ВЫСОТНЫЙ ЛИКБЕЗ - 2.

Пишет grekov, 22.06.2012 21:17

Тем, кто впервые собрался на 7000м.
На высоту ходить просто. Здесь, как в танке. Главное не ... Ну Вы поняли. Главным критерием успешного восхождения является грамотная акклиматизация и тактика. Начнем с тактики. Есть три варианта тактики.
Первый, это амерликанский или альпийский стиль. Выглядит примерно следующим образом: Приезжают крепкие ребята и говорят, что им лень ходить туда сюда по горе и это не спортивно. На следующий день, нагрузившись барахлом стартуют. В первый день набирают 1000м. высоты и очень довольны собой. Во второй день они набирают 200м. и энтузиазма становится меньше. В третий день набирают 50м. А в четвертый, наши гиды садят их в акью и волокут в лагерь. На пятый день они улетают, говоря что гора плохая, погода ваще плохая и все плохо. Это быстрый и легкий стиль.
Второй вариант испанский или пассивная акклиматизация: Приезжают более серьезные ребята и живут в базовом лагере до тех пор, пока у них не перестанет болеть голова. Потом они переезжают в первый и живут дней десять. Читают толстенные книги, слушают музыку, пишут статьи в интернет, акклиматизируются. Когда они переезжают во второй лагерь, начинается сенокос для наших портеров, так как затащить продуктов и газа на следующую акклиматизационную неделю сами они не в состоянии(мужики после таких клиентов даже машины покупали). Обычно восхождение в таком стиле заканчивается в третьем лагере, так как все сроки уже прошли, а билеты на самолет менять дорого, да и сами восходители уже не очень свежие. Это долгий и тяжелый стиль.
Третий вариант, это совейский или "зубья пилы". Очень не спортивный стиль. Открыт был случайно брятьями Абалаковыми в тридцатьлохматом году при восхождении на пик Ленина(Кауфмана). По приказу Партии они выдвинулись на покорение вершины воинским подразделением с винтовками на перевес. Понятно, что по мере подъема ряды бойцов стали заметно редеть. На гребне, на высоте под 6700м. полегли самые стойкие и вынуждены были спуститься в базу. Отдышавшись и обдумав ситуацию поняли, что дома их в лучшем случае ждут лагеря и совсем не альпинисткие. Порешили, что уж лучше завернуть ласты героями на склоне горы, чем на Колыме, вышли на повторный штурм. К своему удивлению они спокойно сделали гору, включая трех командиров красной армии попавших в горы впервые. Проанализировав ситуацию поняли, что казавшийся провальным первый выход позволил им получить достаточную акклиматизацию для успешного восхождения. В дальнейшем тактику предварительной акклиматизации применяли большинство советских экспедиций от Тянь-Шаня, Памира до Гималаев. Эта тактика с успехом применяется и в наше время и я рекомендую именно ее.
И так акклиматизация: Вы прибыли в базовый лагерь. Высота здесь как правило тыщщи на три минимум больше, чем у Вас дома. Совет - высоко не прыгайте, быстро не бегайте, ничего тяжелее стакана не поднимайте, но и не лежите бревном. Можно немного погулять, без фанатизма, так, не более трех км. Тренироваться уже поздно, это надо было делать в подготовительный период. Теперь важно сохранить силы для восхождения. И тут на первый план выходит экономизация. Вашей главной задачей становится выполнение любой работы с наименьшими затратами. Через пару-тройку дней почувствуете, что одышка уже не душит Вас после каждого незначительного усилия, значит пора выдвигаться в высокогорную зону. На первом выходе ваш организм подобен новому автомобилю. Как его обкатаешь, так он и будет ездить всю оставшуюся жизнь. По этой причине, если вы идете медленно, то надо заставить себя идти еще медленнее. Вашим тахометром становится одышка. Одышки не должно быть вообще!!! Если появилась одышка, Вы в "красной зоне". Снижайте обороты, иначе запорете движек. Таким образом, пересаживаясь из лагеря в лагерь вам надо набрать высоту на километр ниже, чем запланированная цель. Если идете на Хан-Тенгри(6995м.), ваша задача переночевать на 5900м. и бегом как можно ниже( в идеале до уровня моря). На Ленина(7134м.) эта высота будет 6100м. На Эвересте(8848м.) ночуют на 7800м. Спустившись в базу два-три дня попейте пива и можно выдвигаться на штурм. Экономизация и здесь не помешает, кроме штурмового дня, но не забывайте о спуске. Спускаться надо так-же по возможности максимально низко. В идеале в БЛ.
Несколько советов по снаряжению и питанию: Обувь - по возможности самую лучшую высотную(Миллет, Спортива, Замберлан, Бореаль и т.д.). Кто какую предпочитает. Пуховка обязательно. Спальник пуховый. Рукавицы ветрозащитные обязательно. Варежки на восхождение(не перчатки). Пальцы должны быть вместе, теплее. Балаклава. Штаны самосбросы утепленные(тинсулейт), пуховые не практичны. Не экономте на снаряжении, экономте на жратве. По питанию: Кушать надо в базе, на горе чисто поддерживать организм. Берите высококаллорийные продукты(шоколад, сало, мясо, орехи, курага и т.д.) и какие нибудь концентраты не требующие долгого приготовления(экономите на газе). Жидкости вообще не берите. Воды в горах навалом в буквальном смысле. Ориентировочный вес рюкзака должен быть 13-15кг. Чем легче рюкзак, тем быстрее и экономичнее вы будете передвигаться. Парадокс однако. Еще совет: Если у Вас замерзли ноги или руки и не получается их отмахать, не раздумывая разворачивайтесь. Гора ногтя Вашего не стоит и не забывайте о точке возврата. Удачных всем восхождений! Берегите себя.

Браво)))! Даешь испанскую акклиматизацию)))! А вообще, я тоже слышал про это и всегда очень удивлялся, как это умные буржуи такие глупости делают и на нас, таскающих вверх/вниз свой скарб смотрят как на скорбных разумом и бедных деньгами... А мы не бедные - мы про абалаковых слышали))).
Спасибо, Дмитрий, очень полезно.
1 июля вылетаю в Ош, вот теперь думаю над испанским типом акклимухи))). Все двадцать дней за пивом в базлаге проведу, а дома скажу погоды не было и гора не пустила))).

Великолепная идея!!! Это новый стиль! "New Russland"! Удачи на Горе!

Добавлю одну мелочь. При акклиматизационных выходах при возможности не ночуйте на максимальной достигнутой за день высоте. Постарайтесь вечером подняться метров на 200 выше установленного лагеря и спуститься к палатке. Гораздо легче спать.

