Забытый Терскей. Часть 3.

Пишет Tsvetik, 28.09.2012 20:43

После дневки с заметно потяжелевшими рюкзаками мы отправляемся в ущелье правого бокового притока р. Кёк-Сай чтобы как можно ближе подойти к перевалу Кёк-Сай Восточный 2Б.
Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)Цирк лед. №32

Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)

Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)Наблюдаем за перевалом

Так как перевал камнеопасен и довольно сложен, мы хотим с вечера провесить несколько первых веревок, чтобы утром побыстрее проскочить опасный участок.
Встав практически под самым перевалом на невысокой боковой морене, и дождавшись вечера, три человека из группы отправляются провешивать склон. Руководитель выходит на ледник понаблюдать за работой в бинокль.
Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)

30 лет назад этот перевал весь был в снегу, теперь же снега стало меньше, и обнажился небольшой скальный лоб. Камни под взлетом показывают куда лучше не соваться. Весь мусор ссыпается в кулуар на границе снега и скалы. Удивляет, что 30 лет назад Красных проходил перевал как раз по самому кулуару. Мы же хотим вешать веревки правее, по борту кулуара - так безопаснее. Чтобы подойти под скальный лоб приходится в связках преодолеть длинный снежный склон с несколькими бергшрундами. Все взоры обращены вверх, потому что из кулуара часто вылетают камни, но уходят далеко в стороне. Вот на фоне неба появляется большая черная тока. Кричу: "Кам..." и осекаюсь. Точка делает полукруг и исчезает за хребтом. Птица.

Первую станцию делаем под лбом, но в стороне от нижнего конца кулуара. Здесь практически отвесные скалы сверху защищают от шальных камней. К этому времени перевальный взлет уже давно ушел в тень, и камни слетать перестали. От станции провешиваем небольшой траверс к нижнему концу кулуара и влезаем на лоб. Льда еще нет. Петлю накинуть не на что. Крюк забить некуда - везде сплошная разруха. Радует, что склон не крутой, можно стоять и даже идти ногами. У первого куска льда делаем символическую промежуточную точку. Тут он тонок и лежит на осыпи. Номальный лед находится только при выходе на всю длину веревки. Место удобное для станции в стороне от кулуара. Можно спокойно стоять ногами на скальной полочке. Еще одна веревка, и больше их у нас не остается. Наша задача на сегодня выполнена.
Всю ночь мы слушаем камнепады, порой кажется, что совсем рядом. Утром первую веревку пролезаем без рюкзака, попутно сдернув несколько попавших на нее камней, проверям станцию. Все в порядке.

Дальше остается побыстрее провесить склон и подняться. Необходимо успеть до 11 часов - в это время солнце начинает освещать перевал.
Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)

Катастрофически не успеваем, но самый опасный участок на скальным лбом уже позади. На седловину вылезаем в два часа дня. С другой стороны к ней вплотную подходит ровный и пологий ледник Джеруй, там и обедаем.
Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)С перевала видно оз. Иссык-Куль

Ночевать приходится на голом льду.
Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)Ледник Джеруй

Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)

На следующий день мы поднимаемся по леднику Джеруй, попутно обходя небольшой ледопадик, и выходим на самый низкий перевал в верховьях ледника. На седловине снимаем записку о первопрохождении. Совершено оно группой туристов из г. Чебоксары в 1986 году. Руководитель - Машанов А.С. Перевалу дано название "Ступенька".
Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)Вид с пер. Ступенька на лед. №72

Делаем радиальный выход на соседнюю седловину - перевал "Каракоман Центральный". С него хорошо видна в. 4632,5 траверс которой с перевала "70 лет советской власти" у нас заложен в маршрут.
Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)Вид с пер. Каракоман Ц. на юг

Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)Путь спуска с в. 4632,5

За остаток дня преодолеваем лед. №72 и №84.
Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)

Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)Высшая точка хребта Джетим - в. Молдо-Баши

На ночевку встаем у подножья перевала "70 лет Советской власти", 2Б. Стоит отметить, что при подготвоке маршрута у нас бала одна единственная фотография этого перевала, сделанная издалека в 2007 году Димой Супонниковым. На ней была хорошо видна восточная сторона перевала и она нам не понравилось. Поэтому решено было спускаться с перевала по восточному гребню в. 4632,5. И на фотографии, на карте и на спутниковых снимках этот гребень выглядел довольно приятно.

