После дневки с заметно потяжелевшими рюкзаками мы отправляемся в ущелье правого бокового притока р. Кёк-Сай чтобы как можно ближе подойти к перевалу Кёк-Сай Восточный 2Б.
Вчера Wizz Air запустила рейс между Киевом и Кутаиси.
Если покупать билет за 1,5-3 месяца (в зависимости от сезона), то цена 341 + 92 гривны (бронирование). Это в два раза дешевле билета поезда Киев – Пятигорск.
Всем есть о чём задуматься: контингенту украинских альпинистов – о Сванетии, украинским железным дорогам – о своих тарифах, а Wizz Air – об открытии рейса Киев – Минводы.
Очень мне понравилась такая практика активного отдыха,
как выйти в красивое ущелье,
встать у красивого озера,
и сбегать налегке на красивую вершину
по ребру.
Именно по ребру, а не иначе.
Когда наступает ночь, становится видно, как над Ушбой в лунном свете летают Ангелы...
Шома илети, катэра, имжи Ужба жи, хецдени Дошдул и иперунах Ангелосар... (сван.)
Ночная панорама 270 гр Ушбинского плато. Слева направо - огни вечерней Местии, Зеркало Восточной стены Северной Ушбы Скальная башня Шхельды с "Ангелом Разящим" на переднем плане на горизонте Эльбрус с огнями фонариков восходителей, пик Щуровского, Чатын, скальные склоны Малой Ушбы.
Подсветка гор - современный мощный фонарик Petzl.
Первоначально я планировал в районе Архыза маршрут, охватывающий бОльшую часть хребта Абишира-Ахуба. Хотелось пройти максимально возможное число перевалов этого хребта и увидеть все озёра. Заложил на поход 9 дней. Опасения по поводу сложностей с транспортом оказались напрасными. Прибыв на станцию Невиномысская в 8:35, сразу же сажусь на маршрутку №16, доезжая с ж/д вокзала до авто вокзала к 8:50. В 9:00 сажусь на маршрутку до Зеленчукской (190 руб. + 30 руб. багаж), а через 10 минут после прибытия, пересаживаюсь на маршрутку до Архыза (80 руб. + 50 руб. багаж). В 13:00 прибываю в посёлок. Погода облачная с прояснениями. Состояние отличное, потому решаю попробовать до темноты подняться на первый перевал Кяфарский Малый, мечтатель :-). Поднимаюсь по набитой тропе справа от ручья. Вокруг красота, лес расцвечен осенними красками. По пути попадается красивый водопадик.
Сегодня нам предстоит подойти поближе под перевал 60 лет Октябрьской революции. Для этого необходимо из долины р. Туюктор подняться по ее правому притоку - р. Тогуйгук до ледника №128.
Пару раз я ходил в горные походы в район хребта Терскей-Алатау и каждый раз, проезжая южным берегом Иссык-Куля, видя заснеженные вершины задолго до подъезда к Караколу, задавался вопросами: "А что там? Ходил ли туда кто-то? Почему туда не ходят?"
Весь летний сезон 2012 я «развлекался» на склонах пика Ленина. Устанавливал высотные лагеря, водил клиентов на вершину, подрабатывал портером, участвовал в спасах и т.д. и т.п. Я прикоснулся к трудовым будням всех горных специальностей, кроме, пожалуй, кухни; мне удалось избежать этой, безусловно, благородной трудовой сферы деятельности. Сезон получился очень долгим, насыщенным на события и встречи, познавательным и интересным. Я познакомился с любителями гор со всего света, увидел их тактические и технические приемы при блужданиях вверх-вниз по этой прекрасной горе. Не все попытки восхождений были успешными, большинство восходителей не достигло вершины. Кому-то помешала погода, кому-то не позволило здоровье, кому-то не хватило тренированности, желания, а некоторым и трезвости. На вершину тоже заходили по-разному: кто-то достиг вершины легко и свободно, а также без проблем спустился с нее, а кто-то дошел, выложившись почти полностью, и спустился вниз, лишь выжав свою волю как лимон и высушив организм как чернослив. Я пишу эту статью, чтобы рассмотреть причины попыток восхождений, при которых люди не достигли вершины. Хотя считаю любое восхождение - взошел человек на вершину или нет - удачным, если он благополучно спустился с горы. Живым и здоровым, с целыми конечностями, без непоправимых последствий для своего здоровья. Те, кто идет в горы с девизом «вершина или смерть» - сильно не правы. Горы стояли миллионы лет до нашего рождения и простоят еще столько же. «Лучше сто раз вернуться, чем один раз остаться».
В апреле был в командировке в Дагестане, у наших коллег. Но печальные события апреля задвинули так далеко эту поездку, что вернулся к ней совсем недавно. Работая много лет на Кавказе, в Карачаево-Черкессии и Кабардино-Баклкарии, совсем не задумывапся что есть другой Кавказ, и по природе, и по укладу жизни. Вроде бы и горы как горы, а какие-то другие. И названия, с непривычки никак не получалось запомнить. Но было интересно.Вот и решил выложить то, что я видел, проезжая по своему маршруту, что и предлагаю вашему вниманию.