Возможно, ваш метод эквивалентен просто хорошей физической работе на высоте палатки, там где это имеет смысл. То есть если пару часов рыли пещеру или час делали стенку для палатки, нет особого смысла ходить выше. :)
А вообще - ну очень тяжело себя заставить идти выше лагеря, особенно, если очень устал, солнце скоро уйдет (а с ним и возможность просушить вещи).
Но метод интересный, т.к. любая работа - это дополнительная акклиматизация.

подняться и побыть там с часик - помедитировать на красоту, пофотать фотки, попить пива опять же ;)

Супер, все понятно и главное доступным Языком, спасибо

Спасибо!

Спасибо за великий и могучий русский язык! Забрал в Избранное.

Прэлестно!

Всегда думал что жирных (сало)продуктов лучше избегать. Плохо жир без кислорода усваивается)) всяко лучше углеводов побольше брать, а жира в организме и так хватит.

Тоже так думал, пока не понял обратное.
Эта теория - происки буржуев-испанцев, чтобы наше сало съисть пока мы наверху топчем.

А ликбез прекрасен - на все 1000% !

когда мы на Раздельной жрали сало и запивали его коньяком, испанцы глядя на нас блевали.

А мышцы думают по другому))))). Они на жирных кислотах работают. Поэтому для них сало - самое то. Мысль не моя. Один хороший человек заставил пересмотреть взгляд на тренировки вообще. Читала Селуянова. Словам не верю, поэтому стала пробовать на себе. Всё работает по науке. Никогда в жизни не бегая больше 5 км кросса по равнине, смогла пробежать 22 км по горам. Сама в шоке. Это, оказывается, не трудно. Нужно следить за пульсом или, как говорит Дмитрий, не допускать одышки. Тогда как раз работают те мышцы, которым нужно САЛО)))) На этих мышцах бегаются марафоны. Так что до следующего сезона есть чем заняться. А там - на высоту.
Дмитрию огромное спасибо за пост. Как раз для таких чайников, как я))))))

+100500
Мне даже снилось, как я сливочное масло от куска ем

Вы не совсем правильно поняли. При окислении жиров нужен кислород и чем выше тем его меньше. Жира в организме и так как правило достаточно, а глюкоза заканчивается быстро, поэтому надо есть сладкое маленькими порциями.

в каких пределах пульс?

Подскажите, что именно Селуянова стоит читать?

Ползет на Грецию германская машина (ЧЕ-1:0)
А мы тут про методику вершины
Загнать бы немцев на морену Иныльчека
Сыграл один бы с ними - Дмитрий Греков!

"Спустившись в базу два-три дня попейте пива и можно выдвигаться на штурм."
Сделайте пометку, что это вы так пошутили, а то ведь поверит кто-нибудь, про пиво-то. :)

Да, с пивом промашка вышла. Гиды у меня спирт пьют, но это "секретная узбекская тактика"- литр\километр высоты. Пацаны просили ноу-хау не раскрывать. Прокололся. Виноват.

было-же 50г = 100м! факт подтвержден, если запить бутылочкой "балтики 9". хотя это было в 2010... все меняется

100% и не забыть главное сигареты при акклиматизационном выходе

***литр\километр ***

Я чот не понял. Литр приравнивается к перепаду в километр? Т.е. приехал в БЛ, выпил 9 литров... можешь считать поднялся выше Эвереста?:)))
Или при акклимухе каждый километр запивается литром? Тогда как-то понятнее. Главный принцип подготовки - регулярность нагрузки! Ну типа не пить бессистемно.:)

Дима привет! За материальчик спасибо! Собирались всю зиму с Люськой на эту тему написать, да все что то никак...а тут и ты подоспел.
Все, что хотели , ты доходчиво и кратко (сестра таланта) пописал. Спасибо, поможет нам в работе на Ленина.
Удачи. ВП.

Спасибо! От себя добавил бы: не забывайте употреблять витамин С (це) и рибоксин

все клево, но пиво я бы исключила) даже немного алкоголя может сказаться на физ самочувствии - там и так постоянное обезвоживание. пиво лучше после =)

Два альпиниста добpались до веpшины гоpы, pешили по слyчаю выпить пивка. Вдpyг pядом голос:
- Молодые люди, вы бyтылочки не выбpасывайте...

Спасибо огромное!! вот для меня, человека, еще, темного в этом деле, вообще бесценная инфа!!! еще раз, СПАСИБО!

Еще б добавил-тренируйтесь и тренируйтесь перед горами и будет вам счастье.тренинг по принципу-внизу плохо.наверху легко

Витамин С - хорошо. Но очень неплохое дополнение - янтарная кислота, а еще лучше - адаптоген Яна. Производная янтарной кислоты. По две - три таблетки в день утром. Можно и больше, но это сугубо индивидуально, кому как идет.
Попробуйте. В обиде не останетесь. Изготавливается и продается в Питере.

Давно покупали?
Адаптогена Яна в Рееестре лекарств по Питеру нет (поисковик пишет - производителей и поставщиков нет)

Витамин С - это иммунная система, рибоксин - сердечную мышцу поддерживает. Янтарная кислота, что за состав. Для чего?

а во чё нарыла в википедии))))
"В медицине янтарная кислота применяется, в частности, как одно из средств для борьбы с похмельным синдромом"

А вообще то:
"Янтарная кислота участвует в процессе клеточного дыхания кислорододышащих организмов (см. Цикл трикарбоновых кислот).
Летальные дозы (LD50): орально — 2,26 г/кг (крысы), внутривенно — 1,4 г/кг (мыши)"
Жесть!

кислородное голодание какбЭ облегчает. аскорбиновая кислота с янтарной кислотой в одной таблЭтке - наш выбор.

Как вы тут не объясняйте, но альпийский способ это наш,родной.Мы на сказках воспитывались-Фоме,говорят,аллигаторов тьма."Неправда"-друзьям отвечает Фома.Трусы и рубашка лежат на песке, Фома плывет по опасной реке.А вы говорите "точка возврата"...

Коротко, ясно и со "вкусом"))))

Исходя из личного опыта и и некоторого чужого ночевка на Раздельной имеет смусл только перед штурмом. В периоб акклиматизации туда неплохо бы сходить в радиалку, но не ночевать.

Исходя из личного и некоторого чужого опыта, ночевка на Раздельной имеет смысл только перед штурмом. В период акклиматизации туда неплохо бы сходить в радиалку, например с заброской, но не ночевать.

Хм... позвольте не поверить. При всем уважении к Вам, вашему и некоторому чужому опыту.

Спасибо!
Просто и доступно изложили, чувствуется большой опыт.
Приеду к вам в августе в Ала-арчу, уже и заявку подал.

