Траверс Победа-Хан. 25 лет.
Тихо и совершенно незаметно прошел юбилей знаменательного события в истории отечественного альпинизма. С 6-го по 20-е августа 1990 года, 25 лет назад, в рамках чемпионата СССР командой Госкомспорта Казахской ССР был пройден фантастический траверс подковы ледника Южный Инылчек.
Маршрут траверса: Победа Западная (6918) - Победа Главная (7439) - Советская Армения (7100) - Победа Восточная (7048) - Военных Топографов (6873) - Рапасова (6814) - Нагела (6565) - Дружба (6800) - Тореза (6401) - Снежная Сказка (6000) - Зорге (6210) - Шатер Восточный (6637) - Шатер Западный (6500) - Саладина (5810) - Хан-Тенгри (6995)
Выдержка из отчета:
Паспорт восхождения
I. Класс - траверсов
II. Центральный Тянь-Шань, хребты Кокшал-Тау, Меридиональный, Тенгри-Таг
III. Траверс подковы ледника Южный Инылчек (от пика Победы до пика Хан-Тенгри)
IV. Предлагается - 6Б к.сл. первопрохождение
V. Протяженность маршрута с места старта и до возвращения в базовый лагерь 73,6 километра (правильнее до спуска на л. Ю.Инылчек). В среднем траверс проходит на высоте около 6400 метров.
VI. На маршруте командой не оставлено ни одного крюка (все крючья выбиты)
VII. Ходовых часов команды: 138 часов 20 минут (15 дней).
VIII. Ночевки - все лежачие, условия хорошие.
IX. Руководитель: Хрищатый Валерий Николаевич ЗМС
участник: Халитов Зинур Шагабутдинович ЗМС
участник: Луняков Григорий Евгеньевич ЗМС
участник: Целищев Андрей Васильевич ЗМС
участник: Галиев Марат Шахмарадович КМС
X. Тренер: Халитов Зинур Шагабутдинович ЗМС, МСМК
XI. Выход на маршрут: 06.08.1990 г.
Возвращение: 20.08.1990 г.
XII. Организация - Госкомспорт Казахской ССР
Полностью отчет о траверсе можно посмотреть здесь.
В книге Валерия Хрищатого "Мы растворяемся в стихии" траверсу посвящена целая глава. Благодаря родным Валерия Хрищатого и другим неравнодушным к событию людям, этот материал доступен всем здесь.
От себя добавлю, что я пытался проложить маршрут траверса в Google Earth. К сожалению, хорошо разобраться в этой программе оказалось не так просто, линия укладывалась как угодно, только не так как нужно. В итоге я оставил наилучший из имевшихся вариант, поэтому визуализация дает лишь общее представление о маршруте и об аутентичности речь не идет.
Если у вас есть программа Google Earth, можно импортировать эти данные. Не удивляйтесь, что линия парит над поверхностью. При привязке маршрута непосредственно к поверхности, линия постоянно терялась в текстурах, поэтому пришлось её немного приподнять для лучшей видимости. Программа дает возможность "облететь" маршрут, но выглядит это не так красиво, как хотелось бы, возможно нужно поиграть с настройками камеры.
Аналогичную объемную визуализацию рельефа теперь можно посмотреть и на сервисе Google Maps по этой ссылке. Наверное, для этого нужны актуальные версии браузеров.
Ну и обычная карта здесь.
Большое спасибо за внимание!
P.S.
К сожалению, выяснилось, что в Google Maps происходит искажение линии маршрута. Возможно, это произошло по причине обновления сервиса, возможно, ошибка при импорте из Google Earth. Как это исправить я не знаю. Прошу прощения за это досадное недоразумение!
Ходилось ли что-либо подобное? В полном масштабе (с похожим количеством вершин-перепадов-высот) пожалуй, нет. Наиболее длинный, пожалуй, траверс - Коммунизма-Корженевской, пройденный в 1975 г. также единственый раз под руководством Н. Харечко. Траверс безенгийской подковы К. Кузьмина, пожалуй, наиболее близкое мероприятие. Ниже, конечно, существенно. Но: это лишь 1953 год. А список вершин траверса? Что-то могу пропустить: Ляльвер-Гестола-Катын-Джанги (Гл. и В.)-Шхара-Башхауз-Мижирги-Пушкина-Дыхтау. Но - 24 дня. А у Валеры - 15 дней. Вспоминаю из книги "мы расстворяемся в стихии: из этих дней неделя ушла на траверс п. Победы (от Важи до Вост.). На спуске с Топографов уронили палатку - высмотрели сверху, где она застряла в сераках и нашли - иначе траверс мог там и закончиться. А потом -это, фактически, бегом. Последняя ночевка - на спуске с З. Шатра. Оттуда до Хана вменяемые люди ходят 2-3 дня. Валера в час дня (по-моему, могу немного ошибаться) уже на вершине. Но контрольный срок - в лагере, в полночь, т.е. через 12 часов. В общем, это плохо в голове укладывается.
Я когда-то писал про этот траверс - такой траверс стоит целого горного похода 6-й категории. Но - я понимаю, как это пройти за месяц. Но как это пройти за 15 дней... Да, у Валеры была потрясающая команда. Таких больше нет и наверно не будет... У меня где-то дома хранится его записка с этого траверса, с З. Шатра...
Перевал Валеры Хрищатого 3Б со строны лед. Тугбельчи (Китай).
Начало спуска с пер. В. Хрищатого 3Б. 2002-й год.
Окончание спуска с пер. В. Хрищатого на лед. Тугбельчи. Выход из рантклюфта в ледопад.
ТРАВЕРС Хрищатого В. Вид из Китая на Кокшаалтао: Победа Гл. - Армения - Победа В. - Военных топографов - Рапасова.
ТРАВЕРС В. Хрищатого. Участок хр. Тенгри-таг: В. седло Хан-Тенгри (седловину не видно) - Шатры З. и В. - пер. Иныльчекский.
Участок траверса между Шатрами...
Участок траверса от З. Шатра до седловины пер. В. седло Хан-Тенгри. Седловина за спиной. Где-то здесь у них была последняя ночевка перед Ханом...
Хан-Тенгри с востока. Последний участок подъема на последнюю вершину ТРАВЕРСА...
Вот здесь это хорошо видно - слева - В. Победа, далее - п. Военных топографов. В центре кадра - плато Ю. Иныльчека, обрывающееся в Китай. Над ним - две вершины - правая на фоне облака - это получается в юго-восточном углу плато, а посередине плато снежная торчит - ограничивает плато с северо-востока, это и есть, на мой взгляд, п. Рапасова.
Иные нынче времена.
Ниже несколько фотографий по моему относящихся к траверсу:
На фото №7 пик Москва, 30-лет Сов. государства, Ошанина.
А на фото №2 и заключительном, -пик Четырех, Ахмади Дониш и Клары Цеткин (только оба зеркальные).
Ориентиром конечно послужил пик Четырёх.