там на верхнем плато Иныльчека реально две вершины после топографов, оббе они 6814 (ну, плюс-минус). Первовосходителем на п. Рапасова значится Б. Мансуров, 1957 г. На угловую вершину в глубине цирка Валера точно не поднимался. А следующую не обойдешь - если дальше по гребню идти. Какая из этих двух вершин в глубине плато - п. Рапасова - я таки не понял, отчета по нему не видел.
04ВПобедаЮгОтрог

Вот здесь это хорошо видно - слева - В. Победа, далее - п. Военных топографов. В центре кадра - плато Ю. Иныльчека, обрывающееся в Китай. Над ним - две вершины - правая на фоне облака - это получается в юго-восточном углу плато, а посередине плато снежная торчит - ограничивает плато с северо-востока, это и есть, на мой взгляд, п. Рапасова.

Вот эта угловая и есть главная вершина. Туда ходить в траверсе не логично и по времени не совпадает.

В рассказах про этот маршрут Валера всегда очень четко говорил - когда идешь с Победы в сторону Хана, то все подъемы на вершины - пешком, а спуски с вершин - дюльфера. Если же вдруг идти в обратку - с Хана на Победу, то везде придется лезть. Прекрасно помню его слова - "проставлюсь по полной тем, кто пройдет навстречу нашему траверсу". Еще он вспоминал, что при выходе из лагеря в сторону Победы в спину пожелали - поХоды! ну, типа - погоды, с хохляцким акцентом. Так вот, из 15 дней траверса, как мне помнится, погода была всего лишь пару дней. он постоянно делал акцент на этом моменте. Единственный живой на данный момент участник этого траверса - Андрей Целищев. Вот бы раскрутить на рассказ?..

Было бы здорово, если бы кто-нибудь раскрутил! Гугл подсказал где искать Андрея Васильевича. Здесь можно найти контакты. Может быть кто-нибудь возьмется?

Это была команда профессионалов, которая несколько лет готовилась - сначала к канче, потом зимняя победа( не все были на вершине , но многие участвовали),весенний Эверест луняков)
Иные нынче времена.

Мега маршрут. А команд таких нынче не выпускают. Сняты с производства.)

Спасибо ребят за то что помните.
Ниже несколько фотографий по моему относящихся к траверсу:

img173img174img175img177img180img209img215img238img325img326img327img330img331img332img333img334img498img534img853img857img858img861img879img937img982img989otec018 (travers)otec059otec064otec065otec079otec092otec099otec100otec103otec109

Их трудно забыть. Мужики.

Не все фотографии с Иныльчека...

На № 5 и 7 пик Москва (Памир), №24 пик Талгар. А №1, что за вершина?

№1 - Победа из-под верховьев Звездочки, маршрут по северо-восточному контрфорсу

Это журавлева похоже

На фото №5 пик Москва, Абалакова, Ленинград, только фото зеркальное.

На фото №7 пик Москва, 30-лет Сов. государства, Ошанина.

А на фото №2 и заключительном, -пик Четырех, Ахмади Дониш и Клары Цеткин (только оба зеркальные).

Тоже сначала подумал, что похоже на Ахмади Дониш, но не понял что зеркало.

Да сам удивляюсь, тем более вы подтолкнули на раздумья, почти автоматически всплывают в памяти контуры вершин, которые видел...
Ориентиром конечно послужил пик Четырёх.

Такие люди есть, но таких команд не будет.. МЕГА траверс.

Всем привет. Вот уже и 26 лет траверсу на днях стукнет. Рад, что помните и высоко оцениваете это мероприятие. У Валеры все очень хорошо описано и добавить, честно говоря, особо нечего. Мы с ним много спорили, пока он был жив по разным мелочам произошедшим на маршруте, нууу, в смысле кто что сказал, как прошли тот или иной участок. Это были не споры, а скорее воспоминания под рюмку чая и конечно же, у каждого было свое мнение и видение одной и той же ситуации. Но в целом события у него описаны именно так как оно было, а мелочи...На то и мелочи, чтоб под водочку их обсасывать. С погодой было действительно все плохо, но хороших дней было все таки не 2 . По крайней мере первые 2 дня траверса были вполне сносны, в день когда Олега Маликова на вертолете в базовый лагерь отправили и в тот же день на Военных топографов поднялись, день потери и находки палатки и последний день траверса были просто отличные, практически без ветра и облаков. И еще пара дней были вполне нормальными при прохождении гребня между Рапасова и Зорге. Как раз там были те спуски про которые здесь пишут. Дюльфера там были, но немного, в основном я там лазаньем спускался. На счет того что не было технически сложных подъемов не совсем правда. Начало подъема с перевала на В. Шатер веревки 3- 4 неприятных скал, пройденных косым траверсом с небольшим набором высоты. Крючья пришлось поколотить, несмотря на сильный ветер. Была еще ледовая стенка, небольшая правда, метров 7, но отвесная зараза. Но и на Хана попадались скальные стенки, несложные и пройденные почти без крючьев, времени не было бить. Там больше мешали сходы снежных лавинок, небольших и практически безопасных. Одна, правда, меня сбросила метров на 5-7. На Хана поднялись в 16.50, в 17 вышли на связь, но по моему у Валеры это описано. Усталости не было вообще, был задор и вера, что теперь то точно успеем. Шли весело и мощно, как единый отлаженный организм. Поэтому все и получилось так как получилось. У меня после этого траверса не было сомнения, что есть маршруты непосильные этим мужикам. Но спустя полтора месяца половины команды не стало. Но это уже другая история. Вечная память погибшим!

Да, еще одно. Честно говоря, не помню на какой из вершин Рапасова мы были, на той ли куда поднимался Дмитрий Бочков или нет, но уверен, что педантичный и до мозга костей скрупулёзный Хрищатый даже допустить не мог дать повод кому нибудь усомниться в чистоте траверса и все вершины были пройдены всеми участниками.

Откуда же Вы взяли фотографии с траверса? Здорово!!! Какая то фантастика! Спасибо огромное!

Как откуда? Фотографии добавил лично сын Валерия Хрищатого (jeksya) :)

Вот спасибо, добрый человек.