Как назло на следующий день все небо в легкой дымке. Видны только ближайшие хребты. Подъем на перевал проводим в связках по ступенчатому снежно-ледовому склону, встречаются трещины. Седловина очень широкая, на восток свисает карниз.
Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)Седловина перевала 70 лет советской власти

В туре находим очень старую мокрую записку. Пытаемся ее развернуть, не высушив, и сильно об этом жалеем. Отдираются мелкие клочки. Прочитать ничего не возможно.
На в. 4632,5 выходим по широкому осыпному гребню. Тура на вершине нет. Были ли тут когда-либо люди - неизвестно. Называем вершину пиком 1-го сентября.
Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)Выход на в. 4632,5

Чтобы выйти на восточный гребень приходится обойти небольшой карниз и повесить одну веревку. Дальнейший путь виден очень хорошо. Еще один крутой участок завешиваем двумя веревками, а дальше все проходим в связках.
Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)Спуск по В. гребню в. 4632,5

Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)

С осыпного гребня слезаем на лед. №86. До травы доходим уже в сумерках.
Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)Путь спуска по В. гребню в. 4632,5

Мы попадаем в широкую травянистую долину р. Самынсу.
Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)

Из нее совершаем радиальный выход на перевал Ак-Кой. Оказывается, через этот перевал проложена тропа и через него регулярно гоняют скот.

Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)Вид с пер. Ак-кой на лед. №42

Дальнейший наш путь ведет в долину р. Каратор Юж.
Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)

Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)Долинв р. Каратор Юж.

А дальше на перевал Сарбет, 1А.
Спустившись с перевала мы попадаем на Марс (по другим сведениям на стройку).
Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)

Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)Строители за работой. Правильные ледорубы не ломаются!

На следующий день мы намерены пройти траверс хребта Терскей-Алатау через в. 4479,5 и спуститься на перевал Культор-Таш.

Остаток дня посвящаем разведке перевала Кара-Тор Вост.
Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)

Утром Поднимаемся на пер. Культор Центральный, однако. обнаруживаем на нем записку о превопрохождении 1976 года. Руководитель то же - Красных С.И.

Название почти стерлось. но можно различить буквы "Зап Ку". По-видимому перевал называется все же Культор Западный, что намного лучше соотносится с картой.

Дальнейший путь проходит по очень широкому и плоскому осыпному гребню, пока мы не подходим к подножью вершины.
Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)

Подъем ведем в связках, только на самый верх вешаем две веревки.
Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)Опять вдали Иссык-Куль

И вот мы на вершине. Тут валяются две деревянных триангулы и одна дюралевая. Видимо, геодезисты раньше часто здесь бывали.
Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)

В сторону нашего спуска отлично виден простой перевал Культор-Таш, 1Б. Этот перевал обозначен на карте, а следовательно, имеет какое-то хозяйственное значение.

Восточный гребень вершины 4479,5 широк и спускается на ледник №49 волнами.
Для выхода на него с вершины вешаем одну веревку, а остальной путь проделываем в связках. Ниже, правда, приходится повесить еще одну веревку через довольно крутой лоб "волны".
Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)

Впоследствии, встреченный нами пастух расскажет, что раньше через перевал Культор гоняли скот и это занимало 1 день. Бывало, что и люди гибли в трещинах. Последний раз пастухи проходили этот перевала в 1988 году. Теперь же скот гоняют другим перевалом и это занимает 3 дня. Почему же сейчас этим путем не пользуются? Оказывается, что все старики, которые знали "проход" уже умерли, а молодежь пути не знает.
В подтверждение его слов мы на леднике нашли много крупных костей, сгнивших шкур и веревок.
С ледника опять спускаемся уже в сумерках.
Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)лед. №49

У нас остается два дня, чтобы выйти на дорогу и уехать домой.
Забытый Терскей. Часть 3. (Горный туризм, запад, красных, гадкий утенок)К нам гости