Ну шо тут сказать? Всё верно, до миллилитра!А ваще, один раз пообщавшись с Грековым очно, а, в дальнейшем, здесь - визит на Южный Иныльчек (или в Ала-Арчу)- становится исключительной потребностью!Спасибо Дмитрий.

Смотрите что такое янтарная кислота и адаптоген Яна в инете.
Да, в поисковике нет. Посмотрел.
Несколько лет назад привозили из Питера. Возможно уже и не выпускается. Надо поспрашивать Питерцев.
Что дает Яна, да и янтарная кислота:

-повышает умственную работоспособность в условиях недостатка кислорода и физическую - при истощающих мышечных нагрузках
-выступает в качестве катализатора и, нормализуя клеточное давление, позволяет клетке более эффективно усваивать углеводы и пополнять энергетические запасы. Благодаря этому повышается устойчивость организма к вредным воздействиям и простудным заболеваниям
-уравновешивает процессы возбуждения и торможения, что выражается в общей устойчивости к стрессовым состояниям
-активирует подвижность сперматозоидов на фоне повышения потенции
-снижает уровень холестерина в крови
-снимает последствия алкогольной интоксикации (похмелье) и отравления наркотическими препаратами.

мексидол неплох.Мозги включает хорошо.

Струйно или капельно?

внутрипопочно наверное;)

таблеточно.в голову.

Харэ палить кантору! Вишь решение от биохимиков выложил. Канечно, пять кубов в попу и бегом на верхушку - там сердце выплюнул и бегом обратненько... гы...

ладно-больше никому))

Тебе Grekov в отделе пропаганды ЦК КПСС работать, а не завхозом на Иныльчеке

Низя мне. Коммунисты к стенке поставят. Когда Коммунизма в Сомони переименовывали, мы с Урубко и Молотовым единственные из совдепии на гору залезли. Могут "дело" пришить.;)

А Серега Миронов?

Спустившись в БЛ пива хочется аж до судорог в мышцах.Снеговая вода вымывает из организма все что в ней растворяется.Солевой баланс пивом востанавливается быстрее всего.

двое:
- знаешь почему снег жажду не утоляет?
- почему?
- потому что он - не пиво.

Пиво - величайшее изобретение человека.
Колесо, конечно, тоже ничего, но колесо с рыбой - все-таки не то...

Снеговая вода вымывает из организма все что в ней растворяется
******

вообще то пиво вымывает соли хуже снеговой воды.
поэтому приходится его заедать соленой рыбой и тп.

А где про стиль иракезов-то? ;о)))

Ночевка на Раздельной для акклиматизации имеет смысл всегда.Без нее лихой кавалерийский наскок может быть и удачным.Не у всех.И не всегда.

Стиль иракезов-самый крутой, как правило приходят в лагерь 1, через пару дней в лагерь 2, потом лагерь 3 ну а дальше где то с высоты 6400-6500м. впервые выходят на связь (хелп,рескью,доктор,гелиокоптер до Тегерана), хотя у них тоже бывают приятные исключения.

Только приехал с Ленина. Беру свои слова насчет ирокезов обратно. 4 группы иранцев сходили на гору с нашим стилем и очень удачно, достойно уважения. что то меняется в нашем мире в лучшую сторону.

А на иныльчеке нынче ирокезы гуляли на все деньги..

Греков прав,тогда только они и зашли.
С.Миронов

Серега, привет! Слышал, ты на Южный собрался? Буду рад увидеться. До встречи. Греков.

Полковник, написАл в нужное время в нужном месте ! мастер !
а про пиво да, я бы пометку сделал и информстенд на Южном поставил:
"если не можете спокойно занести хотя бы литр пива на 5900 и выпить его там, то к восхождению ещё не готовы - спускайтесь и тренируйтесь ! " (эта дискуссия про вес из соседней ветки навеяла :))

Лучше спирта, он калорийней и узбеки порадуются.

для средне подготовленных рекомендую бару БЛ иметь запас БАНОЧНОГО пива, т.к. в стекле тяжко таскать

стопитясотый раз задаю вопрос. Что делать тем, кто не пьёт? Я себя уже ущербной чувствую. Мужики, не гоните меня с горы)))) Я же еще не была на высоте. А хочесся. Можно я салом компенсирую? Типа привезу и буду есть двойную порцию. Проходит такой вариант?)))))

Ох, сочувствую. Я вот тоже такой (хотя только в горах). Моральные мучения страшные. Чувствуешь себя полным инвалидом. Вот она, бутылка, стоит. Все кругом пьют. А ты не можешь.
А непьющий вообще - в горах еще и о-о-очень подозрителен! Так что однозначно пора переходить в шахматы!
Но я им мщу страшной местью! В этом году пить его команде вообще запрещаю до цивилизации. Пусть тоже помучаются!

Что делать тем, кто не пьёт?
****

тренируйся, пока еще время есть.
Особенно для этого хорош портвейн три семерки. :)))))

Горняшка и похмелье похожи как близнецы:))))))

Можно,но запивать надо пивом

В 2010 году корейцы привезли с собой несколько ящиков из-под водки. Мы подумали, что это несколько необычно. Ситуация разрешилась после того, как узнали, что в ящиках из под водки корейцы на самом деле хранили запасы своей квашеной капусты и других блюд такого же типа. По-моему, ни один кореец никуда не взошел. Хотя могу ошибаться.
В общем, какие-то они загадочные.

Мдя, если б не товарищ Сталин и про аклимуху правильную и не узнали бы)))
Димыч, респект и уважуха!!!
Китъ

Хорошо написано, с юмором.
Если серьезно, алкоголь в горах употреблять можно, НО БЕЗ ФАНАТИЗМА! Сколько пить в базовом лагере - у каждого своя мера, однако памятуя Ленина 91, скажу, что из сильно пьющих не зашел почти никто, хоть и были там весьма серьезные высотники. Поэтому в базовом лагере потребление лучше ограничить весьма умеренными дозами. Опять же это рекомендация для новичков. Специально пишу для них, а то очень неоднозначное впечатление от темы и обсуждения. На горе же, особенно очень высоко, колпачек коньяка или виски перед сном - лучшее снотворное, я бы всем рекомендовал.

Виски? Приветствую москалей :) у вас свои причуды.
А мы на Алтае как-то все по деревенски. Сами настаивали и чередовали: кедровые орехи, можжевеловые плоды (амаретто нервно курит в сторонке), золотой корень... на закусь - дикий лук. Жаль, что только по колпачку доставалось :)

Забыл добавить. На Белуху взошли, даже как-то не заметили.