Перед Махачкалой интересное место и памятник природы - Бархан. Со своим микроклиматом, флорой и фауной.
После мультигонки Nikita Adventure Race, перед Кавказом я заехала в Ростов к своей подруге Ларисе Репиной, чтобы попляжничать с ней пару дней на море.
А поскольку Лариса является директором фирмы O3 OZONE, то само собой, пока я была в Ростове, она завела меня на производство и показала разные новинки, заодно попросив протестировать в Уллутау их новые штаны из горной серии Karelia.
Аttention! В посте много фото меня в штанах, поэтому тем, кого я раздражаю, лучше под CUT не заглядывать.
С 24 по 29 августа мы вдвоём с Сергеем из Чебоксар (isn) прошли маленький походик по маршруту: г. Теберда - дол. Джемагат - дол. Кышкаджер - пер. Кышкаджер (1А, 3200) - дол. Кичкинясу - пер. Кышкаджер сев. (1А, 3400) + в. 3567 м (рад.) - пер. Даут-Кичкинясу (н/к, 2950, рад.) - пер. Кичкинясу-Кенделлесу (1А, 3100, п/п) - дол. Кенделлесу - пер. Эпчик юж. (н/к, 3050) - дол. Эпчик - дол. Джемагат - г. Теберда.
Старейшему участнику соревнований International Elbrus Race Борису Степановичу Коршунову сегодня исполнилось 77 лет. И именно в этот день он совершал свое 77е восхождение на Эльбрус! Это событие очень заинтересовало СМИ - на Бочки поднялась съемочная группа ГТРК из Нальчика, о Борисе и наших соревнованиях сообщило ИТАР ТАСС. Репортаж на ТВ будет завтра.
Еще перед "Паломничеством на Бхагиратхи", когда я выбрал участие в новом для меня проекте "Русский путь - стены мира", я думал о Сабахе. Это были 1996-1997 годы. Периодически моя память возвращала меня к тем сведениям, что я получил из отчетов восходителей об этом районе. Интерес к району после короткой вспышки популярности увял.
Три принципа надежной страховки на горном рельефе
Саратовкин В.Д.
Природа не зла, не коварна,
но она безжалостна к тем,
кто нарушает ее законы.
Ключевые слова: принцип, страховка, амортизатор, безопасность, надежность, безаварийность.
В работе обобщен опыт 40-летней спортивной практики автора, работы в учебных группах альплагерей, в экспедициях и в школе инструкторов аль-пинизма Эльбрус.
Цель исследований: поиск пределов надежной, безаварийной страховки.
Автор выражает благодарность тем, кто своим доброжелательным вниманием и поддержкой способствовал осмыслению простоты в сложном. Это учителя А. Синьковский, Ф. Мансуров, П.П. Захаров, И. и В. Мартыновы, В. Целовахин, И. Попова.
Введение
Владение несколькими принципами
заменяет владение тысячью фактов.
Принципы, подобно фундаменту здания, лежат в основе правил и реализуются в техниках и искусстве страховки. Двигаясь по рельефу, организовывая страховку и самостраховку, горовосходителю необходимо непрерывно проверять свои действия на соответствие всего нескольким принципам. Тогда он находится в мощ-ной ауре надежности, безопасности. Об этом прекрасно сказал Норгей Тенцинг, чья школа славилась безаварийностью учеников: «Я восхожу на гору подобно ре-бенку, карабкающемуся на колени любимой мамы».
Четверть века назад в июле 1987 года первый, и, до сих пор, единственный, раз пройден один из самых сложных перевалов Центрального Памира, соединяющий ледник Аю-Джилга с ледником Одиннадцати(Бивачный).
Я думаю, каждый, кто ходил в горы, встречал в пути, на перевалах и вершинах какие-то смешные, необычные надписи, предметы и т.п. Поделитесь увиденным со всеми! А если есть и фото-это будет здорово! Для затравки: В 70х на гребневом маршруте 1б вершины Б.Чимган в районе жандарма стоял настоящий железный дорожный знак ограничения скорости 60км/ч. Кто-то не поленился затащить! Перед а/л ,,Дугоба" была надпись-,,Хош хелипсыз, а не хош-не хелипсыз!". Хуж келипсыз по узбекски-добро пожаловать! Когда мы на, бровях, вылезли на верх Усойского завала Сарезкого озера, то на камне увидели надпись-Я волком бы выгрыз бюрократизм... На Матче на перевале Щуровского у тура стоял военно-полевой телефон,такой в деревянной коробке, и с ручкой! Можно было звонить, только слышно было плохо! В а/л ,,Адыл-Су" выпускалась стенгазета ,,Адылсучья жизнь" !