Забытый Терскей. Часть 3.
После дневки с заметно потяжелевшими рюкзаками мы отправляемся в ущелье правого бокового притока р. Кёк-Сай чтобы как можно ближе подойти к перевалу Кёк-Сай Восточный 2Б.
Так как перевал камнеопасен и довольно сложен, мы хотим с вечера провесить несколько первых веревок, чтобы утром побыстрее проскочить опасный участок.
Встав практически под самым перевалом на невысокой боковой морене, и дождавшись вечера, три человека из группы отправляются провешивать склон. Руководитель выходит на ледник понаблюдать за работой в бинокль.
30 лет назад этот перевал весь был в снегу, теперь же снега стало меньше, и обнажился небольшой скальный лоб. Камни под взлетом показывают куда лучше не соваться. Весь мусор ссыпается в кулуар на границе снега и скалы. Удивляет, что 30 лет назад Красных проходил перевал как раз по самому кулуару. Мы же хотим вешать веревки правее, по борту кулуара - так безопаснее. Чтобы подойти под скальный лоб приходится в связках преодолеть длинный снежный склон с несколькими бергшрундами. Все взоры обращены вверх, потому что из кулуара часто вылетают камни, но уходят далеко в стороне. Вот на фоне неба появляется большая черная тока. Кричу: "Кам..." и осекаюсь. Точка делает полукруг и исчезает за хребтом. Птица.
Первую станцию делаем под лбом, но в стороне от нижнего конца кулуара. Здесь практически отвесные скалы сверху защищают от шальных камней. К этому времени перевальный взлет уже давно ушел в тень, и камни слетать перестали. От станции провешиваем небольшой траверс к нижнему концу кулуара и влезаем на лоб. Льда еще нет. Петлю накинуть не на что. Крюк забить некуда - везде сплошная разруха. Радует, что склон не крутой, можно стоять и даже идти ногами. У первого куска льда делаем символическую промежуточную точку. Тут он тонок и лежит на осыпи. Номальный лед находится только при выходе на всю длину веревки. Место удобное для станции в стороне от кулуара. Можно спокойно стоять ногами на скальной полочке. Еще одна веревка, и больше их у нас не остается. Наша задача на сегодня выполнена.
Всю ночь мы слушаем камнепады, порой кажется, что совсем рядом. Утром первую веревку пролезаем без рюкзака, попутно сдернув несколько попавших на нее камней, проверям станцию. Все в порядке.
Дальше остается побыстрее провесить склон и подняться. Необходимо успеть до 11 часов - в это время солнце начинает освещать перевал.
Катастрофически не успеваем, но самый опасный участок на скальным лбом уже позади. На седловину вылезаем в два часа дня. С другой стороны к ней вплотную подходит ровный и пологий ледник Джеруй, там и обедаем.
Ночевать приходится на голом льду.
На следующий день мы поднимаемся по леднику Джеруй, попутно обходя небольшой ледопадик, и выходим на самый низкий перевал в верховьях ледника. На седловине снимаем записку о первопрохождении. Совершено оно группой туристов из г. Чебоксары в 1986 году. Руководитель - Машанов А.С. Перевалу дано название "Ступенька".
Делаем радиальный выход на соседнюю седловину - перевал "Каракоман Центральный". С него хорошо видна в. 4632,5 траверс которой с перевала "70 лет советской власти" у нас заложен в маршрут.
За остаток дня преодолеваем лед. №72 и №84.
На ночевку встаем у подножья перевала "70 лет Советской власти", 2Б. Стоит отметить, что при подготвоке маршрута у нас бала одна единственная фотография этого перевала, сделанная издалека в 2007 году Димой Супонниковым. На ней была хорошо видна восточная сторона перевала и она нам не понравилось. Поэтому решено было спускаться с перевала по восточному гребню в. 4632,5. И на фотографии, на карте и на спутниковых снимках этот гребень выглядел довольно приятно.
Как назло на следующий день все небо в легкой дымке. Видны только ближайшие хребты. Подъем на перевал проводим в связках по ступенчатому снежно-ледовому склону, встречаются трещины. Седловина очень широкая, на восток свисает карниз.
В туре находим очень старую мокрую записку. Пытаемся ее развернуть, не высушив, и сильно об этом жалеем. Отдираются мелкие клочки. Прочитать ничего не возможно.
На в. 4632,5 выходим по широкому осыпному гребню. Тура на вершине нет. Были ли тут когда-либо люди - неизвестно. Называем вершину пиком 1-го сентября.
Чтобы выйти на восточный гребень приходится обойти небольшой карниз и повесить одну веревку. Дальнейший путь виден очень хорошо. Еще один крутой участок завешиваем двумя веревками, а дальше все проходим в связках.
С осыпного гребня слезаем на лед. №86. До травы доходим уже в сумерках.
Мы попадаем в широкую травянистую долину р. Самынсу.
Из нее совершаем радиальный выход на перевал Ак-Кой. Оказывается, через этот перевал проложена тропа и через него регулярно гоняют скот.
Дальнейший наш путь ведет в долину р. Каратор Юж.
А дальше на перевал Сарбет, 1А.
Спустившись с перевала мы попадаем на Марс (по другим сведениям на стройку).
На следующий день мы намерены пройти траверс хребта Терскей-Алатау через в. 4479,5 и спуститься на перевал Культор-Таш.
Остаток дня посвящаем разведке перевала Кара-Тор Вост.
Утром Поднимаемся на пер. Культор Центральный, однако. обнаруживаем на нем записку о превопрохождении 1976 года. Руководитель то же - Красных С.И.
Название почти стерлось. но можно различить буквы "Зап Ку". По-видимому перевал называется все же Культор Западный, что намного лучше соотносится с картой.
Дальнейший путь проходит по очень широкому и плоскому осыпному гребню, пока мы не подходим к подножью вершины.
Подъем ведем в связках, только на самый верх вешаем две веревки.
И вот мы на вершине. Тут валяются две деревянных триангулы и одна дюралевая. Видимо, геодезисты раньше часто здесь бывали.
В сторону нашего спуска отлично виден простой перевал Культор-Таш, 1Б. Этот перевал обозначен на карте, а следовательно, имеет какое-то хозяйственное значение.
Восточный гребень вершины 4479,5 широк и спускается на ледник №49 волнами.
Для выхода на него с вершины вешаем одну веревку, а остальной путь проделываем в связках. Ниже, правда, приходится повесить еще одну веревку через довольно крутой лоб "волны".
Впоследствии, встреченный нами пастух расскажет, что раньше через перевал Культор гоняли скот и это занимало 1 день. Бывало, что и люди гибли в трещинах. Последний раз пастухи проходили этот перевала в 1988 году. Теперь же скот гоняют другим перевалом и это занимает 3 дня. Почему же сейчас этим путем не пользуются? Оказывается, что все старики, которые знали "проход" уже умерли, а молодежь пути не знает.
В подтверждение его слов мы на леднике нашли много крупных костей, сгнивших шкур и веревок.
С ледника опять спускаемся уже в сумерках.
У нас остается два дня, чтобы выйти на дорогу и уехать домой.
67
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
В основнном выбирают более живописные районы, чтобы и природой полюбоваться и на гарячих источниках попариться и отмыться.
Маршрут нашей группы в 1992 году пролегал от Покровки до Теплоключенки. Ключевыми были перевалы Серебрянное седло и Чон-Узень.
В конце похода можно было прогреть косточки и поплавать на Иссык-Куле.
http://wiki.tlib.ru/