Вы не поняли основную мысль. Высота за 7000 - это не курорт, т.е. бухать там - смертельно опасно. Потому и доза: колпачек крепкого алкоголя. Организму на тех высотах очень плохо, 5 грамм же расслабляют и позволяют отключиться на ночь. Невыспавшийся ночью, утром Вы будете никакой. Вот такая клиника.
И что в Вас на такой высоте полезет - тоже вопрос, лучше на этом не экономить. С водки может вывернуть. Настойки - это сильно специфично, на любителя, может окончиться плохо.
Москалей у нас в Сибири тоже не жалуют :-). Но не всех.

Спасибо за отличную рекламу! теперь только с Вами! )

Дмитрий, а можно ли устроить БЛ в 1-ом лагере? Очень уж переход из базы в первый муторный. Т.е. на первом этапе применить испанскую тактику - несколько дней в базовом, потом неспешный подъем в первый. И дальше уже акклиматизироваться по классической "пиле" из первого лагеря. 4400 , в общем, нормальная для жизни высота, тем более, что в 1 лагере на Ленина, с т.зрения бытовых условий и наличия пива - все то же, что и в базе. База не Эвересте на 5400 - и ничего, живут. (Если что - рассуждаю не теоретически, на Ленина была до 6400, в т.ч. две ночевки на 6200 - вполне себе нормально). Короче, для себя решила, что в следующей попытке не буду спускаться в БЛ, т.к. адаптироваться к высоте 4400 не намного критичнее, чем к 3700. Или я не права?

По идее можете и во втором сидеть(5300м. высота БЛ под Эверестом), но чем ниже спуститесь, тем лучше восстановитесь. Спуск из С-1 в ВС занимает два часа и вы на травке. Психологически отдохнуть тоже важно. Я всегда предпочитал спускаться в ВС, чем сидеть в этих камнях.

Нормальный переход-хорошая тропа и юрта с пивом стоит ( в 2008 г). А на Ачик-Таше-травка зеленая.

В 2011 не стояло уже юрты - только остов от нее). Травка - да! Но у меня из-за этой блаженной зелени - настрой терялся. В 1-ом чувствуешь себя на горе, какая-то собранность - только вперед и вверх. А в БЛ - чувствуешь себя под горой, при этом гора где-то на горизонте маячит, и думаешь время от времени: а может лучше на Иссык-Куль? ))

Здесь же спрошу. Девушки (может и юноши помогут), откликнетесь! Где заказывать высотную обувь маленького размера? О выборе милетт, спортива, замберлан или бореаль - речи не идет - лишь бы размер! Самое маленькое, что увидела - 39,5 Олимпусы и 38, 5 Спантики. Ходила в чужих ботах 39-ого - это ад, нога в пятке болтается, в кошках на передних зубьях невозможно, при спуске большие пальцы сбиваются нафиг. Как решать проблему? Брать какую-нибудь Вегу своего размера и шить хорошие бахиллы? Или брать большие боты и как-то грамотно добирать носками? )). Тогда посоветуйте, как. Может, есть какая комбинация носков, позволяющая решить проблему? Чтобы пятка не ходила. На сколько размеров больше своего допустимо юзать высотную обувь?

У меня та же проблема и я ее описывал в соседнем топике.
Самое оптимальное решение, как мне кажется - иметь для высотных восхождений (не сложных технически) ботинки на размер больше. Чтобы, если пальцами ноги в ботинке упереться вперед до предела, сзади можно было еще как минимум просунуть указательный или средний пальцы руки. Мерить в носке средней толщины (не тонком). Одновременно двое носков использовать не стоит. Лучше иметь две пары носков (средней толщины и толстый) или больше, но которые использовать раздельно.
Для технически сложных летних маршрутов - ботинки своего размера.
Технически сложные маршруты на высоте и зимой девушкам лучше вообще не ходить (если, конечно, у вас не накопился большой опыт), так вы с бОльшой вероятностью сохраните в целости свои ногти, пальцы, руки, ноги и т.п. :)

Вообще бахилы не являются абсолютной и единственной панацеей от холода. Все должно решаться в комплексе. Дело в том, что, когда вам холодно и вы начинаете замерзать, кровоснабжение централизуется, чтобы обеспечить жизнедеятельность внутренних органов в фактически экстремальной ситуации. Иными словами, часто вы обмораживаете конечности не потому, что они и только они плохо теплоизолированы, а потому, что плохо (вернее, не соответствующе погоде) теплоизолировано все ваше тело, а ресурсы вашего организма подходят к концу (например, вы очень сильно устали, к тому же давно не ели). Также важно горячее питье - и тепло изнутри и кровь разжижает.

Спасибо! Но где взять на размер больше, если размер ноги 35-36?
У меня проблема в том, что самые маленькие высотные ботинки, которые нахожу - на 3 размера больше моего. Мне не понравилось топтаться в 39-ом размере. Даже с двумя носками было некомфортно - ноги натерла. Что с этим делать? Какой комбинацией заменить полноценные высотные ботинки? Вега плюс бахилы? Или все-таки где-то в забугорье можно заказать маленький размер? Он вообще в природе существует?

По высотной обуви Zamberlan - в этом году подумали о девушках - сделали для красавиц с размером ноги от 35 размера, есть в наличии модели 6000 Denali и 8000 Everest Mt, добро пожаловать.

спасиб!

странно, но в оф каталоге размеры эверста начинаются с 39...

Командиров РККА поднялось на Ленина двое - Чернуха и Лукин. Второй, кстати, - инструктор альпинизма. Понимаю, что вольное обращение с историей - в стиле статьи, но все же уточню кое-чего.
Да, волна репрессий начала раскручиваться в 34-м, после убийства Кирова, но до 37-го элиту почти не трогали (а в СССР высотный альпинизм был элитным видом). Потому и восхождение на Ленина в 36-м Колымой грозило вряд ли. Вот пришел 37-ой - тут уж пошла коса... . Из восходителей на Ленина в 37-м - половину расстреляли (Вот вам и Колыма).

Да собственно и не в Колыме дело, и не только в экспедиции 36-го года тактика ковалась. Если взять экспедицию Летавета 38-го года на Победу - чем не испанский стиль? А 55-го туда-же в группе Шипилова - американский. Скорее всего ступенчатая акклиматизация - это плод работы всех этих экспедиций. Ошибки заканчивались трагедиями, правильные решения - успехом. От того и выработали стиль - ступенчатая акклиматизация. Думаю западные альпинисты прошли тем же путем. Кто ему не следует - люди не желающие учиться на чужих ошибках.

Да очевидно, что ступенчатую тактику не Абалаковы первыми придумали. Как иначе в британских экспедициях 1922 и 1924 годов достигли бы высот 8200-8600 метров на Эвересте?
В том числе и без кислорода (Нортон в 1924 году достиг высоты свыше 8500 м и спустился вниз).

grekov:"По этой причине, если вы идете медленно, то надо заставить себя идти еще медленнее. Вашим тахометром становится одышка. Одышки не должно быть вообще!!!"

