...

Прошу простить меня за многословие, ведь речь пойдет о важном, об обстановке в Кашгарских горах, такое картинками не покажешь. В этой грустной заметке я расскажу о том, как некогда прекрасный горный район скурвился и стал не шибко удобен для проведения горно-спортивных экспедиций. После похода с восхождением на Конгур в 2007 г. я не был в этом районе 4 года, за это время здесь произошли значительные изменения.

В ледовом хаосе Чимгена. (Альпинизм, комплексная экспедиция маи на китайский памир, кызылсель, китайский памир, конгур, маи)

Краткий отчет об экспедиции - ну совсем не пишется! Ну не идет - и всё тут.
А вот маленькие, но яркие эпизоды... Вот почему то именно их вспоминать приятно.

Наша акклиматизация перед восхождением на Музтаг-Ату включала (по плану) два восхождения на шеститысячники - на пики Кызылсель (6525) и Кокосель (6858). К началу траверса пика Кызылсель мы подошли с востока по леднику Южный Чимген. Там фантастический ледопад. Очень красивый, один из самых-самых в Кашгарских горах.

Место это находится к югу от Конгура (7719). Когда говорят о южных склонах Конгура или о маршруте на эту вершину с юга, то чаще всего имеют в виду его юго-западную сторону, которая легко достижима от озера Каракёль. А вот его настоящую южную сторону со времен Клармонта Скрина (1924) видело исключительно мало людей. Китайцы крайне неохотно выдают иностранцам разрешения на посещение этого района.

Однажды я обсуждал эту проблему со Львом Иоффе, и он рассказал, что к юго-востоку от Конгура живут потомки кушан, которые стоят на традиционных ценностях, недоброжилательно относятся к современным властям и к приезжим иностранцам. Поэтому путешествовать там опасно.

Старт изначально намечался в Невере, но по разным причинам его перенесли в Тынду. Выбор состава участников экспедиции у Павла, был непростым.
Из Ста человек выбрать надо было семерых-восмерых и после принятия решения, в команду вошли:

Тында – Оймякон, февраль- март 1991, двадцать лет спустя. На велосипедах «Салют» и «Альтаир»

Пока неспешно готовил краткий отчет об этой части маршрута, Google Earth подготовил приятный сюрприз: улучшил детализацию по нему. Насколько бы при этом облегчилось мне планирование этой части маршрута годом ранее!..
Итак, от Майбашской поляны наш путь пролегал по уже безлесой долине Айрансу

По заброшенным местам Иныльчека. Часть 4: У Китайской границы (Горный туризм)
Разве что густые заросли карликовой акации на склонах оживляют Айрансу.

Страховочные устройства: проблемы и решения. (Альпинизм, девятка, клик-ап, смарт, эдди, синч, гри-гри, страховка, безопасность, снаряжение)

Снова и снова, из-за ошибок страховки, в альпинизме и скалолазании происходят тяжелые аварии. Чтобы противодействовать ошибкам «человеческого фактора», были разработаны полуавтоматические страховочные устройства, часто называемые «автоблокирующими», но они, в свою очередь, вызвали новые проблемы. Немецкая комиссия по безопасности информирует о произошедших авариях и обсуждает достоинства и недостатки страховочных устройств разного типа.

Случайно нашел такую статью написанную О. Мирошниковым. Статья выложена на сайте клуба альпинистов Азербайджана (г. Баку)
Решил выложить сюда ссылки на две части статьи. Думаю, что работа автора будет интересна всем, ведь помимо безопасности там интересно освещаются психологические моменты в альпинизме, об альпинистах и конечно же альпинистках :)

Страшная правда высоких категорий (Альпинизм, памирский марафон 1999, пик революции, пик ленина, маи)

Жаркие обсуждения о допустимости или недопустимости шокирующих фотографий в статьях по безопасности в горах навели меня на далекие и приятные воспоминания 11-летней давности. Тогда я и мои друзья решились на чумовой проект, и всё это было для нас впервые, поэтому я очень боялся...

После реализации я написал несколько статей и прикрепил их к отчету. Уважаемый рецензент обвинил меня в том, что я зомбировал участников смертью. Вот, какой текст (1999 г.) произвел на него столь негативное впечатление.

Высотная ретинопатия и прочие аспекты влияния высоты на сетчатку глаза (Альпинизм)
Мы все достаточно неплохо осведомлены об основных проявлениях горной болезни, таких как снижение работоспособности, аппетита, головные боли, отеки легких и мозга, снижение иммунитета, мозговой деятельности и терморегуляции организма и т.д. При этом ни в литературе, ни в рассказах наших старших товарищей практически не освещены вопросы влияния высоты на органы зрения человека.

...тут кто как умеет,
мне важно увидеть восход.

В.Высоцкий.

Траверс Патриот-Россия-Коммунизма 1973, кто об этом знает? Траверс подтвердился, подробности изучаются (Альпинизм, пик коммунизма, безносов, пик россия, пик патриот)

От Garmo сегодня узнал, что в 1973 г. был совершен траверс пик Патриот (6446) - пик Россия (6875) - пик Коммунизма (7495). Он это вычитал в Книге о любви к путешествиям Леонида Стариковского. Вот, что там написано.

Сообщение с сайта прокуратуры Краснодарского края:

Дорога. Москва - Кашгар - Каракорум. (Альпинизм, каргалык, илик, мазар, китайский каракорум, маи)

К следующей части.
На главную страницу отчета.

Это рассказ о заезде - о самом начале нашей экспедиции 2010 г. в Китайский Каракорум. Надеюсь, что добавленные в этот текст незначительные детали окажутся полезными для путешественников и восходителей, которые решились посетить район великих вершин (К2, Броуд пик, Гашербрум, Хидден пик) с китайской стороны.

Вот, что удалось пройти. (Альпинизм, агыл-каракорум, сиачен-музтаг, зуг-шаксгам, шаксгам, гашербрум, китайский каракорум, каракорум, маи)

На главную страницу отчета.

Вернувшись из Архыза, где моя семья спасалась от московского смога и нестерпимой жары, я тут же нарисовал в Google Earth пройденный в июле маршрут по Китайскому Каракоруму. Мне хотелось это сделать как можно скорее, пока не позабыты мелкие подробности и детали. Ведь треками в Google Earth можно изобразить проход в ледопаде между разломами, облаз каньона по борту реки и многое другое. Именно с такой степенью точности я стремился выполнить эту работу.
И вот, что получилось.

Стариков Геннадий, Москва.
Случайность в миг.

Хан-Тенгри, Победа…
Эти великие горы дают возможность за относительно небольшие деньги испытать себя, получить то, что более обеспеченные альпинисты находят в Каракоруме, Гималаях.
Многочисленные очерки, заметки, серии фотографий о прекрасно проведённом сезоне ещё больше увеличивают популярность региона.

ЛУЧШЕ ДЕСЯТЬ РАЗ ВЕРНУТЬСЯ… Глеб Соколов (Альпинизм, победа, хан тенгри)

Виталий Горелик и Глеб Соколов, Победа.
-----------------------------
P.S Все мои пожелания, рекомендации основаны на личном опыте и конкретных случаях за последние 20 лет. Что-то я наверняка пропустил, о чём-то упомянул вскользь, поэтому считайте эту статью не догмой, а руководством к действию.
И будет вам счастье!

Статья опубликована в журнале "РИСК онсайт" N35, за 2008 год. В данном варианте материал доработан автором, расширен и углублен. Используйте на здоровье!