Одышка? А если это частое и мощное дыхание, если легкие справляются? Почему надо себя ограничивать?

Читайте Селуянова. Там как раз всё описано. И про то, какие мышцы работают на длительных нагрузках, чем грозит закисление мышц. Про остальные "прелести", думаю, что высотники точнее скажут.

Надо только сказать что закисление мышц сердца. На высоте ограничивающим фактором будут не мышцы ног и не объем легких - а объем сердца.

некоторое время назад общался с ним, показывал видео с Штеком(забег на эйгер) и разговаривал по поводу высотных восхождений(они тестировали кого-то кто на Эверест ходил). Его мнение(насколько я понял) что до 4т-4,5т рулит индивидуальная техника, а на высотных восхождениях(где в основном в горку пешком) объем сердца. В плане общефизической подготовки альпинисты посредственны..с топовыми олимпийскими чемпионами в плавании и лыжах даже близко не сравнить))

tamarius...чем грозит закисление мышц.
-Вы можете привести ссылку или прямо цитату от автора про это закисление? Только не ссылку на всю книгу, а именно на страницу. Я читал его, но не помню подробности, а искать лень.

Одышка, это кислородный долг. Дышите хоть часто, хоть мощно. Главное не вгонять себя в кислородный долг. По этой причине лучше идти медленно, но без остановок, чем рывками с передышками. Как говорит Вова Сувига: " Не бойся медленной езды, а бойся частых остановок".

точно, когда это понимаешь, думаешь - чеж я дурак сразу то так не ходил?)))

Об этом А.Лебедев подробно написал,
стоило бы сделать ссылку в посте.
А пиво?! - Я руками и ногами ЗА!!! - только не баночное, а свежее живое, и рыбка к нему и вяленая и копчёная идёт сама.
Кстати, соль с пивом в организме задерживается гораздо лучше, чем с водой, у меня на равнине от пива с рыбой ноги сильно отекают.

В 86-ом решили сделать Корженеву и Коммунизма в альпийском стиле, а для начала акклимуху на Четырёх. График был такой: 1 день - вертолётом на Сулоева с переходом по Фортамбеку на Москвина (я с приятелем), остальные вертолётом на Москвина. 2 день - радиальный выход под пик Четырёх. 3 день - подход под пик Четырёх и ночёвка у подножия. 4 - день - восхождение на пик Четырёх, после чего моего приятеля закатали в спальник и полиэтилен, обвязали верёвками и потащили вниз в бессознательном состоянии. Еле дотащили, но слава богу всё обошлось. Чего меня тогда чёрт дёрнул попробовать этот дурацкий стиль - не знаю. Ходил же до этого на семитысячники по абалаковски и всё нормально было. Никогда больше этот стиль не использовал и другим не советую.

Как там говорится... Ходи высоко - спи низко...

grekov:Одышка, это кислородный долг. Дышите хоть часто, хоть мощно.

- Ну и что , что кислородный долг. Само-то дыхание, знаете как происходит? Вдох связан с количеством со2 в организме. По наступлении критического уровня идет автоматом вдох. Я могу идти быстро допустим 10-20 шагов на долге и потом на паузе восстановится, без одышки, просто на мощном дыхании, хотя со стороны кому-то и покажется это одышкой.

- Если организм тренирован к такому долгу и к тому же имеет способности работать в долг (мыщцы такие или митохондрии), то ничего страшного в этом нет. Есть два типа - одни ходят медленно и постоянно , другие быстро и с остановками. Иногда на горе просто надо пройти быстро участок. А вы не можете, потому-что вам запретили это делать, и вы не умеете - не тренированы к этому. Глупо? И если вы чувствуете, что это не ваш стиль, зачем себя насиловать?

Главное не вгонять себя в кислородный долг.
- Заблуждение. Вгонять надо. Надо уметь это делать. Только с оговоркой где, и когда. На акклиматизации не стоит задача экономии сил. Задача другая запустить механизм роста эритроцитов. А работа на долге это оно самое для этого. Этот нюанс упущен. Потом уже на самом восхождении надо экономить силы, согласен

Слышала про такую вещь, как гипервентиляция лёгких. Вымывается не только О2, но и СО2. А это, как мне кажется, ведет к тому, что можно вообще перестать дышать. Нечему будет давать сигнал дыхательному центру. Возможно я слишком коряво описываю процесс, но, повторюсь, я не специалист. А вот из опыта хождения знаю, что я могу идти долго, но медленно. По концовке приходила или вместе с "бегунами" или чуть позже. Зато сил у меня после переходов оставалось еще и на то, чтобы кушать приготовить, лагерь помочь поставить и делами всякими заняться. А бегуны отваливали спать, потому что сил не было. Но это всё на средних и малых высотах. Про большие высоты не скажу, опыта нет. Конечно, есть ребята, которые могут и бежать, а потом еще целый день первым отпахать. Но редко почему-то попадались)))

- Ну и что , что кислородный долг.... Я могу идти быстро допустим 10-20 шагов на долге и потом на паузе восстановится -

Бегуны применяют рывковую систему на средних дистанциях с целью оказать психологическое воздействие на соперников.

По курсу механики при равномерно распределённой нагрузке расход энергии минимален, при рывковой - максимален.

По физиологии при рывковой нагрузке идёт расход углеводов, их запас в организме не более, чем что-то 2000 ккал, после этого надо
жрать сахар, при равномерной нагрузке (пульс до 150) идёт расход жиров, их запас в организме гораздо больше 10000 ккал у худобы и
25000 ккал у упитанных.

Поэтому грамотный горник не будет рвать задницу и расходовать углеводы без нужды.

По гипервентиляции - её выполняют перед долгой задержкой дыхания в течение где-то минуты, чтобы довентилироваться до степени потери чувства нехватки кислорода нужно гораздо больше времени и опыта, нормальный человек это не сможет - голова раньше закружится.

Не совсем верно. У нас нет чувства нехватки кислорода. Есть чувство переизбытка углекислого газа, от которого мы хотим делать выдох и вдох. Более того, если дышать чистым гелием, вы просто можете совершенно спокойно потерять сознание и даже ничего не успеть почувствовать. В принципе, в США даже продавали наборы для эвтаназии, которые выглядят как пластиковый капюшон, который с помощью гибкой трубки соединялся с баллоном, наполненным гелием. Также с этим связаны случаи смерти от гипоксии у дайверов на закрытом цикле (на ребризерах), если отказал датчик кислорода.

Задача другая запустить механизм роста эритроцитов... С эритропоэзом ты канешно переборщил... это тама под небом жить нада :)

В каком плане? С эритроцитами отмечено всё вполне правомерно...

for gewurz: Статья об акклиматизации для идущих первый раз на 7000м. Если вы акклиматизированы, грузите организм по полной(хотя на высоте могут быть сюрпризы) С акклемой мы(САВО) на Ленина гонки устраивали. Вгоните себя в долг на акклиматизации и ваши товарищи повезут Вас в акье. А тренироваться и запускать рост эритроцитов на горе поздно, этим надо заниматься в подготовительный период.

Дмитрий, а сколько стоит кислородный аппарат (баллон, редуктор, маска)? Рассматривали ли вы возможность размещения аварийного кислородного аппарата с несколькими баллонами в верхних высотных лагерях, в гидовских палатках?
Вариант оплаты - либо те, кто воспользовался этим аварийным запасом, оплачивают его постфактум (минус этого варианта - человек откажется платить или у него не будет всей суммы), внизу, либо стоимость этого оборудования размазывается на всех ваших клиентов (минус этого варианта - может не понравится тем, кто ходит аккуратно и безаварийно, так как увеличивает стоимость пакета). Мне лично нравится больше все же второй вариант (платят все, но немножко). Можно это рассматривать как дополнительную высотную страховку. Ведь даже если мы ходим аккуратно, и не планируем травмироваться - все равно покупаем страховку - многие уже привыкли к этому!

На популярных маршрутах (Ленина, Хан-Тенгри) можно иметь пару аппаратов с несколькими баллонами в верхнем лагере и делить его с несколькими фирмами, т.е. организовать совместное использование в случае аварийной ситуации в той или иной группе.

Артурыч, привет! Есть у меня кислород на Южном. В прошлом году двоих спасли благодаря кислороду(отек мозга и ЧМТ). Стоит баллон 400 баксов и редуктор с маской 300. Денег за кислород с клиентов не берем.

grekov>запускать рост эритроцитов на горе поздно, этим надо заниматься в подготовительный период

- нет такого способа - запустить рост эритроцитов в подготовительный период. ...И это вредно - иметь много эритроцитов внизу, есть даже такая болезнь эритроцитоз.

А тренироваться .... на горе поздно
- я согласен.

Статья об акклиматизации для идущих первый раз на 7000м

- я еще раз повторю, что не всем подходит меленное постоянное движение, просто тупо из-за типа мышц и клеток. Если я иду быстро и с остановками, то не значит, что я изматываю себя и на пределе. Я могу регулировать темп. К тому же наверху почти все переходят на такой тип ходьбы, чем выше, тем это заметнее. Несколько шагов и передышка. И в этом есть плюс. Особенно на сложном рельефе, требующем концетрации. При монотонном хождении концентрация (постановка ноги ипрочее)
не та.

tamarius: Слышала про такую вещь, как гипервентиляция лёгких. Вымывается не только О2, но и СО2
Это легко обходится поверхностным дыханием.
А вот из опыта хождения знаю, что я могу идти долго, но медленно - да, согласен, таких как вы, вроде, больше, что будете массой давить?

Если "мощно"дышать после "перебежек"-"фанеру пробъёт".Воздух то не как в средней полосе.Мощным может быть только верхнее,грудное дыхание.А высотники -они все горбатенькие,грудь впалая.))))

ничего что грудь впалая - зато спина колесом!

они все горбатенькие,грудь впалая.))
****

ага... и впалые легкие- до самой промежности... :))

gewurz-"нет такого способа". Есть такой способ: Бегайте 200м. через 100м. и 100м. через 50м. Где 200-ускорение, а 100 отдых. сериями по пять кусков сразу и будет Вам способ. Или в противогазе, тоже веселая штука. А на велосипеде в гору Вы тоже рывками ездите? По поводу - все переходят. Возьмите Элбрус. Кто не тренирован, те переходят. Кто участвует в Эльбрусрайсе бегут как самолет, а не пересаживаются перебежками. На 8000м. да. Там кислорода вообще нет и то я не помню чтоб Букреев рывками ходил. Толян обычно всю экспедицию в хвосте, а в штурмовой день только его и видели. В циклических видах спорта побеждает тот, кто умеет отдыхать между циклами(пример гребли-отдых в момент заноса весла). То-же и в альпинизме, отдыхаете на каждом шагу. Про брадикардию правильно. Любой спортсмен циклического олимпийского вида, уровня сборной страны, потенциальный великий высотник. Только после большого спорта им эти игры нафиг не уперлись. Пример: В забеге на пик Комсомола участвовала молодежная сборная Казахстана по лыжным гонкам. Первыми зашли лыжники, потом лыжницы. Потом никого не было. Потом потянулись АЛЬПИНИСТЫ.

Дима, +10000
Теория, подтвержденная практикой и личным опытом высотника!!!!!

***

ну так физ. данные такие примерно у одного на 100 тыс населения... а то и на миллион...

grekov

Вот только Д.Урубко среди них не было. Да и других сильнейших альпинистов Казахстана тоже не было. Хотя надо отдать должное лыжникам. В целом они сильнее альпинистов. Тот объем работы, выполняемый ими на тренировках, дает существенное преимущество. Но еще раз повторю - в сравнении с сильнейшими альпинистами высотниками вопрос открытый, во всяком случае для меня.

grekov: Есть такой способ: Бегайте...в противогазе
- сами себе противоречите: получается, что акклим-ю можно пропустить, побегал по схеме и с вертолета на вершину пошел без остановок? А, чо - эритроцитов-то вагон!

А на велосипеде в гору Вы тоже рывками ездите?
- а Вы на вершину с разгону заходите или по инерции? К чему такие корявые аналогии?

Возьмите Элбрус
- я тут с перепугу, даже на заголовок повторно глянул, вдруг чего не так, нет все по-прежнему:бла-бла- 7000м.

не помню чтоб Букреев рывками ходил
- Давным-давно читал статью в каком-то журнале, там Валиев описывал, как они ходили с чехом Золтаном Демьяном на Дхаулагири, и его удивило, этот чех шел не по-нашему - рывками, с остановками. Такое явное нарушение канона было осмеяно Казбеком. Однако, заметим чех, гад, не помер.

В циклических видах спорта побеждает тот, кто умеет отдыхать между циклами(пример гребли-отдых в момент заноса весла). То-же и в альпинизме, отдыхаете на каждом шагу. -

Не могу сообразить в каком месте, или вернее, позе, случается этот отдых? (у альпиниста).

Дима, у меня всю жись эритроциты в районе 190 и эритромии никогда не было. Физиология е-мае...

А я ни разу не мерял, но голова ни с похмелья, ни на высоте ни разу не болела. Доктор говорит: Мускулы в голове.

Возможно, дело еще и в качестве самих эртроцитов.

Товарищи, кто едет первый раз на Ленина и т.п.!
Слушайте "спортсменов" (т.е. альпинистов, которые регулярно тренируются дома, занимаются циклическими видами спорта ), но не берите на свой счет все, что они говорят. На дворе конец июня. За месяц вы не сможете все равно как-то сильно изменить свою спортивную форму. Не нужно изнурять себя каждодневными тренировками за месяц перед поездкой, если вы не делали этого весь год.

Главное - соблюдайте график акклиматизации, делайте это медленно и максимально полно, как рекомендуют лагерные старожилы. Кто за сколько бегает ( в т.ч. на вершины) вам должно быть сугубо по барабану.

Артурыч, дело говоришь.

...И уж моментальный эритропоэз тоже не снился - как было скокото там эритроцитов так и останется на пару с гемоглобином... :)

Прально. Ибо эритроцитарную массу "заготавливать с осени надобно" ;) Желательно в пакетах по 250 мл.

Можно заодно вопрос по медицине?

Чтобы устранить обезвоживание после нагрузок, пьют воду с солями. Но это способствует накоплению жидкости в тканях и, как следствие, некоторой отечности. Может ли это привести к более серьезным отекам на высоте, следует ли контролировать потребление солей?

В особенности Na... :)

Мне серьезно интересно :)

Перестаньте. Какая проблема? Нужно только не бросать тренировки и все. Конечно если делать беговой объем порядка 200 км в неделю, а потом все бросить и начать водку жрать, то никакое сердце не выдержит. А нормлаьные бегуны в 80 лет выходят на марафонские старты и довольны как слоны.

С опасностью закисления все просто - при перегрузке в мышцах накапливается молочная кислота и после определенной концентрации они просто не в состоянии работать. Или нужна подробная физиология процесса?

Господи, ну наконец-то написал человек, который в теме. Спасибо, sprinter!

Спасибо tamarius за ссылку на страницу - не сразу сообразил, извините. Ну, вот, давайте теперь объясню, по Селуянову, сначала небольшая его цитата:

"... перейдем на более простой вид спорта, велосипедный (мне ближе). Рассмотрим спортсмена, у которого ОМВ(окислительные мышечные волокна) только 15-20%, остальные — гликолитические. На равнине он набирает критическую скорость, превышает её, и начинает постепенно закисляться. Проходит 5-6 минут, он попадает в мертвую точку, пульс запредельный, дышать невозможно. Спортсмен начинает мощность снижать, и через 2-3 км выходит, наконец, на ту самую скорость, которая нужна. Вот классический вариант развития физиологических процессов на равнине. А если это не равнина, а холмистая местность, и холмы короткие, по длине такие, что на подъем затрачивается не больше 30 секунд? Тогда в этот холм спортсмен включает свои ГМВ(гликолитические мышечные волокна), их хватает ровно на 30 секунд. В холм влетает, скорость большая, а со спуска работать уже практически не надо, ГМВ восстанавливаются, потом опять подъём, спуск и т.д. При этом он может влететь в этот подъём быстро и мощно, а другой, у кого только одни окислительные, такой мощности не получит, попытается отыграть на спуске, но это очень трудно и особенно добавить не удастся. В этих условиях спортсмен, у которого много ГМВ, начинает выигрывать..."

У меня , допустим, преобладают ГМВ, и мне естественнее придерживаться включения этих ГМВ на короткий период, с последующим отдыхом, как в цитате ("...их хватает ровно на 30 секунд") . А если я послушаю многочисленных альпинистских авторитетов и пойду медленно и печально, мои тоже многочисленные гликолитические волокна работать не будут - они будут просто ехать на мне лишним грузом. А так, я заставляю их работать. Не забывая давать им отдых. До злополучного закисления ("Проходит 5-6 минут, он попадает в мертвую точку, пульс запредельный, дышать невозможно)" еще далеко.

В соседнем посте я уже написала, что я не врач-физиолог, ни специалист по тренировке выносливости и даже не профессиональный тренер. Я просто нашла то, что подходит мне. Нашла и пользуюсь этим с преогромным удовольствием .Сегодня пробежала на расслабоне 8 км с утра. Солнце, ветерок, настроение - супер. Подходит Вам ходить на ГМВ - да Бога ради. Каждый выбирает свой путь. Я не знаю, как высоко и далеко Вы ходили. Но я все таки придерживаюсь мнения профессиналов и тех, кто годами ходит в горы. Причём, не в Карпаты)))) Я верю мужикам. Я верю хотя бы потому, что у них за плечами такие ГОРЫ, о которых 99% читателей риска могут только мечтать.

Кстати, увеличьте количество митохондрий и будет Вам счастье. Вы сможете идти с большим запасом, как бегун на средние дистанции. Сможете делать рывок, когда нужно, обладая при этом выносливостью марафонца

Как я понимаю, проблема ещё и в том, что запас гликогена в разы меньше, чем запас жира. Поэтому дальше два варианта развития событий:
1. Через час-полтора гликоген кончается, эффективность резко падает т.к. организм переходит на ОМВ. И хорошо ещё, если глюкоза в крови при этом не упала до нуля.
2. Тело вовремя подпитывается углеводами, ЖКТ/печень успешно справляются его метаболизмом (нагрузки большие, перелопатить надо много) и движение продолжается.

Дима, прошу прощения, что развела на посте полемику про тренировки. Разговор то высотные восхождения был. Просто поинтересовалась, как народ тренируется перед горами. Оф... Как бы это поприличнее сказать, в шоке я...
Еще раз спасибо за пост!

Тома, не загружайтесь. Обмен мнениями всегда полезен. Я просто поделился своим личным опытом и опытом ведущих высотников которых знал лично. А как кому ходить и тренироваться, каждый решает сам. Удачи.

tamarius:Подходит Вам ходить на ГМВ - да Бога ради. Каждый выбирает свой путь - а Вы не поспешили?

Я не знаю, как высоко и далеко Вы ходили - я бы не стал спорить, не имея практического опыта.

Кстати, увеличьте количество митохондрий и будет Вам счастье - всю жизнь этим и занимаюсь. Но генетику - быстрые мышцы не перекуешь.

johnlepikhinЧерез час-полтора гликоген кончается - час-полтора это в условиях 6000-7000 тысяч 4-5 часов подъема с остановками - за глаза до вершины дотопать.

Внизу так оно и есть, а наверху все меняется - жкт барахлит, О2 на всё не хватает, ГМВ начинают рулить - им не нужен кислород. А для сжигания жира его, кислорода, надо много. Запасов жира, кстати больше не в разы а на порядки, для справедливости. Но, ведь, и иду я не исключительно на ГМВ, у мнея еще и ОМВ(я мясистый)).

Правильно говоришь: запасы жира в десятки и больше раз, чем углеводов, учти ещё, что калорийность жирной пищи почти в 2 раза выше,
чем углеводной,
а кислород - он дармовой, его тащить снизу не нужно и запасать в организме тоже.
Вопрос только в том, чтобы двигаться на пульсе до 150.
Если ты хочешь рекорды скорости ставить в течение светового дня - не проблема (типа забег на Эльбрус),
а если нужно несколько дней подряд пахать - увы, твоя технология даст трещину на второй день,
и ты сам рискуешь стать проблемой, а оно надо?

...твоя технология даст трещину на второй день...ты сам рискуешь стать проблемой

-Так, если б так было, но не было ж, может я чего не учитываю? Технология прошла испытание всем, чем можно и временем (например, Победа, после трех дней отсидки на Важе) . Я бы не стал тут о ней говорить, если б были какие казусы...- их не было. Думаю, что я не один такой с большим содержанием бмв и ГМВ. Я хочу сказать, что среди высотников (настоящих и будущих) они тоже есть. И ломать их не надо - если машина везет, не лезьте в нее. Слушайте больше себя.

а кислород - он дармовой, его тащить снизу не нужно и запасать в организме тоже

нда, жжёте, про баллоны платным кислородом не слышали чтоль?
и гемоглобин.

Запасов жира, кстати больше не в разы а на порядки, для справедливости

0.1-0.3кг гликогена против 4кг жира у топовых спортсменов (10кг у среднего человека). Истина где-то посередине :)

Мысль ясна, спасибо. Я тоже хожу больше рывками, но вот этот резкий спад эффективности неоднократно ощущал. Не всегда удается вовремя заглотить углеводов. Да и нет уверенности, что они всегда помогают в таких случаях. Но в размеренном медленном темпе мне ходить определенно тяжелее.

Есть команды, которые ходят на сахаре (состав питания углеводный), но это в основном молодёжь.
Постарше предпочитают сало.
В связке нужно быть одного стиля, либо оба сахар, либо сало.
А разумней всего основную часть идти на сале, а ударные участки на сахаре.
Поэтому от маршрута зависит всё:
горникам - сало,
скалолазам - сахар.
- К спору о вкусах...

вы не тот жир считаете, подкожный жир во время гонки, пусть даже суточной много не потратишь. Он в основном во время сна расходуется. Подкожный жир можно учитывать только если у вас есть много фаз отдыха - сна. А во время гонок(короткого восхождения) расходуется жир внутри тканей, его гораздо меньше и его тоже надо уметь запасать(как гликоген).

Кстати, для альпинизма рывковый стиль - это нечто типа его сути: провесил веревку, закрепил, отдохнул, принял, и по новой.

но вот этот резкий спад эффективности неоднократно ощущал - видимо, этих митохондрий не хватает, или рывки затянутые. Может надо до предела их не доводить, а останавливаться на пару шагов раньше.

Не, основная причина видится в другом: отсутствие подпитки 3-5 часов подряд. Не всегда удается (о чём и написал выше), но и не всегда возможно или лезет в горло. И вот отсутствие аппетита при таком способе хождения для меня иногда оказывается проблемой.

"...для альпинизма рывковый стиль - это нечто типа его сути..."Как знать? Хоннольд, в интервью после своего трипла в Йосаммите сказал:"Я лез не быстро, просто я не останавливался".

В идеале постоянно ту же глюкозу с водой пить - и потеря жидкости восстанавливается, и быстрые углеводы в организм поступают. А вот насчет сала не соглашусь. Жиры более калорийные, более энергетичные, чем углеводы - это факт. Но на их усвоение нужно в разы больше времени и энергии. А ту же глюкозу выпил и практически сразу можно на ней работать.

Увы, это теория. Практика суточных гонок показывает, что на второй половине дистанции не лезет эта долбанная глюкоза даже внизу. Кстати, вместе со всякими энергетическими батончиками, корнями и сникерсами. Про шоколад вообще молчу. А вот яблочек бы сушёных пожевать, да если бы ещё с кусочком копчёной колбаски или сала... :-))

Так может дело в минералах? Раз колбаска копчёная. Да и сало наверняка солёное, маслом не подменишь :) Всё-таки, собственные запасы жиров за сутки ну никак не выйдут, даже на треть. А вот минеральчики значительно теряются и за 3 часа гонки.

У велосипедистов которые участвуют в многодневных гонках неплохо рацион разработан. Все равно это по большей части углеводы, не сахар все время конечно, но углеводы.

****

как то в Цее после двух перевалов в ацкую жару спускались вниз на дрожащих коленках, едва волоча ноги.
Река в глубине долины казалась недостижимо далекой. сил небыло.

Тут вдруг на крутом травянистом склоне попалась пара даже не кустов, а деревца смородины.
Мы сбросили рюкзаки и напали на смородину.
Минут через 15 мы бодро побежали вниз, откуда только силы взялись, и быстро спустились.

Смородина- это комплекс витаминов, с огромным количеством витамина С,
фруктозы и разных известных и неизвестных веществ.
Кто хочет может сделать выводы.

Именно так. Минералы, витаминчики... На высоте, тем более, вещь архи важная. И странностям вкуса на высоте тоже не приходится удивляться. Причём, каждому своё.
Кажется, такая вкуснятина - халва, спущусь вниз, куплю 5кг и буду есть, есть... Ага, сейчас... :-))

Пожалуй, одна из самых интересных и полезных тем на Риске за последнее время. Спасибо автору!!!

Paha28, +10000

Собираюсь на Ленина. Эт скоко пива брать)))?
Хорошо написал, Дим.
Буду следовать рекомендациям!
Удачного сезона!

Серый, тебе после Чо-Ойю никакие рекомендации не нужны. Разве что: "Бери пива побольше". Удачи.

..На Ленине обычно много народа, но до вершины доходит, наверное, процентов 15-20.Может чуть больше.Хотя не все испанцы или американцы.И не всегда из-за погоды...
15-20 процентов взошедших-это правильно акклиматизированные ( с пивом ! )
У остальных может быть миллион причин

Вспомнилась фраза: Спортсмен - это не тот, кто не пьёт и не курит, а тот, кто показывает результат:)

Не... синька - чмо!

Отличный текст! Спасибо!

Лучшая на длинной Горе жрачка-фрукты(или сухофрукты тогда нужно больше пить) сухарики черного хлеба подсоленые и конечно соленое сало и самое важное эмоциональное состояне или настрой Если нет соотв эмоц настроя все ост не катит

Для меня лично было шоком узнать, что некоторые высотники не только пьют, но еще и курят(((Жееесть.Вот ломовые ребята

Хороший текст, спасибо. Коротко и по делу.